Излишне, конечно, говорить о том, что все эти лица, изображающие на себе крестное знамение двумя перстами, но «по всему прочему повинующиеся церкви», – как прежде считались, так и ныне считаются церковью вполне православными: но справедливо указывают, что эти православные двуперстники могут быть совращаемы и действительно совращаются в раскол легче, чем другие чада св. церкви. «Употребляемое ими двуперстие, в котором старообрядцы полагают всю спасительную силу крестного знамения и которым по преимуществу они издавна стараются прельщать простой народ, служит нередко для православных двуперстников переходною ступенью в раскол». По всем указанным причинам, ясно с очевидностью, что обстоятельное разъяснение вопроса о перстосложении для крестного знамения всегда было необходимо не только для старообрядцев – с целью примирения их с церковью, но и для многих православных – с целью удержания их от совращения в раскол. Сущность вопроса о перстосложении для крестного знамения и благословения состоит, применительно к полемике с расколом, в следующем. Православные употребляют две формы перстосложения: одну для крестного знамения и другую для архиерейского и священнического благословения. Для крестного знамения православные соединяют концами «вкупе» три первые перста; два же – малосредний и мизинец – пригибают к ладони. Три перста знаменуют здесь Св. Троицу, а два «изобразуют два во Христе соединенные естества», как указано в книге «Увещание во утверждение истины», изданной по благословению Св. Синода. Такое сложение называется «троеперстным» или «троеперстием». Для архиерейского же и священнического благословения в православной церкви употребляется так называемое «именословное» перстосложение, или просто «именословие». По объяснению книги «Скрижал», одобренной к употреблению и руководству церковному большим московским собором 1667 года, форма этого перстосложения такова: указательный палец в прямом положении и означает литеру I; великосредний соединен с указательным и несколько наклонен – означает литеру С; вместе же две буквы суть начальные буквы имени Спасителя «Иисус»; затем большой палец прилагается к верхнему составу четвертого пальца, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

В первом тропаре первой песни первого канона подчеркнута семантика имени преподобного: «Феодор» переводится с греческого, как «Божий дар» 398 . Он воистину является тезоименитым Божественному дару, потому что озаренный свыше особым Божественным разумом он сподобился богомудрых даров различения духов и понимания Писания (сравн. 1Кор. 12, 8–11 399 ). Следом за этим тропарем на службе должен читаться второй тропарь первой песни этого же канона преподобному, но мы остановимся на содержании первого тропаря второго канона, и в дальнейшем будем аналогичным образом чередовать тропари песней первого и второго канонов. Оба канона взаимосвязаны по содержанию, но могут использоваться и независимо друг от друга. Второй из них тематически больше подходит к празднованию памяти обретения святых мощей преподобного и может тогда читаться отдельно от первого, при совершении же памяти дня его упокоения и события его прославления в лике святых необходимо читать оба канона вместе. Первый тропарь первой песни второго канона преподобному Феодору связан по форме и содержанию с ирмосом этой песни: «Твоя победительная десница боголепно в крепости прославися, та бо, Безсмертне, яко всемогущая, противныя сотре, израильтяном путь глубины новосоделавшая». Мы стоим перед ракой с нетленными мощами святого священномонаха, видим покоящуюся на его персях десницу и, вспоминая его труды, непосредственно связанные с Таинством покаяния и духовничества, обращаемся к преподобному так: «Твоя освященная десница боголепно в крепости прославилась: ибо она, как всемогущая, освобождала вместе с именословным благословением склоненной при отпущении грехов под епитрахилью духовника главы кающихся грешников, страждущих от греховного плена». Далее читается второй тропарь первой песни первого канона, говорящий о том, что будущий старец Феодор покинул мир, в котором постыдно живущие люди умирают, будучи неприготовленными к вечности, и чтобы быть угодным Богу, возгорелся желанием мысленно умирать каждый день и оплакивать самого себя всю оставшуюся жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

Самая постановка вопроса в рассматриваемом труде имеет специально полемический характер, хотя и научный. Твердою ученою рукою, с должною полнотою и с беспристрастием, автор оценивает свидетельства в пользу троеперстия и двуперстия, делая розыскания то совсем новыми 127 , то, так сказать, заканчивая старые. Однако это не есть полный свод всех, уже и тогда известных, исторических данных, ни по вопросу о двуперстии, ни по вопросу о перстосложении вообще. Разбор касается свидетельству преимущественно приводимых раскольниками, и дает нечто собственно для истории перстосложения только в русской церкви. В конце пятидесятых и в шестидесятых годах явилось несколько статей по отдельными вопросами из истории перстосложения. Так, в статье «Свидетельство VIII века о сложении перстов в священническом благословении» приведено известное свидетельство константинопольского патриарха Германа, объясненное здесь, впрочем, в смысле указания на благословение именословное 128 . В статье «О папе Формозе и латинском перстосложении» рассмотрен вопрос – за что были отсечены персты у Формоза и собраны некоторые свидетельства для истории перстосложения в римской церкви 129 . В статье «Свидетельство грека о перстосложении для крестного знамения из первой четверти XVII века» сделана выдержка из «Книжки о состоянии нынешних греков» Христофора Ангела 130 . Не затрагивая вопроса в целом, статьи эти представляли удачное начало обследования его по частям., так как исторические основания их бесспорны и потому имеют безусловное научное значение 131 . Статьи появились в печати без подписи, но есть основание думать, что они принадлежали архимандриту Никанору, впоследствии архиепископу одесскому. Великий авторитет, не подчиняться которому было неудобно даже в научных вопросах, митрополит Филарет, отошел в вечные обители в 1867 году. Вопрос о перстосложении теперь обсуждается учеными более свободно и потому с большею научною плодотворностью. Прежде всего появляются обширные статьи вышеназванного архимандрита Никанора, нашедшие себе место на страницах того же академического журнала «Православный Собеседник».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

В самом деле, если венчание не имеет существенного значения для брака, а составляет только обычай, то очевидно, что в случае каких-либо обстоятельств можно обойтись и без него. Правда, от исполнения этого обычая зависит формальная твердость брака; но в случае нужды можно изменять даже закон, не только обычай и форму. A нужду эту чувствовал почти каждый беспоповец, считавший общение с православною (а по имению беспоповцев, еретическою) церковью, в чем бы оно ни состояло, за грех , за отступление от истинной веры, грозившее опасностью самому спасению. Правда, Алексеев говорил, что венчающийся в еретической церкви истинный христианин не делается чрез то отступником от веры, если только он не «обязывается еретическими обеты»; но во 1-х прежние расколоучители смотрели на этот предмет совершенно иначе: они запрещали раскольникам не только принимать от православной церкви какие-либо таинства, – но даже н присутствовать при ее богослужениях – в качестве простых зрителей 298 : во 2-х, и это главное, если венчание и дает браку истинных христиан «крепость и честь», то, разумеется, венчание «в православной церкви»; в «противной же церкви правоверну необычайно и не честно есть и не твердо поиматися в брак» 299 . Далее, по учению самого Алексеева, венчаться в еретической (т. е. нашей православной) церкви для соблюдения «всенародного обычая» можно истинному христианину только «по прежним святых уставам»; а между тем в новоисправленных требниках, по которым должны были заключать браки раскольников православные священники, уставы эти, по мнению раскольников, изменены, и, следовательно, венчаясь у таких священников, беспоповцам необходимо было или невольно «приобщаться мнимым ересям» (противосолонию, четвероконечному кресту, именословному благословению, имени Иисус – при чтении апостола и евангелия и проч.), или подкупать священников, чтобы они венчали раскольников «по-старинному»; а это последнее условие и «неблагообразно» само по себе и не всегда удобоисполнимо. Наконец, когда Алексеев допустил «разньствие суда в приятии нововенчанных», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

Какие священные одежды надевать иерею при совершении таинства брака? В требнике Петра Могилы указывается, что во время венчания иерей бывает облачен в фелонь и епитрахиль. Но кроме фелони и епитрахили некоторые священники надевают еще и поручи. Против этого ничего нельзя возразить. Символическое значение поручей — напомнить совершителю таинства «всезиждительную силу Божию» (Симеон Солунский) и внушить ему при благословении брачущихся упование на эту силу Божию, — находить вместо и в священнодействии таинства брака. За неимением у жениха и невесты обручальных перстней, могут ли священники благословлять брачущихся именословным благословением, с произношением слов: обручается раб Божий, или вовсе опускать обручение? В Последовании, бываемом о обручении, ясно сказано: лежит на десный ступан святые прапезы перстки их (жениха и невесты) два, златый и серебряный: серебряный убо уклоняяся к песным, златый же к левым. Два перстня для обручающихся — золотой и серебряный — полагаются вблизи друг друга на св. престол, в знаменование того, что брачущиеся поручают свою жизнь Промыслу Божию и от Господа, от Его св. престола, испрашивают благословения на свое обручение; поелику серебряный перстень после перемены достается жениху, а золотой невесте, то первый, как принадлежащий мужу, полагается с правой стороны от золотого. Таже взем священник персты, дает первые мужу златый, таже серебряный жене, и глаголет мужу: обручается раб Божий… Таже и жене глаголет: обручается раба Божия… И егда речет на едином коемждо трижды, творит крест перстнем на главах их, и полагает я на десных перстех. Таже изменяет перстни новоневестных восприемник. Священник берет с престола перстни новоневестных восприемник. Священник берет с престола перстки и возлагает на безыменные пальцы правой руки, жениху — золотой, в знак того, что он, как солнце, должен светить своей жене светом благоразумия и благочестия, а невесте — серебряный (в случае неимения таковых, у жениха должен быть медный — желтый, а у невесты оловянный — белый), во образ того, что она, как луна от солнца, заимствует свой свет от мужа и должна покоряться ему.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В третьей вине «показуются догматы , предания и чиноположения, противящияся древлеправославней церкви». В Диакояовых ответах этому посвящены пункты 3, 5 (стр. 161). Предписывается креститься тремя перстами в чине принятия от еретиков, а крестящиеся с Армянами двумя проклинаются. Повторяя прежния свидетельства в защиту двуперстия, автор делает заключение: «Еда вси сии (т. е. переименованные святые) не православни? еда под клятвою? еда со еретики причитаются? Но не суть тако, не суть. Не точию бо православии, но и святи и друзи Богу возлюблени. Аще же православии и святи суть, убо и содержание их двоперстного сложения, всецерковне держимого, православно есть. Аще же православно, якоже и есть, убо требник сей дерзостно порицая православное церкви содержание. недостоверен нам является» 92 . Подробно разбирается текст требника о принятии от еретиков. Положенные в нем клятвы на крестящихся двумя перстами не соответствуют ни старым ни новым книгам. Это положение очень тщательно доказывается сопоставлением текстов, при чем указывается, что текст требника противоречит самому себе. Мы не будем утомлять читателя пересказом этого подробного разбора, составляющего развитие п. 4 Диаконовых ответов (стр. 161) и сравнительно менее интересного, (л. л. 71 об. по 75) и перейдем к разбору слова Леонтия Вальсамона, предписывающего именословное перстосложение при благословении. В Диаконовых ответах опровержения помещены в п. п. 3 до 8 (стр. 161–164). Здесь оно также развито стройней и подробней. Объяснив составление этого сложения, автор указывает, что оно приписывается преданию св. апостолов и св. отцов. «Сие рассуждение, возражает автор ответов, не и от иных свидетельств, но от самого себе зрится, елико не согласно апостольскому преданию, толико и естеству перстосложения невместимо, понеже апостоли быша евреи сущии и еврейска языка, якоже и сам Христос на земли быв, еврейским языком беседоваше, и якоже сих Христос благослови, тако и они людей благословляху, благословляху же тогда христианы от еврей сущих.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

68 Приводим подлинные слова Аллатия: «Latinorum in consignationibus ita disponi debeant digiti, ut per eos duae in Christo naturae, et tres personae in divinis significentur. – Graeci tribus primis manus doxterae digilis extensis, et inter se connexis, reliquis duobus intra palmam paululum plicatis frontem tangent». Далее Аллатий говорит о греческом именословном перстосложении: «Graeci indice medio ас minimo extensis, ас modicum incurvatis, non ita tamen, ut inter se respondeant, sed pollex directior sit, rectaque respiciens, medius pollice incurvatior, introrsum vergat, minimus inter pollicem et medium dirigatur, – pollice super annularis ad sese moderate deflexi unguem apposito id agunt (т.е. benedicunt). – Из сих не вполне вразумительных слов Аллатия, надеемся, читатель согласится, что латины не понимали значения греческого перстосложения для преподаяния благословения, как мы заметили выше о словах папы Льва IV. – Leon. Allat. de consens. Eccles. Lib. III, pag. 1361, 1357, 1358. 69 Tribus digitis extensis, id est pollice, indice et medio, duobus aliis digitis plicatis, sub invocatione Deificae Trinitatis nos et alios consignamus. Max. biblioth. Tom. 25, pag. 233, conf. 229. – Писатель получил имя свое от того города в Испанской Галиции (Vide index geographicus episcopatuum orbis Christiani Alb. Fabricii pag. 181), в котором он был епископом в 1239 году; умер 1288 г. Он совершил несколько путешествий на Восток и другие страны для изучения веры и обрядов; по возвращении он издал сочинение свое, помещенное в Max. bibliolh. Diction. Welzer el Welte. 71 Указанное издание носит полное заглавие такое: Melanges d " Archeologie, de histoire et de litterature de Pepoque Carlovingienne, Romane et cet. Charles Cahier et Artur Marlin. Достойны внимания в исследовании о двуперстии следующие изображения: Книг. 1. пл. I, XIX, XXV. Книг. 2, пл. I, II, XXII, XXVI, XXVII, XXVIII, XXX, XXXV. Книг. 4, стр. 166, 167, 169, 177, 181, 225, 232. План. XVII, XXVII и XXVIII.–Бoльшaя часть изображений сняты с икон, находящихся в храмах Рима, Парижа, Мадрида и др., а также составлявших собственность некоторых знаменитых Римских Пап.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vinograd...

изображая благословляющую руку, не смешивай (не соединяй) вместе и трех перстов (вероятно, разумеет автор: не пиши так, как слагаются персты для крестного знамения), но палец (пиши) с одним малым средним перстом, потому что прямой перст, называемый указательным, и сгиб большого среднего перста означают имя IC (Iucyc), т.е. прямой букву Ι, а согнутый букву С, а палец и малый средний, будучи соединены вместе крестовидным образом (χιαστ τ τρπ – на подобие буквы, хи) изображают букву X, а сгиб мизинца букву С, т.е. слово Христос. 705 Опис. Синодд. ркпп Горск. и Невостр. 407, л. 195 об. Устав читается в Церковном Уставе 1610 г. и в Уставе Иосифовском, см. преосв. Макария Историю русского раскола, стр. 97 прим. 193 (приведен текст сполна). Во всяком случае это «персты три, якоже иерей крест деет», читаемое в Уставе св. Горы о панагии по рукописи XV в., составляет важное свидетельство против раскольников в пользу троеперстия, cfr в Беседах к глаголемому старообрядцу Продолжение беседы 9-й, о сложении перстов для крестного знамения и благословения, § 14. 706 Патр. Паисий в своем ответе Никону на его вопрос о перстосложении для благословения говорит, что персты должно складывать так, чтобы из них образовывались четыре буквы I и С, X и С, и прибавляет: «а которыми персты начертывает кто сия четыре письмена, ничтоже разньствует» (отв. 25). Предполагая, что так было или что это имело силу и в древнее время в отношении к перстосложению крестовидному, т.е. что и в нем для изображения креста не считались обязательными палец с малым средним перстом, мы будем иметь на старых иконах наших немалочисленные примеры перстосложения крестовидного. Не редки на старых иконах примеры такого перстосложения, в котором указательный и большой средний перст сложены крестовидно (как теперь в именословном перстосложении), а палец и два последние перста соединены вместе, плотно или не плотно. Православные принимают это перстосложение за близкое к именословному, раскольники – за двуперстное; на самом деле со всею вероятностью должно видеть в нем древнее перстосложение крестовидное.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

253 Paedag. 1. III p. 291, ed. Poter; Тертуллиан в трактате De baptismo замечает: Dehinc manus imponitur, per benedictionem advocans et invitans spiritum sanctum (cap. VIII, изд. Oehler p. 626); сн. Август. De bapt. III , 16: manus impositio est oratio super hominem. Constit. Apost. 1. VIII с IX not. 22 у Migne Patrol. Graec. t. I, 1083. 257 Quinque digitis quomodo aliqui (Latini) benedicunt, et cum polllce faciem signant, tanquam monotheletae... Blnter., Denkwürd. B. VII. Th. 2 s. 336. 258 Преосв. Макарий, на основании исследований Гретзера, замечает, что латиняне совершали в продолжение веков крестное знамение и благословение – и одним, и двумя, и тремя, и всеми пятью перстами безразлично. Братское Слово, 1875 г. кн. IV, отд. II, стр. 37 примечание 20. 259 Calicem et oblatam recta cruce signate, id est, non in circulo et variatione digitorum, ut plurimi faciunt, sed districtis duobus digitis et pollice intus recluso, per quos Trinitas annuitur, istud signum+recte facere studete, non enim aliter quidquam potestis benedicere. Binter. B. IV. Th. 1 s. 519. 261 Дюканж, Constantinop. Christian., pp. 168, 116, 136, 159, 218, 242 и другие. У Гоара на изображении греческого святителя в полном облачении благословляющая рука представлена: два перста, указательный и средний, подняты и сжаты, безымянный с большим сложены накрест, мизинец поднят. На древнерусских архиерейских печатях по большей части два перста подняты вверх, два пригнуты и большой положен на последние. 262 Porrigit dexteram et ad instar oratorum conformat articulum, duobus infimis conclusis digitis, ceteros eminus porrigit... De aur. asin., iib. II. Жест, о котором здесь идет речь у Апулея, послужил образцом, по мнению автора художественной истории креста, для латинского благословения, отличительный признак которого составляют три поднятых пальца (большой, указательный и средний) и два остальных (безымянный и мизинец) пригнутые. Stockbauer, Kunstgeschichte d. Kreuzes, s. 278; ср. Kraus Real Encyklopädie B. I s. 601, 645. А греческое именословное благословение, по предположению того же ученого, ведет свое начало от жеста, о котором Квинтилиан говорил (Instit. orat. lib. IX с. 3); Est autem gestus ille maxime communis, quo medius digitus in pollicem contragitur explicatis tribus, и который будто бы по расположению пальцев близко подходил к буквенному начертанию IC. ХС. Там же, s. 278.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Под осенением благословения Божия блаженство человека было полное и совершенное. Зато утрата – чрез грех – небесного благословения соделалась для человека началом всевозможных бедствий. Проклята земля в делех твоих… Земля еси, и в землю отыдеши ( Быт. 3:17–19 ): вот грозная клятва, поразившая виновных прародителей и всё их потомство! Не станем распространяться о сем печальном событии, которого несчастные последствия видим пред собою на каждом шагу. 2. Но чем большее несчастие для нас составляло потерять вместе с утратою общения с Богом благословение Божие, тем высший и вожделеннейший дар – обрести как бы новый источник благословения в Ходатае Бога и человеков, единородном Сыне его. Семя Жены, т. е. Сын преблагословенной Девы, сотрёт, сказано, главу змия ( Быт. 3:20 ), виновника проклятия. И о сем-то благословенном Семени обещал Бог благословить все народы земные, имевшие произойти от св. праотцев Христовых ( Быт. 22:18 ). Затем, хотя сие обетование должно было вполне осуществиться только в последние дни, но как вера во Христа грядущего имела в себе и ту спасительную силу, какую имеет вера во Христа пришедшего, то и сила благословения о Христе проявлялась весьма действенно и во времена ветхозаветные. Вот на каком, собственно говоря, основании благословение отчее утверждает домы чад ( Сир. 3:9 ): основания иного никтоже может положити, паче лежащего, еже есть Иисус Христос ( 1Кор. 3:11 )! Вот что давало и даёт благословению правых, или, точнее, оправданных (а сие оправдание – верою во Христа), силу, благоустрояющую грады и веси: в благословении правых возвысится град ( Притч. 11:11 ). Посему-то если в первоначальном постановлении о законном священстве Бог повелел священникам благословить сынов Израилевых, говоря: да возложат имя Мое на сыны Исраилевы, и Аз Господь благословлю я ( Чис. 6:23, 27 ), то сие благословенное имя не есть ли то самое, еже паче всякого имене – имя Христа Спасителя? 3. Святая истина сия особенно понятна и близка к сердцу всякого христианина, тем более, что и в самом наружном действии благословения в Церкви Христовой, преимущественно же в благословении священнослужителей, наглядно представляется нашему взору в именословном сложении перстов благословляющей десницы имя Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010