248 . Что служение должно соблюдать чистым и непорочным, не оскверняемым каким либо супружеским сожитием, этого разве не знаете вы, которые приняли благодать служения, будучи непорочными телом, целомудренными и даже чуждыми самого супружеского общения? Мне небезызвестно, что во многих удаленных (от нашего наблюдения) местах (некоторые) зачинали детей тогда, когда они отправляли свою должность и даже священнодействовали, причем даже пытаются защитить это ветхозаветной практикой, где богослужение отправлялось (той или другой чредой) чрез (известный) промежуток времени. Но ведь (там зато) должен был оставаться чистым в течение двух или трех дней даже народ, чтобы чистым он мог приступить к жертвоприношению, – как (об этом) мы читаем в ветхом завете ( Исх.19:10 ); при этом (заповедь о чистоте была настолько строга), что необходимо было вымыть даже одежды. Итак, если во образе такая строгость (observantia), то какова же она должна быть в (самой) истине? Познай же, священник, а также и левит, что значит измыть одежды свои, дабы с чистым телом ты мог совершать таинства (celebrandis exhibeas sacramentis). Если народ, не вымывший своих одежд, не допускался к жертве, то как же ты с своей нечистой душой и телом осмеливаешься молиться за других и раздавать им (св. тайны)? 249 . Велико служение левитов, о которых говорит Господь: «Вот я избираю левитов из среды сынов израилевых, вместо всякого первороднаго, разверзающего утробу (vulvam) среди сынов израилевых; выкупом за них будут эти, и будут мне левитами. Ибо я освятил себе первородного в земле египетской» ( Числ.3:12–13 ) 395 . Мы видим что левиты не поставляются наравне с прочими, но выше других, так как они избираются из всех и освящаются; они определяются Богу, как начаток плодов и как первенцы, в которых и обеты исполняются, и подается (est) отпущение грехов. «Не исчисляй их, сказал (Господь Моисею), вместе с сынами Израиля; но поручи левитам скинию свидетельства и все сосуды ее и все, что при ней; пусть они носят скинию: и все сосуды ее и сами служат в ней и около скинии пусть ставят стан свой. И когда надобно переносить скинию, пусть поднимают ее левиты, а когда надо остановиться лагерем, то опять пусть ставят скинию сами левиты. Если же приступит кто-либо из посторонних, то пусть умрет смертью » ( Чис.1:49–51 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

В Библии (в соответствии с господствующим восточным обычаем) пост означает полное воздержание от пищи, и есть выражение всякого сильного скорбного чувства или печали. 19 Пост сочетается с плачем, покаянием, бедствием и усиленной молитвой; посему его могут добровольно налагать на себя и соблюдать все – и отдельные личности, и какие-то группы людей (семья, вероисповедная община...), и целые народы. Иудаизм уже в послепленный период разработал и установил обязательные посты в определенные времена года. Эти посты – как выражение личной набожности – становятся с тех пор весьма популярными в народе. 20 Моисей на Синае пробыл «у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил» ( Исх.34:28 ). Илия, будучи в пустыне, по повелению Ангела, «поел и напился, и, подкрепившись тою пищей, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива» ( 3Цар.19:8 ). Господь наш Иисус Христос в пустыне близ Иордана постился «сорок дней и сорок ночей» ( Мф.4:2 ). 21 Эти примеры поста удивительны тем, что далеко превосходят пределы обычных норм естественного воздержания. 22, 23 Уста Спасителя не произнесли какой-либо особенной заповеди ученикам о посте, которая должна бы соблюдаться ими из чистого благочестия. Но когда фарисеи упрекали Спасителя за то, что ученики Его не постятся так часто, как их, или как ученики Иоанна Крестителя, то «Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься, в те дни» ( Лк.5:34–35 ). Иисус указывает на неуместность соблюдения поста во время торжества. Его общение с учениками составляет столь же радостное событие, как и свадебные торжества в семье. У евреев брачные пиршества продолжались до семи дней и это было временем радости и веселия. Между тем пост служил признаком скорби. Присутствие Христа, как Жениха, среди сынов чертога брачного должно было уничтожать в них скорбь. Но такое время будет продолжаться не всегда. Подобно тому, как свадебные торжества кончаются и «дружки» 24 расходятся по домам, так кончится и пребывание Христа с учениками.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

В этом отношении и является весьма достопримечательною личностью среди сынов человеческих личность Ламеха, мужа сильного и славного в роде своем и в веке своем, высоко, выше Каина, поднявшего надменное и гордое чело свое, превознесшегося в себе настолько, что начал пародировать, по отношению к себе лично, слова Божии о Каине, и при этом в таком тоне, что он – Ламех более может сделать и более отмстить за себя, нежели мог сделать или отмстить за убийство Каина Сам Бог. Полагают, что Ламех первый из людей ввел многоженство, так как именно о Ламехе в первый раз упоминается в Библии , как о многоженце, и упоминается с ударением на сие обстоятельство: «И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла» , – говорится в Св. Писании ( Быт.4:19 ). Семейство Ламеха было одно из знаменитейших, нужно полагать, семейств «сынов человеческих»: в лице сына своего Иавала Ламех организует правильное и обширное скотоводство; в лице другого сына, Тувалкаина, достигшего знания и искусства ковать оружие из меди и железа, он делается могущественным, сильным и страшным для врагов или своих оскорбителей; в лице третьего сына, Иувала, изобретшего свирель и гусли, он украшает жизнь свою музыкальным искусством, а в лице дочери Ноемы, как думают, приобретает знание и умение прясть пряжу, хотя бы из шерсти, и ткать полотно ( Быт.4:19–22 ). В гордом сознании своего величия и силы, надменный и уверенный в себе отец такого славного и даровитого семейства Ламех говорит своим женам: «Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне, если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро» ( Быт.4:23–24 ). В этих словах Ламеха чувствуется грубое, наглое и торжествующее сознание личного самодовольства, превознесенного в себе чувства своего достоинства и уверенность в несокрушимой и страшной для других своей силе. Выражение его: «Ада и Цилла! послушайте голоса моего» , и обращение к ним в третьем лице: «жены Ламеховы! внимайте словам моим» – характеризуют личность Ламеха, как личность, упоенную сознанием своего достоинства и своего превосходства над другими: одно имя его есть уже знамя, честь и могущество.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца [и вот учение о третьей постаси], и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого не может принять, потому что не видит Его и не знает Его [да, до страданий Христа и не было Его ], а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» ( Ин. 13:7–17 ). – Дух Святый. Есть «Троичны», так называемые, – канон на Троицу, канон Духу Святому. Вы знаете, это всё, раскрывается тема единства Божества и троичности Лиц. Это такие тексты, что поражаешься: что же в душе у этого человека, : Ты прекраснее сынов человеческих (см. Пс. 44:3 ). Василий Великий пишет: Да не внешнюю красоту Христа он описывает, а восчувствовал Божество, и, получив это озарение, он, влекомый божественной любовью, объятый этой любовью, воспевает мысленную красоту Христа, которую и в словах нельзя передать. И вот человек, который эту красоту почувствовал или увидел, он перестаёт ценить всякую другую красоту, как никчёмную. Вот, – он говорит, – восчувствовал божество, об этой внутренней божественной красоте и говорит: Ты прекраснее сынов человеческих. Благодать излилась из уст Твоих (см. Пс. 44:3 ). Ну как это к Соломону всё отнести? Невозможно. Потому что из его уст не только благодать изливалась – вон какие книги, – а потом вообще положил пятно на славу свою, в иноземные культы уклонился, гарем завёл несусветный и положил пятно на славу свою. А вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и с вами будет. В одном изречении Симеон Новый Богослов говорит, что он имел посещение Духа Святаго. Не сказал: Отца или Сына. – А как, скажите нам, что это за такое общение? – Не образно. Никакого образа, никакого сравнения, и тем не менее, вот стоит рядом Некто, Которого вы не знаете (см. Ин. 1:26 ). Тема для проповеди на слова Предтечи: Среди вас стоит Некто, Которого вы не знаете. Этот Некто может и стоять действительно, и проявить Себя, Которого вы не знаете. Я благодарю вас за внимание и за долготерпение. Читать далее Источник: Лекции по Священной библейской истории Ветхого и Нового Заветов, читанные слушателям Свято-Иоанновских богословских курсов/И. Ц. Миронович. - Изд. 1-е. - Санкт-Петербург : Bockpecehie, 2013. - 1375 с., л. ил., портр.; ISBN 5-88335-074-7

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Если хотят истолковывать учение Иисуса вполне здраво, то не берут одну какую-нибудь частную черту из него, не преувеличивают ее и не выводят из нее общих заключений, как это постоянно делает Ренан. Нужно рассматривать учение во всем его общем. Рассуждая таким образом легко убедиться, что учение Иисуса никогда не заключало в себе ни социальных, ни коммунистических, ни социалистических теорий, а было основано на милосердии. Он никогда не говорил беднякам: Возьмите у другого то, чем он владеет, ибо вы имеете на это право. Он обращался прямо к богачам, говоря: Дайте вашим неимущим братьям часть богатств, дарованных вам провидением для того, чтобы вы делали из них благое употребление. Наш писатель не заметил этой существенной и основной разницы между учением Иисуса и антиевангельскими идеями коммунизма. Вина ли это прозорливости? Мы этого не знаем. Но чтобы ни было этому виной, прозорливость или добросовестность, он во всяком случае неправ, исказив совершенно учение Иисуса в данном вопросе, как и во всем остальном. Мы уже говорили, что наш антагонист, воздавая хвалу притчам Иисуса, в то же время осмеливается утверждать, что многие из них смешны и странны. В X главе он отмечает притчу об Управителе, как не заслуживающую таких определений. Разберем ее и посмотрим, так ли это на самом деле, или, быть может, не окажется ли, что просто-напросто Ренан не понял ее. «Один человек был богат и имел управителя, на Которого донесено было ему, что расточает имение его. И, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. И призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку, и напиши: восемьдесят. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечныя обители» ( Лк.16:1–9 ). Ясно, что Иисус отнюдь не выставлял этого управителя за образец; Он его называет то неверным, то неправедным управителем; под богатством неправедным Он разумеет краденое добро у Своего господина. Он определяет место этого управителя среди сынов века, стоящих в прямой противоположности к сынам света которые и суть люди добра. Он констатирует только, что люди нечестивые слишком заинтересованы в получении известных выгод: этим Он приглашает людей добра также быть заинтересованными своим делом, как нечестивцы заинтересованы своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Но совсем другой вид принимали мегалитические центры, когда изображаемое ими небо или его солнце являлось суровым ярым разрушителем, сжигающим и пожирающим своих собственных детей, свежие весенние произрастания. Тогда бамы, недавние блудилищные ложа, превращались в жертвенники, дымящиеся человеческою кровью. «Тебе мало было одного блуда, говорит пророк Иезекииль, 331 сынов своих и дочерей своих, которых ты рождала, ты приносила в жертву, на снедение им», т. е. камням лингам. В другом месте тот же пророк произносит приговор городу крови, совершающему человеческие кровопролития, такими словами: «кровь его среди него, он оставил ее на голой скале (в слав.: на гладцем камени); не на землю он проливал ее, где она могла бы по крайней мере покрыться пылью». 332 Какую здесь можно разуметь голую скалу или выглаженный камень, обагряемый кровью, если не те же мегалитические памятники, имеющие во многих экземплярах особенные приспособления для возлияния крови (так называемые чашечные камни)? Одна из больших мегалитических групп, открытая за Иорданом, в местном предании носит имя ел-Марегат, камни помазанные (кровью). А так как мегалитов в древней Палестине было очень много, так что по изображениям пророков, их можно было найти на каждой горе, под каждым деревом, то отсюда понятны библейские изображения обетованной земли как земли наполненной повсюду кровью. «И пролияша кровь неповинную, кровь сынов своих и дщерей, яже пожроша истуканным ханаанским, и убиена бысть земля их кровьми». 333 Не в этом ли ханаанском культовом обычай оставлять кровь на мегалитических чашечных камнях, как вопиющее своею яркостью свидетельство кровавого жертвоприношения, нужно искать повода для противоположной статьи закона Моисея, по которому кровь даже животного убитого, если она не возливалась на жертвенник скинии, должна была на землю (не на скалу) излиться и быть присыпана землею. 334 В книге пророка Михея 335 израильский народ представляется говорящим: «С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом неба? Со всесожжениями ли, с тельцами однолетними? Но можно ли угодить Господу тысячами овнов и неисчётными потоками елея? Разве я дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего в жертву за грех души моей».

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Псалом 147 2 и 3 стихи ясно указывают, что псалом написан по поводу восстановления Иерусалима по возвращении из плена, когда уже были поставлены городские ворота, т. е. заканчивалось его построение и когда полевые работы евреев окупались обильными жатвами. Хвали, Иерусалим, Господа, укрепляющего тебя. Господь утвердил мир в пределах твоих. Господь велик и всесилен: холод, жар, дождь и град происходят по Его воле. И этот Господь дал закон Иакову, но не другому какому народу (1–9). Пс.147:1 .  Хвали, Иерусалим, Господа; хвали, Сион, Бога твоего, Призывается весь еврейский народ к восхвалению Господа, как особенного Попечителя и Покровителя только евреев (ср. 9 ст.). Пс.147:2 .  ибо Он укрепляет вереи ворот твоих, благословляет сынов твоих среди тебя; Пс.147:3 .  утверждает в пределах твоих мир; туком пшеницы насыщает тебя; Указание ближайшего повода к восхвалению Господа – укрепление «верей ворот», т.е. завершение постройки Иерусалима и «благословение сынов» Сиона (т. е. евреев вообще), т. е. покойное и беспечальное состояние обитателей Иерусалима, которым не угрожали ни внешние враги, ни недостаток материальных средств к существованию ( Агг. 1:1–15 ). Пс.147:4 .  посылает слово Свое на землю; быстро течет слово Его; Изображение Божественного всемогущества. «Слово» – Божие повеление; «течь быстро» – неуклонно и немедленно исполняться. Все повеления Господа, как Миродержца, немедленно осуществляются, касаются ли они жизни народов, или внешней природы. Пс.147:5 .  дает снег, как волну; сыплет иней, как пепел; Пс.147:6 .  бросает град Свой кусками; перед морозом Его кто устоит? Пс.147:7 .  Пошлет слово Свое, и все растает; подует ветром Своим, и потекут воды. Снег, белый как шерсть вымытых пред стрижкой овец; иней, густой, как пепел от костра; сильный мороз, губящий растительность зимой и опасный для здоровья человека; лед зимой и ручьи весной – все это совершается по воле Господа. Пс.147:8 .  Он возвестил слово Свое Иакову, уставы Свои и суды Свои Израилю. Пс.147:9 .  Не сделал Он того никакому другому народу, и судов Его они не знают. Аллилуия. Иаков (евр. народ) должен всегда благоговеть пред Ним и благодарить Его, так как Господь, Всемогущий Повелитель Вселенной, только еврейскому народу оказывает особенное благоволение. Выражением последнего служит дарованный ему через Моисея и пророков закон, которого не имеет никакой другой народ. «Слово», «уставы», «суды» см. в объясн. 118 псалма. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Псалтирь. 190-536 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

(Ст. 14). Ибо все, кто Духом Божиим водятся, то есть те, кто вращаются в (обращаются среди) духовных предметах, сии суть сыны Божии. (Ст. 15). Ибо вы не приняли духа рабства, который вас, конечно, подверг бы рабству закона, но приняли Духа, который ведет вас к совершенству, ибо к усыновлению зовет вас, в коем (которым) взываем: «Авва отче наш», — что означает непрестанно повторяемое апостолом: «от Бога Отца нашего», и «сонаследники Христа». (Ст. 16). Ибо Сам Дух свидетельствует духу нашему, именно намерению нашему, что мы делами нашими (есмы) чада и рабы со Христом. (Ст. 17). Ибо если состраждем вместе с Ним через распятие плоти нашей, то будем сопрославляемы во время откровения Его. (Ст. 18). Ведь не равного суть достоинства страдания сего времени сравнительно с будущею славою, которой сильно желают все твари и которую они мучительно ожидают. (Ст. 19). Все твари с надеждой ожидали тех сынов, которые долженствовали быть рождены в жизнь воскресения, чтобы ради них ожить и им (тварям). (Ст. 20). Ибо суете твари подчинились. Тварями названы люди, поклоняющиеся тварям; подобное же говорит: сравнялся со скотами и подобен сделался им (ср.: Пс. 48:13). Впрочем, подчинились не желая, ибо существовала вина. И подчинил их в надежде: это была или семья Адама, которая подчинена была в надежде (будете, как боги (Быт. 3:5)), или люди, которые подчинились почитанию тварей в надежде, что они суть боги. (Ст. 21). И сами твари в надежде освобождаются от того рабства тления в свободу, которая дастся сынам (чадам) в день славы Бога. Говорится здесь, что твари получают освобождение, так что они прославятся вместе с нами в день славы нашей за то, что уничижены с нами в день уничижения и страдания нашего. (Ст. 22). Ведаем, говорит, что все твари стенают и мучаются доныне, — ибо того требует уничижение их. Ведь все твари с того времени, как подчинил их себе человек в надежде, что Бог есть солнце и луна с прочими всеми тварями, — вздыхали затем и вздыхают, и ожидают рождения сынов в воскресение жизни, которые могут познавать тварей — как тварей, а Творца — как Творца.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

16 . И сказал он ей: через год в это самое время ты будешь держать на руках сына». Женщина в радостном трепете не смеет еще верить такому счастья: «Господин мой, человек Божий, не обманывай рабы твоей!» восклицает она. В этом восклицании заключается страх не видеть выполнения обещанного ей счастья, отвечающего самым затаенным желаниям души ее, которые она не смела открыть человеку Божию. Пророчество Елисея сбывается: у женщины этой родится сын. Сонам находится недалеко от Изрееля и от горы Кармила, где пророк имел часто свое местопребывание 918 . Не думаем впрочем, чтобы пророк жил там постоянно, потому что – как указано в II, 25 – после пребывания на Кармиле пророк «возвратился в Самарию», и притом был постоянно почти в пути; но нельзя не заметить, что когда Сунамитянка идет отыскивать Елисея, то идет прямо на г. Кармил, где по-видимому была община сынов пророческих. Жизнь пророков того времени, – говорит Отто Герлах, – была соединением жизни созерцательной с жизнью деятельной; они принимали участие во всех выдающихся событиях жизни народа своего и при надобности выступали пред царей и их наместников. Но они при этом постоянно наблюдали за пророческими школами, обходили их постоянно, учили их, уединялись среди общины сынов пророческих, предаваясь молитве и духовному созерцанию и служили примером сынам пророческим, которые старались идти по стопам своих великих учителей. Ребенок, дарованный Сунамитянке по молитве и пророчеству раба Божия Елисея, подрастает. Сколько ему было лет, когда он внезапно заболевает и умирает – мы не знаем, но полагаем – не более пяти, или шести лет, так как он сидит на руках у слуги и у матери (ст. 19–20). В один день во время жатвы, т.е. в самое знойное время года, пошел мальчик к отцу своему в поле, где жали. По-видимому он поражен был солнечным ударом 919 : «и сказал отцу своему: голова моя! голова моя болит! И сказал тот слуге своему: отнеси его к матери его. И понес его и принес его к матери его. И он сидел на коленях у нее до полудня, и умер». С отчаянием в сердце при наружном спокойствии несет мать умершего сына своего на постель пророка, в ту верхнюю комнату, где он всегда останавливался. Она не говорит никому в доме, – даже мужу своему, – о смерти ребенка, но только призывает его и говорит ему, чтобы он сейчас прислал ей одну из ослиц с провожатым. Я еду, говорит она, к человеку Божию. Из ответа мужа (ст. 23–25) видно, что постановления закона Моисеева о праздниках и новомесячиях и собраниях народных в эти дни 920 поддерживались и исполнялись во Израиле верными Господу при пророческих школах, к которым собирался народ. «Он (муж Сунамитянки) сказал: зачем тебе ехать к нему? сегодня не новомесячие и не суббота. Но она сказала: хорошо 921 . И оседлала ослицу и сказала слуге своему: веди и иди. Не останавливайся, доколе не скажу тебе. И отправилась и прибыла к человеку Божию, к горе Кармил».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

170 Во 2 кн. Ездры 7:5 указывается не третий, а «двадцать третий» день. Штаде эту дату считает более вероятной, потому что пропуск числа 20 (в вышеприведенном месте Ездр.6:15 ) скорее мог случиться при переписке, чем вставка этого числа (Stade, S. 128). 171 Штаде находит, что нельзя с уверенностью освящение храма, со всеми сопровождающими его подробностями, а равно и празднование пасхи относить к тому же времени окончания храмостроения, потому что в сообщении Ездры не указано точной даты для этого (Stade, а. а. О.); но мы, с другой стороны, не видим основания и отрицать это, раз повествователь ставит эти события рядом. 172 Некоторые думают, что немногие и из 10 колен тоже вернулись. Вегтеап. zu 1Chr.9:3. S. 102–103. 174 Отведение в плен Ассирийский населения 10-коленного Израильского царства не было полным очищением покоренной страны от еврейского населения. Главным образом очищены были от этого населения т. н. «города самарийские», куда потом и были поселены жителями люди «из Вавилона, и из Куты, и из. Аввы, и из Емафа, и из Сепарваима» ( 4Цар.17:24 ), от смешения которого с остатками еврейского население и произошли Самаряне. Среди них утвердился своеобразный культ, представляющий собою смешение язычества с почитанием Иеговы (ст. 33, 41). Впоследствии борьбу с этим культом вел Иосия, разрушивший Вефильский жертвенник и высоту ( 4Цар.23:15 ). Но несомненно, не все из уцелевших в Палестине Израильтян позабыли чистое служение Иегове. Этим объясняется тяготение некоторых из них в религиозном отношении к Иерусалиму, чем и старались пользоваться цари иудейские, напр., Езекия и Иосия (2Пар. гл. 30). При Иосии сыны Ефрема и Манассии делали приношения в храм Иерусалимский ( 2Пар.34:9 ). Иосия достиг даже того, что изверг все мерзости из всех земель, которые у сынов Израилевых, и повелел всем находившимся в земле Израилевой служить Господу Богу своему. И во все дни его они не отступали от Господа Бога отцов своих» (ст. 33). При Иосии точно также совершалась всенародная пасха в Иерусалиме ( 2Пар.35:17 и сл.). После Вавилонского плена, как сообщает 1Пар.9:3 , «в Иерусалиме жили некоторые... из сынов Ефремовых и Манассииных». Были ли это палестинские остатки 10-коленного царства, или потомки переселенных в Ассирию Израильтян, воспользовавшиеся разрешением Кира вернуться на родину, с точностью неизвестно. То обстоятельство, что они жили в Иерусалиме, дает повод думать, что после плена распределение Палестинской территории по коленам едва ли было удержано. Некоторые на основании Мф.4:13 думают, что это деление существовало даже до времени Иисуса Христа; но это маловероятно. – Riehm, Hwb., Art. «Israel». Stade, S. 5. – Reinke, S. 167 ff. – Bertheau, SS. 102–103.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010