Мелкая пластика. В ст-це Передовой (Отрадненский р-н) найден медный перстень сер. VI - нач. VII в. с изображением на щитке сцены «Христос над аспидом», в одном из погребений могильника Казазово, где большая часть умерших похоронена по христианскому обряду,-перстень VII-VIII вв. с изображением Богоматери с Младенцем. Бронзовая иконка XI в. с изображением Божией Матери была найдена при раскопках курганного могильника Мысхако близ Новороссийска. В фондах Краснодарского музея хранится каменная печать XI в., являющаяся литургическим штампом для оттиска изображений на просфорах, со сценой «Крещение Господне в водах Иордана св. Иоанном Предтечей». На Таманском городище была найдена каменная иконка 2-й пол. XII в. святых Бориса и Глеба. В одном из погребений Убинского могильника обнаружена камея (синее стекло с позолотой) с изображением Божией Матери Одигитрии - произведение итал. мастеров XIII-XIV вв. К памятникам визант. сфрагистики из Тамани относятся 5 печатей архиеп. Зихии Антония (сер. XI в.), 2 анонимные печати проэдра (архиепископа) Зихии (2-я пол. XI в.), печать Григория, монаха, кувуклисия и экзарха (X в.), печать Василия, диакона и хартулария (2-я пол. X-XI в.), печать Афанасия, монаха (XI в.). При исследовании Н. И. Веселовским курганов в местности Макитра в погребении был обнаружен бронзовый крест на бронзовой цепочке. Аналогичная находка происходит из погребения (XII в.?) на могильнике Варваровка. На Таманском п-ове известна находка литейной формы для отливки крестов, а также 4 бронзовых креста-энколпиона XI-XII вв.: 2 древнерусских и 2 т. н. сирийских. В окрестностях Новороссийска найден фрагмент энколпиона XII в., в могильниках Циплиевский Кут и Цемдолинский (близ Новороссийска) - бронзовые литые нательные крестики XI-XII вв. На городище Ангелинский Ерик (близ ст-цы Ивановской Красноармейского р-на) известна находка каменной литейной формы для отливки нательных крестов XII в. Из Закубанья, с территории Адыгеи, происходят 2 древнерус. креста-энколпиона XII - нач. XIII в. (могильники у аулов Ленинохабль и Тауйхабль); 4 нательных креста: с расширенными концами и со стеклянной вставкой VIII-IX вв. (аул Тауйхабль), X-XIII вв. (аул Нечерезий), XI-XIII вв. (урочище Чишхо) и XI-XIV вв. (аул Ленинохабль); большой железный кованый крест X-XIII вв. (юж. берег Краснодарского водохранилища); керамический крест XIII-XV вв. с греч. лигатурой «Иисус Христос Победитель» (аул Тауйхабль); медальон с изображением архангела XII-XIII вв. (аул Ленинохабль).

http://pravenc.ru/text/2458947.html

С последнею целию устроялись пред юбилеем также особого рода церемонии. Например в Риме в настоящем году, в праздник Богоявления Господня, более семисот детей обоего пола с своими родителями собрались в Ватикане, где из среды их выделились мальчик и девочка и пред лицем св. отца произнесли диалог на тему: La vittoria del Papato. Потом все они были допущены к целованию креста на папской туфле, после чего один мальчик от имени всех детей г. Рима поднес Льву XIII 2400 золотых лир. Папа, возседая на троне, торжественно благословил детей и приказал им всем занести в особый альбом свои имена с приличными случаю подписями религиозного содержания. Это своеобразное зрелище «прославления папства устами невинных младенцев» так понравилось верующим католикам, что было повторено в разных итальянских городах, в присутствии высших духовных сановников, причем личность папы Льва XIII заменялась его портретом. В видах увеличения юбилейных подношений и обогащения папской казны лептою св. Петра ревностными католиками устраивались лоттереи со взносом 50 и 83 золотых монет: первое соответственно пятидесятилетию епископства Льва XIII, второе – летам возраста юбиляра; писались и из города в город пересылались возвания, приглашавшии к пожертвованиям в пользу юбиляра. Текст этих возваний был весьма энергичен и православному человеку может показаться не только странным, но и прямо неладным. Так, например, в заглавии подписанного листа, передавшегося из дома в дом в Неаполе, значилось: « лепта св. Петра для его святейшества Льва XIII ко дню пятидесятилетнего юбилея его епископства. Папа – Иисус в Его видимом земном образе, живущий с нами для того, чтобы взыскивать нас нежными попечениями своей отеческой любви. Но неужели же мы отказались бы пожертвовать что-нибудь для Иисуса, еслибы Он видимо предстал пред нами, неужели не захотели бы выразить и представить доказательства сыновней любви к Нему?» Ко времени празднования юбилея на разных языках появилось также множество статей и заметок, брошюр и даже целых сочинений, в которых или сообщались биографические сведения о Льве XIII, или высказывался взгляд на него, как на церковно-политического деятеля, или изображалось положение папского престола при вступлении на него Льва XIII.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Большинство сохранившихся складней снабжены вкладными надписями, содержащими моление о спасении ктиторов и членов их семей, что указывает на их обетный характер. Программы складней, связанные с идеей божественного заступничества и с эсхатологической темой, служили вспомогательной визуальной формулой спасения. Сохранившиеся живописные изображения заказчиков не поддаются идентификации из-за сильно поврежденного состояния икон. Костюмы указывают, как правило, на принадлежность ктиторов к феодальной знати (икона «Собор архангелов» из ц. св. Архангелов в с. Пхотрери; икона Божией Матери с Младенцем из ц. вмч. Георгия в с. Лахушти, XIII в.; маленький складень из Ипрари с образом Божией Матери в центральной части, поздний XIII в., утерян). Исключением являются иконы из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, представляющие заказчиков: иером. Иоанна Тохаби, к-рый являлся также и художником (икона с 5 чудотворными образами Божией Матери и икона «Страшный Суд», обе рубежа XI и XII вв.), и мон. Иоанна (изображен на иконе вмч. Георгия со сценами из Жития на полях, 1-я пол. XIII в.). В том же мон-ре сохранилась икона вмч. Георгия (1-я пол. XIII в.), на к-рой изображен груз. царь, фрагментированная надпись на иконе и грубая поздняя перепись усложняют идентификацию его персоны. Среди груз. икон можно выделить особую группу образов, содержащих св. частицы Голгофского Креста, т. н. ставротеки (икона-реликварий с Распятием (кон. XI - нач. XII в.); 4-частная икона, заказанная Силихан (ранний XIII в., ИЭМС); икона Спасителя из Цаленджихи (XI в.) с вставкой (XIII в.) с частицами Животворящего Древа (ГМИГ)). В кон. XIII в. крупные феодалы Дадиани заказали диптих для наперсного креста св. царицы Тамары с частицами Животворящего Древа, т. н. Хобский диптих. Такого рода иконы имели двойное значение, символическое и функциональное: являясь моленными иконами, они одновременно служили вместилищем для св. реликвий. Груз. живописные реликварии Голгофского Креста повторяют драгоценные эмалевые и серебряные визант. ставротеки, следуя их иконографии с традиц. изображением «Распятия». Груз. мастера подчеркивают тему Голгофской Жертвы, визуально акцентируя тему спасения. Так, на иконе Силихан «Распятие» дополнено композициями «Благовещение», «Рождество Христово» и «Сошествие во ад»; изображенные на полях иконы Божией Матери «Умиление» (в центре вверху) и Христос «Царь Славы» (в центре внизу, под крестообразной ячейкой для св. частиц) подчеркивают догматическое значение иконы - воплощение Христа и спасение через Крестную Жертву. Частицы Животворящего Древа помещены на лицевой стороне иконы, между композициями «Благовещение» и «Рождество Христово», тогда как обычно они вкладывались во внутреннюю часть икон-реликвариев.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Внутренняя консолидация Западной Европы сделала к началу XIII века реальным тот синтез церковного и светского, к которому Запад стремился уже несколько столетий. Настало время католической теократии, казалось, весь христианский мир объединился под властью наместников Бога на Земле – Римских понтификов, которые в эту эпоху обладают не только духовной, но и очень значительной светской властью. Впечатляющим свидетельством этого единства стал IV Латеранский Собор, созванный в начале XIII столетия, на который собрались представители не только католического клира, но и европейских элит. Но это видимое единство не было безусловным, и во второй половине XIII столетия власть Церкви над миром на Западе начинает ослабевать. Христианское умозрение и духовная жизнь католичества в первые столетия II тысячелетия бурно развиваются, это эпоха расцвета схоластики , богословского метода, основанного на рациональном познании христианской веры. Развиваются богословские школы, появляется целая плеяда великих богословов-схоластов: Ансельм Кентерберийский, Альберт Великий, Бонавентура, Дунс Скотт и, конечно, Фома Аквинский, создавший всеобъемлющее вероизложение, подобного которому на Западе после блаженного Августина не было. Развитие христианского сознания и использование средств рационального познания в богословском методе стимулировало научное развитие. Под покровительством Католической Церкви в начале XIII века возникают первые университеты, в которых преподавали великие богословы, ученые и философы того времени. Классическая западная философия обязана своим существованием схоластическому богословию, которое сохранило и творчески развило античную философскую традицию. Духовное развитие католичества в XI-XIII столетиях было в значительной мере развитием монашеским. Возникают монашеские ордена, крупные объединения монастырей под руководством единого главы и единого устава. Как правило, каждый орден имел свое направление деятельности: научное, миссионерское и т. д. В начале XIII века появляются так называемые нищенствующие ордена: францисканцы и доминиканцы . Возникновение такого рода монашества было естественной реакцией церковного сознания на угрозу обмирщения Церкви , которая была особенно реальной в XII-XIII столетиях, в эпоху слияния Церкви и мира. Католическая Церковь чрезмерно отягощала себя мирскими попечениями и утрачивала свое религиозное призвание, многие требовали ее возвращения к простоте и праведности апостольского времени, ставших основой жизни нищенствующих орденов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Пресв. Богородица с Младенцем. Икона. Сер. XIII в. Худож. Гутьеро (Музей аббатства Монтеверджине, Меркольяно) Др. распространенным вариантом в Юж. Италии был извод Млекопитательницы-Царицы, напр. фреска из ц. святых Хрисанфа и Дарии в Филетто близ г. Л " Акуила (1-я пол. XIII в.), на которой Богоматерь сидит на престоле, а Младенец - на Ее левом колене, и икона из аббатства Монтеверджине близ Авеллино в обл. Кампания (сер. XIII в.; Mother of God. 2000. P. 429-430. Pl. 221), основанного паломником на Св. землю Гульельмо из Верчелли. По преданию, икона была написана худож. Гутьеро, к-рый повредил руку на строительстве укреплений г. Аверсы и был исцелен молитвами Гульельмо. Богоматерь изображена стоящей, правой рукой Она поддерживает Младенца, левой - грудь. Ее волосы убраны расшитой сеткой-покрывалом и увенчаны городчатой короной, пурпурные и синие одежды богато расшиты, как и пурпурный гиматий Еммануила поверх прозрачной рубашки с длинными рукавами. Видимо, эта икона послужила образцом при создании аналогичных образов. К числу наиболее почитаемых относится икона из ц. Санта-Мария-ин-Пантанис в Монтереале, обл. Абруццо (2-я пол. XIII в., Национальный музей Абруццо), на к-рой Младенец в том же положении; на иконе повторено изображение коронного убора Богоматери-Царицы, но изменены детали: Матерь Божия облачена не в традиц. мафорий, а в синий с богатым золотым шитьем далматик, наподобие императорского или папского верхнего одеяния, из-под к-рого внизу виден подол белого широкого платья. Деталями коронного убора отличается икона «М.» (Madonna de Ambro) из ц. Санта-Мария-а-Граяно в Фонтеккьо, обл. Абруццо: помимо расшитой жемчугом сетки на волосах корона дополнена длинными подвесками из жемчуга и кораллов (1-я пол. XIII в., Национальный музей Абруццо). По обеим сторонам Божией Матери расположены 2 ангела, что напоминает об изводах к-польских икон. Из ц. Санта-Мария-ад-Криптас в обл. Абруццо происходит и икона «М.», написанная мастером Джентиле да Рокка (1283, Национальный музей Абруццо), где Богородица представлена в обычном мафории сидящей на троне, с Младенцем на левом колене. На всех этих иконах Богоматерь сидит прямо и смотрит перед Собой. К тому же типу Богоматери-Царицы, смотрящей на молящихся, восходит образ «М.» на иконе Божией Матери (Madonna della Catene) в юж. приделе рим. ц. Сан-Сильвестро-аль-Квиринале (сер. XIII в.). «М.» в окружении святых на полях представлена в среднике образа из собора Сан-Марко в Венеции (XIII-XIV вв.). По традиции особое почитание иконам «М.» должны были оказывать молодожены, молодые женщины, ждущие материнства, и кормящие матери.

http://pravenc.ru/text/Млекопитательницы...

JoAntII Joannes Antiochenus, in: Excerpta de insidiis, ed. С. de Boor. Berlin 1905, 58–150. [s.VI] JoAntIII Joannes Antiochenus, in: J.A.Cramer, Anecdota gr, Paris. II. Oxford 1839, 383–401. [s.VI] JoAntiochOr Joannis Antiocheni Oratio. PG 32, 1117–1149. [ca 1100] JoApokBees N.A.Bees, Unedierte Schriftstücke aus der Kanzlei des Johannes Apokaukos, des Metropoliten von Naupaktos. BNJ 21 (1971–1974) Anhang. [s.XIII] JoApokEp S.Pétridès, Jean Apokaukos, lettres et autres documents inédits. IRAIK 14 (1909) 69–100 (=1–32). [s.XIII] JoApokEpigr A. Papadopulos–Kerameus, πιγρμματα ωννου ποχακου, θην 15 (1903) 463–478. [s.XIII] JoApokNik A.Papadopulos–Kerameus, ωννης πκαυκος κα Νικτας Χωνιτης, in: Τεσσαρακονταετηρς τς καθηγεσας Κ.Σ.Κντου. Athen 1909, 373–382. [s.XIII] JoApokSynod A.Papadopulos–Kerameus, Συνοδικ γρμματα ωννου το ποκακου. Βυζαντς I (1909) 3–30 (Index S.7). [s.XIII] IobMon М.Ретта, Inni inediti di Iob monaco. BollGroll N.S. 19 (1965) 81–139. [s.XIII] JobTheod Job Monachus, Vita Theodorae reginao. PG 127, 904–908. [s.XIII] JoCacs Iohannis Caesariensis Opera, ed. M.Richard – M.Aubineau. Turnhout 1977 (Index 146–167). [s.VI] JoCam Ioannis Caminiatae de expugnatione Thessalonicae, rec. G.Böhlig. Berlin 1973 (Index 72–95). [s.X] JoChort H.Hunger, Johannes Chortasmenos. Wien 1969. [s.XV] JoChortSyn H.Hunger, Aus den letzten Lebensjahren des Johannes Chortasmenos. Das Synaxarion im Cod. Christ Church gr. 56 und der Metropolit Ignatios von Selybria. JÖB 45 (1995) 159–218. [s.XV] JoChrysIs Jean Chrysostome, Commentaire sur Isaïe, ed. J.Dumortier. Paris 1983. [s.V] JoChrysPG Joannis Chrysostomi Archiepiscopi Constantinopolitani opera omnia. PG 47–64. [s.V] JoClim S.Joannis Climaci Scala Paradisi. PG 88, 631–1164. [s.VII] JoClimSchol S.Joannis Climaci Scala Paradisi. Scholia. PG 88, 631–1164. JoDam В.Коттег, Die Schriften des Johannes von Damaskus I–V. Berlin 1969–1988 (Indices). [ca 700] JoDamCan Johannes Damascenus, Canones, ed. A. Nauck. Bull. de l " Ac. imp. des sciences de St.Pétersbourg, N.S. 4,1 (1893) 105–129. [ca 700]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

был связан в т. ч. с монашескими орденами францисканцев и доминиканцев, принимавшими активное участие в жизни города: в 1-й пол. XIII в. они получили земельные пожалования в городе. Ими построены, напр., доминиканская ц. Санти-Джованни э Паоло (фундаменты XIII в., 1246-1430), крупнейшая из церквей В., место погребения мн. видных деятелей республики, или францисканская ц. Санта-Мария Глориоза деи Фрари (1250, ок. 1330, освящена в 1492). Часто перестраивались и более древние церкви, не имевшие отношения к монашествующим орденам, как, напр., ц. Сан-Джакомо дель Орио (в основе - кон. X в., перестроена полностью в 1-й пол. XIII в., фасады, за исключением апсиды,- XIV-XVII вв.). Церкви XIII в. близки по типу храму на Мурано или повторяют планировку и тип Сан-Марко, с упрощенной конструкцией сводов. Начиная с XIII в. религ. братства строят в В. скуолы (школы), напр. Скуолу ди Сан-Джованни Эванджелиста (1261). Икона Божией Матери Никопеи в соборе Сан-Марко. Кон. XI в. Икона Божией Матери Никопеи в соборе Сан-Марко. Кон. XI в. Памятники художественной культуры В. 2-й пол. XIII в. представляют собой гармоничный синтез визант. и западноевроп. искусства. Напр., визант. черты присутствуют во фресковой росписи из капеллы Распятия в ц. Сан-Джованни Деколлато, с изображением в верх. части композиции св. Елены в архитектурном обрамлении, исполнение к-рого сложным ракурсом и 3-мерным эффектом напоминает древнерим. триумфальную арку. в сравнении с мозаичной композицией «Благовещение» 1277 г. в кивории собора в Паренцо (совр. Пореч, Хорватия), приписываемой мастерам из В., фреска может быть датирована 2-й пол. XIII в. др. памятники того времени могут не иметь ничего общего с классическими традициями, напр. живопись ларца блж. Иулианы из Коллальто (90-е гг. XIV в., музей Коррер, Венеция), деревянного сундука-реликвария, особенно роспись на его внутренней крышке с изображениями св. Власия, св. Катальдуса и коленопреклоненной фигурки св. Иулианы меньшего масштаба. эта живопись зап. происхождения, повторяющая стиль таких произведений, как, напр., миниатюры Большой библии Сан-Марко.

http://pravenc.ru/text/150247.html

Собор констатировал в своем Заключении: «Познаваемое тем и другим способом не имеет между собою никакого противоречия, взаимно объясняется и заслуживает одинаковой чести» (XIII 482Е). Более того, живописная картина, по мнению иконопочитателей, дополняет и разъясняет евангельский текст. В актах Собора она так и называется «живописное толкование» (XIII 277В). «Изображение во всем следует за евангельским повествованием и разъясняет (ejxhghvsei) его. И то и другое прекрасно и достойно почитания, ибо они взаимно дополняют и несомненно объясняют друг друга» (XIII 269В). Столь высоко оценив роль культовых образов, участники Собора утверждали, что их «изобретение» дело отцов Церкви, а не живописцев. Последним «принадлежит только техническая сторона дела, а самое учреждение зависело от святых отцов» (XIII 232С). Вся сфера религиозного изобразительного искусства (а мирское, как известно, не поощрялось Церковью), таким образом, полностью относилась к церковной компетенции со всеми вытекающими отсюда последствиями. Одним из главных критериев признания искусства выступала его нравственно-религиозная направленность. «Если оно для благочестия, то оно должно быть принято, если же для чего-нибудь позорного, то оно ненавистно и должно быть отвергнуто», – записано в актах Собора (XIII 241D). Защищая антропоморфные изображения, прежде всего Иисуса Христа, имеющего в себе наряду с человеческой божественную (неизобразимую) природу, иконопочитатели отстаивают в первую очередь чисто миметические изображения, т. е. имеющие лишь внешнее сходство с прототипом, а общность только «по имени», но «не по сущности» (XIII 252D). Отвергая обвинение в отождествлении иконы с Богом, т.е. в идолопоклонстве (что имело место в народной религиозности), иконопочитатели особо подчеркивали различие иконы и первообраза. Одно дело, полагали отцы Собора, икона и совсем иное – первообраз, «и свойств первообраза никогда никто из благоразумных людей не будет искать на иконе. Истинный ум не признает на иконе ничего более, кроме сходства ее по наименованию, а не по самой сущности, с тем, кто на ней изображен» (XIII 257D).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Содержание Опыт церковно-исторического исследования Ученый и время: И. И. Соколов Предисловие Часть I. Внешнее состояние монашества в Византийской церкви с середины IX до начала XIII века (842–1204) Глава первая. Внешнее состояние монашества в Константинопольской церкви от Михаила III до воцарения Исаака Комнина (842–1057) Глава вторая. Внешнее состояние монашества в Константинопольской церкви от Исаака Комнина до завоеванияКонстантинополя латинянами (1057–1204) Глава третья. Внешняя история монашества на Афоне до 1204 года Глава четвертая. Внешнее состояние монашества в патриархатах Антиохийском, Иерусалимском и Александрийском с середины IX до начала XIII века Часть II. Внутреннее состояние монашества в Византийской церкви с середины IX до начала XIII века (842–1204) Глава первая. Быт византийских монахов и виды их подвижнической жизни. Виды монастырей Глава вторая. Организация монастырского управления Глава третья. Нравственное и умственное состояние византийского монашества с середины IX до начала XIII века (842–1204) Глава четвертая. Значение монашества ΙΧ– ΧΙΙ веков в истории Византийской церкви и государства Приложение. Алфавитный указатель монастырей и монашеских пунктов, существовавших в пределах Византийской империи с середины IX до начала XIII века (842–1204)     Опыт церковно-исторического исследования Видный церковный историк, профессор Санкт-Петербургской Духовной академии Иван Иванович Соколов (1865–1939) в послеоктябрьский период разделил участь многих своих коллег: он был лишен возможности продолжать историко-церковные исследования, а его труды надолго и незаслуженно были фактически изъяты из отечественной историографии Византии. Он является автором многочисленных трудов по византинистике и неоэллинистике, среди которых следует прежде всего назвать его монографию «Состояние монашества в Византийской Церкви с половины IX до начала XIII вв. (824–1204). Опыт церковно-исторического исследования» (Казань, 1894). Этот труд И. И. Соколова и по сей день не утратил своего значения как уникальный свод информации о византийском монашестве, монастырях ИХ-ХИИИ вв. Переиздание его представляется делом своевременным и нужным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Вариант имеется на иконе с 2 регистрами кон. XVI в. (?) из собрания В. М. Васнецова (позднее - Т. А. Мавриной, ГМИИ, Музей личных коллекций; см.: Смирнова. 2007. С. 139): И. изображен в составе процессии на мосту, на нем белая митра, крещатые ризы, в руках крест и кадило. Иногда изображение И. отмечено аббревиатурой IOA на нимбе, как на иконе из ц. Успения Пресв. Богородицы с. Курицка близ Новгорода (1-я пол. XV в., ГТГ). Известна прорись с иконы XVI в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 534-535). Свт. Иоанн, архиеп. Новгородский. Фрагмент иконы «Собор русских святых». Кон. XVIII — нач. XIX в. (МИИРК) Свт. Иоанн, архиеп. Новгородский. Фрагмент иконы «Собор русских святых». Кон. XVIII — нач. XIX в. (МИИРК) Эта схема встречается на иконах XVII-XVIII вв., где к атрибутам И. может быть добавлен посох, как на иконе из ц. Успения Пресв. Богородицы на Торгу в Новгороде, известной по акварели Ф. Г. Солнцева (не сохр.; см.: Смирнова. 2007. С. 141). На иконах позднего времени история чуда от иконы «Знамение» представлена большим количеством сцен. Среди них есть такие, в к-рых святитель изображен с иконой над воротами осажденного города, как в клейме на раме иконы Божией Матери «Знамение» из ц. прор. Илии в Ярославле (80-е гг. XVII в., ЯХМ). Все больше места занимают детали пейзажа, архитектуры; образ И. более типизирован, исполнен в соответствии с общими принципами святительской иконографии: святой в разных типах облачения в клеймах неск. икон Божией Матери «Знамение» с историей и чудесами (кон. XVII в., ГИМ; 1-я треть XVIII в., ГМЗК; сер. XVIII в., ГРМ). Сюжет чуда от иконы изображался и в храмовых росписях (1742-1743, ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Ярославле; в наст. время фрагмент в ГТГ). Одна из икон объединяет изображение чуда от образа с панорамой Новгорода, по сторонам к-рого в клеймах - фигуры святителей И. и Никиты (2-я пол. XIX в., ГМЗК). На иконе 1902 г. из мастерской Белоусовых в Палехе (ГРМ) в среднике - образ Божией Матери «Знамение», в клеймах - акафист Пресв.

http://pravenc.ru/text/468947.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010