Важно и то, что новая кодификация церковного права сопровождается использованием канонических и светских норм, известных в византийской письменности, т. е. не удовлетворяется местным правом, но обращается к достижениям права других близких по христианской ориентации стран. Устав Владимира в архетипном тексте Синодальной и Оленинской редакций включил в себя ссылки на эти установления: законы первых христианских императоров (т. е. законодательство Юстиниана и новеллы его наследников) и соборные правила . Действительно, те новые нормы, касающиеся развода, которые включены в Устав Ярослава, находятся в 117-й новелле Юстиниана, в извлечении из новелл под названием «От различных тител рекше граний Иустиниана царя новых заповедий главы по избранию различны», в Прохироне императора Василия I (877—879). Но эти статьи не являются ни воспроизведением известных славянских переводов, ни точным новым переводом их, а излагают соответствующие нормы со значительными изменениями. Важно также и то, что при новой кодификации и использовании канонических и византийских норм было признано нужным дать ссылки на императорские установления и соборные правила, являвшиеся, следовательно, на Руси в церковных кругах авторитетным источником права. 7. Столкновение и размежевание церковной и светской юрисдикции Экономическое и политическое развитие древнерусских земель в XII—XIII вв., эволюция органов власти, управления и суда приводили к столкновению церковной и светской юрисдикции, их конкуренции и перераспределению, к слиянию ведомств или к вытеснению одних ведомств другими. Рассмотрим эту конкуренцию церковного и светского судов в двух областях государственной юрисдикции, там, где она оставила зримые следы в документах. Это, во-первых, суд по наследственным делам и, во-вторых, по уголовным. Пространная Правда содержит большую группу статей о праве наследования и относит все наследственные дела к ведомству княжеского суда, не оговаривая какое-либо участие в рассмотрении споров о наследстве церковного ведомства. Устав князя Владимира относит некоторые споры о наследстве («заднице») к суду митрополита и епископов, причем в различных текстах устава объем и значение этих дел различаются. Так, в редакциях Синодально-Волынской группы, возникших во второй половине XIII—XIV в., церковному суду отнесен казус, когда «братья или дети тяжються о задницю» . Также говорит о принадлежности этих дел церковному суду основывающийся на Уставе Владимира новгородский Устав Всеволода XIV в. В последующих обработках этого текста XV в. формула изменена. В ней говорится о тяжбе «братних детей», т. е. племянников (Софийский извод Варсонофьевской редакции). Другая обработка того же текста, Толстовский вид устава, находящийся в тех же рукописях, что и Сокращенная редакция Русской Правды, опускает указание на причину спора и оставляет в ведении церковного суда вообще дела о спорах между младшими членами большой семьи, не указывая каких.

http://sedmitza.ru/lib/text/438147/

Св. Каллиник родился в Киликии и был воспитан родителями в христианском благочестии. Как истинный ревнитель веры Христовой, он, пришедши в возраст, начал обходить города и селения с проповедью слова Божия и многих обращал к истине. В Галатийском городе Анкире язычники схватили проповедника и представили городскому начальнику, как развратителя народа и проповедника воспрещенного закона. По приказанию градоначальника, святого проповедника били жилами и строгали железными гребнями; наконец, мучитель, видя твердость св. Каллиника, заставил обуть его в железные сапоги с острыми гвоздями и отправил из Анкиры в Ганры. Воины ехали на конях и гнали пред собою св. мученика ударами плетей. На дороге воинов стала мучить жажда, и св. Каллиник молитвою извел из камня воду. Это расположило в пользу мученика воинов, и они, прибывши в Ганры, хотели освободить его, но, страшась наказания, предали начальнику. Св. Каллиник был брошен в разженную печь и там скончался, но тело его не было повреждено пламенем. В котором году претерпел страдания св. Каллиник – неизвестно. Память его совершалась в Константинополе близ Иустиниана Гефира, то есть близ Иустинианова моста, на реке Варвизе и близ Петрия. Один из храмов его восстановлен Василием Македонянином (Четьи-Минеи). Св. Муч. Феодотии и трех чад ее Св. Феодотия пострадала в Вифинии при Диоклитиане (284–305). Первоначально она жила в Никее, но за тем, после смерти мужа, Феодотия с своими тремя малолетними детьми переселилась в Македонию в свое имение. Жизнь св. вдовы проходила в благочестивых подвигах любви христианской: она употребляла имущество на пособие страждущим и на погребение умерших. Язычники схватили св. Феодотию и обвинили в исповедании веры Христовой. Святую заключили в темницу, но так как она была еще молода и красива, то царедворец Левкадий решился сделать ее своею женою. Он освободил Феодотию из темницы и взял к себе. Но св. вдова отказалась от супружества с язычником и была отослана в Никею к проконсулу Вифинскому. Мучитель велел бросить мать вместе с ее детьми в разженную печь, где они и скончались. Император Иустиниан создал храм во имя мученицы Феодотии (Четьи-Минеи в житии св. муч. Анастасии 22 дек.). Св. муч. Серафимы девицы

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Влияние Феодоры не ослабевало вплоть до её кончины. С ним связывают принятие ряда законов, улучшавших положение женщин, а также суровых норм по отношению к гомосексуалистам, предусматривавших наказание в виде публичного оскопления. В трудные минуты она проявляла редкое мужество и неукротимую энергию. Эти черты особенно ярко проявились в 532 г. во время восстания Ника, когда в обстановке всеобщей паники она помешала бегству Иустиниана из Константинополя и тем самым, по мнению ряда историков, спасла трон. В момент, когда император готов был покинуть город, она на заседании императорского совета обратилась к нему с речью, приводимой у Прокопия в трактате «О персидской войне», и произнесла слова, ставшие афоризмом: «Сейчас, я думаю, не время рассуждать, пристойно ли женщине проявить смелость перед мужчинами и выступить перед оробевшими с юношеской отвагой. Тем, у кого дела находятся в величайшей опасности, ничего не остается другого, как только устроить их лучшим образом. По-моему, бегство, даже если когда-либо и приносило спасение и, возможно, принесет его сейчас, недостойно. Тот, кто появился на свет, не может не умереть, но тому, кто однажды царствовал, быть беглецом невыносимо. Да не лишиться мне этой порфиры, да не дожить до того дня, когда встречные не назовут меня госпожой! Если ты желаешь спасти себя бегством, государь, это нетрудно. У нас много денег, и море рядом, и суда есть. Но смотри, чтобы, спасшемуся, тебе не пришлось предпочесть смерть спасению. Мне же нравится древнее изречение, что царская власть – лучший саван». Литературным образцом для этой речи, возможно, стала указанная у Геродота речь карийской правительницы Артемизии на совете персов перед Саламинской битвой, хотя по смыслу Артемисия призывала к обратному, – отказу от сражения. Слова «царская власть – лучший (прекрасный) саван» – были заимствованы Прокопием от сиракузского тирана Дионисия Старшего. В 403 г. до н. э. Дионисий был осаждён восставшими в крепости, и на предложение друга спасаться, ответил: «Тирания – прекрасный саван». Речь Феодоры подверглась Прокопием литературной обработке, однако никто из историков не сомневается в том, что Феодора действительно произнесла нечто подобное, хотя, возможно, и не в столь блестящих выражениях.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Утвердивши здесь свою власть, они поставили себе царем одного своего соплеменника Иулиана. В то же время они умертвили Неапольского епископа Аммона, схватили также некоторых пресвитеров, изрезали их и жарили вместе с мощами св. мучеников и совершили много и других жестоких дел. Болышие дороги сделались недоступными для христиан и непроходимыми. Когда все это дошло до сведения благочестивейшего императора нашего Иустиниана; то приказано было знаменитейшим мужам Феодору и Иоанну собрать войско и вооружиться против Самарян. Дано было сражение, Иулиан был убит и вместе с ним побито великое множество Самарян. В это время Сильван (упоминаемый в гл. 61), под предлогом мирного времени вошедши без императорского повеления в Скифополь, был схвачен христианами и сожжен среди города. Таким образом исполнилось над ним пророчество св. отца нашего Саввы, которое он произнес в епископском доме к Иоанну, сыну Експеллевтову. Но некто Арсений, сын сожженного Сильвана, будучи почтен достоинством князя и живя тогда в Константинополе, имел, не знаю почему, большой доступ к богохранимому нашему императору и к императрице Феодоре. Он успел обмануть благочестие их и возбудить в них гнев против палестинских христиан. В это время архиепиокоп Петр, с другими находящимися под его смотрением епископами, убедили авву Савву отправиться в Константинополь, просить императора о даровании первой и второй Палестине свободы от податей, по причине убийств и опустошений, произведенных в них Самарянами. Старец, склонившись на убеждения архиереев, отправился в Константинополь месяца Апреля 8 индиктиона. Так как патриарх наперед послал к императору письмо, уведомляющее его об отправлении божественного Саввы; то богохранимый наш император рад был сему и послал навстречу ему свои императорские суда, на которых встретили его патриарх Епифаний, папа Евсевий и Ефесский епископ Ипатий. Они приняли его и свели к императору. И теперь Бог открыл императору благодать, сопровождающую раба его, так же, как некогда открыл оную Анастасию.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

A Место, где был прежде единственный во всей церкви Престол. B Меграб, нынешний Турецкий как бы Престол, к которому все Мусульмане обращаются с молитвою. Он на подобие ниши или впадины, и в ней поставлен Алкоран. Впадина сия обращена к Мекке, где гроб Магометов. C Мембер муфтия, или место Турецкого Первосвященника во время его открытой молитвы в Рамазан или пост, в Байрам и в другие Могометанские великие праздники. Вход Султанский в Софийский храм. Место, где Султан становится на молитву. Прежде это был проход к Престолу. Но у Турок переделан в комнату, убранную деревянною столярною работою и решетчатою со всех сторон, дабы Султану покойнее молиться и смотреть, не будучи самому видиму. Сии буквы означают столпы или подпоры свода, которые Иустиниан сделал для подпертия Восточной части храма упадшей и вновь переделанной. D Четыре толстые столпы, поддерживающие купол. d Четыре малые столпы с большими четырьмя поддерживающие шесть полу-куполов, из коих три к Востоку, а три к Западу. D При Восточных больших стенах места, где были седалища Константинопольского Императора и Патриарха. E Все сии буквы означают покатые лестницы, коими древле женщины всходили на галлереи церковные; где оне стояли отдельно от мужчин, как и ныне во всех Восточных церквах. F Все сии малыя полукруглыя отверстия означают окна, коими проходит свет в храм. f Двери, коими Священники и Диаконы всходили в женские галерии для каждения. G Четыре большие мраморные колонны из цельного Египетского гранита, каждая поперечником в 4 фута Франц. Сии четыре колонны поддерживают шесть других меньших, составляющих верхние галереи каждой стороны храма. H Четыре полукруга, составляющиеся из четырех больших столпов и из двух других меньших, между коими две колонны порфирные, каждая на своей четвероугольной подставе из белого мрамора. Сии колонны поддерживают шесть других меньших, подпирающих на верхних галереях своды или полукуполы верхние. h Здесь небольшое круглое отверстие у колодца. Сквозь оное черпают воду из цистерны под церковию для храмового употребления.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В дальнейшем апостол Фаддей, проповедуя Евангелие, пришел к Авгарю, полностью исцелил его и крестил 117 . Тогда князь разбил идолов, стоявших перед вратами города, а над самими вратами поместил оный убрус с [нерукотворенным] образом Христовым. Для убруса сделал он деревянную основу, обрамил его золотым окладом и украсил жемчугом. А под этой иконой на вратах князь сделал такое надписание: «Христе Боже, никто из уповающих на Тебя не постыдится». Впоследствии один из правнуков Авгаря восстановил идолопоклонство. И епископ Едесский пришел ночью и замуровал сию икону над вратами города. С того времени прошли века. В правление императора Иустиниана персидский царь Хозрой осадил Едессу. Город оказался в трудном положении. Тогда явилась Пресвятая Богородица едесскому епископу Евлавию и поведала ему тайну о замурованной и забытой иконе. Нерукотворенный образ был обретен, а персидское войско побеждено его силой. О Боже дивно-чудный, Ты тайны открываешь И несказанной радости богатство нам являешь. У озера Ты некогда изрек обетование, Язычникам заблудшим дал благое упование: Придут с востока многие и с запада вселенной И с Авраамом за трапезу сядут дерзновенно. Сыны же царства будут ввержены во тьму кромешную 118 – Они не потрудились переделать душу грешную: Жестокие сердца их полны злобы кровожадной, И помыслы их скверны, и деянья неприглядны. И вот Господне слово непреложно совершилось, И сказанное тайно – среди бела дня явилось: Смотрели иудеи Господу в лицо с притворством; Их души богоборчеством полны и непокорством, Хоть льстят они Христу и лицемерно славословят, Но за спиной уж смерть Ему коварную готовят. А князь Авгарь, что родом был из мест чужих и дальних, Проказой пораженный, проводил и жизнь печальную; Не помогали идолов бездушных изваяния, Но жаждал исцеленья он и жаждал покаяния. Услышал вдруг о дивных он Христовых чудесах И Богом исповедал Христа Спаса в небесах, Сошедшего в дольный, ставшего одним из нас, – Чей Лик Нерукотворный послан был царю тотчас. К нему он приложился с превеликим упованьем, Обрел души и тела скорое уврачеванье.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Опытный вождь греческий, патриций Наркисс, едва мог успокоить смятение, но и против него самого возгорелась общая ненависть за его насильственное управление, сочувствие римлян к грекам скоро исчезло, как только миновалась опасность от готов и ариан. Различные клеветы посыпались, со стороны римлян, на славного полководца ко двору византийскому: посланные их решительно объявили преемнику Иустиниана, императору Иустину II, и супруге его Софии, столь же могущественной как была некогда Феодора, что они лучше готовы покориться опять игу варварскому, нежели повиноваться евнуху Наркиссу; знаменитый полководец был сменен и слабый экзарх Лонгин назначен на его место. Раздраженный полководец, призвал тогда в Италию новых, более страшных варваров, нежели каковы были самые готы. Албоин, вождь лангобардов, вторгся с своими полчищами, предавая огню и мечу все, что не покорялось немедленно его владычеству; в короткое время завоевана была вся северная Италия. Однако, Павия удержала его три года под своими крепкими стенами, и в это время слабый экзарх не подал ей ни малейшей помощи, он затворился в Равенне, Рим спасся также только своими стенами. Обе сии твердыни не устояли бы перед оружием варваров, если бы изменническая рука не сразила Албоина; полчища его, утратив единство, разделились между тридцатью, независимыми друг от друга, вождями; но они проникли на юг Италии, отрезав Рим от Равенны своими владениями, и основали там два сильные княжества, Сполето и Беневент; не раз подступали и к степам Рима. Экзарх заключил с ними перемирие, а восточные императоры, Иустин и его преемники, Тиверии и Маврикий, более заняты были войнами с персами и аварами, нежели Италией, не смотря на частые просьбы римлян о помощи. Они посылали им только хлеба из Египта, вместо оружия, и старались оградить их могуществом франков от насилия лангобардов. Если восседал когда-либо, на кафедре верховных апостолов, пастырь, проникнутый всем долгом и достоинством своего высокого сана, то это конечно был сей Григорий, святой по жизни, великий по деяниям, как его признали современники и потомство.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

На декретах и законах Иустиниана мы останавливаться не будем в виду узкой специальности нашей задачи 1260 , а рассмотрим только вкратце его богословско-литературные труды, дабы извлечь соответственный материал для решения поставленного нами вопроса. Перу Иустиниана принадлежат следующие сочинения в греческой Патрологии Миня: 1, Liber adversus Origenem 1261 . 2, Confessio rectae fidei 1262 3, Epistola adversus Theodorum Mopsuest. 1263 . 4, Contra Severianos 1264 . 5, Tractatus contra Monophysitas 1265 и 6, Bullae aureae 1266 . У другого Иустинианова издателя – Манси 1267 воспроизводится обширная переписка императора с представителями римской церкви по различным церковно-религиозным вопросам. На эти письма мы уже не раз ссылались в своей работе. Авторская собственность всех лптературных трудов Иустиниана вообще стоит твердо, и может заподозриваться разве только со стороны неполной самостоятельности их. Возможно предположение о пособничестве императору постороних лиц в систематизации и обработке собранного им материала. Совершенно допустимо, что у занятого многочисленными делами царственного автора могло не хватать досуга и может быть даже ученого навыка для написания и отделки задуманных работ. Однако, каких-либо реальных доказательств такого прямого или косвенного пособничества императору мы не имеем, а потому воздерживаемся и говорить о нем. Содержание сочинений Иустиниана хорошо определяется уже из самого названия их. Судя по этим названиям, не трудно видеть, что главной целью литературной деятельности автора их была полемика с разными сектантами, именно в видах примирения и воссоединения их с церковью. Наш Леонтий, как известно, также занимается главным образом полемикой и притом с теми же самыми сектантами, с какими боролся и Иустиниан. Вот почему в сочинениях обоих данных авторов мы и наблюдаем не только полное совпадение в идейном содержании их сочинений, но и весьма большую близость с формальной стороны, со стороны изложения. Частные тезисы, проводимые в сочинениях Иустиниана, и способы их доказательства точно также, если не совсем тожествены, то весьма близко подходит к положениям и аргументации нашего Леонтия.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

Вероятно было и много других, но они стёрлись. Нижняя часть мозаиков отпала, но до пояса весьма хорошо сохранились фигуры. Одежда царей уже не ищет простоты Иустиниановой и Константиновой: она вся испещрена золотом и яркими камнями, и напоминает отчасти царское одеяние первых Романовых. На голове их уже не диадема, как у древних Кесарей, но полные венцы в виде митр. Ещё великолепнее трёхзубчатые высокие тиары Императриц Зои и Ирины и их облачение, соблюдённое во всей точности. Цари сии уже носят бороду, но её нет у Комнина, по его молодости. Достойно внимания и то, что каждый император держит в руках мешок, я полагал, с деньгами, как знак пожертвования храму Божию; но Патриарх Константин уверял меня, что в их руках не золото, а земля ради смирения, дабы тем свидетельствовать, что они, по выражению Авраама, отца верующих, только прах и земля пред Господом. Не знаю, до какой степени справедливо такое толкование, но во всяком случае оно умилительно. Императрица Зоя держит в руках длинный свиток, и на нём написано: «из рода Константинова»; а подле её лика: «Зоя благочестивая Августа». То же титло дано и Ирине. Вот всё, что сохранилось от мозаиков в галереях и в целом храме. Я их все исчислил со всевозможною, по виденным мною рисункам, отчётливостью, чтобы память о них сохранилась на будущее время, если паче чаяния люди и время довершат своё опустошение. Дверь, которою входили царицы и царевны с боковой лестницы на хоры, была заложена, и предание народное говорило, что тут в тесной палатке или церкви заключён, со времени завоевания Царьграда, священник, совершавший тогда литургию, и что ещё доселе жив. Я слышал и прежде о таком предании в Молдавии, во время похода 1828 года; но мне иначе рассказывали: будто бы сам Патриарх соборно совершал литургию в Св. Софии, в ту минуту, когда ворвались турки вовнутрь святилища, и что сами собою заключились царские врата алтаря, в который никто с тех пор не смел проникнуть; а литургия будет продолжаться до времени освобождения Царьграда: тогда только, при отверстии царских врат, отъидут на вечный покой священнодействовавшие в течение стольких веков.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Желанием возжелех сию пасху ясти с вами, глаголал Божественный Учредитель сея жертвы, прежде даже не прииму мук. Глаголю бо вам, яко отселе не имам ясти от нея, дóндеже скончаются во царствии Божии ( Лк.22:15:16 ), и яко ктому не имам пити от плода лозного до дне того, егда е пию ново во царствии Божии ( Мк.14:25 ). Блажен убо и преблажен, кто, удостоившись вкусить сея вечери здесь, удостоится вкушать ее и там невозбранно и вечно в сонме духов праведных и совершенных. Престолы в древние времена Христианства, также как и ныне, обыкновенно устроились из дерева, преимущественно твердого для прочности и безопасности, каков наприм. дуб, или душистого, по уважению к цели, каковы наприм. кедр и кипарис. В последствии же времени, особенно когда обратился в Христианство Константин Великий , стали созидать их для большего благолепия и тем большего выражения любви и преданности Богу из благородных металлов, каковы суть сребро и злато с помещением в приличных местах драгоценных камней. Так историк Кедрин (Летоп. о Иустин. 32 г.) повествует об Иустиниане Императоре, что он по усердию своему сделал св. трапезу или престол искусством неподражаемым. Она составлена была, по его сказанию, из злата и сребра и камения всеразличного, из древа и металла и всего драгоценного, что ни приносит земля, море и весь мир. Сей необыкновенный и удивительный памятник благочесии Иустинианова заслуживает того, чтобы упомянуть о чрезвычайной судьбе его. Он во время пленения Константинополя венецианами и французами в начале тринадцатого столетия, по случаю четвертого крестового похода, святотатственно похищен был последними, но при перевезении чрез море в Италию, восставшая на мраморном море буря разбила корабль, на котором везен он был, и погрузила оный против города Ираклии вместе с похитителями в пучине морской. В наше время без сомнения приписали бы сие событие случаю – этому легкому и столь ныне употребительному средству, изъяснять без дальнего размышления все неизъяснимое: но древние в сей буре видели особенное смотрение Божие, карающее злочестие похитителей, тем более, что на месте погружения престола вскоре заметили необыкновенное явление плавающего по верх воды елея, которое сохранилось, как свидетельствуют путешественники, и до наших времен.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010