Закрыть itemscope itemtype="" > Икона Божией Матери «Невская Скоропослушница» будет принесена из Александро-Невской лавры в московский Новоспасский монастырь 13.02.2015 297 Время на чтение 3 минуты Одна из самых почитаемых святынь Александро-Невской лавры — икона Божией Матери «Невская Скоропослушница» прибудет 14 февраля, накануне праздника Сретения Господня, в московский Новоспасский монастырь, сообщает Патриархия.ru. Чтимый образ впервые покидает пределы Санкт-Петербургской митрополии. Икону сопровождает эконом Александро-Невской лавры иеромонах Прокопий (Павлов). Принесение в Новоспасский монастырь петербургской святыни приурочено к 110-летию со дня трагической гибели великого князя Сергея Александровича Романова, чью жизнь оборвала бомба террориста Ивана Каляева 17 февраля 1905 года. В Новоспасской обители находится могила великого князя. Икона «Невская Скоропослушница» тесно связана с историей Императорского православного палестинского общества (основано в 1883 г.), председателем которого был великий князь Сергей Александрович. Образ глубоко почитался вдовой великого князя преподобномученицей Елисаветой Феодоровной, а также в семье страстотерпца императора Николая II. Известно, что в Ипатьевском доме Екатеринбурга, где трагически оборвалась жизнь царской семьи, были найдены несколько образков с изображением «Скоропослушницы», прославленной в Санкт-Петербурге. Встреча иконы Божией Матери «Скоропослушница» Невская состоится 14 февраля в 16.30 у святых врат Новоспасской обители (Крестьянская площадь, 10). Аккредитация представителей СМИ проводится по эл. адресу: stikharyova@mail.ru. Необходимо указать ФИО, СМИ и номер автотранспорта. Икона Божией Матери «Невская Скоропослушница» — особо почитаемый список чудотворной афонской иконы «Скоропослушница». Оригинальный, афонский образ Богородицы «Скоропослушницы» находится в греческом монастыре Дохиар и представляет собой изображение Богоматери с Младенцем. Петербургский список отличается от него по иконографии. Он изображает Божию Матерь с молитвенно простертой десницей без Богомладенца.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/02/13/ik...

Закрыть itemscope itemtype="" > Не просто великий писатель, но и пророк В Оптиной пустыни завершились духовно-просветительские мероприятия «Дней Достоевского» 09.07.2023 681 Время на чтение 7 минут Фото: Владимир Ходаков В пятницу, 7 июля, во Введенском ставропигиальном мужском монастыре Оптина пустынь состоялось открытие «Дней Достоевского», сообщает Патриархия.ru. Начало духовно-просветительскому проекту «Дни Достоевского в Оптиной пустыни» по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла было положено год назад. В этот раз дата проведения форума была приурочена к 145-летию первого приезда Федора Михайловича Достоевского в обитель, где произошла судьбоносная для писателя встреча с преподобным старцем Амвросием. Целью духовно-просветительского проекта является осмысление и популяризация творчества великого писателя, произведения которого проникнуты любовью к России и православной вере, духовными исканиями, размышлениями о бытии человеческом и о пути к Богу. В официальной части мероприятия приняли участие полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе И.О.Щеголев, председатель Императорского православного палестинского общества С.В.Степашин, губернатор Калужской области В.В.Шапша, председатель комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д.Артамонов, народный артист России Сергей Мигицко. На церемонии открытия наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь епископ Можайский Иосиф приветствовал участников и гостей, после чего было заслушано обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую организаторов и всех участников духовно-просветительского проекта " Дни Достоевского в Оптиной пустыни " . Федор Михайлович Достоевский — личность, без преувеличения, мирового масштаба. Его творчество, оказавшее огромное влияние как на русскую, так и на зарубежную культуру, стало источником глубоких размышлений и вдохновения для миллионов людей разных поколений. Глубокий мыслитель и одаренный мастер слова, он с удивительной проницательностью, честностью и, что важно, с любовью писал портрет человеческой души.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/09/ne...

Закрыть itemscope itemtype="" > Николай Николаевич Лисовой: «Я всегда предпочитал быть подлинным...» 15.02.2019 1351 Время на чтение 20 минут Николай Николаевич Лисовой На Праздник Сретения Господня исполняется 40 дней по кончине Николая Николаевича Лисового, известного церковного ученого, писателя, публициста, поэта, автора «Православной энциклопедии», заместителя Председателя Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО). Николай Николаевич широко известен православной публике по различным выступлениям на радио и телевидении, по своим многочисленным публикациям, сборникам стихотворений и статей, выступлениям на многочисленных конференциях. Однако мало кому открыта его частная, сокровенная жизнь, его взгляды на те или иные процессы, проходящие в политическом и религиозном русле современной России, его предпочтения в области культуры и искусства, литературы и музыки. Мы близко познакомились с Николаем Николаевичем в конце 2016 года, когда я анонсировал на Радио «Радонеж» цикл бесед «Странствия Одиссея». Название придумал сам Николай Николаевич, раскрытие темы осталось за мной. Вся человеческая жизнь - это в определенной мере странствие от рождения до смерти: странствие по земле, исполненное встреч, болезней, разочарований, обретения и радости. После проведенных дома у Николая Николаевича Лисового вечеров за записью этого цикла я с полной уверенностью мог свидетельствовать: мы жили рядом с уникальным, удивительным, ярким и самобытным человеком, высоким профессионалом, человеком с очень чуткой и нежной душой, цепким профессиональным взглядом на все происходящее и подлинным романтиком. И тем более становится грустно оттого, что такие люди уходят. Нет, неправильно: не потому, что уходят они, а потому, что мы остаемся без них все более и более одинокими. И как бы ни были спорны некоторые взгляды Николая Николаевича Лисового на те или иные проблемы (в чем его сегодня некоторые упрекают), повторюсь: мы благодарим Бога за дарованное нам общение с ним и выражаем осторожную надежду на то, что сейчас уже «Одиссей вернулся в родную Итаку, к родным берегам...».

http://ruskline.ru/opp/2019/fevral/15/ni...

Закрыть itemscope itemtype="" > Николай Чудотворец в военном госпитале Бурденко В канун праздника Николы Зимнего в госпиталь вернулся святитель Мир Ликийских 19.12.2023 153 Время на чтение 5 минут Фото: Предоставлены автором 18 декабря 2023 года, в канун дня памяти святого, в праздник Николы Зимнего, как величают его на Руси в военном госпитале им. Николая Бурденко состоялось дарение иконы святителя Николая госпитальной церкви во имя Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. Икона выполнена известным московским мастером Антоном Старцевым. Икону внесли – иконописец Антон Старцев и жертвователь – глава международной организации «Русский Госпиталь» Виталий Хизниченко. Она была освящена настоятелем храма священником Илией Тягиным. Молитвенное настроение охватило всех приглашённых, согласно пели молебен Николаю Чудотворцу, вторя отцу настоятелю, после молебна почувствовали умиротворение и духовную радость. Святитель Николай Мирликийский, в народе – Николай Чудотворец, любимый русский святой. Именем его называют поныне многих русских мальчиков, посвящая их судьбы и деяния доброму и строгому, мудрому и отзывчивому святителю Николаю. Народу на мероприятии было немало, присутствовала делегация Императорского Православного Палестинского общества, а именно, редактор журнала «Искусство для всех» Галина Розанова, много способствовавшая подготовке мероприятия, заместитель руководителя Молодежной секции ИППО Тамара Григорьева, священник отец Илия, известный московский врач, кандидат медицинских наук Дмитрий Виноградов, заведующая медицинским музеем госпиталя Марина Овчинникова, иконописец Антон Старцев, художник Филипп Москвитин, представители врачебного сообщества. Жертвователь иконы Виталий Хизниченко и многие другие. Почему это дарение было так важно, пояснил отец Илия. Госпиталь, имеющий принадлежность к вооруженным силам России, став первым государственным медицинским учреждением, был основан 300 лет назад по Указу императора Петра I, который самолично подарил госпитальному домовому храму две иконы – Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. Своё покровительство над госпиталем простёрли не только Богородица и Первоверховные апостолы, но и святитель Николай Мирликийский. Госпиталь был очень важен и как лечебное учреждение, и как школа для медиков, здесь были заложены основы выдающейся русской медицинской науки. Главным доктором Московского госпиталя стал выпускник Лейденского университета, искусный хирург и анатом, лейб-медик Петра I – Николай Бидлоо.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/19/ni...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Об искусственности пандемии не говорит только ленивый» О главных итогах уходящего года и о том, что ожидает нас в 2022 году 23.12.2021 1606 Фото: Из личного архива автора «Русская народная линия» проводит традиционный опрос авторов по итогам года. «Как бы Вы охарактеризовали 2021 год? Какие события и тенденции Вы выделили бы как главные, определяющие для этого года? Что Вы ожидаете от 2022 года?» – на эти вопросы отвечает кандидат исторических наук, востоковед, действительный член Императорского Православного Палестинского Общества, генеральный директор аналитического центра Катехон Михаил Ильич Якушев: На мой взгляд, 2021 год прошёл достаточно нормально. Правда, мы всё-таки ощущали некоторые ограничения в связи с продолжающейся эпидемией. Я надеюсь, что в 2022 году пандемия пойдёт на спад, будут выявлены её гносеологические корни, потому что здесь всё очень непросто. Если год тому назад было запрещено говорить об искусственном характере пандемии, то теперь об искусственности пандемии не говорит только ленивый. Я очень рад, что, несмотря на ковидную опасность, во вселенском Православии не произошло того, чего я так опасался в прошлом и позапрошлом годах – не было попыток Предстоятелей Поместных Православных Церквей присоединиться к стамбульскому патриарху Варфоломею, Александрийскому патриарху Феодору, Элладскому архиепископу Иерониму и Кипрскому архиепископу Хризостому в деле признания т.н. ПЦУ. Я рад, что Иерусалимский Патриарх Феофил твёрдо держится позиций Православия и не присоединяется к голосам т.н. греческих Церквей, вставших на путь раскола Православия. Президент Турции Р.Эрдоган подписал указ о превращении Святой Софии в мечеть. И Святейший Патриарх Кирилл правильно сказал, что кара Божия постигла Варфоломея за т.н. ПЦУ. Войдя в Святую Софию с раскольниками – он потерял Софию Константинопольскую. В этом есть метафизический смысл. И теперь мы всё реже и реже слышим воинственные заявления из Фанара в адрес Русской Православной Церкви и остальных Поместных Православных Церквей, не присоединившихся к почину фанариотов.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/12/23/ob...

Закрыть itemscope itemtype="" > «От этого образа Богородицы проистекает множество чудес» Икона «Невская Скоропослушница» впервые официально посетила столицу России 02.03.2015 2551 Время на чтение 6 минут Икона Божией Матери «Невская Скоропослушница», одна из самых почитаемых святынь Александро-Невской Лавры, в конце февраля впервые покинула Санкт-Петербург, чтобы принять участие в торжествах по случаю трагической кончины Великого Князя Сергея Александровича Романова в Москве . С 14 по 22 февраля икона пребывала в московском Новоспасском монастыре, где в семейной усыпальнице бояр Романовых погребен прах генерал-губернатора столицы Великого Князя Сергея Александровича, погибшего от взрыва бомбы, брошенной террористом. Чудотворный образ «Невская Скоропослушница» при жизни Великого Князя находился в петербургском Николо-Александровском (Барградском) храме Императорского православного палестинского общества, которому он покровительствовал. Сергей Александрович молился перед этим образом при жизни, и перед ним совершалось сугубое поминовение погибшего после его кончины. Посещение столицы петербургской святыней в год 110-летия со дня мученической гибели московского генерал-губернатора организовал руководитель благотворительного фонда «Памяти великого князя Сергея Александровича» при Новоспасском ставропигиальном монастыре Денис Борисович Солодовников. Икону в путешествии сопровождал эконом Александро-Невской лавры иеромонах Прокопий (Павлов), духовник санкт-петербургского отделения Александро-Невского братства. Мы предлагаем нашим читателям его рассказ о пребывании иконы в Москве. «14 февраля торжественно, как дорогую гостью, под колокольных звон, с хоругвями и песнопениями у святых врат Новоспасского монастыря икону Матери Божией " Невская Скоропослушница " встретил отец настоятель обители епископ Воскресенский Савва с монашествующей братией. У нашей маленькой делегации была представительская миссия – участвовать в мероприятиях в память 110-летия со дня гибели Великого Князя Сергея Александровича.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/03/4/ot_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Отпевание Н.Н. Лисового в Новодевичьем монастыре 11.01.2019 1739 10 Января 2019 года в Успенском соборе Новодевичьего монастыря состоялось отпевание Николая Николаевича Лисового. Русская народная линия опубликовала слово памяти о почившем нашего постоянного автора Леонида Евгеньевича Болотина. Теперь мы предлагаем читателям фрагмент отпевания ученого и известного общественного деятеля. Николай Николаевич Лисовой родился 23 Октября 1946 года в городе Станислав (ныне Ивано-Франковск). После продолжительной и тяжелой болезни умер 7 Января 2019 года в Москве . Российский историк Церкви и философ, исследователь, писатель, автор телевизионных фильмов, общественный деятель. Член Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) с 1974 года, заместитель председателя ИППО. Член Союза писателей России (1992). Кандидат философских наук, доктор исторических наук. Один из авторов «Православной энциклопедии». С 1967 года работал в Институте прикладной математики АН СССР ; с 1974 года - в Институте иностранных языков имени Мориса Тореза; с 1975 года - на филологическом факультете МГУ; с 1981 по 1995 год - в Государственном историческом музее. С 1995 года - старший, затем ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН. Главный научный сотрудник Центра истории религии и Церкви. С 1969 года внештатно сотрудничал с Издательским отделом МП, печатаясь в издании РПЦ «Журнал Московской Патриархии» под псевдонимом «А.Вольгин» или анонимно. Во второй половине 1990-х годов вёл ежедневную телепередачу «Православный календарь» на канале РТР. В 1977 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Философский анализ современных концепций времени в физике и космологии». В 2007 году в Институте всеобщей истории РАН защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора исторических наук по теме «Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX - начале XX в.». Официальные оппоненты - доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН С.П. Карпов, доктор исторических наук А.В. Игнатьев и доктор исторических наук И.М. Смилянская. Ведущая организация - Российская академия государственной службы при Президенте РФ.

http://ruskline.ru/rnl_tv/2019/yanvar/11...

Закрыть itemscope itemtype="" > Россия воссоединилась духовно Беседа с доктором исторических наук, заместителем председателя Императорского Православного Палестинского Общества Н.Н. Лисовым 07.06.2007 626 Время на чтение 11 минут - Николай Николаевич, каково политическое, государственное значение состоявшегося воссоединения двух частей Русской Церкви. - Раскол или разделение в Русской Церкви, связанные с эмиграцией большого числа иерархов и духовенства после событий 1917 года и Гражданской войны имел в отличие от каких-то других церковных разделений чисто политический характер. Мы с так называемой Белой Церковью не разделялись ни чем: ни в вероучении, ни в догматах, ни в литургике, ни в обряде, ни в нравственном богословии, ни в аскетике. Нас разделяли только окопы Гражданской войны. Святейший Патриарх Тихон, в свое время, об этой опасности и об опасных последствиях всего этого предупреждал. Он в своем послании и духовенству и верным чадам Православной Церкви в день преподобного Сергия, поборника церковного единства Руси, 25 сентября (8 октября) 1919 года, в прямую пытался запретить духовенству какое-либо участие в политических акциях, в том числе, в придании политического акцента каким-либо церковным оценкам происходящих событий. О чем идет речь? Речь идет о том, что приходили белые войска в тот или иной город или село, их встречали колокольным звоном, их встречали праздничным молебном, а потом, по изменившейся фронтовой ситуации они уходили, и тогда вместе с ними приходилось уходить и тому духовенству, которое его приветствовало. - Но ведь такая поддержка белого движения для многих представителей иерархии и духовенства казалась естественной. Конечно, участие духовенства в политике это традиция не только для Русской Церкви, но и для Православной Церкви вообще. Православная Церковь, я неоднократно об этом говорил, есть Церковь в империи, в государстве - внутри, она всегда внутри. Поэтому требовать тогда - в 1917, 1918, 1919 годах от духовенства, чтобы оно от этого веками заповеданного стиля поведения и менталитета церковного и пластики церковной жизни в одночасье отказалось, конечно, было трудно.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Русская Православная Церковь - матрица национального исторического опыта " 28.10.2009 579 Время на чтение 7 минут Сегодня одна из главных проблем, которая несёт угрозу национальной безопасности России, её существованию - духовное состояние общества. Под красочной вывеской прогресса, политкорректности, толерантности идёт явная подмена ценностей: традиционные нормы морали и этики представляются скучными, немодными, глупыми, а зло - наоборот привлекательным и современным. В средствах массовой информации определенного толка нравственность подвергается насмешкам, Огромную актуальность в России в связи с кризисом в духовной сфере приобретает выстраивание отношений в системе " государство-общество-религия " . На наши вопросы отвечает заместитель председателя Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО), доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, известный историк Русской Православной Церкви, писатель, публицист Николай ЛИСОВОЙ - Николай Николаевич, в чем вы видите миссию Церкви? Давайте поговорим об ответственности - не только о нашей ответственности перед Церковью, но и об ответственности Церкви перед обществом... - Иисус Христос однократно и навсегда сделал Своё спасительное дело - принёс Себя в жертву за грехи мира, спас нас от греха и смерти. Но зачем-то Он оставил ещё нам Церковь в лице своих апостолов. А потом апостолы по всему миру основали общины. Для чего же вообще Церковь и, в частности, Русская Православная Церковь? А для того, чтобы передать Учение, передать Таинства, которыми живёт Церковь. Институт передачи, институт предания - это и есть Церковь. Да, у нас есть ответственность перед Церковью, как есть у каждого ответственность перед своей матерью. Но и у Церкви есть ответственность. Наша русская государственность, русская культура и русское общество - все они, прежде всего, исторически связаны с православной верой как образом жизни. Ведь когда-то именно Церковь созидала российскую православную державность, российскую государственность.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Самое сложное в вере - перейти от слова к делу». Авторская программа «Парсуна» 26.06.2019 754 Москва 25 июня. Гостем авторской программы «Парсуна» председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ и главного редактора журнала «Фома» В.Р. Легойды стал председатель Императорского православного палестинского общества С.В. Степашин. По словам С.В. Степашина самое сложное в вере это не только верить, но и делать так, как ты считаешь правильным. «От слова к делу, от дела к поступку. Путь, казалось бы, короткий, но бывает очень длинным». Рассуждая на тему того, почему в 1917 году верующие сами громили храмы, С.В. Степашин отметил, что «самая большая беда, которая случилась в нашей Церкви, пошла от Петра Первого, когда он подчинил Церковь государству и заставил ее обслуживать это государство». «Ни в коей степени я не призываю, чтобы Церковь была антагонистом и оппозиционером власти. Но она должна быть над властью, она должна быть выше власти и власть это должна понимать», пояснил он. С.В. Степашин рассказал, что Императорское православное палестинское общество отправило в Сирию 18 гуманитарных грузов, открыло школу в Вифлееме, планируется строительство школы в Иордании. «Мы идем с русским языком, с нашей культурой, с нашими паломниками. Россия всегда была на Ближнем Востоке другом. Мы не приходили туда с мечом, почему, кстати, арабы вне зависимости от того, какой у нас строй, всегда относились к нам хорошо», заметил он. Говоря о гонениях на христиан на Ближнем Востоке, С.В. Степашин отметил, что «нам скоро придется защищать христиан в Европе — и не от ИГИЛ, а от того, что меняется вообще представление о семье, о любви, о браке, о жизни, о вере». В своей программе «Парсуна» ее ведущий председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главный редактор журнала «Фома» В.Р. Легойда беседует о жизни, вере и смыслах с известными людьми: представителями Церкви, деятелями культуры и искусства, учеными.

http://ruskline.ru/video/2019/iyun/26/sa...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010