Неоплатонизм еще держится в школах Восточных; но уже не говорит в свое имя; он находится в услужение у той силы, против которой он с таким напряжением боролся и власть которой должен был, наконец, признать. На будущее время, толкователи Философии: Синезий, Иоанн Филопон, Михаил Пселл , Иоанн Дамаскин , суть Христиане» 201 . Таким образом, Иустиниан был лишь причиною, самою внешнею, прекратившею существование школ, внутренно упавших, побежденных Христианством и в порядке идей и в порядке событий. Суд Божий, совершившийся над древним миром, совершился и над Философиею, с ним соединившею свою участь. Император Иустиниан был только орудием сего суда. Так действовали Неоплатонические Философы рассматриваемой нами эпохи, в отношении к язычеству. Но был и другой вид их действования. Поддерживая полифеизм своим авторитетом, силою талантов и личною преданностию его учреждениям, Философы видели, что восстановляемое ими язычество в той мере малится и падает, в какой растет и высится Христианство; что ряды язычников с каждым днем более и более редеют и что Церковь приобретает себе новых членов. И вот они устремлялись в самый лагерь своих противников; по примеру Порфирия и Иулиана, к войне оборонительной они присоединяли войну наступательную; созидал одною рукою распадающееся язычество, другою они пускали стрелы в своих противников, все ближе и ближе к ним подступавших. И надобно сказать, что Философам хотя и не удалось ни однажды поразить Христиан, но удавалось иногда, по допущению Божию, уязвлять лучших их подвижников. Так, кто иной, как не Философия Александрийская, похитил у Православной Церкви Оригена ? Кто так же, как не Философия, лишил и наставника Оригенова, Климента Александрийского , чести Отца Церкви? При своем ближайшем соприкосновении с Неоплатоническою школою в Александрии, сии начальники огласительного училища слишком приблизились к языческой Философии и не умели предохранить себя от ошибок лжеименного знания, хотя и восставали против него 202 . Далее, та же Философия породила ряд ересей 203 , постоянно возмущавших мир Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Polisa...

В этом месте видится смешение церкви апостолов Петра и Павла с храмом всех апостолов. Что разумеется под молитвенным домом первоверховных апостолов Петра и Павла, который, по предречению святого Андрея, имел быть восстановлен благочестивым царем? Была в Константинополе церковь апостолов Петра и Павла. Но она не воссоздана, а вновь создана была императором Иустинианом I (527–565) бок о бок с созданной им вскоре после того церковью мучеников Сергия и Вакха, так что обе имели один двор и одну паперть и обе служили дворцовой церковью, ибо были возле нового Иустинианова дворца и обращены Иустинианом в мужской монастырь, где впоследствии был игуменом Мефодий, потом патриарх, восстановитель иконопочитания 53 . О храме всех святых апостолов, а не Петра только и Павла, известно, что он действительно построен императором Константином равноапостольным без куполов в виде креста, но обветшал, был разобран и с основания воссоздан Иустинианом I или супругой его Феодорой также в виде креста, но в большем размере и великолепнее прежнего. Кроме верхнего купола он имел низшие купола, так что снаружи казался пирамидальным. В месяцеслове императора Василия II (975–1025) он неоднократно изображен пятиглавым (22 и 27 января и 18 октября); такой храм провидел святой Андрей. Освящение его совершено было уже по смерти императрицы Феодоры 54 28 июня 552 года. Историк Евагрий, современник Иустиниана говорит об этом храме: «Иустиниан построил также храм Божественных Апостолов, не уступающий первенства никакому другому (кн. IV, гл. 31). И святый Андрей провидел восстановленный храм апостолов Петра и Павла прекрасным по величию и по виду неподражаемым. Этого нельзя сказать о храме святых апостолов Петра и Павла, созданном императором же Иустинианом близ своего дворца, перестроенного из дома Ормизды. Вот что говорит современник Иустиниана Прокопий Кесарийский об этом храме «Иустиниан прежде (πρτα) основал заново (νεν) храм во имя апостолов Петра и Павла, прежде в Византии не бывший, возле своего царского дома, по старому в Ормизде.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Византий не показывает, на каком основании это говорит, и делает ошибку, ибо Зотик вышел из Рима в Константинополь и устроил здесь приют при Константине Великом . Эта церковь такова, что и ее нельзя было смешать с церковью всех апостолов. При том она стояла, по свидетельству Анны Комненой, на самом высоком месте города в Акрополе и следовательно около нее не было низменности или большой ямы, наполненной илом. Она известна была более под именем церкви апостола Павла 58 . Поэтому в греческом синаксаре и славянском прологе под 31 декабря в конце сказания о святом Зотике сиротопитателе говорится: «совершается же собрание (собор – праздник) в честном апостольстве святого апостола Павла, сущем в нищепитательстве». Возобновлена была эта церковь при императорах Романе Аргире (1028–1034) и Андронике старшем (1183–1185). Дело, вероятно, было так: святой Андрей, по первоначальному житию Никифора, попал в ров близ обители апостолов Петра и Павла и Сергия и Вакха. Местность обители при море, со склоном к морю, соответствует описанию этого события. Обрыв под холмом, по которому проходит Ипподром, и теперь имеет вид глубокой ямы, а бывший здесь емвол или портик, вероятно, Домнинов 59 . Что дело происходило при обители апостолов Петра и Павла, так понял и сербский переводчик жития, как видно, знакомый с топографией Константинополя; он говорит, что святому Андрею прилучилось обрестись близ обители церкви святых и верховных апостол Петра и Павла, что крест светоносный явился из обители. Итак у Никифора написано было кратко о чуде изведения из рва святого Андрея помощью апостолов Петра и Павла близ храма их, или точнее близ обители их, а позднейший его издатель под этим храмом понял храм всех апостолов и прибавил, что этот храм построен Константином и отнес к нему то, что известно о храме всех апостолов, присоединив пророчество о воссоздании его Иустинианом, и это было тем более удобно, что оба храма были построены одним и тем же императором Иустинианом. Сказание о чуде со святым Андреем при церкви апостолов Петра и Павла показывает, что его также, как и сказание об язве и Данииле столпнике, можно разделить на две части.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В 1728 году приехал в Москву греческий монах Симеон из монастыря Благовещенского, на острове Скопелло, и привез просительную грамоту о милостыне от братии монастыря. Но один бывший тогда в Москве белорусский монах донес, что видел Симеона в Польше, где он назывался митрополитом и служил по-архиерейски. Симеона арестовали со всем его имуществом и бумагами, причем у него были найдены поддельные патриаршие рекомендательные грамоты, разные паспорта, записки, антиминс на белом полотне, полное архиерейское облачение и т.п. На допросе Симеон показал, что он родом из Демотики, постригся на Афоне, оставив который, бродил по монастырям разных государств. В 1724 году прибыл он в Польшу, где «назвался сам собою архиереем, ходил по-архиерейскому в мантии и в белом клобуке и в разных городех служил божественные службы по архиерейскому чиноположению, а именно: в Могилеве, в Слуцке, в Розе и в Вильне, и в тех служениях посвящал диаконов и благословил архимандрита и игумена и писался в письменных произвождениях филиппольским архиепископом и митрополитом Стефаном Иустинианом, князем и кавалером св. Андрея Первозванного и архимандритом трех монастырей, а в других местах: Стефаном Иустинианом, киязем и кавалером св. Андрея Первозванного и архиепископом Демотиха и сочинял многие собою ж лживо грамоты и прочия письма. И будучи-де в Риме в 1727 году учинил он, иеромонах Симеон, присягу, чтоб признавать папу яко наместника Христова, свыше святейших патриархов и содержать бы чиноположение и устав, как повелевает Западная Церковь . И в 1728 году прибыл он в Москву того ради, что хотел принести о показанных его заблуждениях истинное Ея Императорскому Величеству и Святейшему Правительствующему Синоду покаяние и стал в Никольском греческом монастыре, но, однако же, сам собою того не учинил из страха». Симеона немедленно велено было «обнажить монашества и священства» и сослать в Пустоозерский острог. В заарестованных бумагах Симеона находится одно очень характерное письмо следующего содержания: «Я, иеромонах Варнава, сим моим письмом утверждаю: просил я преосвященнейшего нашего господина и владыку кир Симеона, чтоб меня принял к себе в товарищество, т.е. для путестранствования в Москву. И положили согласие между собою, а сколько милостыни подает нам Иисус Христос за молитвами св. славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, из оного имеет брать господин наш и владыка кир Симеон две доли, а я одну со всяким страхом Божиим, и всегда повинен я иметь, яко малейший, покорение и послушание, в чем ни повелит. А буде кто похощет раскаятися или обмануть друг друга, тот имеет дать 500 грошей. И во известие истины дали мы друг другу своеручные письма лета 1719, октоврия 10 дня. Варнава иеромонах вышеписанное утверждаю» 260 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Господь I. Христос явился ему и укрепил его и он прожил еще 37 лет, творя чудеса при жизни. Так как пр. Авксентий скончался около 470 годя; то пр. Вендимиан отошел от мира ок. 512 года. 2     Сретение Спасителя в храме иерусалимском Симеоном и Анною в 40 день по рождестве его относится к древнейшим праздникам христианской церкви. Мефодий патарский или тирский († ок. 312), Кирилл иерусалимский, Григорий Назианзен († 389), Амфилохий иконийский († после 394), Григорий нисский († после 394), Амвросий медиоланский († 397), Иоанн Златоуст († 407), Исихий, пресвитер иерусалимский († ок. 430), Кирилл александрийский († 444) оставили нам слова на этот праздник. (См. Дни Богослуж. Дебольского, Bibl. graec. Fabr Т. X. 240, ed. Harles, Морчелли Calend. Consmanminopol. II. 54). Бинтерим слова Мефодия, Кирилла иерусалимского, Златоустого, Григория нисского считает за подложные товары позднейшего времени, но полагает, что сей праздник не позднее половины 5 века думает, что он установлен во время халкидонского собора и именно в иерусалимской церкви. Основанием своего мнения ставит место из жизнеописания пр. Феодосия, составленного Кириллом, который говорит, что благочестивая матрона Ицелия в первой раз в праздник Сретения (Γπαπαντη) показала, что со свечами следует праздновать сей день. Трудно отвергнуть подлинность всех слов стольких отцов 4 в. с Бинтеримом, который указывает только на четырех. Во всяком случае его мнение о времени и месте установления праздника, очевидно, личное его мнение. Другие идут еще далее его. Не смотря на толикой облак свидетелей древности и всеобщности сего праздника протестантские ученые утверждают, что он в первой раз установлен при императоре Иустине (518—527) или при Иустиниане I (527—565). Дело в том, что при Иустиниане I империю постигли великие бедствия: в Антиохии землетрясения, в Константинополе моровая язва, свирепствовавшая в 543 году. По откровению одному угоднику Божию император совершить с особенным торжеством праздник Сретения Господня и, по превращении бедствия, положено было совершать сие празднество с крестным ходом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Василия), тот епископ, а сей называется простым мучеником.     Фифаил и Вевея и муч. Сарвил (сц. 15 окт. и М. Гр. 29 янв.). В Деяниях. св. (Ian. 29. 923) полагают, что 15 октября и 5 сентября воспоминаемые одни и те же лица и что даже Фифаил одно лице с Сарвилом. Вевея, вероятно, одно лице, но Сарвил, кажется, 15 октября ошибочно поставлен вместо Фифаила; род кончины того и другого различны и мучители тоже, один пострадал при Авгаре, другой при Лисии; видится в сказаниях смешение 5 сентября и 15 октября, вероятно, от того, что страдания Сарвила смешаны со страданиями Фифаила. Остается даже неизвестным, при каком императоре кто из них пострадал. В Никодимовом синаксаристе страдание Фифаила и Вевеи относится к временам Адриана, а по рукописному прологу, замечает Никодим, они пострадали при Траяне. Сарвил и Вевея по Никодимову или стишному прологу (29 января) пострадали пря Адриане, а по славянскому прологу они же (15 окт.) пострадали при Траяне.     Петр в Афире. В греческих стишных прологах, начиная с синод. 1295 года, он называется апостолом. В житии св. Евтихия, патриарха цареградского, апр. 6 говорится, что пред избранием его в 552 г. царю Иустиниану было видение, которое он с клятвою открыл другим: был я в церкви св. ап. Петра, которая в Афире, воздремал и видел верховного того апостола, показывающего рукою на Евтихия и говорившего: этот пусть будет поставлен нам в епископа. Город Афира или Афир находился при впадении реки Афира в Мраморное море и назывался иначе Порос, он был в 24 тысячах шагов от Царьграда. И так 5 сентября было празднование св. ап. Петру в церкви города Афира, которое, вероятно, усугубилось вследствие явления ап. Петра Иустиниану.     Чудо в Хонех. В Деяниях св. (Sepm. VIII. 38) исследование о чудесах в Хонех и на горе Гарганской. Древние писатели: Геродот, Плиний, Страбон, говорят о том, что река Ликос, бравшая начало на горе Кадмос, входила при Колоссах в расселину земли и через пять стадий опять выходила наружу и впадала в Меандр. Посему издатели Деяний полагают, что чудо состояло не в том, что вновь явилась расселина, ибо она была еще до Р.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

После возвращения в Константинополь Феодора резко изменила свою жизнь: стала зарабатывать рукоделием (прядением пряжи), оставив прежние способы добывания денег. Красотой, умом, необычайным обаянием и твёрдой волей она покорила сердце будущего императора Иустиниана, подходившего уже к 40-летнему возрасту. Существует ряд версий их знакомства: по одной из них он увидел её в окне дома, проходя мимо, по другой – их познакомила актриса Македония, в доме которой Феодора жила после возвращения из Александрии. К 523 г. он возвысил её до статуса патрициев. Для возможности их законного брака в 524 г. был даже изменен закон Константина Великого , запрещавший браки знатных лиц с женщинами низкого происхождения, актрисами и дочерьми актрис. По новому же закону такие браки допускались с личного разрешения императора, если женщина бросала ремесло актёрства. Бракосочетание Иустиниана, бывшего тогда только наследником престола, с Феодорой состоялось, вероятно, в 525 г. в храме Святой Софии. Иустиниан никогда не придавал значения происхождению Феодоры, считал её равной себе. Это объясняется тем, что сам он был выходцем из крестьянской семьи, хотя и получил благодаря своему дяде (неграмотному императору Юстину) хорошее образование и власть. Император действительно любил Феодору, о чём свидетельствует переименование им крепости Аназарв (в Сирии) в Феодориаду и образование одноименной епархии в Сирии. После замужества, согласно Прокопию, Феодора более не запятнала себя каким-либо недостойным поведением. Когда её заподозрили в склонности к рабу-варвару Ареовинду, тот, по приказу Феодоры, был наказан плетьми и отправлен в ссылку. Прокопий же сообщает, что Ареовинд просто исчез, и никто о нём более ничего не слышал. Детей у Феодоры и Иустиниана, согласно официальной версии, не было. Однако Прокопий в своём трактате сообщает о её сыне Иоанне, рождённом еще до брака и воспитанном в Аравии отцом. Когда взрослеющий Иоанн появился в Константинополе, чтобы вернуться к матери, та, испугавшись гнева мужа, сделала так, что больше его никто не видел. Историк Шарль Диль упоминает еще и о дочери Феодоры, рождённой также до брака. Сын дочери Феодоры (то есть её внук) приобрёл при византийском дворе того времени высокое положение, что позволяет сделать предположение о том, что его происхождение императора не смущало. Данный факт подтверждает и Прокопий, рассказывая о стараниях Феодоры удачно устроить брак своего внука с дочкой полководца Велизария.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

По рассказу того же Нила, в его время «сарацины кочевали в пустынях от Аравии до Египта, от Чермного моря до Иордана, ни сеяли, ни жали, жили мечем и луком, убивая зверей и людей; не знали ни Бога, ни идолов; покланялись одной утренней звезде и приносили ей в жертву пленных красивых детей или, за недостатком их, белого верблюда, трижды кружась около него с песнопениями и фимиамом в честь звезды и потом закалая животное, и отрубая от него, каждый, по малому куску, а кости и внутренность зарывая в землю, дабы восходящее солнце ничего не видело. Эти арабы однажды до рассвета большой толпой напали на иноков, живших подле святой купины. Тут находился и преподобный Нил с сыном своим Феодулом. Варвары, взяв все, что только нашли, припасы и вещи, поставили в ряд всех иноков и, приказав им снять рубашки, сперва умертвили игумена, потом его помощника, а всех прочих прогнали. С ними убежал на гору и преподобный Нил; а юный и благообразный сын его был взят разбойниками для жертвоприношения. На обратном пути в свои кочевья они убили многих синайских отшельников и попавшегося им навстречу члена Фаранского совета, Магдона и сына его. Фаранские христиане, после погребения избиенных мучеников, отправили вооруженных послов с подарками к князю арабов, именем Аману, для истребования похищенных вещей и пленников. С послами пошел и преподобный Нил в надежде найти своего сына, которого любил горячо. Арабский князь принял их благосклонно и, не желая терять дружбы с фаранцами и взаимных выгод, удовлетворил требование послов. А Нилу объявлено было, что сын его продан в рабство в город Элузу 24 . Здесь он нашел свое чадо в доме епископа. Варвары не принесли его в жертву утренней звезде потому только, что солнце застало их спящих после накануннаго пресыщения вином». От 527 до 624 года После сего кровавого события минули многие годы. На престол Константина Великого взошел благоверный царь Иустиниан I. Синайские отцы 25 , услышав от богомольцев о благоговении сего царя к святым местам и о благочестивом усердии его к созданию церквей и монастырей, послали к нему избранных старцев, которые жаловались ему, что кочующие арабы внезапно нападают на них, похищают их припасы, разоряют их келлии, оскверняют храм над святой купиной и попирают святые Дары. «Чего ж вы желаете?» – спросил их император. «Государь! – отвечали они, – мы просим тебя создать нам укрепленный монастырь». Иустиниан, вняв их прошению, отпустил их и послал с ними уполномоченного чиновника с приказанием построить церковь в Аджруде у Суэсского залива и два монастыря, один в Раифе, а другой на Синае, так чтобы они были крепче прочих обителей. В то же время он предписал своему префекту в Египте отпускать сему уполномоченному столько денег, сколько он потребует для предположенных построек, доставлять ему рабочих людей и подвозить им из Египта пшеницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Главною целью сего собора было осуждение трех так называемых статей, или сочинений, епископов: Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Иваса Едесского, которые оставлены были без внимания на соборе Халкидонском, но признавались неправославными от многих 113 . Император Иустиниан уже несколько лет настаивал, чтобы статьи сии были осуждены, и это произвело сильное волнение между епископами Востока и Запада, которые опасались, осудив статьи, поколебать доверенность к собору Халкидонскому. Однако все патриархи восточные и в том числе Петр Иерусалимский после долгих сомнений подписали осуждение; противился только один Вигилий Римский, но и он, находясь в Царьграде и несколько раз колебавшись в своем мнении, принужден был согласиться с мнением соборным. По предложению императора святители осудили также и мнения Оригеновы, ради смятений, возбужденных ими в Палестине; ибо Иустиниан велел прочесть на соборе жалобу, ему представленную архимандритами палестинскими: Евлогием, Кононом, Кириаком и Панкратием; жестокий их противник, Феодор Кесарийский, уже не в силах был противодействовать, ибо скончалась его покровительница, императрица Феодора. Деяния соборные посланы были в Палестину и единодушно приняты на областном соборе всех епископов, созванных в Иерусалим патриархом Евстохием. Один только Александр, епископ Авилы, не хотел согласиться и был за то лишен сана; он удалился в Царьград, где погиб от землетрясения. Иноки новой лавры, не терпя осуждения Оригенова, совершенно отделились от общения Церкви православной, и тщетно старался патриарх, в течение восьми месяцев, привести их опять на правую стезю. Тогда исполнил над ними приговор царский, чрез областного правителя, изгнав их не только из лавры, но и из всей Палестины. Однако Евстохий не хотел, чтобы оставалась впусте лавра, основанная великим Саввою. Он послал туда сто двадцать православных иноков, половина коих взята была из великой лавры, а прочие из других обителей, и дал им настоятелем некоего Иоанна, мужа благочестивого, служившего прежде в телохранителях царских. Историк Кирилл был в числе новой братии; он находился тогда в обители Евфимия и, по совету молчальника Иоанна, приглашен был отцами великой лавры в новую. Все они собрались в Иерусалим и, под предводительством патриарха и нового настоятеля, крестным ходом пошли в новую лавру, а между тем правитель Анастасий изгонял из нее оригенистов: это происходило двадцать три года спустя после кончины блаженного Саввы, и тем исполнилось пророчество ученика его Иоанна о событиях в сей новой лавре. «Так прекратилась нечестивая война сия между иноками, – говорит Кирилл, – и я заимствую слова Писания: да веселится неплодная и процветет яко крин, ибо Господь, исполненный любви к чадам своим, сказал: я видел озлобление людей Моих Израиля и внял воплю его и иду избавить его; пришел и посетил нас и ввел нас в достояние врагов наших, дабы мы соблюдали заповеди Его: Ему слава во веки».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

По кончине Равноапостольного Великого Князя Владимира Святославича, сын его Великий Князь Ярослав, с 1017 года вступивший на родительский наследственный престол, быв усердный любитель церковного благолепия, создал в Киеве много церквей и монастырей, и между тем Киево-Софийский Собор, основан оный на поле сражения с осаждавшими Киев Печенегами, коих он здесь совершенно победил и прогнал. Преподобный Нестор сие происшествие полагает в 1036 году, а основание Киево-Софийского Собора в 1037 году; но не упоминает во сколько времени оный построен и когда окончен, и освящен. Другие же Летописи в 1037 году полагают только освящение сия церкви, а основание оной относят за 20 лет прежде, то есть быв 1017 году и сие едва ли не вероятнее. Ибо огромность самого здания сего, украшение внутренности мозаикой с Греческими надписями, мраморные столпы при входе в церковь и на хорах, фигурные, из гранита и красного лещедника, оставшиеся на хорах плит и по некоторым местам пола белый мрамор, доказывают, что Ярослав и художников, и строевые припасы должен был доставать из других земель, особенно же мозаическая работа требовала медленного производства и потому вся отделка церкви не могла окончиться в один 1037 год; а присовокупив к тому еще другие также Ярославовы городовые здания, в том же году Нестором упомянутые, не много было бы даже и 20 лет для совершения всех оных. Киево-Софийский Собор строен по образцу Константинопольского того же имени Собора, созданного около половины 6 века Императором Иустинианом, как справедливо замечает и Киевский Синопсис, говоря, что Ярослав созда церковь велику и предивну св. Софии, сиречь Премудрости Божия, от камени по подобию Константинопольской, точию меньшую от нее и украси ю всякой красотою а при ней вежу (колокольню) сооружи и верхом позлати. Действительно церковь сия подобна Константинопольской и крестообразным своим внутри расположением, и хорами и присенками, и мозаическими по стенам украшениями, хотя не столь изящными. Ибо Ярослав не мог сравниться богатством с Иустинианом. Она от самого создания своего сделалась кафедрой Всероссийских Митрополитов, имевших и пребывание свое в монастыре, при ней Ярославом же устроенном.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010