В 1834 году храм был поставлен и 27 ноября было совершено освящение его придела в честь Покрова Пр. Богородицы. Иконостас для этого придела был взят из старой деревянной церкви села Бакланского. В том же году указом от 18 Октября, за 4746, сладчанским прихожанам разрешено было купить и перенести для постановки во второй придел (холодный) старый иконостас из Маслянской старой деревянной церкви. Освящение этого придела во имя Св. и Чуд. Николая состоялось уже в 1837 году. Хотя сладчанским прихожанам и было вменено в обязанность построить каменный приходский храм, но они о сем долгое время не заботились, а посему более 30 лет в Сладчанском селе продолжала числиться Мехонская кладбищенская церковь. В 1867 году 9 мая наконец совершилось заложение каменного двухпрестольного приходского храма, а 2 июля 1872 года совершено освящение придела в честь Покрова Пр. Богородицы. С освящением придела в каменном храме, надобности в существовании деревянной церкви не стало, а посему с разрешения епархиального начальства она была пожертвована прихожанами в Ирюмское село Шадр. уезда. В 1878 году 7 мая было совершено освящение главного храма. Чтимых икон в храме три: икона Св. Николая Чудотворца, икона Божией Матери " Достойно есть " , писанная и освященная на Афоне и приобретенная в молитвенную память о Государе Императоре Александре III и икона Всех Святых, писанная в Москве на память о чудесном спасении Августейшей семьи 17 октября 1888 года. Часовен в приходе 5: одна – в селе, одна – в поле, в 1 в. от села и по одной в каждой из приходских деревень. Школ всего 3: в селе – земская, в дер. Спициной – церковно-приходская и в дер. Черепановой – школа грамоты. Причт состоит из священника, диакона и псаломщика: последние двое помещаются в церковных домах. Источник: " Приходы и церкви Екатеринбургской епархии " . Екатеринбург, 1902 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=48335

В начале 20 века богослужения совершались только в Вознесенской церкви. Покровская была опечатана из-за ветхости и неустойчивого положения стен. В монастыре находилась особо чтимая икона Покрова Пресвятой Богородицы, по преданию, написана в 1702 г. Информация из книги В.В. Легостаев " Храмы Лихвинского уезда " . Добрый Лихвинский Покровский монастырь 3-го класса находится от Лихвина в 10 верстах, на берегу реки Оки, близ села Доброго, и существует с 1477 г. Царь Алексей Михайлович учредил в 1670 году в этой обители архимандрию, и она с нынешнего столетия находится под управлением ректоров Калужской духовной семинарии. Святыню его составляет чудотворная икона Покрова Пресвятой Богородицы, которую достойно чтут все жители Лихвина и окрестных селений. Она приносится в Лихвин и стоит несколько времени в соборной церкви, где граждане и служат ей молебны. В монастыре в настоящее время две церкви: соборная во имя Покрова с двумя приделами – св. Андрея Первозванного и св. мучеников Флора и Лавра, и вторая во имя Вознесения Господня. П.А. Ляметри. Исторические сведения о монастырях Калужской губернии//Памятная книжка Калужской губернии на 1861 г. Калуга, 1860. Стр. 291–292 Третьеклассный Покровский Добрый монастырь в Лихвинском уезде Покровский монастырь находится в 10 верстах от г. Лихвина, на правом берегу р. Оки, у села Доброго. Существует с 1477 года; в 1670 году царем Алексеем Михайловичем учреждено архимандритское настоятельство; в настоящее время находится под управлением ректоров Калужской семинарии. В монастыре, обнесенном каменною оградою с 3 башнями, находятся: две церкви, первая, соборная, во имя Покрова Пресвятой Богородицы с двумя приделами – во имя Андрея Первозванного и св. мучеников Флора и Лавра, вторая во имя Вознесения Господня; колокольня, настоятельские и братские кельи и конный двор. Вне ограды 20 небольших деревянных лавок для ярморочных дней. В соборной церкви есть икона Покрова Божией Матери, особенно чтимая окрестными жителями. Особенно значительное стечение народа бывает в храмовые праздники, в которые бывают и ярмарки, а именно: 1 октября, 18 августа и в день Вознесения Господня.

http://sobory.ru/article/?object=02975

21 мая во Владимире ежегодно совершается великое церковное торжество. В этот день приносится в город из Боголюбова монастыря древняя чудотворная икона Боголюбской Божией Матери. К этому времени стекаются десятки тысяч богомольцев из разных мест. Для сретения этой святыни выходит обыкновенно архиерей со всем городским духовенством из кафедрального собора и останавливается у Сергиевской церкви, что против семинарии. Здесь совершается краткое молебствие, и затем шествие направляется к кафедральному собору. По совершении на другой день в соборе торжественной Литургии, икону переносят, согласно предварительно составленному расписанию, поочередно во все городские церкви и монастыри, и это продолжается до 16 числа июня, – между тем, во время пребывания этой святыни в городе, с ней, в три воскресные дня, обходят вокруг всего города. В каждой церкви, где пребывает икона, совершается праздничное богослужение и ученики семинарии, посвященные в стихарь, говорят проповеди. Крестный ход с иконой Боголюбской Божией Матери учрежден, по ходатайству Владимирских граждан, в 1772 году в память избавления города от чумы, занесенной сюда в 1771 г. из Москвы. Боголюбов монастырь, которому принадлежит эта досточтимая святыня, основан в 1158 году великим князем Андреем Юрьевичем Боголюбским на том месте, где явилась ему ночью Божия Матерь. От Владимира он отстоит верстах в десяти. Около 15 числа июля, по окончании частных испытаний, ежегодно был публичный экзамен. К этому экзамену всегда были также приготовления в семинарии, как и описанные мной выше в Шуйском училище, т. е. заготовлялись древесные листья и разного рода цветы, и ими украшалась обширная богословская зала, только с большим, разумеется, вкусом и изяществом, – и сверх сего, по стенам, развешивались царские портреты, не знаю, откуда приносимые. В назначенный час собиралась в зал избранная городская публика, начиная с губернатора. Когда входил в нее архипастырь, встреченный у парадного крыльца семинарской корпорацией, два хора певчих – архиерейские и семинарские пели: Царю небесный. Один из учеников богословия произносил перед публикой приветственную речь. Затем производилось испытание учеников, заранее назначенных, по разным предметам. Испытание прерывалось пением концертов. После испытания раздавались архиереем лучшим ученикам награды книгами. Мне досталась на первый раз книга: «Правила пиитические А. Байбакова» 39 . Затем другим учеником богословия произносилась благодарственная речь. Торжественный акт заканчивался пением: Достойно есть. – Затем почетные посетители приглашались к ректору на чай и закуску.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Проси здравия сему болящему, на одре смертном лежащему; проси свободы тому невольнику, давно в цепях закованному; проси помощи этому несчастному, в такую беду впадшему; проси спасения оному мореплавателю, в волнах от бури утопающему... Пусть только призовет каждый из них имя Твое – и он будет услышан. Проси, Мати Моя! Просит ли у Тебя бездетная женщина даровать ей в утешение детище, просит ли девица сохранить ее девство, просит ли воин победы, земледелец – плодородия земли, купец – успеха в торговле – пусть будет по их прошению! Проси за них, Мати Моя! Желаешь ли Ты сохранить какой-либо град от мора, от врагов видимых или невидимых за то, что этот град или страна благоговейно чтят имя Твое? Да будет так! Хочешь ли, наконец, чтобы этот отчаянный грешник, который прогневал Меня, чтобы этот грешник, достойный смерти и муки вечной, просвещен был благодатью Моею, обратился к покаянию и был спасен? Проси, Мати Моя. Я не откажу Тебе; Я Бог , Я Сын Твой, Я все исполнить могу. Пусть прославляется Матерь Моя, пусть Моя Слава будет в прославление Моей Матери!» Итак, братия, всегда готов послушать Свою Матерь Господь наш Иисус Христос . Где же ты, несчастный грешник, своими грехами превзошедший всех мытарей и блудниц, и разбойников? Иди сюда, к Матери Божией! Господь ли на тебя прогневался? Или долги грехов твоих уж так велики, что ты боишься и на прощение не надеешься? Бедная душа! Есть у тебя верный ходатай! Чего бы ни попросила для тебя Пресвятая Дева, Матерь Божия, ради Ее молитвы все будет тебе, много бо, о, как много может моление Матернее ко благосердию Владыки! Одна слеза Богоблагодатной Матери может множество бед отвратить, Ее ходатайство сильно гнев Божий на милость преложить. Прибегни же под Ее защиту, проси у Нее помощи и верь, что ты не погибнешь. Как не погибло ни одно животное из находившихся в ковчеге Ноевом, так не погибнет ни один христианин, под защиту Пресвятой Девы прибегающий! Никтоже бо, притекаяй к Тебе, посрамлен от Тебе отходит, Чистая, Пресвятая Богородице!

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/iverskaj...

Внимательно и неленостно да подвизаемся, братия, чтобы заповедями Божиими и силою веры исправлять, очищать и возвышать нашу деятельность, и от видимой жизни естественной восходить к сокровенной жизни благодатной, да будет временная жизнь наша сродным началом жизни вечной, да не будет временная смерть наша преддверием смерти вечной, да будет гроб наш дверию в небо! Обратимся паки к разсматриванию иконы. Вторая часть ея не так проста, как первая. Над смертным одром и над бездыханным телом Пресвятыя Девы икона представляет Самого Христа Спасителя, держащаго на руках душу Ея, в образе младенческом, знаменующем, без сомнения, начатие новой в небесах жизни. Писания не говорят, чтобы сие телесными очами видели все бывшие свидетелями успения и погребения Божией Матери. Посему надлежит полагать, что составитель иконы представил здесь видимым принадлежащее к миру невидимому, и просто видимое соединил с духовно-созерцаемым. Изобразив тело Пресвятыя Девы, оставленное душею Ея, он как бы предупреждал вопрос: что в сие время происходило с Ея душею? И в ответ на сие, изобразил видимо и Ея душу, носимую руками Ея Божественнаго Сына. Здесь раждается новый немаловажный вопрос: какую силу имеет сие изображение? Не есть ли это простое представление воображения? – Нет. Так думать было бы не сообразно с достоинством древней святой иконы. Дерзость писать иконы по воображению живописца есть порождение своеволия новейших времен. Древние изображали на иконах то, что находили в достойных веры писаниях или в предании. И художник нашей иконы, святый Петр, без сомнения, не был расположен писать на иконах мечты воображения. Заключим не обинуясь, что его икона представляет нам не произвольный плод воображения, но созерцание, согласное с существом предмета. Надобно ли, по церковному правилу осторожности, показать согласие сего предания с Священным писанием? – Для сего можно указать на слова Христовы: «бысть же умрети нищему, и несену быти Ангелы на лоно Авраамле» ( Лyk. XVI. 22 ). То, что слова сии принадлежат к притче, не должно быть поводом к сомнению о их значении: потому что и приточныя лица изображаются чертами действительной природы. Как смерть и погребение богатаго суть черты действительной природы: так несение Ангелами умершаго нищаго, в терпении стяжавшаго душу свою, есть черта действительнаго созерцания. Итак сличайте. Если Писание свидетельствует, что души святых человеков, исходя от тела, приемлются Ангелами: то не совершенно ли согласно с сим, предание, между прочим посредством иконы, свидетельствует, что пресвятая душа Матери Господней, высшей Ангелов, исходя от тела, прията была Самим Ея Божественным Сыном? Ангел же, по другому преданию, послан был к Ней еще прежде на землю, дабы предварить Ее о приближавшемся преставлении; а потом собор Ангелов приветствовал Ее небесными песнопениями, которых отголосок слышали достойные во время Ея погребения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

15 августа 1884 года старостой и попечителем Часовенного храма стал Борисоглебский купец второй гильдии Михаил Алексеевич Гаврилов. В 1886 году он испросил у Владыки благословение на расширение и перестройку здания церкви. К работе был привлечён местный инженер-техник Леонид Васильевич Мизеровский, который стал автором проекта более обширной деревянной пристройки к каменному зданию. Выполненный в соответствии со всеми строительными требованиями того времени проект Л.В. Мизеровского, как нельзя лучше вписался в общий архитектурный ансамбль. Строительство было благополучно завершено и Часовенный храм предстал взору верующих в своём новом виде. Тёплое, просторное и светлое здание церкви встречало своих прихожан. Духовные труды и старания старосты Часовенной церкви были оценены по достоинству. За расширение здания церкви и приобретение для неё церковной утвари купец М.А. Гаврилов 24 февраля 1895 года был награждён Высочайше пожалованной золотой медалью на Станиславской ленте для ношения на шее. Строительство большого Сретенского храма было завершено в 1901 году. 12 декабря 1902 года состоялось его торжественное освящение. По решению епархиальных властей, местночтимая икона Божией Матери «Достойно Есть» была благоговейно перенесена в этот новый храм. Часовенная же церковь осталась в своём прежнем виде и была приходским храмом до самого своего закрытия в годы богоборческой власти. Рассказывая об истории Часовенной Богородичной церкви, нельзя не упомянуть и об известных нам священнослужителях этого храма. Как уже говорилось выше, до 1884 года часовня была приписана к Преображенскому Собору города, духовенство которого и отправляло здесь службы. С 1884 года, когда она получила статус Часовенной церкви, по штату здесь полагался один священник, один диакон и один псаломщик. 26 января 1884 года настоятелем Часовенного храма г. Борисоглебска был назначен протоиерей Матфей Григорьевич Николаевский, переведённый сюда по благословению Владыки Палладия II из Архангельской церкви села Чигорак. Отец Матфей удостоился иерейской хиротонии из рук самого Владыки Феофана в 1860 году (Свт. Феофан Вышенский затворник. Память 23.01. и 29.06.). Должность настоятеля Часовенной церкви священник ревностно исполнял до 1896 года, совмещая её с должностью Благочинного 1-го церковного округа. С 1875 по 1891 год отец Матфей состоял миссионером по Борисоглебскому уезду, лично им было обращено в Православие большое количество сектантов и иноверцев. Это был прекрасный проповедник, писавший Слова и Беседы собственного сочинения. В 1888 году священник стал членом уездного отделения Епархиального Училищного Совета. По всеобщему выбору городского духовенства в июле 1893 года отец Матфей был утверждён духовником Благочиния. За многолетнюю безупречную службу ревностный пастырь был удостоен большого количества как церковных, так и государственных наград и поощрений.

http://sobory.ru/article/?object=41118

Афонские подвижники особо почитают Богородицу. Когда я первый раз посетил Святую Гору, я спрашивал у разных монахов, почему Афон закрыт для женщин. Почти все они связывали эту традицию с любовью к Богородице. Они говорили мне, что смысл запрещения заключается в оказании особой чести Пресвятой Богородице, чьим уделом является Гора Афон. Возможно, некоторые женщины возмущены тем, что их не допускают на Святую Гору, однако нигде так не почитается женщина в лице Матери Божией, как на Афоне. Каждая икона Богородицы имеет свое название, потому что она связана с чудесным явлением или знамением. Когда паломник попадает на Афон, он встречает множество таких икон и видит, с каким великим почтением монахи относятся к Богородице, явившейся завершением домостроительства Ветхого Завета и началом нового творения во Христе. Я назову лишь некоторые из икон: «Достойно есть», «Кукузелисса», «Экономисса», «Ктиторская (Алтарница)», «Отрада, или Утешение», «Закланная», «Елеоточивая», «Вратарница», «Троеручица», «Акафистная Зографская» 532 , «Мировлитиса» (Корень Иессеев), «Всемилостивая Заступница», «Геронтисса (Настоятельница)», «Услышательница», «Скоропослушница», «Одигитрия», «Провозвестительница». Одни эти названия свидетельствуют о великой любви афонских монахов к Богородице, а также об особом покровительстве Матери Божией насельникам Святой Горы. Старые монахи рассказывают о частых явлениях Пресвятой Богородицы. Одни из них уверены, что именно Матерь Божия привела их на Афон; других Она утешила и защитила от различных опасностей, третьи верят, что Она спасет их на Страшном суде, если они пребудут в Ее уделе. Они отчетливо ощущают Ее присутствие и помощь. Святой Силуан Афонский пишет так: «Много чудес и милостей видел я от Господа и Божией Матери, но воздать за эту любовь ничем не могу. Что воздам я Пресвятой Владычице 533 за то, что Она не возгнушалась мною во грехе, но милостиво посетила меня и вразумила? Я не видал Ее, но Дух Святой дал мне познать Ее из слов Ее, исполненных благодати, и радуется дух мой, и влечется душа моя к Ней любовью, так что и одно призывание имени Ее сладко сердцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Праздничные службы совершались с особым великолепием и торжественностью. Царь выходил к каждой службе в сопровождении своей блестящей свиты и стоял обедню во всем царском наряде. После обедни патриарх подносил государю «благодарный» целый хлеб на серебряном блюде, а другие раздавал архиереям и боярам, а один или два хлеба ключари раздробляли на части, и патриарх раздавал их всем присутствовавшим. Общему великолепию праздника соответствовали некоторые особые подробности церковных служб, которые совершались тогда только в праздник Успения Богоматери. Самой великолепной и самою главной особенностью было совершение заутрени, подобной заутрене Великой субботы, которая почти вся состоит из погребального пения над плащаницей. Теми же самыми подробностями и с тем же самым знаменованием сопровождалась и заутреня Успеньева дня. Еще в XV веке на Руси заметно стремление совершать заутреню Успеньева дня так же, как совершается заутреня Великой субботы. В тверском церковном уставе 1438 года (синод. библ. 387) на Успение Божией Матери положено «надгробное пение», если изволит настоятель. Впрочем, здесь же замечено, что надгробное пение неотложно совершается в тех церквах, в которых праздник Успения приходится храмовым. Для надгробного пения ставилась праздничная икона Успения Богоматери посредине церкви, перед иконой становились священники и диаконы в полном облачении, и всем присутствовавшим раздавались свечи. Настоятель начинал каждение иконы и храма, а в это время «деместик» запевал тропарь: «Блажим Тя вси роди, Богородице Дево. И далее следовало пение трех статий с 17-й кафизмой «Блаженни непорочнии», точно в том же порядке, как и в заутреню Великой субботы, конечно с необходимым изменением содержания статий, приноровительно к празднику Успения Божией Матери. После каждой статий следовали малые ектении, и затем вторая статия начиналась припевом «Достойно есть блажити Тя Боюродице», а третья – «Роди вси песьми едину Богородицу блажим». В обиходнике Иосифо-Волоколамского монастыря о начале этого надгробного пения сделано следующее замечание: «на сей великий праздник живоноснаго Успения Владычицы нашея Пресвятыя Богородицы благодатию Христовою истиннаго Бога и Сына ея в дому ея в той день совершаем светлое торжество, по преданию и повелению и по уставу святых апостол, святых отец, пачеже нам зде от начальника нашего и создателя святыя обители сея трудолюбезнаго преподобнаго отца нашего и чудотворца Иосифа во всех святых Божиих церквах не токмо в монастыре, но по всем селам и по странам монастырской отчины праздновати духовно в псалмех и в песнех духовных, благодаряще Бога и Пречистую его Матерь, служити церковное пение сполна» 32 . По исследованию г. Дмитриевского, надгробное пение в день Успения Божией Матери совершалось и в богослужении греческой Церкви, откуда оно и перешло в наши богослужебные книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

На богослужении вместе с многочисленными прихожанами молились настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова), настоятельница нижегородского Крестовоздвиженского монастыря игумения Филарета (Гажу), настоятельница Покровского монастыря (село Лукино Богородского района) игумения Гавриила (Суханова), настоятельница выксунского Иверского монастыря игумения Антония (Миронова), настоятельница Николаевского Георгиевского монастыря (село Абабково Павловского района) игумения Никона (Желякова), настоятельница арзамасского Николаевского монастыря игумения Филарета (Шевченко), настоятельница Дальне-Давыдовского монастыря игумения Руфина (Тарасенко), настоятельница Крестовоздвиженского монастыря (деревня Быдреевка Семеновского района) игумения Иулиания (Петрова), настоятельница архиерейского подворья арзамасского Новодевичьего Алексия, человека Божия, монастыря монахиня Феогноста (Гончарова), насельница Свято-Троицкого Островоезерского монастыря (город Ворсма Павловского района) монахиня Серафима (Беляева), настоятельница архиерейского подворья Мало-Пицкого монастыря во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» инокиня Филарета (Андрейко), педагоги и учащиеся Арзамасской православной гимназии имени святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. На богослужении пел сводный хор под руководством регента Киры Молевой. В его состав вошли хоры нижегородского Александро-Невского кафедрального собора и Воскресенского кафедрального собора Арзамаса. В храме находились волонтеры Нижегородской епархии, которые оказывали помощь в проведении торжеств. После Литургии икона Пресвятой Богородицы «Достойно есть» была перенесена крестным ходом к месту своего постоянного пребывания — в церковь в честь Святого Духа. Хоругви во время крестного хода несли участники арзамасского военно-патриотического клуба «Горлица», представители арзамасского казачества, спортивно-патриотического клуба «Союз», слушатели школы трезвости города Арзамаса. У церковной ограды к сонму архиереев обратилась монахиня Феогноста. Она поблагодарила главу Нижегородской митрополии за пастырское попечение об Алексеевской обители и преподнесла ему заздравную просфору, четки и икону святителя Спиридона Тримифунтского. Четки и просфоры получили и другие архипастыри.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5460175...

В соборе находится икона Пресвятой Богородицы «Достойно есть» — копия чудотворного образа, хранящегося в Карейском храме на Афоне. Написана она масляными красками на кипарисовой доске. Внутри иконы вложены частицы святых мощей многих угодников Божиих и кусочки ваты, освященные на Гробе Господнем, на Гробе Богоматери, на Голгофе. Икона окроплена святой водой из реки Иордан. Образ Богородицы, согласно надписи, – «дар от некоторых беднейших русских Святогорских иноков-патриотов отцу-настоятелю церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы в местечке Глубокое, Литовской епархии, Виленской губернии, Дисненского уезда, священнику Евфимию Диволовскому с причтом и приходом для сея церкви в неотъемлемое достояние, во благословение от святой Горы Афонской сему храму, прихожанам, богомольствующим в нем и благотворителям, селению и по всему округу православным жителям…» Из документов, собранных бывшим настоятелем собора в Глубоком, протоиереем Серафимом Гоголушко, известно, что образ принесен в июне 1911 года крестным ходом при участии многочисленного духовенства. В течение 3 суток богомольцы с иконой прошли 36 верст, останавливаясь по пути во всех населенных пунктах. В Глубоком икону встречало множество людей, в том числе и сестры Березвечского женского монастыря в честь Архистратига Божия Михаила. Несмотря на позднее время было совершено богослужениие с акафистом Божией Матери. Архиепископ Виленский и Литовский составил рапорт императору о торжестве, на что получил ответ: «Прочел с удовольствием. Николай». Глубокский образ Богородицы издавна известен своими чудотворениями. Интересен собор и своими подземельями. Несколько столетий его подвалы служили подземной усыпальницей для монахов, здесь же покоились и останки фундатора монастыря Иосифа Корсака. В 1831 г. кармелиты поддержали восстание против царского правительства, поэтому подземелье стало местом для хранения арсенала оружия, лечения раненых и укрытия для повстанцев. Во время второй мировой войны подземелья служили тюрьмой для узников “русской освободительной армии Родионова”, воевавших на стороне фашистов. После войны в подземельях располагалось хранилище консервного завода.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Рождеств...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010