С зап. стороны к Введенской ц. примыкает невысокая колокольня. На ее 1-м ярусе некогда располагался большой арочный проем - главный парадный вход в обитель. Четверик колокольни состоит из 2 ярусов. Углы четверика выделены широкими лопатками. С юж. стороны 2-го яруса устроено спаренное окно с 2 щелевидными проемами. Окно обрамлено наличниками с 3 полуколонками и перекрыто 2 кокошниками килевидной формы. Восьмигранный шатер колокольни завершается луковичной главкой на тонком 8-гранном барабане. Главной достопримечательностью звонницы служил древний колокол, отлитый в 1674 г. Надпись, помещенная на колоколе, гласила: «Лета 7182 (1674 г.- В. Ч.) вылит сей колокол при державе государя и великого князя Алексея Михайловича всея великия и малыя и белыя России самодержца, лил сей колокол мастер Федор Моторин». В 40-х гг. XIX в. на колокольне было 8 колоколов общим весом 200 пудов. В кон. XIX в. в соборной Воскресенской ц. имелось 3 престола. Над главным престолом была устроена сень. Жертвенники помещались в нишах алтарных стен. Над ними располагалось сооружение, напоминающее сень. В 1835 г. в Воскресенской ц. устроили новый иконостас и царские врата. По описанию тех лет, иконы в иконостасах почти все древние ( Добронравов. 1897. С. 150). По правую сторону царских врат находилась древняя икона Воскресения Христова в новой серебряной вызолоченной ризе; по левую сторону - Иверская икона Божией Матери с серебряным венцом, имеющая ризу из золотого глазета, низанную жемчугом, бирюзой и драгоценными камнями. Икона была установлена в 1815 г. Далее в нижнем ярусе иконостаса помещались Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» (кон. XVI в.) и образ Введения во храм Пресв. Богородицы в ризах позднейшего времени. На рубеже XIX и XX вв. в ризнице Воскресенской ц. хранились: напрестольное Евангелие в серебряном окладе с надписью: «Лета 7154(1646) приложил сие Евангелие на престол в церковь Воскресения Господа нашего Иисуса Христа в Муроме в девич монастырь гостиной сотни торговый человек Гаврило Семенов сын Черкасов по своих родителях и по своей душе в вечный помин»; сребропозлащенные сосуды; на потире внизу имелась надпись: «Лета 7158(1650) приложены сии сосуды в церковь Воскресению Христову гостиной сотни Матвей Черкасов с братьями по своих родителях»; 2 серебряных кадила (надпись на 1-м: «Лета 7156(1648) сие кадило приложил гостиной сотни Гаврило Семенов сын Черкасов в дом Воскресения Христова и св. Пречистыя Богородицы Честнаго и Славнаго Ея Введения и Николаю Чудотворцу и Архангелам Михаилу и Гавриилу»; на 2-м вычеканено: «Мур. Воскресенскаго дев. монастыря»); серебряные сосуды с надписью: «1730 г. сии сосуды Георгиевского монастыря монахини-схимницы Александры Климонтовны»; 2 напрестольных серебряных креста, в одном частицы мощей; воздухи, шитые монахинями обители (Там же. С. 149-150).

http://pravenc.ru/text/2564380.html

Николая Чудотворца, подаренные царем Иоанном IV Васильевичем ( Яблоков. 1909. С. 7; см. также: Пинегин. 1890. С. 363 (с указанием, что икона Божией Матери была в изводе Тихвинской и все 3 иконы большого размера); Спутник по Казани. 1895. С. 115). В писцовых книгах 1565-1567 гг. в соборе иконы с такими изображениями не упоминаются; возможно, позднее были перенесены к главному престолу иконы из приделов во имя св. князей Бориса и Глеба или святых кн. Петра и кнг. Февронии Муромских. Иконы Св. Троицы, свт. Николая Мирликийского и Софии Премудрости Божией из правой части местного ряда соборного иконостаса являлись даром свт. Германа ( Яблоков. 1909. С. 7), что подтверждается сведениями писцовых книг ( Невоструев. 1877. С. 25). До нач. XX в. в казанском Благовещенском соборе сохранялась азбука, написанная свт. Гурием ( Шпилевский. 1873. С. 13; Указатель г. Казани. 1890. С. 12; Харлампович. 1909. С. 6). Согласно преданию, даром царицы Анастасии Романовны была шитая риза на иконе Божией Матери «Скорбящая» в Троицкой ц. свияжского Троицкого мон-ря - жемчужный убрус (очелье) у образа Богоматери и 2 венчика на фигурах ангелов ( Покровский. 1905. С. 20; Яблоков. 1907. С. 41). На иконе также были серебряный оклад и позолоченный венец, украшенные 16 камнями. Даром царицы Анастасии считали иконостас Успенского Зилантова монастыря ( Шпилевский. 1873. С. 14; Пинегин. 1890. С. 341). По преданию, местная икона Божией Матери «Смоленская» в иконостасе монастырского собора сопровождала царя в походе на Казань ( Пинегин. 1890. С. 341; Указатель г. Казани. 1890. С. 5; Рощектаев. 2004. С. 83). Даром царя Иоанна IV Васильевича почиталась храмовая икона Рождества Пресв. Богородицы в свияжском городском соборе (Спутник по Казани. 1895. С. 671). В ризнице казанского Спасо-Преображенского монастыря еще в XIX в. сохранялось неск. предметов эпохи царя Иоанна IV: серебряный гладкий ковш, украшенный заздравной надписью ( Заринский. Церковные древности. 1877. С. 5; Лебедев. 1895. С. 55; см. также: Пинегин.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

В Троицком жен. мон-ре находится рака с мощами благоверных кн. Петра и кнг. Февронии. В обители также находится чудотворный Виленский крест-мощевик, преподнесенный в дар мон-рю в 1658 г. арзамасским сыном боярским В. Микулиным. В Благовещенском муж. мон-ре почивают в раке мощи благоверных князей Константина и его чад Михаила и Феодора. Там же хранятся местнопочитаемые иконы Божией Матери «Иверская», «Знамение», «Козельщанская». В Преображенском муж. мон-ре почитаются список иконы Божией Матери «Скоропослушница» (привезена в дар от Русского Пантелеимонова мон-ря со Св. Горы Афон в 1878), частица мощей прп. Илии Муромца, Киево-Печерского чудотворца. В Михаило-Архангельском храме архиерейского подворья с. Лазарева находятся в раке мощи прав. Иулиании Лазаревской. В кафедральном храме в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня в г. Вязники находится чудотворная икона Божией Матери «Казанская-Вязниковская» (согласно преданию, написана иноком Николо-Шартомского муж. мон-ря Иоакимом в 1623). Крестный ход в Муроме в день памяти блгв. князей Константина, Михаила и Феодора Муромских. Фотография. 3 июня 2015 г. Крестный ход в Муроме в день памяти блгв. князей Константина, Михаила и Феодора Муромских. Фотография. 3 июня 2015 г. До начала гонений на Церковь в XX в. на территории М. и В. е. существовали традиции проведения крестных ходов. В Муроме общегородским был крестный ход с Иверской иконой Божией Матери, установленный в память принесения одноименного чудотворного образа, находившегося в Москве у Спасских ворот, в муромский Благовещенский муж. мон-рь в 1812 г. После победы России в войне с Наполеоном святыня была возвращена в Москву; почитаемый в Муроме список находился в Благовещенском мон-ре. Ежегодно в Муроме в день памяти благоверных князей Константина, Михаила и Феодора после Божественной литургии совершался городской крестный ход к часовне во имя св. кн. Михаила, воздвигнутой на месте его убиения. В Вязниках проводился крестный ход с чудотворной Казанской-Вязниковской иконой Божией Матери в память об избавлении города от эпидемии холеры в 1891 г.

http://pravenc.ru/text/2564374.html

В начале XVIII ст., кроме Успенской церкви, в селе существовала, как видно из сохранившейся храмозданной грамоты 1767 г., другая деревянная церковь с престолом в честь св. и чудотв. Николая; время первоначального ее построения неизвестно. В 1727 г. 7 февраля по прошению Успенской церкви попа Федора с прихожанами дан был из св. Синода указ о строении в селе новой деревянной церкви в честь Успения Божией Матери, вместо бывшей обветшавшей; церковь эта была построена и освящена в следующем 1728 г. Обе деревянные церкви, Успенская и Николаевская, стояли в селе до 1767 г., а в этом году Николаевская церковь за ветхостью была упразднена и на ее месте, по благословению преосв. Павла, епископа Владимирского и Муромского, усердием прихожан положено было основание каменной церкви в честь Успения Божией Матери с теплым приделом во имя св. и чудотв. Николая. Теплый придел окончен строением и освящен в 1772 г., а холодный Успенский престол освящен в 1777 г. В 1792 г., по благословению преосв. Виктора, епископа Суздальского и Владимирского, прихожане в теплой церкви построили другой придел с престолом в честь св. прор. Илии. Колокольня при церкви и ограда - каменные. Из священных предметов, имеющихся в холодной церкви, особого внимания заслуживают св. иконы Господа Вседержителя, украшенная серебряною ризою с позолоченным венцом, и икона Успения Божией Матери, в серебряной ризе с одиннадцатью сребропозлащенными венцами, гроб Божией Матери и покров оного унизаны китайским крупным жемчугом. Церкви принадлежат здания: каменная ризница, устроенная в 1879 г. на юго-западной стороне церкви, каменная сторожка близ церкви, каменная богадельня за церковною оградою, построенная усердием дворянина Петра Гавриловича Пахомова в 1854 г., каменная часовня среди села, издавна построенная прихожанами в честь иконы Божией Матери «Неопалимой Купины» и деревянная часовня близ кладбища, издавна построенная прихожанами в честь св. прор. Илии. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1803 г., исповедные росписи с 1829 г.; опись церковного имущества составлена в 1875 г. и хранится в церкви.

http://sobory.ru/article/?object=03512

свт. Николая Чудотворца (Николы Набережного) (1700-1717). Не исключено также, что ему было доверено написание не только храмового образа, но и икон для иконостаса церкви (не сохр.). Это были иконы: «Воскресение - Сошествие во ад», Божией Матери «Живоносный Источник», вмч. Феодора Стратилата, святых Зосимы и Савватия, святых Космы и Дамиана (Опись древних церквей г. Мурома//Науч. арх. МИХМ. 29. Л. 37/42; Сухова. Икона Никола Явленский. 2017). В наст. время нет данных о том, что муромцы-иконники 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. занимались и церковными росписями. В этом отношении интересны сведения, связанные с др. иконописным центром М. и В. е.- Вязниками (Вязниковская слобода), согласно к-рым известно о вызове в Москву к «стенному письму в Архангельском соборе» в 1660 г. вязниковцев попа-иконописца по прозвищу Волк ( Кочетков. Словарь иконописцев. С. 128) и иконописца 3-й статьи Андрея Артемьева (упом. в 1660-1692) (Там же. С. 64). Эта информация позволяет предполагать, что вязниковские и муромские мастера работали по украшению стен и в местных храмах. Об Артемьеве известно также, что 8 янв. 1680 г. он получил из Патриаршего казенного приказа за 74 иконы (ризы прописаны золотом) Владимирской Божией Матери по 10 алтын за икону; с 14 янв. по июль 1681 г. написал для патриарха 30 таких же икон, а в янв. 1684 г.- 12 икон; в янв. 1686 г. написал тех же икон 26 в Патриаршую домовую казну, а в марте 1688 г.- еще 10 икон. В марте 1692 г. он же доставил для патриарха 5 икон Спаса, сидящего на престоле, 3 иконы Спаса поясного и 48 икон Владимирской Божией Матери (Там же). Иконописец Ларион Артемьев из Вязниковской слободы (упом. в 1683-1691) значится как поставщик Богородичных образов в Патриаршую домовую казну: 21 янв. 1683 г. он поставил 51 икону Владимирской Божией Матери, а в февр. 1685 г.- 53 иконы той же иконографии. В февр. 1687 г. он доставил туда же 51 икону Владимирской Божией Матери и 2 иконы «Знамение», в марте 1689 г.- еще 38, в янв. 1690 г.- 70 икон Владимирской Божией Матери и «Знамение», в янв.

http://pravenc.ru/text/2564374.html

С 1764 года по указу императрицы Екатерины Второй Серапионова пустынь упраздняется как монастырь, Троицкая церковь становится приходской для ближайших деревень: Круглицы (в 5 верстах), Порзамка (3), Кобяково (6), для застроек выделено было 6 десятин земли и под пашню с сенокосом 26 десятин в Казачьем рукаве и по истокам Юг и Порзамском. Серапионова пустынь, ставшая погостом как место приходской Троицкой церкви, сохранила свое название. В 1829 году вместо деревянной церкви построили каменный храм без колокольни. Здание церкви построено в виде четырехугольного креста. Холодная часть храма от западной стены до иконостаса имеет вид квадратной палаты без столпов, завершаясь полукруглым сводом с фонарем. Длина храма внутри 13 аршин, ширина 12 аршин. Внутренняя площадь алтаря 9 на 8 аршин. Освещается церковь десятью окнами в два света. С обеих сторон по пять окон: три – сверху, два - снизу. В самом куполе - фонарь. Алтарь имеет три окна. Пол в церкви и амвон - каменные. В алтаре престол и жертвенник – деревянные. Иконостас пятиярусный, резной, по малиновому фону украшен золочеными арабесками. Иконы иконостаса – «письма новейшего времени». Из древних святых икон, имеющихся в церкви, обращают на себя внимание: Резная на доске икона Корсунской Божией Матери;  высеченный на камне Животворящий Крест; резное изображение главы Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца Можайского. В 1847 году была построена отдельная деревянная колокольня, на которой звонили в пять колоколов. Большой, с вылитым изображением Святой Троицы, с надписью: «… Божиею милостию лит сей колокол в городе Костроме на заводе купчихи Ираиды Дмитриевны вдовы Поляковой, весу 84 пуда 2 фунта в упраздненную пустынь Корсунской Божией Матери». На другом колоколе: «1779 года ноября 30 выменен сей колокол Серапионовой пустыни церкви Живоначальной Троицы, весу 25 пудов 25 фунтов». В церкви прибавился еще один придел с престолом во имя Корсунской иконы Божией Матери. Образ Корсунской Божией Матери, находящийся в пустыни, считался чудотворным и почитался во всей округе. Икона была необычной, вырезанной на доске, лик Богородицы и Предвечного Младенца Христа расписаны красками в древнем иконописном стиле, одета в золоченую серебряную ризу, украшенную жемчугом. С этой иконой устраивались крестные ходы по окрестным селениям, особенно после весны. По старому стилю 21 мая крестный ход совершался в деревню Круглицы, 28 июня в село Станки, 28 июля в Деревеньки, 31 июля в Погарицы, 1 и 18 августа снова в Круглицы.

http://sobory.ru/article/?object=07584

В 1800 году преосвященный митрополит Симон заявил, что Священный Синод велел разобрать Успенский собор в связи с разрушением кровли церкви и появлении на стенах трещин. Причина этого заключалась в следующем. Высокий собор находился на открытом месте, на холме, и во время сильных ветров у храма часто срывало главы и кровлю крыши. В сводах и стенах появлялись трещины, в верхних окнах вставленная слюда ветрами выбивалась. Архиеписком Симон объявил Рязанской думе указ Синода и попросил граждан обсудить этот вопрос и сообщить ему своё мнение – как поступить с собором: разобрать или починить. Рязанские купцы Г. В. Рюмин и П. А. Мальшин предложили не ломать собор, а попытаться его отремонтировать. Для этого они  пригласили из Москвы архитектора и каменных дел мастера. Мастера взялись исправить собор. Одну часть денег для работ выделила епархия, а другую пожертвовали именитые рязанские купцы. Они нашли каменотесов, строителей, живописца, и скоро закипела работа. К 1804 году Успенский кафедральный собор был полностью отремонтирован, а 15 августа того года вновь освящен. К этому времени граждане Рязани собрали 69100 рублей на церковные нужды храма. Главной рязанской святыней считалась чудотворная Феодотьевская икона Божией Матери, — явившаяся в 1487 году в поле у села Феодотьево, недалеко от города Спасска. В честь этой иконы 2 июля ежегодно совершались торжественные богослужения. В храме имелась другая, более древняя  чудотворная икона Божией Матери  Муромская. Этой иконой благословил на княжение св.блгв.кн. Константина Муромского его отец Святослав, великий князь Киевский, внук св.равноап.вел.кн. Владимира. При князе Константине христианство широко распространилось по Муромской и Рязанской земле. Перед этой иконой молился свт. Василий, епископ Рязанский, когда в 1288 году он плыл из Старой Рязани в Переяславль-Рязанский. В старинных описях эта икона именуется «моление свт. Василия». Также в соборе хранился очень почитаемый древний образ св. Иоанна Крестителя. Успенский собор неоднократно посещали царские особы России. Так в соборе побывали:  Государь Император Александр I (30 мая 1819 г., 20 июля 1820 г., 24 августа 1824 г.),  Государь Император Николай I (19 сентября 1832 г. и 12 сентября 1836 г.),  Государь Император Александр II, будучи Цесаревичем (16 августа 1837 г.),  Государь Император Николай II (8 мая 1904 г. и 8 декабря 1914 г.).

http://sobory.ru/article/?object=00868

На протяжении трех столетий храм почти не изменил свой внешний облик. Даже во времена государыни Екатерины, увлекавшейся западными эталонами красоты, русская архитектура Знаменской церкви осталась нетронутой. Прежним осталось и предназначение храма - служить людям воинским, " государевым " . Здесь, на этом месте, и сейчас находится знаменитая Петровка, 38 - Главное управление Министерства внутренних дел России по городу Москве (ГУ МВД России по г.Москве). И сегодня местность эта, пересеченная Колобовскими переулками, названными в честь стрелецкого полковника Никифора Колобова, богата учреждениями правоохранительных органов. Как и три века назад, здесь служит много " государевых " (читай: государственных) людей. Современная история гарнизонного храма В 1991 г. была предпринята попытка передать Знаменскую церковь Русской Православной Церкви. Однако этот процесс затянулся на три долгих года. 4 декабря 1994 г., в день Введения во храм Пресвятой Богородицы, клирику храма Вознесения Господня у Никитских ворот ( " Большое Вознесение " ) священнику Александру Трепыхалину был вручен Указ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на настоятельство " вновь открываемого храма Знамения иконы Божией Матери за Петровскими воротами г. Москвы с поручением ему попечения о скорейшем возвращении Церкви ранее принадлежавшего ей храма и возобновления в нем богослужений " . Открылась новая страница в истории Знаменской церкви, началось ее " восстание из небытия " . В приделе Всех Святых начались регулярные богослужения. 10 декабря 1997 г. в день Знамения Пресвятой Богородицы в храме возобновились регулярные богослужения, состоялась первая после закрытия храма Божественная литургия. К освящению придела Всех святых была отреставрирована икона Божией Матери " Знамение " , подарена огромная икона Всех Святых и написана икона святых благоверных князей Петра и Февронии, Муромских чудотворцев. Позднее появились и другие святыни. Храм ожил, стал наполняться молящимися. И, несмотря на то, что Знаменская церковь была передана Русской Православной Церкви одной из последних, что центр столицы стал почти нежилым и на незначительном расстоянии друг от друга расположено пять уже действующих храмов и три монастыря, появились свои прихожане, и сформировалась дружная церковная община. Нечаянной радостью для нее явилось посещение храма Святейшим Патриархом Алексием в Великую Субботу 2001 года! Это историческое событие - первое после долгих лет забвения - вошло в современную летопись храма. Знаменский храм за Петровскими воротами оказался единственным храмом в Москве, сохранившим свое историческое предназначение: служить «государевым людям» - современным потомкам московских стрельцов, воинам правопорядка.

http://sobory.ru/article/?object=04540

В церкви построен 3-ярусный позолоченный иконостас, украшенный резными колоннами с изображением цветов, виноградной лозы и листьев, выполненный в кон. XVIII в. Среди икон - «Благовещение Пресв. Богородицы» (XVI в.), икона Живоначальной Троицы (XVII в.), «Господь Вседержитель» (1799; иконописец С. П. Казанцев), Боголюбский образ Божией Матери (XVIII в.; иконописец архим. Алимпий) и др. Уникальны царские врата (кон. XVI в.). В основном объеме храма находятся образ свт. Николая Чудотворца (XVI в.), икона св. Иоанна Воина (XVII в.), образы Божией Матери «Знамение» (XVII в.), «Страшный Суд» (XVII в.). Многие иконы М. Б. м. написаны в XVII-XVIII вв. местными иконописцами, жившими при обители. К 2017 г. в М. Б. м. особо почитается Козельщанская икона Божией Матери. Некрополь При Благовещенской ц. с давних времен существовал некрополь. По традиции первоначально он находился в подклете храма. Одним из первых там был погребен блгв. кн. Михаил, затем - кн. Константин с кнг. Ириной и их сын Феодор. Здесь же хоронили первых муромских христиан. Впосл. кладбище находилось у стен собора. В XVI в., после учреждения М. Б. м., на кладбище стали хоронить братию. Особым почитанием у верующих пользуется каменная гробница схим. Иулиана (Кочукова; 1638; пам. 26 марта), обнаруженная в 1834 г. в подклете. В 1725 г. ему были составлены тропарь и кондак. В дек. 1997 г. в ходе ремонтных работ в подклете Благовещенской ц. под приделом Всех Русских святых (первоначально свт. Иоанна Златоуста) обнаружили белокаменное надгробие Евфросинии Матвеевой ( 1 сент. 1571). В подклете храма находится белокаменная плита XVII в. с надписью: «Лета 7153 (1645 г.- В. Ч.) февраля 6 дня преставился раб Божий инок схимник Феодосий Никитин сын Балыклотов (Балымотов.- В. Ч.)». Он был представителем древнего муромского купеческого рода ( Чернышев. 2004. С. 23-27). Сохранившиеся надгробия относятся в основном к XIX - нач. ХХ в. 1919-1942 гг. В 1919 г. М. Б. м. был закрыт, монахи, насильственно выселенные из келий, стали жить в городе на частных квартирах.

http://pravenc.ru/text/2564378.html

Описание иконы Одигитрия Выдропусская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Прославление иконы Божией Матери Одигитрии Выдропусской совершилось в XV веке. Эта икона находилась тогда в селе Выдропусске Новгородской губернии, в местном храме во имя св. великомученика Георгия. Среди местных жителей существовало благочестивое предание, что эта икона уже явила однажды чудесное знамение: когда прежний храм, тоже во имя великомученика Георгия, сгорел до основания и стали расчищать после пожара это место, то нашли икону Богоматери, лежащую в пепле под обломками ликом к земле, целой и почти неповрежденной от огня; только задняя сторона доски немного почернела. После покорения Новгорода Иоанном III, когда войска его возвращались обратно, один из воинов, боярский сын родом из г. Мурома, проходя со своим отрядом мимо села Выдропуска, зашел между прочим в церковь св. Георгия и на правах победителя взял отсюда стоявшую у царских врат икону Богоматери. Он принес ее в свою муромскую вотчину и поставил в храме св. Николая Чудотворца, где она и оставалась некоторое время. В суб[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) Акафист Пресвятой Богородице В Честь Ее Иконы «Одигитрия (Выдропусская)» Источник: Православный сайт " Акафистник " АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ЕЕ ИКОНЫ «ОДИГИТРИЯ (ВЫДРОПУССКАЯ)» Не утвержден для общецерковного использования. Празднование 10 августа (н.ст.) Кондак 1 Избранная от родов древних Пресвятая Богородице Одигитрие, Заступнице всех к Тебе [...] Описание: Богоматерь Одигитрия. XIX век. Дерево, металл, темпера, чеканка. 38,6 х 31,9 см. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник. По иконографии и " портретному сходству " близка Выдропрусской иконе Божией Матери (ц. Смоленской иконы Божией Матери в с. Выдропужск Тверской обл.). Файл 32177.jpg:   Размер: 625x771, 0.48 MPix, 209 Kb. Дата: 2018-07-05, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (118) , (1) .

http://pravicon.com/icon-225

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010