Заслуживают внимания нижеследующие свидетельства, бывшие предметом взаимных споров в вопросе о двуперстном сложении, и показывающие полемические приёмы противников. Автор «Пом. Отв.» в доказательство древности истинности и преимущества двуперстия перед троеперстием, повторил известную с появления раскола ссылку на св. Мелетия, архиепископа Антиохийского († 381 г.), жившего во время арианских споров. «Есть нечто, – говорит Феофилакт, – в истории церковной о перстах Мелетиевых, но не в благословении, ниже в знамении крестном, но в показании триипостасного Божества». Дело в том, что когда св. Мелетий увещевал народ держаться никео-царьградского Символа, то ему ариане препятствовали говорить; тогда св. Мелетий вынужден был изъяснять своё исповедание веры посредством перстов. «Показав людям, – продолжает Феофилакт, – во-первых, три персты (какие, о том неизвестно), потом те совокупив, а един токмо простёр (который, неведомо), а злочестивый архидиакон, видя, что заграждением уст святительских ничтоже успел, оставив уста, емлет за руку святителя, который имея свободный язык, изъясни словом благочестие: и егда заграждаше уста его архидиакон, то он рукой проповедаше, егда же держаше его руку, усты своими богословствоваше» 101 . Обличая таким образом Денисова за неосновательность и неверность ссылки на св. Мелетия, Феофилакт в то же время восполняет недостатки и недомолвки прежних полемистов по тому же вопросу и по тому же пункту. Так, известно, что авторы «Жезла», «Увета» и «Пращицы» касались ссылки расколоучителей на св. Мелетия, опровергая эту ссылку каждый по-своему. По словам «Жезла», св. Мелетий «не с последними двумя перстами совокупил первый перст, но с указательным и средним, якоже повесть являет в его житии (12 ф.), и разум (?) показует: «и сотвори тако чудо. Убо по нам есть сие свидетельство, а не противно» 103 . Отвечая на возражение Никиты (22), находившего несоответствие между благословением св. Мелетия тремя перстами и требованием иного согбения перстов для именословного благословения, автор «Жезла» признаёт это противоречие, но в объяснение указывает на чудесный характер события: «яко чудо не бе дело обычно, тако и благословение странно; единожды се бысть вдохновением Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Это перстосложение называется именословным. Таким образом, архиереи и священники при священнодействиях, молитвословиях, совершаемых для преподания людям благодати Божией, употребляют благословение с изображением имени Иисуса Христа, каковое имя имеет такую силу, что мы им освящаемся и оправдываемся ( 1Кор.6:11 ); от которого имени, по обещанию Господа, зависят все наши блага, ибо все наши молитвы исполняются тогда только, когда они будут совершаться во имя Иисуса Христа ( Ин.14:13; 16:23; 15:16 ; Мк.16:17 ); которым именем апостолы творили чудеса и знамения ( Деян.2:43 ). Посему и при богослужении положено, например, на полунощнице, часах, повечерии, взывать к священнику, чтобы он благословил именем Господним: «Именем Господним благослови, отче» – взывает чтец. И священник ответствует на это молитвою к Иисусу Христу, прося чрез то Его благословения: «Молитвами Святых отец наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас». И православные христиане, когда просят себе благословения от архиерея или священника, просят себе благословения именем Господним 298 . Архиерей при богослужении благословляет и одной рукой, и двумя руками, и – имея дикирий и трикирий в руках, или один дикирий, или один трикирий, и – имея в левой руке посох: А. На литургии архиерей благословляет одной рукой: 1) При Входе с Евангелием. Протодиакон, держа орарий десною рукою, показует на восток, глаголя тихим гласом: «Благослови, Преосвященнейший Владыко, святый Вход». И архиерей благословляет единою рукою на восток, глаголя: «Благословен Вход святых Твоих, всегда, ныне, и присно, и во веки веков». 2) По чтении Евангелия, архиерей сходит с его места, держим под руки двема архимандриты, или игумены, провождаем до царских врат, и благословляет я рукою. Б. Архиерей благословляет обеими руками: 1) По Малом Входе, после «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны» – поставляется кафедра уготовленна пред святою трапезою и сядет архиерей, зря к народом. Также Протодиакон глаголет похвалу, сице: «Святейший Правительствующий Синод на многая лета» и поют тоже сослужащии архимандриты и иерее. И внегда поют конец: «на многая лета», благословляет архиерей обема рукама, зря к ним. Тожде поют и вне правая сторона, подобий и левая, и благословляет я седя обема рукама. Таже возставшу архиерею глаголет Протодиакон великую похвалу: «Благочестивейшаго» и проч. И поют оба лика тожде. Архиерей же осеняет обема рукама крестовидно Благочестивейшого и – народ. Таже Протодиакон глаголет: «Преосвященные митрополиты, архиепископы и епископы на многая лета». И поют в алтари сослужащии тожде. И вне певцы тожде. Архиерей же осеняет крестовидно, седя – и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Недоуменно нам и сие, яко егда разгнется деяние оно, вси листы распрягаются, не якобы улежалыя за 500 лет: но яко бы нынешняго времене с старых хартий новосложеннии шарплются. Сомненно нам и иная, яже в переплете резания знаки, и краев обрезывания, и явствование негде древнего письмах 43 и серая бумага вместо досок оболчена кожею и прочая, какова в древлехаратейных книгах не прилучися нам видети, яже вся сия краткостию преходим, да не многословяще на досаду приведем ваше пастырство; довольственно мним и сими описанными винами сомнения показатися вашей премудрости. Яко мы не за упорство неразсмотрительное не можем уверитися оному деянию, но самое оно во многих подает нам вины сомнения, яже выше явствовахом» 44 . Покончив с деянием, автор ответа обращается к разсмотрению Феогностова Требника. Статья озаглавлена: «0 новообретенном требнице харатейном». Он также внушил следующая сомнения, изложенные в восьми пунктах. 1 . Никон патриарх собирал книги из Греческих стран и Российских монастырей и его преемники также «а сей митрополита Всероссийского требник неведомо где бе, еже его даже до тебе не обретоша во свидетельство» 45 . 2 . Митрополит Феогност перевел требник для совершения церковных тайнодейств, и если он сам это засвидетельствовал, то «подобало бы таковому по всем прочим епископиам и градом преписанному быти, дабы везде тако тайнодействовалося. А понеже нигде такового по всей России ниже обреташеся, кроме тобою единого (его) обретенного, сих ради той един требник сумнителен есть» 46 . 3 . В требнике приведены поучения св. Софрония патриарха Иерусалимского о триперстном сложении и Леонтия Вальсамона о сложении пяти перстов для именословного: перстосложения при благословении; но эти поучения не были известны до сих пор ни русским, ни восточным иерархам: ими не воспользовались ни Иеремия, патриарх Цареградский, ни Феофан, патриарх Иерусалимский, ни вселенскии патриархи утверждавшие «нововводства» при Никоне, ни Досифей патриарх Иерусалимский. «Вси сии тщашася утвержати триперстное сложение, и аще быша были тая поучения Софрониева и Валсамонова на востоце, могли быша тии знати и приведоша бы во свидетельство. А понеже никто от древле даже до тебе засвидетельствоваша, сумнительно есть сие» 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

7 . В слове Вальсамона сказано, что все писанное о перстосложении направлено против латин: но такого известия не находится ни в латинских, ни в греческих, ни в российских книгах «ниже до тебе в ваших учителех когда слышано бе». Именословное перстосложение не может изображать букв «понеже X оба конца отсечена имать: от первого же и четвертого персту сложение внизу чрез длань круг творит, конца же персту преко полагая не хер тако, ио ук паче сице У изобразовати видится. Тако же и последий перст прямо стоящ, како литеру слово может знаменовати, понеже С согбено, перст же прямо стоящ разве I а не слово знаменовати видится. И паки глаголет: егда узриши в благословении первый перст сложен не чрез четвертый, но с четвертым прямо, а последний перст или мало преклонен или прямо стоящ, тогда написуется X от четвертого и пятого, первым же перстом написуется С. И зде како может прямо быти слово? Како бы палец, с четвертым прямо сложен, может показати С; или четвертый и пятый како хера изобразят, чесого в них не зрится: разве три перста вкупе сложены явствуют... Сих ради разгласная сия сложений толкования сомнение немало подавают, а наипаче во всех старых и новых книгах, даже доселе таковое не обретается. Но в твоих сложениях потщание твое о сих показуется еже на святых древних иконах писанныя благословящия руки не по вашему сложению: ты твоим толкованием натягати словесы к своему согласию изволил еси, еже ясно не согласуют с вашим сложением: не X бо и не С палец с двема последнима изобразуют, но вкупе совокупление их явствуют. Тем же помяновенное Вальсамоново за таковая разногласия и не истиннства сомнительно есть, паче неже верительно» 53 . 8 . В требнике полагается проклятие против тех, кто благословляет не именословно, а как Римляне всей ладонью; но этого нет в старописьменных и старопечатных книгах. «Но и како не странно сие проклинание на латины за еже не слагают перстами во Исусово имя I да С, а в латинском языце литера слово не гречески ниже словенски пишется, но сице S или f, во Исусове же имени всегда пишется сице S.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

е. дьявола – Откр.13:2, 6 ), которое примут на чело свое и на руку свою несчастные люди, имеющие поклониться дьяволу и признать его своим богом (см. Откр.13:4, 8 ). Все это имеет произойти при кончине мира, когда дьявол получит на земле полную власть, и когда даже купли и продажи не будет дозволено производить тому, кто на своем челе или на руке не имеет начертания или числа имени зверя (см. Откр.13:17 ). Начертание или число имени зверя исчисляется словом вольнодум (см. § 8). Теперь беспрепятственно производит куплю и продажу всякий. Слова разбираемых мест невозможно относить к крестному знамению, так как оно со времен апостольских употребляется теми людьми, которые покланяются Иисусу Христу и Его признают Богом. При именословном священническом благословении вытянутый указательный палец принимает форму буквы I , согнутый средний форму С , большой скрещенный с безымянным форму X , согнутый мизинец форму С ; таким образом, при благословении производится начертание креста именем Господа нашего Иисуса Христа (ср. Сир.45:19 ). Посему, кто благословение христианского священника или крестное знамение приравнивает к начертанию дьявольского имени, тот страшно богохульствует. Заимствуя из «Краткого изъявления, о еже како православному христианину на изображение знамения креста святаго персты слагати» (в Предисловии к славянской Псалтири) слова – «вышний рог креста», «нижний рог креста», «изыде от него огнь», и сопоставляя их со словами о двух рогах и огне ( Откр.13:11 и 13), штунда делает заключение в том смысле, что крестное знамение есть знак зверя – антихриста. Если так по сектантски рассуждать, то нужно признать делом зверя – антихриста и ветхозаветные жертвенники, так как имели и рога и вместе с тем низведенный с неба огонь и жертвенник Моисеевой скинии (см. Исх.27:2 ; Лев.9:24 ), и жертвенник храма Соломонова ( 2Пар.4:1, 7:1 ср. Иез.43:15 ). Вот до чего доводит направление сектантской мысли: приходится считать дьявольскою вещью такой предмет, который заведомо устроен святым пророком во исполнении Божия повеления (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Из Шахки мы прошли в Эль-Хит (1 час расстояния), маленькую деревушку на месте древнего городка, отлично сохранившегося. Мы расположились лагерем (фот. 362, кат. 204) в масличном саду, принадлежащем шейху, возле его дома, который представляет замковую цитадель городка и построен на небольшом скалистом холмике. Дом был наполнен надписями, отовсюду набранными и вставленными в стены, над входными дверями, даже в полу. Косяк главной двери представляет надпись ц. Св. Сергия 354 г. (фот.363, кат. 205). Самый дом сложен из кусков арабами, очевидно, переходит в роде шейхов уже с незапамятных времен. Около дома две или три башни, но сильно разрушенные; около одной башни есть постройка, вся выложенная из старых кусков, так что около двери заложено четыре надписи и три фрагмента надписей, но большинство вверх ногами и иные в полу. Вход (табл. X) украшен обычною резною из камня (фот. 364, кат. 206) во вкусе III в. декоративною облицовкою. За башнею, среди камней, служащих оградою, мы встретили большой рельеф из лавы, выш. 0,69 м. и длин. 1,03 м., с изображением четы (фот. 371, кат. 214) увенчиваемой гениями или викториями: мужчина сложил руку для именословного благословения; рельеф принадлежит VI – VII столетию и является редким образчиком того же тяжелого стиля, который мы видели в Санамене. На восточной окраине города большой (фот.368, кат. 211) дом представляет христианскую базилику с тремя нефами и пристроенным на восточном конце выступом, служащим абсидою. Кладка абсиды резко разнится от прочего здания, и потому необходимо предположить, что именно эта часть присоединена к зданию не первоначально, а в позднейшее время, стало быть, для выполнения плана христианской церкви. Но мы не могли найти в памятнике никаких указаний, был ли он до этой перестройки христианскою базиликою, или нет. Дом в настоящее время служит жильем для одной фамилии, которая занимает сама верхний этаж, а в нижнем этаже устроила помещение для скота и амбары. Верхний этаж оказалось невозможно осмотреть – так завален он скарбом, и так плотно закрыты грудами камней его окна, ради темноты и прохлады. Войдя в нижний этаж, мы нашли его до высоты сводов наполненным половою, однако внутреннее устройство трех нефов, обычный гауранский или сирийский способ покрытия их каменными плитами, южные боковые двери, все сохранилось; но, на западной стороне (фот. 369, кат. 212) вместо наружного полукруга абсиды, оказалась выведенною вновь стена, которая и отделяет абсиду в особую пристройку 86 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

выше стр. 12), приводит из ней следующее свидетельство Феодоритово, как подобает креститися: «Сице благословите рукою и креститися: три персты равно имети вкупе по образу троическому, Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый, не три боги, но един Бог в Троице, имены разделяется, а Божество едино. Отец не рожден, а Сын рожден и не создан, Дух святый ни рожден, ни создан, но исходен: три во едином Божестве, едина сила, едина честь, едино поклонение от всея твари, от ангел и человек: тако тем трем перстом указ. А два перста имети наклонена, а не простерта, а тем указ паки: то образуют две естестве Христове, божество и человечество, Бог по божеству и человек по вочеловечению, а во обоем совершен. Вышний же перст образует Божество, а нижний человечество: понеже сошед от вышних, спас нижния. Тоже согбение протолкует: преклонь небеса и сниде на землю нашего ради спасения. Да тако достоит креститися и благословити. Тако святыми отцы укакзано и узаконено». – Предлагаем вниманию старообрядцев сие слово Феодоритово, как доказательство, что Денисовы не принимали испорченного Иосифовскими справщиками сего слова в печатной Кирил. книге, – и, следовательно, не молились сами, и других не учили молиться так, чтобы один, перст из двух прострети, а другой преклонити. Поэтому, надобно полагать, они, подбирая свидетельства от икон, о двух перстах выражаются очень неопределенно, называя их – совокупленными на знаменование, или сложенными на благословение, или простертыми на моление. 226 Если Андрей Денисов обходил многие города России для освидетельствования перстосложения на иконах: то почему он умолчал о перстосложении именословном, на многих истинно древних и чудотворных иконах – Киевских, Новгородских, Московских? И, говоря о Корсунских вратах в Новгороде с латинскими епископами, почему не сказал о древних, Корсунских вратах в Суздале? Не потому ли, что на них нет двуперстия? 227 Мы знаем наверное, что у некоторых из передовых лиц в среде старообрядцев пользуется особенным почетом книжка, печатанная в Лондоне в 1860 году «Сборник правительственных сведений о раскольниках, составленный В.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vinograd...

«Потом он сказывает, что в Ладожском ските сам видел Макарьевской Минеи месяц Декабрь, и в сей книге под 13 днем нашел следующия слова: «И рече Никифор Латине: 29 есть у вас 70 и 2 ереси; и рече, се не якоже мы, крестимся прообразяще истинного креста 3-ми персты, на главе и на сердце, и на правом плече и на левом.» Если хочешь, справься о сем в Макарьевской Четей-Минеи в Синодальной Библиотеке, или, если тебе удобнее, справься в книге (называемой) Кирилловой, на листе 236, где также сказано: «Почто не согибаеши три персты?» и знай отныне, как вас обманывают поморские 30 ответы, и последующие им; и будь осторожен. «Беседа моя длится, но нельзя миновать, чтобы не поговорить сколько нибудь об особом роде свидетельств в пользу двуперстного сложения, которых ищут некоторые у Святых мощей и на Святых иконах. Чтобы рассуждать о сем, нужно предварительно иметь в виду различие двух перстосложений, употребляемых Церковию: одно из них есть общее Христианское, для молитвы, а другое, особенное священническое, для благословения. Первое есть троеперстное; а второе именословное, расположением перстов руки, представляющее по возможности буквы, которыми сокращенно изображается имя Иисуса Христа, ис. хс . Сие последнее, положением двух перстов, указательного и среднего, походит на двуперстное сложение, употребляемое у вас, глаголемых старообрядцев, если вы, по наставлению Стоглава, имеете средний перст мало нагнув. И так нужно брать осторожность, чтобы не смешать различных перстосложений: и для сего не должно выпускать из вида единогласно признаваемого вашими книгами и вами правила: три перста равни имети вкупе. Но что сие значить? На руке нет и двух перстов равных; что же значит: три перста равни имети? Без сомнения сие значит соединить три перста вкупе, так чтобы они равны были своими концами. Вы, глаголемые старообрядцы, хотите, чтобы так совокупляемы были персты большой, четвертый и мизинец. С сими предварительными сведениями можно приступить к рассмотрению рук, на которые указывают во свидетельство перстосложения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Malinovs...

Там же, во Псалтыри и Кирилловой книге, приведено толкование, почему верхний перст образует божество, а нижний человечество: понеже сшед от вышних, спасе нижняя. Если теперь разуметь по-твоему, что божество, напротив, образуется нижним перстом, а человечество верхним, то указанное толкование нужно будет либо оставить, либо переделать так: восшед от нижних, спасе вышняя, что было бы очевидной нелепостью. Так, избегая одной ошибки, ты неизбежно впадаешь в другую, – отвергая одно толкование Псалтыри и Кирилловой книги, противоречишь другому их же толкованию. От обоюду тесно: сказать, что нижний или великосредний мало пригнутый перст образует божество Иисуса Христа, несогласно толкованию: сшед от вышних, спасе нижняя. Сказать, что образует он человечество, противно другому толкованию: преклонь небеса сниде. Тогда старообрядец, поставленный в недоумение, сказал: Нужно двумя перстами простертыми образовать два естества во Христе, а пальца великосреднего не преклонять: он образует человечество, и то его преклонение подает мысль несогласную с разумом церковным, якобы Христос не божеством, а человечеством сошел с небес. Я заметил: Наставление о согбении великосреднего перста, изложенное в предисловии к Псалтыри и в книге Кирилловой, вы таким образом отвергаете, как ошибочное, несогласное учению Церкви о воплощении Христове. Но ведь и на древних иконах видим мы изображение рук с пригбенным великосредним перстом: ужели отвергнуть и их свидетельство? Старообрядец снова пришел в недоумение. Я продолжал: Когда вы встречаете на древних иконах такое изображение руки: указательный перст простерт, великосредний мало наклонен, большой пригнут к четвертому, малый тоже пригнут возле четвертого, то, обыкновенно, это перстосложение вы усвояете двуперстию. Но поскольку разъяснить наклонение великосреднего перста согласно здравому богословскому разумению не можете, то и относить к двуперстию сие перстосложение не должны, а следует признать оное благословением именословным. Здесь указательный перст изображает литеру I, великосредний согбенный – литеру С, великим и четвертым соединенными изображается литера X, а пятым литера С.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Должно отдать справедливость г. Каптереву, – он первый указывает свидетельство о двуперстии в статейном спи­ске архим. Иосифа; этого свидетельства не привел даже и Андрей Денисов в своих «Поморских ответах». Но спра­ведливо ли указывает? Содержится ли действительно в приведенных им словах статейного списка свидетельство о перстосложении, и именно двуперстном, и именно соответствующим учению о двуперстии «определенно выраженному в Феодоритовом Слове»? Г. Каптерев говорит: «едва ли нужно объяснять, почему московские послы находили тогдашнее грузинское перстосложение в крестном знамении и священническом благо­словении неправильным», т. е. он находит даже излишним объяснять, что московские послы признавали един­ственно правильным перстосложением для крестного знамения и священнического благословения перстосложение дву­перстное, которого сами держались, а не троеперстное и именословное, употреблявшиеся тогда в Грузии, так как будто бы это ясно само собой из приведенных им слов статейного списка. А мы полагаем, что достаточно со вниманием прочесть эти слова, чтобы видеть также без всяких объяснений, что в них не говорится ни о каком перстосложении, нет и упоминания о каком бы то ни было сложении перстов. Архимандрит Иосиф говорил грузинским епископам, что они и их попы «сами себя знамением крестным по преданию святых апостол и святых отец, оградить не умеют». Ясно, что он говорил о не­умении оградить себя крестным знамением правильно, «по преданию святых отец», изобразить на себе крест, а вовсе не о том, что грузинские епископы не умеют правильно сложить персты для ограждения себя крестным знамением, или для изображения на себе крестного знамения. Можно и правильно слагая персты, неправильно, не истово изобразить на себе крестное знамение; равно как, наоборот, слагая неправильно персты, можно правильно изобразить на себе крест. Иосиф, не касаясь правильности, или неправильности перстосложения (должно быть находил его у грузин правильным, потому что совсем не упоминает о нем), упрекает их только в неправильном «ограждении себя крестным знамением», в неправильном, не истовом изо­бражении на себе креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010