Открылась выставка советских икон января 2023 Выставка " Советские иконы: религиозные артефакты коммунистической эпохи " открылась 26 января в Музее истории религии . Проект реализован с Обществом содействия сохранению и популяризации русской культуры имени Михаила Абрамова. В экспозиции более 80 икон, собранных Центром визуальных исследований Средневековья и Нового времени Российского государственного гуманитарного университета в экспедициях. Дополняют ее предметы из собрания ГМИРа. Большинство икон - из Нижегородской области. Выставку сопровождают документальные фильмы о ее мастерах и мастерицах. Директор ГМИРа Любовь Мусиенко отметила, что советские иконы - не только уникальный социальный и материальный феномен, но и предмет наивного религиозного искусства, оставшегося в прошлом: их авторы не передавали никому свои профессиональные навыки. " Участникам экспедиции удалось спасти целый пласт религиозной культуры советской поры. Экспозиция дарит ощущения тепла, света, вспоминается детство, дом, где в красном углу висели такие иконы, сделанные руками самоучек. Не имея специальных материалов и инструментов, они творили чудеса. Это страница истории иконы - какой она была в те времена. Сегодня они хранятся как семейные реликвии, оставшиеся от бабушек с дедушками, и это трогательно " , - сказала она. " В то непростое время было гонение на Русскую Православную Церковь, разрушались храмы, но многие жители наших городов и сел забирали из разрушенных храмов иконы, хранили их, берегли и тайно молились, - сказал губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов. - Были также разрушены мастерские, где писали иконы, но нашлись ремесленники, которые с помощью простых материалов - фанеры, бумаги и фольги - писали и украшали иконы. В городах фотографы делали снимки старых икон и потом распространяли их. Икона в виде фотографии все равно была для верующих религиозным символом, перед ними молились, так как других не было. Эта выставка способствует сохранению икон советской эпохи, перед которыми молились наши бабушки и дедушки " .

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Появление именно в Пияле икон такого профессионального уровня не случайно. Во-первых, после закрытия Кожеозерского монастыря в результате секуляризации земель церковное имущество в 1779 г. было отдано «на сохранение» в Вознесенскую церковь деревни Пияла. Нет уверенности, что все иконы были возвращены, поскольку монастырь возобновлен лишь в 1851 г. Во-вторых, устройство внутреннего убранства древних пияльских храмов XVI-XVII вв. происходило при содействии Соловецкого монастыря, владевшего в Пияле соляным промыслом. Известно, что этот крупнейший северный монастырь объединил вокруг себя иконописцев разных художественных направлений. Чин, скорее всего, был заказан кому-нибудь из приезжих мастеров, возможно из Ростова. Среди архивного наследия Соловецкого монастыря сохранились отводные книги Пияльского усолья за 1720-1721 гг. Они перечисляют иконы, принадлежащие монастырю в Вознесенском храме, в приделе Зосимы и Савватия Соловецких, в братской келье, в «братских холодных сенях», в столовой. Вот как описывается храмовая икона Вознесенской церкви: «...образ Преображения Господня в приписи на полях Зосимы и Савватия и Филиппа Митрополита да Германа, у Спасителева образа венец с цатою да шесть венцов без цат басемные сребряные а пред тем образом подсвешник древяной писан крас-ками и с пеленой которой прислан из монастыря». Пядничная икона «Флор и Лавр на конях» конца XVI в. близка по времени к вышеупомянутым праздничным иконам. Она отмечена редкой иконографией: святые Флор и Лавр изображены в воинских доспехах и плащах. Наиболее значительная группа икон была написана в середине XVII в., ко времени постройки Вознесенской церкви в 1654 г. Это девятнадцать икон деисусного и семнадцать икон праздничного чинов, а также девять икон местного ряда. Все достаточно крупных размеров. доски местного ряда - 150 х 120 см. Среди них такие памятники, как: «Богоявление», «Рождество Богоматери», «Успение», «Вход в Иерусалим», «Вознесение», «Преображение». На оборотах икон сохранились пометы, выполненные красной краской. Они состоят из двух чисел, написанных через тире. Вторая цифра означает ряд иконостаса, первая - порядок в этом ряду. Например, икона «Богоявление» местного ряда имеет маркировку «8-1», а икона «Богоявление» праздничного ряда - «6-3». Счет идет от северной стены к югу. У иконы «Святой князь Борис» отметка «1-2», следовательно, она стояа в деисусном ряду слева. У иконы «Митрополит Алексий» - «18-2 », она стояла крайней справа.

http://sobory.ru/article/?object=38507

При определении сюжетов росписи обе иконы были оставлены на своих местах, а, следовательно, их содержание являлось необходимой частью общей программы храмовой декорации. В выборе возможных изображений для данных икон здесь вряд ли возможна ошибка – самым вероятным вариантом представляется размещение здесь образов Спасителя и Богоматери, которые хотя и оказались вознесенными на высоту почти 5 м, занимали свое традиционное место в системе расположения главных храмовых сюжетов. При этом отметим, что подобные гигантские настолпные иконы, фланкирующие атгарь и обрамленные декоративными рамами, дтя XI-XII столетий были явлением достаточно частым. Пустующие ныне места от двух таких икон сохранились в соборе монастыря Хосиос Хризостомос на Кипре, около 1110 г. 459 , а в Катендерхане Джами по сторонам от атгаря сохранились мраморные рамы от двух, вероятно, мозаических икон, также относящиеся к XII в. 460 Анализ конструкций алтарной преграды собора Антониева монастыря позволяет сделать однозначный вывод, что никакой двухгябловой конструкции для крепления икон, которую предлагает В. М. Ковалева, здесь не существовало, а, следовательно, пространство между столбами оставалось открытым или, правильнее сказать, свободным от икон. Оговоримся, что речь идет сейчас только о крупных образах, наличие которых превращало бы преграду открытую или прозрачну ю в преграду закрытого типа. Нельзя отрицать тот очевидный факт, что темплоны византийских и, соответственно, древнерусских церквей в XII в. повсеместно украшались небольшими иконами различного содержания, не требующими дополнительных креплений и поэтому не влияющими на конструкцию преграды, и об их присутствии в рассматриваемых новгородских памятниках мы подробно скажем ниже. Итак, отсутствие верхней балки делает очевидным и отсутствие здесь крупноформатного иконного ряда, перекрывавшего алтарную арку. Но столь же очевидно отсутствие больших икон и ниже балки темплона, поскольку барьер, на который иконы могли бы опираться, и темплон, к которому они могли бы крепиться своими верхними гранями, находились в разных плоскостях: барьер располагался в проеме арки, а темплон примыкал к западной грани алтарных столбов. Если бы иконы все же помещались на барьере, то они неизбежно крепились бы к откосам атгарной арки, но здесь нет никаких следов, при том, что на данных участках почти полностью сохранились фрески. Таким образом, алтарная преграда собора Антониева монастыря не имела привычного византийского облика, ибо в ней отсутствовали столбцы, капители и архитрав, а двумя ее основными элементами были не соединенные между собой барьер и темплон. роль которого исполняла мощная балка, пересекавшая алтарь на ширину всех трех апсид собора. Церковь Спаса Нередицы

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Упоминания о единоличных образах М. М. встречаются неоднократно в документах, отражающих работы иконописцев Оружейной палаты, а также в составе икон, в разное время и из разных мест поступивших в Образную палату при Московском дворце. В ряде случаев известны даты создания и места пребывания таких икон. Напр., в окт. 1627 г. по приказанию патриарха Филарета Назарий Истомин писал «в церковь Пречистыя Богородицы Ризположения» местные иконы и «два образа малые - пядницы, по одному святому на цке - преподобный отец Михайло Малеин, а на другой цке - преподобная Евдокия - на золоте» (Дела Патриаршего Казенного приказа - МАМЮ. Кн. 1. Л. 95 об., 114 об.; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 571); 10 авг. 1631 г. Назарий Истомин получил из Патриаршего Казенного приказа жалованье за написание 6 пядниц, среди к-рых образы соименного святого патриарха Филарета - «страстотерпца Христова Федора, иж в Пергии» и М. М., «а быти теми образом в церкви благовернаго князя Олександра Невскаго над царскими дверьми по тяблу» (Там же. Кн. 3. Л. 727 об.; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 572). Всего патриарх Филарет пожертвовал в придел св. Александра Невского Благовещенского собора 25 икон, среди к-рых 2 были с изображением М. М. (РИБ. (31); Извеков. 1911. С. 93; Клевцова. 2006. С. 79). В описи Образной палаты 1669 г. указаны 2 иконы с единоличным изображением М. М., обе в окладах, еще одна, без оклада, приведена в числе «подносных» икон, происходящих из монастырей ( Успенский. 1902. С. 13, 18, 36). По упоминаниям известен и ряд икон в Знаменском мон-ре (до основания обители - наследственный двор бояр Романовых с ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение»). По описи 1631 г., в «древней» Знаменской ц. в ряду местных икон (все в «богатоукрашенных серебряных окладах») справа от царских врат находился «образ Вседержителя и Михаила Малеина в одном киоте», а на киоте стоявшей там же родовой святыни, иконе Божией Матери «Знамение», были «в приписи» образы свт. Алексия, митр. Московского, и преподобных М. М., Сергия и Никона Радонежских ( Мартынов. 1866. С. 55). В построенной ок. 1632 г. в Знаменском мон-ре ц. во имя прп. Афанасия Афонского в местный ряд слева за образом «Знамение» были поставлены иконы мч. Феодора Пергийского и М. М. «в одном киоте… на золоте» (Там же. С. 57; Сергий (Спасский). 1896. Примеч. 7 на с. 4). В Знаменском же соборе (1679-1684) в левой части иконостаса находилась икона «Преподобнаго Михаила Малеина со ангелы» (с изображениями святых покровителей царской семьи?) ( Сергий (Спасский). 1866. С. 60). По сведениям кон. XIX в., образ святого, созданный в XVII в., был в алтаре Ризоположенской соборной ц. (в ней имелся придел во имя М. М.) Анастасиина монастыря в Костроме ( Покровский. 1909. C. 53).

http://pravenc.ru/text/2563750.html

Другой эпизод тоже связан с преподобным Алимпием. О нем рассказывается в этом же «слове» «Патерика». Некий « христолюбец» из Киева, построив себе церковь , захотел украсить ее пятью иконами деисусного чина и двумя « наместными». С этой целью он дал « доскы иконныа» и деньги двум инокам Печерского монастыря, прося их договориться о работе с Алимпием и заплатить ему за нее, сколько тот захочет. Но иноки присвоили деньги себе, ничего не сказав о них иконописцу, и в этом состоял их первый обман. Через некоторое время «христолюбец» захотел забрать иконы, так как думал, что они уже написаны. Однако иноки сказали ему, будто бы Алимпий « еще злата требуеть», и вновь оставили деньги у себя, во второй раз обманув заказчика. Затем иноки, клевеща на Алимпия, потребовали еще денег. « Христолюбец» же « с радостью» дал им, и так был обманут в третий раз. Наконец, когда иноки опять попросили у него денег, он смиренно сказал им, имея в виду святого подвижника: « Аще и десятижды въпросить, то дамь, токмо благословениа его хощу, и молитвы, и дела руку его». Алимпий же ничего о происходившем не знал. Однако последовала новая клевета: желая оправдаться перед « христолюбцем», вознамерившимся все же увидеть свои иконы, иноки сказали ему, что Алимпий взял деньги « с лихвою», а икон писать не хочет. Тогда « христолюбец» пожаловался игумену Никону. Алимпий же, будучи спрошен о вине, весьма удивился, не понимая, о чем идет речь. Знаменательным при этом представляется объяснение, произнесенное Никоном: « Три цены взял еси от седми икон». Стремясь обличить иконописца, игумен велел позвать иноков, бравших деньги, и принести иконы. И тут обнаружилось, что они готовы и « написаны зело хитры» – ко всеобщему удивлению. Но обманщики-иноки не знали об этом и потому продолжали винить Алимпия буквально словами Никона: « Три цены взял еси, икон не пишеши». Тогда им показали иконы, утверждая, что таковые « Богом написани суть», обличили их в клевете и изгнали из монастыря. Тем не менее иноки по-прежнему упорствовали в своей лжи и говорили всем, будто иконы эти написаны ими, а не Богом, так что многих заставили верить себе. Наконец « волею Божиею» и с помощью чуда обман был полностью раскрыт: во время большого пожара на Подолии церковь , « в ней же бяху иконы тыа», сгорела, но « по пожаре обретошася седмь икон тех целы». Завершается данный рассказ любопытным свидетельством его автора – Поликарпа: одна из тех семи икон – образ Богородицы – по велению князя Владимира была отправлена в Ростов и помещена там в построенной им церкви. Уже при Поликарпе последняя разрушилась, но « та икона без вреда пребысть»; ее перенесли в деревянную церковь , которая вскоре сгорела, икона же вновь осталась невредима. 382 Таким образом, с ней связаны три случая чудесного сохранения. Для небольшого рассказа это весьма знаменательное соответствие описанной здесь же трехразовой попытке оболгать Алимпия и обмануть христолюбивого киевлянина.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Механизм передачи обсудили вчера на встрече директора музея театра и иеромонаха Сретенского монастыря отца Никодима. 13 октября. ПРАВМИР. Московский театр «Уголок дедушки Дурова» передаст более 150 икон из коллекции Натальи Дуровой Московской Патриархии. Механизм передачи обсудили вчера на встрече директора музея театра и иеромонаха Сретенского монастыря отца Никодима, сообщает РИА Новости . «Мы передали отцу Никодиму перечень икон и все документы, связанные с их предстоящей передачей в Патриархию. Он в свою очередь отдаст их архимандриту Тихону (Шевкунову) — ответственному секретарю Патриаршего совета по культуре. Сам отец Тихон пообещал приехать к нам 29 октября, — сказал директор музея Юрий Кукис. «Наталья Юрьевна Дурова написала письмо Патриарху (тогда еще Алексию II) с просьбой после ее смерти принять как дар церкви коллекцию ее икон. Наталья Юрьевна умерла четыре года назад, но ее пожелание до сей поры нам так и не удалось выполнить — наши письма и звонки в разные департаменты Московской патриархии пока не принесли результатов», — добавил Кукис. Он рассказал, что в прошлом году в музей театра приезжал эксперт-священник, отец Георгий из храма Христа Спасителя, которому было поручено оценить иконы из коллекции Натальи Дуровой. «Он составил опись икон и ушел, сказав, что дальнейшее уже не в его компетенции, а экспертное заключение он передаст начальству. С тех пор прошел год, но дело так и не продвинулось. Надеемся, что теперь мы наконец-то исполним волю Натальи Юрьевны», — отметил собеседник агентства. Он уточнил, что икон более 150, время их написания — XVIII-XIX века или начало XX века. «Особо ценных икон в коллекции нет, но ведь иконы, прежде всего, это предметы поклонения. Сейчас церкви строятся по всей стране. Вот «Бурановские бабушки» отдают заработанные деньги на строительство храма у них в селе. Ну, наверное, им тоже нужны иконы», — добавил Кукис. Глава патриаршей пресс-службы диакон Александр Волков прокомментировал, что Церковь всегда с благодарностью принимает дары, которые ей передают люди, однако напомнил, что у этого процесса есть формальная сторона.

http://pravmir.ru/teatr-durova-peredast-...

Кроме того, иконы часто бывали не только окном, но и дверью, через которую не только виделись изображённые лики, но они входили в мир чувственный. «Именно с икон чаще всего сходили святые, когда являлись молящимся» 691 . Все иконы отец Павел Флоренский делит на четыре типа. Первый тип – это библейские иконы. Ко второму типу он относит портретные иконы, опирающиеся на собственный опыт и память иконописца – современника изображаемого. Третий тип – это иконы, писанные по чужому опыту, по преданию, сообщённому устно или письменно. И наконец, к четвёртому типу относятся иконы, которые пишутся по собственному духовному опыту, по видению или таинственному явлению во сне 692 . Основное положение отца Павла Флоренского – это необходимость духовного опыта при написании любой иконы. Следовательно, икона есть дело того, кто видит этот мир святым, и поэтому понятно, иконное художество принадлежит не иначе как святым отцам. Так и соборные определения говорят, что иконы создаются не замыслом, как изобретение живописца, но, согласно преданию Церкви, сочинять иконы есть дело не живописца, а святых отцов. Священник Павел Флоренский указывает на важность канонической формы при написании иконы. Каноны поднимают творчество на высоту, достигнутую человечеством, и являются «даром от человечества художнику». Именно иконы должны возвещать истину каждому человеку, даже безграмотному. Ведь только Церковь есть «столп и утверждение Истины» и поэтому требует только одного – истины 693 . Чем выше духовное достижение, тем бесспорнее оно принимается как что-то уже знакомое. Из этого следует, что русская иконопись веков есть достигнутое совершенство изобразительности, равного которому или даже подобного не знает история всемирного искусства 694 . Духовное существо требует выражения метафизики иконы в приемах иконописи, в её технике, в применяемых веществах. Отец Павел Флоренский очень подробно разбирает все этапы создания иконы, раскрывая при этом метафизику иконной плоскости, краски и других деталей, вплоть до покрытия иконы олифой.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

VIII век Иконоборчество и Седьмой Вселенский Собор Необходимым отличием любого православного храма является наличие икон. Изображения, которые Церковь стала позднее называть священными, стали появляться в местах богослужения с первых веков христианства. Одни из первых икон мы видим в римских катакомбах. Повсеместно же почитание икон вошло в церковную жизнь к V веку. Однако нередко в народной жизни почитание священных изображений принимало искаженные формы. Церковь , преодолевая язычество, порой сталкивалось с заблуждениями, которые граничили с идолопоклонством. Это не могло не волновать отцов Церкви. Видя искаженные формы почитания икон, некоторые священнослужители прямо называли иконопочитание идолослужением. Такое отношение к иконам разделял и император Лев Исаврянин. Задумав истребить иконопочитание, император полагал, что это поможет ему вернуть утраченные империей области, а иудеи и мусульмане, не почитающие изображений, сблизятся с христианством. Уничтожение икон император начал в 726 году, издав указ против поклонения им. Он приказал поднять все иконы в храмах на такую высоту, чтобы народ не смог к ним прикоснуться. Распоряжению императора воспротивился патриарх Константинопольский Герман. Патриарха поддержал и Римский папа Григорий. Он написал императору, что Рим уйдет из-под его власти, если он будет настаивать на уничтожении иконопочитания. Предостережения не подействовали. В 730 году император велел воинам снять и разбить особо чтимую икону Христа над воротами его дворца. Один из воинов поднялся по лестнице, чтобы выполнить приказ, но толпа не дала закончить издевательство. Народ в пылу негодования опрокинул лестницу и предал смерти упавшего воина. По приказу императора главные виновники расправы были казнены, патриарх Герман низложен. По указу императора иконы были вынесены из храмов и сожжены, а епископы, противившиеся этому, изгнаны. Но иконы можно было удалить из храмов только в пределах восточной части империи. В Сирии, которая находилась под властью мусульман, а также в Риме Лев не мог заставить выполнить свой указ. Против гонения выступил знаменитый Иоанн Дамаскин , бывший статс-секретарем при халифе Дамасском. Его замечательные слова в защиту святых икон привлекли всеобщее внимание. Желая отомстить Иоанну, Лев оклеветал его, написав халифу, что его министр – изменник. Впоследствии Иоанн принял монашество и удалился в один из палестинских монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Суждения отцов относительно изображений Бога Отца на иконах, принятые Седьмым Вселенским Собором, носят отрицательный характер. Собор признает неуместным изображать Отца, Которого, по слову Спасителя, никто не видел. В суждении отцов изображение Бога Отца не признается уместным и даже допустимым. И в то же время Церковь полна изображений Господа Саваофа. Мы видим изображения Бога Отца в храмовой росписи, в куполе храма, на иконостасе в чине праотцов, во множестве икон, таких, как «Богоявление», «Отечество», «Троица», «Бог Саваоф во славе, Седяй на Херувимах». Иконы эти встречаются везде, где есть Православная Церковь , и относятся к разным временам. Встречаются византийские изображения XI и XII столетий и более поздние, множество русских икон разных времен. Особенно иконографически богатым временем, в отношении изображения Бога Отца, являются, видимо, XVI и XVII века. Как объяснить это кажущееся непримиримым противоречие? Являются ли все эти изображения еретическими, ложными, совершенно чуждыми Церкви и, таким образом, подлежащими изъятию и полному уничтожению, или запрещение изображений Бога Отца не является безусловным? Надо думать, что запрещения изображать Бога Отца носят не онтологический характер, не являются запрещениями, которые, по самому существу и совершенно, отрицают возможность изображения Бога Отца, а являются мерами ограничительными, аскетическими, имеющими цель как бы наложить пост на изображения Бога Отца... Первой и основной причиной такого ограничения, думается, была необходимость незыблемо утвердить основание, на котором покоится почитание икон. Основание, утвержденное Седьмым Вселенским собором, – догмат Боговоплощения. Вот основание и утверждение священных изображений: Бог , не описуемый как Божество, стал описуем как плоть, и поскольку Божество невидимое стало плотью видимой и осязаемой, постольку оно и может быть изображено и описуемо. Образ Христов – напечатленная ипостась – соединяет воедино две природы, и это вочеловечение Божие и есть для нас основание иконы, как бы икона икон. Подобно тому, как камень, положенный во главу угла, сводит воедино две стены здания, Христос, воплощенное Слово, – объединяет Собою две неслиянные ипостаси: неописуемое Божество и описуемое человечество. И в этом смысле почитание икон стало возможным только Христом и через Христа, и никакого другого основания быть не может. Изображение Богочеловека Христа стало знамением церковной победы и основанием, которое Спаситель Сам дал Церкви, напечатлев Свой образ на убрусе. И отцы Церкви, защищавшие почитание икон, неизменно своими трудами утверждают это незыблемое основание. Икона же Бога Отца мыслима в свете иконы Христовой. В сознании верующих могло произойти как бы раздвоение, образ Христа как бы удваивался образом Бога Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/mysli-ob...

Урок возвращенных икон Беседа с иереем Серафимом Розиным, настоятелем храма в Усть-Печеньге Петр Давыдов Год назад портал «Православие.ру» сообщил о печальном событии : из Покровского храма в селе Усть-Печеньга, что в Вологодской области, злоумышленниками были украдены иконы. Сейчас мы рады сообщить, что иконы возвращены в церковь. Святые образа были найдены в Костромской области – прекрасную работу провели полицейские. Злоумышленники задержаны. Мы беседуем с иереем Серафимом Розиным , настоятелем храма в Усть-Печеньге, – о том, как нашли иконы, об уроке для преступников – да и для сельчан, – вынесенном из всей этой истории, о «стоимости» и ценности святынь. Передача настоятелю Покровского храма в Усть-Печеньге икон, украденных из этой церкви – Отец Серафим, поздравляю вас и всех прихожан с возвращением святынь. Как всё было? – В первую очередь, я думаю, мы должны говорить о Промысле Божием в отношении нас, грешных. Бог нас милует. Люди, занимавшиеся грабежом и хищением икон, думается, перешли определенную черту, за которой Промышление Божие принимает иной вид, когда долготерпение уступает место наказанию. Кроме того, я считаю, это и ответ на молитвы – как прихожан Покровского храма, так и всех читателей портала «Православие.ру». Спаси их, Господь! – Что за люди эти преступники? – Несчастные люди. Сколотили группу, очень хорошо организованную, ездили по северо-западу страны, грабили храмы, продавали образа коллекционерам, вероятно, сбывали за границу. – Если преступная группа так хорошо была организована, как же они попались в конце концов? – Всё логично: жадность и зависть дали свои плоды. Они деньги не поделили, которые выручили за продажу краденых икон. Один человек, задержанный полицейскими за какое-то небольшое преступление, через полгода сознался в своем участии в этой группе и рассказал о других. «Что это я буду сидеть один? Он мне 100 тысяч должен!» Такие вот расценки на дружбу в этой печальной среде. И не только на дружбу: все другие человеческие чувства, оказывается, имеют свою цену. Мне следователь рассказал несколько историй из своего богатого опыта общения с такими людьми. Оказывается, они очень тяжело болеют, очень тяжело. Я имею в виду не духовную жизнь, тут и так все понятно: духовно они поражены. Я говорю об их физическом состоянии. Например, задержали организатора преступления: сильный, мощный мужик, а за несколько месяцев потерял чуть ли не 40 килограмм веса, не может перенести дорогу, когда его вывозят на место преступления, не может переступить порог храмов, откуда крали иконы…

http://pravoslavie.ru/90591.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010