Перенесение памятей почитаемых святых в седмичные дни поста на субботу или воскресенье широко практиковалось на Востоке, и структура правосл. великопостного цикла во многом обязана этому обычаю. И. А. Карабинов предположил, что до Трулльского Собора днем, на к-рый переносилось Б., была суббота Акафиста и что Акафист Пресв. Богородице в первоначальном виде был сочинен для праздника Б. ( Карабинов. С. 31 сл.; см. также: Fletcher R. A. Three early byzantine hymns and their place in the liturgy of the Church of Constantinople//BZ. 1958. T. 51. S. 53-65). Все визант. памятники VIII и последующих веков называют Б. среди важнейших праздников; его богослужение неизменно совершается 25 марта. Благовещение. Фрагмент диптиха. VI в. (ГМИИ) Благовещение. Фрагмент диптиха. VI в. (ГМИИ) Под именами церковных писателей III-V вв. (святых Григория Чудотворца (PG. 10. Col. 1145-1169), Афанасия Великого (PG. 28. Col. 917-940), Григория Нисского ( Montagna D. La lode alla Theotokos nei testi greci dei secoli IV-VII//Marianum: Ephemerides Mariologiae. R., 1962. Vol. 24. P. 536-539), Иоанна Златоуста (PG. 50. Col. 791-796; 60. Col. 755-760; 62. Col. 763-770), Прокла К-польского (PG. 65. Col. 679), Василия Селевкийского (PG. 85. Col. 425-452)) сохранился целый ряд праздничных слов на Б., но их подлинность сомнительна - так, по свидетельству еп. Ефесского Авраама (между 530 и 553), до него не было написано ни одной проповеди, посвященной Б. (BZ. 1913-1914. T. 22. P. 49-54),- и обычно их датируют более поздним временем ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 115-116). Сохранились также подлинные беседы на Б. свт. Софрония Иерусалимского (VII в.- PG. 87γ. Col. 3217-3288), свт. Германа Константинопольского (VIII в.- PG. 98. Col. 321-328), прп. Иоанна Дамаскина (VIII в.- PG. 96. Col. 648-661) и мн. др. более поздних св. отцов и церковных писателей. На Западе сведения о празднике Б. восходят примерно к тому же времени, что и на Востоке. Из сочинений зап. отцов Церкви и писателей известны слова на Б., приписываемые лат.

http://pravenc.ru/text/149269.html

строки на греч. языке. Одна из гравюр (ГМИИ; на ней стол показан слева, левая рука владыки внизу с указующим перстом), выполненная пунктиром, предназначалась, согласно Ровинскому, для греч. толкового Евангелия (вероятно, для одного из изданий «Кириакодромиона»). Др. гравюра - работа А. П. Грачёва (резец, карандашная манера, пунктир; оттиски в ГМИИ, Тамбовском обл. КМ) - отличается в основном жестом рук: в правой, опущенной, Н. держит перо, левая лежит на столе. Композиция и подпись точно повторяются на гравюре резцом и пунктиром 1840 г. (ГМИИ; см.: Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 1353. 4; подобный эстамп приложен к изд.: Νικηφρου Θεοτκου το Αστραχανου κι Σταυρουπλεως ρχιεπισκπου. Κυριακοδρμιον, τοι Ερμηνεα κα μετ ατν θικ μιλα ες τς τν Αποστλων Πρξεις... Αθναι, 1840. Τ. 1, и др.). В упрощенном поясном варианте (в овале) портрет Н. работы Грачёва воспроизведен В. Храмцевым в серии гравюр, изданных по заказу П. П. Бекетова (ГИМ, ЦАК МДА, ГПИБ; см.: Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 1353. 3; [Бекетов П. П.] Портреты именитых мужей Рос. Церкви, с прил. их кр. жизнеописания. М., 1843). Кроме того, известны гравюра Н. с книгой в руках (Архиепископ Никифор Феотокис. 2006. С. 18), литографии с изображением Н. в мантии и клобуке, без ордена, с жезлом в руке (напр.: 1862, мастерская А. И. Прокофьева, экземпляры в ГМИИ, РГБ; под изображением цитата из поучения Н. в Неделю мясопустную). Лит.: Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 1352-1353; Т. 4. Стб. 296; Духовные светочи России. С. 101-105. Кат. 87-90; «Угодно в очах Божиих дело сие…»: Сокровища ЦАК МДА/ТСЛ, МДА, ЦМиАР. Серг. П., 2004. С. 306-307; Архиепископ Никифор Феотокис: Благословенным христианам Греции и России. М., 2006; Зеленина Я. Э. От портрета к иконе: Очерки рус. иконографии XVIII - нач. XX в. М., 2009. С. 28, 36-38, 40. Ил. 17; Коккинопулос А. Х., прот. Исторический священный храм св. Иоанна Предтечи г. Керкира: Кр. история священного храма с 1480 г. до сегодняшних дней. Керкира, 2011. С. 17, Я. Э. Зеленина Рубрики: Ключевые слова: ЕВГЕНИЙ (Булгарис [Вулгарис] Елевферий; 1716 - 1806), архиеп. Славянский и Херсонский, греч. духовный писатель

http://pravenc.ru/text/2565502.html

В период работы выставки 19-20 июля в ГМИИ РТ пройдут заседания одной из секций Международной научно-практической конференции «Чудотворный Казанский образ Богоматери в судьбах России и мировой цивилизации». Гости музея в течение трех месяцев смогут познакомиться с произведениями древнерусской живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, художественной фотографии рубежа XIX-XX вв. На единой выставочной площадке экспонируются древние памятники художественной культуры и духовные святыни Казанского Богородицкого монастыря и Казанской епархии, посвященные прославлению чудотворной Казанской иконы Богородицы. Впервые после реставрации представлены древние списки последней четверти XVI-haчaлa XVII веков с первообраза Богородицы, явленного 8 (21) июля 1579 года в Казани. Среди них представлены раритеты из собраний Русской Православной Старообрядческой Церкви и старообрядческой общины Старопоморского согласия. Древние памятники художественной культуры передают духовную атмосферу второй половины XVI века. Образы Богоматери Всеблаженнейшая (Паммакариста) из собрания Национального музея РТ, Иверская («Вратарница») из собрания ГМИИ РТ, а также позолоченная серебряная риза — оклад с чудотворной Казанской иконы Богородицы из собрания Национального музея РТ впервые выставлены вместе как особые святыни Казанского Богородицкого монастыря. Целостное и масштабное по репрезентативности собрание икон в драгоценных окладах и произведений декоративно-прикладного искусства из казанских частных коллекций представляет образ Казанской Богородицы в разновременных почитаемых списках чудотворной иконы, распространенных на территории России. Впервые экспонируются иконы, созданные в живописной мастерской Казанского Богородицкого девичьего монастыря (1867-1928 гг.). Экспозицию дополняют коллекция минералов из Геологического музея имени А.А. Штукенберга Казанского университета. На выставке также представлены историко-мемориальные материалы, в том числе, труды по истории монастыря и публикации документов судебного процесса по делу о похищении явленной чудотворной иконы Казанской Божией Матери, архитектурные чертежи, графические листы, фотографии и фототипии, связанные со строительством и жизнью монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/4553362.ht...

Описание ист.-археол. древностей и редких вещей, находящихся в Кирилло-Белозерском мон-ре. М., 1859. С. 78) детали облачения практически идентичны. На соловецком изображении к имени патриарха на фоне слева добавлена надпись: «Полагалъ Начало Монашеству Въ Анзерскомъ Скиту, При Строител Елеазар Святомъ». На портрете из кирилловской портретной галереи слева на фоне в квадратном клейме - вид соборов Новоиерусалимской обители, передающий их облик в сер.- 2-й пол. XVIII в. (Святейший патр. Никон. 2005. С. 82, 84. Кат. 61). Иной вид мон-ря воспроизведен на портрете 2-й пол. XVIII в. (ТСЛ): взор Н. поднят к обители, облачение как на прижизненной «персоне», навершие жезла с сулоком венчает образ «Всевидящее Око» в сиянии, на панагии с 2 подвесками образ Господа Саваофа. Д. А. Ровинский описал 5 гравированных портретов Н. XIX в., большинство к-рых принадлежат к традиц. типу (Там же. Т. 2. Стб. 1382). В основном встречаются поколенные или поясные изображения Н., обращенного влево, богослужебное архиерейское облачение сохраняет исторические детали; внизу - краткие биографические сведения о патриархе. Традиц. поясной вариант известен на гравюре И. Розонова 1801 г. ( Карамзин Н. М. Пантеон рос. авторов/Изд.: П. П. Бекетов. М., 1801. Ч. 1. Тетр. 1; 2-й оттиск в изд.: Бекетов П. П. Собрание портретов россиян знаменитых. М., 1821. С. 81-83. Вкл.; 3-й оттиск в изд.: Он же. Портреты именитых мужей Рос. Церкви, с прил. их кр. жизнеописания. М., 1843). На гравюре пунктиром и резцом Н. Афанасьева (1825), изданной «усердием архимандрита Аполлоса» (НКПИКЗ, ГМИИ, ГИМ; см.: Патр. Никон. 2002. С. 146. Кат. 64), портрет заключен в овал на постаменте, слева от фигуры - стол с книгами, на к-рый патриарх положил руку. Поясные и оплечные портреты Н. этого распространенного типа часто иллюстрировали издания, где иногда дополнялись факсимиле автографа патриарха (см., напр.: Аполлос (Алексеевский) , архим. Начертание жития и деяний Никона, патр. Московского и всея России. М., 1859 (гравюра Ф. Миловидова); Быков А. А. Патр. Никон: Его жизнь и обществ. деятельность. СПб., 1891; Суворин А. С. Патр. Никон. СПб., 1893; Сергиевский Н. Ф. Святейший всерос. патр. Никон, его жизнь, деятельность, заточение и кончина. Описание основанного патриархом Никоном Воскресенского мон-ря, именуемого «Новый Иерусалим», его святынь и достопримечательностей. М., 1894; список иллюстраций см.: Кейн К. М. Изображения патр. Никона в искусстве XVII - нач. XX в.//Никоновские чт. 2002. С. 85-86). На эстампе 1897 г. по рис. В. А. Комашко Н. представлен фронтально, в рост, в богослужебном облачении, с двукирием в правой руке и с крестом в левой, на груди 2 панагии и крест. Гравюры и литографии с портретами Н. хранятся в РГБ, ГИМ, ГМИИ, ИАХМНИ, ГМЗРК. Литография с портретом Н. находилась в приемной комнате прп. Макария (Иванова) в скиту Оптиной пуст. (Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария. М., 1997. С. 68).

http://pravenc.ru/text/Никон ...

С учётом мнения представителей Татарстанской митрополии РПЦ, КазДС, К(П)ФУ и ГМИИ РТ, была подготовлена и 6 мая 2016 г. утверждена сопредседателями организационного комитета программа конференции, разработаны её смета, предложения по рекламе и другие документы. Принято решение о переиздании (с дополнениями и изменениями) книги 2012 г. «Чудотворная Казанская икона Божией Матери. Заступница усердная рода христианского» (в разных форматах), выпуске тематических буклетов, лифлетов и иной печатной продукции. При этом в формате организационного комитета конференции рассматривались и вопросы, связанные с организацией торжеств, приуроченных к закладке памятного камня в основание возрождаемого собора КИБМ. В данной связи решено было также провести с июля по сентябрь 2016 г. в г. Казани - в ГМИИ РТ - выставку, посвящённую КИБМ и КБМ. Поставлен вопрос об ускорении осуществляемых работ по созданиюМузея КИБМ при Духовно-просветительском центре «Казанский собор» (г. Казань, ул. Япеева, д. 2). На информационно-просветительском сайте Татарстанской митрополии РПЦ «Православие в Татарстане» были созданы тематические разделы «Воссоздание Казанского собора» и «Международная научно-практическая конференция», на сайте КазДС - тематический раздел «Международная научно-практическая конференция " Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации " », на сайте К(П)ФУ - информационный раздел «Международная научно-практическая конференция " Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации " ». При этом на Информационно-просветительском сайте Татарстанской митрополии РПЦ «Православие в Татарстане», помимо новостных материалов, были размещены следующие статьи и интервью: И.Е. Алексеева - «Заложен вновь, в 1798 году маия 30 числа, на память преподобного отца Исакия далматского...» и «И тёплые мольбы, сопровождаемые слезами умиления и восторга, понеслись к престолу 2] А.М. Елдашева -«Казанский Богородицкий монастырь: вехи истории» и «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах 18]А.Ю. Михайлова - «Икона Казанской Богоматери в хронологии российской Старкова - «История места воссоздаваемого собора Казанской иконы Божией Матери неразрывно связана с историей города» и «Андрей Старков: фундамент Казанского собора сохранился удивительно 33] М.Д. Щелкунова - «Михаил Щелкунов: возрождающийся собор Казанской иконы Божьей Матери - яркий памятник и др.

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/10/...

«Монастырь св. Павла на Афонской горе». Ж. Гюе. 1835 г. Акварель (ГМИИ) «Монастырь св. Павла на Афонской горе». Ж. Гюе. 1835 г. Акварель (ГМИИ) Начиная с XV в., после завоевания турками Македонии, падения Сербского гос-ва и в особенности после конфискации османскими властями в 1569 г. монастырских владений (с правом их выкупа), экономическое положение святогорских обителей заметно ухудшилось (до посл. четв. XV в. ситуация отчасти компенсировалась покровительством, к-рое оказывала своим соплеменникам вдова султана Мара Бранкович, умершая в 1487). При этом на территории Османской империи у Хиландара продолжали сохраняться значительные метохи и мон-рь даже осуществлял новые приобретения. С кон. XV в. ктиторами Хиландара и мон-ря Св. Павла стали валашские и молдав. господари (воеводы), оказывавшие обителям денежную помощь. С XVI в. значительную поддержку серб. мон-ри получали от московских государей, в связях Св. Горы с Россией в XVI-XVII вв. Хиландар играл наиболее заметную роль. Вплоть до кон. XVII в. мон-рь оставался крупнейшим центром серб. (и слав. в целом) культуры на Балканах, оказывавшим значительное воздействие на духовную жизнь Сербии. Мон-рь Дионисиат. Фотография. Кон. XX в. Мон-рь Дионисиат. Фотография. Кон. XX в. Относительно надежные сведения о числе насельников серб. мон-рей сохранились начиная с рубежа XV-XVI вв. В 1518-1519 (1489 ?) гг. их было 170 в Хиландаре и 190 в мон-ре Св. Павла, в 1530-1531 гг.- соответственно 132 и 34, в 1561 г.- 200 и 40, в 1569 г.- 60 и 15, в 1582-1583 гг.- 108 и более 50, в 1634-1635 и 1661 гг. в мон-ре Св. Павла (о Хиландаре сведения отсутствуют) жили соответственно 74 и 190 иноков; в 1677 г.- 800 в Хиландаре и 200 в мон-ре Св. Павла, в 1709 г.- 300 и 100, в 1765 г.- 220 и 90 ( С. 99). После начала в 1691 г. великого переселения сербов во главе с Патриархом за Дунай, в австр. владения (в особенности после Белградского мира 1717), связи серб. обителей А. с Сербией существенно ослабели, число серб. насельников в мон-рях Св. Горы уменьшилось, их место постепенно заняли болгары (в т.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

В рамках мероприятий по воссозданию собора Казанской иконы Божией Матери была осуществлена значительная работа по изучению истории Казанско-Богородицкого монастыря, архитектурных особенностей возрождаемого собора и сохранившегося археологического слоя, а также проведены необходимые ведомственные согласования. Приказом Министерства культуры РТ от 5 февраля 2016 г. был утвержден состав рабочей группы по подготовке материалов оценки воздействия воссоздания собора Казанской иконы Божией Матери на объект всемирного культурного наследия ЮНЕСКО «Ансамбль Казанского Кремля». Одновременно были направлены запросы в Центральный государственный архив Санкт-Петербурга, Российский государственный архив кинофотодокументов, Национальный архив РТ и Национальный музей РТ «о предоставлении сведений о наличии документов о Казанском Богородицком монастыре». К концу марта 2016 г. Министерством культуры РТ был разработан «План проведения спасательных архитектурно-археологических полевых работ на территории Казанского Богородицкого монастыря при воссоздании собора иконы Божьей Матери». Осуществление таковых было возложено на Институт археологии Академии наук РТ (директор А.Г. Ситдиков). В феврале 2016 г. принято решение об организации 19-21 июля в г. Казани, в рамках мероприятий, приуроченных к закладке памятного камня, международной научно-практической конференции «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации». Соучредителями конференции выступили Патриарший совет по культуре, Татарстанская митрополия, Министерство культуры РТ, мэрия г. Казани, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казанская духовная семинария и Государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ) РТ. Также было решено провести с июля по октябрь 2016 г. в г. Казани в ГМИИ РТ выставку, посвященную Казанской иконе Божией Матери и Казанско-Богородицкому монастырю. Поставлен вопрос об ускорении осуществляемых работ по созданию Музея Казанской иконы Божией Матери при Духовно-просветительском центре «Казанский собор» (г. Казань, ул. Япеева, д. 2).

http://patriarchia.ru/db/text/4569140.ht...

на визант. иконах: из собрания А. Н. Муравьёва, приобретенная в мон-ре Пантократор на Афоне (нач. XIV в., ГМИИ); ок. 1330 г. (см.: Byzantium at Princeton: Byzantine Art and Archeology at Princeton University: Catalogue of an Exhibition at Firestone Library. Princeton, 1986); кон. XV в. (см.: Τσιγαρδας Ε., Λοβερδο-Τσιγαρδα Κ. Αρχαιολογικς ρευνες στο Βελβντο Κοζνης//Δημοσιυματα της Εταιρεας Μακεδονικν Σπουδν. Θεσσαλονκη, 1982. Τ. 22. Εικ. 5a, 6). Изображения апостолов на иконе нач. XIV в. (ГМИИ) идентифицируются по-разному. В надписи упоминаются оба апостола - И. З. и Иаков Алфеев. Буквы «IA» на нимбе изображенного на переднем плане слева апостола, чей лик частично утрачен, являются указанием на старшего Иакова, как и почетное место рядом с первоверховными апостолами. В рус. искусстве самый ранний образ этой иконографии происходит из ц. Двенадцати апостолов на Пропастех в Новгороде (ок. 1432, НГОМЗ), где И. З. изображен слева в верхнем ряду, между апостолами Фомой и Андреем. На храмовой иконе из новгородского Свято-Духова мон-ря (1-я четв. XV в., НГОМЗ) И. З. сидит справа, после апостолов Павла, Иоанна и Матфея. В кон. XV в. в рус. искусстве получил распространение вариант извода «Собор 12 апостолов» - «Союзом любви связуемы апостолы», литературной основой к-рого послужили тексты службы святым апостолам. В верхней части этой композиции - 3-фигурный Деисус в цветущих ветвях, ниже от древа родословия Спасителя отходят ветви, образующие пространство для полуфигур апостолов. По мнению исследователей, истоки этой иконографии восходят к иконографии «Древо Иессеево». Самый ранний сохранившийся памятник - софийская таблетка «Рождество св. Иоанна Предтечи. Собор апостолов» (кон. XV в., ГТГ), где напротив ап. Андрея изображен И. З. с небольшой бородой, со свитком в руках. Аналогичная композиция известна: на шитой пелене из Воскресенского собора в Волоколамске (1510, ГРМ); в составе годовой Минеи (сер.- 3-я четв. XVI в., Музей икон, Рекклингхаузен); на таблетке (XVI в., ГТГ); в росписи Благовещенского собора Московского Кремля (1547-1551).

http://pravenc.ru/text/200321.html

Белянкина (неск. экземпляров в РГБ, ГМИИ, ЦАК МДА, в т. ч. с раскраской), на к-ром рука Н. придерживает книгу, он выглядит более моложавым. На камерном портрете копийного характера 3-й четв. XIX в. (ВГИАХМЗ) Н. написан почти прямолично, голова в белом клобуке с крестом обращена влево. Особенность образа - крупные правильные черты лица владыки, сравнительно короткие волосы до плеч и борода с сединой; руки Н. лежат на подлокотниках кресла, левой он придерживает книгу, на запястье - четки. Портрет появился не ранее 1851 г., когда митрополит был награжден орденом ап. Андрея Первозванного. Указанная Д. А. Ровинским «лубочная листовая картинка» (цензурное разрешение - 1852; см.: Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 1352. 2), напечатанная в мастерской Е. Я. Яковлева, запечатлела Н. возле стола с книгами и чернильницей с пером; изображение заключено в рамку с архиерейскими атрибутами (один из экземпляров - ГМИИ). Не ранее 1850 г. (в 1853?) была создана картина акад. С. К. Зарянко «Служение митрополита Никанора в церкви Училища правоведения», происходящая из древлехранилища Александро-Невской лавры (ГРМ; см.: Живопись: 1-я пол. XIX в.: Кат./ГРМ. СПб., 2002. Т. 2: А-И. С. 194-195. Кат. 592). Н. показан в центре композиции в интерьере храма вмц. Екатерины, в окружении духовенства, преподавателей и воспитанников училища. Митрополит в богослужебном облачении (саккос, омофор и митра), в руках трикирий и дикирий, на груди панагия и ордена ап. Андрея Первозванного, равноап. кн. Владимира, греч. орден Спасителя. С нек-рой долей вероятности Н.- неизвестный епископ в архиерейской мантии и клобуке, с жезлом в руке на небольшом портрете на дереве 2-й трети XIX в., возможно написанном в Оптиной пуст. (собрание Ф. Р. Комарова). Литография с портретом Н. наряду с изображениями других выдающихся архипастырей и подвижников находилась на зап. стене в приемной комнате прп. Макария (Иванова) в скиту Оптиной пуст. ([ Агапит (Миловидов), архим.] Жизнеописание оптинского старца иеросхим.

http://pravenc.ru/text/2565314.html

В некоторых случаях подлинники дают разъяснения иконографических подробностей, не особенно ясных без их пособия. У нас под руками были следующие списки подлинников: из библиотеки рукописей С.-Петербургской Духовной Академии 1523, XVI в. 194 , 1524, XVII в., А IV / 4 XVII в., 116 (из книг юрьевского архимандрита Фотия) 195 , императорской публичной библиотеки О. XIII, 11, XVII в., О. XIII, 8, XVIII в., О. XIII, 9, XVIII в., О. XIII, 10, XVIII в.; там же из собрания И.П. Сахарова О. XIII, 1, XVIII в., О. XIII, 2, XVII в., О. XIII, 3, XVIII в., О. XIII, 4, XVIII в., О. XIII, 5, 1675 г., О. XIII, 6, 1694 г., Q. XIII, 9; из собрания М.П. Погодина 321, XVII в., 1927, XVIII в., 1928, 1929 и 1930, XVII в., 1931, XVIII в.; из собрания епископа Порфирия F. XIII, 19; императорского общества любителей древней письменности CVII, XVIII в., LXXXIX, LXXXVII, CXXXV, CXLII; иконописный подлинник сводной редакции XVIII в., изданной под редакцией Ю.Д. Филимонова, и некоторые другие 196 . Присоединим еще лицевые подлинники – строгановский XVII в. 197 календарный и потому доставляющий лишь немногие данные для иконографии Евангелия и сийский (из Антониева Сийского монастыря 198 ), принадлежащий музею Общества любителей древней письменности 1407 – LXXXVIII), чрезвычайно важный во многих отношениях, но неизданный и необследованный: это обширный сборник, бывший в употреблении иконописцев во второй половине XVII в., как это видно из находящихся здесь изображений государя Алексея Михайловича, Патр. Никона, амстердамской гравюры четырех времен года и рисунков Симона Ушакова. В этом подлиннике мы имеем свод иконописных образцов – правда, неполный, однако достаточный для того, чтобы видеть, какие произведения иконописи особенно высоко ценились специалистами во второй половине XVII в., – свод, представленный в хороших переводах. Почти на каждом листе обозначено шрифтом XVII в. имя художника, с рисунка которого взят перевод, или имя владельца перевода до поступления последнего в состав сборника. Во главе образцовых иконописцев стоит ев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010