Геннадий Попов, директор Музея древнерусской культуры имени Андрея Рублева, полагает, что заявление представителей патриархата считать правомерным нельзя. «Нельзя говорить о том, что в церквях есть условия для сохранения древних икон,— сказал он GZT.RU.— Представьте себе, вы пришли на службу, с вами в церкви — еще 300 человек. Все вы дышите и выдыхаете за несколько часов этой службы в общей сложности десятки литров воды. Какие тут могут быть условия для сохранения древней иконы?» Попов отмечает, что древние иконы сохранились до наших дней лишь потому, что истинно ценный живописный слой скрывался под теми, что были положены позже. «Большинство древних икон было записано, на первом слое было много других красочных слоев, поэтому они и сохранились. Восстановлены они были уже в ХХ веке»,— сказал Попов. С директором Музея имени Рублева солидарен и Григорий Ревзин. «По факту сегодня это заявление является враньем»,— прокомментировал он слова о том, что церковь в состоянии сохранить произведения искусства в должном виде. Сейчас, говорит он, у церкви нет ни кадров, ни помещений, ни технологий в нужном количестве, чтобы обеспечить сохранность древности. Однако, предполагает Ревзин, если церкви все же передадут эти древности, то подобные структуры со временем появятся, так как «ценность порождает вокруг себя все это». При этом он констатирует, что, до тех пор пока нужные структуры не возникнут, частично ценности будут утрачены. И не только из-за неподобающих условий их содержания, но и из-за отсутствия охраны надлежащего уровня. Ревзин приводит такие цифры: согласно данным о кражах икон в Санкт-Петербурге, с 1998 по 2008 год из храмов украдено 297 икон, из музеев — 3. Что касается тех икон, что сохранились до настоящего времени, то, по словам Ревзина, это малая часть от того, что было создано. «Например, от XII века до нас дошли 18 русских икон. В то же время количество храмов в России (сейчас берем только каменные) тогда было порядка 100. В среднем на храм приходилось порядка 40 икон. Мы не берем деревянные храмы и иконы, находившиеся в жилищах. Из примерно 4000 икон сохранилось 18 штук — менее процента»,— резюмирует Ревзин.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

— Как заинтересованная общественность восприняла каталоги подделок? — Крупнейшие российские коллекционеры и арт-дилеры всецело поддержали издание " Каталога подделок " , направленного на борьбу с фальсификациями истории искусства, что и естественно. Но были и другие мнения, очень отрицательные и негативные, тон этому задавали несколько комбинаторов от искусства, которым пришлось отдавать огромные деньги за картины, оказавшиеся не шедеврами русской школы, а работами малоизвестных европейских художников. — Ситуация с картинами более или менее понятна. А подделывают ли сегодня иконы? — Подделки икон, без сомнения, встречаются, однако в общей массе подделок культурных ценностей они занимают незначительное место. Причина в следующем. Между подделками произведений светской живописи и икон существует серьезная разница. Поддельную икону гораздо легче идентифицировать, чем картину. Если такая подделка попадается на глаза хорошему специалисту, он всегда вынесет правильный вердикт. В то время как в случае с картинами всё гораздо тоньше и сложнее. — Как вы оцениваете условия хранения икон в госучреждениях и православных храмах? — Везде по-разному, ведь и условия у каждого госучреждения свои. Например, приехали мы с корреспондентом Первого канала Павлом Шереметом для съемки фильма об иконах в храм XVII века, входящий в состав одного государственного музея-заповедника. Войдя в церковь, я был удивлен: оказалось, что она открыта только летом. Там нет никакой отопительной системы, зимой там почти такая же температура, как на улице, если не холоднее. При этом в храме находится иконостас XVII века и за несколько столетий с ним ничего не случилось. Это говорит о том, что иконы имеют свою собственную жизнь. А что касается вопроса безопасности наиболее ценных икон, то храмы Русской Православной Церкви охраняются сегодня не хуже, а во многих случаях даже лучше, чем музейные собрания. Вот еще пример. В 2005 году впервые в послереволюционный период российской истории частный коллекционер передал в дар Русской Православной Церкви уникальную коллекцию произведений церковного искусства XV–XIX веков, которое отображает все периоды его развития. Церемония передачи 83 икон состоялась в Храме Христа Спасителя. Любой музей мог бы гордиться таким собранием. Собиратель прекрасно разбирается в иконописи, его коллекция знакома лучшим специалистам в России, и кому как не ему знать, где и в каких условиях должны храниться его иконы. Как вы думаете, передал бы он собрание храму, если там нет должного хранения? Сегодня все переданные им иконы находятся в Храме Христа Спасителя и других храмах, куда бесплатно может прийти любой желающий.

http://e-vestnik.ru/interviews/v_rozyske...

Значение святых икон. Почему иконы так много значили для православных христиан? С ранних времен истории Церкви христиане создавали разные символические изображения в местах своих молитвенных собраний. На стенах римских катакомб видны изображения Пастуха, несущего овечку, и виноградных лоз, символически обозначающих Христа, пророка Даниила во рве со львами и др. Когда Церковь вышла из подполья, стали появляться исторические изображения, повествующие о событиях священной истории, а также изображения Христа, Божьей Матери и чтимых святых. И хотя в IV в. среди церковных деятелей находились противники таких изображений, говорившие, что Бога описать и изобразить невозможно, тем не менее почитание святых икон прочно вошло в церковную традицию. Следует сказать, что священные изображения в храмах имели также и просветительское значение, зримо напоминая молящимся о том, что читается и поется за богослужением. Мы не можем видеть Бога, не можем описать Его, изобразить Его, но в Иисусе Христе Бог вочеловечился, стал человеком, одним из нас, и об этом, как и о событиях Его земной жизни и служения, свидетельствуют священные изображения в росписи стен, мозаике и живописи на досках. Один православный церковный автор VII в. в связи с этим писал: «Я изображаю лик Христов и Его страдания и в храмах, и в домах. Я пишу на дереве, на холсте, на разных предметах, чтобы, видя эти изображения, я помнил то, что они изображают. Когда мы почитаем книги Священного Писания, мы не бумагу, не чернила, не обложку почитаем, а слово Божье. Почитая иконы, мы не дерево, не краски почитаем, а Господа Иисуса Христа, изображенного на них». Сопротивление иконоборчеству. Когда в 726 г. византийский император Лев Исаврянин издал закон, запрещающий почитание икон, был дан приказ убрать все иконы из храмов и других помещений. И хотя среди проводников данной политики были и некоторые епископы, это вызвало народные волнения. Начались беспорядки, и при их усмирении было немало убитых. В 754 г. император Константин Копроним созвал Собор, пригласив на него только тех епископов, которые были согласны с политикой иконоборчества. Собор высказался против почитания икон. Это определение проводилось в жизнь «огнем и мечом», так что много новых мучеников пострадало за это время.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Чудотворные иконы — это те, через которые явным для многих людей образом были даны видимые знаки и знамения Божией благодати, когда опыт молитвы и милость Господа по этой молитве перед какой-то иконой стали духовным достоянием не только одного какого-то человека, а всей церковной общины, епархии, самой Церкви, иной раз даже Вселенской Церкви. И мы все знаем и чтим такие чудотворные образы, с которых делаются списки. Но это вовсе не значит, что молитва перед самой скромной иконой, даже типографским способом напечатанной, даже бесконечно далекой по своим художественным качествам от «Троицы» Рублева, Владимирской Божией Матери или древневизантийских икон, бессмысленна и бесплодна. Да нет же! Церковь знает случаи, когда чудеса творятся от фотографии иконы, напечатанной в газете. Одна из таких икон, недавно множеством чудес прославленная, – Божией Матери Акафистная — хранится в Святой Земле на горе Преображения. Огромное количество людей видело, как мироточат фотографические или иными типографскими способами сделанные изображения икон, например Иверская икона Божией Матери, икона царственных мучеников (когда ее привезли на Афон, она начала светиться изнутри). Есть и всякие другие совершенно особенные явления, связанные с иконами, которые могут каноническим строгим меркам и не соответствовать. Более того, мы знаем, что есть иконы явно чудотворные, давно прославленные, как, скажем, «Спорительница хлебов», которую так чтил преподобный старец Амвросий Оптинский , или «Нечаянная Радость» – одна из святынь нашей первопрестольной столицы, находящаяся в храме пророка Илии Обыденного, или икона «Умиления» Божией Матери, перед которой молился преподобный Серафим Саровский , но все они с точки зрения строгих канонов XVI или XVII веков иконы неправильные, живоподобно написанные, то есть так, как нас сегодня иные призывают икон не писать и в храмах и домах своих подобных не иметь. И это еще и еще раз нам напоминает о том, что нет ничего формального в жизни Церкви. И эту реальную жизнь, которая там жительствует, нельзя втиснуть в какие бы то ни было рамки. Так что перед всяким законно освященным образом православный христианин может спокойно молиться. Что значит освящение иконы?

http://azbyka.ru/voprosy-o-chudesax

В это время престол константинопольский занимал святой Герман . Он вместе с прочими православными епископами весьма противился царю и не принимал его еретического приказания, повелевавшего отречься от почитания икон. Герман говорил сему хулителю: – После того как Владыка и Спас наш воплотился от честных кровей Пресвятой Богородицы и исполнил все божественные предначертания о спасении нашем, – уничтожена всякая служба идолам и все идольские изображения преданы огню. Прошло уже более семисот лет после того как подвизались Апостолы и возвестили миру спасительное учение Христово. За эти семьсот лет было весьма много праведных и преподобных отцов, и ни один из них не похулил святых икон, тем более ни один из них не слыхал о том нечестивом мудровании, какое вы вносите в Церковь , отвергая почитание святых икон, по долгу воздаваемое святыням от древности. Ибо святая Церковь приняла обычай почитать честные иконы от самой древности, начиная с того нерукотворенного образа, который Сам Спаситель послал на полотенце Авгарю, князю эдесскому. Затем кровоточивая женщина, исцелившаяся от прикосновения к краю одежды Христовой, после вознесения Господня на небо, сделала из камня подобие Иисуса Христа. Потом святой Евангелист Лука написал икону Пречистой Девы Богородицы; с этого времени начался благочестивый обычай писания святых икон и украшения ими храмов Божиих и домов христианских. Вот и бывшие ранее нас шесть вселенских соборов 3517 не похулили сего обычая, но, наоборот, повелели поклоняться изображениям святых, а не отвергать их. Знай же, царь, что я ради святых икон готов не только потерпеть какое угодно зло, но готов принять и самую смерть, ибо икона Христова носит имя Того Самого Христа, Который воплотился от Пренепорочной Девы Марии и пожил на земле с людьми. Каждый благочестивый христианин должен быть готов умереть как за имя Христово, так и за Его честные иконы, потому что тот, кто бесчестит икону, бесчестит и того самого, кто изображен на этой иконе». Услыхав это, царь преисполнился гнева и ярости; зарычав, как лев, он начал свирепствовать с большою жестокостью, преследуя верующих и предавая различным смертям всех, противившихся ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Седьмым Вселенским Собором, после продолжительного гонения на св. Иконы, навсегда утверждено Православное их почитание. Св. Отцы сего Собора, от лица Вселенской Церкви, говорят: «храним ненововводно все Писанием, или без Писания, установленные для нас Церковные предания; от них же едино есть иконного живописания изображение, яко повествованию Евангельской проповеди согласующее и служащее к уверению истинного, а не воображаемого воплощения Бога Слова, и к подобной пользе. Честь, воздаваемая Образу, преходит к Первообразному, и покланяющийся Иконе покланяется существу, изображенному на ней» 128 . К почитанию Икон побуждает верующих чувство сыновней любви к Богу и духовная польза от употребления св. Икон. Для детей драгоценны изображения родителей; посему верующие, сделавшись чадами Божиими ( Ин.1:12 ), не обязаны ли с глубоким благоговением почитать изображений Господа Бога и Святых Его, – как старших своих братьев, которых возвеличил своими другами ( Ин.15:14 ), и дал им славу свою Сам Господь ( Ин.17:22 )? почитать подражанием праведным делам Святых, Иконами представляемым; почитать оные лобзанием и почитательным поклонением, а не Богопоклонением, которое приличествует единому Божескому естеству 129 . Православные предки наши так благоговели пред честным Крестом и св. Иконами, что целование их окончательно решало между ними сомнения и поселяло взаимное согласие и доверенность в важных делах гражданских 130 . Для Христиан св. Иконы служат вместо книг, к Воспоминанию дел Божиих и Святых Его. Помощью св. Икон предметы невидимые, духовные и сокровенные удобнее познаются и впечатлеваются в памяти. Созерцая, например, Образ Господа воплотившегося, мы приходим к воспоминанию жития Его во плоти. Его страданий и спасительной смерти и совершившегося искупления мира. Поучая подобно книгам, св. Иконы служат лучшим украшением храмов Божиих; ибо они внушают предстоящим благоговение, приличное храмам Божиим. «Священнообразными Иконами Церковь , по словам ее, украшается, яко невеста Христова; Образом воплотившегося Христа она, как прекрасной утварью, облачается. Зрак Воплотившегося и Святых, благочестно покланяемый, для нас есть слава; им Церковь священнокрасуется» 131 . Примеч. Внушая благоговение к священным изображениям, закон гражданский запрещает употреблять Иконы резные и отливные, кроме распятий искусной работы, некоторых других лепных изображений, на высоких местах поставленных, и также кроме малых крестов и панагий искусной резьбы 132 . Согласно с правилом шестого Вселенского Собора запрещает изображать на Иконах одни символические знаки; предписывает наблюдать, чтобы нигде не было Икон, не искусно написанных, а тем более писанных в странном и соблазнительном виде; запрещает делать и продавать какие либо обыкновенные вещи с изображениями священными 133 . Светильники

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Когда все было кончено, приступлено было к внутреннему обновлению собора, к позолоте иконостаса, к реставрации икон, к стенному писанию и т. п. Вся эта работа произведена была в 1873 – 75 гг. Реставрацию икон взялся было произвести иконописец Петр Абрамович Пыпин, но реставрация ему не удалась, и он вновь написал все иконы на прежних досках и по прежним рисункам. Он же производил и стенное писание. 22 июня 1875 г. холодный Владимирский собор был освящен высокопресвящ. Антонием, архиепископом казанским и свияжским. Престол в холодном Владимирском соборе один, во имя Владимирской Божией Матери. Кругом престола устроено каменное широкое возвышение на одну ступень от пола, горнее место каменное на две ступени. Иконостас вышиной в 6 ярусов, а шириной в 9 икон (с царскими вратами); весь иконостас вызолочен, без красок или полей. По правую сторону царских врат икона Господа Вседержителя, по левую – икона Владимирской Божией Матери; обе иконы в серебряных вызолоченных ризах с венцами. В венце у Божией Матери и на плече – камни дорогие. Ризы эти работы Антонова 1847 г. – жертва прихожан Вериных… Все иконы в иконостасе поновлены в 1873 – 74 гг. иконописцем Петром Абрамовичем Пыпиным. За правым клиросом в киоте икона св. Николая с серебряным венцом. Киот и сама икона устроены старанием и средствами казанского купца Александра Михайловича Студенцова. За левым клиросом киот с иконою ветхозаветной Троицы – жертва казанского купца Павла Федоровича Трефилова. Близ клиросов поставлены первые металлические хоругви – жертва казанского купца Максима Егоровича Окулова. По середине Владимирского собора подвешено большое бронзовое литое и вызолоченное паникадило в три яруса, на 36 свечей, заплачено 2050 руб. Перед местными иконами 6 подсвечников больших, с прозолотой и подвесками, каждый по 125 руб., 4 подсвечника преданалойных и спускное паникадило малое в 50 руб. – все это жертва прихожанина казанского купца Сергея Евсеевича Александрова. На аналогии полагается икона Владимирской Божией Матери местная, из теплой Рождественской церкви. На лето она переносится в холодный Владимирский собор. Письмо иконы живописное, хорошее греческое. Оклад иконы и венец Божией Матери серебряные вызолоченные, а риза жемчужная с разными дорогими камнями. Все украшения на иконе Владимирской Богоматери оцениваются в 3048 руб. 60 коп. Особую заботу об устройстве драгоценной ризы проявил церковный староста Михаил Никифорович Жеребков…

http://sobory.ru/article/?object=51410

На живописи сельских церквей стоит остановить наше внимание. Живопись составляет неотъемлемую часть интерьера. И очень жаль, что в большинстве памятников она не сохранилась. Исключение составляют две церкви Унечского района в сёлах Гудове и Семешкове. Довольно скромная архитектура резного с позолотой иконостаса Гудовской церкви заключает в себе чрезвычайно интересную живопись икон. В иконостасе иконы размещены в четыре ряда. Они окружают Царские врата. Первый, нижний ряд составляют шесть икон. Их размер 55x65 сантиметров. Иконы посвящены жизни Марии - это «Рождество Богородицы», «Рождество», «Омовение младенца», «Иосиф и сатана», «Избиение младенцев» и «Бегство в Египет». Общность в колорите и в композиционных приемах, самобытность художественного видения -все это выдаёт руку одного мастера-живописца. Второй ряд - иконы более крупные, вписанные в арки иконостаса по обеим сторонам Царских врат. Центральная из них - «Спас Вседержитель» и «Богоматерь Одигитрия» («Путеводительница») - иконы письма середины XIX в. Богоматерь изображена доброй и ласковой. В её глазах скрытая тоска за судьбу своего сына. Золотисто-охристый фон в сочетании с оливковым цветом лица и рук Марии придают теплоту и нежность всему изображению. Богоматерь помещена близко, как бы спускается к земле, к людям, неся им свою милость и доброту. Отсюда цвета её мафория (одежды): чернь (печаль, земля), красная (торжество жизни), голубая (милость, доброта). Эти иконы, по-видимому, заменили первоначальные. Можно заметить, что в алтаре находятся ещё две иконы одноимённых сюжетов. Их живопись заметно отличается от более позднего письма. Эти иконы были приобретены где-то в другом месте, они имели прямоугольную форму. Чтобы поместить их в иконостас Гудовской церкви, потребовалось изменять форму. Это выполнено просто: верхней части с помощью топора придано нужное закругление. Однако в иконостас они почему-то не были вставлены. Три иконы второго рада посвящены Николаю Угоднику. Этот святой - покровитель плавающих и путешествующих - был широко почитаем на Руси.

http://sobory.ru/article/?object=46204

Феодора, избранные депутаты от митрополитов, епископов и настоятелей монастырей явились во двор императора и, при содействии вельможи, допущены были до самого царя. После приветствий и благожеланий царю долгих дней царствования явившиеся депутаты изложили пред ним православное учение о почитаний икон. Обстоятельную речь держал игумен Феодор. Император выслушал благосклонно депутатов. На просьбу их восстановить иконы, он ответил: «хороши и прекрасны ваши слова, но так как я никогда до сего дня не поклонялся никакой иконе, то, какою я нашел Церковь , такою и оставляю ее; вам же я предоставляю власть свободно держаться догматов, как вы говорите, православной веры, впрочем вне этого города, где каждый из вас захочет жить, не опасаясь и не ожидая себе никакой опасности от нашей власти» 222 . Удивительный ответ! Просят восстановить почитание икон, а император отвечает: восстановляйте, а меня не тревожьте. Константинополь, столица государства, пусть останется без икон, а в других местах империи вам предоставляется свобода. Но ведь в столице находится кафедра патриарха. Спрашивается, патриарх может ли быть почитателем икон? В храмах столицы икон не должно быть. Доселе храмы были во власти иконоборцев. По мысли императора, и впредь все должно остаться в том же виде и порядке, в каком он нашел при своем восшествии на престол. На патриаршей кафедре держится еще иконоборец. Православный патриарх Никифор оставался в изгнании. Предполагалось, по смыслу императорского указа, возвращение ему Константинопольской патриаршей кафедры. Но на деле это не осуществилось. Иконоборец Феодот до смерти своей занимал патриарший престол. В 821 году он умер. Но и теперь Никифору не была возвращена кафедра. Император предложил ему такие условия, на которые уже никак не мог согласиться православный иерарх. Вот что он писал патриарху: «Кто прежде нас исследовал церковные догматы , тот пусть и отвечает за то, хорошо ли он тогда сделал что, или нет. Мы же, в каком положении нашли церковь , в таком решаемся и оставить ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Вотивность всего драгоценного «церковного строения» подтверждалась и надписями, в русской традиции именуемыми «летописями», которые помещались как на самих иконах, так и на алтарных преградах. Здесь стоит вспомнить одно из старинных объяснений слова «деисус», воспринятого на Руси для обозначения темплона: «В Греции с древнего времени был обычай... записи о построении церквей... под темплонами ...записи эти начинались словами “моление такого-то раба Божия’’ и слово “моление” “из записей, делавшихся под темплоном... перенесли на самый темплон ” 577 . Существовали и русские вкладные записи на алтарной преграде и входящих в нее иконах, они известны или по позднейшим их воспроизведениям на окладах икон, или по упоминаниям в письменных источниках. Особенно интересен поздний, XVIII в., текст о построении князем Владимиром первого суздатьского собора, приведенный в свое время Н. Н. Ворониным в связи с проблемой первоначального посвящения храма: «...заложи церковь первую Пречистыя владычицы честного и славного ея Успения, в ней же и место себе сделал и вырезал и подписал на свое имя, тут же и двор себе устроил возле церкви... и сия подпись с начала в церкви... на тябле пишет, а в тябле поставлены иконы греческого письма, и те иконы и до днесь в тябле целы суть» 578 . Вотивный характер создания окованных икон подчеркнут и в рассказе «О Еразме черноризце...» из Киево-Печерсюго патерика. Богоматерь обращается к Еразму, который, по словам автора повествования епископа суздальского и владимирского Симеона (1214–1226 гг.), «все, еже имеа, на церковную потребу ис- троиш и иконы многы окова, иже и доныне суть у вас над олтарем»: «Еразме! Понежи ты украси церковь мою и иконами възвеличе, и азъ тя прославлю въ царствии сына моего...» 579 . Некто муж христолюбец из 34-го Слова того же патерика « церковь собе постави и въехоте сътворити церкви на украшение вели- кых икон: 5 деисуса и две наместнеи», неоднократно давал «с радостию» «злато и сребро» нечестивым черноризцам, утаивавшим все от Алимпия-иконника, ничего не ведавшего о заказе, и радость эту можно объяснить лишь надеждой, что его драгоценности будут использованы на само искусное исполнение и украшение этих «великих» икон 580 . Вотивным могло быть украшение и других частей алтаря. По рассказу Киево-Печерского патерика, правнук некоего богатого киевлянина, страдавшего проказой и исцеленного в свое время Алимпнсм. «окова кивотъ златом над свято трапезою за очищение того, и сего скорому исцелению ecu удивишея» 581 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010