3 . В Катехизисе большом, напечатанном в Москве 1637 года, на обороте листа 5 читается следующее: Вопрос. Како на себе достоит нам честный крест полагати и знаменатися им? Ответ. Сице знаменаемся им: сложивше убо три перста десные руки, и возлагаем на чело, таже на живот, и на десное и на левое рамо, глаголюще молитву Исову: Господи Исе Христе, Сне Божий, помилуй мя грешнаго. Что может быть яснее сего изложения? Оно велит не только слагать три персты, но и возлагать их на чело, на живот, на десное и на левое рамо, то есть креститься тремя перстами. Правда, после этой статьи в Катехизисе есть статья о двуперстном сложении; но вторая, противоречащая статья, не уничтожает силы первой, а показывает только запутанность в книге. Что же значит эта запутанность? Нет никакого вероятия, чтобы сочинитель книги написал почти рядом две статьи, противоречащие одна другой. Посему надобно заключить, что первая статья о троеперстном сложении написана Православным сочинителем Большого Катехизиса и содержит в себе подлинное древнее церковное предание, а вторая о двуперстии прибавлена Московскими издателями, и представляет частное мнение этих издателей и их Начальства, от которых зависело печатание этой книги. 4 . Именословное благословляющее перстосложение представляет древняя чудотворная Новгородская икона Знамения Пресвятой Богородицы. 5 . В Киевском Софийском соборе, мозаические и, следовательно, изменению не подверженные изображения XI столетия представляют несколько рук Спасителя и Святителей, благословляющие именословно. Не скроем, что в числе сих изображений есть также рука Святителя Николая, сложенная просто двуперстно. Но присутствие в этих изображениях рук, сложенных именословно, по крайней мере неоспоримо доказывает то, что это перстосложение в XI столетии в Православном Киеве не почиталось неправославным и чуждым Церкви, и, следовательно, нынешние старообрядцы несправедливо почитают это перстосложение неправославным и чуждым Церкви. Если же рассудим внимательнее, как могли два перстосложения явиться в одной церкви в одно время, то по необходимости придём к тому заключению, что именословное благословляющее перстосложение изображено, как истинное, по древнему преданию церковному, а кажущееся двуперстным, есть то же именословное, только изменившееся под рукой неискусного художника, который не соблюл точности в трудном именословном расположении перстов, и таким образом произвёл вид более простого двуперстия. Сие замечание отнести должно к многим изображениям, на которых именословное и двуперстное сложение благословляющих рук встречается попеременно.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Владимира в Корсуни, там православные греки сами крестились двуперстно и тому же перстосложению научили князя Владимира, а следовательно и киевлян. Но, не говоря уже о том, что на Корсунском кресте есть священные изображения не только с двуперстием, но и с именословным перстосложением, о чем старообрядцы всегда не добросовестно умалчивают, не говоря уже след. о том, что Корсунский крест столько же свидетельствует о двуперстии, сколько и о троеперстии, всегда предполагающемся именословным перстосложением, – так не говоря о всем этом, должно сказать, что Корсунский крест только тогда может служить указанием на перстосложение в Корсуни, когда будет дан прямой ответ на вопрос: к какому времени относится сооружение сего креста в Корсуне? Корсунский крест и по сию пору находится в Московском Успенском Соборе; но если бы кто на основании сего факта сделал заключение, что след. и православные настоящего времени крестятся двуперстно, тот вполне бы ошибся. Так же точно ошибочно и то заключение, что, если во времена св. князя Владимира в Корсуни был крест, где на священных изображениях видится двуперстие, то след. и Корсунцы того времени все крестились двуперстно; на священных, изображениях Корсунского креста есть двуперстие; но как крестились корсунцы конца Х века, о том сии изображения ни мало не свидетельствуют, ибо совершенно не известно, когда сооружен Корсунский крест и когда написаны на нем священные изображения; может быть, за 200 или за 300 лет до крещения Владимира, и тогда двуперстие Корсунского креста будет свидетельствовать только о том, что в VII или в VIII b. в Корсуни были люди крестившиеся двуперстно. Однако есть ли какие-либо свидетельства о том, какое перстосложение принял св. князь Владимир и русский народ вместе с христианством? Есть. Во-первых, храм, – построенный св. князем Владимиром в 989 году, т. е. на второй год после крещения Руси, называемый Спас на Берестове. «В этом храме сохранилось несколько современных его постройке фресковых изображений и на оных святые Иоанн Креститель, преподобный Евфимий, святители: Григорий Омиритский и Григорий Антиохийский изображены с перстосложением именословным» (Брат.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Orfanits...

Это относится собственно к московской Руси; но точно так же было и в Руси киевской, то есть и там, если брать приблизительно тот же период времени, в народе держалось опять троеперстие. Перстосложение для священнического благословения также имеет свою историю. Теперь как в России, так и в Греции употребляется так называемое именословное перстосложение; но эта форма выродилась из перстосложения крестовидного, которое, в свою очередь, явилось приблизительно лишь в начале VII века; это превращение перстосложения крестовидного в именословное произошло в Греческой Церкви не позднее первой половины XV века. При принятии христианства русские приняли от греков перстосложение крестовидное; впоследствии могло быть занесено сюда и именословное перстосложение; во всяком случае в первой половине XV века в Русской Церкви ещё употреблялось два различных перстосложения, одно для благословения, другое для крестного знамения, и только уже Стоглавый Собор стал настаивать на перстосложении однообразном для того и другого из этих действий. вв) Как известно, раскольники придают весьма важное значение ещё спорам о песни «аллилуиа». Тогда как в Православной Церкви употребляется так называемое трегубое «аллилуиа», то есть слово «аллилуиа» произносится трижды, раскольники употребляют «аллилуиа» сугубое, то есть повторяют это слово только дважды, называя трегубое «аллилуиа» ересью. В полемической литературе этот вопрос разработан весьма удовлетворительно. Так, имеется брошюра профессора Е.Малова «Об аллилуиа», представляющая оттиск из «Православного собеседника» за 1891 год. В этом очерке автор указывает состав еврейского слова «аллилуиа» и его буквальное значение, перечисляет разные исторические примеры неправильного перевода или понимания этого слова, и наконец выясняет смысл употребления «аллилуиа» в еврейских молитвословиях и христианском богослужении. Исторический обзор свидетельств об употреблении троения и двоения «аллилуиа» в Греческой Церкви дан в статье профессора Е.Е.Голубинского «О песни аллилуиа» в «Богословском Вестнике» за 1892 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

87 Таковы особенно: «Семь бесед о перстосложении для крестного знамения» преосв. Павла (ныне) архиепископа Казанского, и отдел о перстосложении в «Выписках Озерского» (т. 2, л. 289–351). Заметим кстати, что на статью в «Выписках Озерского» сослался и преосв. Никанор, не находя нужным повторять приведенные в ней свидетельства о перстосложении; но в его книге, в оглавлении, допущена странная опечатка: вместо «Замечание о Выписках Озерского» напечатано «Замечания о Выписках Заозерского». 88 Мы не указываем здесь на восходящие до глубокой древности, с большим тщанием собранные у преосв. Никанора, свидетельства о троеперстии от святых икон и других живописных памятников, представляющих изображение именословного перстосложения благословящей руки, коим необходимо предполагается существование другого, и именно троеперстного, сложения молебной руки, а на некоторых и изображение молебной руки с троеперстием сложением; мы имеем целью рассмотреть только письменные, или книжные свидетельства о троеперстии, в соответствие тому, что такие же только свидетельства о двуперстии привел г. Каптерев, очевидно «игнорирующий», в противоположность Денисову, свидетельства от икон. 90 Что русские видели в словах Панагиота именно свидетельство о троеперстии, это несомненно доказывается тем, что впоследствии наши ревнители двуперстия стали переделывать его в свидетельство о двуперстии: этого они не стали бы делать, если бы не понимали, что в подлинной редакции идет речь о троеперстии и что так именно все понимают ее. 91 См. в Брат. Сл. 1875 г. статью: «Два примечательных свиде­тельства древности о перстосложении для крестного знамения» (отд. 2, стр. 141 и след.). 92 Записка эта находится в рукописи библ. Москов. Д. Академии 202); в описании академических рукописей о. архим. Леонида, в прилож. к 1-му выпуску, напечатана вполне. 93 См. Каптерева « Патриарх Никон » стр. 32–35, в прим.; архиеп. Никанора «Беседа о перстосложении» стр. 367–371. При сличении ока­зывается, что преосвящ. Никанор буквально выписал из книги г. Каптерева (однако не указывая того) не только подлинный текст «Записки», но и рассуждения о ней г. Каптерева, со слов: «иронические слова патриарха Феофана» и проч., как бы свои собственные...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

– Эти слова св. Ипполита показывают, что печать антихристову, по его мнению, составлять будет такое слово, из букв которого будет выходить число 666: так например слово титин. Посему мнение ваших наставников не согласно с словами св. Ипполита. Не согласно же их мнение и с самою вещыо. Ибо в сложении трех перстов для крестного знамения все мы разумеем не иное что, как св. Троицу: Отца, и Сына и Святаго Духа. А посему возможно ли подумать, чтоб это перстосложение могло быть печатью врага св. Троицы? Почему и как оно может тем быть? 11. Ваши наставники обвиняют Православную Церковь за то, что она будто переменила двуперстное благословение на пятиперстное. Они говорят именно так: «В древле святых книга, до лет Никона Патриарха Московскаго... повелено креститися и благословити двема персты, а после Никона Патриарха предано креститися тремя первыми персты, а благословити пятию персты» 1017 . В святой Православной Церкви для благословения подлинно употребляется пятиперстное сложение, так что из указательного и среднего перста образуются главные буквы великого, наиболее под титлом пишемаго, имени IC (Иисус), а из большого перста с двумя последними – ХС (Христос), так: от чего сие перстосложепие и называется именословным. Но это перстосложение для благословения отнюдь не должно быть опорочиваемо вашими наставниками по той причине, что оно пятиперстное. Опорочивая это, употребляемое в св. Церкви, перстосложение, ваши наставники, как будто слепые или бессмысленные, в тоже время опорочивают и самими ими употребляемое перстосложение; ибо и ими употребляемое перстосложение тоже пятиперстное: в нем для крестного знамения большой перст слагается с двумя последними, а указательный с средним, так:   Употребляемое в Православной Церкви перстосложение для благословения не есть также новизна, в какое-нибудь недавнее время вошедшая в Православную Церковь , но есть предание апостольское, всегда употреблявшееся в Православной Церкви так, как оно везде употребляется ныне. Дабы при рассмотрении сего предмета удалить всякую запутанность, надобно заметить, что крестного знамения, полагаемого на себе вообще всеми православными христианами, не должно смешивать с крестным знамением, какое подают другим Святители и Священники.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

е. малосреднего, и также верхним своим составом, что обозначает литеру X; мизинец также наклонен, но гораздо менее малосреднего, и изображает литеру С; вместе же эти три пальца, таким образом, обозначают две буквы ХС в имени Спасителя «Христос». Потому и называется это перстосложение «именословным», что в нем пальцы слагаются для благословения во имя Иисуса Христа, и так, что и сами изображают сокращенное начертание этого имени. Раскольники требуют одного перстосложения, как для крестного знамения, так и для архиерейского и иерейского благословения, – именно двуперстного. Форма их двуперстия такова: «три перста равно имети вкупе», т. е. большой и два последних перста сложить так, чтобы концы их не выдвигались один над другим: знаменование этих трех перстов – образ Св. Троицы; два же перста – указательный и великосредний – должны быть простерты, вместе соединены, но великосредний перст должен быть «мало наклонен»; знаменование их – два естества во Христе, причем соединением перстов изображается соединение двух естеств во единой ипостаси Христа; а наклонение великосреднего знаменует: «преклонь небеса и сниде нашего ради спасения». Такое перстосложение описано в некоторых церковно-учительных книгах патр. московского Иосифа, предшественника патр. Никона, и потому раскольники смотрят на двуперстие как на единственно правильную и спасительную форму перстосложения, неподлежащую изменению. Таким образом, спор между православием и расколом о перстосложении сводится собственно к двум вопросам: одно ли перстосложение должно употреблять для крестного знамения и благословения, или два различных? и еще: подлежит ли перстосложение вообще изменению, так что формы его могут быть неодинаковы, или же есть такое перстосложение, которое одно только и может быть употребляемо в церкви? Настоящая статья имеет целью сделать свод главнейших положений по вопросу о перстосложении применительно к полемике с расколом, более или менее уже установленных в ученой вообще и в специально полемической литературе.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Церкви для благословения, несомненно было отлично от того, какое употреблялось для молитвы 1022 . Но перстосложение, постоянно употребляемое к св. Церкви Святителями и Священниками для благословения других, есть перстосложение именно именословное. Это перстосложение употребляется так же по преданию неписанному как и перстосложение, употребляемое для креста молитвенного. Ибо правило св. Василия Великого говорит: «Благословляем и воду крещения, и елей помазания, еще же и самого крещаемаго, по какому писанию? Не по преданию ли умалчиваемому и тайному?» 1023 . Посему правильность употребляемого в Православной Церкви перстосложения для благословения должна быть доказываема так же, как должно быть доказываемо всякое предание вообще, т.е. всеобщим употреблением его в св. Церкви во всех местах, странах и народах православных. А именно этот образ доказательства и показывает непререкаемую правильность перстосложения, употребляемого в св. Церкви для благословения. Обойдите места населения православных Греков, Аравлян, Египтян, Грузинцев, Сербов, Валахов, Молдаван, Булгар, Далматов, Черногорцев и проч., вы везде усмотрите перстосложение, употребляемое для благословения, только именословное. В настоящее время в истине сих слов могут удостоверить вас все путешествовавшие по Востоку; их много, а притом и не все Веры православной. В дальнейшее доказательство истины сего предания не представляем древних икон, писанных красками. Все иконы со временем теряют свой вид, необходимо требуют поновлений и поновляются, а посему в отношении к своему первоначальному виду не могут не подлежать сомнению. Это сомнение весьма усиливается, когда вспомним, что русские иконописцы, писавшие иконы до Стоглавного Собора, были по свидетельству сего Собора весьма не благоговейны и дерзки. Они писали иконы не учася, самовольством, самосмышлением и своими догадками, так что Собору нужно было постановить касательно их особые правила 1024 . Вместо икон в доказательство истины перстосложения именословного, всегда употреблявшегося в Православной Церкви для благословения, представляем такие древние изображения, которые гораздо менее могут подлежать изменению и сомнению.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

В таком роде и в таком духе беседа о перстосложении удобоприятна для старообрядцев и может привести их к признанию ошибочности своих понятий о обряде и к сознанию незаконности своего из-за обрядов отделения от церкви» (Сочинения архимандрита Павла, часть III, с.400–403). 84. Сущность вопроса о перстосложении Сущность вопроса о перстосложении для крестного знамения и благословения состоит, применительно к полемике с расколом, в следующем. Православные употребляют две формы перстосложения: одну для крестного знамения и другую для архиерейского и священнического благословения. Для крестного знамения православные соединяют три первые перста правой руки во образ Святой Троицы, а остальные два – безымянный и мизинец – пригибают к ладони. Так как во Святой Троице «нсть первое и послднее, ниже боле или мене, но цлы три ипостаси, соприсносущны суть себ и равны» (предисловие к Часослову), то три первые перста должны быть соединены равноконечно, показывая тем равенство и соединение трёх ипостасей, а два «изобразуютъ два во Христ соединенныя естества», как указано в книге во истины», изданной в 1765 году по благословению Святейшего Синода. Такое сложение называется троеперстным или «троеперстием». Для архиерейского или иерейского благословения в православной церкви употребляется так называемое именословное перстосложение (подробнее см. отдел 5, статья 87). Все без исключения старообрядцы утверждают, что как для крестного знамения, так и для архиерейского и священнического благословения следует употреблять одно перстосложение, именно – двуперстное. Двуперстное сложение по своему внешнему виду несколько сходно с именословным и, по предположению некоторых учёных исследователей по данному вопросу, оно есть искажённое именословное перстосложение. Форма этого перстосложения такова: для образования Святой Троицы требуется соединить не три первые перста, а большой и два последних «равно имти вкупе», два же перста – указательный и великосредний – должны быть простёрты, вместе соединены, при этом великосредний перст, должно «мало наклонити»; знаменование их – два естества во Христе, причём соединением перстов изображается соединение двух естеств во единой ипостаси Христа; а наклонение великосреднего знаменует: «преклонь небеса и сниде нашего ради

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Напротив, мы доказали греческими памятниками, что в Греции ко временам князя Владимира существовало для иерейского благословения именословное перстосложение, а сим показуется, что тогда для положения на себе крестного знамения существовало перстосложение троеперстное, значит, и князем Владимиром принят этот же греческий обычай перстосложения, что доказывают и созданные князем Владимиром и сыном его Ярославом храмы, в которых и поныне красуются от тех пор уцелевшие мозаические и фресковые священные изображения с именословным перстосложением благословящей руки. И в исчислении свидетельств по княжеским степеням даже до самого Стоглавого собора Денисов не доказал, чтобы у нас существовало однообразие перстосложения; даже и приведённые им самим памятники свидетельствуют об его разнообразии, а не единообразии. Умолчанные же им, а нами приведённые свидетельства о именословном и частию троеперстном сложении ясно показали, что и у нас в России преимущественно употреблялось именословное перстосложение для благословения, для моления же – троеперстное. Даже после Стоглавого собора и в России, и по окрестным славянским странам не было господствующим однообразное двуперстное сложение; напротив, существовало такое разнообразие, что каждый патриарх выдавал своё новое о нём наставление. В простом же народе древний обычай троеперстия не прекращался до самого патриарха Никона . Итак, св. церковь не новый ввела обычай перстосложения, но, упразднив разнообразные его формы, утвердила только обычай более древний. Мы почли нужным исследовать неточность доказательств Денисова о двуперстии не для того, чтобы оправдать св. церковь , утвердившую употребление троеперстия. Прежде мы доказали, что святая церковь имела полное право изменять обычаи и обряды, а этим исследованием доказываем, что введённый ею обряд перстосложения не есть и новый, но существовавший издревле, и что Денисов несправедливо утверждал, будто во вселенской церкви всегда существовало одно лишь двуперстное сложение, а кольми паче несправедливо за отменение двуперстия и введение издревле существовавшего в церкви троеперстия обвинил её в ереси.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010