Потомки старинных дворянских родов супруги Григорий и Татьяна Трубецкие рассказывали нам, как тесно переплетены судьбы их семей с драматическими, а порой трагическими событиями нашей церковной истории. «Восстановление единства в Русской Церкви – это в определенном смысле глубоко личное для нас событие, – сказала Татьяна Трубецкая. – Это и завершение целого этапа, может быть, даже отдельной истории нашей семьи. Мы прошли через тяжелые испытания, но теперь снова чувствуем, что обрели утерянное, казалось, навсегда. Как замечательно, что сюда, в Зарубежную Церковь, прибыла из России замечательная святыня – Державная икона Божией Матери! Для православной эмиграции это такой глубокий символ, что невозможно даже передать словами». Из-за болезни на литургии не смог быть известный историк, священник Американской Автокефальной Церкви отец Димитрий Григорьев. Он прислал очень трогательное приветствие, которое было зачитано настоятелем собора протоиереем Виктором Потаповым. А на следующий день митрополит Лавр с сопровождавшими его клириками РПЦЗ и архимандрит Тихон, наместник Сретенского монастыря, навестили отца Димитрия в его доме в Вашингтоне. Перед этим они совершили панихиду на могиле епископа Василия Родзянко. Вашингтон, как и полагается столичному городу, был как бы центральным пунктом североамериканской части путешествия. Перед этим маршрут прошел через канадский Торонто и один из крупнейших городов США Чикаго. В Торонто 7 сентября на Всенощное бдение в Троицкий собор пришло такое количество народу, какого здесь еще не видели. Храм расположен практически в самом центре города, но на маленькой узкой улице, выходящей на Даунтаун. Все пространство вокруг оказалось запруженным машинами. Как выяснилось, люди приехали сюда даже из отдаленных районов Канады, чтобы поклониться чудотворной иконе и впервые в жизни поучаствовать в совместной службе с представителями Московского Патриархата. Для многих это оказалось принципиально важным, потому что ждали они этого момента очень долго.

http://pravoslavie.ru/5033.html

Само Государствование здесь никогда не называется правлением , но преимущественно держанием , в одном случае обладанием , то есть владением . Одна из других наиболее часто называемых функций связана с защитой - соблюдением . Государи венчаются, учиняют, сотворяют, просвещают, распространяют, укрепляют, устраивают, обновляют, привлекают, освобождают, укрощают гнев , свою руку простирают, с иноземцев взимают дань , их покоряют, их устрашают и так далее, и тому подобное. Из этих действий необходимо выделить наследный характер восприятия Государева держания, Самодержавия. В связи с этим наследным характером держания хочу обратить внимание на выражение, с которого «Родословие» начинается: «Ихъ же великихъ Государей Царей Pociйckuxъ корень изыде отъ превысочайшаго Цесарского Престола и прекрасноцветущаго и пресветлаго корени Августа Кесаря» и на родственную по смыслу формулу в конце «Родословия» о прекращении прямого наследования по смерти Царя Феодора Иоанновича: «Господь Богъ, праведнымъ Своимъ судомъ, превысочайшаго и преславнаго корени Августа Кесаря Римского прекрасноцветущую и пресветлую ветвь въ hacлeдie великого Pociйckoro цapьcmiя не произведе». Образ родового прекрасноцветущего корня и прекрасноцветущей ветви связан с духовным новозаветным образом виноградной лозы и церковным образом Процветшего Древа - то есть Животворящего Креста Господня. Образ родового древа, генеалогического древа архетипичен, он характерен для многих древних культур, и то, что автор Утвержденной Грамоты 1598 года напрямую не обращается к образу Царского Родового Древа, совершенно не означает, что он этот образ не подразумевает, здесь скорее стилистическая фигура непрямого называния. При Великом Князе Иоанне III Васильевиче в притворе домовой церкви Царского Кремлевского Дворца - в Благовещенском соборе на сводах было изображено Иессево Древо. Это характерный для Средневековья храмовый фресковый сюжет, в котором объединены, с одной стороны, Родословие Иисуса Христа - по плоти Потомка Царя Давида - внука Иессея, с другой стороны, родословия некоторых Римских Императоров и европейских христианских Государей, а в третьих - наследие древних мудрецов и Пророков, причем не только библейских, но и «языческих»(104). Значительные фрагменты Благовещенского Древа Иессеева сохранились до наших дней. Близка по теме и по духу к «Древу Иессееву» икона Симона Ушакова «Похвала Bлaдuмipckoй Божией Матери» или «Древо Московского Государства»(105).

http://ruskline.ru/analitika/2011/09/07/...

Царской теме была посвящена большая часть его творчества. Являясь уроженцем Екатеринбурга, через сердце в творчестве он осмысливал трагедию, произошедшую в Ипатьевском доме, ставшую роковой для всей истории России ХХ века и до дней сегодняшних.  Умер он, завершая сериал «Тайну Цареву храни» .   Презентация первых серий прошла год назад в праздник Державной иконы Божией Матери .  В.Е. Рыжко был одним из инициаторов проведения Дней православной культуры и искусств в г. Орле, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, активным участником Фестиваля православной молодежи «Святой Георгий». О первом Фестивале он снял фильм « Россия верных ».   Более 2000 поклонных крестов было установлено им совместно с отрядом «Инжстрой» (Великий Новгород, под руководством А.Г. Родионова) по всей России (около 150 крестов с Георгиевским братством и другими организациями только в Орловской области).  Прощание с Виктором Егоровичем Рыжко пройдет 28 мая после Божественной литургии в храме Царственных страстотерпцев в 12.00. в селе Аляухово Звенигородского района Московской области, где традиционно проходят Царские дни. В 10.00 от ВТРК (Москва, ул. Правды, 24, метро «Динамо») отправится автобус, контактный тел. 8-962-302-97-15. Требуется финансовая помощь на похороны В.Е. Рыжко. 4276 3800 2926 5613 - номер карты Сбербанка (получатель Костышак Евгения Вячеславовна). Биографическая справка: Рыжко Виктор Егорович (1955–2022), сценарист, режиссер. Руководитель православной киностудии «Троица» (г. Москва). Окончил Свердловский юридический институт (1981). Работал на Свердловской киностудии и студии «Отечество» (г. Москва) В 1989 г. поступил во ВГИИК, его художественным руководителем являлся первый православный кинорежиссер СССР и России Борис Леонидович Карпов, ранее возглавлявший студию «Патриот» на ЦСДФ. В.Е. Рыжко – автор документальных фильмов: «Истина и костер», «Храм Христа Спасителя», «Княгиня Дашкова. Штрихи к портрету», «Долина грез» (1991), «Великая Княгиня Елизавета Федоровна» (1992), «Просвети очи мои», «Ангел над городом» (1993), «Возвращение пророка. Ф.М. Достоевский» (1994), «Кремль-икона Державы небесной», «Русская Голгофа» (2000), «Небесный ангел» (2003), «Россия верных» (2004), «Святые благоверные Петр и Феврония Муромские» (2012), «Чти Отца своего» (2016), «Спасай взятых на смерть» (2017) и многих других киноработ.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/28/po...

Нижегородский архипастырь особо поприветствовал архиепископа Иосифа, поблагодарив за совместное богослужение, пожелал ему благословения Божия трудах и преподнес панагию. Храм в честь иконы Божией Матери «Державная» был заложен 22 декабря 2017 года, в день празднования годовщины основания Дивеевской обители. Среди росписей домовой церкви есть изображения святых Царственных страстотерпцев, а также отражены визит императора Николая ll и императрицы Александры Федоровны к блаженной Паше Саровской, прославление преподобного Серафима (1903 год), молитва августейшей четы в храме в честь святой равноапостольной Марии Магдалины. Здание, где ныне расположен келейный корпус, построено в советское время, здесь располагалось образовательное учреждение. Державная икона Пресвятой Богородицы была явлена чудесным образом 2 марта (15 марта по новому стилю) 1917 года, в день отречения от престола царя Николая II. На этой иконе, обретенной в подмосковном селе Коломенском, Божия Матерь изображена восседающей на престоле и держащей в руках атрибуты царской власти — скипетр и державу. Икона была обретена через  крестьянку деревни Починок Жирошкинской волости Бронницкого уезда Евдокию Андрианову. По преданию, Богоматерь неоднократно являлась ей во снах, направляя в храм села Коломенское. В Вознесенском храме села она обратилась к священнику Николаю Лихачеву, рассказав ему о своих сновидениях. После розысков образ нашли в подвале церкви. В начале 1920-х годов подлинник Державной иконы исчез, но уже было создано несколько почитаемых списков с нее, один из которых во все советские десятилетия находился в никогда не закрывавшемся храме святого пророка Илии в Обыденском переулке (храм этот в 1920-е годы чекисты называли «оплотом контрреволюции», поскольку его прихожанами были многие дворянские семьи, ученые, бывшие государственные чиновники и военные из числа тех, кто не уехал из России и еще не был отправлен в лагеря). Уже в 1990-е годы список Державной иконы был снова принесен туда, где икона была явлена, — в Вознесенский храм в Коломенском.

http://patriarchia.ru/db/text/5738643.ht...

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Всероссийская святыня - чудотворная Феодоровская икона Божией Матери - с 28 июня по 2 июля посетила Архангельск и Соловецкий монастырь. Шесть дней пробыла в Санкт-Петербурге чудотворная Феодоровская икона Божией Матери из Костромы. Перед образом молились в Александро-Невской лавре, в Феодоровском Государевом и Софийском соборах Царского Села. 16 сентября 2002 г., в последний день пребывания в северной столице, покровительница рода Романовых находилась на месте упокоения русских царей в соборе Петропавловской крепости. Здесь был отслужен прощальный молебен. Краткая история Феодоровской иконы Божией Матери Главная святыня Костромы - чудотворная Феодоровская икона Божией Матери - хранится в Костромском Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе. Святыня имеет общероссийское значение: на протяжении трех веков она была покровительницей Царского Дома Романовых, державной Заступницей Российского государства. Перед ней в 1613 г. в Костромском Свято-Троицком Ипатьевском монастыре был избран на Русский Престол юный Михаил Феодорович Романов. История явления чудотворной Феодоровской иконы в Костроме замечательна и промыслительна. Икона, написанная, по преданию, св. апостолом и евангелистом Лукой, первоначально хранилась в волжском городе Городце и была моленным образом святого благоверного князя Александра Невского. При разорении татарами Городца чудотворный образ на некоторое время исчез. А в 1263 г., в день праздника Успения Пресвятой Богородицы 15 августа, жители Костромы наблюдали на улицах своего города дивного воина с иконой Божией Матери на руках. Воин пронес икону через весь город, а на следующий день благочестивый костромской князь Василий Ярославич, младший брат святого благоверного князя Александра Невского, обрел эту икону на берегу речки Запрудни (на том месте, где сейчас находится храм). Обретение иконы князем сопровождалось чудесными знамениями. В явленной иконе узнали образ, пропавший четверть века назад из Городца, а в дивном воине единодушно признали святого великомученика Феодора Стратилата, особо почитавшегося на Руси. Икона, поставленная в кафедральном Успенском соборе, прославилась многими чудесами. За ней закрепилось название Феодоровской, а святой великомученик Феодор Стратилат стал почитаться как небесный покровитель Костромы.

http://pravoslavie.ru/8828.html

«Сегодня мы вспоминаем чудо явления Державной иконы Божией Матери, — сказал Святейший Владыка. — В день отречения государя императора Николая II чудесным образом в Москве, в храме в Коломенском, была обретена икона Божией Матери, которую назвали " Державной " , потому что Царица Небесная изображена на ней восседающей на троне. Для многих людей это был знак милости Божией: после того как царь земной покинул свой престол, словно Сама Царица Небесная взошла на русский трон. Видимо, так и было, потому что никакими человеческими обстоятельствами и причинами невозможно объяснить, как, пройдя через страшное горнило испытаний, сохранился наш народ; как, пройдя через тяжелейшие гонения, страдания и уничижения, сохранились наша Церковь и вера православная». «Вскоре после смерти Святейшего Патриарха Тихона икона таинственно исчезла, — напомнил Предстоятель. — Может быть, кто-то из благочестивых людей спрятал этот образ, предполагая, что безбожная власть может его конфисковать или уничтожить. Никто не знает ответа на этот вопрос, но икона появилась после того как вновь был избран Патриарх Московский и всея Руси, и с тех пор находится в храме в Коломенском». «Мы верим, что Царица Небесная пребывает с нашей Церковью, с нашим народом, с нашим Отечеством, и обращаем к Ней свои горячие молитвы и в радостях, и в скорбях. Мы знаем, что пока Ее Покров простерт над нами, ни внешние, ни внутренние силы не смогут поколебать ни Руси Святой, ни Церкви Православной. Под Ее державным Покровом да хранит Господь всех нас», — заключил Патриарх Кирилл. Святейший Владыка поблагодарил заместителя председателя Московской областной Думы Н.Ю. Чаплина за «большую помощь, которую он оказывает монастырю», и вручил ему икону Божией Матери «Знамение». Игумения Иулиания (Каледа) и заслуженный художник России В.М. Ананьев представили Его Святейшеству проект росписи стен собора Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского ставропигиального монастыря. Завтра, 19 марта, в субботу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Божественную литургию в Даниловом ставропигиальном мужском монастыре .

http://patriarchia.ru/db/text/4404476.ht...

Икона сразу же стала почитаться как чудотворная, с нее делали многочисленные списки, ее приглашали для совершения молебнов во все окрестные села, во многие обители, храмы, на заводы и фабрики по всей Москве. Служба и акафист Державной иконе были составлены по благословению и с участием Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона. (Другая служба, изданная позднее в Джорданвилле, была составлена В.В. Богородицким.) Название иконы соответствует ее иконографии. Богородица представлена как Царица Небесная и земная. Облаченная в красное одеяние, напоминающее императорскую мантию, и зеленый хитон, Она восседает на престоле, держа в простертой правой руке скипетр, левая рука Ее положена на державу, на голове, окруженной золотым нимбом, — царская корона. На коленях Владычицы — благословляющий Богомладенец, левой рукой указывающий на державу. Предполагается, что Державная икона, созданная в XVIII веке, прежде находилась в Вознесенском девичьем монастыре Московского Кремля, откуда была вывезена в Коломенское во время нашествия Наполеона в 1812 году. После большевистской революции 1917 года икона вместе с другими святынями закрытого Вознесенского храма находилась в различных хранилищах Государственного Исторического музея. Возвращение чудотворной иконы знаменательно совпало с освобождением России от богоборческого ига. В конце 1980-х годов стараниями митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева) и архимандрита Иннокентия (Просвирнина) икона, согласно личному распоряжению директора музея К.Г. Левыкина, была негласно перенесена в Издательский отдел Московского Патриархата, где и пребывала в течение нескольких лет в алтаре домового храма во имя преподобного Иосифа Волоцкого. 27 июля 1990 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II духовенство и православные москвичи торжественно перенесли икону в Коломенское, в действующую Казанскую церковь. Образ был установлен у правого клироса храма. С тех пор перед чудотворной иконой Божией Матери «Державная» по воскресным дням совершается чтение акафиста, составленного при участии святителя Тихона.

http://pravoslavie.ru/860.html

Предметный ряд выставки составляют более 200 экспонатов, среди которых подлинные раритеты эпохи – реликвии семьи императора Николая II, святителя Тихона, патриарха Всероссийского, уникальные свидетельства Февральской революции 1917 года: архивные документы, фотографии, оружие, средства связи, военное обмундирование. Особую ценность имеют мемориальные вещи последних царей династии Романовых – шашка Николая II и кружевная накидка императрицы Александры Федоровны. История иконы Богоматери Державной раскрывается с момента ее обретения и прослеживается на протяжении всего ХХ столетия. В 1929 году почитаемая в народе икона была помещена в запасники Государственного исторического музея, а в начале 1990-х годов, в связи с возрождением церковной жизни в стране, возвращена в Коломенское в церковь Казанской иконы Божией Матери, где пребывает до настоящего времени. Икона Богоматери Державной послужила символом важнейшего события новейшей истории России в начале XXI века, когда произошло объединение Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви за границей. В 2007-2008 годах икона Божией матери Державная посетила центры русской эмиграции в Европе, Америке и Австралии, содействуя консолидации русского мира. Тема заступничества Пресвятой Богородицы за всю русскую землю раскрывается в зале «Покров Пресвятой Богородицы», где показаны памятники иконописи XIII – XX веков из запасников музея «Коломенское» и Сергиево-Посадского художественного музея-заповедника. Многие произведения будут показаны впервые. Наряду с подлинными экспонатами для посетителей подготовлена электронная экспозиция на основе уникальных кадров кинохроники, документов, фотографий, видеозаписей рассказов священнослужителей о чудотворном образе. Для демонстрации процесса реставрации икон и церковных тканей в течение двух лет проводилась специальная видеосъемка в реставрационных мастерских музея. Партнерами МГОМЗ в выставочном проекте выступили 16 организаций – музеи и архивы Москвы, Петербурга, Московской области. Подготовка велась в сотрудничестве с Русской Православной Церковью.

http://pravoslavie.ru/100956.html

Больничная церковь во имя Трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста устроена старанием игуменьи Феофании на данные ей деньги крестьянином Василием Чижовым в размере 10 000 руб. Э. А. фон-дер-Брюгген, Н. М. Евреинов " Лавры, монастыри и  храмы на Св. Руси. С-Петербургская епархия " . - СПб, 1909  В 1850 г. Воскресенский Новодевичий монастырь посетил иеромонах Серафим Святогорец, в схиме Сергий, известный автор духовных сочинений. Общие знакомые и схожая судьба сблизили иеромонаха и старицу Феофанию. В знак расположения отец Серафим прислал в Новодевичью обитель список с Афонской Ватопедской иконы Божией Матери «Отрада и Утешение». На обороте иконы была сделана надпись афонскими старцами: «Господи! Ради молитв и ходатайства Твоей Пречистой Матери да будет благословение Св. Афонской Горы и старцев Русского Пантелеимоновского монастыря на месте, идеже волею августейшего монарха Николая Первого по благословению свыше, воздвижется тихое пристанище невест Христовых! Да от сего пресвятого лика Пренепорочной Твоей Матери, Господи, излиется благодать и спасение на царствующий град Св. Петра и на Державный Дом и на всю Россию от конец и до конец ее». Игумения Феофания решила освятить в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» келейную церковь настоятельского корпуса. Храм по проекту архитектора Н. Е. Ефимова был заложен в июле 1850 г. и торжественно освящен 27 июня 1854 г. в присутствии членов императорской фамилии. Главной святыней церкви стала чудесная Ватопедская икона Божией Матери. В монастыре особо праздновались и день ее прославления, и день ее помещения в обитель. В храме круглые сутки читалась неусыпающая Псалтирь. После революции церковь во имя Афонской иконы Божией Матери дольше других монастырских храмов оставалась действующей. В обезображенной, лишенной куполов и крестов церкви велись службы. С началом «большого террора» в 1937 г. судьба храма была решена. 19 августа был арестован и 31 августа расстрелян протоирей Павел Карманов, а в декабре того же года был расстрелян протоирей Леонид Дьяконов. 7 марта 1938 г. был арестован и 18 марта расстрелян последний священнослужитель церкви во имя Афонской иконы Божией Матери протодиакон Владимир Беляев. Службы в храме прекратились, наступил длительный период упадка и разорения. Известно, что после закрытия церкви чудотворная Ватопедская икона Божией Матери была сохранена послушницей Ксений. В 1980-х гг. в доме, где жила Ксения, случился пожар. Дальнейшая судьба иконы неизвестна.

http://sobory.ru/article/?object=05266

Во все трудные для России времена, во всех походах и войнах (не исключая и последнюю – Великую Отечественную войну) русские войска неизменно брали с собой иконы Божией Матери – Казанскую, Смоленскую, Донскую. И всегда страна наша ощущала помощь Заступницы Усердной рода христианского. Три раза в году совершается празднование Владимирской иконе в благодарность за избавление ее помощью нашего Отечества от врага. Церковь вспоминает эти события 21 мая, 23 июня и 26 августа. А псковская земля особенно отмечает еще и день 7 октября, когда чудотворный Псково-Печерский образ “Умиление”, находящийся в нашей святой обители, оградил Псков и псковскую землю от посягательства иноверцев. Икона эта неоднократно спасала и Псков, и обитель нашу от различных врагов, желающих завладеть искони Русской землей. Смоленская икона Божией Матери (“Одигитрия”, или Путеводительница) была привезена в XII веке в Смоленск. Тогда совершилось возвращение Российской державе города, сто десять лет пребывавшего под властью литовских князей. В XIII веке Феодоровская икона спасла Кострому от нашествия татар. Князь Василий велел нести сей образ во главе своего войска. Яркие лучи, исходящие от святой иконы, ослепили врагов, и нашествие было разгромлено. Прославилась она и во время стихийных бедствий, моровых язв, чумы и холеры, распространявшихся в народе. Неисчислимые чудодеяния происходили по всей стране нашей от списков с чудотворных икон Божией Матери – Феодоровской, Боголюбской и Смоленской, приносимых в места, охваченные поветрием страшных болезней. И особенно надо отметить чудесное явление иконы Божией Матери “Державная”. Это произошло в год отречения от престола последнего русского императора, 2 марта 1917 года, в селе Коломенском под Москвой. В руках у Матери Божией были царские скипетр и держава. И сказала Она, что отныне Сама будет охранять Россию. И теперь в России царство не от мира сего, теперь вместо царя правит страной Матерь Божия. И мы с вами ощущаем на себе Ее державный Покров и заботу о русском народе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010