17 октября 2022 года в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, где икона постоянно пребывает, был совершен молебен перед чудотворным образом, после которого святыню в специальном ковчеге доставили в Троице-Сергиеву лавру. В Успенском соборе обители перед ней был совершен молебен о России, который возглавил наместник монастыря епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома. Затем икону бережно перенесли в помещение монастырской реставрационной мастерской. Сразу же началось кропотливое обследование святыни. Как показали рентгеновские снимки, в толще трех досок, на которых два с лишним века назад создавался впоследствии явленный в Коломенском образ, находились многочисленные чужеродные крепежные элементы: специалисты насчитали не меньше дюжины металлических скоб, скреп, шурупов и гвоздей. По всей видимости, они частично компенсировали утраченную соединительную функцию сильно обветшавших шпонок. После их извлечения резчики-реставраторы заменили ветхие элементы и укрепили соединения трехчастного иконного щита новым деревянным крепежом. С верхнего полукружья сняли негативно воздействовавший на древесину железный обруч. Торцы иконы оказались в многочисленных щелях, зацепах и зазубринах, местами напоминая трухлявую губку. Все эти изъяны после анализа снимков иконы в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах удалось исправить с помощью старинных технологий с применением рыбьего клея и глубокой обработки реставрационным антисептиком для защиты доски от грибка и иных пагубных микроорганизмов. Далее началась работа с самим образом. За все время своего существования Державную икону всерьез, тем более современными исследовательскими методами, не изучали. Икона из Коломенского, олицетворявшая для многих верующих заступничество принявшей под Свое покровительство осиротевшую русскую державу Матери Божией, сразу после обретения в 1917 году стала «путешествовать» по приходам и монастырям Центральной России. По воспоминаниям современников, образ только в воскресные и праздничные дни пребывал в Коломенском; известно, что икона побывала и в Марфо-Мариинской обители, где перед ней молилась будущая преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна2. Деятельное внимание к образу проявил Предстоятель Русской Церкви: будущий святитель Патриарх Тихон лично участвовал в составлении службы и акафиста иконе3, призывая православных христиан молиться перед образом Державной и просить благословения Богородицы на все начинания.

http://pravoslavie.ru/152488.html

В соборе находятся главные святыни Лавры: чудотворная икона Божией Матери «Святогорская» и мощи преподобного Иоанна Затворника. Они находятся «в четырехстолпных резных деревянных сенях». Образ Божией Матери украшен сребропозлащенной ризой, с цатой и венцом в стиле XIV века. Над ликом Богородицы размещены изображения пяти Богородичных праздников, по сторонам иконы — покровителей четырех Лавр Русской церкви: прпп. Антоний и Феодосий Печерские, св. блг. князь Александр Невский, прп. Сергий Радонежский и прп. Иоанн Затворник. Множество серебряных лампад разливает тихий свет, освещая лик Пречистой Девы. Перед солеей в деревянных, украшенных резьбой раках положены для поклонения мощи новопрославленных Святогорских святых. С левой стороны раки с мощами преподобных Феодосия, Киприана, Лонгина, Исаакия и архимандрита Арсения. С правой стороны преподобноисповедники Михаил, Трифон, Иоанн, преподобный Иоанникий, в малом ковчеге мощи архимандрита Германа. Возле западных столпов храма установлены два больших мощевика с частицами мощей преподобных Киево-Печерских. С правой стороны собора, у южной ее стены, под иконой Пресвятой Троицы, в деревянной нише под стеклом, выставлены два мощевика, один из которых изготовлен в форме креста. Оба эти мощевика содержат мощи многих великих угодников Божиих. В храме, на правом западном столпе, находится Икона Архангела Михаила с деяниями, список с древней чудотворной иконы. Икона Архангела Михаила с деяниями написана по просьбе прп. Евфросинии Московской – в миру княгини Евдокии, супруги святого благоверного князя Димитрия Донского. Уже после кончины своего державного супруга прп. Евфросиния удостоилась явления Небесного посланника, объявившего ей о скором отшествии из сего мира. После этого необычайного события святая лишилась дара речи и знаками просила написать изображение Небесного воина. Дважды подносили ей изображения, созданные искусными иконописцами, но лишь в третьей иконе, на которой был изображен Архангел Михаил, узнала она своего посетителя. В этот момент уста ее отверзлись, и святая восславила Бога. Икону Небесного воеводы она завещала передать в Архангельский собор, где покоятся останки ее супруга.

http://sobory.ru/article/?object=05582

Дата 22 октября, очевидно, была выбрана Петром I не случайно. Она связана не только с уже сложившимся празднованием избавления Москвы от польского плена, что отмечалось XVII веке ежегодно крестным ходом, который возглавляли Царь и Патриарх. Думается, важную роль сыграли для царя Пера Алексеевича пророческие слова почитавшегося им Святителя Митрофана Воронежского, который завещал первому русскому императору почитать Казанский образ Богородицы, сказав, согласно преданию, что основанная им новая столица Санкт-Петербург избрана Самой Царицей Небесной, и пока ее Казанский образ будет пребывать в городе и пока будут молящиеся перед Казанской иконой, город будет стоять. В чем убедились их потомки во время страшной блокады в годы Великой Отечественной войны. Через 100 лет после провозглашения России Империей наступил грозный год русской истории 1812-й, и Казанская икона сопровождала русскую армию в походе, а в Санкт-Петербурге был построен Казанский собор, который стал памятником русской победы и где упокоился народный герой Михаил Илларионович Кутузов. Глубоко символично так же и то, икона ушла, когда клонилась к закату империя. Это произошло в канун праздника Первоверховных Апостолов Петра и Павла в ночь на 29 июня ст. ст. 1904 года. Известно, какие усилия предпринимал будущий священномученик Гермоген (Долганов) в поисках иконы. Но всё было тщетно. Русскому обществу это было неинтересно. Для политической и культурной элиты России это событие прошло незаметно. Что произошло потом мы все хорошо знаем. Кстати, последние защитники Самодержавия русские монархисты-черносотенцы учредили Союз Русского Народа, призванный объединить народ вокруг Царя, именно 22 октября 1905 года в день Казанской иконы Божией Матери. К сожалению, народ объединить уже было возможно только насилием. И вот пришла новая гроза для России Великая Отечественная война. И мы имеем огромное число преданий, связанных с Казанской иконой. Самое известное предание о явлении Пресвятой Богородицы митрополиту Гор Ливанских Илие Караму, которому Божия Матерь повелела передать советскому руководству: « Ленинг рад сдавать нельзя. Для спасения его пусть вынесут чудотворную Казанскую икону Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города. Тогда ни один враг не ступит на святую землю города на Неве. Перед Казанской иконой нужно отслужить молебен и в Москве. Затем она должна быть в Сталинграде, который тоже нельзя сдавать врагу. Казанская икона должна идти с войсками до границ России».

http://ruskline.ru/news_rl/2016/07/21/po...

Первые известные упоминания о самой иконе относятся уже к 1830-м годам, однако событие, давшее повод к ее написанию, произошло как минимум на столетие раньше и описано уже в книге «Руно Орошенное», составленной святителем Димитрием Ростовским. Некий лихой человек вел грешную жизнь, но был тем не менее благоговейно привязан к Пречистой, ежедневно неопустительно молясь на Ее икону. Однажды, собравшись «идти для греховного дела», он помолился и вдруг узрел, как у Младенца стали кровоточить язвы на руках, ногах и в боку, а глас Пречистой изрек: «Ты и прочие грешники вновь распинаете грехами своими Моего Сына, как иудеи. Вы называете Меня Милосердной, но зачем же оскорбляете Меня своими беззаконными делами?» Потрясенный грешник умолил Пречистую о заступничестве, в знак прощения облобызал язвы Спасителя и с того времени вернулся к честной и благочестивой жизни. Согласно этому преданию на иконе «Нечаянная Радость» и пишется «человек некий беззаконный», молящийся на коленях пред образом «Одигитрии», под которым обычно начертаны первые слова самого повествования или же особая молитва. На ризе чудотворной из храма во имя Ильи Обыденного надпись: «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на иконе Божией Матери “Нечаянная Радость” восстановлена риза в лето 1959 при настоятеле храма Святого Пророка Божия Илии Обыденного протоиерее А. В. Толгском». Покойный патриарх Пимен особенно любил эту икону и потому считал себя прихожанином храма Ильи Обыденного, часто приезжая сюда к вечерней службе. Рассказывают, будто однажды он увидел этот образ в тонком сне, а оказавшись первый раз в храме Ильи пророка, тотчас узнал именно такой список «Нечаянной Радости». Скажем здесь и о других святынях этого храма. Прекрасный образ Казанской Богородицы письма Симона Ушакова. Икона «Успения», перешедшая сюда из закрытой церкви Успения на Могильцах. Когда в 1924 году был закрыт близлежащий Зачатьевский женский монастырь, то его последняя игуменья принесла сюда иконы «Троеручицы» и Богоматери «Милостивой» (ровно семьдесят лет спустя эта обитель была восстановлена, а ее иконы возвращены на свое исконное место, в монастырь). Икона Державной Богоматери, написанная художником Николаем Чернышевым, арестованным и погибшим за веру в декабре 1924 года.

http://pravoslavie.ru/1993.html

Семнадцатого октября 2022 года в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, где икона постоянно пребывает, был совершен молебен перед чудотворным образом, после которого святыню в специальном ковчеге доставили в Троице-Сергиеву лавру. В Успенском соборе обители перед ней был совершен молебен о России, который возглавил наместник монастыря епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома . Затем икону бережно перенесли в помещение монастырской реставрационной мастерской. Сразу же началось кропотливое обследование святыни. Как показали рентгеновские снимки, в толще трех досок, на которых два с лишним века назад создавался впоследствии явленный в Коломенском образ, находились многочисленные чужеродные крепежные элементы: специалисты насчитали не меньше дюжины металлических скоб, скреп, шурупов и гвоздей. По всей видимости, они частично компенсировали утраченную соединительную функцию сильно обветшавших шпонок. После их извлечения резчики-реставраторы заменили ветхие элементы и укрепили соединения трехчастного иконного щита новым деревянным крепежом. С верхнего полукружья сняли негативно воздействовавший на древесину железный обруч. Торцы иконы оказались в многочисленных щелях, зацепах и зазубринах, местами напоминая трухлявую губку. Все эти изъяны после анализа снимков иконы в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах удалось исправить с помощью старинных технологий с применением рыбьего клея и глубокой обработки реставрационным антисептиком для защиты доски от грибка и иных пагубных микроорганизмов. Далее началась работа с самим образом. За все время своего существования Державную икону всерьез, тем более современными исследовательскими методами, не изучали. Икона из Коломенского, олицетворявшая для многих верующих заступничество принявшей под Свое покровительство осиротевшую русскую державу Матери Божией, сразу после обретения в 1917 году стала «путешествовать» по приходам и монастырям Центральной России. По воспоминаниям современников, образ только в воскресные и праздничные дни пребывал в Коломенском; известно, что икона побывала и в Марфо-Мариинской обители, где перед ней молилась будущая преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна 2 . Деятельное внимание к образу проявил Предстоятель Русской Церкви: будущий святитель Патриарх Тихон лично участвовал в составлении службы и акафиста иконе 3 , призывая православных христиан молиться перед образом Державной и просить благословения Богородицы на все начинания.

http://e-vestnik.ru/society/ikona_derzha...

Вкратце напомним историю обретения чудесной иконы. В феврале 1917 г. крестьянке деревни Починок Бронницкого уезда Евдокии Андриановой приснился сон: голос торжественно объявил ей, что «есть в Коломенском большая черная икона, ее нужно сделать красной и пусть молятся» . Через две недели она вновь увидела сновидение с близкими образами: «Вижу – белая церковь, где должен быть спор со старообрядцами, вижу – в храме народ стоит в беспорядке, прохожу на середину, народ вмиг пропал и только осталась одна женщина, которая села среди храма» . Затем сновидица узнает в этой женщине «Царицу Небесную». Несмотря на то, что второй сон был не столь ясным (в нем было много достаточно случайных деталей, характерных для сновидений), именно он окончательно побудил женщину пойти в Коломенское — кстати заметим, расположенное не близко к ее родной деревне (около 30 км.). В Вознесенской церкви села Коломенское она сразу же узнала церковь из своего сна и обратилась к ее настоятелю, протоиерею Николаю Лихачеву, с просьбой отыскать икону, о которой ей было сказано во сне. После долгих поисков отец Николай обнаружил в подвале большую почерневшую икону. После того, как ее отмыли, все увидели изображение «Царицы Небесной, восседающей на Царском Троне, в руках имея скипетр и державу в красной мантии, на голове корона, на коленах Божией Матери – Благословляющий Спаситель» – образ, соответствующий сонным видениям Евдокии Андриановой. Икона, обретенная в день отречения от престола Николая II, быстро стала объектом всенародного почитания. Она начала распространяться во множестве списков, в Марфо-Мариинской обители перед ней молилась св. Елизавета Федоровна. Впоследствии она прислала ее список своей сестре, императрице Александре Федоровне. В октябре 1917 г. был составлен акафист «Державной», в работе над которым принимал участие Московский митрополит, будущий Патриарх Тихон. В годы революции почитание иконы стало рассматриваться большевиками как проявление нелояльности. По словам И.М. Андреевского, «прошло несколько лет — и жесточайшие гонения обрушились на головы почитателей этой иконы, молившихся пред ее копиями по всей России» . После закрытия Свято-Георгиевской церкви в Коломенском, где после 1917 г. находилась «Державная», и превращения комплекса в музей, икона была передана в запасники Исторического музея. Возвращена в Коломенское она была только в 1990 г., накануне падения Советской власти.

http://bogoslov.ru/article/5042224

+ + + Глава Первая Первопрестольная икона Божией Матери «Владимирская» Посвящается Александру Ивановичу Буркину Несомненно, что громадное влияние на формирование общественного духовно-державного самосознания еще Древней Новгородско-Киевской Руси оказал ряд особо чтимых икон и храмов. В первую очередь это относится к образам Софии Премудрости Божией и Успения Пресвятой Богородицы, и к храмам, посвященным этим праздникам. Оба праздника - и чествование Премудрости Божией, и память об Успении Пресвятой Богородицы празднуются в один день - 15/28 Августа. Софийско-Успенские храмы стали главными соборами Киева (Великокняжеская Успенская Десятинная церковь, Софийский собор, Свято-Успенская Печерская Лавра), Великого Новгорода (Софийский собор), Владимира-на-Клязьме (Успенский собор), Москвы (Успенский собор Кремля), Вологды (Софийский собор Кремля: перенос столицы Опричнины одно время планировался в Вологду), Тобольска (Софийский собор Кремля, Тобольск - столица Сибирского Царства). Успенские храмы и наиболее чтимые, чудотворные Успенские иконы Руси, несомненно, духовно и церковно-исторически ассоциировались с пещерным Успенским храмом, в котором расположена Гробница Пресвятой Богородицы, под Масличной горой возле стен Иерусалима Палестинского. Софийские же соборы духовно связывались с Великой Софией Царьградской. Таковое духовное мировоззрение накладывало отпечаток и на наше национальное самосознание, и на политическое мышление державных и церковных лидеров России. В 2030-31 годах, если до того не свершится Даниилова седмина (Дан. 9), будет праздноваться девятьсот лет прибытия на Русь иконы Божией Матери «Владимирская». Как в духовно-державной идеологии Руси проявила себя эта уникальная икона? Ведь именно она во многом объясняет, почему духовно-политическая взаимосвязь России с Палестинским Иерусалимом и таковая взаимосвязь с идеей Нового Иерусалима определяла церковные и державные идеалы нашего Отечества на протяжении этих столетий, и, возможно, титул Москвы - Первопрестольная также связан с этой Святыней.

http://ruskline.ru/analitika/2009/12/01/...

В конце 1920-х гг. церковь была закрыта и использовалась как склад, а затем как машиностроительный цех. Во время " хрущевской оттепели " , которая для многих наших церквей стала последней, Казанскую церковь собирались взорвать, и для этого в стенах храма были сделаны шурфы, однако исполнение решения было отложено и церковь уцелела. Возрождение началось в 1992 году, когда по распоряжению мэра Санкт-Петербурга помещение Казанского храма было передано епархии. Вот как вспоминал Святейший Патриарх Алексий II о своем первом посещении храма: «Перед тем, как я обратился к властям города с просьбой освободить Казанский храм, я посетил его, и здесь мало что напоминало о православном храме. Была мерзость запустения». Первая Божественная Литургия совершена 15 марта, в день Торжества Православия, который совпал с днем отречения святого царя-мученика Николая от престола и явления Державной иконы Божией Матери. Два года спустя Высокопреосвященный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир подписал распоряжение о передаче Казанского храма монашеской общине. 12 декабря 1996 года к открытию обители в храме во имя Казанской иконы Божией Матери появилась сияющая обновленная Казанская икона Божией Матери. Пятикупольный Казанский храм облицован светлым, почти белым кирпичом, специально привезенным из Германии. Так же как и в Византии, сама кирпичная кладка является важным декоративным элементом в общем оформлении храма. Барабаны центрального и малых куполов украшены орнаментами и майоликой. Три портала декорированы изящной скульптурой, «вылепленной» из бетона, имитирующей резьбу по камню с использованием мозаичных вставок. Каждый фрагмент скульптурного убранства фасадов и орнамента интерьеров храма содержит христианскую символику: символические изображения Евангелистов, растительный орнамент с доминирующими виноградной лозой и пальмовыми ветвями, птицы в виде голубя, павлинов и фазанов, орнаментальные кресты, монограмма имени Христа, порой с буквами Альфа и Омега по бокам, вписанными в круг или равносторонний треугольник.

http://sobory.ru/article/?object=05265

А потом начинается очередь фактов из якобы достоинств царя Иоанна, среди которых, кстати, и тот, что государь и сам страдал от своей жестокости и непрестанно каялся в своих грехах. Не берусь судить о том, каково было раскаяние и покаяние царя Иоанна. Судить об этом, к счастью, не мне и даже не истории. Но что заставляет обыкновенных верующих людей вопреки всем имеющимся историческим фактам, Евангельским заповедям, мнению самой Церкви, наконец, даже здравому смыслу канонизировать необузданную авторитарную жестокость? Особенно когда среди святых Церкви есть люди, которые напрямую или косвенно пострадали от этого царя. Ведь ни вразумление, ни призыв к милосердию, ни, наконец, воззвание к совести христианина не возымели действия на жестокого правителя. Были лишь царская воля, болезненная мнительность и жестокость, равными которым, наверное, могли бы быть только такие же качества бывшего тифлисского семинариста Иосифа Джугашвили, пришедшего к власти спустя почти пять столетий. На те же грабли Нельзя исключать,что когда-нибудь в будущем Сталин, как и царь Иоанн Грозный, тоже начнет появляться в семейных иконных уголках. Впрочем, почему когда-нибудь? Уже появляется. И не только там. Сегодня существуют хитрые вариации полотен, где отец народов изображен без нимба, как будто бы на втором плане. Например, печально известная икона с Пресвятой Богородицей, возимая делегацией «Изборского клуба» по всей России, вводящая в заблуждение очень многих, в том числе и духовенство. Там Сталин изображен в числе полководцев, победителей в Великой Отечественной войне, под покровом Божией Матери. «Икона вызывает неоднозначную реакцию, но это наша корпоративная икона. Мы считаем, что победа в Отечественной войне — это мистическое действо и победа святых над адом. Поэтому Сталин здесь под сенью Богоматери Державной, которая защищает всю нашу державу. Мы будем ещё заказывать подобные иконы и вообще хотим выйти с инициативой причислить к лику святых Зою Космодемьянскую, Александра Матросова и других героев», — прокомментировал глава «Изборского клуба» Александр Проханов.

http://pravmir.ru/zacharovannyie-zhestok...

В Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсис), заключительной книге Нового Завета, подробно рассказано, что в конце земной истории власть над миром получит слуга дьявола – Антихрист. А в другой книге Нового Завета, Втором послании к фессалоникийцам, говорится, что этого не произойдёт до тех пор, «пока не будет взят от среды удерживающий». Понятие «удерживающий» объяснил Иоанн Златоуст, один из трёх вселенских святителей и учителей: речь идёт о христианской Римской империи, удерживающей мир от зла. Другое объяснение (его разделял епископ Феодорит Кирский) таково: удерживающий – это Святой Дух. Эти два объяснения друг другу не противоречат, наоборот, дополняют друг друга. Столица Византии, Константинополь, пала под ударом турок в 1453 году, и перед константинопольским священноначалием встал вопрос о духовном правопреемстве. В 1480 году Россия окончательно освободилась от монгольского ига, став единственным на тот момент суверенным православным государством, и в следующем веке константинопольский патриарх даровал Русской церкви автокефалию (независимость). Он указал в своей уложенной грамоте, что Москва отныне – Третий Рим. Тем самым роль Катехона перешла к России. Замечу, что особое внимание на понятие «катехон» обратили в белой эмиграции: как считалось, миссию удерживающего исполняла русская монархия, а теперь после её гибели мир покатился к апокалипсису. Для православного человека ясно, что 1917 год с последующим геноцидом верующих – это своего рода репетиция конца света, однако Катехон к одной лишь монархии не сводится. 13 октября 1917 года митрополит московский Тихон направил Синоду донесение, что в селе Коломенском в подвале храма обнаружена икона Богородицы, где она изображена как царица – с короной, скипетром и державой. «Державная икона Божией Матери» – так назовут её впоследствии. «По сведениям, данным членом Комиссии от Церковно-Археологического отдела при Московском обществе любителей духовного просвещения протоиереем Страховым: икона не древняя, приблизительно конца XVIII века (не старше)» – говорилось в донесении митрополита. Если искать мистическое объяснение этой находке, то очевидно: в связи с гибелью монархии Божия Матерь напомнила, что цари приходят и уходят, а Покров Богородицы всегда над Россией. Святая Русь осталась жива даже и под игом богоборцев. Именно роль Катехона суждено ей было сыграть в 1945 году.

http://ruskline.ru/opp/2023/03/11/imperi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010