Лишат вас честного имени, чинов, отличий, но не лишат вас имени христианина, имени чад Божиих, звания сонаследника Христова, печати дара Духа Святого, а эти имена и отличия дороже всех имен и отличий мирских. Лишат ли вас самой жизни, - не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу, и тело погубить в геенне (Мф. 10, 28) " . И слово Господне сбылось в точности: изгнанники и мученики за имя Христово еще в земной жизни, при всех гонениях, скорбях, лишениях, мучениях, торжествовали над своими гонителями, радовались и веселились, идя на лютые мучения, как будто шли наследовать царство, имели царственный дух, царственное величие, непобедимое терпение и своей верой, своим терпением посрамляли всех своих мучителей, а по смерти наследовали царство небесное и теперь царствуют со Христом, по слову Его: Побеждающему дам сесть со Мною на Престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на Престоле Его (Апок. 3, 21). 182 182 . Святой праведный Иоанн Кронштадский. Полное собрание сочинений. Т. I. С. 218 - 224. Общее увещание кающихся по руководству девяти заповедей блаженств И так, следуй путем, ведущим к вечному блаженству: исполняй заповеди о блаженствах. Помни, что эти пути безошибочны и прямо ведут ко спасению, ибо они указаны Самим Господом нашим Иисусом Христом, Который подлинно есть путь, и истина и жизнь вечная (Ин. 14, 6). Знай, что в мире непрестанно действует нравственный закон Бога, по которому всякое добро награждается, а всякое зло наказывается; зло сопровождается скорбью и теснотою в сердце, а добро - миром и радостью сердца. Он неизменен, ибо это закон неизменяемого, всесвятого, праведного, премудрого и вечного Бога. Те, кто делает добро, кто исполняет этот нравственный евангельский закон, непременно будут награждены вечной жизнью, а нарушители, не покаявшиеся в нарушении, будут наказаны вечной мукой. Вопросы на исповеди по руководству девяти церковных заповедей 183 Первая церковная заповедь Она предписывает каждому молиться Богу с сокрушением и умилением сердца и исполнять уставы Церкви во все воскресные и праздничные дни, т.е. посещать вечерню, утреню и Литургию (см. Лк. 18, 1; Еф. 6, 18; 1 Фес. 5, 17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2327...

«Цур Израэль» – «Скала Израиля», «Эбэн Израэль» – «Камень Израиля»… Есть много имен Божиих в Библии. Главнейшее имя Господа, это мя: «Эне Ашер эне» – «Я есть Тот, Кто Я есть». В славянской Синодальной Библии оно переводится как Сущий. Сказано: «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам» ( Исх. 3:14 ). Имя означает именно Сущий, как правильно оно переведено в нашей русской Библии. Что значит Сущий? Все мы существующие, и наше существование зависит от многих причин: от наличия воды, пищи, воздуха и так далее. В отличие же от нас Бог абсолютно самодостаточен. С другой стороны, если мы скажем, что Господь милосерд, то окажется, что мы не сказали того, что Он правосуден! И так далее. А когда мы говорим, что Он – Сущий, Единый, мы предполагаем и все Его атрибуты и имена. Неслучайно Никео-Цареградский Символ веры начинается словами: «Верую во Единого…». Давайте вспомним события, когда юноша по имени Савл шел из Иерусалима в Дамаск с письмами от первосвященников, чтобы преследовать там христиан, мужчин и женщин влачить за волосы. И когда он шел, он вдруг услышал голос: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» ( Деян. 9:4 ) И Савл, по-еврейски Шауль, который верил в одного Бога – евреи не верят во многих богов, они верят в одного Бога, у Которого разные имена, – он задает очень странный вопрос: «Кто Ты, Господи?» ( Деян. 9:5 ) Если бы грек-язычник спросил: «Кто Ты, Господи?», мы могли бы предположить, что он хочет узнать, то ли это Аполлон прилетел, то ли это Геракл. А Савл хочет знать, с каким именем Бог остановил его на пути: или это Саваоф, Бог воинств, Который поможет ему, или это Пантократор-Шаддай, Который упорядочит его деятельность… И он услышал новое имя Бога. «Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна» ( Деян. 9:5 ). И вот Савл, еврей Шауль, услышал это новое имя Бога. И некогда апостол Петр, исполненный Духа Святого, воскликнет об имени Иисуса Христа: «… нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян. 4:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Жизнь бессловесных животных ограничивается настоящим существованием, а наша направляется к другой жизни, лучшей и не имеющей конца. Вот почему люди, не знающие ничего о будущем, хуже бессловесных животных, и не только они, но и те, которые ведут жизнь развратную, делаясь змеями, скорпионами и волками по коварству, волами по глупости, псами по бесстыдству. 7. Скажи мне, в самом деле, что может быть безумнее людей, занимающихся гробницами и памятниками и удивляющихся надписаниям чужих имен? Ничто не оставляет о нас памяти, кроме одной добродетели, ни дом, ни статуя, ни дети, и ничто другое подобное. Дом есть дело строителя, статуя — дело художника, дети — дело природы, а к твоей славе это нисколько не относится. Вот почему пророк и называет такого человека безумным, так как он, наложив на себя ярмо безумия, становится хуже бессловесного животного. Животное бывает хоть полезно и способно к земледелию; а человек, предавшись безумию, делается чрез это и его хуже. Сказав выше о том, как грубы, земляны и низменны понятия таких людей, как бесполезны труды их в собирании богатства, и желая сильнее выразить вину их, пророк упоминает и о благодеяниях Божиих, как и в других местах обыкновенно поступают пророки. Так Исаия, намереваясь обличить иудеев, прежде всего, упоминает о чести, оказанной им Богом, и говорит: « Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня » (Ис. 1:2). Так и здесь пророк, выражая одним словом благодеяния, оказанные Богом роду человеческому, говорит: « человек, будучи в чести, не уразумел ». О какой чести говорит он? Послушай, что говорит он в другом псалме: « умалил его малым чем пред Ангелами, славою и честью Ты увенчал его », и, объясняя эту честь, продолжает: « все покорил под ноги его: овец и волов всех, а также и скот полевой, птиц небесных и рыб морских, проходящих стези морские » (Пс. 8:6–9). Действительно, величайшая честь — предоставить ему владычество над всем видимым, и притом еще ему не сделавшему ничего доброго. Еще не создав его, Бог сказал: « сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему », и потом, желая объяснить выражение: « по подобию », прибавил: « и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями » (Быт.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

     И Сам Господь приводит ниневитян в пример всем кающимся в следующих словах: Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись (пребывая в посте) от проповеди Иониной; и вот здесь больше Ионы (Мф. 12,41; см.: Лк. 11, 32). Но вы скажете: Христос освободил нас от ига ветхозаконного, что и слова апостола Павла подтверждают: Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной (Гал. 4, 31). И далее пишет: Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства (Гал. 5, 1).      Ответствую и вам следующими словами апостола Павла: Если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа (Гал. 5, 2). Из сих слов ясно обнаруживается, от какого ига Христос освободил нас: здесь имеется ввиду иго ветхозаветных жертв, например, обрезание, которое было видимым знаком и символом завета, заключенного между Богом и Авраамом. Мы уже более не обрезываемся, не приносим в жертву овец, тельцов, волов, козлов, птиц и других животных. Но не освободил нас Христос от того ветхозаконного ига, которое относится к богопознанию и благим установлениям. Иначе мы будем свободны от самого Закона, который дан Богом на скрижалях.   3. Примеры поста, взятые из Нового Завета и святых отцов Спаситель наш Господь Иисус Христос постился сорок дней и сорок ночей, сказав искусителю: Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4, 4; см.: Мк. 1, 13; Лк. 4,4).      Пророк Божий и Предтеча Иоанн, о котором Сам Господь свидетельствует, что он, больший из рожденных женами, был великим постником. Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед (Мф. 3, 4). Вот что еще говорит о нем Христос: Пришел Иоанн, ни ест, ни пьет (Мф. 11, 18). Господь называет его Пророком и больше Пророка, паче же Ангелом, присовокупляя сии слова: Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 9-11). Житие Иоанна Предтечи в пустыне воистину было равноангельным, посему одно из его духовных имен - Ангел пустыни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2132...

Закон Господень совершен, говорит он, укрепляет душу; откровение Господне верно, умудряет простых. Повеления Господни праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи. Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота ( Пс.18:8–11 ). Чтобы получить, впрочем, не только чрезвычайное, но даже общедоступное о Боге познание, необходимо, по учению Ветхого Завета, быть достойным того, быть чистым, по возможности, нравственно. Страх Господень, говорится в книге Иова, есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум ( Иов.28:28 ). Люди нечестивые, даже при очевидных проявлениях силы Божией, остаются, обыкновенно, слепы и глухи к ним. Огрубело сердце народа сего, говорит Господь устами пророка Исаии о народе еврейском, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их ( Ис.6:10 ). То же видим «на негодных» детях священника Илия. Несмотря на жительство вблизи святилища, они не могли познать Господа ( 1Цар.2:12 ). §25. Ветхозаветное учение об именах Божиих 244 Имя имеет, по ветхозаветному учению, большое значение. Оно определяет, в большинстве случаев, свойства именуемого предмета, а иногда и указывает на его назначение. Все такие имена как: Адам ( Быт.2:7 ), Ева ( Быт.3:20 ), Каин ( Быт.4:1 ), Авель ( Быт.4:2 ), Сиф ( Быт.4:25 ), Ной ( Быт.5:29 ), Исаак ( Быт.17:17–19 ), Исав, Иаков ( Быт.25:25–26 ) и друг., даны были соответственно свойствам, проявившимся в названных именами этими лицах. И Сам Господь, с переменою назначения Аврама и Сары, повелевает именоваться: Авраму – Авраамом, а Саре – Саррой ( Быт.17:5:15 ). Можно думать, поэтому, что и имена Божии имеют соответствующее им значение. Наиболее употребительными в Ветхом Завете именами были: Элогим, Иегова, Саваоф и Адонаи. Из всех этих имен особенно трудными для уяснения являются два первые: Элогим и Иегова 245 . Хотя употребление их и было, по-видимому, безразлично, а иногда и совместно, тем не менее каждое из них имело свое особенное, только ему одному принадлежащее значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Проповедь Христова, проповедь Его святых апостолов проникла мощной, ничем не подавляемой струей в сердца миллионов и бесчисленных миллионов христиан. Не думайте, что всегда было нынешнее безбожное время. Не только в нашей стране, но и почти во всех других странах не было так. До конца средних веков вера Христова была уделом европейских народов. Народ был благочестив, народ следовал учению Церкви, народ воспринимал таинства христианские и освящался ими. И было бесчисленное множество людей, которые освящались, которые стали близкими Богу, стали друзьями Божьими и даже братьями Божьими. О том, как много, как бесчисленно много этих, для которых христианство вполне удалось, послушайте, что говорит св. апостол Иоанн Богослов в своем Божественном Откровении: «Взглянул я, и вот, великое множество людей, которых никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках… Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровию Агнца» (Откр. 7, 9, 14). Вот видите, бесчисленное, необозримое множество одетых в белые одежды предстояло пред Богом. Это спасение, это те, которые пришли от великой скорби, это те, которые пришли вслед за Христом путем страданий, путем скорбей и омыли одежды свои Кровью Агнца. Таких было неисчислимое множество. Разве не видим, что и в наше время, когда дуют буйные ветры безбожия, храмы переполнены молящимися, они стоят в церковной ограде и не могут войти в церковь. Сколько их, сколько чистых сердцем, сколько и доныне омывающих свои одежды Кровью Агнца, сколько и доныне терпящих жестокие скорби. Их бесчисленно, бесчисленно много… Конечно, христианство для них вполне, вполне удалось! Да замолчат же бесстыдные уста тех, кто смеет повторять за безбожными философами, что христианство не удалось! Мы празднуем ныне праздник всех святых. Почему установлен такой праздник? Канонизированных святых, тех святых, имена которых внесены в святцы церковные, совсем немного, их каких-нибудь полторы-две тысячи, а угодников Божиих, омывших одежды свои, пришедших от великой скорби, необозримое множество. Их имен нет в святцах, но они ведомы Богу. Их немало и среди вас, пред мною стоящих.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? (Мф. 26, 63). Евангелист Марк опуская первые слова первосвященника приводит тот же вопрос: Ты ли Христос, Сын Благословенного? (Мк. 14, 61). Повествования евангелистов согласуются между собой, потому что Благословенный (по-еврейски: Барух) является одним из имен Божиих. Следовательно, в приведенном вопросе во втором Евангелии Христос назван тоже Сыном Божиим. Ответ оба евангелиста приводят по смыслу тождественный: У св. Матфея: Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам; отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных (Мф. 26, 64). Согласно св. Марку: Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных (Мк. 14.62). В еврейской речи словосочетание ты сказал имеет положительно-констативный смысл, что подтверждается тождеством последовавших затем слов Спасителя. Некоторая разница в словах могла возникнуть потому, что Евангелие от Матфея дошло до нас не в оригинале, а в переводе с арамейского языка на греческий. Благовествуя о Царствии Божием, Спаситель открывал Себя как Христа либо ученикам Своим (Мф. 16, 16; 23, 8), либо тем, кто имея чуткую и доверчивую душу, готов был воспринять это. Например самарянке и ее соплеменникам (Ин. 4, 25-42). " Он, - пишет исследователь Дидон, - всегда называл Себя Сыном Божиим и перед народом, и перед фарисеями, и перед членами синедриона. Так как, живя, действуя и уча среди них, Он желал установить Свое Божественное Сыновство, то, несмотря на то, что Он знал, что Его ответ будет смертным для Него приговором, Он не поколебался прервать молчание и на предложенный первосвященником вопрос торжественно засвидетельствовать великую истину. Иисус сказал: Я, и вы узрите Сына человеческого сидящего одесную силы, и грядущего на облаках небесных. В этом торжественном откровении выразилось все учение Христа о Своем Лице предназначении и напомнило Его судьям то, что было им особенно неприятно: соучастие Сына человеческого в могуществе Бога-Отца и Его истинную божественность.

http://pravoslavie.ru/1699.html

23 и чада их умрут смертию: и уразумеют вся Церкви, яко аз есмь испытаяй сердца и утробы: и дам вам комуждо по делом вашым. 24 Вам же глаголю и прочым сущым в фиатире, иже не имут учения сего и иже не разумеют глубин сатаниных, якоже глаголют: не возложу на вы тяготы иныя: 25 токмо, еже имате, держите, дондеже прииду. 26 И побеждающему и соблюдающему дела моя до конца, дам ему власть на языцех, 27 и упасет я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушатся, якоже и аз приях от Отца моего: 28 и дам ему звезду утреннюю. 29 Имеяй ухо слышати да слышит, что дух глаголет Церквам. Глава 3 1 И ангелу сардийския Церкве напиши: тако глаголет имеяй седмь духов Божиих и седмь звезд: вем твоя дела, яко имя имаши яко жив, а мертв еси. 2 Буди бдя и утверждая прочая, имже умрети: не обретох бо дел твоих скончаных пред Богом (твоим). 3 Поминай убо, како приял еси и слышал еси, и соблюдай и покайся. Аще убо не бдиши, прииду на тя яко тать, и не имаши почути, в кий час прииду на тя. 4 Но имаши мало имен и в сардии, иже не оскверниша риз своих, и ходити имут со мною в белых, яко достойни суть. 5 Побеждаяй, той облечется в ризы белыя, и не имам отмыти имене его от книг животных, и исповем имя его пред Отцем моим и пред ангелы его. 6 Имеяй ухо да слышит, что дух глаголет Церквам. 7 И ангелу филаделфийския Церкве напиши: тако глаголет святый истинный, имеяй ключь давидов, отверзаяй, и никтоже затворит, затворяяй, и никтоже отверзет: 8 вем твоя дела: се, дах пред тобою двери отверсты, и никтоже может затворити их: яко малу имаши силу, и соблюл еси мое слово, и не отверглся еси имене моего. 9 Се, даю от сонмища сатанина глаголющыяся быти иудеи, и не суть, но лгут: се, сотворю их, да приидут и поклонятся пред ногама твоима, и уразумеют, яко аз возлюбих тя. 10 Яко соблюл еси слово терпения моего, и аз тя соблюду от годины искушения, хотящия приити на всю вселенную искусити живущыя на земли. 11 Се, гряду скоро: держи, еже имаши, да никтоже приимет венца твоего. 12 Побеждающаго сотворю столпа в Церкви Бога моего, и боле не имать изыти ктому: и напишу на нем имя Бога моего и имя града Бога моего, новаго Иерусалима, сходящаго с небес от Бога моего, и имя мое новое.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=759...

…не изглажу имени его из книги жизни… Здесь, на земле, приобретенную уже благодать можно снова потерять; а в Небесном Царствии Божественный свет не колеблется и не гаснет. Благодать, соединяясь с природой человека, становится навсегда основой и «сердцевиной» его личности. Земная жизнь христианина – время борьбы и испытаний, а после смерти открывается, кто он,– победитель или побежденный. …из книги жизни… Это Царствие Небесное, память Божия, богообщение, боговИдение, богозрение. Из книги смерти, хранящейся в аду, по молитвам Церкви до Страшного суда могут быть стерты имена грешников, а в книге жизни имена святых непоколебимы, как звезды на небосклоне. Вечная жизнь – это вечное приближение к Источнику света. Здесь душа восходит на степень Ангелов, а Ангелы – к славе Херувимов. Каждое состояние человека становится ступенью к иному, более высокому. В Царстве Небесном нет падения, а только непрестанный полет к Богу. В царстве сатаны после Страшного суда нет надежды, нет возвращения, а только непрестанное падение в глубины ада, дном которого является сам сатана. …исповедаю имя его пред Отцем Моим… В древние времена царь, желая за особые заслуги отличить своего подданного, сажал его на свою колесницу, и глашатай громко объявлял, чтобы слышали жители столицы, имя этого человека и подвиг, который он совершил. Это считалось самой большой честью, которую мог оказать царь. На небесах Христос исповедает имя победителей в Царстве вечного света пред Своим Небесным Отцом. …и пред Ангелами Его. Ангелы радуются каждой спасенной душе. Небесная Церковь торжествует в подвигах святых победу над сатаной и адом. Часть 7 И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит ( Откр. 3, 7 ). …так говорит Святый… Одно из имен Божиих – «Святый». Бог – источник святыни; кто приобщился святыне, тот имеет в себе Духа Божия. Почитая святых, мы почитаем Бога, избравшего, освятившего их и пребывающего в них, как в Своих нерукотворных храмах. Воля Божия есть освящение ваше 119 ,– говорит апостол Павел; по мысли блаженного Августина , Бог создал мир ради Церкви, она должна освятить космос, и освященный космос – стать Церковью . Святость – это истинная жизнь: вне ее – распад и смерть. Святость – вечный свет; вне его – область непроницаемой тьмы, страна вечного мрака. Святость – единственная истинная мудрость, вне которой – обман, мрак и безумие.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

«Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным, – и бывает друг, более привязанный, нежели брат» ( Притч. 18, 25 ). «Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастия» ( Притч. 17, 17 ). Вместе с тем, делаются и предостережения: «Не учащай входить в дом друга твоего, чтобы он не наскучил тобою и не возненавидел тебя» ( Притч. 26, 17 ); «Не дружись с гневливым, и не сообщайся с человеком вспыльчивым» ( Притч. 22, 24 ). Наставления о власти и о качествах правителя В книге Притчей Соломона уделяется внимание и учению о власти. Власть должна опираться на премудрость. «У меня совет и правда: Я разум, у меня сила. Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду» ( Притч. 8, 15 – 16 ), – говорится от имени Премудрости. Идеальная власть должна быть, по воззрениям автора, прежде всего справедливой. «Кто говорит виновному: «ты прав», того будут проклинать народы, того будут ненавидеть племена» ( Притч. 24, 24 ). «Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного – оба мерзость пред Господом» ( Притч. 17, 15 ). Царь должен выслушивать правду из уст вельмож, даже, если она ему неприятна. «Нехорошо и обвинять правого и бить вельмож за правду» ( Притч. 17, 26 ) Носитель власти есть защитник обездоленных. Характерно, что одно из имен Божиих, встречающихся в книге, – «Защитник сирот» ( Притч. 23, 11 ). 3.7. Приложение 1: Епископ Ириней (Орда) о мессианских местах в книге Притчей Епископ Ириней касается анализа книги Притчей в своем «Руководстве к последовательному чтению учительных книг Ветхого Завета». 52 Он говорит о названии книги, ее значении, цели, сущности ее содержания, составе и времени происхождения, об ее употреблении в Православной Церкви, а также последовательно излагает содержание книги Притчей по смысловым ее фрагментам. Говоря о мессианских местах в книге Притчей, епископ Ириней комментирует их в объединенном разделе, указывая, что главы 8 и 9 являются заключением вводного отдела книги. Он пишет: «Премудрый слышит голос самой премудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010