Гребневская икона Божией Матери. 2-я пол. XVIII в. (ГРМ) Гребневская икона Божией Матери. 2-я пол. XVIII в. (ГРМ) Описания чудес XVII в. указывают на дальнейшее развитие почитания иконы и в т. ч. на наличие у нее драгоценной ризы. В сер. XVII в. для Гребневской ц. была создана резная 5-шатровая надпрестольная сень (ныне в ГМЗК «Коломенское»), а в 1657 г. Матрона Ивановна Строганова и ее сын Федор Петрович «по обещанию своему» приложили к иконе шитую пелену с изображением Г. и. и 4 Московских святителей и вышитыми на кайме тропарем (Гл. 4) и кондаком (Гл. 6) Богоматери из Канона молебного к Пресв. Богородице («К Богородице прилежно ныне притецем…» и «Не имамы иныя помощи…»). Эта пелена - древнейший пример повторения «Богоматери Гребневской» с идентифицирующей надписью, к-рая включена во вкладной текст на подкладке,- возможно, была создана в связи с чудом от иконы 1654 г. или в связи с прекращением моровой язвы 1654-1657 гг. (см.: Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье: Кат. М., 2002. Кат. 61. С. 81-82). Вероятно, к сер. XVII в. относится появление фрескового списка Г. и. в киоте на зап. фасаде Гребневского храма. Он упомянут в сказании при описании чуда исцеления Ирины Прокопиевой, жены Кирилла Пахомова, оконничника, к-рое, по-видимому, относится к сер. XVII в. Страдающая глухотой и будучи из-за этого немой, она «жилище имела на устретение в новои улице и часто мимо ходящи церковь и молящеся Пресвятеи Богородице иже над западными дверми на стенном писме написана». В описании И. М. Снегирёва икона ошибочно названа Смоленской Одигитрией,- на фотографии храма, сделанной перед разборкой трапезной, ясно видно, что по иконографии это Г. и. Судя по указаниям, после сооружения зап. трапезной на ее крыше перед образом служили молебны ( Снегирёв. 1852. С. 11). Поскольку сооружение трапезной и расположенного в ней придела скорее всего относится к времени митр. Стефана (Яворского), то обычай служения на крыше сложился не ранее 1711 г. Вероятно, до этого молебны служились перед почитаемым «фресковым» образом Г. и. на земле перед зап. дверями.

http://pravenc.ru/text/166423.html

Хотя заказчиком выступал купец из Ярославля, архитектурное решение церкви не имеет ничего общего с огромными четырёхстолпными храмами ярославской школы. На высоком подклете, где купцы хранили свой товар, поставлен бесстолпный четверик, крытый сомкнутным сводом. Церковь увенчана пятью чисто декоративными главками (из которых только центральная является световой), покоящимися на двух ярусах кокошников. С северной и южной стороны к нему примыкают приделы с похожими горками кокошников и одной главкой. В западной части храма располагается паперть с галереей, к которой с северной стороны примыкает парадно оформленный, высокий шатёр колокольни, а с южной — демонстративно вынесенное на проезжую часть переулка крыльцо, также оформленное небольшим шатром. Стены храма богато украшены белокаменной резьбой. Используется несколько различных типов наличников. Активно применяются изразцы. Аналогию этим декоративным решениям можно найти в Теремном дворце; не исключено, что это работа одной артели. В церкви сохранилась многофигурная, динамичная роспись, созданная по мотивам голландских гравюр Библии П. Борхта. Выполнена в 1652—53 году, вероятно, лучшими мастерами Оружейной палаты — Иосифом Владимировым (икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» является одной из немногих точно атрибутированных ему икон), Симоном Ушаковым и другими. Их авторству принадлежат и иконы местного ряда иконостасов главного храма и южного придела. Для этой церкви Ушаковым была написана икона «Древо государей Российских» (ныне в ГТГ). В 1999 году приход был возрождён и получил юридическую регистрацию. В 2008 году приходу было передано бывшее здание храма. Престолы храма: Святыни [ править править код ] А так же некоторые почитаемые иконы, написанные Симоном Ушаковым: Троица, «Владимирская. Насаждение государства Древа Российского». На всю Москву сохранилось лишь три образа Грузинской иконы Божией Матери. Первый пребывает в храме Живоначальной Троицы в Никитинках, что по Никитинскому переулку, д. 3 (М. Китай-город) и теперь, со дня основания храма в 1628-1634 гг. пребывает Грузинская икона Божией Матери (1654 г. образ прославился как чудотворный во время эпидемии моровой язвы). Для чудотворного образа в 1904 году в подклете был освящен храм во имя Грузинской иконы Божией Матери, по которому храм получил второе название. До 1999 г. храм не был возвращен Русской Православной Церкви и не имел настоятеля. (На фото: Грузинская икона Божией Матери. 1654 г. Храм Живоначальной Троицы в Никитниках).

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Троицы...

При реализации принятых решений Н. действовал энергично и жестко. В 1655 г. во время торжественного богослужения в Успенском соборе он отлучил от Церкви иконописцев, к-рые пишут иконы не в греч. традиции, а в новой (западной, «живоподобной») манере, а также людей, к-рые хранят у себя такие иконы. Павел Алеппский описал, как Н. «брал эти образа правою рукою один за другим, показывал их народу и бросал их на железные плиты пола, так что они разбивались, и приказал их сжечь». В 1654 г. по приказу Н. у москвичей были изъяты иконы нового письма, на образах выкалывали глаза и носили иконы по городу ( Павел Алеппский. Путешествие. 1898. С. 136-137). Были ужесточены требования к поставляемым священникам, наказания за нарушения и т. п. Жесткая реализация реформ не сопровождалась разъяснительной кампанией. И патриарх, и царь придавали обрядовым различиям значение, к-рого они не имели. Н. был увлеченным строителем. В авг. 1652 г. начались работы по возведению патриарших палат в Кремле (зодчий Алексей Корольков). К кон. 1655 г. были выстроены палаты с ц. во имя ап. Филиппа, отделка помещений продолжалась еще 3 года. В 1653-1655 гг. была перестроена Крестовая (Мироварная) палата на сомкнутом безопорном своде площадью ок. 280 кв. м. Н. основал 3 крупных мон-ря, обустройством к-рых он занимался лично. В 1653 г. началось строительство Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери мужского монастыря . По просьбе Н. на Афоне была написана копия с чудотворной Иверской (Портаитиссы, Вратарницы) иконы Божией Матери . В 1654 г. она была привезена в Россию, с 1656 г. являлась главной святыней мон-ря (ныне хранится в ГИМ: 103803. НДМ 1288/1306). Весной 1655 г. в обители был заложен каменный Успенский собор. Рост мон-ря начался после переселения сюда в мае 1655 г. белорус. монахов из Оршанского Кутеинского в честь Богоявления монастыря . С собой монахи привезли печатный стан, в мон-ре появились типография и скрипторий, где делали переводы литовско-польских хроник и др. книг. В Иверской типографии были напечатаны Часослов (1658), «Рай мысленный» (1658) с соч. Н. «Слово благополезное о создании монастыря Пресвятыя Богородицы Иверския», «Брашно духовное» (1661). В общей сложности в Иверской типографии было отпечатано 11 книг. В мон-ре развивались переплетное дело, резьба по дереву, возникла изразцовая мастерская, продукция которой использовалась для украшения соборов в Валдайском и Новоиерусалимском мон-рях.

http://pravenc.ru/text/2566254.html

Земская полиция всю ночь 21 июня и на другой день оставалась на месте пожарища и в монастыре, уничтожая остатки огня. Прекращение пожара все находящиеся при нем единогласно отнесли к особенному сверхъестественному действию Божией Матери. Это поразительное с одной стороны событие, удивительное и радостное с другой, как изложено в донесении Красногорского монастыря епархиальному начальству, – все мы ясно видели, – что спасение св. обители от огня устроилось заступлением Царицы Небесной. И бывшие на пожаре крестьяне, видя явное покровительство Божией Матери в спасении от огня как святой обители, так и жилищ их, в то же время дали обещание принесть в жертву Красногорскому монастырю по 1,5 коп. с души. О чудесном спасении Красногорского монастыря от огня тогда же донесено епархиальному начальству; на донесение с резолюции преосвященного Александра последовал указ духовной консистории: «следует св. обители Красногорской ежегодно отправлять с крестным ходом благодарственное молебствие Божией Матери за чудесное спасение св. обители и часовни от огня». С тех пор 21 июня по окончании всенощного бдения, в 10 часов вечера, ежегодно бывает к часовне крестный ход. Глава третья. Чудеса, совершившиеся в Москве от списка (копии) чудотворной иконы Грузинской Божией Матери 31 В 1654 году, на первой неделе великого поста, чудотворная икона Божией Матери из Красногорского монастыря была принесена в Москву; при ней для сбора пожертвований находился иеромонах Макарий. В то время лежал при смерти больной сын московского серебряника Гавриила Евдокимова. Слышал он о чудесах исцелений обильно подаваемых от (Грузинской) иконы Божией Матери, и надеялся, что богатый милостию Господь Бог , по молитвам и заступлению Своей Пречистой Матери, дарует исцеление и его болящему сыну. Желая своими глазами видеть тот св. образ и принять его в дом свой, освящения ради, он посылает ученика своего к иеромонаху Макарию, остановившемуся с иконой в доме Богдана Семенова Щепоткина, с просьбою внести чудотворную икону к нему в дом. Просьба была исполнена, я когда отправлен был молебен, больной выздоровел. В память сего и благодарность за милость исцеления Гавриил Евдокимов дал обещание снять копию чудотворной Грузинской иконы Божией Матери, которое и исполнил.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИКОННИКОВ Герасим Тихонов, шуйский иконописец сер. XVII в. Упоминание о нем содержится под 1654 г. в Сказании о Шуйской Смоленской иконе Божией Матери (список Сказания кон. XVII в. находится в РНБ. Q. XVII. 79. Л. 72-173 - «Вкратце собранно известно сказание о пречюдней и чюдотворней иконе и о преславных чюдесех пресвятыя владычицы нашея Богородицы Смоленския, еже бе во граде Шуе в церкви Воскресение Христова, иже на посаде…»). В Сказании говорится, что во время эпидемии чумы, охватившей земли Сев.-Вост. Руси в 1654 г., прихожане ц. в честь Воскресения Христова, что на посаде в Шуе, дали обет поставить в своем храме Смоленскую икону Божией Матери и начали прилежно искать иконописца для этой работы. Выбор пал на жителя города «изурафа» И., очевидно потомственного иконописца, о чем свидетельствует его прозвание, доставшееся от отца («Герасим Тихонов сын Иконников»). В местном предании сохранились сведения о чудотворной силе иконы еще в период ее создания. Мастер дважды обнаружил, что в его рисунок с подлинника неведомая рука вносила изменения. Сочтя происходящее Божиим изволением, И. сообщил об этом заказчикам. Когда икона была готова и из дома иконописца ее перенесли в храм, моровое поветрие, унесшее жизни мн. людей, пошло на убыль. Икона (размеры 110×90 см) вплоть до 1935 г. находилась в Воскресенском храме Шуи, откуда ее предлагалось взять на гос. хранение в ГТГ (письмо дир. ГТГ М. П. Кристи - ГТГ ОР. Ф. 8. II. 635, 636). И. написал также Владимирскую икону Божией Матери, находившуюся в церкви с. Взорнова близ Шуи. И. принял постриг в Троицком монастыре г. Шуи и там же погребен. Лит.: Борисов В. А. Описание г. Шуи и его окрестностей, с приложением старинных актов. М., 1851. С. 73, 75, 107-109, 422-438; он же. Шуйская школа иконописи в XVI ст.//Владимирские ГВ. 1852. 15. Ч. неофиц.; Поселянин Е. Богоматерь. С. 464, 699-700; Буланин Д. М. Сказание о иконе Богоматери Шуйской//СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 600-603; Кочетков. Словарь иконописцев. 2003. С. 297. Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/389048.html

Источники: Каталог " Памятники архитектуры Московской области " , т.2. М., 1975 г. Справочник-путеводитель " Подмосковье. Монастыри Храмы Источники " . М., УКИНО " Духовное преображение " , 2008 г. Материалы сайта " Храмы России " . Церковь иконы Божией Матери " Тихвинская " , по адресу: Щелковский район, с.Душоново, является объектом культурного наследия федерального значения (ранее памятником истории и культуры республиканского значения) (Постановление СМ РСФСР от 04.12.1974 г. 624). В составе комплекса: ограда с воротами; церковь. Современный адрес: с/п Огудневское, с.Душоново. Кирилл Аминов, 21 мая 2015 г. Душоново известно с незапамятных времён. Полагают, что ещё во времена преподобного Сергия существовало и село, и деревянный храм в честь святителя Николая, которые принадлежали подворью Чудова монастыря, что в Московском Кремле. Святитель Московский Алексий получил эти земли в дар на молитвенную память о каком то человеке ( " за душу " ), отсюда и название Душоново. В 1377 году, за год до своей кончины, митрополит написал завещание, в котором отписал среди прочих своих владений и эти земли в ведение кремлёвской обители. Ещё с тех времён и до октябрьского переворота к храму принадлежали 10 десятин земли, о чём свидетельствуют сохранившиеся книги. Историки церквей Радонежской пятины диаконы В. и Г. Холмогоровы посвятили страничку селу Душонову. Из этих сведений мы узнаём, что по первым сохранившимся писцовым книгам 1585 года известно, что в селе уже была деревянная церковь св. Николая Чудотворца. Записано и имя священника - о. Пётр, в 1654 г. - о. Фёдор. Нет сомнения, что церковь существовала и во времена свт. Алексия, двумя веками ранее. Ведь селение в Духовной грамоте названо уже селом, т.е. имеющим церковь. Деревянные церкви, хотя и были сделаны из особых сортов леса, высушенного по особой технологии, но тоже ветшали и временами горели. Холмогоровы сообщали, что в 1654 году построена была новая церковь. Она дожила до 1812 года, не раз поновляясь, как это отмечено Клировой ведомостью храма в 1813 году после французского нашествия. Из Клировых ведомостей известно, что 1 января 1813 года всего через 3 месяца после ухода французов из Москвы, в Душоново был назначен священник о. Павел Лебедев. Ему то и пришлось " поправлять " потом церковь. Храм в то время был деревянным, рубленым, снаружи обшит тёсом. Здание, состоящее из четверика храма, гранёного алтаря (5 граней), трапезной и притвора, поставлено было на высоком подклете. В 1814 году церковь была " возобновлена " . Над четвериком надстроили восьмерик с двумя световыми окнами, перекрытый куполом.

http://sobory.ru/article/?object=02828

войск. В авг. 1654 г. царь Алексей Михайлович направил «оберегалную» грамоту от ратных людей в обитель на имя соборных стариц Митродоры и Тавифы «с сестрами» (АИ. Т. 4. 86. С. 222-223). В 1656 г. он посетил мон-рь. Хорошо образованные монахини, многие из к-рых по происхождению были шляхтянками, произвели на царя благоприятное впечатление. По-видимому, в это время в обитель мог быть передан список чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Из-за военной угрозы со стороны войск Речи Посполитой, в рядах к-рых в т. ч. оказались покровители О. У. м. из числа рус. шляхты Великого княжества Литовского, для безопасного проживания в 1658 г. часть кутеинских монахинь была переведена в смоленский в честь Вознесения Господня женский монастырь . Благодаря царской грамоте 1670 г. известно, что здесь число кутеинских монахинь было значительным. Вместе с игум. Ираидой в Вознесенском мон-ре проживали 49 стариц. Согласно царскому указу, на содержание им местные воеводы должны были давать хлебную ругу: «…ржи и ячменю старице по три четверти, да денег на монастырскую общую потребу, да к церкве на свечи по пуду воску, по два ведра вина церковнаго, по полупуду ладону, да пшеницы на просвиры по четверти», а также «дров по двадцати сажен». Обеспечение не всегда было регулярным и качественным, из-за чего сестры жаловались царю Алексею Михайловичу (АИ. Т. 4. 212. Стб. 457-458). Успенский жен. мон-рь. Фотография. Нач. XX в. Успенский жен. мон-рь. Фотография. Нач. XX в. Др. часть кутеинских монахинь несколько ранее была переселена в Новодевичий московский в честь Смоленской иконы Божией Матери монастырь . В авг.-окт. 1654 г. для переезда из Орши в Москву игум. Мелании Ерчаковой († 1688) и неск. десяткам сестер понадобилось 100 подвод ( Чистякова. 2000. С. 46). В 1656 г. в Новодевичьем мон-ре кутеинских монахинь во главе с настоятельницей Меланией (1656-1682) застал архидиак. Павел Алеппский , который «везде называет их «казацкими женщинами»» (Там же. С. 21-22). Влияние последних в Новодевичьем монастыре было настолько сильным, что во 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/2581589.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СТРАСТНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Икона Божией Матери " " Страстная " " Страстная икона Божией Матери Память 13 августа , 30 апреля (РПЦЗ , ПЦА ) и в Неделю о слепом Икона получила название от того, что около лика Матери Божией изображаются два Ангела с орудиями страстей Господних. О прославлении иконы известно следующее: одна благочестивая женщина, Екатерина, после вступления в брак стала подвергаться припадкам и беснованию: лишилась ума, убегала в лес и не раз покушалась на самоубийство. В минуты просветления она молилась Матери Божией и дала обет в случае исцеления поступить в монастырь. После выздоровления она вспомнила об обете лишь спустя долгое время, почувствовала страх и от душевного волнения слегла в постель. Трижды являлась ей Пресвятая Богородица, повелевая больной идти в Нижний Новгород и купить у иконописца Григория Ее икону для молитвы. Исполнив это, Екатерина получила исцеление, и с тех пор от той иконы начали совершаться чудеса. Празднество ради иконы совершается 13 августа по случаю перенесения ее в 1641 году из села Палицы в Москву ; на месте встречи ее у Тверской заставы была выстроена церковь, а затем в 1654 году - Страстной монастырь . Вторично празднество ради иконы совершается в 6-е воскресение по Пасхе, в Неделю о слепом, в память чудес, бывших в этот день. Прославились также Страстные иконы Божией Матери московской церкви в честь зачатия святой Анны, в селе Енкаеве Тамбовской епархии. Тропарь Днесь возсия неизреченно царствующему граду нашему Москве/икона Богоматере,/и, яко светозарным солнцем, пришествием тоя озарися весь мир,/Небесныя силы и души праведных мысленно торжествуют, радующеся,/мы же, на ню взирающе, к Богородице со слезами вопием:/о Всемилостивая Госпоже, Владычице Богородице,/молися из Тебе воплощенному Христу, Богу нашему,/да подаст мир и здравие всем Христианом/по велицей и неизреченней Своей милости.

http://drevo-info.ru/articles/6645.html

Икона Пресвятой Богородицы Боголюбская (в г. Угличе в церкви св. Димитрия Царевича) Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Название: Боголюбская (в г. Угличе в церкви св. Димитрия Царевича) Варианты названия: Дни празднования: 0618 Описание: Боголюбская икона в г. Угличе В г. Угличе, в церкви св. Димитрия Царевича, находится чудотворная Боголюбская икона Богоматери. О ней «Летописец Углича» рассказывает следующее. В 1654 году моровая язва, свирепствовавшая в Москве и соседних с ней городах, появилась и в Угличе. В городе поднялась тревога, когда два семейства внезапно заболели и члены их к вечеру того же дня умерли. Все с ужасом ожидали, что моровая язва опустошит город и не оставит никого в живых. Но милосердный Господь пощадил жителей Углича. В это время посадский человек, по имени Афанасий Кустов, шел в городское собрание. Около церкви св. Димитрия Царевича он увидел трех мальчиков и принял их за детей воеводы, дом которого находился вблизи этого храма. Но вот один из мальчиков подходит к Афанасию и просит его на городском собрании объявить следующее: Господь гневается на жителей города Углича за грехи их и посылает на них моровую язву; пусть поэтому молятся они Господу Богу и Пречистой Матери Его и призывают на помощь угодников Божиих — Димитрия Царевича, князя Романа и других, и Господь услышит их молитву и отвратит гнев Свой, праведно движимый на грешников. Афанасий поступил так, как указал ему отрок. Жители Углича откликнулись на призыв Афанасия: они явились в храм св. Димитрия Царевича и здесь совершили торжественное молебствие перед иконой Божией Матери. Вскоре после этого моровая язва прекратилась. Тогда же и было установлено праздновать чудотворной Боголюбской иконе Божией Матери 18 июня. Список всех редких икон Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/icons_unpublished.ht...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Казанская Витебская икона Божией Матери Святыня древнего Маркова Свято-Троицкого монастыря Витебской епархии, возведённого в XVII веке в селе Марково. Во время русско-польской войны 1654–1667 годов Витебск и Полоцк на некоторое время перешли к Московскому государству, в связи с чем монастырь стал подчиняться Московскому Патриархату. В 1656 году патриарх Московский и всея Руси Никон от имени царя Алексея Михайловича подарил монастырю список Казанской иконы Божией Матери, который стал главной святыней обители. Вскоре от иконы стали проистекать чудеса. Так, в тех же серединных годах XVII столетия по молитвам перед чудотворной иконой в Витебске была прекращена эпидемия (эпидемия какой болезни летописи не сохранили). А в 1867 году перед иконой исцелилась жена витебского губернатора В. Н. Верёвкина. После того, как в 1772 году после первого раздела Речи Посполитой Витебск окончательно вошёл в состав Российской империи, Свято-Троицкий Марков монастырь на многие годы стал оплотом Православия на западных рубежах России. В 1812 году монастырь подвергся разорению войсками Наполеона. Почти всё ценное имущество было вывезена захватчиками, но чтимую Казанскую икону Божией Матери монахам удалось спрятать в лесу. После окончания войны разорённый монастырь был восстановлен усилиями жертвователей. Очередное разорение обители произошло в самые первые годы советской власти. Возродился монастырь в 2000 году. Чтимая Казанская икона Божией Матери в серебряном окладе была возвращена в обитель и теперь выносится на крестные ходы в дни великих праздников. С 2014 года Казанская Витебская икона Божией Матери включена в официальный церковный календарь для общецерковного почитания. Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2014-10-11, последний раз редактировалась участником [ tol ] 2014-10-11. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Казанская Витебская " .

http://pravicon.com/info-3772

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010