На праздник Пасхи иудеи стекались в Иерусалим не только с разных концов Палестины, но и из других стран тогдашнего света; а потому в храме и его пристройках располагалось множество торговцев для продажи жертвенных животных и для размена иностранных денег на еврейскую монету. Все это не могло не соблазнять искавших в храме молитвенного безмолвия. Придя в храм, Господь изгнал из него всех продающих и покупающих и опрокинул столы менял. Дом Мой, – сказал Он, – домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников ( Мф. 21:13 ). Были тогда в храме и перешедшие из язычества в иудейство; они старались увидеть Иисуса. Господь, как бы желая благословить начаток Церкви из язычников, сказал: Пришел час прославиться Сыну человеческому... Отче! Прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: И прославил и еще прославлю. Не для Меня, – продолжал Господь, – был глас сей, но для народа... Когда Я вознесен буду от земли – всех привлеку к Себе. Теперь Он ясно говорил о Своей кончине, зная, что уже пришло время, предназначенное от вечности (см.: Ин. 12:28–33 ). Враги Его неустанно следили за Ним, чтобы, овладев Им посредством какой-нибудь хитрости, избавиться от ненавистного обличителя. На помощь такому черному замыслу поспешил ученик Христа Иуда Искариотский, который по страсти сребролюбия и условился предать Его за тридцать сребренников. В пасхальный вечер Иисус пришел в назначенный предварительно от Него в Иерусалиме дом, чтобы совершить с Апостолами последнюю Пасху. Желая показать ученикам Своим пример истинного смирения, Он умыл им ноги и, по совершении Пасхи, установил на все времена Нового Завета таинство Евхаристии, или Причащения. Во время вечери Господь указал Своего предателя в Иуде, который вслед за тем и пошел на свое страшное преступление. По вечери, прекратив возобновившийся между Апостолами спор о первенстве и предсказав им общее искушение, а Петру даже троекратное отречение, Иисус Христос с пением оставил горницу, где была Тайная Вечеря, и отошел за город, к горе Елеонской. Недолго уже оставалось Ему быть с Апостолами, которых Он так возлюбил. Разверзлось сердце Его, и сладостные, последние слова полились из уст Спасителя. В продолжение пути Он утешал учеников Своих в разлуке с Собою благоволением Отца Своего и надеждою сошествия Святого Духа; уверял в Своей постоянной помощи и содействии, называя Себя виноградною лозою, а их ветвями этой лозы; убеждал ко взаимной любви и упованию в бедствиях и, в заключение всего, произнес трогательную молитву о единстве верующих с Богом и между Собою. Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы... Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (см.: Ин. 17:11–21 ), – так молился Господь Иисус Христос Небесному Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

И как стало легко после молитвы и помилования Божия! Слава человеколюбию и долготерпению Твоему, Господи! Бойся как-нибудь унижать ближнего! Надежда моя на Бога. Он со всех сторон окружает меня: с высоты, снизу, с боков, извнутри. Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? [ Пс. 138, 7 ]. Один Бог и Отец всех [ Еф. 4, 6 ], из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им [ 1Кор. 8, 6 ]. Вся забота обо мне и обо всех нас лежит на Отце Небесном. Мы должны жить без печали. Всю печаль вашу возвергше Нань, яко Той печется о вас [ 1Пет. 5, 7 ]. Когда будет восставать на дух плоть с своими страстями и похотями, тогда тотчас надо призвать имя Божественной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, или единого от Троицы, Иисуса Христа Сына Божия и говорить: Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко... Святый... или так: Боже Отче, Боже Сыне, Боже Душе Святый, Троице Единице, помилуй мя; или: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя – и потом перекрестить с верою крестообразно чрево свое. Потом же, благословись, испить святой или простой воды и, если хочется есть, поесть простого черного хлеба с солью, не более. И таким образом усмирять свою плоть, представляя себе гроб, и тленное свое тело во гробе, и червей в своих внутренностях, и прах, в который оно обратится. Подавая милостыню, помни всегда, что деньги – прах, а нищий – человек, бесценный образ Божий, искупленный бесценною кровию Сына Божия, и не презирай нищего из-за праха твоего, хотя бы ты и целую гору злата дал ему. То и милостыня, когда подаешь с милым сердцем и видом и с верою в приемлющего Христа, а не с грубостию, не с нерадением, как псу, не из приличия, не неохотно, не с горечью и досадою, чтоб только отделаться, ибо это уже не будет милостыня богоугодная. Доброхотно дающего любит Бог [ 2Кор. 9, 7 ]. Не служи диаволу и в самом благом деле. Чтоб не помнить зла на ближнего, который часто досаждает, надо смотреть на него как на гостя, вчера к нам прибывшего, которому мы обязаны любовию и ласкою. Ибо не гости ли все мы на свете, вчера пришедшие жить в этой гостинице, называемой миром?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   ВОПРОС: Кого мы славим или хвалим в этой молитве? Молитва Пресвятой Троице    Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.    Пресвятая Троица, помилуй нас; Господи (Отче), прости нам грехи наши; Владыко (Сын Божий), прости беззакония наши; Святый (Дух), посети нас и исцели наши болезни, для прославления имени Твоего.    Пресвятая — в высшей степени святая; Троице — Троица, три Лица Божества: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святый; грехи и беззакония — дела наши, противные воле Божией; посети — приди; исцели — излечи; немощи — слабости, грехи; имене Твоего ради — для прославления имени Твоего.    Молитва эта — просительная. В ней мы обращаемся сначала ко всем трем Лицам вместе, а потом к каждому Лицу Троицы отдельно: к Богу Отцу, чтобы Он очистил грехи наши; к Богу Сыну, чтобы Он простил беззакония наши; к Богу Духу Святому, чтобы Он посетил и исцелил немощи наши.    А слова: имене Твоего ради относятся опять ко всем трем Лицам Святой Троицы вместе, и так как Бог Един, то и имя у Него одно, а поэтому мы говорим «имене Твоего», а не «имен Твоих».    ВОПРОСЫ: Какая эта молитва? К кому мы обращаемся в ней? Что означают слова: очисти грехи наша, прости беззакония наша, посети и исцели немощи наша? К кому мы обращаемся, когда говорим: имене Твоего ради? Что означают эти слова? Молитва Господня    Отче наш, Иже еси на небесех! 1. Да святится имя Твое.2. Да приидет царствие Твое.3. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.4. Хлеб наш насущный даждь нам днесь.5. И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим.6. И не введи нас во искушение.7. Но избави нас от лукавого.   Яко Твое есть царство, и сила, и слава Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.    Отец наш небесный! 1. Да святится имя Твое.2. Да приидет царство Твое.3. Да будет воля Твоя и на земле, как и на небе.4. Хлеб наш насущный дай нам на сей день.5. И прости нам грехи наши, как и мы прощаем согрешившим против нас.6. И не допусти нас до соблазна.7. Но избавь нас от лукавого.   Потому что Тебе принадлежит царство, сила и слава Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

      «Господь славословится во святых храмах, а монахи-пустынники славят Бога в сердцах своих. Сердце пустынника — храм, а ум его служит престолом, ибо Господь любит обитать в сердце и уме человека».       И еще говорил он, что когда непрестанная молитва утвердится в глубине сердца, тогда весь мир превращается в храм Божий.   О уподоблении человека Христу       СТАРЕЦ много и говорил, и писал, что хранящие заповеди Господни похожи на Христа. Уподобление Христу может быть и большим и меньшим, но пределов этому уподоблению не положено; так непостижимо велико призвание человека: он воистину становится подобен Богу.       Старец говорил:       «Так возлюбил Господь создание Свое: человек подобен Богу».       Он вспоминает при этом слова Св. Иоанна Богослова: «Будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Иоан. 3, 2).       Старец бесконечно любил слова Христа:       «Отче, которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою» (Иоан. 17, 24).       Бог есть любовь, и как бесконечная любовь. Он всего Себя хочет отдать человеку: «Слава, которую Ты дал Мне, Я дал им» (Иоан. 17, 22).       И если слава сия будет дана человекам, то хотя по сущности своей человек остается тварью, но по благодати становится богом, т. е. получает образ божественного бытия. Подобно тому, как Христос, имеющий образ божественного бытия, в воплощении своем воспринял образ человеческого бытия, и человек, имеющий образ рабского бытия, во Христе воспринимает образ Божественного бытия (Филин. 2, 6—7).       Об этом в своей целомудренной сдержанности не любит говорить даже Священное Писание.       Почему?.. Быть может потому, что слышащие возбуждаются в своем воображении и устремляются мечтанием в заоблачные высоты, забывая, или не ведая, что Бог есть Смирение.         Сознавая Господа самым близким, самым дорогим, самым родным Отцом, Старец говорил, что «сроднил нас Дух Святый».       Дух Святый Своим пришествием в душу естественно роднит человека с Богом, так что душа с великим и несомненным чувством говорит Господу: О т ч е.

http://isihazm.ru/1/?id=1445

Глава первая О рае и спасении души 1 Теперь, весной, когда природа одела свой самый прекрасный наряд, невыразима радость, если ей сопутствует подобающее духовное состояние. Действительно, все премудро сотворил святый Бог! 19 Не может насытиться душа красотой природы. О, если она возведет свой ум превыше этой земной сферы в Горний Иерусалим, к непостижимым райским красотам, то там этот ум, ограниченный и земной, умолкает. Если здесь, в изгнании, на земле плача и проклятия святый Бог даровал наслаждение такой красотой, то какая красота будет там, где живет Сам Бог ? Действительно, нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с будущей славой и счастьем 20 . ОбОжение, чадо мое, находится на небе. Там Господь Бог отрет всякую слезу с очей 21 , исчезнут скорбь, боль и стенание и будет царить ангельская жизнь, исполненная пений и песен духовных! Там вечное субботствование в радости вместе с Отцом нашим Богом, Который теперь ожидает, когда мы будем готовы, чтобы призвать нас к Себе! Там каждая спасенная душа будет блаженствовать в океане любви, сладости, радости, удивления и изумления! 2 Придет время, настанет день, наступит миг, когда закроются эти глаза и откроются очи души. Тогда мы увидим новый мир, новое бытие, новую тварь, новую жизнь, не имеющую конца. Зовется она «бесконечным бессмертием». Великая вышняя родина, нетленная, вечная, Горний Иерусалим, матерь первородных, куда вселятся искупленные души, которые омыла от скверны Кровь незлобивого Агнца! 22 Кто в силах выразить словом или описать пером радость, ликование, счастье тех спасенных и блаженных душ? Блаженны умирающие о Господе 23 , потому что их ожидает богатство Божественной благости. Блажен тот, кто приобрел светильник для горнего празднества, где богатство неотъемлемое и слава, как сказал Сам Бог: «Вы сыновья Вышнего, чада Божии, наследники Божии, сонаследники Христу» 24 . Господь прежде Своего страдания просил Небесного Отца о Своих учениках и о тех, кто благодаря им придет к вере: Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

– За сим, с воззванием – Отче Святый, изрекается самый предмет молитвы об учениках: соблюди их во имя Твоё. Святый (как после – праведный, ст. 25) присоединяется здесь к имени Отца в соответствии с самым предметом молитвы. Соблюдение учеников во имя Отца соответствует именно святости Божией, которой совершенно противоположна греховность мира, в коем остаются ученики. Оставленные в этом не святом греховном мире, они имеют особенную нужду в том, чтобы Отец Небесный соблюл их чистыми и святыми в мире. Соблюди их во имя Твоё (или точнее – во имени Твоём): в той сфере откровений божественных им и благодати Божественной, которая обнимается понятием имени Божия. Эта сфера – божественной истины и благодати, и соблюдение в ней означает соблюдение в истине и нравственной чистоте. Таким образом, Господь молится, чтобы ученики Его, по особенному попечению Отца Небесного о них, не отпали от истины Христовой, но постоянно в ней пребывали, чтобы ложь мира их не колебала и чтобы оставались они среди этого нечистого грешного мира чистыми и святыми. – Цель и следствие такого соблюдения: чтобы они были едино, как и Мы, т. е. чтобы они были в духовном единении веры и любви, как между собою, так и со Мною и с Тобою, чтобы не прерывалось это духовное нравственное единение и чтобы кто-либо, отделившись от этого единения, не погиб (ст. 12). Выражение – как Мы означает, что как по существу своему Отец и Сын – одно, так общением в вере и познании сего существа (имя Твоё) ученики также составляют одно. Но общение их с Христом и Отцом может быть только нравственное, а не по существу (ср. прим. к 14:20). 12. Ин. 17:12 . Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твоё; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ин. 17:3, 13:18 ; Пс. 40:10, 108:17 . 13. Ин. 17:13 . Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную. Ин. 15:11 . Когда Я был с ними в мире и пр.: в том же духе продолжает Господь, считая уже дело Своё на земле совершившимся и представляя Себя уже вознёсшимся от земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Которых Ты дал... т.е. отделил от неверуюшего мира и сделал Моими ближайшими учениками. Они были Твои... По особенному нравственному настроению их духа. Ты дал их Мне... Чрез привлечение и нравственное научение. Ныне уразумели..., что все дело совершаемое их Учителем, в мире, есть дело божественное, Богом Отцем определенное и по сему определению Сыном исполненное. Средства, какими достигли они такого уразумения суть – со стороны Самого Господа то, что учение, принятое Им от Отца, Он передал им, а со стороны их то, что они приняли это учение с верою и вследствие сего убедились и уразумели истинно, что – Я Мессия. Я о них молю. Сын молится теперь за учеников, как достойных особенного покровительства Божия. Ты дал их Мне. Можешь ли же не взять их под особенное Твое охранение и попечение? Но тем не менее­ однакоже они Твои, потому что все у Нас с Тобою одно и общее. Человек может сказать Богу: все мое Твое, но только Сын может сказать все Твое – Мое. Наконец, отныне они носители славы Сына на земле и потому достойны особенной любви Божией и охранения. Я прославился в них, в их деятельности на земле. Господь духовно созерцает их деятельность, как бы совершающеюся или совершившеюся уже и законченною. Я уже не в мире. Господь в духе представляет свое дело на земле как бы уже совершившимся, оконченным. За сим, с воззванием Отче святый изрекается самый предмет молитвы об учениках. Соблюдение учеников во имя Отца соответствует святости Божией, которой совершенно противоположна греховность мира, в коем остаются ученики. Оставленные в этом не святом, греховном мире, ученики имеют особенную нужду в том, чтобы Отец Небесный соблюл их чистыми и святыми в мире. Соблюди их во Имя (точнее – в имени) Господь молится, чтобы ученики Его по-особенному попечению Отца Небесного о них, не отпали от истины Христовой, но постоянно в ней пребывали, что бы ложь мира их не колебала, и чтобы оставались они среди этого нечистого, грешного мира чистыми и святыми. Цель и следствие такого соблюдения, что бы они были едино, как и мы, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Свойства Церкви. Устройство земной Церкви. Отношение Церкви земной к небесной. I. Сокровищница благодати есть Церковь , как общество верующих, устроенное самим Богом и составляющее одно живое тело, глава которого есть Христос Спаситель, а душа – Дух Божий, Дух Святый. Вы тело Христово, – говорит Апостол к верующим, а порознь члены. Христос глава Церкви и Он же Спаситель тела. Дух Божий живет в вас, как в своем храме ( 1Кор. 3:16; 12:27 ; Еф. 5:23 ). Каждый человек отдельно, сам по себе, до того слаб, как в физическом, так и в нравственном отношении, что он может развиваться и совершенствоваться только в обществе других людей, где из совокупности и взаимодействия сил и дарований слагается как бы общая сокровищница жизни, из которой каждый почерпает опять по мере своих частных потребностей. Но и эта сокровищница еще слишком скудна, если в нее вносится одно только человеческое. Как земля со всеми своими силами оказалась бы бессильной и неспособной к произведению разнообразных видов жизни, если бы солнце не проливало на нее лучей света, так и мир человеческий, со всеми своими способностями, не мог бы иметь духовной жизни, если бы остался без благодатного общения с Богом. Поэтому каждому из нас необходимо быть в общении с другими людьми, и вместе с ними – в общении с Богом, для того, чтобы иметь средства к раскрытию высших сил своих и к возрастанию в духовной жизни до возможного духовного совершенства, которое и есть наше спасение. Таково именно общение верующих между собой и с Богом в Церкви Христовой, о членах которой сам Глава ее молился к Отцу Своему небесному так: да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино ( Ин. 17:21 ). II. В состав Церкви входят все истинно верующие. И, во-первых, к ней принадлежат не только живущие, но и усопшие в вере. Смерть телесная не прерывает союза умерших ни с самим Господом Искупителем, ни с остающимися на земле верующими, напротив, укрепляет и возвышает его. Во-вторых, хотя под Церковью Христовой разумеется по преимуществу Церковь нового завета, но и ветхозаветная Церковь в существе есть также Церковь Христова, потому что и в ветхом завете спасались верою в того же Спасителя, и там действовал в верующих тот же Дух Божий, Дух Святый. Новозаветная Церковь приняла в недра свои всех, которые, быв свидетельствованы в вере, не получили обещанного ( Евр. 11:39 ). Наконец, сколько бы ни существовало на земле частных, отдельных обществ христианских, все они суть части одного великого целого, если содержат одну и ту же веру и живут одним и тем же духом Христовым. Если же какие-нибудь из них утрачивают чистоту веры и заражаются духом, противным духу христианскому, то они теряют более или менее характер обществ христианских, и Церковь, не раздробляясь от этого, уменьшается только по своему объему. И так Церковь одна: веруем в едину Церковь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

Потом опять начинает он говорить со многими теплыми слезами: как явился мне, отче, свет оный, тотчас исчезла келлия моя, исчез мир, отбегши, как кажется, от лица того, кто явился мне, и остался я один со светом оным, — и не знаю, отче, в теле ли я был там тогда, или вне тела; тогда не понимал я, был ли облечен в это тело и носил ли его; впрочем сознавал, что я существую и что есть во мне неизреченная радость, и любовь и пламенение сердца великое, и слезы рекою текли у меня, как и теперь текут, как видишь. Тот говорит ему в ответ: это Тот, о коем я говорил тебе; — и с этим словом тотчас опять узревает Его. — С сего времени более и более очищается он, и очищаясь приемлет дерзновение и спрашивает самого явившагося, говоря: ты — Бог мой? Тот отвечает: я Бог, соделавшийся человеком для тебя, чтоб и тебя сделать богом, — и вот, как видишь, сделал и буду делать. Если таким образом пребудет он в плаче и слезах, и в смиренном к Богу припадании, то начинает мало–по–малу более познавать, яже суть Божия, и, достигнув сего, уразумевать волю Божию святую, угодную и совершенную. Ибо если не узрит кто Бога, то не может и познать Его; а если не познает Его, не может познать и святую волю Его. 5. Но обратимся опять к нашему предмету. Сказали мы, что помышлением (νοημα) называется, когда в уме нашем родится слово или задумание какого–либо дела добраго или худаго — приобресть, например, что–нибудь, или поблагодетельствовать кому–либо, или напротив сделать зло; сказание же, а не помышление есть, когда разсказываем о том, что было, или что мы видели. Сказали мы также, что ничего вернаго нельзя сказать о вещах, делах, зрелищах, людях, которых мы не видели и не знаем, — нельзя сказать, каковы они по свойствам, виду и положению: если же и скажет кто что либо о них, то справедливо назвать такого баснотворцем. — Итак, Пророки и Апостолы, сказавшие нам о дне Господнем, о преславном и страшном пришествии Его, что он приидет как тать в нощи и как болезни раждающей, и что он огнем открывается, откуда узнали это и нам сказали? Конечно, они или слышали то от кого, или сами видели: иначе как же они могли говорить о том, чего сами не видали и о чем ни от кого другаго не слышали? Если слышали, скажи, от кого слышали (я еще не говорю теперь, что они сами видели и сказали, а только что слышали) — скажи, если знаешь, откуда узнали они об этом? Если ты не знаешь что на это сказать, то послушай и познай, что от Духа Святаго они это слышали и сказали, как Господь наш Иисус Христос говорил им: Утешитель, Дух Святый, егоже послет вам Отец во имя мое, Той вы научит всему, и воспомянет вам вся, яже рех вам (Иоан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

Важнейшая тема молитвы Христа – единство христиан: «Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы… Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино… И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино» ( Ин.17:11:21-23 ). Вот в чём сущность единства Церкви. «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» ( 1Кор.12:13 ). Церковь есть «тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» ( Еф.4:10-16 ). Таким образом, «Мы, многие, составляем одно тело во Христе» ( Рим.12:4-5 ). Как и в теме Евхаристии важно определить насколько метафорично это уподобление Церкви человеческому телу и насколько оно онтологично? Для православия единство Церкви есть онтологический символ единства Божественной сущности, не нарушаемого ее бытием в Трех Ипостасях. 376 Архим. Рафаил (Карелин) описывает это так: «Мы осуществляем общение со святыми через молитву. Это мистическая связь. Существует ещё онтологическая связь: и они и мы включены в единое духовное тело Церкви, тело Христа». 377 Мы едины максимально мыслимым единством (тело), поэтому и молитвы христиан друг за друга есть предикат единства Церкви, а не информативные сообщения для Бога или рычаг воздействия на Него. «Бог больше сердца нашего и знает всё» ( 1Ин.3:20 ). В рамках онтологического подхода, молитва теряет свой инструментарный и прагматический характер, и предстаёт как предикативная неотъемлемая часть христианского сознания. Таким образом, снимаются главные возражения протестантской стороны такие как: неужели святые добрее или мудрее Бога? Неужели мы сами лишены дерзновения обращаться без посредников? Зачем просить Бога об умершем, если Он уже всё решил или решит в будущем? и т.п. «Основы систематического богословия» евангельских христиан баптистов предписывают: «Следует помнить, что любая форма молитвы за умерших является недопустимой для евангельских верующих». 378 Аргументация такой недопустимости в любом случае есть продукт рационализации молитвы. Однако если молитвенное общение Церкви есть элемент онтологии её единства, то вся возможная рациональная мотивация молитвы оказывается излишней. В противном случае, отрицание рациональных побудительных мотивов к призванию святых сделает невозможными и молитвы грешных друг за друга. А запрет на молитву за умерших лишит основания говорить о духовном единстве христиан. Для православного нет никакой новизны в молитве за умерших: как при жизни он молился о святости души ближнего, так и по смерти тела, православный молится о той же душе.

http://azbyka.ru/teoreticheskie-osnovy-i...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010