Большое влияние на судьбу мон-ря оказала русско-польск. война 1654-1667 гг. В 1654 г. игум. Иоиль (Труцевич) «с иными многими старцами» обратился с грамотой к царю Алексею Михайловичу , в к-рой отмечал, что «они все ради и хотят быть под твоею государевою высокою рукою» (АЮЗР. Т. 14. Стб. 227-229; Чистович. 1884. С. 256). В нач. 1655 г. из-за военной опасности (возможной расправы над братией), способствовавшей мирному переходу населения г. Могилёва под власть рус. царя, было принято решение о переезде монахов в Россию. По указу патриарха Московского и всея Руси Никона (Минова), получившего на это разрешение у царя Алексея Михайловича, часть кутеинских монахов во главе с игум. Иоилем стала переселяться в Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери мужской монастырь . Во время переезда в эту обитель игумен скончался в Герасимовом Болдинском во имя Святой Троицы мужском монастыре . По завещанию он был похоронен в Валдайском монастыре, «за горним местом в восточной части паперти» Иверского собора. В февр. 1655 г. кутеинскими монахами был избран новый настоятель игум. (впосл.) Дионисий II ( 1658). В период с 14 по 19 авг. 1655 г. на пути из Москвы в Вел. Новгород в Валдайском мон-ре останавливались патриархи Антиохийский и Сербский. На праздник Успения Пресв. Богородицы они совершили торжественную литургию, на к-рой присутствовали 70 монахов из Кутеинского мон-ря. Осенью 1655 г. в Оршу прибыл наместник Иверского мон-ря Филофей ( 1669). Он привез кутеинским монахам патриаршую грамоту (20 окт. 1655), в к-рой отмечалось, что в Валдайский мон-рь приглашается оставшаяся часть братии с «печатью книжной со всяким нарядом» и мастерами. В итоге одни монахи перешли в др. белорус. обители, а остальные отправились в Иверский мон-рь. «Некоторые из переселившихся сюда кутеинских монахов,- писал митр. Макарий (Булгаков) ,- были люди образованные: одни из них занимались впоследствии по поручению церковных властей переводами на русский язык литовско-польских хроник и других сочинений, другие - переплетным мастерством, третьи - резьбою на дереве, и под их влиянием при Иверском монастыре возникло и процвело изразцовое дело» ( Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 7. С. 131).

http://pravenc.ru/text/2581587.html

Из ранних вкладов царя Михаила Феодоровича известны: золотое кадило, пожертвованное в 1631 г.; лампада, вложенная в 30-х гг. XVII в.; напрестольный крест с мощами, подаренный «в придел к Алексию» в 1638 г. Предположительно вкладом царя Михаила Феодоровича было печатное Евангелие (1627), вкладом царя Алексея Михайловича - серебряный ковш ( Токмаков. 1896. С. 20-22). Свящ. Никита (впосл. патриарх Московский и всея Руси Никон ) в 1635 г. уговорил свою жену постричься в М. А. м., «дал за ней» вклад, а сам удалился в Анзерский Елеазаров во имя Святой Троицы мужской скит ( Костомаров. 2004. С. 343). По монастырскому преданию, жена свящ. Никиты, живя в мон-ре белицей, собиралась выйти вторично замуж, но по молитвам буд. патриарха Никона, подвизавшегося в скиту, приняла постриг ( Ушакова. 2016. С. 36-37. Токмаков. 1896. С. 34). В нач. XIX в. ее надгробной плитой в мон-ре считали плиту в стене алтаря с надписью «схимонахиня Таисия» ( Малиновский. 1992. С. 135). Во время эпидемии чумы («морового поветрия») 1654 г., после видения заболевшей инокине в М. А. м., в шкафу для хранения книг была обретена чудотворная Грузинская икона Божией Матери. Когда образ внесли в церковь, последовали исцеления и чума в Москве прекратилась. В монастырской б-ке хранилась рукопись с повестью о явлении и чудесах иконы ( Токмаков. 1896. С. 54-55, 113). Чудотворной иконе был установлен праздник 15 окт. в честь избавления Москвы от «морового поветрия» ( Малиновский. 1992. С. 134). Во время чумы умерли 82 старицы, в т. ч. и настоятельница (1646-1654) игум. Елена (Викентьева), выжили 39 сестер. Нек-рое время богослужения в М. А. м. не совершались (ДАИ. Т. 3. 119. С. 509). В ходе раскопок, проведенных на месте М. А. м. перед строительством храма Христа Спасителя, обнаружили «много костей без гробов в ямах», к-рые сочли «чумными захоронениями» ( Токмаков. 1896. С. 39. Снегирёв. 1851. Тетр. 11. С. 123). В 1655-1657 гг. обитель возглавляла игум. Марфа (Дерябина). Рассказ о том, что в 1671 г., при настоятельнице (1662-1690) игум. Сусанне (Зиновьевой), в М. А. м. содержалась сестра и соратница боярыни Феодосии Прокопьевны Морозовой раскольница кн. Евдокия Прокопьевна Урусова, посланная в обитель «под крепкое начало с повелением водить ее в церковь», также, по-видимому, основан на монастырском предании ( Ушакова. 2016. С. 38-39; Токмаков. 1896. С. 37).

http://pravenc.ru/text/2564218.html

Кирилл Аминов, 27 февраля 2015 г. Существовавшая ранее церковь Федоровской Пресвятой Богородицы в селе Ворсине. Село Ворсино в XV ст. принадлежало боярам Колычевым. В нем находилась деревянная церковь во имя Андрея Стратилата, построенная, вероятно, в память владельца этого села Андрея Федоровича Колычева, прадеда св. Филиппа митрополита. О ней стало известно по писцовым книгам Московского уезда, Перемышльской волости, 1627 – 28 гг., в которых записано: «за вдовою Анною Ивановною женою Колычева, что бывало преж того вотчина Меньшого и Бориса Колычевых, а после за мужем ее Иваном Колычевым, село Ворсино, на речке Моче, а в селе храм Андрея Стратилата древян вверх, стоит без пения, да в селе двор вотчинников, в нем 2 чел. деловых людей, двор приказчика и двор крестьянский; а владеет вдова Анна тою вотчинною по государевой жалованной грамоте 1623 г., за приписью дьяка Венедикта Махова». Потом это село находилось во владении Ивана и Михаила Дмитриевичей Колычевых, «что они выкупили в 1637 г. из Вознесенского монастыря родовую вотчину деда своего боярина Ивана Федоровича Колычева». В 1646 г. в селе было 2 двора вотчинниковых, в которых жили приказчик и 2 чел. деловых людей, 4 двора крестьянских с 19 чел. и двор деловой с 8 чел. В селе Ворсине вместо старой церкви была построена новая деревянная церковь во имя Федоровской Пресвятой Богородицы с приделами Андрея Стратилата и св. Филиппа митрополита, «а строение церковное и книги, и ризы, и колокола вотчинниково»; в 1663 г. при оной церкви попа и причетников не было. Владельцами села были: И. И. Колычев (1654 – 61 гг.) и И. М. Колычев, женатый на Мавре Григорьевне, урожденной княгине Долгоруковой (1654 – 97 гг.). В 1678 г. в селе числилось 7 дворов крестьянских, двор бобыльский и двор вотчинников, всего 32 чел. В дозорных книгах Патриаршего казенного приказа 1680 г. написано: «2 сентября, по наезду князя Ивана Андреевича Шелешпальского и по досмотру в вотчине стольника Ивана Михайловича Колычева, в селе Ворсине церковь деревянная, клетцки, старая, а во имя та церковь Пресвятой Богородицы Федоровской да в приделах Андрея Стратилата и Филиппа митрополита, около церкви кладбища с четверть десятины, а по сказке приказчика села Ворсина Ивашки Шкоты да старосты Федки Мокина: та де церковь построена исстари, от Москвы 40 верст, едучи большою Калужскою дорогою та церковь по левой стороне с версту, а с другой стороны Теменская дорога от церкви 2 версты; а данью та церковь не обложена и в данных книгах не написана, церковной земли ничего нет, а попу и дьячку идет руга… у той церкви двор попов, да в приходе двор вотчинников, 4 двора крестьянских; а попа и дьячка в то время дома не было, были на Москве».

http://sobory.ru/article/?object=09187

Нагорье. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село Нагорье, при прудах и колодцах, находится в 45 верстах от уездного города и в 175 от губернского. Нагорье получило свое название от гористой местности, на которой оно расположено. Это большое торговое село, лежащее недалеко от границы Переславского уезда с Тверской губернией. В начале XVII ст. Нагорье принадлежало окольничему М. М. Замыцкому, в 1624 г. оно отписано было в государевы дворцовые села во дворец, но вскоре снова было возвращено Замыцкому. После Замыцких Нагорье принадлежало Салтыковым, от них перешло к графу Апраксину. В 1770 г. это имение куплено было императрицей Екатериной II и пожаловано адмиралу Гр. Ан. Спиридову за победу его над Турецким флотом при Чесме. В роде Спиридовых Нагорье оставалось до 1861 г. В начале XVII ст. в селе Нагорном было две церкви, как видно из писцовых книг 1628 – 29 гг.: церковь Преображение Спасово, деревянная, верх шатровый, и на погосте церковь Николы чудотворца с приделом вмц. Ирины строения вотчинника Д. А. Замыцкого. Две церкви существовали в Нагорье почти до конца прошлого столетия. Николаевская церковь в старину называлась «Никола в Тынцах», упразднена была эта церковь в 1796 г. после постройки каменного храма, на месте ее устроена часовня, а вблизи нее расположены дома священнослужителей. Другая церковь во имя Преображения Господня существовала до 1785 г.; кем она была восстановлена из запустения, бывшего в 1628 г., сведений о том не сохранилось, но внесена она в патриаршие окладные книги 1654 г., следовательно, восстановлена незадолго до этого времени. В 1785 г. вотчинник Нагорья адмирал Спиридов вместо деревянной церкви начал строить обширный храм каменный с тремя престолами; постройка была окончена в 1787 г. В 1795 г. к этому храму с западной стороны пристроены были еще два придела в память бывшего деревянного Никольского храма; в 1833 г. в трапезе был устроен еще престол в честь Казанской иконы Божией Матери, в память бывшей домовой церкви того же имени у помещика Спиридова. ( Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в доме помещика Матвея Гр. Спиридова устроена была в 1821 г., а по смерти его в 1833 г. упразднена) Всех престолов, таким образом, в церкви в настоящее время шесть: в холодной - в честь Преображения Господня, Живоначальной Троицы и Рождества св. Иоанна Предтечи, в приделах теплых - во имя св. Николая Чудотв., Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и Казанской иконы Божией Матери. Над престолом главного храма устроена сень на 4 деревянных колоннах, купол сени увенчан небольшим крестом, внутри купола живописное изображение Господа Саваофа; с лицевой стороны сени два резных ангела, держащих корону. Подобная сень устроена и над престолом в приделе Николая чудотв. Внутри церкви при входе в трапезу погребено тело храмоздателя адмирала Спиридова и его супруги. Колокольня при церкви устроена одновременно с нею.

http://sobory.ru/article/?object=04067

Образ прославился в 1654 году во время охватившей первопрестольную эпидемии чумы. Изначально икона находилась под Архангельском, в Красногорском монастыре. В Москву её привезли для поновления и изготовления оклада. После молитв перед иконой, по свидетельствам, происходили многочисленные исцеления от моровой язвы. В память о чудесных исцелениях Симон Ушаков сделал список с образа специально для Для Москвы. 5. Смоленская «Седьмиезерная» икона Божией Матери Две страшные эпидемии моровой язвы поразили Казань в 1655 и в 1771 годах, и обе напасти помогла отвести от людей Богородица. С крестным ходом образ «Седьмиезерной» носили по домам — и чума вскоре отступила. 6. Смоленская «Новгородская» или «Холерная» икона Божией Матери В 1831 году холера охватила всю Россию. Болел и Новгород. В разгар эпидемии 16 июля 1831 года в нише новгородской Спасо-Преображенской церкви отслоился толстый слой штукатурки, и под ним явилось изображение Богородицы. В храме и возле него собралась огромное число людей — и через некоторое время после общей молитвы болезнь оставила город. 7. Икона Божией Матери «Феодотьевская» Образ был обретён под Рязанью недалеко от села Феодотьева. В 1771 году, когда рязанщину поразила чума, икону носили по улицам города и по окрестным сёлам и деревням, заносили в дома. В домах, где уже были заражённые, после появления иконы и молитв перед ней болезнь быстро прекращалась. В домах, ещё не затронутых чумой, моровая язва после посещения его с иконой не появлялась. 8. Икона Божией Матери «Споручница грешных» Древняя икона была обретена и прославилась чудесами в 1843 году в Одрино-Николаевском мужском монастыре Орловской губернии. От молитв перед ней почти одновременно получали исцеления несколько тяжело больных, весть об этом разнеслась по всей округе. Образ перенесли в соборный храм святителя Николая Чудотворца. Во время эпидемии холеры в конце XIX века к Богородице перед иконой обращались и получали облегчение и исцеление сотни людей. В честь чудотворной иконы «Споручница грешных» в Одрино-Николаевском мужском монастыре был возведён большой храм с тремя престолами. Другие богородичные иконы, перед которыми принято молиться об избавлении от эпидемии:

http://foma.ru/pered-kakimi-ikonami-moli...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru " Портаитисса " , Иверская икона Божией Матери. Афон. Иверский монастырь. IX век. Прп. Гавриил идёт по водам к Иверской иконе Божией Матери. Грузинская икона Прошло более полутора веков. 31 марта 999 года икона явилась у Святой горы Афон . В течение нескольких дней видя огненный столп в море, восходящий до неба, иноки пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде. Отцы несколько раз пытались вынести его на сушу, но икона отдалялась вглубь. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин , по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде и принял святую икону. Тут же, на берегу моря, отслужили отцы благодарственный молебен, и в это время на месте, где была поставлена икона, забил живительный родник. После этого икону с почестями отнесли в Иверский монастырь и поставили в алтаре. Наутро монах, зажигающий лампады, не нашел иконы на месте. Ее обрели над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен в специально сооруженной малой церкви при монастырских воротах. Поэтому икона называется также Портаитиссой ( Вратарницей ). Икона и по сей день хранится на Афоне. Чтимые списки в России " Портаитисса " , Иверская икона Божией Матери. Современная греческая икона. Древнейший сберегаемый на Руси список иконы был принесен с Афона в 1648 году. С 1654 года на протяжении трех с половиной столетий пребывал в Новодевичьем монастыре Москвы , а после закрытия обители в советские годы хранился в фондах Государственного исторического музея. 6 мая 2012 года в Московском Новодевичьем женском монастыре образ был торжественно возвращен Русской Православной Церкви. Духовенством Московской епархии Иверская икона была перенесена крестным ходом в Смоленский собор и установлена на солее, а по окончании молебного пения клир монастыря перенёс образ на постоянное пребывание в Московский Успенский собор . 6 июня 2012 года Священный Синод Русской Православной Церкви установил в ознаменование этого события еще один день ежегодного почитания Иверской иконы.

http://drevo-info.ru/articles/13806.html

В 1612 году Гребневская икона наряду с чудотворной Казанской иконой стала духовным знамением православного воинства в борьбе с поляками. Как сообщает летописец, от церкви Гребневской иконы Богоматери князь Д. Т. Трубецкой двинулся на освобождение Китай-города и Кремля от поляков и русских изменников. С Гребневской иконой русские дружины отразили поляков на Сретенской улице и вскоре сплоченные правой верой, в едином патриотическом одушевлении изгнали их из первопрестольной Москвы. С тех пор жители столицы стали особенно почитать Гребневскую икону Богоматери, прославленную многочисленными чудесами и знамениями. В 1654 году несколько злоумышленников хотели похитить с чудотворной иконы драгоценные украшения. Когда они подошли к Гребневской иконе, из нее вышло пламя и попалило святотатцев. В 1687 году в Успенской церкви возник пожар. Пламя так быстро объяло деревянную церковь , что не успели вынести даже чудотворную икону. Все с горестью решили, что она погибла в огне, но, милостью Божией, святая икона чудесно сохранилась и, по словам летописи, «обретеся на воздусе». Вскоре на том же месте был построен новый храм, который стал любимым местом молитвенного уединения Московских государей. В 1711 году, усердием царевны Натальи Алексеевны, сестры Петра Великого, Гребневская икона переносилась в село Преображенское для обновления, а затем была поставлена на прежнее место. В то же время местоблюститель патриаршего престола митрополит Рязанский Стефан Яворский (1702–1721) обновил храм, где хранился чудотворный образ. Он часто совершал Богослужения в этом святом храме и в конце своей жизни засвидетельствовал чудеса, совершившиеся от Гребневской иконы Богоматери. В 1889 году художник Д. М. Струков с чудотворной Гребневской иконы снял копию. Список был выполнен на доске, которая ранее служила престолом в храме во имя Святителя и Чудотворца Николая, что в Толмачах в Москве. Церковь была освящена Патриархом Адрианом (1690–1700), а доска для новой иконы подарена епископом Дмитровским Виссарионом (Нечаевым ; †1905), викарием Московской епархии. После освящения копия 12 ноября была отправлена в Александро-Афонский Зеленчукский монастырь. Эта дата также стала днем прославления Гребневской иконы Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Казанской епархии состоялись празднования в честь Седмиезерной иконы Пресвятой Богородицы 10 августа 2006 г. 11:38 10 августа Православной Церковью чествуется Смоленская икона Божией Матери, именуемая Одигитрией. Одним из списков чудотворного образа является Седмиезерная икона Божией Матери, почитаемая в Казанской епархии . Накануне вечером и в самый день праздника архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий возглавил праздничные богослужения в Петропавловском кафедральном соборе г. Казани, где хранится чудотворная Седмиезерная икона Пресвятой Богородицы. Седмиезерная икона Божией Матери принесена 13 октября 1615 года из Устюга под Казань основателем Седмиезерной Богородицкой пустыни монахом Евфимием. Он благословил этой иконой место будущей обители. Праздники Седмиезерной иконе установлены в память ее перенесения из Устюга, в память спасения Казани от морового поветрия в 1654 и 1655 годах и от чумы в 1771 году (празднования 26 июня и 28 июля). Седмиезерная икона Божией Матери прославилась великими чудесами в пределах города Казани в XVII веке. Эта святая икона находилась в Богородицкой Седмиезерной пустыни близ города Казани. Основатель пустыни инок Евфимий поставил в храме новопостроенной обители чудотворный образ Божией Матери, принесенный им из города Великого Устюга. В половине XVII века по всей России свирепствовала моровая язва и достигла Казани. В короткое время там умерло 48 000 человек, почти все население города. И вот, одной благочестивой монахине было во сне видение: ей предстал светлый муж и повелел, чтоб жители города установили семидневный пост и вышли встречать идущую им на избавление из Седмиезерной пустыни икону Богоматери. Монахиня рассказала градоначальникам о видении. Навстречу иконе Божией Матери Седмиезерной вышел крестный ход, икона была поставлена в храме, и моровая язва стала прекращаться. Целый год святая икона была в Казани и, когда моровая язва совсем прекратилась, была возвращена в Седмиезерную пустынь. Вторично Пресвятая Богородица избавила от той же эпидемии Казань в 1771 году. Все православное население Казани и ее окрестностей глубоко почитают эту святую икону и получают от Богоматери исцеления в болезнях и помощь в бедах. Патриархия.ru/ Казанская епархия Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/131770.htm...

В 3 верстах от Л. м., на острове, находилась Всехсвятская киновия для престарелых и увечных казаков, основанная в 1809 г. На ее территории имелись храмы во имя Всех святых (освящен 1 авг. 1808) и в честь Казанской иконы Божией Матери (1872), каменный флигель на 10 чел., кухня с трапезной. Святыни и реликвии Большая часть святынь, ценных предметов ризницы и книги поступили в Л. м. из упраздненной Межигорской обители. В Л. м. хранились напрестольный крест с рубинами и бриллиантами (1744), 2 кипарисовых креста (1769), украшенные серебряными «подставками», несколько серебряных крестов и богослужебных сосудов. В обители имелось «Евангелие Большое, опайное, в переплете оранжевого бархата с ажурными сребровызолоченными досками», в 1654 г. пожертвованное в Межигорский монастырь игум. Агафией (Гуменецкой), а также Евангелия (М., 1644, 1687, 1763; К., 1697), Библия (М., 1663), Апостол (К., 1630), неск. богослужебных книг 1663-1716 гг. В храмах обители почитались иконы Рождества Христова, Спасителя и свт. Николая Чудотворца, украшенные серебряными ризами с вызолоченными венцами, а также список Толгской иконы Божией Матери в сребропозлащенной ризе с жемчугом и драгоценными камнями. 15 янв. 1910 г. наместник иером. Анатолий обратился к начальнику Кубанской обл. М. П. Бабычу с прошением о разрешении хождения по области с войсковыми святынями. Иером. Анатолий указал, что в пустыни хранятся особо чтимые казаками иконы свт. Николая Чудотворца и Толгский образ Божией Матери, переданные из Межигорского мон-ря. «С течением времени память об этих святынях среди молодого поколения постепенно теряется, особенно после 1905 и 1906 гг., когда были потрясены все основы нашего государства». В итоге разрешение было получено, крестные ходы совершались во мн. кубанские станицы. 1918-2015 гг. После 1918 г. постройки Л. м. занимала коммуна «Набат». В 1921 г. Л. м. был закрыт, на территории обители действовала детская трудовая школа. Большинство ее учащихся были беспризорниками. В нач. 30-х гг. XX в. в поселке организовали птицесовхоз «Лебяжий Остров». Из монастырских построек сохранились лишь гостиница и водонапорная башня (1909) над артезианским колодцем. 29 апр. 2011 г. в помещении Дома культуры пос. Лебяжий Остров архим. Никоном (Пипинеевым) была отслужена Божественная литургия. 4 июля здание было передано в ведение Екатеринодарской и Кубанской епархии для переустройства под кельи и церковь.

http://pravenc.ru/text/2463219.html

Иконографический вариант этой иконы неизвестен. Имела небольшие размеры, на средства Караулова были изготовлены серебряный золоченый футляр и риза, низанная жемчугом и камнями. Позднее риза поновлялась на пожертвования крестьянки А. М. Стуловой. Икона была вставлена в раму, находилась в резном киоте. Лит.: Сергий (Спасский), архим. Повествование о чудотворной иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радости», находящейся в Арзамасской Высокогорской пустыни//Нижегородские ЕВ. 1867. Ч. неофиц. 19. С. 589-593; Четыркин И. Н. Арзамасская Высокогорская Вознесенская муж. пустынь//Там же. 1888. 11. С. 524-529; Коневский М. Ф. , свящ. Краткий ист. очерк и описание Арзамасской Высокогорской Вознесенской муж. Общежительной пустыни Нижегородской епархии. Н. Новг., 1914. С. 13. Арзамас, 19162; Арзамасская Высокогорская пустынь//Рус. паломник. 1916. 21. С. 320-321. В ахтырском во имя Св. Троицы мон-ре Харьковской епархии Икона «В. с. Р.» была написана, очевидно, в 1-й пол. XVIII в. (226,5 ´ 168 см). По преданию, оставлена в мон-ре неким священником, направлявшимся по обету в Киев. После упразднения мон-ря в 1788 г. икона пребывала в том же храме Св. Троицы. С восстановлением жен. мон-ря в обители в 1843 г. в книге стали записывать сведения об исцелениях от иконы. К 1859 г. их было более 10; после проведенного расследования в 1864 г. икона была официально признана чудотворной. Находилась в Скорбященском приделе собора Св. Троицы в особом киоте. До наст. времени не сохранилась, известна по фотографиям, восходит к зап. типу «Madonna Misericordia». Была украшена серебряным окладом. Лит.: Филарет (Гумилевский), архиеп. Ист.-стат. описание Харьковской епархии. Х., 1852. Отд. 1. С. 207; Макухин Н. И. Чудесныя исцеления пред иконою Божией Матери «Всех скорбящих радости», что в Ахтырском Св.-Троицком мон-ре, с предварительным сказанием об этой иконе и самом мон-ре. Од., 18956; Св.-Троицкий Ахтырский мон-рь (1654-1904)//Рус. паломник. 1904. 35. С. 600. В Вологде Написание иконы «В. с. Р.» из Воскресенского собора датируется, видимо, не позднее сер. XVIII в. Сначала находилась в ц. Богоявления на Лосте, в 12 верстах от Вологды по московскому тракту. По преданию, была найдена в 1766 г. после видений во сне больной крестьянке дер. Сошниково Христине Галахтионовой, обнаружившей икону под алтарем в подвале церкви. О том, что от иконы происходили исцеления, было доложено Иосифу (Золотому), еп. Вологодскому и Белозерскому. По его распоряжению соборный ключарь Димитрий Стефанов забрал образ из Богоявленской ц. и доставил его в консисторию. За 1766-1768 гг. было собрано 59 показаний о чудесных исцелениях, к-рые, как правило, совершались заочно, а молебны служились в благодарность за них. Свидетельства были зафиксированы в следственном деле и в рукописи, хранившейся в соборе. Несмотря на попытки клира Богоявленской ц. в 1767 г. забрать икону, она была оставлена в соборе.

http://pravenc.ru/text/155562.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010