Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОЛЕП (Адамов; сер. XVII в., Н. Новгород - 13.01.1726, Вел. Устюг), еп. (архиеп.?) Великоустюжский и Тотемский. В 80-90-х гг. XVII в. иеромонах, в 1700-1714 гг. казначей Чудова мон-ря в Москве, в апр. 1716 г. переведен уставщиком в Александро-Невский мон-рь в С.-Петербурге. 25 янв. 1719 г. хиротонисан во епископа Великоустюжского и Тотемского. Прибыв в епархию, обнаружил сильные опустошения, причиненные в 1715 г. пожаром, и крайний недостаток средств - в 1720 г. в вотчинах архиерейского дома числилось 93 крестьянских и «половничьих» двора, к-рые оценивались как «самые плохие и малоугодные». Б. неоднократно обращался в Синод с просьбами об употреблении собранных денежных сумм на нужды епархии. В 1721 г. архиерей сообщал, что светские комиссары вопреки указу Синода продолжают собирать подати с церковных вотчин, «а паче освященному чину чинят немалое озлобление и от службы церковной отлучают... и в прочих всяких требах чинится немалое препятствие». В целях усиления контроля за расходованием церковных денег архиерей добивался от Синода указа, к-рый бы подчинил церковных старост ведению епископа. Б. также просил разрешения на сооружение каменных храмов на средства «богатых христолюбцев». При Б. шло восстановление храмов, пострадавших в пожаре 1715 г., а также были перестроены кафедральный собор и каменный холодный храм во имя св. прав. Прокопия (в своде этого храма были написаны изображения на темы притч из книг «Ставрофили»); в 1722 г. закончено строительство теплого каменного храма во имя св. Жен-мироносиц, освящение к-рого состоялось в 1724 г.; в 1725 г. начато строительство каменного теплого храма взамен сгоревшего в честь Сретения Господня в Спасо-Преображенском жен. мон-ре, а также строительство храма во имя прп. Симеона Столпника. В 1725 г. в Вел. Устюге открылась духовная школа (есть мнение, что первая школа была создана в кон. 1723), учителя для к-рой прошли подготовку в Новгородской школе с февр. 1724 по апр. 1725 г.

http://pravenc.ru/text/149475.html

Богородицы (мужской, в с. Косэуць р-на Сорока, основан в 1729), Циганештский в честь Успения Пресв. Богородицы (мужской, в с. Цигэнешть р-на Стрэшень, основан как мужской скит в 1741, закрыт в 1959, возрожден в 1992), Жабский в честь Вознесения Господня (женский, в с. Жапка р-на Флорешть, основан в 1770), Курковский в честь Рождества Пресв. Богородицы (мужской, в с. Куркь р-на Орхей, основан в 1773, закрыт в 1953, возрожден в 1992), Сахарнянский во имя Св. Троицы (мужской, в с. Сахарна р-на Резина, основан в 1776, закрыт в 1957, возрожден в 1991), Кондрицкий во имя свт. Николая Чудотворца (мужской, в с. Кондрица муниципия Кишинёв, основан в 1783, закрыт в 1947, возрожден в 1993), Георгия Победоносца (женский, в с. Суручень р-на Яловень, основан в 1785 как муж. скит, закрыт в 1959, возрожден в 1991 как жен. мон-рь), Успения Пресв. Богородицы (женский, в с. Кушелэука р-на Шолдэнешть, основан в 1786, закрыт в 1960, восстановлен в 1988), Таборский в честь Успения Пресв. Богородицы (женский, в с. Табора р-на Орхей, основан как мужской скит в кон. XVIII в., преобразован в женский в 1815, закрыт в 1960, возрожден в 1989), Хировский (Чуровский) во имя прп. Симеона Столпника (женский, в с. Никулэеу р-на Орхей, основан в 1803 как мужской скит, преобразован в жен. мон-рь в 1805, закрыт в 1959, возрожден в 1992), Успения Пресв. Богородицы Городищенский (мужской, в с. Ципова р-на Резина, основан как скит в нач. XX в. на месте древнего пещерного Городищенского мон-ря, закрыт в 1949, возрожден в 1994), арх. Михаила (мужской, в с. Киштелница р-на Теленешть, основан в 1991), Илии пророка (мужской, в с. Никорень р-на Дрокия, основан в 1992), Успения Пресв. Богородицы (мужской, в с. Бутучень р-на Орхей, основан в 1996), Иакова Персиянина (мужской, в с. Сирець р-на Стрэшень, основан в 1998), Хаджимусский во имя святых Марфы и Марии (женский, в с. Хаджимус р-на Кэушень, основан в 1998), Куйзовский во имя свт. Василия Великого (женский, с. Куйзэука р-на Резина, основан в 1999), Покрова Пресв.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Рака с мощами свт. Гавриила (Христорождественский собор в Рязани). Фотография. 2004 г. Рака с мощами свт. Гавриила (Христорождественский собор в Рязани). Фотография. 2004 г. В апр. 1841 г. Г. был назначен членом Святейшего Синода. Неоднократно выражал несогласие с распоряжениями обер-прокурора Н. А. Протасова , в 1843 г. был исключен из членов Синода, вернулся в Рязанскую епархию. 1 апр. 1847 г. «по вниманию к нестяжательности» архипастыря имп. указом ему было увеличено жалованье на 1 тыс. р. серебром в год. Для укрепления материального положения рязанских архиереев Синод определил Г. и его преемникам быть настоятелями радовицкого во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря . В связи с эпидемией холеры в Рязанской губ. в июле-сент. 1848 г. Г. призвал паству к общей молитве, организовал крестный ход из кафедрального собора Рязани вокруг города. Чтимая рязанцами чудотворная икона Божией Матери «Знамение» (Корчемная) по благословению святителя была перенесена в ц. прп. Симеона Столпника, а затем в новую часовню. Люди носили икону по домам, получая избавление от болезни. После окончания эпидемии Г. приступил к устройству в Архиерейской Слободке в Рязани уч-ща для девочек-сирот на 90 мест. Пожертвовал 1 тыс. р. и создал неприкосновенный фонд для содержания воспитанниц. Книги для б-ки уч-ща приобретались на средства архипастыря, на праздники Г. присылал учащимся подарки и деньги. В Рязани Г. организовал церковно-исторический комитет, собрал обширную б-ку древних рукописей и впосл. передал ее в Ольгов в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь, по просьбе губернатора собрал сведения о рязанских храмах и мон-рях. Благословил построить часовню на городище Ст. Рязань, на месте обнаружения фундамента одного из храмов с честными останками рязанских князей и княгинь, погибших в 1237 г. во время нашествия хана Батыя. В 1849 г. Г. украсил усыпальницу рязанских архиереев в Архангельском соборе Рязанского кремля киотом с крестом из кости. Особо почитал чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери, благословил устроить в ее честь придел в Сергиевской ц.

http://pravenc.ru/text/161237.html

К этому типу можно отнести звонницы Преображенского монастыря в Ярославле (нач. XVII в., перестроена в XIX в.) и Воскресенского мон-ря в Угличе (1674). С сер. XVII в. самым популярным типом К. стал шатровый. В его основе лежали 2 образца: К. Александровской слободы и надстройка Спасской башни Московского Кремля (1624-1625; архитекторы Вилим Граф, Христофор Галовей). Надстройка представляет собой несколько восьмериков на четверике. Верхний восьмерик с килевидными арками звона увенчан стройным шатром. Знаменитые кремлевские куранты состоят из механизма часов, скрытого за циферблатами, и колоколов, развешанных над ними в верхнем ярусе звона. Шатровые К. обычно делали 8-гранными, иногда на основании в виде четверика. Вверху располагался ярус звона с крупными арками, а шатер прорезали мелкие окошки слухов. К. этого типа, как правило, были частью храмовых комплексов посадских церквей. Характерные примеры такого типа построек находятся в Москве: церкви Св. Троицы в Никитниках (сер. XVII в.), свт. Николая в Пыжах (сер. XVII в.), прп. Симеона Столпника на Поварской ул. (1676-1679), свт. Николая в Хамовниках (1679-1682). Большинство московских К. расположены с зап. стороны храма по продольной оси постройки. Именно в сер. XVII в. складывается 3-частная композиция «храм-трапезная-колокольня». Отдельно стоявшая шатровая К. (1-я пол. XVII в.) при ц. вмч. Димитрия Солунского у Тверских ворот (не сохр.) отличалась тем, что была прямоугольная в плане. В Ярославле часто строили шатровые К. отдельно стоящими, напр. К. храма свт. Иоанна Златоуста в Коровниках (сер. XVII в.) и незаурядная по композиции К. ц. Рождества Христова (сер. XVII в.) с проездной аркой внизу, храмом в среднем ярусе и часами. Ярославские К. при храмах возводили обычно, в отличие от московских, на углу четверика (церкви прор. Илии (1647-1650), Спаса на Городу (1672), арх. Михаила (1657-1680) и др.). В мон-рях и при крупных соборах предпочитали строить звонницы или столпообразные ярусные К. по образцу колокольни «Иван Великий».

http://pravenc.ru/text/1841778.html

Д. Уинфилд предположил, что ц. Асину и церковь в Трикомо расписал ученик мастеров из И. З. м. (и, следов., парекклисион Св. Троицы расписан ранее ц. Асину (1105/06), т. е. в 1-й период наместничества Евмафия Филокала). Фрески парекклисиона Св. Троицы по сравнению с остальными работами этой артели отличаются большей утонченностью и изяществом. К сожалению, ни одна из этих росписей не сохранилась как комплекс. Парекклисионы Спасителя и Пресвятой Богородицы «Афендрики» Ниже мон-ря, на кладбище, находятся 2 примыкающих друг к другу парекклисиона. Судя по свидетельству де Брёйна, уже в XVII в. они были в полуразрушенном состоянии. Сев. парекклисион Пресв. Богородицы «Афендрики» может быть идентифицирован с упомянутой в Типиконе И. З. м. часовней Пресв. Богородицы на кладбище. Он принадлежит к тому же архитектурному типу, что и парекклисион Св. Троицы. Внутреннее пространство с помощью лопаток и арочных ниш у боковых стен расчленено на 3 компартимента. Центральная часть, возможно, была увенчана куполом. Зап. фасад завершается щипцом, над порталом сделана плоская ниша с арочным завершением. Постройка возведена из грубо отесанного камня с применением кирпича. Имеются фрагменты росписей кон. XII - нач. XIII в. в очень плохом состоянии. В юго-зап. нише изображен вмч. Георгий на коне, в кольчуге и с копьем; за ним сидит юноша с кувшином, чашей и полотенцем, перекинутым через руку (об этом чуде см. в ст. Георгий , вмч., разд. «Чудеса», подразд. «Чудеса об избавлении отрока из плена»). Подобные изображения вмч. Георгия с юношей нередко встречаются в кипрских росписях в более позднее время. Судя по стрельчатым формам арок и по стилю фресок, парекклисион относится к кон. XII в. Юж., меньший по размеру парекклисион посвящен Спасителю. Вероятно, его следует идентифицировать с упомянутой в Типиконе И. З. м. часовней прав. Лазаря. Парекклисион построен из необработанного местного известняка, песчаника и кирпича. Возведенный скорее всего одновременно с парекклисионом Св. Троицы, он аналогичен ему по структуре: однонефный, с арочными нишами у боковых стен; возможно, над центральной частью был купол. С зап. стороны пристроен небольшой нартекс. Сохранились фрагменты росписи, расположение и иконография к-рых соответствуют назначению храма как погребальной часовни. На северной стене находятся фрагменты композиций «Распятие», «Снятие с креста» и «Сошествие во ад», в арочной нише - полностью сохранившаяся композиция «Положение во гроб». По иконографии и эмоциональной выразительности она напоминает знаменитое «Оплакивание» из Нерези (1164). В виме - хорошо сохранившееся погрудное изображение прп. Симеона Столпника. Эти фрески по трактовке фигур и одеяний, типам лиц, технике письма, начертаниям букв в надписях аналогичны росписям парекклисиона Св. Троицы. Очевидно, парекклисион Спасителя был расписан той же артелью.

http://pravenc.ru/text/577890.html

Новгородская традиция получила здесь продолжение, отличное от столичной живописи, представленной, напр., творчеством Дионисия . Отмечалось определенное сходство росписей с росписью ц. прп. Сергия Радонежского на Владычном дворе (между 1459 и 1463) и ц. свт. Николая Чудотворца Гостинопольского мон-ря (ок. 1475 (?) - кон. XV в.; не сохр.). Росписи верхнего яруса (Пантократор в скуфье купола, XVII в., на склоне свода - архангелы (поновления XVII в.) и херувимы, в барабане: 8 фигур праотцев между окнами в рост (верхний ярус), 12 полуфигур (нижний ярус), евангелисты (в парусах) традиционны. В конхе алтарной апсиды позднее (XIX в.?) изображение Отечества, возможно повторяющее древний оригинал ( Колпакова. 1980. С. 299, 303-304); под конхой - ростовые изображения святителей (сохр. 5 фигур с поновлениями XIX в.) из композиции «Поклонение Жертве» («Служба святых отцов»). В основном пространстве храма под подпружными арками и сводами - изображения святых, размещенных в 5 фризах по принципу иконостаса или икон избранных угодников (такой тип икон в Новгороде встречался особенно часто). Часть этих фресок смыкалась с иконами утраченного в советский период иконостаса. Образы святых помещены на подпружных арках (6 медальонов и ростовые фигуры), на сводах подкупольного креста, в люнетах (2 регистра полуфигур), в сев.-зап. и юго-зап. камерах, жертвеннике, диаконнике и т. д. Программа росписи представляет собой уникальный в рус. монументальной живописи этого периода цикл изображений - настенный минологий (аналоги встречаются лишь в более поздних, XVII в., ярославских церквах св. Иоанна Предтечи в Толчкове и прор. Илии; известен гл. обр. в росписях балканских церквей XIII-XVI вв.). В этом минологии, начинающемся изображением св. Симеона Столпника (празд. 1 сент.) на сев. щеке юж. подпружной арки представлено ок. 400 поясных фигур и 33 фигуры в рост. Такая композиция символизирует совместное молитвенное предстояние святых с пребывающими в храме (все живые и умершие увековечены изображениями своих небесных покровителей).

http://pravenc.ru/text/199663.html

главы вмч. Феодора находится в ГММК (инв. МР-1758). В мае 1591 г. в Россию прибыл Тырновский митр. Дионисий с грамотой от вост. Патриархов, в к-рой сообщалось, что на К-польском Соборе в 1590 г. за Русским Патриархом были признаны все права Предстоятеля автокефальной Церкви. В составе посольства находились архим. Пантелеимонова мон-ря Неофит, архим. Хиландарского мон-ря Григорий и старец Ватопедской обители Софроний, приехавшие в Россию за милостыней. 20 июня посольство принимал царь Феодор Иоаннович, во время приема старец Софроний преподнес царю мощи мч. Кирика. Уезжая из России, послы получили щедрую милостыню, архимандриту Пантелеимонова мон-ря царь Феодор Иоаннович дал жалованную грамоту, в к-рой подтвердил право старцев этого мон-ря на беспошлинный проезд в Москву за милостыней. 4 февр. 1592 г. была отправлена царская грамота к проту Св. Горы и средства на строительство келлий и церкви Пантелеимонова мон-ря. Царь пожаловал «рухлядью да ризы и стихарь» на 500 р. с обещанием впосл. при успешном строительстве прислать «больше того». Царь также пожертвовал «большие ризы» в Хиландарский мон-рь. В дек. 1593 г. Феодор Иоаннович послал на А. дьяка Кошурина с милостыней по случаю рождения царевны Феодосии. Царь Борис Годунов в 1603 г. подтвердил право иноков Хиландарского мон-ря на беспошлинный проезд в Россию за милостыней и право на владение подворьем в Москве. В авг. 1603 г. в рус. столицу за милостыней приезжали старцы афонского мон-ря во имя св. Симеона Столпника, а в июне 1605 г.- хиландарский архим. Лонгин, архим. мон-ря Ксенофонт Иаков. Лонгин преподнес государю часть мощей вмч. Феодора Стратилата, Иаков - мощи вмч. Димитрия. Смутное время надолго отрезало А. от России. Только в 1626 г. в Москву прибыл игум. Мелетий с жалобой на бедственное положение Пантелеимонова мон-ря, имевшего большие долги и заложившего все имущество, позднее в XVII в. игумены Русского мон-ря неоднократно приезжали в Москву за милостыней: в 1636 г.- игум. Иоанн, в 1642-м - игум. Григорий с келарем Христофором и неск.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Иосифом (Нелюбовичем-Тукальским) . Данные сведения неверны, т. к. Иосиф (Нелюбович-Тукальский) стал епископом в 1661, митрополитом - в 1663.) Одновременно с М. в Купятицком мон-ре подвизался прмч. Афанасий (Филиппович) . Как свидетельствует в своем «Диариуше» св. Афанасий, в 1637 г. М. отправили к Киевскому митр. Петру (Могиле) с деньгами, собранными на обновление киевского Софийского собора. М. рассказал митрополиту о бедственном положении Купятицкого мон-ря и получил от него универсальный лист для сбора пожертвований (Диариуш. 1878. Стб. 52). Позже митр. Петр (Могила) поставил М. игуменом Воскресенского мон-ря в Каменце (ныне в Белоруссии). По одним источникам, М. был игуменом этого мон-ря в 1637-1640 гг., по другим - в 1639-1642 гг. После захвата обители униатами М. вернулся в Купятицкий монастырь. Братия брестского во имя преподобного Симеона Столпника монастыря просила игум. Купятицкой обители Илариона (Денисовича) отпустить к ним «на игуменство берестейское» М. либо Афанасия (Филипповича). Игум. Иларион «учинил раду зо всею о Христе братиею» и решил отправить в Брест иером. Климента (Несвицкого). Посланник брестского мон-ря отказался принять этого кандидата. Тогда решено было кинуть жребий «з отцем Макарием, кому ехать до Берестя». Жребий пал на св. Афанасия (Филипповича), к-рый отправился в Брест (Там же. Стб. 62-63). Согласно позднему печатному варианту Жития М., события происходили в 1637 г., что маловероятно, т. к. ответ купятицкого игумена, приведенный в «Диариуше» св. Афанасия, датирован 13 июня 1640 г. После смерти игум. Илариона (Денисовича) братия Купятицкого мон-ря избрала М. настоятелем. Рака с мощами прмч. Макария Овручского в Черкасском Михайловском кафедральном соборе. Фотография. 2013 г. В 1660 г. братия овручского Успенского Заручайского мон-ря избрала М. архимандритом. Обитель страдала от притеснений со стороны иезуитов, василиан , шляхтичей - католиков и униатов, к-рые покушались на ее имущество и земли. М. отстаивал правосл. статус мон-ря, защищал его от притеснений, отказывался от споров о вере с униатами.

http://pravenc.ru/text/2561350.html

барокко: центральную ось здания подчеркивают барабан главы, дополнительный этаж-аттик с 3-угольным фронтоном. 2 волюты, подобно украшениям итал. базилик эпохи барокко, соединяют аттик с карнизом, объединяющим весь фасад, главы над угловыми приделами фланкируют центральную ось всей композиции фасада и четверика. В духе рим. архитектуры исполнены аркады, несущие открытую галерею-террасу, в центре ее строго к входу в храм ведет высокая лестница. симметрия форм, использование мотивов западноевроп. архитектуры, а также цветовые сочетания (красные стены, белые пилястры, профили и наличники, а также зеленые изразцовые капители пилястр) усиливают парадный облик ц. Симеона столпника, уподобляют ее дворцовой архитектуре. Интерьер этого храма также выделяется среди остальных сооружений Вел. Устюга: его стены и свод украшены орнаментальной раскрашенной лепниной, усиливающей впечатление пышного праздника. Резные иконостасы Центральная часть иконостаса собора во имя арх. Михаила в Вел. Устюге. Сер. XVIII в. Центральная часть иконостаса собора во имя арх. Михаила в Вел. Устюге. Сер. XVIII в. Деревянные резные иконостасы сохранились во мн. храмах Вел. Устюга: 1697 г. датируется иконостас собора в честь Преображения Господня Спасо-Преображенского мон-ря; 1708 г.- ц. Димитрия Солунского в Дымковской слободе; после 1720 г.- Прокопиевского собора; 1731-1732 гг.-Успенского собора (в его состав вошли иконы, написанные для прежнего иконостаса 70-х гг. XVII в. изографом Оружейной палаты Семеном Спиридоновым Холмогорцем); 1744 г.- ц. Вознесения Господня; сер. XVIII в.- ц. св. Симеона столпника. К 1784 г. складывается окончательно ансамбль иконостаса собора Михаило-Архангельского мон-ря, в состав к-рого вошли резные столбики из иконостаса 1731-1735 гг. Подлинным шедевром является иконостас собора во имя Св. Троицы Гледенского мон-ря, созданный в 1776-1784 гг. на средства горожан. Он повторяет по конструкции и деталям иконостас собора во имя Зачатия Пресв. Богородицы Спасо-Яковлевского мон-ря в Ростове, с к-рого сняли точный рисунок и составили чертежи в 1773 г. по инициативе гледенского игум. Геннадия. Над созданием резного убранства иконостаса трудились резчики из Тотьмы, иконы были написаны устюжскими мастерами. Все сохранившиеся иконостасы Вел. Устюга в той или иной мере относятся к барочному стилю, более ранние варианты, напр. иконостасы собора в честь Преображения Господня или ц. Вознесения, отличаются широким применением плоского рельефа, к-рый со временем заменяют объемные детали (обвитые лозой колонки, растительные и фантастические орнаменты). Иконостас собора Троице-Гледенского мон-ря оригинален своей динамичной композицией: центральная часть имеет сильный вынос, так что вся конструкция из декоративной перегородки превращается в часть внутренней архитектуры здания, не отделяет помещения друг от друга, а соединяет их в активное, насыщенное золотом, блеском, движением всех элементов пространство.

http://pravenc.ru/text/150143.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ II Свт. Георгий, архиеп. Милитинский, и св. отроковица Муза Римляныня. Хромолитография. Нач. ХХ в. Синодальная типография (ГЛМ). Фрагмент минеи на май Свт. Георгий, архиеп. Милитинский, и св. отроковица Муза Римляныня. Хромолитография. Нач. ХХ в. Синодальная типография (ГЛМ). Фрагмент минеи на май (763-845/46), свт., архиеп. Митилинский (пам. 16 мая, пам. греч. 1 февр. c братьями Давидом и Симеоном). Сведения о нем содержатся в анонимном Житии 3 св. братьев - Давида, Симеона и Г. (BHG, N 494). Родителей Г. звали Адриан и Константо, он род. в г. Митилине, на о-ве Лесбос. В возрасте 30 лет Г. был пострижен в монахи младшим братом Симеоном, к-рый уже вел монашескую жизнь в учрежденной им обители во имя Пресв. Богородицы. Из Жития о Симеоне известно, что он был столпником во время пребывания на Митилинской кафедре некоего Георгия, исповедника при имп. Льве III Исавре (вероятно, Георгий I , архиеп. Митилинский, впосл. рукоположивший во пресвитера Г.). В обители Г. пробыл до ссылки братьев в г. Лагусу (причины ссылки неизвестны), где он стал игуменом небольшого мон-ря. Изгнанный оттуда иконоборческим архиеп. Митилинским Львом, Г. вместе с братией отправился в г. Мирсину. После смерти имп. Феофила (842) по настоянию Симеона Г. пришел в К-поль. Когда иконопочитание было окончательно восстановлено, он был поставлен епископом Эфесским, но отказался от этой кафедры и 14 сент. 843 г. был рукоположен во архиепископа Митилинского в возрасте 80 лет. Во время архиерейского служения прославился чудесами. Скончался в Великую субботу 28 марта 845, или 18 апр. 846 г. Похоронен в мон-ре Пресв. Богородицы, основанном его братом Симеоном. Когда турки захватили Митилину (о-в Лесбос отошел Османской империи в 1462), мон-рь был разрушен до основания, почитание Г. было предано забвению на 400 лет. Имп. Константин IX Мономах (1042-1055) после ссылки на Лесбос основал мон-рь во имя Г. Место, где находилась эта обитель, неизвестно. Мон-рь упоминается в решениях Соборов 1254 и 1324 гг., однако в патриаршем послании от 1395 г. содержится информация о разрушении мон-ря.

http://pravenc.ru/text/164317.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010