28–31. И причастишася Веельфегору, и снедоша жертвы мертвых: и раздражиша его в начинаниих своих, и умножися в них падение. И ста Финеес. и умилостиви, и преста сечь: и вменися ему в правду, в род и род до века. Самое глубокое оскорбление Богу Израильтяне наносили тем, что неоднократно обнаруживали склонность к грубому идолослужению. – И причастишася Веелфегору, – Израильтяне принимали участие в священнодействии или в приношении жертв Ваал-Фегору, т. е. идолу бога Ваала, стоящему на горе Фегор. – И ели жертвы мертвым, точнее – бездушным, т. е. идолам. – Так они раздражали своего, истинного Бога в начинаниях – в правах и действиях своих; а за это умножилось в них падение – увеличилась смертность, именно, вторглась к ним моровая язва, опустошившая их стан. – И восстал Финеес, и умилостивил Бога, и преста сеч, точнее – прекратилось сокрушение или поражение народа язвой, как бы мечом, – И это «умилостивление» Бога и спасение народа вменено Финеесу в правду – в праведность – в род и род до века, т. е. и потомству его на веки. Когда Израильтяне подошли уже к устью реки Иордана, жили в Ситтиме и начали вступать в преступные связи с дочерьми Моавитян, а эти приглашали народ к жертвам богов своих, и ел народ жертвы их и кланялся богам их; и прилепился Израиль к Ваал-Фегору: то воспламенился гнев Господень на Израиля. И сказал Господь Моисею: возьми всех начальников! народа и повесь их Господу пред солнцем, (– как бы в жертву) и отвратится от Израиля ярость гнева Господня. В это время Финеес, сын Елиазара и внук Аарона первосвященника, показал особую ревность в истреблении идолопоклонства и преступных связей с иноплеменниками. Тогда сказал Господь Моисею: «Финеес, сын Елиазара, отвратил ярость мою от сынов Израилевых, возревновав по Мне среди их, и Я не истребил сынов Израилевых в ревности Моей: посему скажи: вот, Я даю ему Мой завет мира, и будет он ему и потомству его по нем заветом священства вечного, за то, что он показал ревность по Боге своем и заступил сынов Израилевых» ( Чис.25:1–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Ни избранные на время вожди, ни священники и вообще иерархия в народе Божием не имели угнетающего влияния на общество, как это было, например, в Египте. Весь народ еврейский был священным и избранным; этого не было нигде и нет нигде ничего похожего. Разделения на классы или сословия еврей не знал до конца; за исключением только того, что священники избирались из одного колена Левиина» 324 . Господь Бог, присутствовавши среди них, безусловно воспрещал обращение к гадателям и прорицателям ( Втор.18:10–15 ), говорил им многократно и многообразно в пророках ( Евр.1:1 ), воздвигал им славных мужей, героев веры и благочестия, которые, как Гедеон, Варак, Сампсон, Иефеай, Самуил, Давид, побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих ( Евр.11:32–34 ). Господь никогда не отвергал народа Своего, ибо даже при видимом греховном растлении всего народа еще оставался святой остаток ( Рим.11:1–5 ). Таким образом «он не числится между народами» (23:9), он не разделяет жребия других народов, и Господь его защита. Истина этого предсказания доселе удивительно исполняется, несмотря на (временное) ожесточение сынов Иакова в отношении к Мессии ( Рим.11:25:31 ): между тем как могущественные государства древнего мира – Египет, Хеттеи, Ассирия, Вавилон и проч. бесследно погибли, Израиль и во времена Ветхого Завета неоднократно спасался от угрожающих совершенной погибелью напастей, и по возвращении из плена продолжает размножаться посреди церкви Нового Завета даже в своем отвержении, а со временем выступит для принятия определенного Богом жребия ( Рим.11:26–27 ), ибо дары и призвание Божие непреложны ( Рим.11:29 ). Таким образом, именно вследствие своей особой сравнительно с другими народами долговечности на земле он при видимой малочисленности составляет день от дня в загробном мире столь многочисленные сонмы своих сынов, что нет возможности определить числовой величиной потомков Иакова или подвергнуть исчислению мириады сынов Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Плоть, истощенная постом и обрезанная чрез воздержание, избегает поношения египтян, обладающих тучным телом, и может сказать то, что читается во многих [списках] издания LXX: истомилась плоть моя в земле пусте, непроходне и безводне; тако во святем явихся Тебе (Псал. 62:2-3) Итак, если мы восхотим когда-либо ввести иноплеменников в храм Божий, то должны обрезать уши их, и губы, и сердце, и всю плоть, и глаза, вкус и обоняние, чтобы все мы делали со страхом Божиим и разумно. Пусть слышат это епископы и пресвитеры и весь чин церковный и пусть не вводят сынов чужих, необрезанных сердцем и необрезанных плотию, чтобы они не были во святилище Божием и не оскверняли дом Его. Ибо если они сделают это, то к ним будет применимо следующее затем: и приносите хлебы Мои, то есть хлебы предложения, во всех Церквах и по всей земле, происходящие от одного хлеба, и не только хлебы, но также тук, о котором написано: напита их от тука пшенична (Псал. 80, 17), и кровь, которая была пролита при страдании Христовом. Это так следует читать и такой должен быть порядок чтения: когда вы вводите в святилище Мое иноплеменных сынов, необрезанных сердцем и плотию и оскверняете дом Мой; то осмеливаетесь приносить хлебы, и тук и кровь, священные (mystica) таинства, и не понимаете, что вы разрушили или преступили завет Мой чрез все злодеяния и беззакония ваши, и не сохранили постановлений святилища Моего и не поставили стражей служб Моих в святилище Моем. Все же прещение направлено против тех, кои не вняли увещанию апостола: руки скоро не возлагай ни на когоже, ниже приобщайся чужим грехом (I Тим. 5:22). Или, может быть, так следует понимать: вы разрушили завет Мой всеми злодеяниями вашими и не сохранили постановлений святилища Моего и осмеливаетесь ставить недостойных и чужих стражей на служение в святилище Моем для себя самих, при чем нужно подразумевать: а не для Меня. Смысл же следующий: они по плотскому служат и помогают вам и для вашего успокоения оскверняют святилище Мое.    Ст. 9—16. „Так говорит Господь Бог: никакой иноплеменник, необрезанный сердцем и необрезанный плотию, не войдет в святилище Мое, [и] никакой сын чужой, живущий среди сынов Израилевых.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

То же можно сказать и о подаче заявлений в суд, в то время как преступное деяние еще не прекращено. То есть о подаче в суд не сейчас, когда выставка уже закрыта, вследствие правильных действий православных братий наших. А подавать заявление в суд, когда эта выставка продолжает свое функционирование - это все равно, что если у вас под окном насильники будут насиловать женщину, и она будет кричать, вы, глядя в окно, будете описывать эти действия, для подачи заявления в суд вместо того, чтобы прервать эти действия либо собственноручно, либо вызвав тот наряд милиции, который быстро приедет, а не тот, который, вы знаете , приедет через час, когда женщина будет уже изнасилована, или ребенок избиваемый будет убит насильниками или уголовниками. Это по существу, ничто иное, как оправдание своему малодушию и трусости. Но малодушие и трусость не имеют ничего общего со смирением, равно как и христианская добродетель терпения не имеет ничего общего с антихристианской, навязываемой нам лжедобродетелью терпимости, толерантного, терпимого, никакого отношения к злу. " Любящии господа ненавидите злая " , - говорит Св. Пророк Давид. Господь говорит в Апокалипсисе: " Обаче то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела николаитов, их же и Аз ненавижду " . Ненависть к злу - это есть великая христианская добродетель, это есть оборотная сторона нашей любви к Богу, к добру. И вот, хочется сказать еще о православной мере отношения к подобного рода преступлениям: Про Финееса, сына Елиазарова, сына Аарон священника, в Книге Числ сказано: " Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, увидев это, встал из среды общества и взял в руку свою копьё, И вошел вслед за Израильтянином в спальню, и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину в чрево её: и прекратилось поражение сынов Израилевых. Умерших же от поражения было двадцать четыре тысячи. И сказал господь Моисею, говоря: Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, отвратил ярость Мою от сынов Израилевых, возревновав по Мне среди их, и Я не истребил сынов Израилевых в ревности Моей;

http://moral.ru/O_Vladimir_Muzei_Radonez...

4. Итак, выслушай, что я скажу; я хочу просить Тебя, наставь меня 1048 ! 5. Прислушиваясь ухом, слушал я Тебя, a ныне око моё видит Тебя 1049 ; 6. и потому отрицаюсь и раскаиваюсь на прахе и пепле 1050 ! 7. И было после того, как изрёк Иегова слова сии к Иову, сказал Иегова Елифазу Феманскому: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы не говорили так справедливо обо Мне, как раб Мой Иов 1051 . 8. И ныне возьмите себе семь тельцов и семь козлов, и идите к рабу Моему Иову, и вознесите всесожжение за себя, и Иов раб мой помолится за вас; ибо Я только его лице приму, чтобы не поступить с вами по вашей глупости; ибо вы не говорили обо Мне так справедливо, как раб мой Иов 1052 . 9. И пошли Елифаз Феманский и Валдад Савхейский и Софар Нааматский, и сделали, как сказал им Иегова, и принял Иегова лице Иова 1053 . 10. И Иегова возвратил потерю Иова, когда он помолился за друзей своих, и прибавил Иегова ко всему, что было у Иова, вдвое 1054 . 11. И пришли к нему все братья его и все сёстры его и все прежние знакомые его, и ели с ним хлеб в доме его, и утешали его и сожалели его за всё бедствие, которое навёл Иегова на него, и дали ему каждый по одной кесите и каждый по одному золотому кольцу 1055 . 12. И Иегова благословил последние дни Иова более первых, и было у него четырнадцать тысяч мелкого скота и шесть тысяч верблюдов и тысяча пар волов и тысяча ослиц 1056 . 13. И было у него семь сынов и три дочери 1057 . 14. И дал он имя первой: Иемима, имя второй Кециа, и имя третьей Керенгаппух 1058 . 15. И не нашлось женщин столь прекрасных, как дочери Иова, на всей земле, и дал им отец их наследство среди братьев их 1059 . 16. И жил Иов после сего сто сорок лет и видел сынов своих и сынов сыновних до четвертого рода 1060 . 17. И умер Иов старцем и насытился днями 1061 . 1 См. прибавление к кн. Иова в переводе 70-ти. Оно начинается так: Сей объясняется из Сирийской книги. Книга здесь разумеется не иная, как Сирийский перевод Ветхого завета, сделанный в 1-м или 2-м веке по Рожд. Хр.; следственно, в нем появилось первоначально сие прибавление, а из него уже перешло в Греческую Библию .

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

Если так, то в слове Своем «без греха» – ναμρτητος – Он разумел вообще «непогрешившего» ни в чем и вообще «невиновного» ни в чем в жизни человека: значит, осуждая грех «прелюбодеяния» в Своем слове «женщине, ятой в прелюбодеянии»: «иди, и впредь не греши»! – Иисус Христос в таковом же Своем слове: «и Я тебя не осуждаю», т. е. на побиение камнями, – дал Божественное указание на то, что те наказания и те узаконения, которые прор. Моисей дал «по жестокосердию» народа иудейского ( Мф.19:7–8 ), в среде верующих в Него человеческих обществ не должны иметь места. В заключение рассуждений, изложенных в настоящей главе о «суде убийц», не можем не высказать следующей нашей мысли: где в обществах человеческих «Каины» не получают должного им «суда убийц», там, выразимся образным словом пророка, «шатается под людьми земля, как пьяная, и качается, как колыбель, и беззаконие ее тяготеет на ней: она упадет и уже не встанет» ( Ис.24:16 …20). Глава LIII «Равви»! – спросили Иисуса Христа Апостолы о слепорожденном, – «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым»? Иисус Христос ответил: «Не согрешил ни он, ни родители его, но чтобы явились дела Божии на нем» ( Ин.9:2–3 ): значит, среди испытаний и так называемых, «скорбей и несчастий», постигающих людей в «веке сем и в мире сем», могут быть такие «испытания, болезни, печали», значение и смысл которых содержится в идее, по-видимому, особой, – сверх идеи «суда добра над злом» в среде сынов человеческих, и конечный верховный «разум» которых бесконечно и священно велик, ибо относится к особенному и, можно сказать, исключительному служению людей «делу Божию и славе Божией» на земле. «Дело Божие» в людях и «слава Божия», понятно, не раздельны, ибо совершить «дело Божие» значит и «прославить Бога» (Сн. Ин.6:29 ; Мф.5:16 ; Ин.17:4 ), а потому указываемое нами «особенное и чрезвычайное служение» людей «делу Божию», имея значение большее, чем «суд добра над злом» в среде сынов человеческих, т. е. в самой истории сынов человеческих, имеет и «славу свою в славе Божией» сверх славы служения «суду добра над злом».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Несомненно, что красота духовная придает какую-то удивительную притягательность даже самому нескладному телу, тогда как уродливая душа делает отвратительным даже самое складное тело. Пророк Давид, изливая слово благое, говорит Царю своему, Христу Господу: Ты прекраснее сынов человеческих... Господь Сам Себе создал телесное облачение таким, какое Он хотел. Если бы Он хотел явиться в мир как телесно самый прекрасный человек среди всех сынов человеческих, Он это мог бы сделать. Но в Евангелии нет и упоминания о том, что Он телом Своим привлекал людей к Себе и телесным строением воздействовал на людей. Сам Он сказал: Плоть не пользует нимало ( Ин.6:63 ). Значит, ясно, что Давид говорит не о телесной красоте Царя Христа, а красоте Его духовной, Божественной. Это, кстати, вполне понятно из последующих слов Псалмопевца: благодать излилась из уст Твоих. Значит, непревзойденная красота Сына Божия заключается не в форме, очертаниях уст Его, а в потоке благодати, которая из уст Его изливается. ...И мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему ( Ис.53:2 ), – говорит опять же о Христе пророк Исаия. И как согласуется сказанное Исаией с тем, что говорит Давид? Полностью согласуется. Давид говорит о внутренней красоте Христа, а Исаия – о Его внешне униженном виде. Исаия хочет сказать: мы видели Его не как царя или богача, а как Слугу и Страдальца. О, Господи Иисусе Христе, Ты для нас прекраснее всех людей и Ангелов – слава бессмертной и непреходящей красоте Твой. Молимся Тебе: исправи, Господи Благий, исправи безобразие душ наших, изуродованных грехом. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 5 Ноября. Поучение о красоте дочери Царя Вся слава дщери Царя внутри...( Пс.44:14 ) Церковь Божия – дочь Царя. Какой бы ни была она внешне бедной, и невзрачной для телесного глаза, и гонимой, и униженной, однако внутри она исполнена царского сияния и красоты. Царь предопределяет красоту царской дочери, Тот, Кто прекраснее сынов человеческих. Церковь Божия – как облачение Христово: Христос живет в ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Хотя про Корея сказано, что он провалился под землю со своими близкими и родными, но, оказывается, не со всеми: там были какие-то хорошие сыновья Кореевы. Почему мы это знаем? Когда мы читаем Псалтирь, там иногда бывает сказано: «Псалом сынов Кореевых» ( Пс.46:1; 47, 1; 48, 1; 83, 1; 84, 1; 86, 1; 87, 1 ). Значит, не все провалились! Исх.6:25 . «Елеазар, сын Аарона, взял себе в жену [одну] из дочерей Футииловых, и она родила ему Финееса». Финеес был очень ревностный человек, который боролся с любым проявлением блуда в стане Божием. Когда он увидел, что один израильтянин привел в шатер язычницу, он взял копье и обоих их пронзил. Исх.6:25–27 . «Вот начальники поколений левитских по семействам их. Аарон и Моисей, это – те, которым сказал Господь: выведите сынов Израилевых из земли Египетской по ополчениям их. Они-то говорили фараону, царю Египетскому, чтобы вывести сынов Израилевых из Египта; это – Моисей и Аарон». Казалось бы, мы знаем, что это Моисей и Аарон – зачем такое повторение? Дело в том, что имя «Моисей» не переводится как «вынутый из воды»: в этом случае его звали бы «Машуй», а не «Моше». А имя Моисей (или Моше) означает «вынимающий из воды». А Аарон – это первый священник среди народа Божьего. Поэтому когда их имена неожиданно, казалось бы, повторяются, то это не что иное, как пророческие подсказки для нас, потому что само имя Моисея означает, что именно он выведет еврейский народ из Египта и вынет его из воды – проведет евреев через Красное море. Исх.6:28–29 . «Итак в то время, когда Господь говорил Моисею в земле Египетской, Господь сказал Моисею, говоря: Я Господь!». Опять: «Я Господь!», и некая двойственность: Бог, с одной стороны, милостив к Своим, но Он и умеет их защитить! Исх.6:29–30 . «Скажи фараону, царю Египетскому, все, что Я говорю тебе. Моисей же сказал пред Господом: вот, я несловесен: как же послушает меня фараон?» Моисей уже несколько раз повторяет, что он несловесен, хотя эта ситуация уже решена: есть Аарон, который заменяет его. Но, с другой стороны, это подчеркивает, что, поднимаясь на высоту особых отношений с Богом – а о Моисее сказано, что ни до него, ни после него не было таких пророков, как он! – он оставался смиренным человеком, человеком, который не кичился своими личными качествами, достижениями…

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Чудеса для неверия – только суд правый и правое осуждение; они ясно говорят, что Господь дал для неверных и злобных все, чтобы привлечь их к Себе, что Он не хотел их погибели; безответно неверие пред судом Божиим и его слуги сами себя губят, зане любве истины не прияша во еже спастися им ( 2Сол. 2:10 ). Но для тех, кто веровал, для апостолов и учеников Христовых, для христиан всех последующих времен эти чудеса, виденные ими или открытые в слове Божием, служили и служат подкреплением веры, утешением в страданиях, радостью о Господе. Они сообщали и сообщают верующим такую силу убеждения, такую преданность Спасителю, что делали союз с Ним крепче смерти и исторгали из уст и сердец вдохновенные и восторженные слова, – слова исповедания для всякого горячо верующего сердца: «Что нас разлучит от любви Божией? Скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или беда, или меч? За Тебя умерщвляют нас всякий день, как овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, никакая тварь не может разлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе Господе нашем» ( Римл. 8:35–39 ). Братие! Сегодня и мы с вами стоим лицом к лицу пред чудом, которое совершилось на земле русской 17 октября 1888 года, когда явил Господь любовь Свою и милость к Помазаннику Своему – нашему Царю с Его Семейством, когда, говоря словами ныне чествуемого Церковью пророка Божия Осии, от руки адовы избавил Его и от смерти искупил Его ( Ос. 13:14 ). Пусть глумится и глаголет нечестивую хулу злобствующее неверие: подобает и сему быти; пусть надменное легкоумие придумывает естественные причины события, когда среди всеобщего разгрома и бушующих стихий, среди смерти и разрушения, Ангел Господа, по воле Его, явился хранителем Царя и Его Семьи и даровал их России невредимыми. Но для нас, для верных сынов Церкви, для верных сынов отечества и Государя, здесь чудо; здесь великое чудо милости Божией к России, ибо страшно даже и подумать, что было бы с нашим отечеством, если бы 17 октября 1888 года Царский Дом наш погиб в крушении поезда. Пусть же чудо это не пройдет для нас бесследно, пусть не будет среди нас людей, подобных евангельским фарисеям, что в неверии своем приготовили себе гнев на день гнева и откровения страшого суда Божия. Днесь аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших! ( Пс. 94:8 ; ср. Евр. 3:8, 4:7 ). Пусть исполнятся сердца наши радостью о спасении царя, веры, преданности, благодарения и славословия к Богу-Промыслителю!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

   Ст. 3—5. Вот Я наведу на вас меч и разрушу высоты ваши. И разорю жертвенники ваши, и идолы ваши будут сокрушены, и повергну убитых ваших пред идолами вашими. И положу трупы сынов Израилевых пред лицом идолов ваших и рассыплю кости ваши вокруг жертвенников ваших во всех местах жительства вашего.    Горам Израилевым говорится, что Бог разрушит высоты их, на которых люди поклонялись измышленным богам, и сокрушит жертвенники идолов, и чтителей их соделает умерщвленными пред капищами их, чтобы трупы умерших лежали там, где прежде лежали жертвы, и будут рассыпаны кости, — не гор, но тех, которые лежали на горах, вокруг жертвенников и во всех городах и селениях Израилевых. Это применительно к буквальному пониманию. Также и на тех, которые возносятся в гордыню, о которых апостол говорит: разум кичит, а любы созидает (1 Кор. 8:1), наводится меч, чтобы все идолы, измышленные ими самими, были сокрушены и чтобы они лежали убитыми и узнали что они мертвы, видя, что нисколько не помогают им их идолы и измышления. Говоря же, что Он рассыплет кости гор вокруг жертвенников, Он указывает на то, что все самые сильные их будут взаимно разъединены. Ибо полезно для превратного знания отделять худых от худых. И как те, которые, вследствие пагубного соглашения, построили башню, были для собственной пользы рассеяны, и были разделены языки их (Быт. гл. 11), чтобы весьма худое согласие не сделало их худшими; так кости гор будут рассыпаны, чтобы они уразумели тщетность своих стремлений. Поставленного нами: и положу трупы сынов Израилевых пред идолами вашими у Семидесяти нет.    Ст. 6—7. Города будут опустошены и высоты разрушены; и будут разорены и погибнут жертвенники ваши и будут сокрушены и уничтожатся идолы ваши и изгладятся произведения ваши. И будет падать убитый среди вас, и узнаете, что Я — Господь.    Причина очевидна, почему города гор будут опустошены, — именно для того, чтобы были разорены высоты, и низвергнуты жертвенники и идолы, и погибли капища и прекратилось все служение идолам, и пали убитые среди гор и чтобы они узнали, что Он есть Господь. Чрез это нам дается повод более следовать духовному пониманию, — что города еретиков, которые означают церкви, и высоты гордости их, и жертвенники превратных учений будут сокрушены, и погибнут идолы, которых они образовали себе из своего сердца, и будут истреблены не храмы, а капища, которые они воздвигли против храма Божия и которые называются греческим словом τεμνη, то есть капища и требища, и будут уничтожены все произведения гор, которые суть дела не Бога, но ложного знания учителей. И когда падут убитые среди гор, — или убитые самими горами, или мужами церковными, которые их, худо живущих, убивали для их спасения; тогда настанет конец для высокомерных гор, чтобы они познали, что Он есть Господь. Но может быть, что из одного народа гор Израилевых, по убиении одних, другие познают [Господа]. Ибо губителю, раны приемлющу, безумный коварнее будет (Притч. 19:25).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010