Далее, проф. Каптеров приводит некоторые примеры дурного отношения греков к русским. Так, он приводит жалобы русских на крайне презрительное отношение к ним со стороны греков: «В 1650 году клирошанин Чудова монастыря Пахомий, возвращаясь из Молдавии, доносил государю: «А которые гречане в волоской земле и те московских и киевлян русских людей ненавидят, а которые и приехали, и тех называют собаками.» Он же пишет далее: «А которое же твое царево жалованье даны греческим старцом в разные палестинские монастыри иконы, и те, государь, иконы они, греческие старцы, все распродали и носят по торгам неподобно, будто простую доску, – тех икон они не почитают и в церквах их у себя не ставят.» Богослужебные книги, посланные царем в греческие монастыри на Афоне, греки сжигали, что весьма смущало и приводило в негодование русских. Составитель русских святцев отмечает, что «грецы гордящеся и возносящеся» над русскими, пренебрегают их благочестием. Один из греков так отзывается о русских в своем письме к родным в Константинополе: «Бог хочет избавить меня грубовидного и варваровидного народа московского... не суть сии православнии христиане.» Особенно характерны данные, которые – ссылаясь на непосредственные источники – приводит проф. Лебедев. «Напрасно было бы думать, – пишет проф. Лебедев, – что греческая иерархия смотрит добрыми глазами на русских, исполненных, как известно, желания сокрушить владычество полумесяца над крестом в древле-православных странах. Греческие архиереи прекрасно знают, что ниоткуда им не грозит такой опасности для Оттоманской Порты, как со стороны России, однако, ослепленные своим филоллинством, смотрят на нее свысока и с нескрываемым пренебрежением. Попасть под владычество России, по их разумению, значит быть объятым невежеством и варварством. Греки так рассуждают: «что общего между русским кнутом и благородною эллинскою нацией? между деспотизмом и свободою? между скифским мраком и Грецией юга? Что общего между этой светлой, благородной Грецией и мрачным Ариманом севера? Мечты об их духовном союзе есть плод одного невежества толпы, для которой колокольный звон дороже возвышенных идей, доступных лучшим грекам.»

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

В этом же году был изготовлен временный иконостас. Мы подобрали по альбомам с иконописью подходящие по школе образцы для трех рядов иконостаса, а затем увеличили их до необходимого размера, и распечатали в Петербурге на оборудовании для изготовления больших плакатов для рекламных щитов. Затем, мы каждую такую репродукцию наклеивали на отдельный лист ДСП, и закрепляли между тяблами иконостаса. По мере написания нашими иконописцами новых икон для иконостаса, репродукции вынимались, и на их место ставились писанные иконы. Здесь нельзя не сказать доброе слово о наших иконописцах: Анатолии Александровиче Довгий и Андрее Николаевиче Кириленко, которые росли в своем мастерстве вместе с нами, и чьи представления о церковной красоте мы всегда разделяли. К Пасхе 1999 года мы привезли из Софрино большое, сияющее золотом, трехъярусное храмовое паникадило, которое, после привычных тусклых ламп в храме, буквально залило морем света нашу пасхальную службу. А усердием Олега Владимировича Цоя к этому же дню колокольня Свято-Ильинского храма украсилась звонницей из шести новых, с блеском, воронежских колоколов, которые снова, через шестьдесят лет, огласили улицы древнего Выборга пасхальным звоном с Ильинской горы. По ходатайству настоятеля храма, 20 мая 1999 года, на праздник Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, наш брат во Христе Иисусе и первый помощник по строительству Евгений Витальевич Харламов был рукоположен Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром в сан диакона для служения в Свято-Ильинском храме. Летом 1999 года основные работы внутри храма были закончены. Над западными дверями храма были установлены хоры с декоративным резным ограждением. В межоконных пространствах были изготовлены шесть различных, больших лепных киотов под храмовые иконы. Завершились работы и по устройству пола в храме. На выборгском предприятии " МЕТАЛЛОКОМПЛЕКС " , принадлежащем нашему верному другу и постоянному помощнику Сергею Александровичу Нечику, были изготовлены по индивидуальному заказу, и установлены поверх отопительных каналов художественные решетки, образующие рисунок меандра по периметру всего пола храма. На том же предприятии, по эскизам нашего архитектора Игоря Васильевича Качерина, были изготовлены и кованые металлические решетки на все окна храма и домика привратника, а также и декоративные козырьки над всеми входными дверьми.

http://sobory.ru/article/?object=00559

Непрерывные богослужения в рязанском храме проводились до 1937 г. Это был год начала репрессий в Советском Союзе, когда повсеместно закрывались храмы, разрушали и сжигали иконы, арестовывали и расстреливали священнослужителей. Последним священником в Рязанском храме до Великой Отечественной войны был о.Тимофей (Иванов), которого арестовали и расстреляли безбожники. С 1937 г. по 1945 год рязанский храм был закрыт и разграблен. Некоторым прихожанам все же удалось в годы разгрома сохранить часть икон и богослужебных книг. В тяжелые годы Великой Отечественной войны старообрядцы г. Рязани вновь стали объединяться для совершения церковных служб. С 1943 года в доме старовера Масленникова Ефимия Ивановича, хорошо знавшего древние предания, церковный устав, знаменное пение и Божественное чтение, твердо преданного укладам православного благочестия, были организовали богослужения. Службы проводили по воскресным дням и большим церковным праздникам. Народу собиралось очень много, и поэтому не хватало места для молящихся в его доме. Участники этих событий упоминали о том, что службы всегда совершались строго по уставу. В последствии при избрании совета общины Ефимий Иванович становится его председателем. Время шло, молящихся было уже много, и всем трудно было поместиться в небольшом домике. Совет общины выносит решение обратиться к администрации г. Рязани с просьбой о передаче разрушенного Храма старообрядцам. После долгих хождений по инстанциям городских властей, просьб, требований и объяснений усилиями прихожан под руководством Ефимия Ивановича храм был возвращен верующим. Здание было разгромлено основательно. Голые стены, разобранная крыша, отсутствие полов, оконных рам и дверей составляли печальную картину разрушения. И началась тяжелая и самоотверженная работа по восстановлению храма. Нужны были значительные средства. В стране шла война, бытовала разруха, свирепствовала бедность. Начать решено было со сбора денег. Из общины были выбраны представители, которые ходили по домам верующих, собирая пожертвование на ремонт. Люди с готовностью и пониманием отнеслись ко сбору средств на благое дело и бескорыстно помогали. Восстановление храма шло очень трудно. Не хватало средств, строительных материалов, но дело все же двигалось. Промыслом Господним среди прихожан нашлись хорошие плотники, токари, столяры и другие специалисты, которые проявили большое желание поработать на восстановлении храма безвозмездно. И уже в 1949 году богослужения внутри храма возобновились.

http://sobory.ru/article/?object=15569

332 Идол (εδωλоν – изображение, образ, привидение, призрак, тень усопшего) и кумир слова однозначащие: Священное Писание употребляет их одно вместо другого. Идол, или кумир, есть обоготворяемое изображение вымышленного или действительного существа. 334 Сектанты (баптисты, пашковцы) враги иконопочитания не отрицают благотворного влияния на человека священных изображений: : “Когда я поднимаю взор : на крест, где Божий Сын страдал, : я сознаю греха позор, : стыжусь того, что почитал». : “Я бы хотел, чтобы вид мученья : Влил в меня огонь такой, : Чтобы он сжег во мне сомненья, : Все соблазны, грех плотской». Гусли. Сост. И. С. П (Проханов). Там же. Стр. 17. 1908 г., стр. 270. 259. 340 В жур.».Баптист» за 1911г., стр. 379, сектант пишет: «мы не такие фанатики, чтобы вовсе не допускали (с какою времени такая перемена?) никаких картин и изображений, в том числе и библейских. Не против изображений восстаем мы, а против чествования и поклонения им (“трудно идти против рожна» – Деян.9:2 ). возжиганием (возжигания?) пред ними огня, курением (курения?) им (что Сам Бог повелел) и лобзанием (лобзания?) их. Мы восстаем (почему уподобляетесь Кор.ею, Дафану и Авирону – Чис 16 гл.; Иуд.1:11 ) против утверждения, что (!) «будто честь, воздаваемая образу, относится к первообразу», (да, относится: «чьё это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак, отдавайте кесарево кесарю» Мф.22:20–21 ), ибо это противоречит второй заповеди (нисколько. Сектанты, следов. Хотят, чтобы честь, воздаваемая образу, напр., Иисуса Христа, не относилась к первообразу, который (образ) был бы в таком случае идолом (?!). Так сбываются слова апостола: «некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но ни разумия, ни того, о чём говорят, ни того, что утверждают» – 1Тим.1:6–7 ). Если бы православные считали иконы не более, как картины, не освящали, не окропляли и не чествовали их, то у нас не было бы и разногласил с ними (Тогда бы сектанты не выкалывали глаз ликам, на иконах изображенным, не рубили бы икон, не делали бы из них покрышек?

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Слева - церковная лавка. Справа - Крестовоздвиженский придел, выглядящий почти игрушечным. Это ощущение усиливает резное изображение Благовещения на створках царских врат (Божия Матерь у аналоя с книгой и Архангел Гавриил). Трапезная полностью расписана - правда, роспись эта, особенно на своде, требует реставрации. Арочный проём соединяет трапезную с основным четвериком, перекрытым сомкнутым сводом. Практически до самого свода поднимается пятиярусный иконостас, возраст которого вызывает споры - одни исследователи относят его к концу XVII века, другие же к рубежу XVIII-XIX столетий. Особенно хороши царские врата - обычно утверждается, что это, вместе с иконами местного ряда, самая древняя часть иконостаса. В верхней их части изображена сцена Благовещения, ниже - евангелисты с символами. Два ряда окон сообщают небольшому помещению Преображенской церкви прекрасную освещённость. В северной стене - дверь, ведущая в Покровский придел. В 2015 году в придельной церкви выполнены росписи - весьма пристойного качества. Вот какие факты приводит всё тот же академик архитектуры М. Т. Преображенский в своей книге " Памятники древнерусского зодчества в пределах Калужской губернии " (аршины и вершки переведены в метры и сантиметры): " Настоящая (основной четверик) и трапеза по плану квадратные; ширина церкви 12 арш. и 4 верш. (ок 8,5 метра), стены - в 1 арш. 10 верш. (1,15 метра)... кирпич длиной 6/8, шириной 3/8 и толщиной до 2 вершков (30, 15 и 9 сантиметров). В ризнице хранится блюдце для ковшика, дар царя Алексея Михайловича, что видно из надписи, сделанной вязью " . Преображенский храм сохранил почти все свои дореволюционные святыни. Более того, ризы наиболее почитаемых образов - тоже старые, XIX столетия. Святыней также можно считать иконостас Преображенской церкви - иконы его местного ряда, по мнению исследователей, относятся к концу XVII века и выполнены артелью мастеров, близких к иконописцам Оружейной палаты. Правда, поновления, производившиеся в несколько этапов, привели к тому, что они оказались полностью записаны, однако совсем недавно некоторые из икон удалось освободить от позднейших слоёв.

http://sobory.ru/article/?object=00910

Другие иконы - очень поздние, возможно, начала XX в., были вывезены при разборке памятника и временно переданы на хранение в Новгородский музей. Часть из них была сожжена по решению комиссии (прёдседатель Э.А. Гордиенко), как не представляющие какой-либо ценности. Всего икон было 20 плюс крест с распятием. В алтаре ничего не уцелело. Даже поздний каменно-кирпичный престол оказался разрушенным. У его основания на земле лежали обрывки позлащенных священнических риз. Старожилы сохранили в памяти предание или легенду, по которой во время польско-литовской интервенции настоятель церкви оказал литовским солдатам сопротивление и был убит. Действительно, на обрывках ризы видны были темные пятна, пятна крови. Вне зависимости от того, обновлялась эта местная траурная реликвия или нет, - легенда подтверждается находкой. Оккупация этой территории Новгородчины происходила в начале XVII в. Несколько слов о деталях оформления церкви. Все фасады её были покрашены, вероятно охрой. Но покраска выцвела и смыта дождями, что не позволяет утверждать о цвете с уверенностью. На южной стороне посередине стены трапезной имелась дверь и рядом с нею, справа, большое окно, прорубленное в XIX в., о чем свидетельствовала коробка, а не косяки. Причем, коробка с дощатым окладом по контуру, рассчитанным на крепление к нему обшивки. В средней части фасада сделано второе большое окно, тоже XIX в. Рядом с ним, слева, черной краской нарисовано такое же, ложное, с " расстекловкой " на 6 звеньев. Вверху над настоящим еще одно ложное. В алтарном членении почти посередине нарисовано третье ложное окно. Слева от него маленькое волоковое оконце настоящее. На восточной стороне (алтарь) два окна. Левое нарисованное, правое прорублено в XIX в. Северный фасад оформлен почти так же, как южный. В алтарном членении нарисовано одно ложное окно. В средней части настоящее XIX в., сдвинутое к востоку. Над ним и справа от него два ложных. В трапезной одно большое XIX в. На западном фасаде два больших ложных окна рядом и одно маленькое в шестерике колокольни.

http://sobory.ru/article/?object=59947

Таким образом получилось бы, что совершенно однородные предприятия, например, мастерские, заводы, рестораны, театры, концертные залы, читальни и библиотеки, взятые в арендное или иное пользование были бы изъяты от действия правовых норм, ограждающих публично-общественные интересы в угоду личного усмотрения. Посему Н. К. Ю. полагает, что запрет вывешивания идолов, икон, представителями культа действует всюду, где применим общественно-организационный труд, всюду, где применимы нормы публичного права, (нормы санитарные, гигиеничные, трудовые, общественного порядка и т. д.), а они применимы всюду, где практикуется коллективный наемый труд и публичное, доступное любому гражданину пользование теми или иными помещениями, неограниченное каким-либо узким индивидуальным, частным кругом лиц. Таким образом частные помещения тесно связанные не только с профессиональной индивидуальной работой, но и с интимной личной жизнью данного лица, как-то: кабинет врача, адвоката, профессора, инженера, мастерские кустаря – сапожника, портного и т. д., работающих единолично и собственноручно, не подлежат действию декрета и инструкции к нему. В помещениях же специально предназначенных для посещения их посторонней широкой публикой нет возможности разрешить постановление религиозных изображений и предметов культа (12/II – 23 г. 63). 5. Местная советская власть устраняет или обязует соответствующих лиц устранить из храмов и других молитвенных домов, составляющих народное достояние, все предметы, оскорбляющие революционное чувство трудящихся масс, как-то: мраморные или иные доски, надписи на стенах и на богослужебных предметах, произведенные в целях увековечения памяти каких, бы то ни было лиц, принадлежащих к членам низвергнутой народом династии и ее приспешников. (Инструкция НКЮ 18 г., § 32). 6. Под царскими коронами, подлежащими удалению из храмов, необходимо разуметь исключительно те, кои имеют какое-либо отношение к низвергнутой царской династии, но не те, кои, будучи помещены над так наз. царскими вратами, на иконах и над иконами, прямого отношения к царизму не имеют, являясь только богослужебными предметами того или иного релит, культа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Выработанные комиссией, или вернее, принятые ею положения особого комитета 1864 года, были, по рассмотрении в государственном совете, высочайше одобрены 3 мая 1883 года. Сущность нового закона о раскольниках состояла в том, что раскольникам разрешено было творить общественную молитву, исполнять духовные требы и совершать богослужение по их обрядам в частных домах, а также на кладбищах при погребении, с пением, но без употребления церковного облачения. Постановлено не преследовать уставщиков, наставников и других лиц, исполняющих духовные требы у раскольников, за исключением тех случаев, когда они окажутся виновными в распространении своих заблуждений между православными или в иных преступных деяниях. Но подтверждено, что за такими лицами не признается духовного звания и они считаются принадлежащими к тем сословиям, в которых состоят. Также подтверждено, что последователям раскола воспрещается публичное оказательство оного, т. е. крестные ходы, публичные процессии в облачениях, публичное ношение икон, кроме предношения их сопровождаемым на кладбище покойникам, употребление вне домов или часовен и молитвенных зданий церковного облачения или монашеского и священнослужительского одеяний и раскольничье пение на улицах и площадях. Дозволено исправлять и возобновлять приходящие в ветхость молельни и часовни менее вредных сект, с тем, чтобы наружный вид строений не был изменяем, и каждый раз с разрешения гражданского начальства, а в некоторых случаях дозволено и распечатывать те, которые были закрыты, по сношению с обер-прокурором синода, и, при крайней надобности, открывать новые – с разрешения министра внутренних дел. Все такие здания не должны были только иметь внешнего вида православного храма, не иметь наружных колоколов, но могли иметь над входом кресты и иконы. В этих своих постановлениях государственный совет руководился тем соображением, что «молитва составляет одну из первых духовных потребностей каждого верующего, хотя бы и заблуждающегося в своих религиозных убеждениях, человека», и что «поэтому, какой бы строгостью ни было обставлено запрещение собираться на общественное в частных домах богомоление, последнее всегда будет существовать, с тем только различием, что в случае преследования оно будет совершаться тайно, без надзора правительственных властей». Кроме указанного, тем же законом 3 мая 1883 года отменены стеснительные постановления относительно отлучек раскольников из мест постоянного их жительства, приписки к городским обществам, отправления торговли и промыслов, а так же занятия выборных должностей в городских общественных управлениях. В дополнение к этому закону законом 10 января 1889 года установлена уголовная ответственность раскольнических лжесвященников за исполнение ими духовных треб для лиц православного исповедания 216 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Галерею поддерживали кронштейны-выпуски перерубов под полом и выпуски бревен стен западного прируба. Все они были срезаны, когда удалялась галерея. Следы выпусков-перерубов хорошо видны на южной стороне притвора сквозь щели наружной обшивки. Кронштейн состоял из пяти бревен. Обнаружено, что первоначально полы в церкви были сделаны из широких плах – половин бревен. При перестройке они были использованы для устройства чернового пола, но уложены плоской стороной вниз на толстые поперечные бревна-балки. Поверх плах был настелен чистовой пол из досок по небольшим выравнивающим брускам. Уникальной деталью является балка с росписью, вторично использованная в конструкции крыльца. Она обнаружилась после того, как с крыльца начала обваливаться обшивка. На эту деталь указал архитектор-реставратор И.Н. Шургин, он же и определил, что это тябло более раннего потолка – «небо». Согласно сделанным обмерам ее длина немногим более 4 м, сечение – 17 на 18 см с двумя симметричными пазами. Роспись хорошо сохранилась: растительный орнамент, выполненный черной обводкой с заливкой частей белилами, охрой и красным цветом. Нынешнее «небо» находится на высоте более 10 м от уровня пола. Более ранний потолок – «небо» с расписными тяблами, судя по аналогам XVII в., должен был находиться значительно ниже. Выяснить, на какой он был высоте, можно только освободив от обшивки весь интерьер церкви. Существующий позднейший иконостас устроен вдоль трех стен молитвенного помещения. От него сохранилась основа в виде стоечно-балочной конструкции, оформленной в духе позднего классицизма. Этому иконостасу, несомненно, предшествовал традиционный иконостас, состоявший из ряда узких полок-тябл, на которые ставились иконы. Обычно от таких полок остаются характерные врубки в противоположных углах на продольных стенах. В Сретено-Михайловской церкви места, где могут быть обнаружены следы тяблового иконостаса, скрыты под обшивкой. Хотя на северной и южной стенах восьмерика в восточных углах есть симметричные врубки, которые могли остаться от тябл. В таком случае на юго-восточной и северо-восточной стенах над первоначальными небольшими окнами располагалось по одному ряду икон.

http://sobory.ru/article/?object=00291

Известно, что иконоборчество тоже возникло под влиянием иудеев и послужило причиной жестоких гонений на православных христиан и монашество. Основанием для них послужили определения иконоборческого собора 754 года в Константинополе. Для возможности сравнения приведем их здесь: 1) Святые иконы повелевалось считать идолами; 2) все поклоняющиеся иконам были преданы анафеме; 3) повелевалось исповедовать, что не только святые по смерти своей не могут помочь нам своим ходатайством, но и Сама Матерь Божия; 4) запрещалось нарицать святыми апостолов, мучеников, исповедников, преподобных и всех угодников Божиих. После 761 года началось открытое гонение на монашествующих. Духовенство, монахи и все православные христиане были твердо убеждены в том, что первый император-иконоборец Лев Исаврянин был совращен в эту безумную ересь иудеями, подтверждение чему мы находим и в обстоятельствах жития преподобномученика Стефана Нового, пострадавшего от жидовствующих византийских иконоборцев. ­В России при Иоанне III иудеи попытались захватить власть через организованную ими секту с более откровенными иудаистскими лозунгами и с той же ненавистью к почитанию святых икон и мощей, с отвержением монашества. Несмотря на то что ересь проникла во дворец и на митрополичью кафедру, попытка эта не удалась, но с течением времени усилия в этом направлении продолжались, пока не увенчались успехом в 1917 году. Промежуточным успехом можно считать спровоцированное каббалистами протестантство в Западной Европе, которое так же, как и все антиклерикальные движения, начиналось с мнимо благочестивых нападок на недостатки католического духовенства, а закончилось все тем же отвержением авторитета церковной иерархии, непризнанием Таинств, иконоборчеством и упразднением монашества. Начало протестантизма по времени отстает от секты жидовствующих в России по крайней мере на 40–50 лет, и если не считать, что они произошли из одного источника, то совершенно невозможно объяснить совпадения в учении тех и других. Чтобы уяснить этот первоисточник, обратимся к обстоятельствам жизни Лютера, который явился зачинателем и исполнителем дела, конечным результатом которого явилось разделение христиан Западной Европы на множество «церквей» и сект.

http://pravoslavie.ru/56053.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010