Мы уже имели случай сделать замечание об этих свидетельствах. На Корсунские врата, как памятник западного происхождения и явившийся не ранее XIII столетия, Денисов сослался здесь совсем несправедливо, изменив притом находящееся на них латинское перстосложение на подобное двуперстному; на кресте же Корсунском и на иконе Апостолов Петра и Павла находятся изображения руки не с двуперстным только сложением, но и с перстосложением именословным, которые Денисов намеренно оставил без внимания. А между тем, сославшись на эти три памятника, которыми столь несправедливо и односторонне воспользовался, он с великим торжеством восклицает: «Темже сими ясно показуется: яко же древлегреческая церковь двема персты благословляти и креститися содержаше, тако и на святых образех воображаше, сице и великий князь Владимир, како научен бысть от восточныя церкве креститися и священником благословляти: тако и на святых образех воображено двема персты прия, православное святыя греческия церкве содержание». Присмотрись, беспристрастный читатель, сильны ли доказательства Денисова? Приведши во свидетельство о двуперстии только две Корсунские иконы (ибо о новгородских вратах и говорить не следовало), утаив притом, что на сих иконах есть и перстосложение именословное, справедливо ли он делает такое заключение, будто в греческой церкви было одно только перстосложение и на моление, и на благословение, именно двуперстное, и что будто князь Владимир принял от греков перстосложение именно двуперстное? Не ясно ли, напротив, что и Корсунский крест, и Корсунская икона Апостолов Петра и Павла, свидетельствуя о сложении двуперстном, не менее того свидетельствуют об употреблении в церкви и обретающегося на них перстосложения именословного, – и не только не менее, но даже и более? ибо в именословном двуперстного сложения признать никак невозможно, а двуперстное можно принять за именословное: мизинец более или менее пригнутый одинаково может образовать собою литеру С; также и прочие литеры именословного сложения в двуперстном образоваться могут удобно. Посему на иконах, о коих идёт речь, если кто пожелает оба различные перстосложения почитать за едино, то удобнее может почесть их за одно именословное, нежели за двуперстное.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Замечание на 3-ю, 6-ю и 7-ю статьи В этих трёх статьях 50-го ответа указываются как причина отделения старообрядцев от св. церкви клятвы и полемических книг поречения на двуперстное сложение. Но Денисов, как показано выше, в замечании на ответ пятый не доказал, что двуперстие есть догмат веры, не подлежащий изменению, не доказал даже и того, что двуперстие во все века было единственным неизменяемым обычаем православной церкви, – напротив, мы показали в тех же замечаниях на пятый ответ, что памятники древности свидетельствуют более о именословном перстосложении, а с ним вкупе и о троеперстном, ибо если для благословения употреблялось именословное перстосложение, то уже само собою явно, что для положения на себе крестного знамения существовало сложение троеперстное. Если двуперстное сложение не есть догмат веры, а только обряд, хотя бы даже и древний, то напрасно Денисов обвиняет церковь за изречение со властию соборных определений о перстосложении как для благословения, так и для крестного на себе знамения, отменяющих двуперстие: ибо православная церковь всегда имела и имеет право ради благословных вин соборне исправлять и изменять обряды, а противящихся таким её распоряжениям и определениям наказывать. Примеры этого мы неоднократно указывали в правилах 1-го Вселенского собора, отменившего древний, от апостольских времён сохранявшийся обычай праздновать пасху в четырнадцатый день луны, потом собора Антиохийского (пр. 1), который предал отлучению продолжающих содержать сей обычай (четыренадесятников), и соборов Лаодикийского (пр. 7), Второго Вселенского (пр. 7) и Шестого Вселенского (пр. 95), на которых сии четыренадесятники названы еретиками, также в 12-м правиле Шестого Вселенского собора, отменившем апостольское постановление о браке епископов. Согласно сему и собор 1667 года если бы положил проклятие на именуемых старообрядцев даже за одно только содержание двуперстного сложения (как они утверждают), то и тогда св. церковь, не изменившая ни в чём догмат веры, за одно эту клятву на неприемлющих установленное ею перстосложение не подлежала бы осуждению и не лишилась бы благодати, как нимало не превысившая своей власти, ибо сделала бы определение не о догмате веры, долженствующим пребывать неизменным, а об обряде, который по своему усмотрению может изменять и отменять, требуя от членов церкви должного повиновения таким своим распоряжениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 12. Сотрудники старца Макария по изданию святоотеческих книг Ещё до начала книгоиздательской деятельности старца Макария (около 1845 года) два оптинских монаха по благословению начальства выпустили ряд изданий. Один из них – отец Порфирий (Григоров), напечатавший краткие жизнеописания замечательных подвижников – Феодора Санаксарского (Ушакова), пустынника схимонаха Василиска, схимонаха Феодора (ученика преподобного Паисия) и некоторых других, но, главное, собравший и издавший в 1839 году письма монаха Георгия (Стратоника), затворника Задонского, с обстоятельным жизнеописанием (отец Порфирий начинал иноческий путь в Задонском Богородичном монастыре). Книга эта потом переиздавалась много раз, и ее весьма ценили монахи, например святитель Игнатий (Брянчанинов) , который писал в апреле 1840 года: «Не была ли у вас в руках книжка писем задонского затворника Георгия? Вот духовный писатель, ушедший далеко от всех духовных писателей нашего времени. Писал он многим, к нему расположенным, особам, письма, которые по смерти его собраны, сколько можно было собрать, и напечатаны. С пера его текут струи благодатные... Книжка сия сделалась одною из моих настольных» 154 . Составитель книги хорошо знал затворника Георгия. Он, то есть составитель (монах Порфирий), – бывший артиллерийский офицер, дворянин. Годы его жизни: 1803–1851 (похоронен в Оптиной пустыни). Незадолго до своей кончины он, по благословению старца Макария, показывал Оптину пустынь и скит Н.В. Гоголю. Объяснения его пришлись по душе великому православному писателю. Одновременно с отцом Порфирием выпустил свои первые книги иеромонах Иоанн (Малиновский; 1763–1849): «Доказательства о древности трехперстного сложения и святительского именословного благословения» (Москва, 1839); «Дополнения к доказательствам о древности трехперстного сложения» (там же, тот же год). В дальнейшем вышли еще четыре его книги. Они все направлены против раскольнических мудрований и благословлены были для печатания Московским митрополитом Филаретом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Замечание на 1-ю и 2-ю статьи Начиная излагать по статьям мнимые им ереси православной церкви, Денисов в первой статье полагает изменение перстов во образовании Св. Троицы, т. е. что вместо большого и двух малых слагаются для её образования первые три перста. Потом во второй статье говорится о изменении перстов в образовании двух естеств во Христе. Сим первым и главным обвинением церкви в еретичестве за изменение перстов для образования Св. Троицы и воплощения Господня ясно означается, что Денисов изменение перстов в сложении для крестного знамения или заменение одних другими почитает, как мы и выше сказали, за изменение самого догмата веры, персты почитает за самое образуемое перстами, то есть равняет их с самыми догматами веры. Ссылаясь на свой пятый ответ, Денисов утверждает, что издревле церковь только теми перстами образовала Св. Троицу и воплощение Господне, какие употребляют для сего старообрядцы. Но если бы и действительно было так, что церковь всегда образовала Св. Троицу и воплощение Господне теми перстами, которыми образуются сии догматы в двуперстном сложении, и в таком случае это доказательство Денисова ещё было бы недостаточно: ему бы нужно было доказать, что образование только известными перстами учения о Св. Троице и воплощении Господнем церковь полагала за неизменяемый догмат веры. А когда такового установления церковного нет, и Денисов не доказал, что церковь учила о известном сложении перст, как о догмате веры, то явственно, что установление о перстах остаётся в церковном распоряжении. А притом Денисов сказал несправедливо, что будто бы во св. церкви как для крестного знамения, так и для благословения всегда существовало одно двуперстное сложение. Мы видим, что в разные времена по различным обстоятельствам и в разных местах были в употреблении различные перстосложения, а в памятниках древности обретается перстосложение по преимуществу именословное, а также и троеперстное, как нами показано в замечании на пятый ответ. Во второй статье Денисов тщится доказать, что чрез изменение перстов последовало якобы нарушение догмата веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Не славного происхождения был кроткий старец иеросхимонах Иоанн; но добродетельная и долговременная жизнь его в иноческих подвигах привлекла к уважению и благосклонному вниманию многих даже знатных и по сану великих людей. Ныне, хотя уста его умолкли и рука неподвижна – связана узами смерти; но оставшиеся полезные сочинения трудов его надолго будут обличать заблуждение раскольников и, может быть, при содействии Благодати Божией, принесут в свое время плоды обращением многих к Православной матери нашей Святой Церкви. Не для прославления себя или какого прибытка, но единственно искренной жалости о пребывающих доселе в заблуждении собратиях своих, и по благочестивой ревности, сердобольный Старец, по обращении своем из раскола, неленостно трудился, выписывая из многих Св. Догматических и Отеческих книг доказательства к обличению раскольников и убеждению их в истину, с собственными замечаниями и разсуждениями. Хотя он и не получил в юности своей образования в науках, чтобы излагать мысли свои по правилам, и даже не умел иначе писать, как только церковными буквами (по общему выражению – полууставом), но чрез прилежное и внимательное со смирением и молитвою чтение душеполезных книг приобрел свыше просвещение духовного разума познавать силу истины, которую он в своих писаниях излагал простым и прямым от сердца слогом, служащим более к уразумению и убеждению простонародия. Труды сии не тщетны были: Господь благословил их, – и утружденный Старец, приближаясь к вечности, имел утешение видеть изданными в печати из числа сочинений своих пять книг: 1) Доказательства о древности трехперстного сложения и святительского именословного благословения; 2)Дополнения к доказательствам о древности трехперстного сложения. Обе Московской печати, 1839 год; 3)Дух мудрования некоторых раскольнических толков. Москва, 1841 год; 4)Обличение заблуждений раскольников-перекрещиванцев с показанием истинного крещения. СПб, 1847 год; 5)Доказательства непоколебимости и важности Святой Соборной и Апостольской Кафолической Церкви Восточной. Московская печать, 1849 год. Эту пятую книгу из печати получал на одре в предсмертной своей болезни, смиренный иеросхимонах Иоанн из глубины сердца возблагодарил Господа Бога, удостоившего видеть ему семена трудов своих посеянными на ниве Господней, и произнес сии достопамятные Евангельские слова: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, – с миром, яко видеша очи мои приятым скудное мое приношение Святой, Соборной и Апостольской Церкви». Кроме отпечатанных оных книг осталось и еще несколько записок его о подобных предметах, но они не приведены в порядок.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Malinovs...

Царство государя царя Михаила Феодоровича Здесь приведено во свидетельство о двуперстии 18 изображений руки на разных св. иконах, и, кроме того, свидетельство от Великого Катехизиса, от Потребников, напечатанных при патриархах Филарете и Иоасафе первом, от Псалтырей, «выпечатанных до Иосифа патриарха», и Кирилловой книге, напечатанной при Иосифе. Но из 18-ти снимков со святых икон, как они представлены в самых Поморских Ответах, восемь представляют такое же перстосложение, какое на Тихвинской иконе, т. е. не соответствующее двуперстию; четыре представляют благословящую руку, изображённую заднею страною длани, и на них не видно поэтому, какое здесь перстосложение, и только шесть представляют перстосложение двуперстное. Приводя эти свидетельства, Денисов усвояет особенную важность тому обстоятельству, что большая часть их находится в Москве, в кремлёвских соборах, и Новеграде, но при этом он оставил без всякого внимания здесь же обретающиеся святые иконы с изображённым на них перстосложением именословным и троеперстным. Так, в Успенском соборе над царскими вратами вверху стоит икона Господа Саваофа: благословящая рука имеет перстосложение именословное. Там же, несколько ниже, икона Знамения Пресвятой Богородицы: у Предвечного Младенца десница изображена с именословным же перстосложением. Рядом с этой иконой икона пророка Давида: десница с именословным перстосложением. Там же, ещё ниже, икона Спасителя, сидящего на престоле: благословляющая десница сложена именословно. Над северными дверями икона святителя Николая Чудотворца с именословным же благословением. В алтаре, в приделе свв. Апостол Петра и Павла, над ракою святого Феогноста находится древняя XII-ro века икона святителей и чудотворцев ростовских Леонтия, Исайи и Игнатия, предстоящих Божией Матери в молитвенном положении. У святителей Леонтия и Игнатия (у св. Исайи правая рука скрыта за св. Леонтием) молебные десницы изображены с явственным троеперстным сложением. На северной стороне над свечным ящиком находится другая, современная предыдущей икона тех же святых, а в палате над мироварной палатой – третья, и в храме Николы Гостунского под Ивановской колокольней – ещё три иконы (начала 17-го века) тех же ростовских святителей: на всех этих иконах у святителей Леонтия и Игнатия молебные десницы изображены также с явственным троеперстным сложением 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

21. Обряды, наиболее у потребительные при Богослужении При Богослужении употребляются следующие обряды: 1) крестное знамение, 2) поклонение и коленопреклонение, 3) благословение священнодействующего, 4) каждение, 5) возжигание свеч перед иконами, 6) звон колокола. 1) Крестное знамение. Для совершения крестного знамения православные христиане складывают три пальца правой руки: большой, указательный и средний концами вместе и ровно, а два последние, – безымянный и мизинец, пригибают к ладони. Таким сложением пальцев при совершении Крестного знамения христиане выражают свою веру в Святую Троицу и в сошествие Сына Божия на землю. Когда мы совершаем крестное знамение, то через это выражаем веру в Иисуса Христа, распятого на кресте. Через крестное знамение освещается ум, сердце, силы человека и все добрые дела. Перстосложение для крестного знамения. 2) Поклонение и коленопреклонение. Вслед за крестным знамением мы делаем поклонение, т.е. малые поклоны и коленопреклонение, т.е. большие поклоны. Наше поклонение при крестном знамении служит знаком особенного послушания и преданности воле Божией, а преклонение колен служит знаком особенного смирения и благоговения пред Богом. 3) Благословение священнодействующего. Для благословения священнодействующего употребляется именословное перстосложение. Оно называется именословным потому, что пальцами правой руки изображают сокращенное слово Иисус Христос (Ис. Хс.). Через это благословение подается милость и помощь от Господа во всяком добром деле. Такое благословение означает благословение Самого Бога. 4) Каждение. Каждение, совершаемое при важнейших действиях Богослужения, имеет несколько значений. Каждение предстоящего народа означает ниспослание ему благодати Св. Духа и служит знаком возношения к Богу его молитв. Каждение пред иконами и другими священными предметами выражает наше благоговейное почитание их. 5) Возжигание свеч. Во время Богослужения перед иконами зажигают свечи, сделанные из пчелиного воска. Это возжигание свеч означает нашу пламенную молитву и любовь к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Денисов в этой статье, как и в прочих, не признаёт и благословения, если в нём не употребляются три и два перста, посему православную церковь обвиняет за употребление в благословении именословного перстосложения, означающего имя Христа Спасителя, так как в нём не образуются тремя перстами три ипостаси Божества. Сим обвинением на св. церковь он обвиняет и святое Писание, глаголющее: мною самем кляхся, глаголет Господь, и благословятся о семени твоем вси языцы земнии ( Быт. 22:16, 18 ). О семени твоем, то есть по сказанию Апостола, о Христе ( Гал. 3:16 ). По мнению Денисова, изрекший сие подлежит осуждению, зачем говорит, что языцы благословятся о Христе, а не тремя перстами во образ Св. Троицы. И паки: во св. церкви и прежде был, и ныне есть обычай благословлять св. крестом и св. Евангелием, и в архиерейском служении одним дикирием. По мнению Денисова, и за это благословение св. церковь должна быть повинна осуждению, ибо благословляет без исповедания таинства Св. Троицы тремя перстами. Здесь же Денисов обвиняет св. церковь за именословное благословение и потому, что в нём аки бы св. церковь отложила образование во Христе двух естеств. По сему его мнению будет, что и в древней церкви, когда священник не двема персты, но св. крестом, или св. Евангелием, или трикирием ограждал народ, чрез то отлагалось же образование двух естеств во Христе и церковь впадала в ересь. Забыл Денисов, что когда священник благословляет св. крестом или св. Евангелием, он проповедует Господа Иисуса Христа, имущего два естества и едину ипостась. Подобно сему, когда священник при благословении изображает перстами имя хс., он проповедует Христа, сущего во двух естествах, в Божестве и в человечестве. Если Денисов в благословении чрез имя Иисуса Христа не видит проповедания двух естеств во Христе, то какие же и в ком проповедует он два естества? Итак, Денисов, желая обвинить церковь, что будто бы она в именословном благословении отложила исповедание двух естеств во Христе, скорее, сам подпадает осуждению, что не верует быти во Христе двум естествам. Чрез имя хс. мы не только проповедуем во Христе два естества, но проповедуем и Св. Троицу. Христос есть имя помазания: посему и проповедуется сим именем помазанный Сын, помазавший его Отец и помазание Святого Духа, как о том свидетельствует Благовестник в сих словах: «Христос имя в себе являет Отца помазавша, и помазание Духа, и помазание Сына» (от Луки зач. 114 л. 259 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

прот. Иоанн Козлов Именословное перстосложение В этом перстосложении православные пастыри благословляют народ именем Христа, слагая персты и изображая ими начальные буквы имени Христова: Ис. и Хс. О благословении именем Христа предсказано в ветхом завете: «И благословятся о семени твоем вси языци земнии ( Быт.22:18 ). А семя Авраама и есть Иисус Христос . Что же дурного в том, чтобы благословлять народ именем Христа и где запрещено благословлять именем Божиим? Иисус Христос учил: «еже аще чесо просите от Отца во имя Μое, то сотворю» ( Ин.14:13 ). На древних иконах это перстосложение нередко встречается, напр., в Софийском Константинопольском соборе, где священномученики Анфим, Дионисий Ареопагит , Григорий Арменийски изображены с именословным перстосложением. Подробно о сем см. у Озерск. ч. 2, стр. 317–362, где сделаны в этом роде многочисленные указания. Скрижаль, л. 741 об, – 742 (Из грамоты патр. Паисия к п. Никону ): «Которыми персты подобает начертавати архиерею или священники благословение... глаголем, яко, понеже обеща Бог с клятвою Аврааму, да благословятся вси языцы земстии в семени его, еже есть Иисус Христос ... благословляет церковь всех, начертавающи рукою священническою имя Мессиево. еже есть Иисус Христос, изображающи I и С, еже являет вкратце Иисус, X и С, еже глаголет Христос... и которыми персты начертавает кто сия четыре письмена, ничто же разнствует, токмо да имать мысли благословляяй и благословляемый яко благословение сие сходит от. Христа рукою священническою». Николай Малакс, Навплийский протопоп: «Подобает бо благословению начертанию сему глаголемому, ничто же ино являти, токмо благословеннаго Иисуса Христа имя, в немже благословляются вси языцы... Подобаше убо и начертаванию благословящия руки, благословляемыя во Христе Иисусе, ничтоже ино знаменовати, токмо самое имя того, в нем же благословляемся». (Скрижаль, несчетные листы, после 817 листа). Старообрядцы это свидетельство Николая Малаксы отвергают, считая его не заслуживающим внимания и вероятия и даже почитают его неправославным. Но это ошибочно, ибо в старопечатной Филаретовской Минеи за м. ноябрь в службе св. Андрею Первозванному (30-го числа) литийная стихира приписывается Николаю Малаксе, при чем на поле замечено: «творение Малакса».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Замечание на 4-ю статью Денисов обвиняет здесь св. церковь за пременение благословения (то есть с двуперстного на именословное) и паки утверждает, что двуперстное благословение есть самого Христа предание, и опять утверждает это свидетельством от иконы Пресв. Богородицы Тихвинской и прочих св. икон. О иконе Тихвинской мы уже писали в замечании на пятый ответ, что на ней у Предвечного Младенца божественные персты изображены не двуперстно, но ближе к именословному перстосложению, ибо два перста вышних один с другим не соединены, чего требует двуперстное сложение, также и великий перст не с концами двух малых перстов соединён, но к среднему составу четвёртого перста приложен, и мизинец несколько отлучён от сущего возле его перста (так изображается перстосложение благословящей руки Спасителя и на всех древних списках Тихвинской иконы). А притом и нет доказательства, что она писана Евангелистом Лукою. А когда нет о сем верного исторического сказания, и самые персты у Предвечного Младенца изображены на иконе ближе к именословному перстосложению, то несправедливо Денисов ссылается на Тихвинскую икону в утверждение непреданного вселенскими соборами о двух перстах догмата. В пятом ответе и далее в пятой статье настоящего 50-го ответа Денисов ссылается на историю о явлении чудотворной иконы Пресв. Богородицы Тихвинской, якобы в ней повествуется, что на сей чудотворной иконе изображены у Предвечного Младенца персты двуперстно; но мы такового сказания нигде не обрели. Во истории о явлении иконы Пресв. Богородицы Тихвинской, напечатанной самими старообрядцами, такового сказания о сложении перстов у Спасителя не обретается, а говорится только о десной руце самой Пресв. Девы, что она «молебно к Сыну Ея и Богу простерта». Этим указанием: «десная рука ея молебно к Сыну Ея и Богу простерта», объясняется, почему на древних иконах не изображалось или весьма редко изображалось молитвенное троеперстное сложение, – оно показывает, что молебное положение лиц на иконах изображалось не сложением перстов, но простертием руки или обеих рук. Это можно видеть на многих древних св. иконах. Считаем не излишним для полного ведения читателей привести здесь всё описание Тихвинской иконы Пресв. Богородицы в истории о её явлении, напечатанной самими старообрядцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010