свящ. Игорь Иванов В Рождественскую ночь 2019 года на 73-м году жизни отошел ко Господу известный российский писатель 1 и ученый 2 Николай Николаевич Лисовой (23.10.1946–7.01.2019), кандидат философских наук 3 , доктор исторических наук 4 . Символично то, что сороковой день со дня его кончины пришелся на праздник Сретения Господня. Сейчас, когда завершил свой земной путь «Московский Златоуст» (как называли Николая Николаевича за его ораторский талант), можно сказать, что он, в самом деле, являл собой достойный пример церковной образованности, сочетая в себе таланты поэта, писателя-публициста, оратора и ведущего телепередач 5 , философа-богослова и историка Церкви 6 и Отечества 7 , широко образованного и эрудированного человека, своего рода “византийского-полигистора”, родившегося и сформировавшегося, как ни странно, именно в советскую эпоху 8 . Сведения о научной деятельности вполне подтверждают многогранность личности Н. Н. Лисового и его научных интересов. Высшее образование он получал в Москве, сначала на факультете теоретической и экспериментальной физики МИФИ, а затем на физико-математическом факультете МГЗПИ, который блестяще окончил в 1967 году. В 1968 году он поступил на заочное отделение Института философии АН СССР, где в 1977 г. защитил кандидатскую диссертацию. Он работал в следующих учреждениях: с 1967 года в Институте прикладной математики АН СССР; с 1974 года – в Институте иностранных языков имени М. Тореза; с 1975 года – на филологическом факультете МГУ; а с 1981 по 1995 годы – в Государственном историческом музее. С 1995 года – старший, затем ведущий, научный сотрудник Института российской истории РАН, а также главный научный сотрудник Центра истории религии и церкви. В 1995–2019 годах Николай Николаевич служил заместителем Председателя Императорского Православного Палестинского Общества, состоя его членом с 1974 года (в советское время оно именовалось Российское палестинское общество при АН СССР). Он активно работал в Обществе, сотрудничал с редакцией Палестинского Сборника, неоднократно выступал с лекциями по истории Общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Сергей Степашин, Председатель Императорского Православного Палестинского Общества: Сохраним Россию в Святой Земле! Книга, которую выдержите в руках, поистине уникальна. Тираж ее разошелся мгновенно. И вполне логично нынешнее второе издание. Сегодня оно представляет особый интерес еще и потому, что мы отмечаем в нынешнем году 135-летие ИППО, 200-летие со дня рождения архимандрита Антонина (Капустина) , 160-летие со дня рождения Великого Князя Сергия Александровича, который совсем еще молодой, в 25 лет, возглавил в 1882 г. Православное Палестинское Общество. Для меня 2017 г. ознаменован еще десятилетием жизни, в течение которого по благословению Святейшего Патриарха я с радостью исполняю обязанности Председателя Общества, стремясь сохранить и укрепить его гуманистические традиции – в соответствии с изначальным уставным назначением, начертанным идеологами и создателями ИППО. Это, прежде всего, просветительная и гуманитарная помощь народам Палестины и других стран Библейского региона, помощь русским православным паломникам, для которых дорога к Богу была смыслом жизни, осознанно избранным путем, наконец, поддержка тружеников отечественной науки, исследователей Святой Земли. Думаю, предлагаемый читателю обновленный путеводитель вполне отвечает как информационной потребности наших паломников, так и требованиям научным. Обратимся для начала к историческим корням. Ведь Иерусалим и Палестина – редкое, может быть, единственное на свете место, где небо сближается с землей, политические интересы совпадают с церковными, научные – с практическими, паломнические – с хозяйственными, экономическими. Именно на этом уникальном историческом перекрестке работает вот уже более 130 лет Императорское Православное Палестинское Общество – старейшая в России научная и гуманитарная неправительственная организация, деятельность и наследие которой уникальны по своему значению в истории отечественной культуры. Православный паломник определял собой самую суть того, что мы называем сегодня русским присутствием в Святой Земле. Для него была создана в Иерусалиме в 1847 г. Русская Духовная Миссия, для него в 1858 г. учреждено Иерусалимское консульство, а в 1859 г. создан в Санкт-Петербурге надправительственный Палестинский Комитет, преобразованный позже, с 1864 г., в Палестинскую Комиссию при Азиатском департаменте МИДа. Постоянным и массовым пассажиром Русского Общества Пароходства и Торговли, исправно обеспечивавшего рейсы из Одессы в Яффу и обратно, тоже был неутомимый и терпеливый паломник. Как писал создатель Палестинского Общества В. Н. Хитрово , «только благодаря этим сотням и тысячам серых мужичков и простых баб, из года в год движущихся из Яффы в Иерусалим и обратно, точно по русской губернии, обязаны мы тому влиянию, которое имя русское имеет в Палестине».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Том 2 → Содержание Сохранить Россию в святой земле К истории русского духовного и политического присутствия в Святой Земле и на Ближнем Востоке Предпосылки и предыстория российского присутствия в святой земле «Витязи святого гроба»: Время А.Н. Муравьева Создание русской духовной миссии в Иерусалиме («Проект Нессельроде и Порфирия») Из истории Русского консульского представительства в святой земле Парижский мир и «несимметричный ответ»: «Проект Мансурова» Триумф в Иерусалиме и размолвки в Петербурге Русская духовная миссия в Иерусалиме: проблемы с церковной вертикалью Православный вакуф: «Проект Антонина» Императорское православное Палестинское общество: «Проект Хитрово» Вертикаль управления обществом Строительная эпопея ИППО в Палестине Школы ИППО в Палестине, Сирии и Ливане Между двух революций: палестинское общество под председательством великой княгини Елизаветы Федоровны Российское наследие на Ближнем Востоке в XX веке: итоги и проблемы Возвращение в святую землю: век XXI Пролог: Из предыстории Русского консульского представительства на Ближнем 1. Указ императрицы Екатерины II в коллегию иностранных дел 2. Проект инструкции коллегии иностранных дел вице-консулу в Бейруте капитану Р. Коронелли Часть 1. Россия и православный Восток в первой половине XIX века Раздел 1: Материальная помощь Иерусалимскому патриархату в царствование Александра I 3. Всеподданнейший доклад Св. Синода императору Александру I 4. Предложение обер-прокурора князя А.Н. Голицына Св. Синоду 5. Грамата патриарха Иерусалимского Поликарпа на имя обер-прокурора Св. Синода князя А.Н. Голицына 6. Грамата патриарха Иерусалимского Поликарпа на имя обер-прокурора Св. Синода князя А.Н. Голицына 7. Отношение министра духовных дел и народного просвещения князя А.Н. Голицына к управляющему кабинетом Его Императорского Величества Создание Иерусалимского подворья в Таганроге (1814) 8. Всеподданнейший рапорт Св. Синода императору Александру I 9. Грамата патриарха Иерусалимского Поликарпа на имя обер-прокурора Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Додонов Б. Ф., Копылова О. Н., Крячкова Л. В. Новые документы о духовной и общественной деятельности великой княгини Елизаветы Федоровны: По материалам Московского охранного отделения (1909–1917 гг.) В последние 2 с лишним десятилетия в отечественной научной, публицистической и религиозной литературе уделяется большое внимание жизни и деятельности великой княгини Елизаветы Федоровны. О ней, ее жизненном пути, духовном служении, благотворительной деятельности издано большое количество книг, статей, публикаций Тем не менее специалисты отмечают, что полную биографию Елизаветы Федоровны подготовить сложно – отсутствует достаточная документальная база. В этой связи открытие комплекса новых, ранее не вводившихся в научный оборот, архивных документов может внести определенный вклад в исследование ее жизни и деятельности, дополнить и уточнить уже имеющиеся в исторической литературе сведения. Елизавета Федоровна (Элла) (1864–1918 гг.) – великая княгиня, урожденная принцесса Элизабет–Александра–Луиза–Алиса Гессен-Дармштадтская, дочь великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и Алисы, урожденной принцессы Великобританской, старшая сестра императрицы Александры Федоровны, супруги императора Николая II. С 1884 г. – супруга великого князя Сергея Александровича, брата императора Александра III, московского генерал-губернатора, павшего от рук революционеров. Елизавета Федоровна с 1905 г. являлась председателем Императорского православного Палестинского общества, почетным членом Императорского женского патриотического общества, попечительницей Елизаветинской общины сестер милосердия Красного Креста, покровительницей Сергиевского православного братства и других общественных организаций. В 1909 г. она основала Марфо-Мариинскую обитель, в 1910 г. приняла монашеский постриг. 17 июля 1918 г. была убита в Алапаевске, в 1922 г. причислена к лику святых Русской Православной Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/6074373/

В этом году Императорскому православному палестинскому обществу (ИППО) исполняется 130 лет. Эта общественная организация была создана с целью поддержать православие в Палестине, способствовать паломничеству и научно-просветительской деятельности. За всю историю России ИППО стало самой успешной организацией, действующей за границей. О русском присутствии на Святой земле, будущем христианских Церквей на Ближнем Востоке мы беседуем с Михаилом Борисовичем Пиотровским, директором Государственного Эрмитажа, председателем Санкт-Петербургского отделения ИППО. Формы взаимодействия —Михаил Борисович, в советское время Императорское православное палестинское общество продолжало существовать, хотя слова «императорское» и «православное» ушли из названия. Чем можно объяснить этот феномен? —Изначально Общество соединяло паломническую, просветительскую и научную деятельность. В зависимости от общей ситуации, один из видов деятельности мог преобладать. Например, после 1917 годаОбщество стало существовать, прежде всего, как научное «книжное» учреждение, поскольку паломничества в Палестину в советское время были невозможны. Научная составляющая позволила обществу сохранить юридическое лицо. В этом великая заслуга российских ученых, которые смогли лавировать, в чем-то уступая, а в чем-то отстаивая свои принципы, но развивая в сложной политической ситуации то, что было возможно. Благодаря им наука, связанная с Палестиной, эволюционировала во всех аспектах. Общество почти все время своего существования издавало «Палестинский сборник», где были представлены и семитология, и гебраистика, работы по восточному христианству и византинистике, даже жития святых. «Палестинский сборник» был самым блестящим научным журналом России. В нем серьезные научные труды издавались безо всякой оглядки на политику. Благодаря этому сохранялось Общество, а труды по востоковедению получили возможность публикации. В этом заслуга Нины Викторовны Пигулевской, которая была душой Палестинского общества в течение многих лет — великий ученый, сиролог, человек глубоко верующий и церковный. За участие в церковной жизни она была репрессирована, но успела многое сделать в защиту изучения восточных религий, в том числе восточного христианства. Она олицетворяла собой русскую интеллигенцию, которая умеет делать добро и правильные вещи при любом режиме.

http://pravoslavie.ru/54672.html

  разделы   рассылка  распечатать Павел Платонов Быт и нужды русских православных поклонников на Святой Земле в XIX-XXI веках Источник:  Общество " Россия в красках " Введение Мне хотелось бы начать свой доклад с того, насколько важной для русских людей была традиция паломничества на Святую Землю. Русские паломники чаще назывались поклонниками, поскольку традиция, существующая на Руси и неотъемлемо вошедшая в православный образ жизни, подразумевала поклонение святыням как евангельским символам, своеобразная иконография. Святая Земля воспринималась как икона земной жизни Спасителя. Вот такое молитвенное, вдумчивое и созерцательное поклонение образу-святыне и называлось поклонничеством, а паломников-молитвенников называли поклонниками. К концу XIX и началу XX веков количество поклонников, желающих посетить Святую Земли было настолько много, что они собирались в специально формировавшиеся караваны и посещали те или иные святые места в сопровождении опытных проводников и конной охраны. Все это обуславливало создание мощной паломнической инфраструктуры, способной принять часто многотысячные караваны паломников, обеспечивая их всем необходимым во время совершения паломнического путешествия, а также заботясь об их быте и нуждах во время пребывания на Святой Земле. Из наиболее известных русских организаций, занимающихся нуждами паломников на Святой Земле во второй половине XIX века были: Русская Духовная Миссия, основанная 11 (23) февраля 1847 года после утверждения резолюцией императора Николая I доклада графа Нессельроде о создании Миссии, " Русское общество пароходства и торговли " , учрежденное 3 августа 1856 года, учредителями которого были флигель-адъютант, капитан I ранга Н.А. Аркас и владелец пароходов на Волге Н.А. РОПиТ занимался обеспечением пароходных перевозок в целом по России, но также их корабли привозили паломников из разных уголков России в Одессу, а оттуда через Константинополь и Афон в Яффо и далее в Египет в паломнические путешествия по многим святыням Ближнего Востока. Из русских организаций наиболее активно проявивших себя на Ближнем Востоке в деле поддержания нужд и быта православных паломников в конце XIX начала XX веков было Императорское Православное Палестинское Общество, основанное в 1882 году. На торжественном открытии общества 21 мая по ст. стилю присутствовали члены императорской фамилии, русское и греческое духовенство, множество ученых и В этот день Церковь празднует память св. равноап. Константина и Елены, что неразрывно связало будущее Императорское Общество с памятью древних императоров-храмостроителей на Святой Земле.

http://religare.ru/2_34729.html

Раздел 8: Документы о ремонте храмов и подворий Русской Духовной Миссии В Иерусалиме. 1895–1902 570. Письмо обер-прокурора Св. Синода К.П. Победоносцева председателю ИППО великому князю Сергию Александровичу С.-Петербург 30 ноября 1895 г. Копия Ваше Императорское Высочество, Ваше Императорское Высочество письмом от 26 минувшего октября за 88, изволили уведомить меня, что находящиеся в Иерусалиме и состоящие в ведении местной Российской Духовной Миссии Троицкий собор, церковь Св. Марии Магдалины и дом Миссии пришли в разрушение и требуют капитального ремонта, и что состоящее под председательством Вашего Высочества Императорское Православное Палестинское Общество предполагает в виде помощи Миссии, выдать ей в ссуду 31658 р. 22 ½ к. золотом или 126 624 фр. 90 сан., но с тем, чтобы к этой сумме присоединен был долг миссии Обществу, составляющий к 1 июля сего года 18343 р. 77 ½ к золотом, или 73375 фр. 10 сан. и образовавшаяся таким образом общая сумма долга в 50000 руб. золотом, или 200000 фр. была уплачена Миссиею в 51 ¾ лет по расчету ½% погашения и 4 ½ % росту в год, а занятая сумма была употреблена исключительно на ремонт означенных зданий, но отнюдь не на приобретение или возведение новых построек. Святейший Синод, обсудив это предложение и признавая указанный заем выгодным для миссии, предоставил мне выразить Вашему Императорскому Высочеству глубочайшую признательность Синода за готовность Палестинского Общества придти на помощь Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в удовлетворении ее потребностей, а названной Миссии разрешил приступить к займу вышеупомянутой суммы на изъясненных условиях. Приемлю долг почтительнейше довести о сем до сведения Вашего Императорского Высочества. С чувством глубочайшего почтения и совершенной преданности имею честь быть Вашего Императорского Высочества преданнейший Подписал: Константин Победоносцев . С подписанным верно: Секретарь Общества (подпись). Архив РДМ, п. 64, д. 835, 1 л. 571. Отчет архитектора К. Шика о состоянии Троицкого Собора

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В пасхальном номере Американского Православного Вестника, официального органа Русской Церкви в Америке 8, 15­–28 апреля, за 1900 год) было опубликовано Послание святителя Тихона, в то время епископа Алеутского и Северо-Американского, новопоставленному иерею Владимиру Александрову. Архипастырь напутствовал священника, которого ждала многонациональная и в большинстве своем нецерковная паства. Прошло более ста лет, но слова наставления звучат как будто для нас сегодняшних. PDF-bepcuя.   26 мая 2023 г. 16:00 В Центре Императорского православного палестинского общества в Москве 10 марта 2023 года прошла презентация серии книг «Корпус христианских текстов и исследований» Центра изучения патристики и христианской древности при Московской духовной академии. Соорганизаторами мероприятия выступили Московская духовная академия, ИППО и Центр культурного сотрудничества имени святителя Спиридона Тримифунтского. Идея «Корпуса христианских текстов и исследований» как Приложения (Supplementum) к журналу МДА «Библия и христианская древность» заключается в подготовке ориентированного на русскоязычного читателя издания текстов отцов и христианских писателей Церкви. Данный проект предполагает работу с рукописями оригинального текста, который сопровождается переводом, вводной статьей (исследованием), комментарием, индексами и словарем терминов с использованием всего имеющегося на данный момент научного отечественного и зарубежного исследовательского материала. Среди представленных работ было исследование кандидата филологических наук Армана Егишевича Акопяна «Введение в арамеистику и сирологию», выпущенное в свет издательством Московской духовной академии в серии «Современные переводы и исследования». «Журнал Московской Патриархии» попросил автора рассказать о его книге.   PDF-bepcuя. Арман Акопян 23 мая 2023 г. 16:30 В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-bepcuя.

http://e-vestnik.ru/jmp/2023/5/

Содержание Чтение, предложенное в публичном собрании Киевского религиозно-просветительского общества 2 февраля 1904 г.      Алексей Афанасьевич Дмитриевский (1856–1929), доктор церковной истории, профессор и заведующий кафедрой литургики и церковной археологии Казанской Духовной Академии, член-корреспондент Академии наук, в 1906–1917 гг. состоял секретарем Императорского Православного Палестинского Общества. Этому выдающемуся ученому принадлежат такие труды, как «Богослужение в Русской Церкви в XVI в. Часть 1, «Служба круга годичного и седмичного». Казань, 1884; «Современное богослужение на православном Востоке». Вып. 1. Казань, 1891; «Богослужение Страстной и Пасхальной седмиц в св. Иерусалиме по Уставу IX–X вв.». Казань, 1894; «Древнейшие патриаршие Типиконы Святогробский Иерусалимский и Великой Константинопольской церкви». Киев, 1907; «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока». Т. 1. Типики. Киев, 1895 и СПб. 1917; Т. 2. Евхологии. Киев, 1901. Эти исследования были основаны на результатах кропотливого изучения древних рукописей в монастырских библиотеках Афона, Синая, Патмоса и Иерусалима.    А. А. Дмитриевский также опубликовал множество статей в журнале «Руководство для сельских пастырей», в которых разбирал сложные вопросы современной богослужебной практики. Ему принадлежат также очерки о богослужебных книгах Русской Православной Церкви: Требнике, Служебнике, Триоди Постной и Цветной.    Публикуемый в сокращении очерк А. А. Дмитриевского впервые увидел свет в «Трудах Киевской Духовной Академии» в 1904 г. Работа выдающегося литургиста о посте, как представляется, весьма актуальна и представляет интерес для современного православного читателя. Хочется надеяться, что придет время издания полного собрания сочинений этого подвижника церковной науки, о котором Н. Н. Глубоковский писал так: «Это – лучший и наиболее компетентный в России литургист, заслуженно снискавший имя «русского Гоара» колоссальными, прекрасно комментированными изданиями и известный многими другими капитальными сочинениями» (Н. Н. Глубоковский. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М., 2002. С. 108).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2639...

Триодь постная – училище благочестия Чтение, предложенное в публичном собрании Киевского религиозно-просветительского общества 2 февраля 1904 г. Алексей Афанасьевич Дмитриевский (1856–1929), доктор церковной истории, профессор и заведующий кафедрой литургики и церковной археологии Казанской Духовной Академии, член-корреспондент Академии наук, в 1906–1917 гг. состоял секретарем Императорского Православного Палестинского Общества. Этому выдающемуся ученому принадлежат такие труды, как «Богослужение в Русской Церкви в XVI в. Часть 1, «Служба круга годичного и седмичного». Казань, 1884; «Современное богослужение на православном Востоке». Вып. 1. Казань, 1891; «Богослужение Страстной и Пасхальной седмиц в св. Иерусалиме по Уставу IX–X вв.». Казань, 1894; «Древнейшие патриаршие Типиконы Святогробский Иерусалимский и Великой Константинопольской церкви». Киев, 1907; «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока». Т. 1. Типики. Киев, 1895 и СПб. 1917; Т. 2. Евхологии. Киев, 1901. Эти исследования были основаны на результатах кропотливого изучения древних рукописей в монастырских библиотеках Афона, Синая, Патмоса и Иерусалима. А. А. Дмитриевский также опубликовал множество статей в журнале «Руководство для сельских пастырей», в которых разбирал сложные вопросы современной богослужебной практики. Ему принадлежат также очерки о богослужебных книгах Русской Православной Церкви: Требнике, Служебнике, Триоди Постной и Цветной. Публикуемый в сокращении очерк А. А. Дмитриевского впервые увидел свет в «Трудах Киевской Духовной Академии» в 1904 г. Работа выдающегося литургиста о посте, как представляется, весьма актуальна и представляет интерес для современного православного читателя. Хочется надеяться, что придет время издания полного собрания сочинений этого подвижника церковной науки, о котором Н. Н. Глубоковский писал так: «Это – лучший и наиболее компетентный в России литургист, заслуженно снискавший имя «русского Гоара» колоссальными, прекрасно комментированными изданиями и известный многими другими капитальными сочинениями» (Н. Н. Глубоковский. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М., 2002. С. 108).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2639...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010