В тот год в нашей православной стране был установлен порядок, полностью противоположный всем её вековым традициям и устоям. Прежде всего, он ставил своей целью решительное искоренение веры в нашем народе - то есть той высшей ценности, которая всегда была у него в жизни. Недаром наш народ готов был жизнь свою положить за Веру, Царя и Отечество. На втором месте здесь - Царь. Без Веры и Царя наше Отечество до 1917 года не мыслилось. И вот 2/15 марта 1917 года началось крушение нашей православной государственности. В этот день святой Царь-мученик Николай Александрович принужден был оставить царский престол. Но в этот же день явилась Своей Державной иконой , как Царица на троне, Пресвятая Богородица. Тем самым Матерь Божия объявила, что Она остаётся Заступницей нашей державы, нашего народа и впредь, что бы здесь ни было. Именно в этом - великое значение явления Державной иконы Божией Матери: в том, что в 1917 году история России не прервалась. Матерь Божия вновь - в какой уже раз! - умолила Своего Сына за Россию. Этим явлением Матерь Божия возвестила, что здесь будет не какая-то другая страна, пусть и переименованная, не осколки бывшей империи, не чья-то колония, но будет продолжаться именно православно-державная русская история - ибо Пречистая, явив Свою икону в это время богоборчества, призвала наш народ к молитве. То есть дала возможность всем, кто останется верным Её Божественному Сыну, Его Церкви, быть подданными Её Царства, Её Удела - Святой Руси. «Сейчас Я Сама взяла державу и скипетр в Свои руки, - возвестила Владычица, - а с иконой Державной посылаю Свою особую Благодать и Силу; копии с этой иконы надо распространять среди людей в помощь им. Эта икона не спасает от испытаний, так как испытания нужны, чтобы пробудить духовную сторону в людях, но кто во время испытаний будет с верой молиться у этой иконы, тот будет во время этих испытаний спасаем». Власть может объявить страну безбожной, но она не в силах отменить веру, молитву верующих людей. Явление иконы ясно говорило им о том, что не революционеры - ниспровергатели всех основ российской государственности, всех божественных и земных законов - определяют суть происходящих событий, но что судьба России и её народа продолжает по-прежнему решаться на небесах, - и решаться прежде всего заступлением Небесной Царицы.

http://ruskline.ru/analitika/2017/01/28/...

Временное правительство не ликвидировало обер-прокуратуру, оставив светский надзор новой, «демократической» власти над Православной Церковью. Новая власть, вместе со всеми другими властными полномочиями, присвоила себе и право утверждения решений Святейшего Синода. Это не было анахронизмом или случайностью. В этот же день – В Коломенском произошло явление иконы Божией Матери «Державной». Икона Божией Матери «Державная» явила себя в трагический для России день отречения от престола государя императора Николая 1918 год – Депутация Поместного Собора во главе с А.Д. Самариным вручила в Кремле наркому юстиции Д.И. Курскому декларацию Собора по поводу декрета об отделении Церкви от государства. В декларации говорилось: «...Религиозное успокоение ста миллионов православного русского населения, без сомнения, необходимое для государственного блага, может быть достигнуто не иначе как отменой всех распоряжений, посягающих на жизнь и свободу народной веры». Представитель Совнаркома признал, что в декрете есть неточные и ошибочные формулировки, которые можно исправить или устранить. В.Д. Бонч-Бруевич обещал, что зарегистрированные церковные общины получат право владеть имуществом. 1922 год – Церковь отреагировала на проявление насилия при изъятии церковных ценностей. У Казанского собора в Петрограде с ведома святителя Вениамина были оглашены известия о шуйском инциденте и послание святителя Тихона с предупреждением воздержаться от повторения подобного. В этот день в «Известиях» появилась беседа со Святейшим Патриархом под рубрикой «Церковные ценности для помощи голодающим», в которой первосвятитель объяснял позицию Русской Православной Церкви в этом вопросе. «В церквах нет такого количества драгоценных камней и золота, чтобы при ликвидации их можно было бы получить какие-то чудовищные суммы денег. Боюсь, что около вопроса о церковных ценностях поднято слишком много шума, а на практике намеченная мера не даст ожидаемого результата при всем благожелательном отношении к делу помощи голодающим со стороны церковных общин... Если наши храмы имеют в своих ризницах не так много драгоценных предметов, то во всяком случае в них хранится немало предметов, имеющих художественное и историческое значение. Заграничный рынок охотно будет скупать нашу церковную старину. Я по своей жизни в Америке знаю, каким спросом пользуются там предметы старины, особенно русской. Даже простой тульский самовар помещается там в богатых семьях как антикварная редкость, на особом столе, а церковные сосуды, лампады прошлых веков, конечно, найдут немало охотников... Я полагаю, что комиссии надлежит очень внимательно отнестись к ликвидации поступающих в ее распоряжение вещей и приложить все старание, чтобы то, что ценно для нас по своим художественным и историческим данным, осталось в наших общественных собраниях».

http://pravoslavie.ru/5386.html

Для участия в освящении храма прибыла делегация Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации во главе с заместителем председателя Госдумы России Л.К. Слиской. В составе делегации были депутаты Госдумы РФ Н.Д. Ковалев, адмирал В.П. Комоедов, генерал-лейтенант Н.С. Леонов и др. В первом богослужении в русском храме Гаваны приняли участие Посол Российской Федерации в Республике Куба М.Л. Камынин и Посол РФ в Гватемале Н.Н. Владимир. После совершения чина освящения храма во имя Казанской иконы Божией Матери в нем была совершена первая Божественная литургия, которую возглавил митрополит Кирилл в сослужении архиепископов Марка и Павла, епископа Евтихия, архимандрита Тихона и других клириков Русской Православной Церкви. За богослужением пел хор московского Сретенского ставропигиального монастыря. На всех богослужениях присутствовала одну из наиболее почитаемых православных святынь – икона Божией Матери «Державная», перед которой смогли помолиться все желающие. 19 октября в рамках «Дней России» в Гаване, в помещениях бывшего францисканского монастыря, где ныне помещается Музей религиозного искусства Кубы, состоялось торжественное открытие выставки «Православная Россия». В нем приняли участие митрополит Кирилл, Л.К. Слиска и главный историк города Гаваны Эусебио Леаль-Спенглер, которые выступили с приветственными речами. Затем состоялся концерт мужского хора московского Сретенского монастыря. Выступление хора проходило в католическом храме св. Франциска Ассизского, который был построен в начале XVIII в., секуляризован 150 лет назад и вновь открыт в 1994 г. после восстановительных работ, проведенных по инициативе Фиделя Кастро. Концерт почтили своим присутствием Рауль Кастро-Рус, Фидель Кастро-Диас-Баларт, К.Д. Белио другие представители кубинских властей, а также интеллигенции Гаваны. Выступление хора было горячо встречено кубинскими слушателями. После исполнения одной из русских народных песен Рауль Кастро, а вслед за ним и весь зал, аплодировали певцам стоя.

http://pravoslavie.ru/gallery/gallery72....

Затем был совершен чин основания нового храма, в котором испрашивается благословение Господне строящемуся дому Божию, а также его строителям. В ходе молитвословия фундамент будущего храма был окроплен святой водой, а в его основание Митрополит Евсевий и Губернатор Псковской области вложили закладные камни, а также закладную грамоту: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Божиею милостию! Во утверждение Православия! Сия благословенная грамота положена в основание Храма в честь святаго мученика Русского царя Николая II и его семьи на месте начала его страдальческого пути на станции Дно Псковской области. В лето 2017 от Рождества Христова, 1-го/14-го марта, при Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, Митрополите Псковском и Порховском Евсевии, Губернаторе Псковской области Андрее Анатольевиче Турчаке». По окончании Псковский Архипастырь поблагодарил всех за совместную молитву и особо отметил: «Дорогие друзья, дорогие наши братья и сестры и все православные, которые сегодня на этом месте! Сейчас мы посадили живое древо, основали строящийся храм в честь благоверного императора российского, мученика Николая и его венценосной семьи. Мы посадили древо, которое должно быть живым и плодоносящим. Но каждый из нас должен иметь свое участие в строительстве этого храма. По возможностям, по силам принесите свое усердие, свое сердце, как любовь к нашей России, как любовь к нашим благочестивым родителям. И дай Бог, чтобы это строительство было благополучно, приятно, памятно, послужило бы на пользу всем и ныне живущим, и нашим потомкам. Доброго здоровья всем вам, с праздником сегодня и с грядущим праздником в честь прославления чудотворного образа нашей Русской земли Матери Божией, именуемой «Державная». Храни Господь!» Затем ко всем собравшимся обратился Губернатор Псковской области Андрей Анатольевич Турчак, который в своем приветственном слове поздравил всех собравшихся и сказал: «Историческое значение того действа, которое мы сейчас совершили, сложно переоценить. Оценку этому безусловно дадут следующие наши поколения.

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

Мы молимся, чтобы Господь, как Великий Хирург, при помощи Царицы Небесной, как Сестры Милосердия, совершил эту тяжелейшую операцию по восстановлению нашей Державы. Удалил все раковые опухоли. Пришил на место все важные части тела и восстановил все внутренние связи, нервы, трубочки, капилляры. Святая Русь – это единое духовное и жизненное пространство, объединяющее Небо со всеми нашими сродниками, которые сами спаслись и нас, и нашу русскую землю спасают. В центре нашей Державы должен находиться Крест, который соединяет Небо и землю как пуповина. Это не только несущая, но и проводящая конструкция. Связь между Небом и землёй. Все главные Святыни России должны быть возвращены на своё место. Святыни – это столпы, также соединяющие Небо и землю. Как кости человека составляют скелет, так и святыни составляют скелет Державы. Они должны быть там же, где были до революции и всей этой мясорубки. К сожалению, многие просто не понимают, что Рублёвская Троица – это не художественный предмет, а икона, она живая – способ коммуникации с Богом, окно в мир Божий. Перед нею надо молиться. Поэтому она должна быть в Лавре, а не в Третьяковской галерее. Владимирская и Державная как главные иконы Божией Матери должны быть в Московском Кремле. Возможно, что Владимирская, должна во Владимире, там, где хотела Божия Матерь. Есть прямое указание, Её слова, задокументированные св. кн. Андреем Боголюбским. Для Неё он построил Успенский собор во Владимире. Когда такие национальные святыни как Боголюбская и Донская иконы Божией Матери прячут в музее – это духовное преступление перед нашим народом. Необходимо убрать с Красной площади оккультное сооружение – мавзолей Ленина , построенный в форме пергамского алтаря сатаны. Это самое страшное место, здесь даже камни гниют. Отсюда до сих пор как из дыры в ад источаются черные зловонные миазмы, как дым застилающие волю, глаза и уши русских людей. Красная площадь – это символ и сердце России. Необходимо вернуть людям Кремль, все наши древние храмы для постоянного служения Литургии и народной молитвы. Музейная оккупация препятствует току крови по артериям нашей Державы.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/15/pe...

Совместная молитва озарила любовью – Расскажите, как вы познакомились со своей будущей женой Ниной? – Я заметил, что так же часто, как и я, в монастырь на Ганиной Яме приходит одна женщина, часто мы стояли рядом на службе или в очереди на Причастие. И на Пасху в 2007 году я очень захотел подарить ей подарочек. Нина стояла на большом крыльце храма в честь Державной иконы Божией Матери, и я поздравил ее с пасхальной радостью, она так растерялась, сказала спасибо и быстро-быстро убежала. – Нина, почему вы тогда быстренько убежали от Павла? – Я очень смутилась, у меня внутри все загорелось, и я просто сбежала… В течение двух лет потом мы виделись в храме, особо не разговаривали, но внутренне шло какое-то привыкание друг к другу. Мы постепенно узнавали что-то друг о друге… – Как вы узнали имя Павла? – У меня в монастыре на Ганиной Яме духовный отец иеромонах Авксентий, я всегда с большим вниманием отношусь к его жизненным советам, обращаюсь за молитвенной помощью, и вот я приехала с проблемой, и мы стояли беседовали, а мимо шел Павел. Отец Авксентий вдруг обращается к нему: «Павел, ты когда к нам в монахи?». Так я узнала имя будущего мужа. – А что же ответил отцу Авксентию Павел? – Он проходил мимо ворот монастыря, на которых написана Иверская икона Божией Матери, и так вот протянул к ней руку и сказал: «Как Богородица сподобит…». И для меня это было вторым ответом на мой внутренний вопрос, я была уверена, что такой благочестивый человек может быть только монахом. Но Господь понемногу раскрывал нас друг другу, и все наши встречи проходили в монастыре Царственных Страстотерпцев. День через два я садилась в машину и ехала из Екатеринбурга на Ганину Яму, молилась и видела там Павла. В будние дни народу совсем мало и все люди как на ладони, и среди них всегда был Павел. Причащаюсь – стою за Павлом, передаю свечу – ее ставит Павел. И как-то на Литургии так вышло, что стояли рядом, и я почувствовала невероятное тепло, в моей душе стало так спокойно и мирно. И мне от счастья захотелось петь. На праздник Николая Чудотворца в монастыре не было муки, не из чего было выпекать просфоры… Меня это так задело, что я после Причастия говорю прихожанам: давайте скидываемся и едем за мукой. Одним из желавших помочь монастырю был Павел – так сложилась наша первая совместная поездка, мы закупили муку и привезли ее братии. Потом я хотела съездить на святой источник, и батюшка меня благословил, только сказал, чтобы взяла с собой и отвезла в своей машине людей, которые тоже хотели бы съездить, но не имеют возможностей. Я спросила, кто из прихожан хочет поехать на источник, среди них оказался Павел. На источнике местный батюшка нас спросил почему-то: «Вы муж и жена?». Мы почти одновременно и несколько возмущенно прокричали, что нет. Этот вопрос задевал за живое, поэтому мы так на него прореагировали.

http://pravoslavie.ru/38412.html

В связи с этим участники научной исторической конференция «Москва — Третий Рим, а четвертому не бывать» призывают к нижеследующему: 1. Одобряя и поддерживая усилия Президента, Федерального собрания и Правительства, направленные на сохранение семейных ценностей, укрепление семьи и повышение рождаемости, просим принять программу запрета абортов, понимаемых как детоубийство во чреве матери. Этот запрет был установлен всеми традиционными религиями и тысячелетиями входил в древнюю «клятву Гиппократа». В качестве первого шага на этом пути считаем необходимым незамедлительно прекратить государственное финансирование абортов, одновременно многократно увеличив регулярную помощь государства многодетным семьям и одиноким матерям. Поддержку материнства и детства следует сделать одним из государственных приоритетов, а сбережение и увеличение народонаселения России – национальной идеей и государственной программой, практическое воплощение которой должно сопровождаться открытием многочисленных новых детских садов, школ, детских поликлиник и больниц, дополнительных образовательных учреждений, что принесет неоценимую пользу Российскому Государству. 2. Мы чтим подвиги и труды Русского народа и других народов в период существования СССР, понесённые ради защиты и развития Отечества, ради потомков и на благо ближним, мы также помним и о неотменяемой анафеме (проклятии) революционерам (большевикам, левым эсерам, анархистам), вынесенной Поместным Собором Российской Православной Церкви в январе 1918 г., что нашло своё отражение в Деяниях Собора (66, 67, 130, 132, 133 и 134), и обращено к нам, потомкам. Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 1 октября 2008 года о реабилитации Императора Николая II и Его Семьи установило вину Я.Свердлова и В.Ленина в цареубийстве и детоубийстве, совершенных 17 июля 1918 года. Мы помним, что 2 и 5 сентября 1918 года ВЦИК и Совнарком, возглавляемые Я.Свердловым и В.Лениным, приняли декреты «О красном терроре», унесшем жизни и искалечившем судьбы миллионов наших сограждан и родных. В соответствии с вышеуказанным просим убрать имена богоборцев, в том числе цареубийц и детоубийц В. Ленина, Я. Свердлова, П. Войкова, повинных в террористических актах и массовых преступлениях против народов России, с площадей, улиц, общественных зданий и учреждений, вернув им исторические названия. В рамках этой программы полагаем необходимым захоронить за пределами Москвы останки В.И. Ленина, персонально анафематствованного Синодом Русской Православной Церкви Заграницей в 1970 г. Убрать мавзолей (являющийся неоязыческим сооружением) с Красной площади Москвы. Перенести за пределы центра Москвы все захоронения, расположенные у Кремлевской стены. Построить на месте мавзолея храм в честь чудотворной иконы Божией Матери Державной, явленной 2 марта 1917 года, в день насильственного лишения Императора Всероссийского Николая II верховной власти. Сегодня эта икона стала общенациональным символом возрождения России как Святой Руси.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/27/po...

О. Феофан был определен профессором по кафедре догматического богословия, но вскоре он отказался от преподавания. В 1858 году при академии официально возобновлена деятельность по переводу Священного Писания на русский язык. Председателем Комитета по переводу стал ректор архимандрит Феофан. В это же время был создан Комитет под председательством отца Феофана по изданию при академии трудов византийских историков. Архимандрит Феофан являлся редактором академического журнала «Христианское чтение». С 1859 года возникла полезная практика своекоштных студентов, то есть студентов, не поступивших на казенное содержание и живших в академии или на квартирах за свой счет. Знаменательным событием времени ректорства святителя Феофана было 50-летие академии, отмечавшееся 17 февраля 1859 года. В честь этого события состоялось торжественное празднование. В академию прибыли многие выпускники и бывшие наставники, гости, среди них митрополит Санкт-Петербургский Григорий (Постников) , архиепископ Казанский Афанасий (Соколов), знаменитый историк церкви, богослов, патролог и библеист архиепископ Харьковский (впоследствии Черниговский и Нежинский) Филарет (Гумилевский) , протопресвитер В.Бажанов , протопресвитер В.Кутневич, знаменитый переводчик Священного Писания протоиерей Г.Павский , протоиерей И.Рождественский и другие. На празднование юбилея был приглашен митрополит Московский Филарет (Дроздов) , но он не смог прибыть по состоянию здоровья и отправил свое послание, в котором, в частности, писал: «Приветствую академию, совершившую полвека под покровом державной и священной власти, принесшую добрые плоды церкви и отечеству. Господь да продлит лета ее в благодати и мире, да умножатся плоды ее – плоды любви к истине, яже по благочестию, к премудрости не мира сего, но Божией, к учению не только знания, но наипаче к учению жизни, наконец плоды ревности подвизаться за православие и служить спасению душ». В дар академическому храму им была передана икона Божией Матери. На юбилее присутствовали знатные светские лица: принц Петр Ольденбургский, министр народного просвещения Е.Ковалевский, обер-прокурор Синода граф А.Толстой, киевский генерал-губернатор князь И.Васильчиков, ректор Санкт-Петербургского университета П.Плетнев, президент Медико-хирургической академии П. Дубовицкий и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

5 марта – день памяти благоверного князя Ярослава Мудрого. Святой князь Ярослав родился в 978 г. и был сыном святого равноапостольного великого князя Владимира. Он оставил о себе память составлением свода законов Киевской Руси — «Русской правды», которая, дополненная его сыновьями и внуком Владимиром Мономахом, стала правовой основой жизни русского народа. Князь Ярослав уделял много внимания христианскому просвещению, по его распоряжению были построены десятки храмов в различных городах. Почитание благоверного князя Ярослава Мудрого как местночтимого подвижника началось сразу после преставления в 1054 г. В лике святых князь прославлен в 2005 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. Глава св. пророка Иоанна Предтечи Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи празднуется 9 марта. После усекновения главы Предтечи , тело его было погребено учениками в самарийском городе Севастии. Иоанна, жена царского домоправителя, тайно взяла скрытую Иродиадой главу пророка, положила в сосуд и погребла на Елеонской горе. В IV в. благочестивый вельможа Иннокентий при постройке церкви обнаружил сосуд с главой, но перед смертью снова укрыл его в том же месте, опасаясь поругания святыни неверными. Через некоторое время Иоанн Предтеча явился во сне двум инокам и указал им место нахождения своей главы. Святыня несколько раз переходила из рук в руки, пока не была укрыта в пещере, где впоследствии возник монастырь. В 452 г. Предтеча явился в видении архимандриту обители и вновь указал, где спрятана святыня, которая позднее была перенесена в Константинополь. Святая преподобномученица Евдокия 14 марта совершается память преподобномученицы Евдокии . Евдокия, жившая во II в. в Самарии, долгое время вела греховную жизнь. Однажды она познакомилась со старцем Германом, и ее сердце открылось для веры во Христа. После крещения Евдокия раздала свое имущество нищим и удалилась в монастырь для покаяния. Во время гонений на христиан истязавшие ее правители уверовали во Христа после того, как по молитве святой воскресла умершая жена одного из них. Однако при следующем правителе Викентии святая Евдокия была схвачена и обезглавлена. Икона Божией Матери «Державная»

http://pravmir.ru/imeniny-v-marte/

Взгляд скользит по стене, проваливается в подъезд, и все вроде бы до безобразия одинаково, но на двери взгляд выхватывает крест, не тот, парижский, католический, модерновый, будто созданный увенчать башню Эйфеля. Наш, византийский, русский, московский – красивый в своем непередаваемом благородстве простоты и символизма. Под крестом надпись – «Церковь Трех святителей». Улица темна, уже одиннадцатый час вечера, и ты, уверенный, что сегодня церковь уже закрыта, все же слегка толкаешь входную дверь. И в тот же миг луч света прорезывает тьму, вырываясь из образовавшейся щели. Открыто! Не веря, смущенный входишь в храм. Много прихожан, священников. Может быть, какой-то домашний праздник – свадьба или крестят кого? Но в такой час… Не может быть. Внутри сразу согреваешься от зажженных свечей, икон по стенам и русской речи. Ты снова в России. Куда-то делись эти нелепые балконы, чуждые нравы, весь этот падший Вавилон. Где тот пронизывающий до костей парижский сырой холод? Куда делась точащая изнутри тоска? Здесь всё как дома. Восковые свечи, благородные бороды священников, платки на женщинах. Лики святых, излучающие тепло горящих перед ними свечек. И русская речь… С французской «р», грассируемой на иностранный манер потомками старых эмигрантов. С провинциальной «о», напоминающей несведущему москвичу то Белоруссию, то русский Север. С южным украинским говором, режущим слух, но все же близким и понятным. Разговорившись со стариком-прихожанином, выясняешь, что собравшиеся в храме ждут прибытия чудотворной Державной иконы Божией Матери. И мысли твои наполняет благоговение перед неизреченным Промыслом. Как можно оказаться случайно в православном храме за границей именно в тот вечер, когда туда должна прибыть икона, ставшая символом надежды на спасение тонувшей в революции России?! Как можно оказаться случайно в православной церкви именно Парижа – города, ставшего символом белой эмиграции?! Сама мысль о «совпадении» кажется нелепой, когда ты стоишь в очереди поклониться великой иконе, в очереди с детьми эмигрантов, покинувших Россию в революционные годы, и с эмигрантами новой волны!

http://pravoslavie.ru/1257.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010