В толковании Корана Сарбадием сказано: у Бога Всевышнего есть четыре тысячи имен, тысячу из них знают одни только ангелы; тысяча из них написана на Хранимой Скрижали. Триста имен из них сказаны в Законе, триста в Псалтире, триста в Евангелии, и одна сотня их в Коране, из которых девяносто девять явные, а одно сокрыто. У Бога есть прекрасные имена: ими призывайте Его (Коран. 7:178), тяжело было благодарить Бога за каждое Его благодеяние; но эта тяжесть сделалась легкою посредством слов: Слава Аллаху! (1:1), тяжело было просить Бога о каждой нужде; но эта тяжесть сделалась легкою посредством стиха Корана: Господи, доставь нем благо в здешней жизни, и благо в будущей жизни, и избавь нас от муки адской! (2:197). Тяжело было молиться Богу всеми именами Его; эта тяжесть сделалась легкою посредством слова: Аллаг (Бог). Поставивши рядом эти два отзыва мусульман о знании ими четырех тысяч имен Божиих, видим явное несогласие двух мнений, их несогласие заставляет нас предположить, что мусульманский мир в решении для себя этого богословского вопроса должен разделиться на два стана: в одном настаивают, что четыре тысячи имен Божиих известны исламским богословам, а, следовательно, мусульмане обладают обширными сведениями о Боге; в другом, напротив, говорят, что известна только часть этих имен, что на долю мусульман Коран передал из них только сотню. Та и другая сторона готова, думаю, защищать свое мнение: нам предлежит дело рассмотреть те опоры, которыми поддерживает себя та из разногласящих сторон, которая присвояет себе знание четырех тысяч имен, и, узнавши их твердость, дать суд о широте богословских сведений мусульман, какую они себе присвояют, указывая на 4000 имен Бога. Сарбадий согласно с другими мусульманами сказал, что у Бога есть четыре тысячи имен; но долю из этих имен, доступную исламскому ведению, выделил очень незначительную: мохаммеданам достается узнать немного имен из четырех тысяч. Предоставив знать тысячу имен Божиих только самому Богу, тысячу имен только ангелам, тысячу имен поместив на Хранимой Скрижали, недоступной ведению человеков, сказав, что 900 имен известны Евреям и Христианам.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

Некоторые из мусульман, когда ставили число четырех тысяч имен Божиих в связь с числом четырех книг Откровения, в подтверждение предыдущего своего сведения о четырех тысячах имен указывали на различие языков, на каких, по их пониманию, даны четыре книги Откровения и в них имена. В голове их лежала общая мохаммеданам, но не доведенная до степени развитого понимания, мысль: «Закон дан был Моисею на языке еврейском (гыбраний), Псалтир на сирийском (сюрьяний), Евангелие на греческом (юнаний=ионийском), или, по словам некоторых, набатейском (набатий) 52 , Коран на арабском (гарабий); в каждой из первых трех книг должно заключаться по тысяче имен, как в Коране: тысяча на еврейском, тысяча на сирийском, тысяча на юнанийском или набатейском: они с тысячею имен на арабском языке Корана дают всех имен четыре тысячи. Что сказать на это мусульманину? Скажем, что такое познание его о четырех тысячах имен Божиих столько же верно, сколько верно такое рассуждение: рука, член человеческого тела, по-арабски называется яд, по-персидски десть, по-татарски кул; сколько имен? Четыре. Следовательно, у человека четыре руки? Не могу предположить, чтобы все мусульмане так простодушно-детски рассуждали для уверения себя в том, что у Бога четыре тысячи имен. Но что такое основание знанию о четырех тысячах имен принимается большею частию мусульман, можно увериться из подобного верования всех мусульман как в истину в рассказе, относящийся к их космологии (учению о мироустройстве); это из верование держится на подобном указанному сочетании представлений: два имени одному и тому же предмету, принадлежащие двум языкам, послужили основанием верить двум особенным созданиям Божиим. Арабистам известно, что престол или трон («царское седалище») по-арабски называется гарш; он же по-сирийски называется kypcio. Это сирийское слово перешло в арабский язык Корана, где оно читается курсий (2:256. 38:33); в Коране престол Божий чаще называется гарш, в указанных стихах он назван сирийским словом курсий. Исламские толкователи Корана, не зная, что вторым словом означается то же, что и первым, выдумали, что на небе есть два чудные создания Божия, из которых каждое величиной равняется целой вселенной: одно из них гарш, другое курсий (одно – престол, другое – трон). С таким познанием мусульман о числе престолов Божиих на небе одинаково по основательности и рассуждение их о числе четырех тысяч имен у Бога, еврейских, сирийских, юнанийских, арабских. Мохаммеданин. при скудости в нем правильных филологических познаний, часто рассуждает, не вникая во внутренний смысл слов: есть слово, есть, значит, по его рассуждению, и реальное бытие в соответствие представлению, выражаемому тем словом, если мусульмане так насчитывают четыре тысячи имен Богу, то богословские их познания далеко не достигают до ведения этого числа имен Божиих. 3) Четыре тысячи имен Богу, в какой мере расширили круг исламских понятий о Боге?

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

Думаю, что ни один язык не может насчитать у себя до тысячи самостоятельных слов, из которых каждое выражало бы особое свойство Бога, как имя Богу, доказательством тому служит ваша исламская на арабском языке книжка, в которой вы считаете тысячу имен: столько имен нет в ней, как было уже указано. Составитель этой книжки и в богатом арабском языке не отыскал и одной тысячи имен для Бога! Понимая ограниченность разума в развитии своих понятий о Боге, зная нешироко, в соответствие количеству понятий, расширяющуюся область звуковых указателей из – слов в каждом языке, не можем предположить, что в Сборнике имен Божиих передаются четыре тысячи имен, если они переданы все на арабском языке. Перечень их должен пересказывать, перефразировать, одевать в разные грамматические формы те же девяносто девять имен, как поступил с ними автор книжки с тысячею одним именем. Потому, от этого Сборника четырех тысяч имен Божиих не можем ждать особенного расширения богословских сведений у мусульман. Если же перечень имен Божиих, какой указывают мусульмане в «Сборнике», поставим рядом с отзывом о числе имен, какое предоставляет ведению мусульман Сарбадий в своем толковании на Коран, то мы должны прямо сказать, что мусульмане не знают больше сотни имен Божиих. Сарбадий говорит, что из четырех тысяч имен Бога тысячу знает только сам Бог, тысячу знают одни только Ангелы; что тысяча из них сокрыта от человеков на Хранимой Скрижали 53 , из четвертой тысячи девятьсот известны только евреям и христианам, и только одна сотня доступна ведению мусульман: если рассудительный мусульманин безотносительно рассмотрит слова Сарбадия, то они, с одной стороны, оказываются нелепостью, ни на чем необоснованной выдумкой, потому что, предоставляя Богу знать особую тысячу своих имен, ставят ум Божественный в границы человеческого разумения, с другой стороны, являются простодушным сознанием ученого мусульманина в скудости богословских сведений, какими обладают мусульмане в учении об именах Божиих, ограничивая знание их одною сотнею.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

Прощающий. (В молитве после розговения за вечерним молитвословием в каждый день месяца Рамазана). Вышний. В молитве, читаемой в ночь бераат Щедродарующий. Владыка. В молитве после каждого молитвословия. В Щедрый. списке 99 имен их нет. Милостивый. В 1-й главе Корана: фатих. Милосердый. Живый. В стихе престола. Коран 2:256. Присносущий. В этом перечне имен Божиих заключаются все имена, какие вошли в молитвословия мусульман; эти только имена говорят они во всех своих молитвах, и в каждодневных, и в праздничных годовых; их повторяют всю свою жизнь. К этим 15-ти именам если прибавим еще семь имен, которые читаем в переводе гимна таравих «Отдыха»; и которые в подлиннике суть только перифразы на известные по списку имена 38 , то всех имен можем считать в молитвословиях мусульман двадцать два имени. Число незначительное, а если посмотрим на него по отношению к числу имен Божиих в христианских молитвах, то оно оказывается очень скудным. Мусульмане, при совершении молитвословий, употребляют четки, составляемые из ста зерен. Число зерен принято в соответствие числу имен Божиих; четкам усвоено арабское название тасбих, которое в переводе значит «Хваление» или «Славословие» Богу, как бы в указание, что четками славится Бог по именам Его. Перебирается пальцами 99 зерен четок. Можно предположить: не пополняется ли скудость имен Божиих в исламских молитвословиях тем, что мусульманин в конце своего намаза (молитвословия), перебирая пальцами 99-ть зерен четок, в соответствие им произносит и 99-ть имен Бога. Известно, что в то время, когда настанет пора каждому из молящихся в мечети перебрать своими пальцами 99 зерен своих четок; когда, при быстром движении четок в руке перебирающих зерна, производится приятный для исламского слуха шорох при тишине, царствующей в мечети, прерываемой только три раза тремя возгласами имама: сюбухана ллаги, «хвала Богу»! при 33-ем зерне, аль-хамду лилляги, «Слава Богу!» при 366-м, и Аллаг акбер, «велик Бог!» при 99-м, – в это время ни один из молящихся мусульман, перебирая четки, не говорит ни одного имени из 99 имен, к числу которых приспособлено число зерен в четках. Дело состоит не в последовательном воспоминании имен Божиих, соответственно ряду зерен четок, а при пропуске зерен между пальцами, в мысленном произнесении каждого из оных славословий, по одному разу над каждым из 33 зерен, между тремя возгласами имама. Потому, в молитвословиях мусульман числом зерен на четках хотя указывается число имен Бога, но самые имена не входят в состав молитвословий.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

– Привожу образчик татарских объяснений значения некоторых арабских имен Бога. В 99-ти-именном списке есть имена гадль, раззак, самад. Не зная значения этих имен, если спрошу ученого татарина: что значит каждое из них, он на своем тюркском языке обыкновенно объясняет так, как я передам здесь по-русски в полном соответствии татарскому его объяснению: им гадаль значит гадль делающий (гадль итуыи; 22-ое имя в списке); раззак значит ризык дающий (ризык бирючи; 17-ое имя), самад значит самад пребывающий (самад булучи; 68-ое имя). Ясно пояснено? Вы, русский читатель, поняли значение арабских имен Бога из таких пояснений или переводов их? Переложить все имена девяностодевяти-именного списка на свой татарский язык ученое татарство доселе еще не умудрилось. При такой степени исламского разумения имен Божиих, неосновательно мусульманин хвалится, что у него есть список их, а у христианина нет его. Мохаммеданин носит свой список в кармане, в сумке, в своем уме, в своем сердце: а потому христианин в познании имен Божиих стоит выше мусульманина. Мохаммеданин! не хвались пред христианином своим знанием имен Божиих! 3) Неправильное учение исламского Богословия об отношении некоторых имен Божиих к существу Бога Перечисление имен Божиих в исламском списке без внимания к логической между ними связи, как недостаток научной отчетливости в составе его, затрудняет понимание смысла имен для того или другого читателя их соответственно степени его Богословских познаний; но кроме этого в исламском учении о некоторых именах находим другой, более важный, недостаток неверное понимание отношения тех имен к существу Бога. Коран, как уже было замечено, учит, что Арабы – мусульмане на своем языке, называя Бога Аллаг, могут называть Его еще именем Рахман «Милостивый» (17:110). Коран в некоторых главах имя Милостивый пишет прямо в замену имени Бог (19:18. 27. 70. 81. 88. 91. 93. 96–43:18. 19. 32.35 .44. 81). Надпись над каждой главой Корана (кроме одной, 9-ой) из слов: «Во имя Бога, милостивого, милосердаго», как бы особенно хочет напоминать мусульманину о милосердии Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

Бог, кроме которого нет никого достопоклоняемого, есть Милостивый, Милосердный, Царь, Святый, Умиритель, Верный, Крепкий, Превознесенный, Зиждитель, Творец, Образователь, Охотно прощающий, Покоряющий, Дарующий, Снабжающий, Открывающий, Знающий, Берущий, Наделяющий, Унижающий, Возвышающий, Возвеличивающий, Уничижающий, Слышащий, Видящий, Судия, Правосудный, Милующий, Ведающий, Кроткий, Верховный, Прощающий, Благотворитель, Вышний, Великий, Наблюдающий, Назирающий, Защититель. Величественный, Щедрый, Страж, 44 Внимающий, Объемлющий, Мудрый, Любящий, Славный, Воскрешающий, Свидетель, Истинный, Попечитель, Сильный, Непоколебимый, Помощник, Хвальный, Наперечет знающий, Возобновляющий, Возвращающий, Оживляющий, Умерщвляющий, Живый, Присносущий, Обретающий, Досточтимый, Единичный, 67 .Единый, Нетленный, Мощный, Могущественный, Предваряющий, Отсрочивающий, Первый, Последний, Внешний, Внутренний, Правитель, Превозносимый, Благодетельствующий, Благопреклонный к кающемуся, 81. Отмщающий, Извиняющий, Благий, Царь царства, Владыка славы и величия, Правдивый, Собирающий, Богатый, Обогащающий, Удерживающий, Вредный, Полезный, 93 Святый, Прямоводящий, Создатель, Вечный, Приемлющий в наследие, Указатель прямого пути, Терпеливый. Списки имен Божиих в других сочинениях, на которые выше было указано, от приведенного здесь отличаются – одни особым чтением некоторых имен, другие числом из. Так в стихотворении Нур-эд-дина Дамиеттского 39-ое имя не то, какое в Тебризиевом списке; книжки, изданные в Казани, отличаются иным чтением некоторых имен и прибавкой особенных, переводящей число их за сотню. Маракчий в своем творении Refutatio Alcorani «Опровержение Алкорана» Patavii, 1698, приводит список 99 имен Божиих на странице 114 11 . 3. Мнения мусульман о значении имен Божиих в их вероучении и об отношении знания имен к Богопознанию христиан Ученый татарин-мусульманин, прочитав свой список прекрасных имен Божиих, когда останавливается на мысли о качестве своего вероучения, верит и считает за очевидную истину, что одна только его исламская вера обладает такими понятиями о Боге, какие заключаются в списке Его имен. И не только неграмотные татары-мусульмане, но и все ученые между ними, имамы-муллы, имамы-мюдаррисы 12 , считают сведения об именах Божиих исключительной принадлежностью из вероучения; думают, что понятий о Боге, какие передаются в именах Его, не знает ни одна вера, кроме их исламской. татарин-мусульманин в душе своей убежден, и при случае, без мнительности высказывает свое убеждение, что не только неграмотные, бескнижные народы, Чуваши, Чермесы, но и сами русские, у которых есть и книги, далеки от тех сведений о Боге, какие ему передает его исламское вероучение вообще, и в частности список 99-ти имен Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

Мохаммеданин в подкрепление своего мнения, что все 99 имен, какие читаются в списке у них, надобно считать данными в Коране, сошлется на предание – на слова их вероучителя, приведенные прежде, и не сомневаясь в верности предания, скорее подумает, что я или вычислил неверно, или неосновательно рассуждаю, не признавая за кыясом права обращать ему слова Корана в имена Божии, чтобы ими увеличить число их до желаемой цифры. Но если предание – мохаммедово изречение – является в прямом несогласии с письменным документом – Кораном, – то само предание прежде должно оправдать свою историческую достоверность, если примем верность предания, что надобно предположить, что список из 99 имен был составлен при Мохаммеде: это предположить заставляет числительная точность имен, указанных преданием. Но достоверно известные события того времени делают неуместным такое предположение. Сам Коран, как известно, при Мохаммеде не был собран в оную книгу, в какой он ныне; тем не менее, могла сделаться собрание имен Божиих в список, когда не было источника, из которого надобно было выбирать имена. Коран когда указывал на прекрасные имена Божии, в одном только месте пересказал из сих имен четырнадцать, как видели в стихах его, приведенных выше (59:22–24); но в других местах, указывая на прекрасные имена, выставляет одно только имя «Милостивый», в замену имени Бог (Крн. 17:110.), и не указывает, сколько всех прекрасных имен у Бога, не указывает на особый список имен с определенным числом их. Самый способ составления списка не дает основания относить появление его ко времени Мохаммеда. Ваши ученые сами говорят, что многие их имен (число их выше указано) извлечены из Корана и внесены в список посредством кыяса; при таком условии список не мог явиться на свет при Мохаммеде, когда его асхабам (сподвижникам) не было времени пускаться в ученые соображения, когда известно, что наука началась между мусульманами в конце первого столетия после гиджры 25 ; когда при Мохаммеде все принималось его последователями без исследований, без кыяса, под формою откровения Мохаммеду. Из этого заключаем, что при Мохаммеде не было такого списка имен Божиих, какой ныне у мусульман. Небытность этого списка в то время дает удобство понять, что самое предание изречение Мохаммеда о 99 именах имеет очень слабую историческую основу для того, чтобы считаться ему несомненными словами Мохаммеда; что более вероятности оказывается, если примем их за слова, придуманные кем-нибудь из мусульман последующих поколений, после того уже, как составлен был список этих имен. А потому ссылкой на это предание нельзя дополнить тот недочет имен в Коране, который так ясно виден.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

«Сын Божий принимает (Ему Единому, яко Богу Спасителю присущее) имя Иисус, читаем мы в брошюрке иеросхимонаха Алексия 279 , и обоготворяет его, срастворив с существом Своего Божества, точно так же, как и принятую Им «от человек» плоть: неслитно и нераздельно, и следовательно имя Иисус... обоготворил Сам вездесущий Господь и Его имя Иисус есть истинный Бог... Его имя Иисус срастворено с существом Его Божества неслитно, нераздельно и непостижимо». И вообще мысль о неотделимости имени от Бога, о существенном и ипостасном единении имени Иисус с Самим Богом красной нитью проходит по всем писаниям имябожников. Но раз ложность их большей посылки о связи между всеми именами и обозначаемыми ими предметами доказана, тем самым доказана и ложность их учения об именах Божиих. Если все имена суть лишь знаки, мысленно налагаемые нами на предметы, то и имена Божии суть лишь символы Бога, созданные людьми и с Самим Богом связанные лишь настолько, насколько все существующее содержится Его силою. Имена Божии сами о себе (об именах Божиих в молитве речь будет далее) неотделимы от Бога лишь настолько, насколько и все существующее, а всякое другое отношение их к Богу существует не в действительности, а лишь в нашей мысли, устанавливающей связь между знаком и означаемым и ни о каком срастворении с существом Божиим имен Божиих речи быть не может. IV. Учение имябожников об именах Божиих и его разбор Учете имябожников об именах Божиих. – Его сходство с учением Евномия и противоречие, как учению святоотеческому, так и науке. – Разбор доказательств учения имябожников путем выяснения положений: а) что имя «Иисус» не заключает в себе смысла всех имен Божиих и не предвечно; б) что имена Божии, не исключая и богооткровенных и понимаемых в смысле идей, не могут быть признаны действием Божиим; в) что приводимые имябожниками тексты частью искажены ими, частью говорят о Самом Боге, а не о Его наименованиях. – Учение имябожников о действенности и почитании имен Божиих. – Сходство учения имябожников об именах Божиих с раввинским учением о Мемре. – Разбор учения имябожников, будто действенность имен Божиих нельзя сравнивать с действенностью икон и будто имя а) своею силою совершает чудо и освящает b) молитву, c) иконы и d) таинства. – Разбор учения имябожников о почитании имен Божиих. – Нравственная оценка имябожнического движения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010