Излишне, конечно, говорить о том, что все эти лица, изображающие на себе крестное знамение двумя перстами, но «по всему прочему повинующиеся церкви», – как прежде считались, так и ныне считаются церковью вполне православными: но справедливо указывают, что эти православные двуперстники могут быть совращаемы и действительно совращаются в раскол легче, чем другие чада св. церкви. «Употребляемое ими двуперстие, в котором старообрядцы полагают всю спасительную силу крестного знамения и которым по преимуществу они издавна стараются прельщать простой народ, служит нередко для православных двуперстников переходною ступенью в раскол». По всем указанным причинам, ясно с очевидностью, что обстоятельное разъяснение вопроса о перстосложении для крестного знамения всегда было необходимо не только для старообрядцев – с целью примирения их с церковью, но и для многих православных – с целью удержания их от совращения в раскол. Сущность вопроса о перстосложении для крестного знамения и благословения состоит, применительно к полемике с расколом, в следующем. Православные употребляют две формы перстосложения: одну для крестного знамения и другую для архиерейского и священнического благословения. Для крестного знамения православные соединяют концами «вкупе» три первые перста; два же – малосредний и мизинец – пригибают к ладони. Три перста знаменуют здесь Св. Троицу, а два «изобразуют два во Христе соединенные естества», как указано в книге «Увещание во утверждение истины», изданной по благословению Св. Синода. Такое сложение называется «троеперстным» или «троеперстием». Для архиерейского же и священнического благословения в православной церкви употребляется так называемое «именословное» перстосложение, или просто «именословие». По объяснению книги «Скрижал», одобренной к употреблению и руководству церковному большим московским собором 1667 года, форма этого перстосложения такова: указательный палец в прямом положении и означает литеру I; великосредний соединен с указательным и несколько наклонен – означает литеру С; вместе же две буквы суть начальные буквы имени Спасителя «Иисус»; затем большой палец прилагается к верхнему составу четвертого пальца, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Касательно же двоеперстия, это не есть древнейшее предание Святой Церкви, но от врага человека всеянный и произростший между пшеницей Христовой плевел, по притче Евангельской. ( Мф.13:25, 28 .) Но о всем прописанном мною, любопытный читатель может видеть в следующих статьях или параграфах. Оглавление (о чем в каком параграфе писано) В первом: Кто именно, в котором столетии, писали о троеперстном сложении. Во втором: О Святых Отцах, коих нетленные мощи почивают с трехперстным сложением. В третьем: О Угодниках Божиих, бывших после Никона Патриарха , молившихся трехперстным сложением, коих имеются Святые мощи, и благодатные чудеса производят. В четвертом: О важности церковнаго обычая, коим утверждается трехперстное сложение. В пятом: Учение о двоеперстном сложении, на коем мнимо-старообрядцы утверждают суемудрие свое, и против сего опровержение. В шестом: Кто именно был в России первоначально учитель двоеперстного сложения и потом последователь и распространитель оного. В седьмом: Замечание о двоеперстии и разногласном учении о том в старопечатных книгах. В осьмом: Опровержение раскольнического суемудрия о двоеперстии, древними Святыми Иконами. В девятом и десятом: Раскольническое мудрование, будто бы в трехперстном сложении заключается печать антихристова, и против сего испровержение. В одиннадцатом: О злоумышленном толковании книги, названной Феодоритовой, и о её подделке. В двенадцатом: О именословном перстосложении Святительские руки при благословении, яко сие есть древнейшее Святой Церкви обыкновение, подтверждают разные достопамятные Святые вещи, означенные в сем параграфе. Ответ на письмо И. И. Ж Открой очи мои, и уразумею чудеса от закона твоего. Пс.118:18 Ты меня просил неоднократно, чтобы я для тебя сделал из Древней Церовной Истории выписку о троеперстном сложении: кто именно из Святых Отцов и Церковных Учителей писали о том, и в котором столетии по P. X., и в каких книгах значится о сем? И посему я, по долгу звания моего, для успокоения волнующейся совести твоей, в силу Апостольского 7 учения, при всей слабости моей вознамерился приступить к точному исследованию о желаемом тобою предмете, извлекая из древних свидетельствованных Церковью , источников, достоверность, что православному Христианину для знамения крестного должно непременно слагать три 8 первые правой руки персты, два же последних должно пригибать к ладони, а не соединять, как делают мнимостарообрядцы, на то два перста, указательный и средний, а больший, совокупляя с двумя последними, пригибать к ладони.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Malinovs...

Дл. 134, подол ш. 134 Принадлежал патриарху Адриану (?). Поступил из Патриаршей ризницы в 1920 г. 938 Инв. ТК-24.37 Кат. Сшит из турецкой белой золотной объяри с орнаментом, в который включены головки херувимов, перемежающиеся с четырехконечными крестами в ромбовидных клеймах, образованных цветочными гирляндами, соединенными розетками 939 . На спине саккоса, в накладном круге – шитое изображение поясного Спаса Великого Архиерея в короне с разведенными в стороны руками с именословным перстосложением. Личное шито песочного цвета крученым шелком в одном направлении. Черты лика, волосы и контуры рисунка –темно-коричневым, белки – белым, губы – красным шелком. Одежды и фон зашиты золотными прядеными нитями с тонкой шелковой прикрепой (швы – «городок», «ягодка», «клопчик», «копытечко»). На зарукавьях, у ворота, внизу короны у Спаса – рельефные полосы, на короне – рельефный орнамент в виде двойных квадратов. На фоне – рельефные буквы: іс хс. Нимб и круг обнизаны жемчугом. Оплечье саккоса, передник, зарукавья, сторонники и подольник из полос красного бархата с нашитыми на нем золотным кружевом и тесьмой разного рисунка и ширины. На сторонниках и зарукавьях – двадцать серебряных позолоченных пуговиц, одна у ворота, и петли из красного шелкового шнура. Подкладка из итальянского малинового атласа, по подолу и сторонникам – из желтого атласа, у ворота – из зеленого. Мантия травянисто-зеленого 941 муара имеет колоколообразную форму. На мантии пришиты источники – три горизонтальные белые атласные ленты с розовыми полосами с цветочным орнаментом в середине. Наверху у ворота нашиты скрижали из двух четырехугольных кусков красного бархата со скошенным углом. На скрижалях вышито «Благовещение». На левой изображен архангел в рост, в трехчетвертном повороте вправо. Около него надпись мелким жемчугом, окруженная длинной прямоугольной зашитой золотом рамкой: а(р)х(н)гг гавріилъ. На архангеле развевающиеся одежды сложного покроя. Одной рукой он благословляет именословно, в другой держит букет из лилии, гвоздики и длинных узких листьев.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

И справедливо ли поступал Денисов, стараясь затмевать ум читателей своими сомнениями о двух иконах с именословным перстосложением, когда икон с таким перстосложением обретается множество и в России, и в Греции, как мы отчасти показали в пятом ответе? Заслуживает внимания следующая уловка Денисова. Он сам понимает, что его могут обличить в намеренном умолчании о именословных перстосложениях на древнейших иконах (от которых даже он сам приводил доказательства о двуперстии), и потому обратил внимание на одну именословно изображённую десницу (Спасителя) на Корсунском кресте, где великий перст приложен концом к концу четвёртого, а пятый изображён прямо стоящим. Он тщится доказать, что это не есть именословное сложение, а есть только «недосложение» двуперстного – мизинец только недосложен до великого перста. Объяснение очевидно ухищрённое и никакой силы не имеющее. И если в описанном перстосложении есть «недосложение», то что же сказать о перстосложении на Тихвинской иконе Богоматери, где у Спасителя великий приложен не к концу четвёртого, а к среднему его составу? Это, по Денисову, выйдет уже «пересложение». Сколько есть именословных перстосложений на мозаических иконах в Софийском соборе в Константинополе и в других церквах, и все это будут недосложения? А множество таких перстосложений, как на иконе Пресв. Богородицы Тихвинской, все будут пересложения? Не значит ли такими ухищрениями только затемнять мысль у простейших из народа? Замечательно ещё одно рассуждение Денисова по поводу именословных перстосложений на Корсунском кресте. Он говорит, обращаясь к православным: «Аще приемлете единую руку благословляющую на оном кресте в оправдание своего перстосложения, приимите и прочия многия». Так беспристрастно мы и поступаем. Имея «многия» свидетельства в пользу употребляемого церковию перстосложения, показанные нами в замечании на пятый ответ, мы, однако, не презираем и малейших свидетельств в пользу двуперстия – не утверждаем поэтому, что всегда было употребляемо только перстосложение именословное и троеперстное, но допускаем, что некоторое время употреблялось и двуперстное сложение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Не смотря, однако, на такое разнообразие видов сочинений о. Павла, все они направлены к одной цели и потому имеют одинаковый характер. Цель эта – полемика с расколом. Не говоря уже о «беседах» и «замечаниях», специально посвященных разъяснению недоуменных вопросов, его «воспоминания», его проповедь , его молитвенные размышления, возбуждаемые чтением псалмов, всегда соединялись с представлением отторгшихся от церкви несчастных братьев, которым силилась помочь эта сострадательная душа путем разъяснения разных предметов недоумения и разделения. Даже такое, поводимому, совершенно ничего общего с указанной целью не имеющее, сочинение о. Павла, как описание путешествия в Иерусалим окрашено в значительной степени этим общим фоном его сочинений. И здесь он, по собственным словам, «не преминул сказать о предметах, касающихся недоумения так именуемых старообрядцев» и очень подробно описывает встречавшиеся ему древние памятники именословного благословения, 304 четвероконечного креста, 305 говорит о споре с одним греком о перстосложении; 306 по поводу знаков на руках и лицах у жителей Палестины рассуждает о печати антихриста 307 и т. д. Отсутствие систематичности – общая черта всех сочинений о. Павла. Главной причиной такого явления нужно считать случайность мотивов, вызывавших эти сочинения, что показывают, между прочим и самые названия этих сочинений: «воспоминания», «беседы», «замечания». В «замечаниях» ход мыслей автора вполне зависел от того сочинения, на которое делались замечания и так как авторами этих сочинений были старообрядческие начетчики, люди не приученные мыслить систематически, то и «замечания» о. Павла по необходимости должны были отражать в себе тот-же недостаток. Повидимому, больший простор для самостоятельности мысля представляли беседы. Умственная мощь одного из собеседников (а таким обыкновенно оказывался о. Павел) должна была давать направление беседе. И действительно, во многих беседах мы видим ясные признаки именно системы. Однако, только признаки. Полному осуществлению ея в значительной степени препятствовали собеседники, с мыслью не дисциплинированной, привыкшей к связям по ассоциации и тяготящейся стеснительными рамками строгой логики.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Кирилл уверял, что он сам видел эту десницу и нашёл ея перстосложение более подходящим к двуперстию, только теперь персты разошлись от смертного бессилия. Но в рассуждении о сложении перстов у свв. Ильи Муромца и Иосифа многоболезненного 388 о. Кирилл остался совершенно безответным. Если принимать во внимание, сказали мы, что смертная немощь, как сами вы говорите разгибает персты, то на означенных десницах два нижние перста, только несколько склоняемые в двуперстии к большому пальцу, совершенно должны были бы выпрямиться, а между тем из приложенного изображения мы видим, что эти персты очень близко ко длани пригбены, что только бывает в троеперстии. 389 О. Кирилл после этого видимо заподозрил верность приложенных изображений. В доказательство древности употребления троеперстия мы сослались, между прочим, на известное сказание из жизни м. Ионы, когда в сонном состоянии он держал руку над своей головой так, «якоже благословляше ею». Этот аргумент представлялся нам неопровержимым. У о. Павла он также приводится, как несомненное доказательство того, что для благословения и для молитвы существовало у нас в древности два совершенно различных перстосложения. А между тем, к великому удивлению, о. Кирилл лишил его всякой доказательности. Благословляющей рука казалась не потому, сказал он, что имела именословное сложение перстов, но потому, что она была согбена над главой Ионы, как и пишется: «во время сна десную свою руку на главе своей держаше согбену, яко благословляше ею». Как известно, даже такой хитроумный защитник раскола, как Денисов, намеренно умолчал об этом свидетельстве, не имея возможности перетолковать его в свою пользу. Но с чем когда то не могла справиться артистически бессовестная ловкость Денисова, то теперь свободно обезоруживают даже слабые начетчики раскола. Совершенно безответными оставались наши собеседники, когда в рассуждении относительно обрядовых разностей мы становились на рекомендуемую о. Павлом точку зрения, именно – составляют ли эти разности изменения догматические, из-за которых можно было бы ратовать и разделяться.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Сколько радости и сил дает благословляющее крестное знамение священнослужащего, поскольку оно обладает силою именословного (Господа нашего Иисуса Христа) перстосложения – и эта деталь оказывается столь же необходимой, как и все в нашем православном Богослужении. Крестное знамение! Сколько воспоминаний жизни связано с ним! Как полагали его на нас наши родители, мать, сколько вкладывали смысла и любви в это знамение при прощании. Сколько говорило мне крестное напутствие моей родимой при моем первом далеком отъезде за границу родины. Живое, животрепещущее знамение веры в Распятого, все упование, вся жизнь, вложенная в этот перекрест двух линий – движений. Счастливы мы, христиане, имея не только зримый, но и изображаемый, уходящий, однако пребывающий образ! Ах, родная моя матушка, сейчас я уже не смею просить тебя благословить меня, не смею нарушать законы потусторонней жизни, однако Крест Христов вечен и пребывает! Крестное знамение изображает священнослужитель, начиная Божественную Литургию, имея при этом в руках Святое Евангелие. Это же знамение многократно потребно ему и при совершении проскомидии. И что сказать – знамением Креста знаменует священник Святые Дары в страшную и святую минуту Их пресуществления, ибо в эту минуту он уже безмолвствует и падает ниц. …Наша жизнь крепка знамением крестным. В минуты тревоги, в минуты страшного горя, как и величайшей радости – Крест Христов изображается нами почти инстинктивно. Об этом писали люди, которые не имели отнюдь никакого отношения к вере или церкви, но этот импульс они отмечали. Нам необходимо иногда знамением Креста освятить наше жилище. Я помню, с каким глубоким чувством веры и одновременно благоговением крестила матушка нашу избушку в темные осенние вечера на краю густого бора. И с тем же чувством веры крестила меня. Так и идет этот незримый Крест Господень, радость и оплот нашей жизни, через все большие и малые события наши, выравнивая скорби, давая и малому качество вечности! Спасительное знамение! Упование христианам!

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Знайте, что можно пригласить священника домой освятить ваше жилище, коль родители того возжелают. А когда вы заболеете (всякое может случиться), ваш батюшка постарается причастить вас и на дому, если только не воспрепятствует ему в этом чрезмерная загруженность в храме. Самое главное, что вы будете ежедневно молиться за него как за своего духовного отца тогда же, когда молитесь о здравии своих родителей. А священник пред престолом Божиим в храме обязательно помолится и за вас, чтобы каждый вырос хорошим, добрым человеком, настоящим православным христианином. Духовно грамотные дети на опыте знают, какую великую силу пред Богом имеет пастырское благословение. В самом деле, не будем же мы при встрече обращаться к батюшке и пожимать его руку, как это принято в мирском общении?! Священника неправильно и нецерковно называть по имени и отчеству, но надлежит здороваться с ним, говоря: “Здравствуйте, отец Иоанн” (к примеру) или “Здравствуйте, отче”, а то и по-старинному, с теплотой, простотой и любовью: “Здравствуйте, батюшка”. Поздоровавшись и поклонившись, надлежит взять у священника благословение на все добрые дела со словами: “Батюшка, благословите”. Таким образом, не руку пастыря пожимают (светское рукопожатие), а складывают ладони вместе, правая поверх левой крест-накрест. Священник же, сложив пальцы правой руки в особое именословное перстосложение (обозначая четыре буквы имени Иисуса Христа по-славянски: IC XC), осеняет вас крестным знамением, полагая затем руку на ваши ладони, обращенные кверху. Принято после благословения целовать руку пастыря, веруя, что чрез нее Сама Десница Господа низводит на вас благодать Духа Святого, крепость и силу Божию. Таким образом встречают батюшку (здороваются) и прощаются с ним, веруя в невидимое соприсутствие ему Христа Спасителя. Это значит, что на всякое благое и нужное дело очень и очень хорошо заручаться Божиим благословением. Готовитесь ли вы к экзамену (этого никто не избежит), отправляетесь ли в путешествие или вам необходимо пойти к врачу, а может быть, вы задумали оказать помощь тому, для кого она важна, и многое, многое другое – чрез благословение священника вам всегда будет даровано Божие содействие и сила на успешное осуществление задуманного.

http://azbyka.ru/deti/moya-pervaya-ispov...

Это перстосложение называется именословным. Таким образом, архиереи и священники при священнодействиях, молитвословиях, совершаемых для преподания людям благодати Божией, употребляют благословение с изображением имени Иисуса Христа, каковое имя имеет такую силу, что мы им освящаемся и оправдываемся ( 1Кор.6:11 ); от которого имени, по обещанию Господа, зависят все наши блага, ибо все наши молитвы исполняются тогда только, когда они будут совершаться во имя Иисуса Христа ( Ин.14:13; 16:23; 15:16 ; Мк.16:17 ); которым именем апостолы творили чудеса и знамения ( Деян.2:43 ). Посему и при богослужении положено, например, на полунощнице, часах, повечерии, взывать к священнику, чтобы он благословил именем Господним: «Именем Господним благослови, отче» – взывает чтец. И священник ответствует на это молитвою к Иисусу Христу, прося чрез то Его благословения: «Молитвами Святых отец наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас». И православные христиане, когда просят себе благословения от архиерея или священника, просят себе благословения именем Господним 298 . Архиерей при богослужении благословляет и одной рукой, и двумя руками, и – имея дикирий и трикирий в руках, или один дикирий, или один трикирий, и – имея в левой руке посох: А. На литургии архиерей благословляет одной рукой: 1) При Входе с Евангелием. Протодиакон, держа орарий десною рукою, показует на восток, глаголя тихим гласом: «Благослови, Преосвященнейший Владыко, святый Вход». И архиерей благословляет единою рукою на восток, глаголя: «Благословен Вход святых Твоих, всегда, ныне, и присно, и во веки веков». 2) По чтении Евангелия, архиерей сходит с его места, держим под руки двема архимандриты, или игумены, провождаем до царских врат, и благословляет я рукою. Б. Архиерей благословляет обеими руками: 1) По Малом Входе, после «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны» – поставляется кафедра уготовленна пред святою трапезою и сядет архиерей, зря к народом. Также Протодиакон глаголет похвалу, сице: «Святейший Правительствующий Синод на многая лета» и поют тоже сослужащии архимандриты и иерее. И внегда поют конец: «на многая лета», благословляет архиерей обема рукама, зря к ним. Тожде поют и вне правая сторона, подобий и левая, и благословляет я седя обема рукама. Таже возставшу архиерею глаголет Протодиакон великую похвалу: «Благочестивейшаго» и проч. И поют оба лика тожде. Архиерей же осеняет обема рукама крестовидно Благочестивейшого и – народ. Таже Протодиакон глаголет: «Преосвященные митрополиты, архиепископы и епископы на многая лета». И поют в алтари сослужащии тожде. И вне певцы тожде. Архиерей же осеняет крестовидно, седя – и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

во Львове, ясно излагается наставление о том, как должно креститься тремя перстами. Итак, из сих свидетельств открывается, что и за означенный период, т. е. в XVI b. и первой половине XVII b. в Белоруссии, Южной России, Сербии и Болгарии благословляли именословно и крестились троеперстно. А что в тот же период времени в Греции и на всем востоке крестились троеперстно, вот о сем непререкаемое свидетельство: патр. Александрийский Мелетий Пига, коего послания напечатаны в Кирилловой книге, в сочинении своем «Православный христианин», отправленном к Константинопольскому патр. Иеремии, тому самому, который поставил первого русского патриарха Иова, ясно пишет, что для крестного знамения употребляются три первые, непосредственно между собою соединенные перста. Вот подлинные слова: «почему крестное знамение означает св. Троицу? Почему образ креста есть знак веры во Св. Троицу? Потому что мы начертываем образ креста подъемля три срасленные перста единой руки. Потому что мы совокупляем три соединенные перста одной руки, когда хочем сделать крест; и одна рука есть знак единого Божества, а три перста знамение трех ипостасей» (Подлинное сочинение патр. Мелетия на греческом языке в Синодал. библ. См. Брат. Слово, 1888 г. стр. 821). А что не только александрийская и константинопольская церкви держались такого мнения по вопросу о перстосложении, но и все восточные церкви, доказательством сему служит « Православное исповедание», в 1645 году подписанное всеми патриархами и их синодами; а в этой книге на вопрос 51: «како должно знаменатися знамением честнаго и животворящаго креста» ? дается ответ: «десною рукою подобает творить крест, полагая на челе твоем три великия перста». После этих столь ясных свидетельств о том, что за рассматриваемый автором ответов период времени, в XVI и первой половине XVII beka, несомненно во всех православных церквах употреблялось троеперстие, жалкими представляются выписанные им из Поморских ответов свидетельства о существовавшем будто бы за этот период времени двуперстии, как единственной и всеобдержной форме перстосложения во всех православных странах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Orfanits...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010