Михаила архиеп. Тульскому Симеону, в к-ром оговаривалось намерение поставить на р. Жабынке взамен ветхой деревянной Никольской часовни каменную церковь с тем же освящением «для пользы монастыря» (ГА Тульской обл. Ф. 3. Оп. 2. Д. 3017. Л. 1; Никишов. 2011. С. 137). С образа в Вознесенском храме был сделан иконный список, поставленный в освященной в 1818 г. Никольской ц. «над тем местом, где покоятся под спудом мощи Преподобного Макария» ( Тихон (Шарапов). 1913. 1). В 1879 г. при игум. Ионе (Белобородове), активно содействовавшем возобновлению почитания М., список был перенесен в новую часовню над св. колодцем, где помещался «на стене по правую сторону св. источника», а в Никольской ц. над местом предполагаемого упокоения М. была поставлена деревянная рака с изображением святого: «...над мощами, на верхней доске раки написано… изображение Преподобного со свитком согнутым в левой руке - персты же десницы угодника Божия сложены именословно для благословения» (Там же). Судя по описанию, данный образ отвечал традиц. иконографии преподобных. Прп. Макарий Жабынский совершает молитву на пепелище обители. Иллюстрация из ж. «Русский инок». 1913 г. Прп. Макарий Жабынский совершает молитву на пепелище обители. Иллюстрация из ж. «Русский инок». 1913 г. За год до начала мероприятий по восстановлению памяти М. в изд. «Жития святых…» архиеп. Филарета (Гумилевского) 1885 г., дополненное иллюстрациями акад. Ф. Г. Солнцева, была включена прорись с образом М. Неизвестно, насколько Солнцев, руководствовавшийся при создании лицевых изображений «достовернейшими иконами святых», опирался на известное ему изображение М. Преподобный показан фронтально, в рост, в монашеском облачении (в рясе, мантии, схиме, с куколем на голове), правой рукой именословно благословляет, а в левой держит посох, к-рый ошибочно называют игуменским, тогда как данный атрибут не является принадлежностью наместнического статуса или сана М. (он был иеромонахом), но отражает житийный сюжет о чудесном изведении святым источника, к-рый напитал умирающего от жажды поляка (см. ил.: Жития. 1885. С. 201; повторения: Рус. паломник. 18. С. 216; Чествование памяти прп. Макария Жабынского. 1888 (тонолитогр.)). Коленопреклоненные прп. Макарий Жабынский (справа) и равноап. Кирилл (слева). Роспись Введенского собора. 2015 г. Фотография. 2016 г.

http://pravenc.ru/text/2561292.html

Мы уже имели случай сделать замечание об этих свидетельствах. На Корсунские врата, как памятник западного происхождения и явившийся не ранее XIII столетия, Денисов сослался здесь совсем несправедливо, изменив притом находящееся на них латинское перстосложение на подобное двуперстному; на кресте же Корсунском и на иконе Апостолов Петра и Павла находятся изображения руки не с двуперстным только сложением, но и с перстосложением именословным, которые Денисов намеренно оставил без внимания. А между тем, сославшись на эти три памятника, которыми столь несправедливо и односторонне воспользовался, он с великим торжеством восклицает: «Темже сими ясно показуется: яко же древлегреческая церковь двема персты благословляти и креститися содержаше, тако и на святых образех воображаше, сице и великий князь Владимир, како научен бысть от восточныя церкве креститися и священником благословляти: тако и на святых образех воображено двема персты прия, православное святыя греческия церкве содержание». Присмотрись, беспристрастный читатель, сильны ли доказательства Денисова? Приведши во свидетельство о двуперстии только две Корсунские иконы (ибо о новгородских вратах и говорить не следовало), утаив притом, что на сих иконах есть и перстосложение именословное, справедливо ли он делает такое заключение, будто в греческой церкви было одно только перстосложение и на моление, и на благословение, именно двуперстное, и что будто князь Владимир принял от греков перстосложение именно двуперстное? Не ясно ли, напротив, что и Корсунский крест, и Корсунская икона Апостолов Петра и Павла, свидетельствуя о сложении двуперстном, не менее того свидетельствуют об употреблении в церкви и обретающегося на них перстосложения именословного, – и не только не менее, но даже и более? ибо в именословном двуперстного сложения признать никак невозможно, а двуперстное можно принять за именословное: мизинец более или менее пригнутый одинаково может образовать собою литеру С; также и прочие литеры именословного сложения в двуперстном образоваться могут удобно. Посему на иконах, о коих идёт речь, если кто пожелает оба различные перстосложения почитать за едино, то удобнее может почесть их за одно именословное, нежели за двуперстное.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Замечание на седмое показание Заключение, сделанное иноком Никодимом, как видят читатели, совсем не вытекает из предложенных им замечаний и рассуждений. О «поречениях на двуперстное сложение выше не упомянул он ни единым словом; а «зельное опасение» выражает именно о «поречениях». И так как далее, в показании пятом на десять, он уже именно говорит об этих поречениях, подробно исчисляя их, то и мы тем паче не имеем нужды рассматривать здесь его «опасение» о поречениях и отлагаем это рассмотрение до замечаний на пятое на десять показание. Здесь же, по содержанию седмого показания, иноку Никодиму подлежало бы сделать свое заключение «о благословении Христове», т. е. о том, какое перстосложение было употреблено Христом Спасителем при благословении Апостолов пред вознесением на небо. Выразив свое мнение, что будто бы по учению древлеправославной церкви, «от дней апостольских содержимому», Христос Спаситель употребил именно двуперстное сложение, он в заключении говорит уже не о Христовом собственно благословении, но о благословении «архиереев и иереев», и при этом не восстает с решительностью против именословного сложения руки на благословение: «не толико сомневаемся о литерально персто-согбеньми о имени Хс. бываемом благословении». Но справедливо ли он выражает даже и малое сомнение о сем благословении? Древность и благопотребность его не подлежит, напротив, ни малейшему сомнению. В доказательство благопотребности именословного сложения сделаю только одно замечание. Св. Иоанн Дамаскин в слове о почитании св. икон, обретающемся в старопечатном Соборнике (сл. в неделю первую поста, л. 325), от поклонения святому Евангелию удостоверяя поклонение икон, говорит: «Словописец написа Евангелие, и что написа во Евангелии? Все еже по плоти смотрение Христово, и предаде церкви. Подобне и живописец сотвори, написав на дсце все плотское смотрение Христово, предаде и той церкви. Темже обои едино повествование написаша, и учат нас. Чесо ради книзе поклоняешися, а дску оплеваеши? Рцы ми, еретиче, кое разнство во обоих, яже обои едину повесть благовествуют? И Един убо поклоняем есть, а другий оплеваем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Стом браз вры еальскихъ речей сложен сущ, и в так глаголющ стмъ дс: и въ дха стаго гда, и животворщаго. в) В греческих рукописях и книгах 1 . Псалтырь па пергамене, IX–XII века, 129 по прибавлению). В конце сей рукописи помещены некоторые церковные песни, так же и Символ веры 10 . Здесь на 166 листе осьмой член Символа веры написан так: Kι εις τ γιον, τ κριον το ζωοπον ( и въ дха стаго гда, и животворщаго). 2 . Часослов 83 по прибавлению), напечат. в 1509 году. Символ веры в нем находится в двух местах, на лист. 10 и 60. Осьмой член напечатан так: Κα εις τ πνεμα τ γιον, τ κριον το ζωοπον ( И в Дха Стаг Гда животворщаго). 3 . Грамматика греко-славянская 28), напечатанная во Львове 1591 года. В конце книги Символ веры напечатан на греческом и славянском языках, таким образом: Κα εσ τ πν, τ γιον, τ κν, τ ζωοπον. И въ дха свта, господа, животворщаго. III. О древности именословного перстосложения для святительского и священнического благословения Свидетельства рукописей, книг и св. икон 1 . Греческая Псалтырь с церковными песнями, писанная на пергамене, IX–XII века 129 по прибавлению), украшенная миниатюрами 11 . В ней на 30 листе изображено чудесное умножение хлебов. У Христа Спасителя благословляющая десница изображена с именословным перстосложением. Далее в этой рукописи Спаситель изображен с явственным именословным перстосложением на следующих листах: 33, 50, обор., 65, 76, обор., 84 обор., 88 обор., и 100 обор., и с менее явственным именословным же перстосложением на листах: 11, 57, 64, 85 и 92 на обороте. На листах 33, 45, 114, обор., 115, 131 и 132 изображен Пророк Давид с именословным перстосложением. На листах: 38, 48 об. 64 и 114 Пророки Исаия, Аввакум, Даниил, Аггей и Захария изображены с перстосложением именословным. На 45 лис. изображено Благовещение Пр. Богородицы: у Архангела Гавриила благословляющая десница изображена именословно. На листах 75 об. и 114 об. изображена из облака десница, благословляющая именословно. На л. 61 об. изображен какой-то из ветхозаветных святых с именословным перстосложением.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ukazatel...

С V в. на Востоке в связи с особой остротой христологических споров на пальцах стали изображать исповедание веры ( Феодорит. Церк. ист. 2. 31; Созомен. Церк. ист. 4. 28; Никифор Каллист. Церк. ист. 9. 48): 2 соединенных пальца символизируют Божественную и человеческую природы Христа Спасителя, а 3 - Три Божественных Лица. В зависимости от того, какие 3 пальца соединены - большой, безымянный и мизинец или большой, указательный и средний, - различаются дву- и троеперстие. Обычными перстосложениями на Востоке долгое время были восходящее к античности соединение большого пальца с безымянным при вытянутых остальных (при этом большой и безымянный пальцы изображают крест; именно это перстосложение имел в виду в своем толковании свт. Герман) и двуперстие; и то и др. встречается, напр., на мозаичных иконах и фресках XI в. в Софийском соборе Киева. Кроме того, с VI в. на Востоке появляется Б. только 4 пальцами правой руки при прижатом большом. К сер. XVI в. обычным в греч. Церквах становится именословное перстосложение , при к-ром указательный и средний пальцы соединены так, чтобы первый из них, выпрямленный, представлял собой букву I, а второй, также простертый и неск. наклоненный, букву С; большой же палец совокуплен с 2 последними так, чтобы он, пересекая безымянный палец, представлял вместе с ним букву X, а мизинец, простертый и неск. наклоненный,- букву С, т. е. буквы греч. алфавита Ι, Σ и Χ. При этом изображается монограмма Спасителя - icxc, т. е. первые и последние буквы имени Iucyc Христос. Иногда в таком перстосложении усматривали и др. буквы: Ν (от ΝΙΚΑ - Победа), Α и Ω (см. Альфа и Омега ), Τ как образ креста. Именословное перстосложение, вероятно, восходит к перстосложению с прямыми указательным, средним пальцами и мизинцем и соединенными большим и безымянным пальцами. На визант. иконах, мозаиках и фресках, изображающих Христа и святых, встречаются и др. формы перстосложения при поднятой руке. Интерпретация жеста фигур с поднятой рукой только как благословляющего неверна, этот жест часто указывает не на Б., а на обращение ( Голубинский. История РЦ. Т. 2. Ч. 2. С. 487-503).

http://pravenc.ru/text/149325.html

У ваших наставников, после сего, остается еще только одно возражение против именословного перстосложения для благословения, почитаемое ими весьма сильным, следующее: «Именословное перстосложение для благословения не может быть апостольским преданием; потому что христианство назначено для всех народов на земле, а именословное благословение не может быть употребляемо всеми земными народами; ибо буквы, употребляемые для выражения наших мыслей на письме и печати, у наибольшей части земных народов совершенно не похожи на греческие» 1045 . – Отвечаем: это возражение очень не сильно. Образ христианского благословения идет по всем народам, как действие для всех видимое и непрестанно употребляемое. Язык Греческий, как язык весьма образованный, в апостольские времена был известен весьма многим народам, и, как священный, постоянно был весьма многими изучаем, как изучается ныне. Все же знающие Греческий язык могли объяснять, и, без сомнения, объясняли для незнающих языка Греческого значение переходившего к ним общего у всех христиан благословения именословного. А посему именословное благословение везде могло быть понимаемо, принимаемо и одинаково хранимо, как святыня. Впрочем, ежели именословное благословение не могло быть апостольским преданием потому, что оно означается греческими буквами, то по сей же причине должно говорить, что и священные Евангелия с книгою Апостольских Деяний и Апостольскими посланиями не могли быть писаны на Греческом языке; потому что христианство назначено для всех земных народов, а Греческий язык не всем народам был известен. Основательно ли такое рассуждение?! 12. Ваши наставники обвиняют Православную Церковь за то, что будто она неправильно предписала говорить аллилуия, вместо по-дважды, по-трижды. Ваши предки говорили именно так: «Еще в тех новых книгах напечатано, велено говорить аллилуия трижды, а в четвертый: слава тебе Боже. И мы... троити та божественная аллилуия отнюдь не смеем... Сама бо Владычица наша Богородица в явлении своем со Архангелом Гавриилом и преподобным Евфросином явися списателю жития его и повеле православным христианом божественная аллилуия глаголати дважды, а третие приглашати: слава тебе Боже.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

В таком роде и в таком духе беседа о перстосложении удобоприятна для старообрядцев и может привести их к признанию ошибочности своих понятий о обряде и к сознанию незаконности своего из-за обрядов отделения от церкви» (Сочинения архимандрита Павла, часть III, с.400–403). 84. Сущность вопроса о перстосложении Сущность вопроса о перстосложении для крестного знамения и благословения состоит, применительно к полемике с расколом, в следующем. Православные употребляют две формы перстосложения: одну для крестного знамения и другую для архиерейского и священнического благословения. Для крестного знамения православные соединяют три первые перста правой руки во образ Святой Троицы, а остальные два – безымянный и мизинец – пригибают к ладони. Так как во Святой Троице «нсть первое и послднее, ниже боле или мене, но цлы три ипостаси, соприсносущны суть себ и равны» (предисловие к Часослову), то три первые перста должны быть соединены равноконечно, показывая тем равенство и соединение трёх ипостасей, а два «изобразуютъ два во Христ соединенныя естества», как указано в книге во истины», изданной в 1765 году по благословению Святейшего Синода. Такое сложение называется троеперстным или «троеперстием». Для архиерейского или иерейского благословения в православной церкви употребляется так называемое именословное перстосложение (подробнее см. отдел 5, статья 87). Все без исключения старообрядцы утверждают, что как для крестного знамения, так и для архиерейского и священнического благословения следует употреблять одно перстосложение, именно – двуперстное. Двуперстное сложение по своему внешнему виду несколько сходно с именословным и, по предположению некоторых учёных исследователей по данному вопросу, оно есть искажённое именословное перстосложение. Форма этого перстосложения такова: для образования Святой Троицы требуется соединить не три первые перста, а большой и два последних «равно имти вкупе», два же перста – указательный и великосредний – должны быть простёрты, вместе соединены, при этом великосредний перст, должно «мало наклонити»; знаменование их – два естества во Христе, причём соединением перстов изображается соединение двух естеств во единой ипостаси Христа; а наклонение великосреднего знаменует: «преклонь небеса и сниде нашего ради

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Пастыри православной церкви благословляют верующих во имя Господа Иисуса Христа и для этого персты правой руки слагают так, чтобы они изображали собой первые и последние буквы Его имени: Хсъ. По объяснению книги «Скрижаль», одобренной к употреблению и руководству церковному Московским собором 1667 года, форма этого перстосложения должна быть такова: указательный перст держится прямо, а средний немного наклоняется и тем образуются буквы: затем большой палец полагается на середину безымянного, а мизинец наклоняется, образуя таким образом буквы «Хс». Такое перстосложение называется именословным. Основание: по своему внутреннему значению оно соответствует словам Священного Писания: мною саммъ клхс, глетъ гдь … и блгвтс смени твоемъ вс зыцы ( Быт.22:16, 18 ). « смени твоемъ» значит – о Христе. Христос же говорит: аще что просите ца во им мо, то сотворю ( Ин.14:13 ).Таким образом, мы получаем блага, зависящие от Его имени. Все старообрядцы, основавшись на определении Стоглавого собора (глава 31), утверждают, что для благословения, как и для изображения на себе крестного знамения, следует употреблять одно и то же двуперстное сложение. Свидетельства о существовании именословного перстосложения мы встречаем в вещественных памятниках глубокой древности. Так, например, на мозаичных иконах Софийского константинопольского собора, построенного императором Юстинианом в VI веке, при реставрации его по поручению турецкого правительства архитектором Фоссати под штукатуркой открыты изображения святых: священномученика Анфима, Дионисия Ареопагита , Григория Арменийского, Николая Чудотворца и ещё трёх неизвестных святых с явственным именословным перстосложением, точные копии с которых желающие найдут во 2-й части «Выписок» Озерского (на с. 318 и далее); там же собрано множество и других доказательств, свидетельствующих о древности именословного перстосложения, встречающегося на святых иконах и других вещественных памятниках, в которых, к слову сказать, старообрядцы хотят видеть сложения двуперстные. а) Возражения старообрядцев

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

7) В том же втором притворе изображено исцеление Спасителем сухой руки: у Спасителя благословляющая десница изображена именословно. 8) В том же втором притворе на левой стороне, вверху на своде, изображена икона Пресвятой Богородицы, подобная Новгородской Знамения: у Спасителя благословляющая десница изображена именословно. Итак, из этих восьми мозаических изображений пять представляют несомненно именословное сложение руки, одно приблизительно к именословному, и одно подобное двуперстному. Притом надобно заметить, что изображение у Спасителя десницы с именословным перстосложением в действиях исцелений ничто иное может собою представлять, как только перстосложение для благословения. В боковом приделе по правую сторону храма уцелело несколько фресковых изображений (а мозаических в нем нет). Так на левой стороне придела изображены два мученика в рост человека: одному подписано имя Самон, а другому подпись имени не уцелела; в руках у мученика изображены кресты четвероконечные. Древнее Евангелие Неподалеку от мечети «Джами-Кахрие» есть церковь греческая, в коей хранится харатейное древле-письменное греческое Евангелие. По сказанию того храма священника, это Евангелие принадлежало храму св. Софии, а в эту греческую церковь подарено султаном. Евангелие в полный листовой формат. Мы его видели, но пользоваться им по незнанию греческого языка я не мог. Остатки Влахернского храма Потом мы выехали из Константинополя в Адрианопольские ворота и поехали по правую сторону Живоносного источника; а оттоле назад, обратно, также ехали возле стены до самого угла, и потом далее к месту Влахернской церкви, которая стояла вне стен города к заливу Золотого Рога. Этот знаменитый храм, имевший в себе ризу небесной Царицы, источник чудес, охранение города, ныне разорен: существует только в одном месте маленький остаток древнего основания стены храма. Есть на том месте небольшой новый храм, в котором верные и поныне притекают к Покрову Божьей Матери. От места Влахерны мы отправились в патриаршую церковь и патриархии, в так именуемый Фанар.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Патриаршая церковь . В патриаршей церкви сохранилась древняя святительская кафедра, или святительское место (по преданию сия кафедра существует со времени св. Златоуста). На передней стороне этой кафедры изображен Спаситель, иконописью, древнего письма: рука у Спасителя изображена именословно. В патриаршей церкви есть две древня мозаичные иконы Пресвятой Богородицы и Предтечи. На Богородичной иконе у Спасителя рука изображена имевословно, – она по греческому обычаю покрыта чеканным серебряным художеством, но согласно изображению. У греков именно есть обычай на знаменитых иконах руку или ногу изображенного Спасителя, Богоматери, или святого покрывать серебром. В той же патриаршей церкви, в приделе на левой стороне храма ( церковь патриаршая трехпридельная) возле св. врат, на правой стороне, стоит икона Пресвятой Богородицы древнего византийскаго письма с изображенными вокруг пророками: на этой иконе у Спасителя рука изображена именословно. Патриархия и патриарх Потом мы пошли в патриархию получить благословение от патриарха Константинопольского Иоакима. Когда мы пришли в патриархию, у патриарха было собрание синода. Нам сказали, что для свидания с патриархом нам нужно будет долго ждать, пока он отпустить собрание епископов. Мы решились дожидаться. По окончании заседания, нам сказали, что патриарх сталь читать вечерню. Пока мы дожидались в патриархии, в то время пришли туда два греческих архимандрита, умеющие говорить по-русски. Один из них, по прозванию Палама, быль мне знаком, – мы с ним виделись в Новочеркасске у высокопреосвященного Платона, архиепископа Донского. Незнакомый архимандрит, узнав, что я настоятель Единоверческого монастыря, стал меня спрашивать об обрядах единоверия. Я начал ему сказывать. Выслушав, он заметил мне, что все эти предметы обрядовые, не важные; важное то, что у вас Символ веры не точен. Я ответил: да, неточен; но неточность Символа только в произнесении слов, а не в смысле, и допущена переводившими с греческого языка на славянский ненамеренно, и отнюдь не по какому-либо неправедному разумению, и так было при наших первых пяти патриархах. Архимандрит ответил: неточность перевода должно исправить. Я сказал: Вот этого наш простой народ, присоединяющийся из раскола, и не может уразуметь, а желает, чтобы ему, по его привычке, позволено было произносить Символ веры , как он произносился при первых православных наших патриархах. Народ не соединяет с сим никакого не православного учения: поэтому и делает ему русская церковь снисхождение. В это время сказали, что нужно нам идти к патриарху: так нашу беседу и оставили мы неоконченной.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010