IV. Религиозные церемонии и обряды (иконы, общественные молебны, дни отдыха и т. д.) ДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ИНЫХ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ УСТАНОВЛЕНИЙ НЕ СОПРОВОЖДАЮТСЯ НИКАКИМИ РЕЛИГИОЗНЫМИ ОБРЯДАМИ ИЛИ ЦЕРЕМОНИЯМИ. О религиозных церемониях и обрядах. 1. В государственных и в иных публично-правовых общественных помещениях безусловно не допускается: а) совершение религиозных обрядов и церемоний (молебнов,, панихид и проч.). б) помещение каких-либо религиозных изображений (икон, картин, статуй религиозного характера и проч.). (Инструкция НКЮ 18 г., § 29). 2. Местная советская власть принимает все меры к устранению указанных в предшествующих статьях и противоречащих декрету о свободе совести явлений. Примечание: Устранение религиозных изображений, имеющих художественное или историческое значение, и их дальнейшее назначение производится с ведома Народного Комиссариата. Просвещения. (Инструкция § 30). Иконы в частных магазинах. 3. V-ый Отдел Наркомюста разъяснил Тульскому Губернскому Прокурору на его запрос от 8/IX – с. г. по вопросу о том, допустимо ли нахождение икон в частных магазинах, что, «согласно § 29 Инструкции об отделении церкви от государства должны быть удалены иконы из общественных мест, к коим, несомненно, относятся и магазины, хотя бы принадлежащие частным лицам» (25/IX – 1922 г., 562). 4. По вопросу о помещении икон и проч. предметов культа в зданиях, предназначенных для посещения их посторонней широкой публики, V-ый Отдел: разъясняет, что согласно декрета об отделении церкви от государства помещение предметов культа недопустимо в государственных и иных публично-правовых общественных помещениях. При советском строе понятие публично-правовых общественных помещений, конечно, не может быть определяемо по случайному признаку юридического собственника, в буржуазном смысле этого слова, того или иного находящегося в публичном пользовании помещения. Так, столовые, рестораны, пивные, магазины, заводы, мастерские, в виду нэпа могут быть в данный момент узко юридически числиться в собственности отдельных (граждан, но прилагать к ним старые уже изжитые нормы строгого института частной собственности невозможно, иначе создается недопустимый дуализм в правах и обязанностях граждан в зависимости не от существа дела (публичное для нужд общественного пользования помещение), а только по тому, что в данный момент государство переуступило частному лицу ту или иную общественно-полезную функцию.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

«Как же нам теперь не начертать образа страданий, посредством коих совершилось спасение мира, и чудес Христовых, дабы, если сын меня спросит: «Что это?» я мог ему пересказать, что Бог вочеловечился, что посредством Его не только израильтяне перешли чрез Иордан, но и весь род человеческий приведен к первобытному блаженству и вознесен превыше всех царств, – к престолу Самого Отца! «И те грубо заблуждаются, – продолжает Дамаскин, – кои, допуская иконы Спасителя и Богоматери, не принимают икон святых; они враждуют не против икон, но против святых, против чествования их; не признают силы Божией, жившей и действовавшей в них. Возможно ли, чтобы святые, бывшие соучастниками страданий Христовых, не участвовали, как друзья Его на земле, и в Его прославлении? Бог не называет святых более рабами, но – чадами Своими, друзьями, сынами царствия, сонаследниками Христу. Посему мы должны поклоняться им потому, что Бог прославил их и сделал благодетелями для приходящих к ним с верою; должны поклоняться им не как богам, но как друзьям Божиим, имеющим дерзновение к Богу; должны поклоняться им потому, что Сам Царь чрез сие почитается; поклоняясь святым, должны воздвигать в честь их храмы и украшать оные иконами тех, кои сами были живыми храмами Божиими, были преисполнены Святого Духа». Волнение умов в народе возрастало со дня на день. Люди благочестивые смотрели на исполнителей царского указа как на врагов Божиих и с ужасом наблюдали чрезвычайные явления природы, как то: землетрясения и тому подобное, видя в них явное приближение гнева Божия. Дух неудовольствия обнаружился даже в явных восстаниях. Жители цикладских островов открыто возмутились против императора, и в лице некоего Косьмы назначили ему преемника. Но Льву удалось греческим огнем истребить вооруженный флот их, подступивший к самому Константинополю, и так как император смотрел на эту победу как на доказательство того, что сам Бог споспешествует его предприятиям против иконопочитателей, то он утвердился еще более в своем намерении истребить иконопочитание. Доселе он старался действовать против иконопочитания силою убеждения; теперь, раздраженный твердостию ревностных защитников икон, прибег к насильственным мерам против икон и их почитателей. В этом именно духе в 730 году издан был второй указ, которым предписывалось, чтобы ни в одном храме не было икон, и чтобы все они были удаляемы от взоров народа и даже истребляемы. Противникам указа угрожали изгнание, отнятие имущества, искажение членов, огнь и меч.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— А разве это плохо? Если нужно быстро и в нескольких местах построить храмы? —Все превращается в механизм, а места для творчества не остается. — А иконы? Их же можно было и раньше переносить с места на место и спокойно копировать? —Тоже далеко не все. А фреску точно нельзя перенести на другое место. Если же иконы и копировали, то не по кальке. Это уже в худшие времена стали писать по переводам. А так иконописец, что видел, что запоминал, то и писал. В Палехе, например, ученику давали одну доску, и он целый год на ней работал. Напишет — счистит, напишет — счистит. Это, кстати, очень хороший метод, потому что ученик знал, что на этом не остановится, и не был скован в своих действиях. — Что же тут хорошего? —Это приучает к свободе. Когда сейчас начинающий иконописец берет чистую доску, белый левкас его сковывает, он хочет создать что-то выше самого себя. А тут он знал заранее, что все равно придется стереть. — А тиражируемые иконы можно использовать? —Почему-то сегодня вместо того, чтобы стремиться к чему-то немногому, но подлинному, стараются обзавестись как можно большим количеством печатных изображений, которые потом могут просто-напросто выцвести. Дома люди сооружают целые иконостасы из таких икон. — По Вашей логике, нужно упразднить все это производство, но в результате в Церкви резко сократится количество икон. —И хорошо было бы. Хотя, разумеется, этого никогда не случится. И сегодня верующий вынужден принимать все эти суррогаты и считать их искусством. Я давно уже пришел к выводу (и даже привык), что в православном храме нужно молиться не благодаря, а вопреки иконе, вопреки пению, вопреки архитектуре. Если отец Павел Флоренский называл храм синтезом искусств, то в реальности очень часто все бывает наоборот — синтез всяких безобразий. Почему-то считается, что верующим должно быть все равно, как поют, как служат, какого качества иконы. А ведь в храм приходят разные люди. Придет музыкант, которого покоробит от фальшивого пения, и он больше туда не вернется. Пойдет к католикам, у которых звучит орган. Вот вам и ущерб для миссии.

http://old.aquaviva.ru/news/2010-12-04/2...

искусства. В XVIII в. наряду с усилением на груз. чеканку зап. влияния, проникавшего гл. обр. через Россию, в технических приемах, орнаментальных мотивах и иконографических деталях заметным становится и воздействие рус. искусства (напр., Чхарский большой складень (1779-1780, ГМИГ)). Чеканное искусство 1-й пол. XIX в. все еще тесно связано с древними традициями, существует и большая группа произведений, в основе к-рых лежат груз. национальные традиции. Ряд груз. мастеров, напр. Пепу Меунаргия, многое восприняли от чеканных икон предыдущих веков. Однако в творчестве тех же мастеров встречаются и произведения, в к-рых неоспорима близость к рус. искусству. Большинство икон, созданных в кон. XIX - нач. ХХ в.,- повторения завезенных из России фабричных образцов и не имеют отношения к истории груз. чеканного искусства. Лит.: Кондаков Н. , Бакрадзе Д. Опись памятников древности в некоторых храмах и мон-рях Грузии. СПб., 1890; Шмерлинг Р. Золотой сосуд из Чхороцку//Ars Georgica. Тбилиси, 1942. 1; Амиранашвили Ш. История груз. искусства. М., 1950. Т. 1; он же. Бека Опизари. Тбилиси, 1956; Чубинашвили Г. Груз. чеканное искусство с VIII по XVIII в.: Альбом, ист. очерк и аннот. Тбилиси, 1957; он же. Груз. чеканное искусство: Исслед. по истории груз. средневек. искусства. Тбилиси, 1959; Кениа Р. Чеканка триптиха Хахульской иконы Богоматери. Тбилиси, 1972 (на груз. яз.); Sanikidze T. Abramishvili: Orfevrerie géorgiene du VIIe au XIXe siècle. Gen., 1979; Хускивадзе Л. Золотых дел мастерская при дворе Левана Дадиани. Тбилиси, 1974 (на груз. яз.); Alibega š vili G. , Beridze V. , Volskaja A. , Xuskivadze L. I tesori della Georgia. Mil., 1984. P. 187-204; Чхартишвили А. Мамнэ, мастер ювелирного дела. Тбилиси, 1978 (на груз. яз.); Сакварелидзе Т. Груз. чеканное искусство XIV-XIX вв. Тбилиси, 1987. Ч. 1 (на груз. яз.); он же. Чеканные иконы//Груз. иконы. Тбилиси, 1994 (на груз. яз.). Т . Сакварелидзе Чеканная церковная утварь Наряду с иконами и крестами из драгоценных металлов сокровищница груз.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Экстерьер поражает богатством декора. Стены здания и барабаны куполов расчленены по вертикали пилястрами и колоннами коринфского (первый ярус) и ионического (второй ярус) ордеров. Цоколь, стены и барабаны куполов завершаются карнизами сложного профиля. Круглые окна (люкарны) обрамляет роскошный лепной орнамент, на фронтонах размещены чугунные картуши с монограммой императрицы Елизаветы. Живописность фасадов усиливает яркая раскраска: на бирюзовом фоне стен выделяются белые колонны, пилястры, карнизы, сверкают позолотой чугунные капители, картуши, по граням темно-зеленого купола извиваются золоченые гирлянды. Тот же принцип декора сохранен в интерьере, который воспринимается единым архитектурным объемом. Здесь также расчлененные плоскости стен сочетаются с богатой позолоченной лепкой, обрамляющей окна-люкарны и украшающей купол. Главным акцентом в интерьере является иконостас. Это трехъярусное монументальное сооружение мягких криволинейных очертаний. На пурпурном фоне выделяются позолоченные пилястры, карнизы и богатые резные обрамления икон, имеющих разнообразные размеры и сложные контуры. Поверхность царских врат покрыта сплошным кружевом резьбы. В декор введена скульптура - головки херувимов, фигуры ангелов, трехфигурная группа " Распятие " , завершающая иконостас. Б. Растрелли руководил всеми работами по оформлению интерьера. Он выполнил не только проект иконостаса, но и его рисунок-шаблон в натуральную величину, по которому петербургские резчики Иосиф Домаш и Андрей Карловский изготовили все резные детали. Монтированием иконостаса в Киеве руководил мастер Иоганн Грот. За иконостасом в алтаре находится надпрестольная сень на витых позолоченных колонках, украшенных гирляндами цветов. В интерьере привлекает внимание кафедра для проповедника, которую поддерживают две позолоченные фигуры ангелов. Большой интерес представляет живопись Андреевской церкви середины XVIII века - иконы иконостаса, роспись кафедры, картины в куполе, написанные масляными красками на холсте. Большую часть икон (25 штук) выполнил в Петербурге художник И. Вишняков с учениками. Живопись на оборотной стороне иконостаса создали украинские художники И. Роменский и И. Чайковский. Наибольшую ценность имеют работы талантливого русского живописца Алексея Антропова: роспись кафедры, купола, большая картина " Тайная вечеря " в алтаре, часть икон в иконостасе. На иконе " Успение Богородицы " сохранилась его подпись.

http://sobory.ru/article/?object=00350

P. 222-229; она же. К-польские чудотворные образы и груз. живописные иконы XI-XIV вв.//Груз. древности. 2003. 4/5. С. 50-62 (на груз. яз.); eadem. Passion Cycle Triptych//Byz. 2003. Vol. 73. Fasc. 2. P. 339-359; она же. К изучению икон средневек. Грузии: (По мат-лам письменных источников)//ВВ. 2005. T. 64(89). С. 232-244; Velmans T. Une icone au Musee de Mestia et le theme des 40 Martyrs en Georgie// Eadem. L " Art medieval de l " orient chremien. Sofia, 20022. P. 301-317; eadem. Un triptyque avec l " arbre de Jesse et deux autres images mobiles conserve a Tbilisi//Ibid. P. 325-333. Н. Чичинадзе Чеканное искусство В результате археологических раскопок выявлен огромный материал, свидетельствующий о высоком уровне чеканного дела в Грузии с кон. III тыс. до Р. Х. Средневек. груз. чеканное искусство возродилось в лоне христ. культуры на основе этой традиции, но уже с новыми темами и задачами. История груз. скульптуры фактически представляет собой историю рельефной скульптуры (в правосл. среде круглая скульптура не получила распространения), полное и яркое воссоздание общей картины развития к-рой возможно благодаря искусству чеканки. Несмотря на бесконечные войны, разорения страны, сохранилось неск. тысяч чеканных произведений. Это церковные предметы разного назначения: изготовленные из серебра или золота иконы, процессионные и предалтарные кресты, рипиды, потиры и т. д., многие, согласно сопровождающим надписям, заказаны царями, членами их семей, высшими представителями духовенства, крупными феодалами. Они датируются с VIII-IX до XIX в., что позволяет представить целостную картину развития чеканного искусства и его самобытные черты. Чеканный оклад иконы «Преображение» из мон-ря Зарзма. 886 г. (ГМИГ) Чеканный оклад иконы «Преображение» из мон-ря Зарзма. 886 г. (ГМИГ) Самой активной и плодотворной эпохой груз. чеканки являлись X-XI века. Главной задачей, стоящей перед мастерами этого времени, было скульптурное воплощение христ. тематики, того или иного святого или всей сюжетной композиции. Ранним значительным памятником, относящимся к времени становления груз. чеканки, является живописная икона «Преображение» из мон-ря Зарзма (не сохр.), украшенная чеканным окладом (886, ГМИГ). На Зарзмской иконе фигуры уплощены, почти все изображение носит графический характер. Памятники этого круга создали твердую основу для дальнейшего развития груз. чеканного искусства. По мнению Г. Н. Чубинашвили, «…на этой почве, расчищенной от подражательного повторения чуждых скульптурных композиций… в Грузии Х в. зачинается процесс искания действительно скульптурных решений».

http://pravenc.ru/text/168199.html

Основной объем образован четырьмя крестообразно расположенными прямоугольными срубами с двускатными кровлями, над которыми в центре поставлен низкий глухой четверик и над ним световой восьмерик, увенчанный шатром с луковичной главкой на острой «шейке». В углах между восточным и боковыми рукавами креста, по сторонам алтаря устроены пониженные квадратные прирубы дьяконника и жертвенника, а с западной стороны к рукавам прилегают крыльца боковых входов. Вертикаль храма повторяет четверик колокольни, поставленный над западной частью трапезной – папертью с крыльцом. Колокольня также завершена шатром с главкой. Основным элементом декора фасада выступает чередующаяся тесовая обшивка стен, горизонтальная до верха окон, вертикальная до карниза, а в схимниках фронтонов – вертикальная и «в елку». Ее дополняют скромные наличники окон (одинарных и тройных) с мелкой расклейкой фронтонами и сандриками, простые карнизы и фронтоны в завершении рукавов креста и паперти. Значительно обогащают силуэт Храма декоративные щипцы, острым изломом разрывающие карнизы и полицы снизу шатров. В интерьере господствует центральная, развитая вверх, часть храма, соединенная с трапезной, боковыми прирубами и алтарем с широкими арочными проемами. При переходе от четверика к восьмерику применены плоские паруса. Роспись выполнена масляными красками (1904 год - надпись над западным окном). Изображение «САВАОФЕ» на восточной грани шатра и «ЕВАНГЕЛИСТОВ» на узких гранях восьмерика написаны позднее в академической манере. Краски положены пастозно, широкими мазками. Цветовая гамма выдержана в мягких, приглушенных тонах. В скупом декоре повторяется в упрощенном виде оформление придельных иконостасов: накладные геометрические элементы и феленчатые пилястры в цокольной части. Обрамление икон второй половины 19 века – в виде ряда «зубчиков». Одноярусные предельные иконостасы ( середина 19 века), очевидно принесенные из других храмов, являются интересными памятниками украинского барокко. Элементы этих иконостасов и все иконы утрачены. Оригинальные завершения иконостасов покрыты богатым резным декором, который хорошо сочетается с барочной живописью икон (изображения архангелов). Главный четырехъярусный иконостас второй половины 19 века с «Распятием» в завершении, стилизован в духе барокко. Его царские врата и иконы местного чина утрачены.

http://sobory.ru/article/?object=41513

Наконец, если бы иконопочитание было несообразно с свойством нового завета, то благодать Св. Духа не избирала бы икон в видимое орудие своих чудесных действий, совершая чрез них различные исцеления. Было, однако же, время, когда поклонение свв. иконам стоило крови и жизни поклоняющимся, когда не только поклоняться образу Спасителя, даже иметь его у себя вменялось за преступление самое тяжкое. И так поступаемо было не у язычников, не у магометан, не у евреев, а между христианами, в державе, издревле славившейся усердием к вере и уставам Церкви! И такое безумие продолжалось не год, не два, не три, а более ста лет!.. Когда представляешь теперь себе все это, то не знаешь, что думать и чем изъяснить ослепление столь ужасное? Ибо, что такое сделали свв. иконы, чтобы им быть предметом гонения столь лютого и продолжительного? Что некоторые из христиан, по простоте своей, простирали благоговение и усердие к ним до излишества, останавливаясь мыслию своею на изображении, вместо того, чтобы восходить чрез него к изображаемому? Но по этой же причине надобно было бы сокрушить все иконы и в великом храме природы; надлежало бы погасить на небе солнце, луну и все звезды, а на земле истребить источники и реки, горы и леса, самых животных; ибо все это бывало, и доселе служит для целых народов предметом не только суеверного почтения, но и обожания. Много ли, впрочем, из самых простых христиан таких, которые какую бы то ни было икону принимали прямо за лицо, ею изображаемое, и думали, что древо и краски составляют самое Божество? Такого человека надобно долго искать, и, сыскав, при надлежащей беседе с ним, редко не окажется противного, то есть, что он не умеет только выразить своих понятий, как должно, а не то, чтобы не умел отличить иконы от лица, ею изображаемого. Что же касается до других людей, самых простых и не просвещенных, то их усердие и любовь к свв. иконам могут казаться некоторым простирающимися до излишества именно потому, что в этих судиях самих слишком мало усердия не только к свв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К XVI в. появилось большое число памятников чеканного искусства, отличающихся тематическим богатством, среди к-рых - мн. произведений с изображениями ктиторов. В «портретах» представителей светского или духовного круга виден интерес мастеров к реальной жизни, попытки передать изобразительными средствами свои наблюдения (эти изображения дают ценный материал для истории костюма в Грузии). Рост числа ктиторских изображений является показателем и того, как правители Грузии, разделенной в то время на отдельные царства и княжества, стремились к прославлению своей персоны. Так, в XVII в. при дворе правителя Мегрелии Левана II Дадиани существовала золотых дел мастерская, в к-рой наряду с большим количеством др. произведений было исполнено 6 икон с «портретами» Левана. Чеканные работы XVI-XVII вв. многочисленны. В памятниках XVI в., большая часть к-рых создана в различных регионах Зап. Грузии, выделяется группа произведений, изготовленных в одной мастерской в Кахети (Вост. Грузия),- 11 золотых икон с идентичным орнаментальным декором, прежде не встречавшимся в груз. чеканке: рельефный орнамент врезан сверху в толщу металла. Этот технический прием и рисунок орнамента были привнесены из Ирана. Отдельные иран. мотивы встречаются и в произведениях XVII в., напр. широко распространенная в груз. архитектуре XVI-XVIII вв. килевидная арка. Но иран. влияния в груз. искусстве поздних веков были гл. обр. поверхностными, и число чеканных работ, по выражению Р. О. Шмерлинг «исламских по инвентарю форм, чисто грузинских по их сочетанию», невелико. Классификация произведений XVII в. затруднена, поскольку они во многом разнятся друг от друга. В этот период в груз. искусство начинают проникать элементы европ. культуры, что нашло отражение и в чеканке, напр. в композициях на внешних створках Анчийской иконы «Тайная вечеря» и «Неверие ап. Фомы»; чеканка этих створок сделана в 1686 г. мастером Бертаукой Лоладзе. В Грузии засвидетельствованы почти все темы и иконографические типы, известные в восточнохрист.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Главная идея " петербургского " проекта (авторский коллектив НИИ " Ленпроектреставрация " и музея-заповедника " Царское Село " подготовил эскизные предложения буквально за месяц): тактично " войти " в историческое здание, создав все интерьеры - и представительские апартаменты 2 этажа (зал для вручения верительных грамот, зал заседаний, рабочий кабинет и др.), и квартиру Президента на 3 этаже - в традициях ампира конца XVIII - начала XIX века. Арбитром конкурса выступил сам Президент Б.Н. Ельцин, отдав предпочтение петербургским роскошной простоте и единому стилю отделки перед московской дробностью. Сжатым срокам исполнения работ можно только удивляться: два месяца - на проектирование, два месяца - на закупку необходимых материалов и оборудования, менее года - на работу в интерьерах. Генподрядчиком выступила швейцарская строительная фирма " Мабетекс " , интерьеры 2 этажа выполняли московские специалисты, реставраторы музея-заповедника " Царское Село " - более 100 человек - создавали личные комнаты Президента. Работа шла " с колес " : интерьерные " полуфабрикаты " (до 90% готовности) фурами доставлялись из Царского Села (где на московский заказ работало еще 200 мастеров) прямо в Кремль. По ходу работы над проектом родилась идея создать в личных Президентских апартаментах небольшую часовню. Ее проект (арх. Самусенко С.В.), сюжеты и эскизы икон получили благословение Патриарха Всея Руси Алексия II. Царскосельскими реставраторами была выполнена уникальная работа: для иконостаса создано 7 янтарных икон в технике флорентийской мозаики. Особенное впечатление производит икона " Святая Троица " : рельефное изображение ювелирной четкости и изящества вырезано на тыльной стороне прозрачных янтарных пластин, под которые подложена блестящая фольга. Этот заказ - работа над молитвенной комнатой - в 1995-96 годы, когда ГМЗ " Царское Село " испытывал серьезные проблемы с финансированием, помог сохранить реставрационную мастерскую, созданную для восстановления " Янтарной комнаты " . Лепные и резные работы для молитвенной комнаты и других помещений были выполнены лучшими мастерами реставрационных мастерских ГМЗ " Царское Село " , прославившимися восстановлением интерьеров Екатерининского дворца в послевоенные годы.

http://sobory.ru/article/?object=07153

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010