Так как сыны Израилевы, обитавшие на земле, быв призваны на суд Божий, чтобы выслушать причины гнева Господня и узнать о прежних грехах, вследствие которых они предаются врагам, остаются и теперь при своих преступлениях и бесстыдно презирают Бога, то им говорится: нет нужды вам приходить на суд, чтобы быть уличаемым в ваших преступлениях, потому что вы столь бесстыдны, что, и будучи даже уличены, не имеете стыда и уважения, но прекословите Мне, подобно тому, как если бы с учащим священником стал спорить учимый им простой народ, не имеющий священнического сана. И так как вы таковы, то падете в этот день, то есть будете отведены в плен и утратите царство израильское. Слова: в этот день означают или настоящее время, или то, что не обманом и хитростию, но среди белого дня вы будете отведены в плен, и такое будет ваше изнеможение, что также и пророки, которые обыкновенно давали вам ложные предсказания, падут вместе с вами и подвергнутся пленению. Здесь под пророками мы должны понимать или лжепророков или, может быть, вообще дар (gratium) пророчества. Ибо пока десять колен не были пленены, то они имели и Илию пророка и Елисея и прочих сынов пророческих, которые пророчествовали в Самарии. Поэтому и пророк Амос, происходивший из колена Иудина и из селения Фекои, должен был возвратиться в свое отечество, чтобы не пророчествовать в чужом царстве и в Самарии.    Ст. 5—6. Среди ночи Я соделал безмолвною матерь твою; смолк народ Мой, потому что он не имел знания; так как ты отвергла знание, то и Я отвергну тебя, чтобы тебе не священствовать предо Мною, и как ты забыла закон Бога твоего, то и Я забуду детей твоих. LXX: Ночи уподобил Я матерь твою, и уподобился народ Мой, как не имеющий знания; так как ты отвергла знание, то и Я отвергну тебя, чтобы тебе не священствовать предо Мною, и как ты забыла закон Бога твоего, то Я забуду детей твоих.    Говорит о матери и детях не потому, чтобы мать и дети были различны. Господь, говоря к народу иудейскому: Иерусалиме, Иерусалиме, избивый пророки и камением побиваяй посланные к тебе, коль-краты восхотех собрати чада твоя, якоже собирает кокош птенцы своя под криле, и не восхотесте (Матф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

Так как сыны Израилевы, обитавшие на земле, быв призваны на суд Божий, чтобы выслушать причины гнева Господня и узнать о прежних грехах, вследствие которых они предаются врагам, остаются и теперь при своих преступлениях и бесстыдно презирают Бога, то им говорится: нет нужды вам приходить на суд, чтобы быть уличаемым в ваших преступлениях, потому что вы столь бесстыдны, что, и будучи даже уличены, не имеете стыда и уважения, но прекословите Мне, подобно тому, как если бы с учащим священником стал спорить учимый им простой народ, не имеющий священнического сана. И так как вы таковы, то падете в этот день, то есть будете отведены в плен и утратите царство израильское. Слова: «в этот день» означают или настоящее время, или то, что не обманом и хитростию, но среди белого дня вы будете отведены в плен, и такое будет ваше изнеможение, что также и пророки, которые обыкновенно давали вам ложные предсказания, падут вместе с вами и подвергнутся пленению. Здесь под пророками мы должны понимать или лжепророков или, может быть, вообще дар (gratium) пророчества. Ибо пока десять колен не были пленены, то они имели и Илию пророка и Елисея и прочих сынов пророческих, которые пророчествовали в Самарии. Поэтому и пророк Амос, происходивший из колена Иудина и из селения Фекои, должен был возвратиться в свое отечество, чтобы не пророчествовать в чужом царстве и в Самарии. Ос. 4:5, 6 . Среди ночи Я соделал безмолвною матерь твою; смолк народ Мой, потому что он не имел знания; так как ты отвергла знание, то и Я отвергну тебя, чтобы тебе не священствовать предо Мною, и как ты забыла закон Бога твоего, то и Я забуду детей твоих. LXX: Ночи уподобил Я матерь твою, и уподобился народ Мой, как не имеющий знания; так как ты отвергла знание, то и Я отвергну тебя, чтобы тебе не священствовать предо Мною, и как ты забыла закон Бога твоего, то Я забуду детей твоих. Говорит о матери и детях не потому, чтобы мать и дети были различны. Господь, говоря к народу иудейскому: «Иерусалиме, Иерусалиме, избивый пророки и камением побиваяй посланные к тебе, колькраты восхотех собрати чада твоя, якоже собирает кокош птенцы своя под криле, и не восхотесте?» ( Мф. 23:37 ), не потому сказал так, что Иерусалим и жители (populus) его не одно и тоже, ибо это говорил Он не к щебню, бревнам и камням без людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Кого не может постигнуть мысль, каким образом может обнять слово? Коею очи отверсты на все пути сынов Адама. Следовательно напрасно человек думает укрыться от ведения Божия. Словами: чтобы воздавать каждому по путям его и по плодам дел его указывает на то, что иногда по чрезвычайному долготерпению суды Его кажутся несправедливыми. Это место апостол подробнее объясняет в послании к Римлянам: разве ты не знаешь, яко благость Божия на покаяние тя ведет; по жестокости же твоей и непокаянному сердцу собираеши себе гнев в день гнева и откровения праведного суда Божья ( Рим. 2, 4, 5 ). Итак чем позже воздаяние согрешающим, тем оно справедливее, как это видно из примера Фараона, который не вразумившись десятью казнями, а упорствуя в своем жестокосердии, наконец был поглощен волнами Чермного моря (Исх. гл. 14). Ст. 20–23. Ты, Который положил знамения и чудеса в земле Египетской даже до дня сего, и в Израиле и между людьми (или земнородными), и соделал Себе имя, как день сей, и вывел народ Твой Израиля из земли Египетской знаменьями и чудесами, и рукою крепкою и мышцею простертою, и в ужасе великом. И Ты дал им землю сию, которую Ты поклялся отцам их дать им, землю текущую млеком и медом. И они вошли и завладели ею, но не послушали голоса Твоего, и в законе Твоем не ходили; всего, что заповедал Ты им делать, не делали, и пришли на них все бедствия сии. От общего переходит к частному и кратко исчисляет, что Бог оказал собственно Израилю. Ты, Который положил, говорит, знамения и чудеса в земле Египетской, которыми поражен Египет даже до сего дня, и в Израиле и среди людей (или земнородных). Слова: даже до сего дня должно соединять с последующими, так чтобы читать, что и в Израиле и среди всех смертных постоянно совершаются чудеса Твои. Или иначе: Ты не только в Египте совершил знамения и чудеса, но и доселе та же сила Твоего милосердия спасает народ Твой, и всему роду человеческому Ты вспомоществуешь своею творческою силою. Следует заметить и то, что отделяет Израиля от людей и земнородных, по оному: сын Мой первенец Израиль (Исх.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

5 Обычай мести кровавой существует еще и теперь у многих народов. В особенной силе он у арабов, на всем протяжении занимаемой ими области, от берегов Нила и до Сеннаара. Thar – так называется у арабов обязанность мести за кровь, рассматривается у них и как право, и как строгая обязанность. За кровь отца должен отомстить сын, за кровь брата брат, или, за неимением его, более близкий родственник. Не исполнивший этой строгой обязанности становился предметом общественного презрения. Его родные отрекались от него. 6 Собственно, у евреев, мщение за кровь встречается уже во время патриархов. Сыновья Иакова, Левий и Симеон, избивают жителей Сихема и разграбляют город, отмщая за поруганную честь своей сестры Дины, которая (честь) была для них дорога не менее самой жизни ( Быт. 34 ). Моисей, таким образом, уже находит мщение за кровь в своем народе. В своем законе он признает его, но и делает попытку смягчить его строгость. Общее положение закона относительно мщения за кровь такое: «Кровь оскверняет землю, и земля, не иначе очищается от пролитой на ней крови, как кровью проливавшего ее. Не должно осквернять землю, на которой вы живите, среди которой обитаю Я; ибо Я Господь, обитаю среди сынов Израилевых» ( Чис. 35:33–34 ). Убийца человека, таким образом, должен быть наказан смертью . Обязанность наказать убийцу лежит, прежде всего, на ближайшем родственнике убитого, который называется мстителем за кровь (goel haddam; Чис. 35:19, 21, 24, 25 ; Втор. 19:6–12 ). Закон не обязывает мстителя за кровь убить, непременно, убийцу его родственника. Он признает только за ним, существующее уже в обычае, право совершать такое убийство, и не наказывает его, даже в том случае, если убитый им совершил свое убийство непреднамеренно, по неосторожности. Так, «мститель за кровь, сам может умертвить убийцу, лишь только встретит его ( Чис. 35:19 ). И при этом он не обязан различать между убийцей злонамеренным и невинным. Совершено ли убийство его родственника намеренно или без намерения, он имеет одинаковое право убить убийцу, если только его встретит, и остается ненаказанным (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/voenach...

В первом из названных отделов содержится, между прочим, рассказ о том, как Гедеон был призван освободить Израильтян от ига Мадианитян ( Суд. 6:11–32 ). И здесь- το мы встречаем несколько ясных указаний на Пятикнижие, на знакомство с ним Гедеона. Так, ангел Господень, точнее Господь, явившийся в виде ангела Гедеону, говорит ему: Господь с тобой, муж сильный! На этот привет Гедеон ответил: Господин мой! если Господь с нами, то отчего постигло нас все это? ныне оставил нас Господь и предал в руки Мадианитян. Таким образом, Гедеон не согласился со словами приветствия: «Господь с тобою»; ссылаясь на притеснения врагов, он высказал убеждение, что как он, так и его соплеменники оставлены Господом. Но прийти к такому убеждению Гедеон мог только на основании хорошо известных ему слов, находящихся во Втор. 31:16–17 : и «сказал Господь Моисею: вот… народ… оставит Меня. И возгорится гнев Мой на него в тот день… и постигнут его многие бедствия и скорби, и скажет он в тот день: не потому ли постигли меня сии бедствия, что нет Господа (Бога) моего среди меня». Приведенные слова Второзакония настолько были известны Гедеону, что он почти буквально повторил заключительное их отделение. Когда, затем, Господь дал Гедеону обещание оказать помощь в борьбе с Мадианитянами и в восстановлении мира и спокойствия среди сынов Израиля (ст. 14–16), Гедеон сказал ему: если я обрел благодать пред очами Твоими, то сделай мне знамение, что Ты говоришь со мною. Просьба Гедеона была исполнена. Господь, или Ангел Божий, коснулся жезлом, бывшим в руках его, камня, на который Гедеон возложил, по повелению Господню, козленка, опресноки и вылил похлебку; и вот, из камня вышел огонь и истребил мирную жертву и мирное хлебное приношение Гедеона. Увидев знамение, Гедеон убедился, что он видел Господа, или Ангела Господня, но вместе с тем пришел в ужас, предполагая, что он умрет (Суд.?: 17–22). Но все эти обстоятельства, несомненно, говорят, что Гедеон знал содержание всего Пятикнижия, и это знание определяло его действия, возбуждало в нем соответствующие себе настроения, приводило его к известным заключениям. Так, постановления о мирной жертве и мирном хлебном приношении, о которых позаботился Гедеон изложены в кн. Левит (гл. 2 и 3); об огне, внезапно истребляющем жертвенное приношение, как признаке присутствия Господня, говорится также в кн. Лев. 9:24 ; наконец, о возможности умереть от видения лица Господи сказано в кн. Исх. 19:21–22 ; потому-то Гедеона и объял ужас, когда он увидел Ангела Господня лицом к лицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Мы должны обратить особенное внимание на то, что ветхий завет был заключен Иеговой именно с народом еврейским, а не с теми или другими лицами, или членами его. Поэтому завет был заключен собственно при Синае и только предварительно с праотцами Авраамом, Исааком и Иаковом. Даже этим праотцам Бог открылся с именем Бог всемогущий(   ), а как Иегова Он открылся только народу еврейскому 261 . Так и было сказано всему Израилю: «Иегова, Бог наш, заключил с нами завет на Хориве. Не с отцами нашими заключил Иегова этот завет, но с нами, которые здесь сегодня все живы» 262 . Сущность ветхого завета в том, что евреи должны были принадлежать и служить своему Богу как народ, должны были стать народом святым 263 , – служить как народное общество, быть обществом Иеговы 264 . Святость должна была проявиться в устроении всего общества. «Сказал Иегова Моисею, говоря: объяви всему обществу сынов израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я, Иегова, Бог ваш» 265 . Требование быть святым во всей ветхозаветной Библии ни разу не обращено к единичному лицу, но всегда к коллективному целому, к народному обществу. Слово Иеговы, Его постановления и уставы обращены ко всему Израилю, ко всему израильскому обществу: «слушай, Израиль, Иегова, Бог наш, Иегова един» 266  и т.д. По существу, все эти уставы и постановления имеют целью благоустройство общественной жизни Израиля, все обетования даны Израилю как народу: чтобы у вас почитались отцы и матери и крепла народная жизнь, основанная на устоях семьи, чтобы были у вас правы суды, чтобы не было среди вас убийств, прелюбодеяния и пр. Во всех этих установлениях имелось в виду не личное совершенство каждого члена, а благоустройство всего общества. Каждый имел значение, права и обязанности, не сам по себе, а только как член общества; никто не был выше общества в силу собственного значения, как и говорили израильтяне Моисею и Аарону: «полно вам; все общество, все святы, и среди их Иегова! Почему же вы ставите себя выше народа Иеговы» 267 ? И обратно, каждый еврей уже по рождению имел права Израиля, участвовал в святости его...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Мы часто говорим, что «Иерусалим» означает «видение мира». Поэтому если построен в нашем сердце Иерусалим, то есть если создано в нашем сердце «видение мира» и если всегда храним мы в сердце и созерцаем Христа, Который «есть мир наш» ( Еф.2:14 ), если мы столь тверды и непоколебимы в этом «видении мира», что в нашем сердце никогда не возникает дурных помышлений или греховных замыслов, – если бы так было, то мы могли бы сказать, что пребываем в Иерусалиме и с нами живут только святые. Однако в действительности, хотя бы мы и добились больших успехов и совершенствовались с величайшим усердием, думаю, что никто из нас не сможет достичь такой чистоты сердца, чтобы не оскверниться никакой заразой дурных помыслов, и потому, несомненно, иевусеи все еще живут с сынами Иуды в Иерусалиме. Но говорим мы это отнюдь не для того, чтобы успокоиться и ничего не делать, но должно нам действовать и ежедневно стараться изгонять их из Иерусалима; правда, как написано, мы не можем изгнать их всех сразу. И те, кто приносят плоды и именуются сынами Ефрема, должны всегда изгонять из своих душ хананеев – беспорядочные и суетные помыслы. Но Бог силен, чтобы подчинить нам и иевусеев, и хананеев, как написано: и подчинил Он хананеев сынам Ефремовым (ср. Нав.17:13 ). Так помолимся же Господу, чтобы Он изгнал из нас худые помыслы и вложил в нас добрые, достойные небесного града Иерусалима помышления, дабы не было в нашем сознании никакой скверной или нечистой мысли, которая уличила бы нас в день суда, но обрелось бы в нас сердце чистое в Иисусе Христе Господе нашем, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия XXII. О роде Ефремовом и о хананеях 1 . Третий раз сказано, что хананеи живут среди Ефремлян, но рассмотрим внимательно порядок всех этих упоминаний, то есть что говорится в первом отрывке, где сказано о хананеях и сынах Ефрема, что – во втором и что – в третьем. Ибо если мы тщательно исследуем, как в третий раз повествуется о том, что хананеи живут среди сынов Ефремовых, и если Господь дарует нам возможность рассмотреть порядок этих повествований, о чем сказано в первом, о чем во втором, и о чем в третьем, то думаю, что у нас больше не останется сомнений в их истинности, ибо написаны они не только для того, чтобы рассказать нам о происшедших событиях, но и потому, что исполнены Божественных тайн и достойны Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

При всем том память о Богопросвещении и именно мысль о Духе Божием, исполняющем человека высшей премудростью и разумом, долго сохраняются в роде человеческом даже при полном уже господстве языческих религиозных культов. Так, в стране Египетской, этой колыбели язычества, фараон говорит не пустые, конечно, слова об Иосифе, так премудро истолковавшем ему его знаменательные сны: «Еда обрящем человека сицеваго, – говорит фараон, – иже имать Духа Божия в себе?..» Бог показал ему «вся сия», т.е. мудрость сновидения и снотолкования ( Быт.41:38–39 ). Замечательно при этом, что фараон говорит так об Иосифе перед своими вельможами, которые, следовательно, понимали мысль и значение слов своего повелителя. В этом случае Египет может служить образцом и примером других племен и народов в рассуждении сохранения мысли в человеческом роде о возможности Богопросвещения. Да и все языческие религии в основе своей предполагали Богопросвещение, как несомненную якобы истину и разум исповедания того или другого религиозного культа. Но еще более, чем в свидетельстве о фараоне, мысль о постепенном духовно-религиозном оскудении в роде человеческом и о затемнении созерцательного ведения Св. Писание подтверждает в тех случаях, когда говорит о мужах, которые, живя среди язычников, действительно получали озарение свыше от Духа Божия. Так, Валаам из Пефора, на реке Евфрате, во время странствования евреев по пустыне, известен был у царей и народов за пророка Божия, и, действительно, «был в нем Дух Божий», говорит Св. Писание ( Чис.24:2 ); он получал Богооткровения и пророчествовал ( Чис.22:20 ). Его пророчество об Иисусе Христе, как о звезде, имеющей явиться на Востоке от Иакова, составляет плод величайшего озарения его души Духом Божиим: «Вижу Его, – говорил Боговдохновенный Валаам, – но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» ( Чис.24:17 ). Замечательно сознание самого Валаама о самом себе: он знает, что на нем рука Божия, и Дух Божий руководит им, и потому свидетельствует о себе: «...говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, говорит слышащий слова Божии, имеющий ведение от Всевышнего, который видит видения Всемогущего, падает, но открыты очи его» ( Чис. 24:15–16 ). О том же предмете, т.е. о том, что истинное Боговедение сохранялось или могло долго сохраняться среди племен и народов после потопа, и люди Богопросвещенные были и вне стана Авраамова, еще более свидетельствует собою Мельхиседек, Иов, а отчасти также и Иофор, тесть Моисея. Мелхиседек был, по свидетельству Св. Писания, царем Салима и вместе священником Бога Всевышнего. Авраам, отец верующих, принял от него, как младший от старшего, благословение и почтил его десятиною от добычи, отнятой у Кедорлаомера и союзных с ним царей. Апостол Павел говорит о Мельхиседеке, как о таинственном лице и как о величайшем праведнике, прообразовавшем собою Иисуса Христа ( Евр.7:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Стих: Се ныне благословите Господа, вси раби Господни. Чтение пророчества Иезекииля  3–10; 3: 1–3] 3 Сказал Господь мне: «Сын человеческий! Я пошлю тебя к дому Израиля, людям, огорчающим Меня, которые огорчили Меня, сами и отцы их отступили от Меня до нынешнего дня. 4 И сыновья с огрубевшим лицом и жестоким сердцем; к ним Я пошлю тебя, и скажешь им: так говорит Господь Бог. 5 Может быть, послушают или устрашатся, ибо они — дом, огорчающий Меня, но пусть узнают, что ты — пророк среди них. 6 А ты, сын человеческий, не бойся их и не страшись лица их, ибо они с яростью восстанут и окружат тебя со всех сторон, ибо ты среди скорпионов живешь, слов их не бойся и лица их не страшись, потому что они — дом огорчающий. 7 И говори им слова Мои, может быть, послушают или устрашатся, ибо они — дом прогневляющий. 8 И ты, сын человеческий, слушай Говорящего тебе, не будь упрям, как дом огорчающий, открой уста свои и съешь, что Я даю тебе». 9 И я увидел, и вот, рука протянута ко мне, и в ней — свиток книжный. 10 И Он развернул его передо мной, и в нём исписано было спереди и сзади и вписано в нём: «рыдание, и жалость, и горе». 1 И Он сказал мне: «Сын человеческий! Съешь этот свиток, и иди и скажи сынам Израиля». 2 И я раскрыл уста свои, и Он напитал меня этим свитком. 3 И сказал мне: «Сын человеческий! Уста твои съедят и чрево твоё насытится свитком этим, данным тебе». И я съел его, и он был в устах моих сладок, как мёд.  Прокимен (псалом 134), глас 6: Боящиися Господа,/благословите Господа.  Стих: Хвалите имя Господне, хвалите, раби, Господа. На вечерне Прокимен (псалом 135), глас 4: Исповедайтеся Богу Небесному, яко благ,/яко в век милость Его.  Стих: Исповедайтеся Богу богов, яко во век милость Его. Чтение Исхода  11–22] 11 По прошествии многих дней, став взрослым, Моисей вышел к братьям своим, сынам Израиля, и обнаружил страдание их. И увидел он, как египтянин бьёт одного еврея из братьев его, сынов Израиля. 12 И, оглядевшись по сторонам, никого не увидел и, поразив египтянина, схоронил его в песке.

http://azbyka.ru/molitvoslov/perevod-tek...

Тогда Господь спросил их: «А вы за кого почитаете Меня?» От лица всех апостолов ответил Ему Симон Петр: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго?» На это Господь сказал ему: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах...». Действительно, проникнуть в тайну Иисуса, руководствуясь только своим рассудком, в то время (как, впрочем, и теперь) едва ли было возможно. Когда сейчас мы мысленно обращаемся ко времени жизни Христа, нам кажется непонятным и странным, что находились люди, которые относились к Нему с презрительным недоверием. Многие, может быть, даже думают, что если бы они жили в те дни, то уже, наверно, не отвергли бы учения Спасителя, не стали бы вместе с Его родными считать Его безумцем, вместе с фарисеями — еретиком, вместе с саддукеями — обманщиком. Так кажется нам по той причине, что мы знаем Христа уже прославленного, смотрим на Его дело в свете многовековой истории Его Церкви. Но если бы мы объективно оценили обстановку жизни Иисуса и представили себе, как Он выглядел «во время оно» среди сынов человеческих, то поняли бы, что со стороны апостолов признать в Иисусе Христе Сына Божия было настоящим подвигом их веры. Истинная вера во Христа как Сына Божия приходит не через рассуждения или доказательства плотского ума и не через чувства симпатии или антипатии, она дается ищущим сердцам, как дар Божий, исходящий от Отца Небесного. Исповедание Петра было высказано так твердо, решительно, что Христос сказал ему: «Ты — Петр (камень) и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее...». Господь обещал, что на такой, как у Петра, горячей вере Он, Христос, создаст Свою Церковь, которая будет непоколебима, как скала среди бушующего моря, так что никакие силы ада не смогут ее разрушить. Поэтому сила Церкви будет заключаться в непоколебимом, как камень, открытом исповедании людьми их веры во Христа — Сына Божия.?» ... И дам тебе ключи Царства Небесного, — продолжал Христос, обращаясь к Петру, — и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010