Апостол Иоанн Богослов также свидетельствует о тайне троичности, когда пишет: « ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и   Сии три суть едино» ( 1Иоан. 5:7 ). В этом изречении также указывается и троичность Лиц в Боге и единство существа. Отец, Слово и Святой Дух называются тремя свидетелями, следовательно, они различны между собою; следовательно, Слово и Дух, поставляемые свидетелями наравне с Отцом, не суть только два свойства Его или силы, или действия, а суть такие же Лица, как и Отец: «И сии три едино суть». Следовательно, Слово и Святой Дух имеют одну и ту же Божескую природу и существо, что и Отец, так как если бы они имели природу низшую и тварную, то между Ними и Отцом было бы бесконечное расстояние, и тогда уже никак нельзя было бы сказать, что «сии три едино суть». II. Немало в Новом Завете и таких свидетельств, в которых указывается личность того или другого Лица Святой Троицы и отдельность его от других Лиц. Так, Священное Писание изображает личность Отца , когда приписывает Ему: а) ведение: «никто не знает Сына, кроме Отца» ( Мф. 11: 27 ); б) волю : «не ищу воли Моей, но воли пославшего Меня Отца» ( Ин. 5 : 30); в) деятельность: «Отец Мой ныне делает» (5:17), а также, когда подобно говорит, что Отец послал в мир Сына, потом Святого Духа, что Он любит Сына и мир, открывает людям истину, дает блага просящим у Него, прощает грехи и т.д. Вообще, что Бог Отец есть лицо, а не безличное начало, это ясно уже из того, что Бог не только по учению откровения, но и по требованию здравой человеческой мысли должен быть представляем не иначе как личностью. Поэтому даже еретики, отвергавшие личность Сына и Святого Духа, не отвергали личность Отца. Сын Божий так же есть лицо, отличное от Отца и Духа Святого, а не тот же Отец, только скрывшийся в образе Сына, а также не сила или свойство Его. Священное Писание изображает личность Сына, когда и Сыну, как Отцу, усвояет: а) ведение : «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца» ( Ин. 10:15 ) б) волю : «Отче! Которых Ты дал мне, хочу, чтобы там, где Я, и они

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

И кои суть плоть, те, как утратившие Духа Божия, питаются собственною плотию. Это же говорит и святый в псалмах: внегда приближатися на мя злобующым, еже снести плоти моя ( Пс. 26:2 ). Ибо съедается не дух, который бестелесен, а плоть, доступная для укушения диких зверей. И тогда Сын или всякая плоть, которая увидит спасение Божие, скажет, что Искупитель и Спаситель его есть тот, кто боролся с Иаковом или был помощником силы Иаковлевой, чтобы, побежденный при страдании, благословлял распинателей: Отче, отпусти им: неведят бо, что творят ( Лк. 23:34 ). Глава L. Ст. 1. Так говорит Господь: где разводное письмо матери вашей, с которым Я отпустил ее? Или кто заимодавец Мой, которому Я продал вас? Вот вы проданы за беззакония ваши, и за преступления ваши Я отпустил мать вашу. Ибо Я пришел, и не было мужа; Я звал и никто не слушал. LXX : Так говорит Господь: какое разводное письмо матери вашей, с которым Я отпустил ее? Или какому заимодавцу и истязателю Моему Я продал вас? Вот за грехи ваши вы проданы и за беззакония ваши Я отпустил мать вату, ибо Я пришел, и не было человека, Я звал, и никто не слушал. После призвания язычников и царей и князей, питателей и кормилиц, и плена у того, кто прежде был сильным и крепким и добыча которого распределена апостолам, и после безумия демонов, насыщавшихся собственною плотию и упивавшихся своею кровию; когда вся плоть узнала, что Искупителем и сильным был сам Бог Израилев: говорит народу иудейскому о Сионе, который прежде говорил: оставил меня Господь, и Господь забыл меня . Вы думаете, что вследствие Моей жестокости оставлена мать ваша, земной Иерусалим, и что по жестокосердию Я дал ей разводное письмо, и не знаете того, что было в действительности, – что она сама отступила от Меня. Ибо когда Я говорил ей: перестаньте поступать беззаконно, научитесь делать добро, она не захотела слушать, но отвернулась от Меня. Поэтому Я сказал сыновьям ее: горе им, ибо они отступили от Меня, уличены поступавшие нечестиво в отношении ко Мне, – и ей [сказал]: научит тебя отступление твое и злоба твоя вразумит тебя, и ты узнаешь, какое зло для тебя в том, что ты оставила Меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

О том, что Дух Святый не тварь Все, что сотворено, допускает в себе переворот и перемену, по слову пророка, который говорит Богу: «Кто сотворил семизвездие и Орион, и претворяет смертную тень в ясное утро, а день делает темным как ночь? «(Ам. 5, 8). Но Дух не допускает в Себе ни переворота, ни претворения. Поэтому Дух не тварь. Поскольку тварь делится на два рода — на тела и существа бестелесные, то так же делятся и перевороты, бывающие с тварью. И тела допускают переворот в сущности: так, сей «тленный» мир, по Писанию, изменится «в нетление»; и «смертные» тела наши «облекутся» в «бессмертие» (1 Кор. 15, 53) или, еще не истлевшие, истлеют. А существа бестелесные и разумные допускают переворот или в действований, или в воле, по сказанному: «ангелов согрешивших не пощадил» (2 Пет. 2, 4). Поэтому если сотворенное допускает в себе переворот, иное в сущности, а иное в воле, Дух же Святой не допускает в Себе переворота или изменения ни по сущности, ни по действованию, то следует, что Дух не тварь. Всякая освящаемая тварь свята. Но Дух Святой есть не что–либо освящаемое, но освящающее. Поэтому Он не тварь. Ничто сотворенное не свято в своей сущности. Ибо в сущности святое не имеет нужды во внешней святыне. Поэтому все сотворенное имеет нужду во внешней святыне, когда делается достойным привлечь к себе святыню. Но Дух не имеет нужды в святыне, потому, что свят в сущности. Поэтому Он не тварь. Всякая тварь служебна Создателю, по слову пророка, который так говорит Богу: «все служит Тебе» (Пс.118, 91). А служебное не может дать другому свободы и сыноположения, которых само не имеет в своей сущности. Но Дух дает свободу и сыноположение, ибо Дух вопиет в сердцах наших: ««Авва, Отче!» Поэтому ты уже не раб, но сын» (Гал.4, 6). Поэтому Он не тварь. Ни одна тварь несообщима так разумной душе, чтобы могла вселиться в нее существенно. Дух Святой вселяется в нее, по слову сказанного: мы «храм Божий», «и Дух Божий живет в вас» (1 Кор. 3, 16). Поэтому Дух не тварь. Всякая разумная тварь может принять в себя и добродетель, и порок.

http://predanie.ru/book/68862-tvoreniya/

О том, что Дух Святый не тварь Все, что сотворено, допускает в себе переворот и перемену, по слову пророка, который говорит Богу: « Кто сотворил семизвездие и Орион, и претворяет смертную тень в ясное утро, а день делает темным как ночь? «(Ам. 5, 8). Но Дух не допускает в Себе ни переворота, ни претворения. Поэтому Дух не тварь. Поскольку тварь делится на два рода — на тела и существа бестелесные, то так же делятся и перевороты, бывающие с тварью. И тела допускают переворот в сущности: так, сей «тленный» мир, по Писанию, изменится « в нетление» ; и «смертные» тела наши «облекутся» в « бессмертие» (1 Кор. 15, 53) или, еще не истлевшие, истлеют. А существа бестелесные и разумные допускают переворот или в действований, или в воле, по сказанному: « ангелов согрешивших не пощадил» (2 Пет. 2, 4). Поэтому если сотворенное допускает в себе переворот, иное в сущности, а иное в воле, Дух же Святой не допускает в Себе переворота или изменения ни по сущности, ни по действованию, то следует, что Дух не тварь. Всякая освящаемая тварь свята. Но Дух Святой есть не что–либо освящаемое, но освящающее. Поэтому Он не тварь. Ничто сотворенное не свято в своей сущности. Ибо в сущности святое не имеет нужды во внешней святыне. Поэтому все сотворенное имеет нужду во внешней святыне, когда делается достойным привлечь к себе святыню. Но Дух не имеет нужды в святыне, потому, что свят в сущности. Поэтому Он не тварь. Всякая тварь служебна Создателю, по слову пророка, который так говорит Богу: « все служит Тебе» (Пс.118, 91). А служебное не может дать другому свободы и сыноположения, которых само не имеет в своей сущности. Но Дух дает свободу и сыноположение, ибо Дух вопиет в сердцах наших: « «Авва, Отче!» Поэтому ты уже не раб, но сын» (Гал.4, 6). Поэтому Он не тварь. Ни одна тварь несообщима так разумной душе, чтобы могла вселиться в нее существенно. Дух Святой вселяется в нее, по слову сказанного: мы «храм Божий», « и Дух Божий живет в вас» (1 Кор. 3, 16). Поэтому Дух не тварь. Всякая разумная тварь может принять в себя и добродетель, и порок.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

   А в своей молитве и песне кому, как не Господу Христу, говорит он: «Господи, услышах слух Твой и убояхся. Господи, разумех дела Твоя и ужасохся!» (Аввак. III:2 и ниже)? Ибо что означает это восклицание, как не невыразимое в словах удивление предугаданному новому и неожиданному спасению людей? «Посреде двою животну познан будеши» (Abb.IIÏ2) — что это значит, как не среди двух заветов, или среди двух разбойников, или среди Моисея и Илии, беседовавших с Ним на горе? «Внегда смутитися души моей во гнев, милость (Твою) помянеши», — что это значит, как не то, что (пророк) представляет в своем лице иудеев, к коим принадлежал по своему происхождению? Смущенные великим гневом, они пригвоздили к кресту Христа, а Он, помня о милосердии, говорил: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лук. XXIII:34). «Бог от Фемана грядет и Святый — от горы приосененныя чащи» (Авв.3:3). Выражение «от Фемана» некоторые переводят «с юга» или «из Африки», чем обозначается полдень, т. е. пламень любви и блеск истины. Тенистую же и чащею покрытую гору можно объяснять различно; но я охотнее разумел бы под нею возвышенность божественных Писаний, пророчествовавших о Христе. Ибо там много предметов, покрытых тенью и мраком, которые дают упражнение уму исследователя. А приходит Он оттуда, когда там Его находит тот, кто их уразумевает. «Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля» (Авв.3:3). Что это, как не то же, что говорится и в псалме: «Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя» (Пс. 56:6)? «Блеск ее — как солнечный свет» (Авв.3:4) — что, как не «Слава о Нем просветит верующих». «Рози (рога) в руках его» (Авв.3:4). Разве это не знак победы крестной? «Пред лицем Его предыдет слово, и изыдет на поле по стопам Его» (Авв.3:5): что это значит, как не то, что о Нем предвозвещено было прежде, чем пришел Он сюда, и проповедано после того, как отошел отсюда? «Он стал - и подвижеся земля»: (Авв.3:6) не то ли значит, что Он стал, чтобы оказать помощь, что поколеблется земля, чтобы уверовать. «Воззрел — и в трепет привел народы» (Авв.3:6), т. е. сжалился и обратил народы к покаянию. «Вековые горы распались» (Авв.3:6), т. е. силою чудес сокрушена гордость надменных. «Первобытные холмы опали» (Авв.3:6), т. е. уничижены на время, чтобы быть возвеличенными вечно. «Пути Его — вечные» (Авв.3:6), т. е. видел подвиг любви, получивший вечную награду.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В.М. Чернышев О единстве церкви Единство Церкви является одним из основных догматов христианского вероучения. Иисус Христос основал на земле одну Церковь : «...Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16:18 ). Таким образом, речь идет об одной Церкви, а не о многих. Господь также говорит о единстве верующих: «...и будет одно стадо и один Пастырь» ( Ин. 10:16 ). Единство верующих составляло предмет Его последней молитвы, известной под именем первосвященнической: «Отче Святый! Соблюди их во имя Твое; тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» ( Ин. 17:11 ). Было установлено одно крещение и одно причастие. И опять акцент делается на одной Церкви: «...один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех...» ( Еф. 4:5 ). Апостолы заповедали на все времена: «сохранять единство духа в союзе мира» ( Еф. 4:3 ). В связи с этим апостол Павел предупреждает: «...остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них» ( Рим. 16:17 ). О том же сказано и в слове Иоанна Златоуста : «Разрывать единство и полноту Церкви – есть не меньшее зло, чем создать ересь» (ЖМП, 1971, 8, стр. 10). Таким образом, Церковь – это живое тело Божественного Логоса, воплощенной второй ипостаси Святой Троицы – Иисуса Христа. И надо помнить, исходя из этого определения, что тело это растет и развивается, а стало быть, изменяется и совершенствуется. Мы святимся святостью Церкви, но сама Церковь не оскверняется нашими грехами, ибо ее святость не от нас, а от Бога через Христа. Церковь Свята и Божественна потому, что освящена кровью Иисуса Христа и дарами Духа Святого, хотя дела церковных людей могут быть далеки от совершенства. «Воспринять Божество, – писал В. Соловьев, – человек может только в своей истинной целости, во внутреннем единстве со всем; следовательно, воистину обожествленный человек... непременно есть соборный или кафолический – всечеловечество или Вселенская Церковь . Человек, который сам по себе помимо Церкви хочет достигнуть Божественного значения, такой индивидуальный человеко-бог есть воплощение лжи, пародия на Христа, или антихрист... Так радиус круга один и тот же для всей окружности, одинаково определяет расстояние от центра люби из ее точек, и, следовательно, он сам по себе есть уже образующее начало круга, точки же периферии лишь в своей совокупности могут образовать круг. Вне этой совокупности, т.е. вне круга, отдельно взятые, они не имеют никакой определенности, но и круг без них недействителен. В человечестве такой круг есть Церковь » 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

В соответствующем Евангелии ( Мф. 25, 1–13 ) приводится притча Господня о пяти мудрых и пяти неразумных девах, не приготовивших елея к встрече Жениха и оставшихся потому вне брачного пира – Царства Небесного. «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий», – призывает Господь в заключение этой притчи. В шестом чтении Апостола – Гал. 5, 22–6, 2 – апостол Павел исчисляет духовные плоды, внушая пастырям, чтобы они исправляли согрешающих в духе кротости. «Носите бременá друг друга, и таким образом исполните закон Христов», – призывает он. В Евангелии от Матфея (15, 21–28), читаемом затем, повествуется о великой вере жены хананейской, дерзновенным усилием испросившей здоровья своей дочери. Ряд чтений из Посланий святого апостола Павла завершается отрывком из 1Фес. 5, 6–19 , содержащим призыв апостола к верным утешать малодушных, поддерживать слабых, прощать зло. «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите, ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте», – взывает он к нашим сердцам. Наконец, святой евангелист Матфей (9, 9–13) повествует о том, как он был из мытарéй призван Господом и соделался апостолом, и приводит слова Иисуса Христа роптавшим на Него фарисеям: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы. Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». По совершении последнего помазания пресвитеры окружают постель больного или он сам становится посреди них и первенствующий, открыв Святое Евангелие, возлагает его письменами на голову принявшего Таинство и произносит молитву к Господу Иисусу, Царю Святому, не хотящему смерти грешника, но да обратится и жив будет: «... Не полагаю руку мою на главу пришедшаго к Тебе во гресéх и просящаго у тебе нами оставление грехов, но Твою руку, крепкую и сильную, яже во Святом Евангелии сем, еже сослужители мои, держáт (или... еже аз держу) на главе раба Твоего (рабы Твоя, имярек) и молюся (с ними) и прошу милостивое и непамятозлобное человеколюбие Твое, Боже, Спасителю наш, пророком Твоим Нафаном покаявшемуся Давиду о своих согрешениих оставление даровавый и Манесиину еже о покаянии молитву приемый. Сам и раба Твоего (рабу Твою, имярек), кающагося (кающуюся) о своих си согрешениих, приими обычным Твоим человеколюбием, презирáяй вся его (ея) прегрешения...» При чтении этой молитвы елеопомазанный непрерывно повторяет: «Господи, помилуй». Затем священнику следует, сняв с головы его Евангелие, дать его поцеловать больному. Краткая ектения о милости, жизни, здравии и спасении его и оставлении грехов вместе с двумя стихирами святым бессребреникам-целителям и Божией Матери заканчивают Таинство, и бывает отпуст. Принявший его благоговейно трижды покланяется совершителям, говоря из глубины сокрушенного сердца: «Благословите, отцы святии (или: отче святый) и простите мя, грешнаго (грешную)» (трижды). Получив иерейское благословение, отходит, благодаря Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С Церковью также, как с обществом верующих, Господь обещает пребывать лично, хотя и невидимо, даже и по вознесении Своем на небо, во все дни до скончания века ( Мф.28:20 ) и ей же именно, в смысле совокупности всех христиан, в видах продолжения и довершения дела Его на земле, ради распространения христианской веры во всех концах земли и с целью выражения главнейших христианских истин в точных и определенных положениях – в догматах – и благоустроения всего внешнего состояния Церкви по отношению к богослужению и управлению в ней, Господь дает обещание ниспослать от Отца иного Утешителя вместо Себя, Духа Святаго, Духа истины, имеющего научить всему, чего апостолы при жизни Господа на земле не могли еще вместить ( Ин.16:13 ). Накануне своих страданий, в первосвященнической молитве своей, Господь ходатайствует пред Отцом главным образом о том, чтобы уверовавшие в Него, ставшие Его последователями, всегда и неизменно сохраняли между собой единение в мысли и чувстве, в вере и любви, то есть являли собой единое и нераздельное общество, или Церковь : Отче святый! Соблюди, их (апостолов) во имя Твое... чтобы они были едино, как и мы ( Ин.17:11 ); не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их: да будут все едино ( Ин.17:20–21 ). Отсюда высшим идеальным состоянием христианства, последним пределом его торжества на земле, Господь прямо провозглашает соединение всех верующих в Него в одно нераздельное общество, как бывает с объединением овец в одном стаде под управлением одного пастыря, то есть соединение всех христиан в одну всемирную Церковь под главенством единого общего Спасителя, Христа ( Ин.10:16 ). После Господа и апостолы, верные заветам Своего божественного Учителя, также не иначе представляют себе истинно-верующих, как неразрывно связанными между собой, составляющими одно общество, или Церковь . Церковь , по их учению, есть не просто случайно составившейся агрегат (собрание) людей вследствие общности почитания одного и того же лица или единства веры и убеждений, воспринятых в школе одного и того же учителя; но и внутренне необходимое, органически зародившееся и развивающееся общество верующих в Христа, стоящее в неразрывной связи с целым ходом откровения, насаждения и распространения на земле христианской веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Petropav...

Царствие Божие, или Благодать Духа Святого, одно и то же. И можно сказать, что Царствие Божие – есть Благодатное Царство (а не земное). Об этом Царстве мы и молимся во втором прошении Молитвы Господней. Воистину, оно есть «не от мира сего», а от Бога. Но хотя Царство Божие, по существу своему, «не от мира сего», однако все мы живём в сем земном царстве. И все дни нашей жизни мы должны посвящать исканию благодатного Царства. Это выяснено преподобным Серафимом в его чудной беседе о цели христианской жизни: всё земное есть лишь средство для основной христианской цели. Потому мы обязаны упражнять все свои силы для исполнения не только личных подвигов (молитвы, постов, милостыни и пр.), но и для исполнения обязанностей государственных, общественных, семейных и т.д., как говорит апостол Павел: «Едите ли, пьёте ли, или иное что делаете, всё делайте в славу Божию» ( 1Кор.10:31 ); всё мы должны обращать в стяжание благодати Духа Святого, в возрастание во Христе, в приобретение Царства Божия, в приготовление к Царству Божию, к Царству Небесному. Но оно – как мы видели – начинается ещё здесь. Теперь нужно нам остановиться на словах: «Да приидет». В Молитве Господней Царство Божие представляется не пришедшим уже, а желательным, просимым, будущим. Что это значит? Значит ли это, что оно не пришло ещё ко мне лично или не явилось вообще в мир, и мы молимся, чтобы Царствие Божие пришло теперь к людям? Это не относится к пришествию в мир и Самого Господа Иисуса Христа. Сам Он, вслед за Иоанном Крестителем, говорил лишь: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.3:2,4:17 ), а не пришло уже. И у евангелиста Марка говорится: «Пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк.1:14–15 ). То же и у евангелиста Луки( Лк.10:9–11 ). Что же означает это слово «приблизилось?» Следовательно, оно ещё не пришло, не наступило ещё – даже и с пришествием Господа Иисуса Христа. Даже и по Воскресении Своём Он ещё, в продолжение 40 дней являясь ученикам, говорил им «о Царствии Божием». И ученики ещё не могли отрешиться от земных, общежитейских воззрений и спрашивали Господа: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» ( Деян.1:6 ). В ответ на это Он сказал им ясно: «Вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святый» ( Деян.1:8 ). И это произошло в день Пятидесятницы, когда на них сошёл Дух Святой в виде огненных языков, и они «начали говорить на иных языках» ( Деян.2:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

«Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (ст. 11). Вот в чем сущность богословия, вот для чего нужны правильные догматы, вот почему столь большое значение святые отцы придавали правильному учению и за будто бы ничтожное, как казалось некоторым, искажение готовы были и кровь пролить! Если мы правильно исповедуем Святую Троицу, иначе говоря правильно верим в Бога, значит, мы будем «едино», все вместе соединимся в Православной Церкви в некое единое многоипостасное человечество, как рассуждают некоторые богословы. Нас разделяют между собою и делают как бы отдельными существами, часто враждующими друг с другом, различные случайности: прежде всего грехи происходящее от него своеволие, затем — воспитание, те или иные человеческие предрассудки, разные земные вещи, греховные и по видимости не имеющие в себе греха. Если же мы будем хранить правильное исповедание, будем иметь любовь друг к другу, наподобие той, какую имеют Лица Пресвятой Троицы, то мы составим единый организм: многоипостасную единоприродную человеческую Церковь, во главе которой — Сам Христос. Недаром апостол Павел называет. Церковь телом Христовым, глава которой — Христос (см. 1 Кор.12:17; Еф.5:23 ). В сущности, мы и есть одно тело, так как ничем особенным друг от друга не отличаемся, все наши отличия случайны и ничтожны. По благодати Божией не только национальности не имеют одна перед другой никакого преимущества или недостатка, но даже различие полов, мужского и женского, по словам апостола Павла (см. Гал.3:28 ), также не является принципиально значимым. Потому что и оно случайно, так как возникло в связи с грехопадением: не было бы грехопадения, не было бы и разделения полов. И человек уделяет внимание этому различию тоже по случайной причине. Приведу такой пример. У двух людей разнятся черты лица, — для нас это не имеет никакого значения. Но вдруг объявляют, что люди, у которых, скажем, широкие скулы и носы определенной формы, получают преимущество, а те, у которых форма лица другая, — будут умалены. Случайная причина, на которую мы раньше не обращали внимания, вдруг становится очень весомой. А не было бы нужды разделять людей на более красивых и некрасивых или, например, по расовому признаку, то мы бы никакой разницы и не замечали. Так же и в отношении различия полов: до грехопадения на него не обращали внимания, а по падении оно приобрело значение едва не первостепенное. Когда же человек исполняется Божественной благодати, это различие для него также нивелируется и перестает быть хоть сколько-то значимым.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010