К осени 1653 г. были построены деревянные теплый храм во имя свт. Филиппа, митр. Московского, и соборная ц. в честь Иверской иконы, 28 сент. 1653 г. Никон пожаловал собору образ Богородицы («обложен чеканом, позолочен с каменьем» - Акты. 18). Вскоре были поставлены деревянные звонница, братские кельи, хозяйственные службы. Царскими грамотами 17 нояб. и 8 дек. 1653 г., 6 мая 1654 г. и др. помимо дворцового с. Валдай с озером монастырю были приписаны «вовеки неподвижно» неск. новгородских рядков, Боровичский мон-рь с угодьями, Короцкий Покровский и Лисицкий монастыри с угодьями в Деревской пятине, Старорусский монастырь с угодьями и старорусские соляные варницы, с. Боровичи, Вышний Волочёк, ямы Выдропужск, Едрово, Яжелбицы и др. Из Боровичского мон-ря в Иверский собор В. м. крестным ходом во главе с Новгородским митр. Макарием были перенесены мощи св. прав. Иакова Боровичского . Одновременно Патриарх послал в обитель в сопровождении новгородского духовенства 4 ковчега с частицами мощей Московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. У Едрова яма обе процессии со святынями встретились и 24 февр. 1654 г. крестным ходом во главе с митр. Макарием вошли в обитель. Патриарх, посетивший В. м. 26 февр. 1654 г., переложил мощи св. Иакова в новую позолоченную раку. По местному преданию, Патриарх освятил озеро погружением в воду креста. В письме к царю Алексею Михайловичу Никон рассказывает о бывшем в эти дни над мон-рем знамении в виде огненного столпа. Грамотой царя 6 мая 1654 г. посад Валдайский был переименован в с. Богородицкое, Валдайское оз. названо Святым, а мон-рь - Святоозерским Иверским. Собор в честь Успения Божией Матери. Вид с юго-запада. 1655-1656 гг. Фотография. 2002 г. Собор в честь Успения Божией Матери. Вид с юго-запада. 1655-1656 гг. Фотография. 2002 г. В февр. 1654 г. Патриарх Никон также избрал и освятил место для постройки каменного собора, возведение к-рого началось весной 1655 г., строительными работами руководил калязинский мастер Аверкий Мокеев. Патриарх указывал валдайскому архим.

http://pravenc.ru/text/153903.html

Хотя заказчиком выступал купец из Ярославля, архитектурное решение церкви не имеет ничего общего с огромными четырёхстолпными храмами ярославской школы. На высоком подклете, где купцы хранили свой товар, поставлен бесстолпный четверик, крытый сомкнутным сводом. Церковь увенчана пятью чисто декоративными главками (из которых только центральная является световой), покоящимися на двух ярусах кокошников. С северной и южной стороны к нему примыкают приделы с похожими горками кокошников и одной главкой. В западной части храма располагается паперть с галереей, к которой с северной стороны примыкает парадно оформленный, высокий шатёр колокольни, а с южной — демонстративно вынесенное на проезжую часть переулка крыльцо, также оформленное небольшим шатром. Стены храма богато украшены белокаменной резьбой. Используется несколько различных типов наличников. Активно применяются изразцы. Аналогию этим декоративным решениям можно найти в Теремном дворце; не исключено, что это работа одной артели. В церкви сохранилась многофигурная, динамичная роспись, созданная по мотивам голландских гравюр Библии П. Борхта. Выполнена в 1652—53 году, вероятно, лучшими мастерами Оружейной палаты — Иосифом Владимировым (икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» является одной из немногих точно атрибутированных ему икон), Симоном Ушаковым и другими. Их авторству принадлежат и иконы местного ряда иконостасов главного храма и южного придела. Для этой церкви Ушаковым была написана икона «Древо государей Российских» (ныне в ГТГ). В 1999 году приход был возрождён и получил юридическую регистрацию. В 2008 году приходу было передано бывшее здание храма. Престолы храма: Святыни [ править править код ] А так же некоторые почитаемые иконы, написанные Симоном Ушаковым: Троица, «Владимирская. Насаждение государства Древа Российского». На всю Москву сохранилось лишь три образа Грузинской иконы Божией Матери. Первый пребывает в храме Живоначальной Троицы в Никитинках, что по Никитинскому переулку, д. 3 (М. Китай-город) и теперь, со дня основания храма в 1628-1634 гг. пребывает Грузинская икона Божией Матери (1654 г. образ прославился как чудотворный во время эпидемии моровой язвы). Для чудотворного образа в 1904 году в подклете был освящен храм во имя Грузинской иконы Божией Матери, по которому храм получил второе название. До 1999 г. храм не был возвращен Русской Православной Церкви и не имел настоятеля. (На фото: Грузинская икона Божией Матери. 1654 г. Храм Живоначальной Троицы в Никитниках).

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Троицы...

иконография сер. XVII в. могла появиться на пограничье современных Белоруссии, Польши и Украины (Замостье (ныне Замосць) - Луцк - Пинск). Оттуда иконы Божией Матери этого типа распространялись на прилегающие регионы Галиции и Волыни. Образцом данного типа является чудотворная Верхратская икона Божией Матери из Креховского мон-ря, по преданию принесенная в Верхрату из Замостья в 1682 г. (в наст. время в Креховском мон-ре). К этому типу близки икона Божией Матери «Умиление» 1656 г. из с. Местковичи близ Пинска (НХМ РБ), икона рубежа XVII и XVIII вв. кисти иером. Иова (Кондзелевича) из Белостоцкого монастыря близ Луцка и др. Богородичная икона такого типа, возможно, была принесена до 1656 г. (или между 1654 и 1656) с Пинщины вместе с Купятицкой иконой в Киево-Братский мон-рь, где стала почитаться как чудотворная. В этом случае документальные данные архидиак. Павла Алеппского не согласуются с легендарными сведениями о прибытии иконы по Днепру из Вышгорода. Можно только предполагать, что во время русско-польск. войны 1654-1667 гг. чудотворный образ Божией Матери мог быть поврежден или потерян, а в 1662 г. он был возобновлен или написан заново или же заменен иконой, «приплывшей» из Вышгорода. Богоявление. Гравюра. Кон. XVII в. (НБВ) Богоявление. Гравюра. Кон. XVII в. (НБВ) Сцена с плывущей по Днепру К.-Б. и. представлена на гравюрах. На одной из них, на меди, под названием «Богоявление», созданной в честь освящения в 1693 г. нового Богоявленского собора Киево-Братского монастыря ( Люта Т. Могилянський «Theatrum Gloriae» Ibaha Мазепи//Пам " ятки Украïни. 2013. 1(183). С. 57), изображено «Крещение Господне» в Иордане-Днепре, по волнам к-рого к Киеву плывет лодка с К.-Б. и. Слева от реки показан вышгородский храм святых Бориса и Глеба, а на противоположном гористом берегу стоят киевские церкви, ниже которых, на Подоле,- Богоявленский собор Братского монастыря, возле которого изображена группа людей во главе с равноап. кн. Владимиром и со святыми Борисом и Глебом. Внизу по центру помещен герб гетмана И.

http://pravenc.ru/text/1684331.html

войск. В авг. 1654 г. царь Алексей Михайлович направил «оберегалную» грамоту от ратных людей в обитель на имя соборных стариц Митродоры и Тавифы «с сестрами» (АИ. Т. 4. 86. С. 222-223). В 1656 г. он посетил мон-рь. Хорошо образованные монахини, многие из к-рых по происхождению были шляхтянками, произвели на царя благоприятное впечатление. По-видимому, в это время в обитель мог быть передан список чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Из-за военной угрозы со стороны войск Речи Посполитой, в рядах к-рых в т. ч. оказались покровители О. У. м. из числа рус. шляхты Великого княжества Литовского, для безопасного проживания в 1658 г. часть кутеинских монахинь была переведена в смоленский в честь Вознесения Господня женский монастырь . Благодаря царской грамоте 1670 г. известно, что здесь число кутеинских монахинь было значительным. Вместе с игум. Ираидой в Вознесенском мон-ре проживали 49 стариц. Согласно царскому указу, на содержание им местные воеводы должны были давать хлебную ругу: «…ржи и ячменю старице по три четверти, да денег на монастырскую общую потребу, да к церкве на свечи по пуду воску, по два ведра вина церковнаго, по полупуду ладону, да пшеницы на просвиры по четверти», а также «дров по двадцати сажен». Обеспечение не всегда было регулярным и качественным, из-за чего сестры жаловались царю Алексею Михайловичу (АИ. Т. 4. 212. Стб. 457-458). Успенский жен. мон-рь. Фотография. Нач. XX в. Успенский жен. мон-рь. Фотография. Нач. XX в. Др. часть кутеинских монахинь несколько ранее была переселена в Новодевичий московский в честь Смоленской иконы Божией Матери монастырь . В авг.-окт. 1654 г. для переезда из Орши в Москву игум. Мелании Ерчаковой († 1688) и неск. десяткам сестер понадобилось 100 подвод ( Чистякова. 2000. С. 46). В 1656 г. в Новодевичьем мон-ре кутеинских монахинь во главе с настоятельницей Меланией (1656-1682) застал архидиак. Павел Алеппский , который «везде называет их «казацкими женщинами»» (Там же. С. 21-22). Влияние последних в Новодевичьем монастыре было настолько сильным, что во 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/2581589.html

Источники: Каталог " Памятники архитектуры Московской области " , т.2. М., 1975 г. Справочник-путеводитель " Подмосковье. Монастыри Храмы Источники " . М., УКИНО " Духовное преображение " , 2008 г. Материалы сайта " Храмы России " . Церковь иконы Божией Матери " Тихвинская " , по адресу: Щелковский район, с.Душоново, является объектом культурного наследия федерального значения (ранее памятником истории и культуры республиканского значения) (Постановление СМ РСФСР от 04.12.1974 г. 624). В составе комплекса: ограда с воротами; церковь. Современный адрес: с/п Огудневское, с.Душоново. Кирилл Аминов, 21 мая 2015 г. Душоново известно с незапамятных времён. Полагают, что ещё во времена преподобного Сергия существовало и село, и деревянный храм в честь святителя Николая, которые принадлежали подворью Чудова монастыря, что в Московском Кремле. Святитель Московский Алексий получил эти земли в дар на молитвенную память о каком то человеке ( " за душу " ), отсюда и название Душоново. В 1377 году, за год до своей кончины, митрополит написал завещание, в котором отписал среди прочих своих владений и эти земли в ведение кремлёвской обители. Ещё с тех времён и до октябрьского переворота к храму принадлежали 10 десятин земли, о чём свидетельствуют сохранившиеся книги. Историки церквей Радонежской пятины диаконы В. и Г. Холмогоровы посвятили страничку селу Душонову. Из этих сведений мы узнаём, что по первым сохранившимся писцовым книгам 1585 года известно, что в селе уже была деревянная церковь св. Николая Чудотворца. Записано и имя священника - о. Пётр, в 1654 г. - о. Фёдор. Нет сомнения, что церковь существовала и во времена свт. Алексия, двумя веками ранее. Ведь селение в Духовной грамоте названо уже селом, т.е. имеющим церковь. Деревянные церкви, хотя и были сделаны из особых сортов леса, высушенного по особой технологии, но тоже ветшали и временами горели. Холмогоровы сообщали, что в 1654 году построена была новая церковь. Она дожила до 1812 года, не раз поновляясь, как это отмечено Клировой ведомостью храма в 1813 году после французского нашествия. Из Клировых ведомостей известно, что 1 января 1813 года всего через 3 месяца после ухода французов из Москвы, в Душоново был назначен священник о. Павел Лебедев. Ему то и пришлось " поправлять " потом церковь. Храм в то время был деревянным, рубленым, снаружи обшит тёсом. Здание, состоящее из четверика храма, гранёного алтаря (5 граней), трапезной и притвора, поставлено было на высоком подклете. В 1814 году церковь была " возобновлена " . Над четвериком надстроили восьмерик с двумя световыми окнами, перекрытый куполом.

http://sobory.ru/article/?object=02828

В лит-ре высказывались противоположные мнения по вопросу об отношении М. к реформе. В «Винограде Российском» настоятеля Выговской пуст. Симеона Денисова (см. Денисовы ) сообщается, что М. «тако скорбяше, тако сетовавше о оных новинах… аще аз и подписахся (под решениями Соборов.- И. У.), рече, трепетом мучений объятый, но вы крепко держитеся древлецерковнаго благочестия» ( Каптерев Н. Ф. Патр. Никон и царь Алексей Михайлович. Серг. П., 1909. Т. 1. С. 492). Д. Ф. Полознев, однако, причисляет М. к сторонникам Никона ( Полознев Д. Ф. Клерикальная оппозиция в начале становления рос. абсолютизма: Кон. 1640-х - 1660-е гг.: АКД. М., 1990. С. 20). Деятельность М. в Новгороде, проведение им всех необходимых мероприятий не позволяют усомниться в его лояльности церковной власти. В мае 1654 г. М. разослал по епархии грамоту, основанную на указе патриарха Никона, с новыми строгими правилами выбора и поставления во священники и во диаконы. Среди требований к кандидатам были грамотность, достойный образ жизни, достижение 30 и 25 лет соответственно (ААЭ. Т. 4. 331. С. 493-494). О строгом соблюдении этого правила самим М. свидетельствует его отказ в 1662 г. поставить во священника подьячего Илью Елисеева по причине того, что он «не в совершенных летах» (РИБ. Т. 5. Стб. 373). В нач. 1661 г. М. направил архимандриту Тихвинского монастыря грамоту об исправлении церковных нестроений в Тихвинском посаде, в Нагорной десятине и 12 погостах. Перечень церковных «неисправлений» включал: неединогласное пение, неслужение молебнов в воскресные и праздничные дни, отсутствие св. мира и масла в церквах, недостойное поведение прихожан, пьянство священства и проч. В грамоте М. напомнил правила и сроки сбора церковных податей в софийскую казну, в чем также наблюдались «нестроения» (АИ. Т. 4. 151. С. 296-299). В 50-х гг. XVII в. на территории Новгородской епархии шло строительство патриаршего Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери мужского монастыря . М. активно поддерживал обитель: в 1653 г. он выдал благословенную грамоту и антиминсы на строительство монастырского собора и ц. во имя св. Филиппа, митр. Московского, с трапезой. В 1655 г. М. направлял в мон-рь каменщиков, а в дальнейшем неоднократно выделял братии мон-ря хлебные и рыбные запасы из софийской казны. В февр. 1654 г. М. вместе с Крутицким митр. Питиримом и Тверским архиеп. Лаврентием участвовал в перенесении патриархом Никоном мощей прп. Иакова Боровичского в Иверский монастырь. В дек. 1656 г. вместе с Никоном и Лаврентием М. вновь посетил Иверский Богородицкий мон-рь, где 16 дек. 1656 г. прошло освящение Успенского собора, в котором была размещена Иверская икона Божией Матери .

http://pravenc.ru/text/2561430.html

К. был участником начавшегося в февр. 1654 г. церковного Собора, на к-ром обсуждались первые реформы, предложенные Никоном. Митрополит покинул Москву до подписания 12 июня соборного деяния (Скрижаль. 2013. С. 253, 259). 15 мая царь Алексей Михайлович отправил К. и с ним более десятка представителей московского и подмосковного духовенства в Вязьму сопровождать дар К-польского патриарха Парфения II - чудотворную икону Иверской Божией Матери (Дворцовые разряды. 1852. Т. 3. Стб. 410). 6 и 12 янв. в Вязьму были посланы царские грамоты об отведении К. и сопровождающему его духовенству достаточного количества дворов (РГАДА. Ф. 210. Столбцы Новгородского стола. Д. 156. Стб. 136, 148). На протяжении следующих 4 месяцев К. сопровождал Алексея Михайловича в его походе во время войны с Речью Посполитой. 29 июня К. упоминается в разрядах «под Смоленском на стане на Богдановой околице» по случаю взятия Полоцка; 25 июля «под Смоленском на стану на Девичье горе» он указан в связи с именинами царевны Анны Михайловны, когда до царского стола были допущены запорожские черкасы, приехавшие от гетмана; 15 авг. К. был при государе на празднике Успения Пресв. Богородицы (Дворцовые разряды. 1852. Т. 3. Стб. 433, 436, 441). Сфера деятельности К. во время царского похода представляется весьма обширной: во-первых, он участвовал в принятии текущих решений; во-вторых, он руководил церковными делами в самом войске и на присоединяемых территориях (так, К. 25 сент. 1654 г., через 2 дня после взятия Смоленска, освятил тафтяную (палаточную) ц. в честь Воскресения Христова перед царским станом напротив Молоховских ворот Смоленской крепости (Там же. 1852. Т. 3. Стб. 450)). Освобождение Смоленска и освящение новой церкви можно считать первым шагом на пути восстановления Смоленской епархии, вполне очевидно, что митрополит принимал в этом непосредственное участие. С именем К. связывают строительство каменного храма в честь иконы Смоленской Божией Матери в Седмиезерной пуст. Казанской епархии ( Покровский. 1906. С. 220).

http://pravenc.ru/text/2458699.html

Весной 1654 года енисейский атаман Дмитрий Фирсов перенёс острог на окончательное место - на левый берег Оки, близъ впадения её в Ангару. Острог ставили 23 казака. Он представлял собой прямоугольное укрепление, обнесённое тыновыми стенами высотой до пяти метров, длина периметра стен около 213 м. По углам стояли 4 глухих башни высотой до 7-8 м. Над воротами возвышалась часовня. Новый Братский острог строился, в отличие от предыдущих, не только для сбора ясака, но и как центр земледельческой волости. Он являлся преддверием к освоению Забайкалья и имел громадное значение как сторожевой пост, прикрывавший путь с Енисея на Лену. Первые сведения о храме относятся к 1675 году, когда через Братский острог проследовало в Китай посольство русского государства во главе с дипломатом Николаем Гавриловичем Спафарием. 20-22 августа в своём путевом дневнике он записал: " ...приехали в Брацкой острог. А острог стоит на ровном месте. А в остроге церковь во имя пресвятой Богородицы Владимирской. А жилых домов казачьих с 20. До под острогом течет река Ока " . Местные краеведы датируют постройку церкви между 1654 и 1658 годами. В XVIII веке упоминается уже новое посвящение храма - в честь Богоявления Господня. Во второй половине XVIII – начале XIX веков в Братской церкви служили священники Мичурины, а после о. Илии Мичурина в Братской церкви служили: Василий Иванович Чирцев (1810-1817), Григорий Петрович Попов (1821-1828), Федор Григорьевич Серебренитский (1829-1934). При о. Федоре Серебренитском и при благочинном о. Илии Петелине в 1820 году во Владимирском пределе Братской Богоявленской церкви вновь был построен иконостас. Иконы для него привезли из закрытой епископом Михаилом (Бурдуковым) церкви Иоанна Воина при Иркутском Богоявленском соборе. Их в свое время освящал сам свт. Иннокентий (Кульчицкий), первый епископ Иркутский. Устроенный иконостас по какой-то причине требовал доработки. Поэтому уже в январе 1827 года Духовная Консистория слушала прошение, поданное к Его Высокопреосвященству Михаилу, архиепископу Иркутскому, Нерчинскому и Якутскому, кавалеру Братского острога, от местного крестьянина Якова Вдовина с просьбой дать благословение на переплавку Братской Богоявленской церкви разбитого колокола и справку на изменение иконостаса. Резолюция Владыки гласила: " Доброе намерение и желание просителя перелить колокол и поправить иконостас Господь Бог да благословит " .

http://sobory.ru/article/?object=58721

Ед. хр. 16. Л. 12). В 1649 г. в пустыни на средства купцов гостиной сотни Г. Шевелёва, Т. Рабенского, И. Г. Шильцова, царского садовника О. Б. Горлова и некоего монаха Чудова мон-ря Феодора-иноземца был построен новый храм в честь Рождества Пресв. Богородицы. Нек-рые вкладчики пустыни стали ее первыми насельниками. По грамоте царя Алексея Михайловича 1649/50 г. прп. Лукиан был назначен строителем обители, к-рой отошли пашня, «сенные покосы и прочия угодья», «чем прежние попы владели» (список с грамоты: Там же). 28 авг. 1650 г. прп. Лукиан получил благословение патриарха Иосифа совершать богослужения в пустыни (Там же. Л. 1-2; на л. 2 об. помета с разрешением). В новый храм перенесли иконы из древней церкви. Кроме того, прп. Лукиан привез из Москвы Страстной образ Божией Матери (впосл. он размещался в местном ряду иконостаса слева от царских врат), местные и пядничные иконы, неск. колоколов. В мон-ре преподобный ввел общежительный устав. После преставления прп. Лукиана (8 сент. 1654) обязанности строителя исполнял иеродиак. Онуфрий. В это время братии в мон-ре было немного. Как повествует «Чудо о хотящих монастырь разграбити и братию всю оружием смерти предати» из «Сказания о явленной иконе Рождества», вскоре после преставления преподобного, зимой 1654/55 г., было совершено нападение на обитель: разбойники приехали ночью на санях, но как только приблизились к воротам, «неведомая сила ударила их», двое остались лежать парализованными, и утром их обнаружили монахи (ГИМ ОПИ. Ф. 195 (Стромилова). Ед. хр. 616. Л. 6 об.- 7 об.). Другая попытка «церковь окрасти» также была пресечена чудесным образом: разбойники увидели крестный ход вокруг стен Л. п., возглавляемый царем (Там же. Л. 7 об.- 8). Окрестные землевладельцы пытались помешать строительству монастыря. Д. К. Дерябин, дьяк приказа Большого дворца (с 20 февр. 1647 по 18 апр. 1657 ( Веселовский С. Б. Дьяки и подьячие XV-XVII вв. М., 1975. С. 149-150)), чье поместье находилось за 3 «малых поприща» от обители, в с. Рюминском, «нача пакости творити», но был наказан тяжелой болезнью.

http://pravenc.ru/text/2110853.html

Креховско-Верхратская икона Божией Матери. 2-я пол. XVII в. (Креховский мон-рь) Креховско-Верхратская икона Божией Матери. 2-я пол. XVII в. (Креховский мон-рь) Между тем упоминание, вероятно, о чудотворной иконе Братского монастыря встречается в путевом дневнике архидиак. Павла Алеппского, побывавшего в Киеве в 1654 и 1656 гг. Икона фигурирует в записях, сделанных в июле 1656 г.: «В среду прибыл настоятель Богоявленского монастыря, находящегося в середине города, пригласить нашего владыку патриарха отслужить в нем обедню, в праздник чудотворного образа Владычицы, принесенного из страны ляхов (Польши.- Г. Б.). Мы отправились и отслужили обедню, в присутствии всех горожан, а потом пошли к трапезе» ( Павел Алеппский. Путешествие. 1898. Вып. 4. С. 186). Сомнение относительно того, идет ли в записях архидиак. Павла Алеппского речь о К.-Б. и., вызывает тот факт, что тогда же, в 50-х гг. XVII в., при митр. Сильвестре (Косове), в игуменство Лазаря (Барановича), в Братский мон-рь была привезена из захваченного в 1655 г. униатами Купятицкого мон-ря близ Пинска чудотворная Купятицкая икона Божией Матери (позднее перенесена в Софийский собор Киева). Не исключено, что упомянутая обедня в июле 1656 г. служилась перед Купятицкой иконой. Икона Божией Матери «Умиление» из с. Местковичи. 1656 г. (НХМ РБ) Икона Божией Матери «Умиление» из с. Местковичи. 1656 г. (НХМ РБ) Происхождение К.-Б. и. с правосл. укр. земель, остававшихся в то время в составе Речи Посполитой (Галиция, Волынь, Подолье), или из Белорусского региона представляется вполне возможным, т. к. на западноукр. землях почитались сходные с ней иконы Божией Матери т. н. Креховско-Верхратского типа. Отличительными признаками икон этого типа являются ручка Младенца, лежащая в руке Богоматери, и нежное соприкосновение Их ликов ( 1994. С. 126). В его основе лежит тип иконографии «римской» Богоматери, возникший, по мнению Н. П. Кондакова , под влиянием итало-критской иконописи ( Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 179). Подобная укр.

http://pravenc.ru/text/1684331.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010