Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВЫДРОПУССКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Выдропужская икона Божией Матери Выдропужская икона Божией Матери «Одигитрия» . Память 28 июля . Выдропужская икона - чудотворный список Смоленской иконы Божией Матери « Одигитрии » из храма во имя великомученика Георгия Победоносца в селе Выдропужск (или – Выдропусск), входящем ныне в Спировский район Тверской области. Слава об этой иконе идёт со времён когда село входило в новгородские земли. Известно, что почитание её началось после того как икона чудесно уцелела после пожара полностью уничтожившего храм. Икона была тогда найдена под слоем пепла и золы, лежащей ликом вниз, там, где был алтарь храма. Лишь незначительная часть тыльной части хранила следы соприкосновения с огнём. К XV веку икона стояла у царских врат храма. В 1471 году, когда великий князь Иоанн III совершил завоевательный поход на Новгород , один муромец в его войске, боярский сын, вместе со своим отрядом участвовал в разграблении новгородчины. Разграбили они и село Выдропужск, где в качестве одного из трофеев муромец захватил чудотворную икону Божией Матери . Возвратившись в родной удел близ Мурома, он поместил икону в своём храме святого Николая, и в шутку называл её Полонянкою, т.е. Пленницей. Раз, во время совершения молебна перед захваченной иконой читалось Евангелие о пребывании Девы Марии в доме святой Елисаветы , матери Иоанна Крестителя . На последних словах о том, что пробыв три месяца Мария возвратилась в дом свой, раздался грохот, с храма сорвало крышу, вихрем подняло икону в воздух и унесло прочь. Примерно в тоже самое время около Выдропужска появился быстро приближающийся к церкви святого Георгия вихрь. Свидетелем это явления стал местный крестьянин Флор, а пономарь храма, переживавшего после московского набега трудности и запустение, Феодор обнаружил похищенную икону Одигитрии лежащей в алтаре на святом Престоле. Муромский же дворянин, узнав об этом чудесном возвращении, глубоко раскаялся в своём грехе, совершил пешее паломничество в Выждропужск, где с горькими слезами покаяния оплакивал свой дерзкий разбой и похищение святыни.

http://drevo-info.ru/articles/5990.html

Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная». 1691 г. (ГРМ) Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная». 1691 г. (ГРМ) В 1691 г. А. И. создал 2-стороннюю выносную икону «Богоматерь Камень горы нерукосечный. Евхаристия» для Казанской ц. Мурома, упраздненной в 1811 г. Икона находилась в собрании Н. П. Лихачёва, откуда в 1913 г. поступила в ГРМ. Как и икона «Царь царем», это сложное символическое произведение. На лицевой стороне иконы изображена Богоматерь с Младенцем Христом, сидящая на роскошном троне. В руках Она держит гору и лестницу, которые, согласно христ. толкованию ветхозаветных текстов, являются прообразами Богоматери и воплощения Бога Слова. На оборотной стороне фигура Христа-Младенца в чаше. Эта композиция, символизирующая евхаристическую Жертву, в надписи названа «Образ Таинство Божия». На нижнем поле иконы находится пространная надпись: «Писанъ сей обра(з) вдомъ Прес(вя)тыя Б(д)цы Казанъския влето 7199 го(ду) м(с)ца июля исия Б(о)жия ц(е)рковь свещена того же меся(ца) июля в 7 де(нь). Писалъ сей обра(з) муроме(ц) изуграфъ Алекса(н)дръ Ивано(в) с(ы)нъ Казанцавъ». Икона Божией Матери «Звезда Пресветлая». 1690 г. (МИХМ) Икона Божией Матери «Звезда Пресветлая». 1690 г. (МИХМ) Для муромского Благовещенского монастыря была написана огромных размеров (2×2,5 м, на 3 досках) икона «Святые князья Константин, Михаил, Феодор, с житием» (1714, МИХМ) - единственный житийный образ этих святых. Внизу иконы имеется надпись, указывающая, что икона написана А. И. с сыном Петром: «Лета 7223 году от Рож(д)ества же Ии(су)съ Хр(и)ста 1714 год писал сий образ чудотворцев муромец изуграф Александръ Иванов с(ы)нъ Казанцевъ с сыном своимъ Петромъ». В центре изображены святые Константин, Михаил и Феодор, предстоящие Св. Троице, а в 87 клеймах представлена «история града Мурома». Каждая сцена индивидуальна, информативно насыщена. Здесь и ангел-хранитель града Мурома, припадающий к Господу, и чудеса от Муромской иконы Богоматери, и царь Иоанн Грозный у мощей святых. По сравнению с др. произведениями мастера этот памятник выглядит более традиционным. Иконописец сознательно обратился к древнерус. образцам, стараясь передать легендарный «первообраз» святых и их историю. Он стремился не только сделать список чудотворного образа, но, имея набор образцов, обеспечивающих необходимую свободу выбора, создать произведение, соответствующее, по его представлению, древнему. Немаловажно, что единственная известная работа А. И., посвященная местной церковной истории, создана для Благовещенского мон-ря и в мастерской этой обители, к-рая являлась центром почитания крестителей Мурома, здесь находились все связанные с ними святыни. В мон-ре иконописец мог также пользоваться рукописями Жития святых Константина, Михаила и Феодора, слышать бытовавшие в мон-ре и городе устные предания о них.

http://pravenc.ru/text/1319860.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Одигитрия Смоленская Выдропусская " Описания иконы Описание иконы Одигитрия Выдропусская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Икона Божией Матери Одигитрии Выдропусской в XV веке находилась в храме великомученика Георгия в селе Выдропусске Новгородской губернии. Во время случившегося в храме пожара эта святая икона осталась неповрежденной. После взятия Новгорода великим князем Московским Иваном III войско его возвращалось в Москву. Один из ратников, муромский уроженец, войдя в храм, взял из него икону Божией Матери, унес ее в свою вотчину и поставил в храме святителя Николая. Когда перед похищенной святой иконой служили первый молебен, то после чтения слов Евангелия «... и возвратися в дом Свой» (Лк. 1, 56) внезапно налетел вихрь, свод храма открылся, икона Богоматери поднялась на воздух и чудесно перенеслась в церковь села Выдропусска. Виновник похищения святой иконы раскаялся и пришел пешком в Выдропусск, умоляя Божию Матерь простить его. В XVI веке эта святая икона была взята в Москву, с нее сделан точный список для церкви села Выдропусска, а подлинная икона поставлена в храме Преображения города Торжка[...] Икона Одигитрия Выдропусская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Икона Пресвятой Богородицы «ОДИГИТРИЯ» называется Выдропусской по месту своего прославления – села Выдропусск Новгородской губернии (ныне Тверская область). Эта икона стояла у царских врат храма во имя великомученика Георгия Победоносца. Когда великий князь Иоанн III возвращался в Москву после покорения Новгорода, то один из его воинов, боярский сын, проходя мимо села Выдропусска, вошёл в церковь и, взяв с собою икону «Одигитрия», принес её в свою Муромскую вотчину. Там он поставил её в храме во имя святителя Николая. В субботу недели святых Жен-Мироносиц после утрени воин попросил иерея отслужить молебен перед этой иконой, сказав: «Отпой молебен полонянке» (то есть пленнице). И вот, когда во время молебна священник прочёл слова Евангелия: «Пребысть же Мариам с нею яко три месяца и возвратися в дом свой», а и певцы пропели: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе», вдруг в храме сделалось колебание, налетел вихрь, послышался сильный гром, сотрясся весь храм, кровля церкви раскрылась, и ик[...]

http://pravicon.com/icon-225

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Суздальские свв. Описания иконы Суздальские свв. - житие группа святых Русской православной церкви, чья жизнь была связана с территорией нынешней Владимиро-Суздальскиой епархией, а также название праздника в их честь. Совершается 23 июня по старому стилю, что приходится на 6 июля по новому стилю. Праздник установлен в 1982 году по благословению Патриарха Пимена в день празднования Владимирской иконы Божией Матери. Святители Митрополиты: Максим Киевский (+1305) Алексий (Бяконт) (+1378) Иона Московский (+1461) Иларион Суздальский (+1707) Архиепископы: Дионисий Суздальский (+1385) Арсений Элассонский (+1627) Епископы: Феодор Ростовский (+1023) Симон Печерский (+первая пол. XII в.) Иоанн Ростовский (+1214) Симон Печерский (+1226) Серапион Владимирский (+1275) Феодор Ростовский (+1286) Василий Рязанский (+1295) Кирилл Ростовский (+1384) Софроний Суздальский (+1654) Митрофан Воронежский (+1703). Благоверные Князья: Глеб Муромский (+1015), Константин Муромский (+1129), Михаил и Феодор Му­ром­ские (XII в.) Борис Туровский ([...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Суздаль. Ок. 2003.] Собор Суздальских святых. Инокиня Елена. Икона. Суздаль. Около 2003 года. Суздальский Покровский женский монастырь. Файл 10367.jpg:   Размер: 910x1200, 1.09 MPix, 191 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (194) , (6) . Описание: [Россия. XIX.] Собор Суздальских святых (слева направо: прп. Евфимий свтт. Феодор, Иоанн, прп. Евфросиния). Икона. Россия. Конец XIX - начало XX века. Файл 10369.jpg:   Размер: 760x1200, 0.91 MPix, 243 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (123) , (2) . Описание: [Россия. XIX.] Свтт. Феодор, Иоанн, Дионисий, Симон, прпп. Евфимий и Евфросиния Суздальские. Икона. Россия. Середина XIX в. 26 х 57. Из Рождественского собора в Суздале. Файл 10370.jpg:   Размер: 1200x556, 0.67 MPix, 172 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (121) , (1) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 10371.jpg:   Размер: 658x1066, 0.7 MPix, 119 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (105) , (0) . Описание: [Россия. 1791.] Суздальские святые (слева на право: прп. Евфимий, свтт. Иоанн и Феодор, прп. Евфросиния). Андрей Иванов Татаринов. Икона. Россия. 1791 г. 34.5 х 31.8. Частное собрание. Файл 10372.jpg:   Размер: 1097x1200, 1.32 MPix, 283 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (126) , (0) .

http://pravicon.com/icon-2970

Один из ранних опубликованных списков М. и. датируется кон. XVI - нач. XVII в. (ГТГ, происходит из собр. С. П. Рябушинского; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 257. Кат. 689). Авторы каталога относят его к московской школе иконописи. Однако есть мнение и о его новгородском происхождении (Г. В. Сидоренко). На нем изображена поясная фигура Божией Матери, обращенная вправо, Ее голова склонена, на руках полулежит Младенец. В Его левой опущенной руке - развернутый свиток с надписью: «Аз есмь свет всему миру». Десница Христа, сложенная в благословляющем жесте, изображена на фоне подбородка Богородицы, т. о. создается впечатление, что Он, играя, касается лика Матери. Вторая икона этого же собрания датирована нач. XVII в. (ГТГ; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 260. Кат. 694). Икона записана, на ней имеется пробная расчистка, судя по к-рой нельзя исключить как более раннее время создания образа (2-я пол. XVI в.), так и его не столичное, а местное происхождение (т. зр. Сидоренко). Различия с предыдущим образом незначительны: пальцы левой руки Младенца показаны на фоне шеи Божией Матери, а не Ее подбородка. На полях иконы в XIX в. дописаны 4 фигуры в рост: 3 святителя (слева вверху - свт. Гурий, архиеп. Казанский, справа вверху - свт. Григорий Богослов) и неизвестная преподобная жена (справа внизу). В фондах ГТГ находится 3-я икона (передана из ГИМ; в старых инвентарях датируется XVI в.). Очевидно, из-за плохой сохранности (красочный слой значительно потерт) в ранней датировке возникали сомнения, тем не менее не исключено, что икона действительно является произведением XVI в. (этой т. зр. придерживается Сидоренко). Отличие ее от прототипа заметнее: помимо измененного положения пальцев правой руки Христа (изображены чуть правее и словно прикасаются к самому краю подбородка Божией Матери), свиток в левой руке Младенца представлен свернутым ( Сухова. 2012. С. 114-115; Ил. 7. С. 114). Две М. и. хранятся в ГИМ. Первая происходит из собрания С. И. Щукина и в старых инвентарях датируется кон. XVI в. (прописана в XVIII в.- наблюдение хранителя коллекции Л. А. Корнюковой). Свиток в руках Христа развернут, на нем ясно читается надпись: «Азъ есмь с(вет)ъ истины на се приидом да призову». Др. икона происходит из коллекции О. С. Чирикова (ранее датировалась XVII в., однако она либо записана, либо создана в XIX в.). Свиток в руке Младенца свернут; внизу имеется надпись с наименованием иконы: «Престыя Бдцы Муромския» (Там же. С. 114-115). По сведениям Т. С. Ерёминой, М. и. XVI в. хранится в музее Троице-Сергиевой лавры ( Ерёмина Т. С. Мир русских икон: История, предания. М., 2002. С. 238-239).

http://pravenc.ru/text/Муромской иконой ...

Образы П. и Ф., первых справа предстоящих Спасителю, присутствуют и в росписи алтарной преграды придельного храма Благовещенского собора мон-ря (2001, А. Филиппов). Там же находится вариант «Собора муромских святых» в молении иконе «Благовещение» (1997, И. В. Сухов), а П. и Ф. изображены наверху справа среди 13 прямо стоящих фигур. П. показан с непокрытой головой и скинутым на плечи монашеским куколем, как он иногда изображается и на более ранних образах (см.: Сухова, Смирнов. 2008. Ил. на с. 156, 157). Роспись на тему Жития П. и Ф. (2006) находится снаружи, на зап. стене муромского Спасского мон-ря, справа от ворот; в Покровском храме обители имеется большая икона П. и Ф., где они, облаченные в богатые княжеские одежды, молятся перед образом «Покров Пресв. Богородицы» (кон. XX в.). В Муроме святыней Сретенской ц. является икона П. и Ф. с частицей их мощей (нач. XXI в.), находящаяся в приделе арх. Михаила в отдельном киоте; по иконографии напоминает изображение П. и Ф. на их покровах. В Успенской ц. образы П. и Ф. присутствуют на иконе «Собор Муромских святых» (2016, И. В. Сухов), где они находятся среди 10 фигур святых, справа вверху, друг под другом. Изображены П. и Ф. по краям группы из 9 местных святых на иконе владимирских художников (2010-2011) в иконостасе ц. ап. Андрея Первозванного. Фигуры П. и Ф. показаны слева на иконе 7 Муромских святых, молящихся перед образом Божией Матери Муромской (2006, В. Филимонов) в храме-аудитории прав. Иулиании Лазаревской (см.: Там же. Ил. на с. 129). Лит.: Титов А. А. Описание славяно-рус. рукописей из собр. А. А. Титова. М., 1902. Т. 3. С. 152. 941(1030); Подобедова О. И. «Повесть о Петре и Февронии» как лит. источник житийных икон XVII в.//ТОДРЛ. 1954. Т. 10. С. 290-304; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. С. 308-309. Кат. 249; Сизов Е. С. Русские ист. деятели в росписях Архангельского собора и памятники письменности XVI в.//ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 264-276; Масленицын С. И. Муром. М., 1971; Дмитриева Р. П. Повесть о Петре и Февронии.

http://pravenc.ru/text/2580394.html

и. ( Комашко. Икона «Богоматерь Муромская». 2003; Она же. Подписные иконы. 2003. С. 87. Ил. на с. 84). Икона написана на кипарисовой доске (31,5×26,4 см), имеет драгоценный оклад, под к-рым на нижнем поле помещена надпись: «ЗРПЕ (7185)-го Писа(л) пими(н) попрозва[нию] Симо(н) Ушако(в)». Образ написан по заказу царя Феодора Алексеевича; на полях изображены прп. Марфа и вмч. Феодор Стратилат - патрональные святые государя и его 2-й супруги Марфы Матвеевны Апраксиной. По мнению Н. И. Комашко, создание иконы связано с вниманием царя к Рязани и почитавшемуся там образу. Именно в 1677 г. Рязанский митр. Иосиф обратился с царю Феодору Алексеевичу с просьбой выделить из казны деньги на строительство Успенского собора. Эта икона выполнена практически в меру чудотворного образа, впервые описанного архим. Макарием в 1863 г.: «Икона Божией Матери Муромской. Образ этот древнего греческого письма, на полях изображения двух святых, на правой стороне свщ. мч. Василия, еп. Парийского (12 апр.), на левой прп. Мариамны»; размер иконы, согласно этому описанию,- 31,9×28,6 см ( Макарий (Миролюбов). 1863. С. 165). По версии Кочеткова, изображенные на иконе предстоящие - тезоименитые святые рязанского кн. Василия († 1483), погребенного в древнем Успенском соборе, и его супруги Анны (в монашестве Мариамна (?); † 1501). Икону Симона Ушакова и описанный митр. Макарием образ сближает принцип изображения святых на полях: в обоих случаях представлены небесные покровители супружеских пар, царской и княжеской. В это же время в Рязани находился собственный список М. и. (Там же. С. 167). Кочетков полагал, что именно эту несохранившуюся икону XVII в. видел Грабарь в 1919 г. ( Кочетков. 1994. С. 73). Важность создания икон-заместительниц становится особенно актуальной в этот период. По мнению Л. М. Евсеевой и М. М. Шведовой, «воссоздание святыни в ее материальном виде, изготовление своего рода дубликата, было, видимо, особенно популярно в поствизантийское время, а именно в XVII веке» ( Евсеева Л. М., Шведова М.

http://pravenc.ru/text/Муромской иконой ...

е. выходили в свет и продолжают публиковаться следующие периодические издания: «Владимиро-Суздальский благовест» (1991-1992), «Вести из епархии Владимиро-Суздальской» (сер. 90-х гг. XX в.), «Свет милосердия» (1999), «Православный Суздаль» (1998-2001), «Православная газета для простых людей» (с 1988), «Свет истины» (с 2001), «Монашеский листок» (изд. муромским Спасским мон-рем с 1999), «Информационный бюллетень Владимирского епархиального управления» (с 2004), ж. «Свет невечерний» (с 2001). На областном телевидении выходит в эфир программа «Православные беседы». Публикуются нравственно-просветительские брошюры, жития новопрославленных святых, переиздаются исследования владимирских краеведов XIX - нач. XX в., посвященные иноческим обителям Владимирского края, выходят в свет новые исследования по церковной истории Владимирской земли. Свящ. Сергий Минин Святыни и крестные ходы Чудотворные иконы Боголюбская икона Божией Матери. 3-я четв. XII в. (ГВСМ; Княгиня мон-ря) Боголюбская икона Божией Матери. 3-я четв. XII в. (ГВСМ; Княгиня мон-ря) Главная святыня Владимирской земли - Владимирская икона Божией Матери с 1158 до 1480 г. с перерывами пребывала в Успенском соборе Владимира, в 1480 г. она была окончательно перенесена в Москву. Древнейший чтимый список иконы «в меру и подобие» был создан, вероятно, прп. Андреем Рублёвым в кон. XIV - нач. XV в., до 1923 г. находился во владимирском Успенском соборе, в наст. время хранится в ГВСМЗ. Боголюбская икона Божией Матери (3-я четв. XII в.) - 2-я по древности и почитанию святыня В. е.- первоначально помещалась в соборе в честь Рождества Пресв. Богородицы Боголюбского мон-ря близ Владимира, в наст. время находясь на хранении в ГВСМЗ, с 1992 г. помещается в Успенском соборе Княгинина мон-ря. Др. чудотворный образ Божией Матери, находившийся в Успенском соборе,- Максимовская икона (1299), написанная после видения митр. Максиму во сне Богоматери, ныне также хранится в ГВСМЗ. В храме вмч. Пантелеимона в пос. Городищи находится мироточивая икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

http://pravenc.ru/text/154964.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Умиление (Елеуса) Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Икона Божией Матери Умиление. Середина 15 века. Москва. Иконография повторяет икону " Умление " иконостаса предела Николая Чудотворца, Благовещенского собора Московского кремля. Данная икона в древности была выносной. Икона находится в Государственом музее религии города Санкт-Петербург. Файл 12216.jpg:   Размер: 350x427, 0.15 MPix, 81 Kb. Дата: 2011-04-07, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (137) , (2) . Описание: икона ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ УМИЛЕНИЕ (с четырьмя Евангелистами в углах) происходит из семьи Мазараки Россия, середина XIX в.. Иерусалим, частное собрание. Файл 13256.jpg:   Размер: 496x640, 0.32 MPix, 136 Kb. Дата: 2011-08-24, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (326) , (26) . Описание: Умиление (Амолинтос).Средиземноморье, Критская школа.Вторая половина XV - начало XVI веков.Дерево (липа), смешанная техника.Размер - 67 х 49,9 см. Приобретена Николаем Лихачевым в Венеции. Файл 13946.jpg:   Размер: 550x759, 0.42 MPix, 227 Kb. Дата: 2011-10-12, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (199) , (5) . Описание: Умиление (Елеуса).Византия. Первая половина - середина XV века.Дерево (тополь), ковчег, темпера.Размер - 66,2 х 48 см. Из коллекции Николая Лихачева в Санкт-Петербурге. Файл 13947.jpg:   Размер: 550x756, 0.42 MPix, 141 Kb. Дата: 2011-10-12, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (127) , (3) . Описание: Икона Божией Матери УМИЛЕНИЕ XVII век. Москва Дерево, левкас, темпера. 33,3х26,5 см. Икона близка к " Умилению Ярославскому " , отличие - движение левой ручки Младенца, лежащей на плече Матери, что делает образ редким по иконографии. Файл 16774.jpg:   Размер: 815x1020, 0.83 MPix, 345 Kb. Дата: 2012-03-25, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (130) , (1) . Описание: Четырехчастная икона Всем Скорбящим Радость; Умиление; избранные святые Петр и Феврония Муромские, митрополиты Алексий, Петр и Иона; избранные святые Гурий, Самон и Авив, Вонифатий и Наталия. Первая четверть XIX в. Hebьяhck.JPG Файл 18138.jpg:   Размер: 2029x2289, 4.64 MPix, 1810 Kb. Дата: 2012-06-15, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (128) , (1) . Описание: Св.Богородица свящ.Емил Лилов.2019г./церковь " Св.Афанасий " ,г.Златоград,Болгария. Файл 33749.jpg:   Размер: 2488x3320, 8.26 MPix, 2718 Kb. Дата: 2019-05-29, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (59) , (1) .

http://pravicon.com/icon-325-photo

Выдропрусская икона Божией Матери (ц. Смоленской иконы Божией Матери в с. Выдропужск Тверской обл.) Выдропрусская икона Божией Матери (ц. Смоленской иконы Божией Матери в с. Выдропужск Тверской обл.) Похититель иконы после ее чудесного исчезновения осознал дерзость своего поступка и принял решение, сложив с себя воинский чин, совершить пешее паломничество в Выдропужск. Там он, увидев «полонянку» на прежнем месте, всенародно покаялся. В канву повести включено сообщение об иконе Божией Матери «Умиление», «мерою яко локтя единаго», к-рая также была перенесена вихрем вместе с В. и. из муромских пределов в выдропужскую ц. вмч. Георгия. На новом месте икона «Умиление» пребывала недолго, сопроводив «полонянку», она вернулась в свой храм свт. Николая. Священник тотчас сообщил об обретении на прежнем месте иконы воину, к-рый, не ведая, где она пребывала, вопрошал: «Где бы и како ем семо возратися?» Это сообщение опосредованно отражает связь с находившейся в XIX в. в Сретенской ц. (1767) г. Торжка иконы Божией Матери «Умиление», почитавшейся чудотворной, день памяти к-рой в 1-е воскресенье после праздника апостолам Петру и Павлу. Этот образ имеет прямое отношение к Выдропужску, о чем гласит надпись на полях: «Принесен из Двинской земли в Черную гору в царствование Феодора Иоанновича (1584-1598.- Ред.), а в Торжок принесен из Выдропуска» (Ист.-стат. описание г. Торжка. С. 129-130). Вероятно, эта икона была списком с Владимирской иконы Божией Матери , местночтимой в Богородицком мон-ре на Чёрной (Красной) горе Пинежского у. Архангельской губ. В 1565 г. В. и. стараниями Феодора корчемника была поновлена и богато украшена («обложил серебром и златом»). Время установления крестного хода с В. и. из Выдропужска в соборную ц. Преображения в Торжке неизвестно. В описании г. Торжка, составленном в 1860 г., сказано, что «большой крестный ход 18 числа июня (так! - Авт.) установлен с незапамятных времен» и чудотворный образ «в XVI столетии, 18 числа июня, каждый год носим был в город Торжок с крестным ходом и обратно через несколько дней был относим». В этом тексте чтимая икона названа «Выдропусской, или Муромской» (Там же. С. 103-104).

http://pravenc.ru/text/Выдропусская ...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010