Недоуменно нам и сие, яко егда разгнется деяние оно, вси листы распрягаются, не якобы улежалыя за 500 лет: но яко бы нынешняго времене с старых хартий новосложеннии шарплются. Сомненно нам и иная, яже в переплете резания знаки, и краев обрезывания, и явствование негде древнего письмах 43 и серая бумага вместо досок оболчена кожею и прочая, какова в древлехаратейных книгах не прилучися нам видети, яже вся сия краткостию преходим, да не многословяще на досаду приведем ваше пастырство; довольственно мним и сими описанными винами сомнения показатися вашей премудрости. Яко мы не за упорство неразсмотрительное не можем уверитися оному деянию, но самое оно во многих подает нам вины сомнения, яже выше явствовахом» 44 . Покончив с деянием, автор ответа обращается к разсмотрению Феогностова Требника. Статья озаглавлена: «0 новообретенном требнице харатейном». Он также внушил следующая сомнения, изложенные в восьми пунктах. 1 . Никон патриарх собирал книги из Греческих стран и Российских монастырей и его преемники также «а сей митрополита Всероссийского требник неведомо где бе, еже его даже до тебе не обретоша во свидетельство» 45 . 2 . Митрополит Феогност перевел требник для совершения церковных тайнодейств, и если он сам это засвидетельствовал, то «подобало бы таковому по всем прочим епископиам и градом преписанному быти, дабы везде тако тайнодействовалося. А понеже нигде такового по всей России ниже обреташеся, кроме тобою единого (его) обретенного, сих ради той един требник сумнителен есть» 46 . 3 . В требнике приведены поучения св. Софрония патриарха Иерусалимского о триперстном сложении и Леонтия Вальсамона о сложении пяти перстов для именословного: перстосложения при благословении; но эти поучения не были известны до сих пор ни русским, ни восточным иерархам: ими не воспользовались ни Иеремия, патриарх Цареградский, ни Феофан, патриарх Иерусалимский, ни вселенскии патриархи утверждавшие «нововводства» при Никоне, ни Досифей патриарх Иерусалимский. «Вси сии тщашася утвержати триперстное сложение, и аще быша были тая поучения Софрониева и Валсамонова на востоце, могли быша тии знати и приведоша бы во свидетельство. А понеже никто от древле даже до тебе засвидетельствоваша, сумнительно есть сие» 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Неизвестно, как отнеслись к этим сообщениям современные раскольники, но впоследствии раскольнические полемисты толковали о них не мало. Ни у одного из главных первоапостолов раскола не встречается столь ожесточенной хулы на троеперстие и именословие, как у протопопа Аввакума. Мысль, что троеперстие и именословие есть печать антихриста, встречается именно у него и повторялась чаще всего им. «Лучше, писал Аввакум, человеку не родится, нежели тремя персты знаменатися». Почему? «Всякий, крестящийся тремя перстами, кланяется и жертвует душею антихристу». Каким образом? В трех перстах заключается, по Аввакуму, апокалипсическая тайна: «змий, зверь и лживый пророк, сиречь: змий-диавол, зверь-антихрист и царь лукавый, а лживый пророк – учитель лукавый, как и Никон». Присоединял сюда Аввакум и именословное перстосложение. «Две печати антихриста Богослов глаголет, едина на руке, а другая на челе: три перста на руце – сам на себя скудоумный возлагает печать. а на челе печатают святители с бесами” 92 . Но если троеперстие – печать антихриста, если, значить, печать антихриста есть, существует уже, то являлся вопрос, где же сам антихрист? Печать антихриста есть, а антихриста нет – это крайняя несообразность. Нужно было указать самого антихриста, но указать не могли 93 . И вот на вопрос об антихристе, стали отвечать: «антихрист тот, кто крестится тремя перстами» 94 . Это значить, что раскольнические суждения о троеперстии способствовали утверждению в расколе даже такого заблуждения, как учение о так называемом духовном антихристе. Чтобы предохранить своих последователей от усвоения троеперстия, Аввакум определял строгие запрещения. «Аще кто перекрестится тремя персты, глумяся, – законополагал протопоп, – таковый, плачася, кается пред Богом и верными человеки греха своего ради», как одинаково если бы кто перекрестился и «страха ради» 95 . Иконам с изображением именословного благословения Аввакум запрещал поклоняться. В беседе об иконном писании он поучал: «малаксу поганую целуй! Знаешь ли, что я говорю? А то руку-ту раскорякою пишут. Не моги, не целуй ее: то антихристова печать. Плюнь на нее, побеги прочь; не гляди на нее – привяжется дурная мысль” 96 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Но у нас на Руси, в старых книгах, из одного общего Мелетиева-Феодоритова свидетельства о перстосложении возникают два отдельные, самостоятельные свидетельства – Мелетиево и Феодоритово: Феодоритово свидетельство выделяется из Мелетиева. Этот процесс выделения совершается, по всей вероятности, так: Мелетиево свидетельство, по большей части списков говорит скорее в пользу троеперстия, чем двуперстия, говорит, что св. Мелетий показал сначала три перста (простертые, несовокупленные, конечно, при двух согнутых), естественнее всего, первые, потому что персты не определяются, а потом два (из этих же) перста соединил и (к ним) пригнул третий, и сказал: «трие убо ипостаси разумеваем, о едином же существе беседуем». Внимательное рассмотрение этого чтения Мелетиева свидетельства, что мы после и сделаем, побуждает видеть здесь указание именно на троеперстие. Но по редакции Стоглава и, конечно, других, древнейших Стоглава, сборников, по которой повелевается, после простертия сначала трех разъединенных перстов, два совокупить, а три пригнуть, Мелетиево слово как будто благоприятствует более двуперстию, или именословному перстосложению, чем троеперстию. По причине этого различия, даже разногласия редакций, и по краткости и недостаточной определенности своей, свидетельство Мелетиево является не вполне ясным, и потому требует толкования, объяснения. Толкование, объяснение и является, и является именно с тем содержанием, с каким мы встречаем так называемое слово Феодоритово, толкование, имеющее очевидное сходство с Мелетиевым свидетельством как в вопросе о перстах, так и в догматическом учении, ими выражаемом. Толкование в разных списках, подобно Мелетиеву свидетельству, занимается и перстами, предлагая то, или другое, троеперстное, или двуперстное перстосложение, и догматическим учением, выражаемым перстами: очевидная близость того и другого свидетельства. Но эта близость их становится еще очевиднее от того, что в некоторых списках, как например, в списке Стоглавого собора, и Мелетиево свидетельство и толкование на него приписывается совместно и св. Мелетию и бл. Феодориту: такоже Мелетий Севастийский и Феодорит нас научают, – говорится пред свидетельством Мелетиевым и, по окончании сего свидетельства, пред толкованием на него, известным под именем слова Феодоритова, уже не выставляется имени Феодорита, как виновника сего свидетельства. После этого и то явление, что во многих древних сборниках (Досифеевом, Данииловом и др.) так называемое слово Феодоритово помещается, как самостоятельное слово, вне всякой явной связи с Мелетиевым словом и зависимости от него, нимало не будет говорить против взаимной их связи и зависимости, как скоро в некоторых списках (например, Стоглаве) эта связь так ясно указывается и как скоро по этим последним спискам слово Феодоритово является, очевидно, толкованием Мелетиева свидетельства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/o...

Перед ней благовествующий архангел с благословляющим жестом правой руки и с жезлом, увенчанным четырехконечным крестом, в левой руке. Внизу, в другом отделении диптиха, стоит неизвестная женщина с воздетыми руками; перед ней резервуар и неизвестный мужчина с сосудом в руках; изображение это представляет не беседу с самарянкой, как предполагал гр. Уваров, но эпизод из истории Богоматери, известный под названием «воды обличения», как это будет видно также и в изображении на равеннской кафедре Максимиана. Итак, в древнейших изображениях благовещения Богоматерь является с рукодельем в руках; это важнейший отличительный признак сюжета. Как широко распространена была эта форма в памятниках византийских и русских и где искать мотивы к ее возникновению и распространению? В ответ на первый вопрос изложим собранные нами памятники 284 , а затем перейдем к изъяснению их важнейших иконографических черт. Таблетка от кафедры Максимиана в Равенне (ок. 556 г.) из собрания Оливьери (рис. 22) 285 . Действие происходит в палатах, изображенных в виде фронтона с двумя колоннами. Богоматерь сидит на кафедре с покрытой головой и опущенными долу очами; правая рука ее, в знак смирения и покорности, приложена к груди, в левой – два веретена. Перед ней благовествующий архангел в виде юноши с крыльями, в паллиуме, тунике и сандалиях, с повязкой на голове. В левой руке он держит жезл; персты правой руки сложены в виде благословляющего именословного перстосложения. Поза и жест архангела ясно говорят, что он передает Богоматери весть, которую она слушает с покорностью и смирением. 22. Таблетка от кафедры Максимиана. Сходное изображение на эчмиадзинском переплете 286 . Для изъяснения этого изображения необходимо принять во внимание и другие находящиеся здесь сюжеты: здесь находится изображение воды обличения в виде женщины, пьющей из сосуда, в присутствии ангела и старца: сцена торжественная; смиренная поза и печальное лицо женщины, жесты ангела и старца указывают на решительный момент приговора над женщиной; рождество Христово с изображением вола и осла и с повитухой, которая левой рукой поддерживает правую отнявшуюся руку; бегство в Египет, где Иосиф поддерживает сидящую на осле Богоматерь, а ангел ведет осла.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

7 . В слове Вальсамона сказано, что все писанное о перстосложении направлено против латин: но такого известия не находится ни в латинских, ни в греческих, ни в российских книгах «ниже до тебе в ваших учителех когда слышано бе». Именословное перстосложение не может изображать букв «понеже X оба конца отсечена имать: от первого же и четвертого персту сложение внизу чрез длань круг творит, конца же персту преко полагая не хер тако, ио ук паче сице У изобразовати видится. Тако же и последий перст прямо стоящ, како литеру слово может знаменовати, понеже С согбено, перст же прямо стоящ разве I а не слово знаменовати видится. И паки глаголет: егда узриши в благословении первый перст сложен не чрез четвертый, но с четвертым прямо, а последний перст или мало преклонен или прямо стоящ, тогда написуется X от четвертого и пятого, первым же перстом написуется С. И зде како может прямо быти слово? Како бы палец, с четвертым прямо сложен, может показати С; или четвертый и пятый како хера изобразят, чесого в них не зрится: разве три перста вкупе сложены явствуют... Сих ради разгласная сия сложений толкования сомнение немало подавают, а наипаче во всех старых и новых книгах, даже доселе таковое не обретается. Но в твоих сложениях потщание твое о сих показуется еже на святых древних иконах писанныя благословящия руки не по вашему сложению: ты твоим толкованием натягати словесы к своему согласию изволил еси, еже ясно не согласуют с вашим сложением: не X бо и не С палец с двема последнима изобразуют, но вкупе совокупление их явствуют. Тем же помяновенное Вальсамоново за таковая разногласия и не истиннства сомнительно есть, паче неже верительно» 53 . 8 . В требнике полагается проклятие против тех, кто благословляет не именословно, а как Римляне всей ладонью; но этого нет в старописьменных и старопечатных книгах. «Но и како не странно сие проклинание на латины за еже не слагают перстами во Исусово имя I да С, а в латинском языце литера слово не гречески ниже словенски пишется, но сице S или f, во Исусове же имени всегда пишется сице S.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

68 Приводим подлинные слова Аллатия: «Latinorum in consignationibus ita disponi debeant digiti, ut per eos duae in Christo naturae, et tres personae in divinis significentur. – Graeci tribus primis manus doxterae digilis extensis, et inter se connexis, reliquis duobus intra palmam paululum plicatis frontem tangent». Далее Аллатий говорит о греческом именословном перстосложении: «Graeci indice medio ас minimo extensis, ас modicum incurvatis, non ita tamen, ut inter se respondeant, sed pollex directior sit, rectaque respiciens, medius pollice incurvatior, introrsum vergat, minimus inter pollicem et medium dirigatur, – pollice super annularis ad sese moderate deflexi unguem apposito id agunt (т.е. benedicunt). – Из сих не вполне вразумительных слов Аллатия, надеемся, читатель согласится, что латины не понимали значения греческого перстосложения для преподаяния благословения, как мы заметили выше о словах папы Льва IV. – Leon. Allat. de consens. Eccles. Lib. III, pag. 1361, 1357, 1358. 69 Tribus digitis extensis, id est pollice, indice et medio, duobus aliis digitis plicatis, sub invocatione Deificae Trinitatis nos et alios consignamus. Max. biblioth. Tom. 25, pag. 233, conf. 229. – Писатель получил имя свое от того города в Испанской Галиции (Vide index geographicus episcopatuum orbis Christiani Alb. Fabricii pag. 181), в котором он был епископом в 1239 году; умер 1288 г. Он совершил несколько путешествий на Восток и другие страны для изучения веры и обрядов; по возвращении он издал сочинение свое, помещенное в Max. bibliolh. Diction. Welzer el Welte. 71 Указанное издание носит полное заглавие такое: Melanges d " Archeologie, de histoire et de litterature de Pepoque Carlovingienne, Romane et cet. Charles Cahier et Artur Marlin. Достойны внимания в исследовании о двуперстии следующие изображения: Книг. 1. пл. I, XIX, XXV. Книг. 2, пл. I, II, XXII, XXVI, XXVII, XXVIII, XXX, XXXV. Книг. 4, стр. 166, 167, 169, 177, 181, 225, 232. План. XVII, XXVII и XXVIII.–Бoльшaя часть изображений сняты с икон, находящихся в храмах Рима, Парижа, Мадрида и др., а также составлявших собственность некоторых знаменитых Римских Пап.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vinograd...

О другом важном для старообрядцев вопросе говорится в статье «О числе просфор на проскомидии» , написанной по материалам древних соловецких рукописных Служебников и показывающая, что в древнейших (до XV в.) Служебниках число просфор не только не семь, но даже менее шести. Чрезвычайно важный вопрос трактуется в статье проф. К.И. Невоструева «О наименовании Спасителя Иисус, а не Исус» , написанной по древнейшим славянским рукописям. Автор убедительно на множестве примеров доказывает, что вначале, в соответствии с греческими оригиналами, писалось имя Иисус или иисоусъ) либо сокращение и лишь впоследствии, по обычаю народного произношения (причем указаны многочисленные другие примеры подобных сокращений) стали писать Исус. Весьма богатая византийская и особенно отечественная история развития формы креста анализируется в трех « Ставрографических сборниках », а также в ряде других сочинений. В частности, в книге « Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и русских » проф. Н.В. Покровского и в богато иллюстрированной работе С.В. Гнутовой и Е.Я. Зотовой « Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI – начала XX века. Из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева » Наконец, важный труд обличения модных ныне либеральных взглядов о появлении троеперстия лишь незадолго до патр. Никона взял на себя Н.И. Субботин в работе ( «О перстосложении для крестного знамения (по поводу книги г. Каптерева)» . Проф. Субботин убедительно доказывает на ряде памятников, что еще в византийский период крестились троперстно и использовали именословное благословение; об этом же свидетельствует и эволюция текстов подложного Феодоритова слова. Даже в дониконовский период основной формой совершения крестного знамения на Руси тоже было троеперстие. В дополнение к обычным аргументам (анализ текстов и икон) он опирается на свидетельства бывших раскольников-великороссов конца XVII – начала XVIII вв., которые сообщали в письмах и других текстах, что в детстве их учили креститься троеперстием, а при патр. Иосифе заставляли переходить на двуперстие.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

В то же время преосвященный Порфирий завещал в распоряжение Академии Наук 23 снимка с принадлежавших ему древних икон, каждый снимок в определенном количестве экземпляров, и в своем завещании просил Академию издать эти снимки в виде особого альбома. Снимки были получены Академиею от душеприказчика покойного Порфирия, бывшего настоятеля московского Данилова монастыря, архимандрита, впоследствии епископа, Амфилохия, ныне покойного. Эти снимки исполнены фото-литографиею (получившею, не вполне правильно, на листах название фотогравюры) московским фотографом Т. С. Левитским, к сожалению, не с самих оригиналов, но с рисунков, сделанных, по поручению преосвященного Порфирия, художником Африкановым. Иконные оригиналы, очевидно, казались преосвященному Порфирию слишком темными, для того чтобы пытаться исполнить с них непосредственно световые снимки, а между тем современная ему археологическая наука еще оставалась чужда основным научным требованиям от снимка, которым удовлетворяет только механическая светопись и различные фотомеханические способы. Таким образом, и в данном случае большинство снимков, пройдя через руки рисовальщика и литографа, на столько изменили свой характер и утратили стильный тип, что при всей внимательности исполнения, в результате – никакому снимку, ныне издаваемому, доверять вполне нельзя. Так, при моей проверке изданных таблиц с самыми оригиналами, находящимися в Музее Киевской Духовной Академии, выступил целый ряд неверностей: в рисунке одежды и их складок, в чертах лиц (особенно величины и положении, рисунки глаз), в различных весьма важных деталях», как например в форме именословного перстосложения. Но, с точки зрения современных научных требований, всего важнее обезличение икон, вялая и слабая передача основного стиля, лишающая их характера, который один руководит в историческом определении памятника. Следовательно, с точки зрения, строго научной, по неуместной и слишком притязательной, альбом не заслуживал бы опубликования, если бы оно не вызывалось естественным желанием учреждения исполнить волю завещателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Составляет комплект с сударем «Агнец Божий» (кат. 164) и сударем «Богоматерь Знамение» (кат. 165). ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12513; Маясова 2002. С. 343, ил. 8. 164. СУДАРЬ АГНЕЦ БОЖИЙ Москва, мастерская Акулины Петровны Бутурлиной, конец XVII в. Камка (XVII в., Италия и Китай), атлас (XVII в., иностранное производство), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити, трунцал; ткачество, шитье. 59х58 Происходит из Архангельского собора Московского Кремля. Поступил из Патриаршей ризницы в 1920 г. 932 Инв. ТК-2546 Кат. На среднике по итальянской кирпично-красной камке с рисунком крупных хризантем изображен младенец Христос, лежащий на дискосе с высоким фигурным стояном. Ноги его вытянуты, поднятые руки согнуты в локтях; одна рука с именословным перстосложением, другая – с раскрытой ладонью. Над дискосом – сильно вытянутая кверху звездица с восьмилепестковой розеткой в перекрестье. Под звездицей в перекрещивающихся ромбах – Святой Дух в виде голубя с распростертыми крыльями. В сегменте неба с облачками по краю – оплечное изображение Саваофа. По сторонам дискоса стоят два склонившихся к Младенцу ангела с круглыми рипидами с розетками в них. Под дискосом и ангелами вышиты облака. Над изображениями прядеными нитями шиты надписи: іс хс, аггли г(с)дни, дхъ сты, г(с)дь сава… Личное шито слабокручеиым шелком песочного цвета «атласным» швом и «в раскол» без оттенений «по форме». Волосы ангелов и Христа, черты лиц и контуры рисунка – темно-коричневые, волосы Саваофа – светло-коричневые. Внизу стояна, на нижних одеждах ангелов, в облаках – сканое золото с цветными шелками. Все остальное шито прядеными серебряными и золотными нитями (швы – «ягодка», «клопчик», «черенок», «двойная ягодка», «перышки»), По контурам и деталями рисунка проложен серебряный жгутик. На каймах по зеленому атласу золотными прядеными нитями вязью с небольшим количеством лигатур шито песнопение: ко агнецъ на заколение ведес ко аг//нецъ непороченъ прмо стригу//щаго безгласенъ тако не отверза//етъ устъ своихъ во смирениі.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Единоверцы девятым пунктом договорились, чтобы их священников и самих их благословлял его преосвященство двуперстным перстосложением, а не иначе, то по каким правилам они решились поучать овцы верховного пастыря, и почему не соглашались получать именословное, что они во оном заключали, – погрешность или ересь? Ответ. Великие учители церковные, всецело пекшиеся о спасении душ человеческих, Василий Великий и Григорий Богослов , еще прежде предъявления каких-либо требований желающими присоединиться к православию от ереси, сами измышляли, какие можно сделать им уступки, чтобы угладить им путь к присоединению: так они присоединяющимся от духоборцев сделали даже столь великое снисхождение, что дозволили им не употреблять о Духе Святом наименования: Бог, лишь бы только они не именовали Его тварию. Если бы тогда были подобные нынешним именуемым старообрядцам ревнители, усвояющие великое значение даже тому или иному сложению перстов на благословение, то, пожалуй, сказали бы и святителям Василию Великому и Григорию Богослову , – зачем они делают столь важное снисхождение духоборцам! Но православные христиане, бывшие под пасением сих великих святителей, были рассудительны и повиновались снисходительному рассуждению своих пастырей. Старообрядец же хочет поставить в вину единоверцам и православным пастырям то, что первые, по привычке к употребляемому ими перстосложению, пожелали, чтобы православные архипастыри благословляли их двуперстно, а последние снизошли на их желание, и снизошли тем охотнее, что и двуперстное сложение, понимаемое в его истинном значении и употребляемое по благословению церкви, признают нимало не противным православию. Вопрос 10-й В договоре – контракте единоверцев с Платоном митр. сынам великороссийской церкви в церкви единоверческой кроме смертного случая (не дозволено приобщаться) и притом же, где нет церкви православной и священника, а единоверцам дозволено без всякого затруднения в церкви великороссийской (приобщаться): то почему же, спрашивается, сыну православной церкви в церкви единоверческой (нельзя) приобщаться ихними тайнами, – на том ли основании, что не может быть сущего тела и крови Христовой весьма в церкви единоверческой или почему иному? и единоверцу почему же можно без всякого затруднения, по какому примеру это сделано и на основании каких правил? покажите от св. Писания, а не голословно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010