Нетрудно увидеть, что первый всадник имеет много общего со Христом: белый конь, оружие, увенчание венцом или диадемами, победоносное величие и царственность. Более того, стихи 6:2 и 19:11 имеют идентичную структуру, одинаковое начало (κα εδον, κα δο πποςλευκς, κα καϑμενος π’ ατν…), что, конечно же, сближает два эти отрывка. Сщмч. Ириней Лионский отождествлял первого всадника со Христом («Против ересей». IV.21.3), того же мнения придерживались Тихоний, Примасий, Беда Достопочтенный . Можно сказать, что явление Христа как победительного первого всадника, шествующего среди событий мировой истории, предвосхищает Второе пришествие Христа во всей полноте Его славы и божественной власти (ср. также Ин. 10:9 и 10:14). Сторонниками данного толкования является целый ряд современных исследователей, к примеру У. Ванни, П. Прижан, Й. Херцер, А. Спатафора . Аргументы от ветхозаветных текстов. Исследователи обращают внимание на символику лука в Ветхом Завете. В древнем мире лук являлся оружием не обычных воинов, но преимущественно командующих и царей. Пс. 44 описывает царя Израиля поражающим врагов стрелами из лука: «…воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела. Остры стрелы Твои, [Сильный], — народы падут пред Тобою, — они — в сердце врагов Царя» (ст. 4–5) . Иногда лук обозначает могущество врагов Израиля (Пс. 10:2; 36:14; Иез. 39:3). Достаточно часто лук связывается с Богом: Бог сокрушает луки грешников (Пс. 45:10; 75:4; Иер. 51:56; Иез. 39:3), а лук Самого Бога символизирует суд Божий (Пс. 7:13; 20:13; Авв. 3:9). Особую значимость имеет отрывок из Книги пророка Захарии, где Бог возвещает: «Ибо как лук Я натяну Себе Иуду и наполню лук Ефремом, и воздвигну сынов твоих, Сион, против сынов твоих, Иония, и сделаю тебя мечом ратоборца. И явится над ними Господь, и как молния вылетит стрела Его, и возгремит Господь Бог трубою, и шествовать будет в бурях полуденных» (9:13–14, ср. также Ис. 49:2; Ода Соломона 23:5). Как указывает Херцер, лук и меч являются в этом отрывке книги Захарии оружием Божиим . Поэтому вполне возможно полагать, что Иисус Христос, Сын Божий, обладает и луком (Откр. 6:2), и мечом (19:15). Андре Фейе в своей посвященной толкованию первого всадника статье высказывает мнение, что лук символизирует божественное правосудие, осуществляемое Мессией (ср. Иез. 5:16–17) .

http://bogoslov.ru/article/6195603

Преображение Господне Совершая проскомидию, священник в центр дискоса помещает часть хлеба, именуемую Агнцем. Это тот хлеб, которому предстоит стать Телом Христовым в результате службы и освящения, в результате прикосновения Духа. Вокруг же этого хлеба в особом порядке располагаются частицы в честь Богородицы, Предтечи, всех святых, затем – всех живых и усопших. Таким образом, на дискосе зримо представлено собрание вокруг Христа всего спасенного и спасаемого человечества. Такое же собирание Христом вокруг Себя живых и умерших мы видим на горе в день Преображения. С тремя земными спутниками и учениками Господь восходит на гору, а там к лучам засиявшей славы Его пришли из царства мертвых – Моисей, а от небес – Илия. И воплотилось то, о чем со временем скажет Павел: «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисусовым преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Фил. 2: 9 –10). «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5: 17). Так говорил Спаситель, проповедуя. И в подтверждение этих слов пришли к нему двое самых славных сынов Ветхого Завета. Как прежде на Синай и Хорив, опять пришли они на гору. Фавор имя ей. В лице Моисея Христу поклонился закон. В лице Илии с Ним беседовали пророки. Оба они своим явлением показали, что Христос – податель закона и исполнение пророчеств. Моисею однажды, среди событий великих и едва объяснимых, Бог сказал: «Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33: 20). Но вот прошли долгие годы, многие поколения сменили друг друга. Наказания и благословения, предсказанные Моисеем, в свою очередь опускались на головы сынов Израиля. Наконец «пришла полнота времени» (Гал. 4: 4), и на землю пришел воплотившийся Сын Божий. Теперь Моисею стало возможно увидеть лицо Его. Уже не боялся умереть Моисей от этого лицезрения, и не только потому, что тело его уже давно лежало в земле, а лишь душа наслаждалась лицезрением Истины. Но еще и оттого, что не убивает, но греет; не калечит, но животворит Агнец Божий, для того и пришедший, чтобы взять на Себя грехи мира.

http://pravoslavie.ru/48166.html

Пусть образованные евреи знают не только Ницше, Маркса и Бебеля, но пророков и мудрецов Ветхого Завета, пусть знают Рабби Гиллела и Моисея Маймонида. Не нужно думать, что это еще более разделит их с русскими. Неправда, люди, благоговеющие пред Богом, всегда ближе друг к другу, чем жалкие безбожники, и я нисколько не стыжусь сказать, что чувствую себя гораздо ближе к верующему еврею или магометанину, чем к неверующему русскому. Я глубоко убежден в том, что, изучая свой закон и своих средневековых богословов, евреи больше будут уважать и христианскую веру, и русские тогда будут вести с ними искренний обмен своих религиозных убеждений. Так, например, пр. Феодосии Печерский по ночам выходил на торг и беседовал с евреями о вере; блаженный Иероним в своих толкованиях древних пророков приводит и мнения «помогавшего ему в переводе текста» еврея, и нужно сказать, мнения весьма основательны, приближающиеся нередко к чистому христианству. Отдели же, Израиль, от себя своих доморощенных безбожников и не ходи вслед их. Вспомни, какими проклятиями угрожает Бог чрез Моисея и чрез Давида-псалмопевца народу, если он будет слушать таких людей. «Да не будет между вами корня, произрастающего яд и полынь, такого человека, который, услышав слово проклятия сего, похвалялся бы в сердце своем, говоря: «я буду счастлив, несмотря на то, что буду ходить по произволу сердца своего», – и пропадет таким образом сытый с голодным. Не простит Бог человеку такому, но тотчас возгорится гнев Господа и ярость Его на такого человека и падет на него все проклятие завета сего, написанное в сей книге закона и изгладит Господь имя его из поднебесной» ( Втор. 29, 18–21 ). Не слушайте и русских, ваших продажных друзей, которые сегодня за деньги защищают вас, а завтра предадут вас. Где нет веры в Бога, там нет бескорыстного человеколюбия, а одно лицемерие и пронырство. Только среди русских – верующих в Бога и во Христа – можете вы встретить людей, имеющих к вам жалость, а прочие поддерживают речь о ваших правах не потому, чтобы жалели вас, а для того только, чтобы разрушить свое отечество, которое они ненавидят, как ненавидел отчизну Авессалом и Самей, сын Бихри, и Ахав, и Гофолия, и Пасхор, сын Эммеров. Любить сынов чуждого и иногда враждебного отечеству своему народа, жалеть их и вразумлять их бескорыстно могут только те, которые смотрят дальше политической минуты, дальше дверей этой земной жизни, которые презирают в вечность и, любя сынов своей веры как исполнителей воли Промыслителя, скорбят о душах непознавших истины, потому что и этим душам предстоит явиться на суд Божий. Голосом участия, голосом любви говорят к вам не кадеты и социалисты, не те, которые домогаются вашего равноправия, а те, которые любят Христа, говорившего на вашем языке и восклицавшего со слезами: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе, – сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, а вы не захотели» ( Мф. 23, 37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Теперь Господь, проницая Своим духом до конца времен, произносит пророчество, скорбное для иудеев и радостное для народов языческих: Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Это пророчество на сегодня в значительной степени исполнилось, да и теперь продолжает исполняться. На востоке и на западе от народа иудейского жили народы языческие. (Господь не сказал многие язычники, но лишь многие с востока и запада, хотя ясно, что Он имел в виду язычников. Почему Он не сказал язычники? " Дабы не возмутить иудеев, для того и говорит осторожно с востока и запада " . Феофилакт). Многие из них полностью перешли в веру Христову, как, например армяне и абиссинцы, греки и римляне и все народы европейские; другие народы лишь частью стали христианскими: например, арабы и египтяне, индийцы и персы, китайцы и японцы, эфиопы и малайцы. В то время как евреи, которым Царство сперва и было предложено, и доныне продолжают упорствовать в своем неверии во Христа. И за это они в большей степени, чем все прочие народы, рассеяны по всему миру, согнаны со своих мест, презираемы и ненавидимы народами, среди коих поселились как пришельцы. Таким образом, жизнь их на земле стала тьмой внешней и скрежетом зубов. Слово кромешная означает внешняя, или наружная. " Поскольку тот, кого Господь выгонит вон, словно за двери, наружу, лишится света то по причине сего тьма названа внешней (наружной) " (Иероним). Но по сути это означает отлучение и полное удаление от Бога: пребывание в дальней стороне, еще более дальней, чем та, в которой блудный сын страдал от голода и, нуждаясь, завидовал даже свиной пище. А в мире ином окажутся за бессмертной трапезой их собственных праотцев: Авраама, Исаака и Иакова, - больше людей со всех сторон света, всех рас и всех языков, чем их, евреев. И будет в мире том для неверных сынов Царства: тьма, плач и скрежет зубов. Высохший виноградник Домовладыка искореняет и лозы бросает в огонь, а на его место сажает и прививает дикий виноград. Взбунтовавшихся сынов Своих Отец Небесный отлучает от Себя навеки, а вместо них усыновляет Своих наемников. И так избранные становятся неизбранными, а неизбранные - избранными, первые - последними, а последние - первыми.

http://pravoslavie.ru/47443.html

Теперь фараон видит евреев, видит их беспомощность, сознаёт свою победу, считая дело уже сделанным. Здесь Моисей играет на психологическом моменте, ему надо заставить фараона пойти за израильтянами, когда они начнут “ускользать” от него через море. Как видим, евреи готовят не побег от египтян, а разгром египетского войска. И опять же, как изюминка всего замысла, подчёркивается, что войско фараоново — это колесницы. И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом сынов Израилевых, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их; и вошел в средину между станом Египетским и между станом сынов Израилевых, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, и не сблизились одни с другими во всю ночь. И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону (Исх 14:19–22). Из всего вышесказанного напрашивается вывод о том, что Моисей переправлял людей не один день и может быть не за один раз. Не здесь ли кроется и причина того, что израильтяне, выйдя к морю и зная, что фараон рано или поздно догонит их, вдруг ни с того ни с сего останавливаются перед морем, разбивают лагерь и ждут, что с ними будет дальше?! Всё было бы так нелепо, если бы не чёткий расчёт Моисея, который знал, для чего ему нужно выигранное время. Мордехай Гишон в своих исследованиях идентифицирует место столкновения между израильтянами и преследовавшими их египтянами как узкую полосу земли между Средиземным морем и солёной лагуной, известной как Сербонское море 23 . Но независимо от того, каким образом и в результате чего там появилось место, глубина воды которого позволяла двигаться людям, колонна, выйдя к морю, не остановилась, а сразу же приступила к форсированию водной преграды, насколько позволяли пропускная способность и условия местности. При этом те, кто ожидал своей очереди для переправы на другую сторону, разбили лагерь, в котором они находились, пока не подошли войска египтян.

http://pravmir.ru/voennoe-iskusstvo-v-kn...

То же и Давид, пророчествуя о Нем, говорит: «и Ты избавил Мою душу из ада преисподнего» (Пс.75:13; 29:4). Воскресши же в третий день, Он сказал Марии, которая первая увидела Его и поклонилась: «не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не взошел к Отцу Моему, а поди к ученикам и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему» (Гал.20:17).    2. Итак, если Госиодь соблюл закон мертвых, чтобы быть первородным из мертвых и пробыл до третьего дня в преисподних местах земли, а потом, восстав во плоти, так что даже показал ученикам следы гвоздей, так и взошел к Отцу: то как не постыдятся те, которые говорят, что «преисподние места земли» — это есть окружающий нас мир, и что внутренний человек их, оставляя здесь тело, восходит в пренебесное место? Ибо, когда Господь «ходил среди тьмы смертной» (Пс.22:4), где были души умерших, а потом телесно воскрес и после воскресения вознесся: то очевидно, что и души учеников Его, ради которых Господь и делал это, пойдут в невидимое место, назначенное им от Бога, и там пробудут до воскресения в ожидании Его, потом же восприняв тела и вполне воскресши, т. е. телесно, как и Господь воскрес, так и пойдут в присутствие Божие. «Ибо никакой ученик не выше учителя своего; но и усовершенствовавшись будет всякий как учитель его» (Лк.6:40). Посему как Учитель наш не тотчас излетел и отшел (на небо), но ожидая определенного Огцем времени Своего воскресения, которое было означено также чрез иону, после трех дней воскрес и вознесся, так и мы должны ожидать назначенного Богом времени нашего воскресения, предвозвещенного пророками, и, так воскресши, вознестись, сколько Господь найдет достойными сего. Глава XXXII. Святые в той плоти, в которой много пострадали здесь, получат плоды своих подвигов    1. Поелику, мысли некоторых увлекаются еретическими речами и они не ведают распоряжений Божиих и таинства воскресения праведных и Царства, которое есть начало нетления и чрез которое достойные постепенно привыкают вмещать Бога; то необходимо сказать, что праведные должны сперва, воскресши для лицезрения Бога, в обновленном создании получить обещанное наследие, которое Бог обещал отцам, и царствовать в нем, а потом настанет суд. Ибо справедливо, чтобы в том же создании, в котором подвизались или подвергались скорбям, всячески испытанные в страдании, они и получили плоды страдания своего, и в создании, в котором умерщвлены по любви к Богу, в том же и оживились, и в и создании, в котором понесли рабство, в том же и царствовали. Ибо Бог всем богат, и все принадлежит Ему. Надлежит также, чтобы и самое творение, восстановленное в первобытное состояние, беспрепятственно послужило праведным; и это показал Апостол в послании к римлянам, так говоря: «ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих; потому что тварь покорилась суете не добровольно, но ради покорившаго ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тления в свободу славы сынов Божиих» (Рим.8:19-21).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

То же и Давид, пророчествуя о Нем, говорить: «и Ты избавил Мою душу из ада преисподнего» ( Пс.75:13 ). Воскресши же в третий день, Он сказал Марии, которая первая увидела Его и поклонилась: «не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не возшел к Отцу Моему, а поди Е ученикам и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему» ( Гал.20:17). 2. Итак, если Господь соблюл закон мертвых, чтобы быть первородным из мертвых и пробыл до третьего дня в преисподних местах земли, а потом, восстав во плоти, так что даже показал ученикам следы гвоздей, так и возшел к Отцу: то как не постыдятся те, которые говорят, что «преисподния места земли» — это есть окружающий нас мир, и что внутренний человек их, оставляя здесь тело, восходит в пренебесное место? Ибо, когда Господь «ходил среди тьмы смертной» ( Пс.22:4 ), где были души умерших, а потом телесно воскрес и после воскресения вознесся: то очевидно, что и души учеников Его, ради которых Господь и делал это, пойдут в невидимое место, назначенное им от Бога, и там пробудут до воскресения в ожидании Его, потом же восприняв тела и вполне воскресшие, т. е. телесно, как и Господь воскрес, так и пойдут в присутствие Божие. «Ибо никакой ученик не выше учителя своего; но и усовершенствовавшись будет всякий как учитель его ( Лк.6.40 ). Посему как Учитель наш не тотчас излетел и отошел (на небо), но ожидая определенного Отцом времени Своего воскресения, которое было означено также чрез иону, после трех дней воскрес и вознесся, так и мы должны ожидать назначенного Богом времени нашего воскресения, предвозвещенного пророками, и, так воскресши, вознестись, сколько Господь найдет достойными сего. Глава XXXII. Святые в той плоти, в которой много пострадали здесь, получат плоды своих подвигов 1. Поелику, мысли некоторых увлекаются еретическими речами и они не ведают распоряжений Божиих и таинства воскресения праведных и Царства, которое есть начало нетления и чрез которое достойные постепенно привыкают вмещать Бога; то необходимо сказать, что праведные должны сперва, воскресши для лицезрения Бога, в обновленном создании получить обещанное наследие, которое Бог обещал отцам, и царствовать в нем, а потом настанет суд. Ибо справедливо, чтобы в том же создании, в котором подвизались или подвергались скорбям, всячески испытавшие в страдании, они и получили плоды страдания своего, и в создании, в котором умерщвлены по любви к Богу, в том же и оживились, и в создании, в котором понесли рабство, в том же и царствовали. Ибо Бог всем богат, и все принадлежит Ему. Надлежит также, чтобы и самое творение, восстановленное в первобытное состояние, беспрепятственно послужило праведным; и это показал Апостол в послании к римлянам, так говоря: «ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих; потому что тварь покорилась суете не добровольно, но ради покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тления в свободу славы сынов Божиих» ( Рим.8:19-21 ).

http://azbyka.ru/apokalipsis/protiv-eres...

Уважение и любовь, которые, по заповеди апостольской, пасомые должны питать к своим духовным пастырям, вообще определяется наименованием «отец духовный» или «батюшка», с коим мирянин обращается к лицу носящему сан пастыря. Те же самые обязанности, которые лежат на детях – к родителям их плотским, должны быть действенны и в отношениях духовных чад к их духовным отцам. Сюда прежде всего относится повиновение и покорность, без которых, по слову Божию, не пользует и благовествование. Повинуйтесь, – внушает св. апостол Павел христианам, – повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет, чтобы они делали это с радостию, а не воздыхая, ибо для вас это не полезно ( Евр.13:16, 17 ). Другая обязанность пасомых в отношении их духовных отцов и пастырей – это молитва о них ко Господу Богу о благоуспешном служении их: молитесь за нас, говорит св. Апостол, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас, и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера ( 2Сол.3:1–2 ). Наконец, на пасомых лежит долг взамен духовных благ, изобильно получаемых от пастырей и чрез пастырей Церкви, входить в их видимые нужды и по мере сил содействовать их земному благосостоянию. Пастыри духовные – те же люди, и как люди, имеют право ясти и пити ( 1Кор.9:4 ); пастыри церкви отечественной – люди семейные и, стало быть, обязанные питать присных им и воспитывать детей своих по плоти. Пастырство духовное с древнейших времен пользовалось правом содержания от пасомых, правом освященным волей Господней. Когда израильтяне, вступая в землю обетованную, готовились заранее занять предуказанный каждому колену участок, Господь сказал Аарону и всему колену Левиину: «в земле их не будешь иметь удела и части не будет тебе между ними». «Я – часть твоя, и удел твой среди сынов израилевых» ( Чис.18:20 ; Лев.10:6 ). Это значило, что в самом священстве будет единственный источник внешнего обеспечения сынов Аароновых и всего колена Левиина.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Умирающий Иаков, благословляя детей своих, когда дошла очередь до Иуды, четвертого из сыновей его, изрекает о нем и потомстве его следующее: Иуда, говорит старец, тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель и Ему покорность народов ( Быт.49:8–10 ). Смысл этого пророчества и по преданию иудейскому, и по толкованию свято-отечеству 375 есть тот, что колено Иудино до тех пор не перестанет иметь своих правителей и законодателей, пока не придет Примиритель (Шило), которому покорятся народы. Оно служило, таким образом, прекрасным добавлением ко всем прежним обетованиям и пророчествам, определяя, во-первых, уже в самом народе еврейском то колено, которое имело быть осчастливленным появлением среди него благословенного семени, и, во-вторых, время, когда должно было это совершиться. Так, действительно, и говорит о том история. Из всех колен Израилевых только одно колено Иудино и во время плена ( Есф.3:8 ), и после плена ( 1Езд.9:1, 8:25 ) не теряло прав ни жить по своим законам, ни иметь своих начальников. Оно потеряло их только со времени воцарения Ирода Идумеянина, но это время и было временем явления Мессии. Пророчество Валаама. Валаам был пророк, живший в Месопотамии. Призванный Валахом, царем Моавитским, проклясть Израиля, он, по вдохновению Духа Божия, вместо проклятия, изрекает благословение и дает следующее пророчество: Вижу Его, говорит пророк, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых. Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих, а Израиль явит силу свою ( Чис.24:17–18 ). О ком другом, и здесь, мог говорить пророк, как не о лице Мессии? Кто, кроме Него, мог быть настолько сильным и могущественным, чтобы пленить всех сынов Сифа или, что то же – весь род человеческий? К Нему и относимо было это пророчество и иудейским преданием, и христианскою церковию 376 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Халев сказал ей: что тебе? Она сказала: дай мне благословение, ибо ты отдал меня замуж в земли южные. И получила она Голафмаим верхний и Голафмаим нижний». И, завершая рассказ об этом, Писание гласит: «Вот удел колена сынов Иудиных» ( Нав.15:17–20 ). Вы видите, что поистине необходима помощь Бога, чтобы объяснить все это, и что совершенно невозможно человеку рассуждать об этом, если он не просвещен Божьей благодатью. Так помогите мне вашими молитвами и потрудитесь со мной, чтобы Господь благоволил пролить свет истины на эти сокровенные и непонятные отрывки, дабы могли мы открыть вам, насколько эти слова истинны, благотворны и Божественны, но по слабости человеческой природы сокрыты в образах и окутаны тайнами. 5 . Давайте сначала выясним, почему Халев получил столицу, первую среди всех в земле обетованной и столицу Енака. «Енак» означает «тщетное смирение» или «тщетный ответ». Халев получил столицу тщетного смирения. Без сомнения, есть два вида смирения. Одно – достойное похвалы, о котором Спаситель говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Мф.11:29 ). Именно об этом смирении сказано: «Всякий смиряющий 23 себя возвысится» ( Лк.14:11 ), и в другом месте: «Смиритесь под крепкую руку Божию» ( 1Пет.5:6 ). Но есть и другое, греховное смирение, подобное тому, которое упоминается в Писании, когда говорится о незаконном единении: «И смирил ее 24 » ( 2Цар.13:14 ) – написано это об Амноне, который «смирил» Фамарь, сестру свою. Итак, есть смирение тщетное, исходящее от греха. И именно столицу тщетного смирения захватил и разрушил Халев, и убил трех сынов Енака, которые были сынами тщетного смирения, и после того, как уничтожил их, он сам живет в этом городе и делает то, о чем написано далее. Кто же эти сыны тщетного смирения, которых истребил Халев? Первый – Шешай, что означает «вне меня», то есть «вне святого», ибо сын тщетного смирения находится вне того, что свято, вернее, вне Бога. Второй, Ахиман, означает «брат мой далек от благоразумия», как если бы мы сказали «неразумный брат».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010