Коллектив авторов Скачать epub pdf Глава 9 – Иконография Одно из первых впечатлений человека, вошедшего в православный храм, – это множество образов Бога, Божией Матери и святых, как будто обступающих его со всех сторон. Эти образы, созданные художниками, называются иконами. Вся восточная часть храма, которая, как правило, оказывается прямо перед вошедшим, состоит из икон. Это иконостас. Справа и слева, на столбах храма, на западной стене – везде множество икон. Стены храма расписаны иконописными фресками, и это тоже иконы. И у каждого православного христианина дома обязательно есть иконы, перед которыми он молится, которые освящают его жилище. У кого-то они старые, написанные красками на деревянной доске, у кого-то – наклеенные на дощечку. Но главное от этого не меняется. Слово “икона” греческого происхождения. Оно означает “образ”, “портрет”. В Византии, откуда на Русь пришла Православная вера, так называли любые, даже скульптурные, изображения Спасителя, Божией Матери, святых. Почему мы говорим “святая икона”, “святой образ”? Иконы освящаются в церкви, и через это освящение им сообщается благодать Святого Духа. Известно множество чудотворных икон, через которые действием благодати совершаются чудеса, подаются помощь и утешение. Молясь перед иконой, мы должны понимать, что сама икона не Бог, а только образ Бога или святого. Поэтому мы молимся не иконе, а тому, кто на ней изображен. По словам святых отцов и учителей Церкви, “честь, воздаваемая образу, переходит на первообраз”. Это означает, что поклоняясь образу Бога, мы поклоняемся Ему Самому. Когда же появились иконы? В Ветхозаветной Церкви существовал запрет на изображения Бога. Богоизбранный народ жил в окружении язычников, поклоняющихся идолам и изображениям самых диких божеств. Им служили, приносили жертвы, в том числе и человеческие. Господь же через пророка Моисея повелел Своим людям не творить себе кумиров, то есть идолов, и не кланяться им как богам. В те времена никто еще не видел Бога. Господь Иисус Христос еще не приходил на землю, и поэтому любое изображение Бога было бы воображаемым, ложным.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Монастырь Богоматери Махерас. Он был основан в последние годы XII столетия. Чудотворная икона Богоматери Махерас считается одной из 70-ти, написанных Лукой-Евангелистом. ЖМП 7 июль 2013 /  16 сентября 2013 г. Благословенное царство «Острова святых» Клирик Тамассоской и Оримийской митрополии Кипрской Православной Церкви, исповедующий священник в женском монастыре святого Иоанна Богослова архимандрит Серафим (Гавриков) рассказал о жизни современного монашества на благословенном «Острове святых» — так называют богатый святынями остров Кипр. — После долгих веков гонений в 1960 году Кипр обрел долгожданную свободу. В обители вернулись монахи. Полностью ли восстановлена сегодня монашеская жизнь Кипрской Церкви? — Состояние современного кипрского монашества благополучно во всех отношениях. Население всего Кипра около 800 000 человек — можно сравнить с небольшим российским городом. Действуют 11 мужских и 19 женских монастырей, не считая приписных обителей и подворий. Для небольшой Кипрской Церкви это много. В отличие от монастырей стран Восточного блока и даже Греции, монастыри Кипра не были лишены государством земельного имущества и недвижимости и по сей день обладают обширными земельными угодьями, благодаря которым существуют. Хорошо известный туристам Кикский монастырь сдает землю в аренду, имеет подворья. Обработкой монастырских угодий занимаются за плату миряне. В некоторых монастырях есть аграрные послушания и у братии. — Древние монастыри восстановлены в прежнем укладе? — Во время греческого национального восстания в 1821 году монастыри острова были полностью разорены, игумены казнены, над монахами издевались, многие приняли мученическую кончину от ран. Более ста лет разрушенные обители использовались как приходские храмы, в них не было регулярного богослужения. С возвращением Кипру независимости по инициативе архиепископа Макария были организованы сестричества, которые и восстанавливали древние мужские монастыри, но уже как женские. Поэтому все монастыри на острове сравнительно новые, им несколько десятков лет.

http://e-vestnik.ru/world/blagoslovennoe...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Свято-Введенский мужской монастырь (Кизический монастырь) Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 98. История основания Кизического монастыря такова. В 1654–1655 годах по России прокатилась волна моровой язвы, не миновала она и Казань – только в самом городе и его окрестностях, по синодику, умерло 41698 человек. Тогда по совещанию духовных и светских властей было решено принести в город чудотворный образ Смоленской иконы Божией Матери, который находился в то время в Седмиозерной Богородичной пустыни. В трех километрах от города икона была встречена митрополитом Казанским и Свияжским Корнилием I, при большом стечении народа. Во время пребывания чудотворного образа в Казани смертельная болезнь отступила. Тогда было решено ежегодно приносить эту икону в Казань. На том месте, где была встречена святыня, водрузили святой крест, в знак того, что встречи и проводы этой иконы должны проходить именно здесь. Это событие можно считать первым моментом зарождения будущего монастыря. В 1687 году на казанский край снова обрушилась страшная эпидемия, в народе именуемая «трясавичной болезнью». Бедствие это продолжалось около года. Видя страдания своей паствы, митрополит Казанский Адриан (будущий Всероссийский Патриарх), вспомнил о девяти святых мучениках, в городе Кизике подвизавшихся и имеющих дар исцелять от этой злокозненной болезни, и обратился к общему городскому совету с предложением поставить церковь в честь девяти святых мучеников на месте встречи чудотворной иконы, что и было поддержано всеми с величайшей радостью. Житие девяти мучеников Кизических Город Кизик находился в Малой Азии на берегу Мраморного моря. Христианство в нем начало распространяться еще со времен проповеди святого апостола Павла (память 29 июня). Но гонения язычников привели к тому, что одни из христиан убежали из города, другие же держали веру Христову в тайне. Поэтому в конце III века Кизик был в значительной мере языческим, хотя там и была христианская церковь. Такое положение в городе огорчало истинных христиан, стремившихся утвердить Христову веру. К ним принадлежали и Девять святых мучеников – Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон. Они происходили из разных местностей, были разного возраста: и юные, как святой Антипатр, и престарелые, как святой Руф; занимали разное положение в обществе: среди них были и воины, и поселяне, и горожане, и клирики. Но всех их объединяла вера во Христа и горячее стремление к распространению и укреплению истинной веры.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Скачать epub pdf Любовь к священным изображениям – иконам является характерной чертой православного русского народа. Не только храмы на Руси полны этих священных изображений, но и дома верующих не мыслимы без них. Обычно в переднем углу каждой комнаты жилища православного русского человека имеется святая икона. Православный русский человек жил как бы в окружении священных изображений и не расставался с ними даже тогда, когда отправлялся в путь. Вещественным памятником этого обычая служат так называемые складни – св. иконы, состоящие обычно из трех частей, складывающихся в одну. История свидетельствует также, что святые иконы сопровождали русские войска в их походах и особо чтимые изображения Божией Матери даже специально приносились в станы русских воинов накануне сражений с врагами Отечества. Все это свидетельствует о том, что иконопочитание пустило глубокие корни в душу русского православного человека и употребление священных изображений широко проникло в быт русского народа. Православный русский человек как бы жил под сенью этих священных изображений и в жизни своей воплощал вероопределение о почитании св. икон, выработанное отцами VII Вселенского собора, которое благословляло «подобно изображению честнаго и животворящего, креста полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений (мозаичные) и из другого способнаго к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочныя Владычицы нашея святыя Богородицы, такожде и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей». Учение об иконопочитании утвердилось во вселенской Церкви, как догмат христианской веры, имеющий незыблемые основания в «божественном учении святых отцов и предании кафолической церкви». Основания в пользу иконопочитания можно разделить на три группы: основания метафизические, или догматические, основания психологические и основания исторические.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

Скачать epub pdf Окончание 1. Откуда заимствовали мы живописание икон и поклонение им Живописание святых икон заимствовали мы не только от святых отцев, но и от св. апостолов и даже от самого Христа, как то показали мы в начале этой книги. Посему мы изображаем Христа на иконе, как человека, ибо Он явился на земли и жил с человеками [Варуха гл. 3.], соделавшись совершенным человеком, как и мы, кроме греха; изображаем и Безначального Отца, как Ветхого деньми, согласно с видением Даниила (гл. 7); изображаем и Духа Святого в виде голубя, как он явился на Иордане [Бог-Отец неизображаем; Ветхий Деньми в видении пророка Даниила – это Бог-Сын, но не Отец, Также и голубь не является символом Бога-Духа Святаго, Которого в виде голубине должно изображать только на иконе Крещения Христова. Подробнее об этом см. в книге: Л. Успенский , «Богословие иконы православной церкви " ]. Еще изображаем Богоматерь и всех святых, и всем этим иконам поклоняемся относительно, а не служебно, то есть не говорим, что это сам Христос, или сама Богоматерь, или сам святой, который изображен на иконе; но то почитание, которое воздаем иконе, относим к первообразу, то есть к тому, кого она представляет нам. Если икона, которой мы поклоняемся, представляет Христа, то честь, возданную ей, воздаем самому Христу, Сыну Божию, седящему одесную престола величествия на высоких. Видя Его на иконе, как распятого, тотчас думаем, что Сын Божий сошел с высоты небес, воплотился от Святой Девы и умер на кресте, дабы избавить нас от греха и рабства диавола и дабы освободить Адама и род его из мрачного ада и возвратить в прежнее отечество его. Мы поклоняемся не краскам и художественному произведению, как злословят враги церкви нашей, но Господу нашему Иисусу Христу, сущему на небесах. Ибо почитание иконы переходит на первообраз, говорит св. Василий... Взирая также на икону Богоматери, мы воспоминаем, что Пресвятая Дева получила от Бога такую благодать, что сделалась Матерью Сына Божия, и до рождества, в рождестве и по рождестве пребыла девою.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Этот праздник связан с событием, которое было в XVII веке, в 1688 году, когда родная сестра патриарха Иоакима среди молитвы на смертном одре вдруг услышала голос: «Почему ты не придешь ко Мне на Большую Ордынку в храм Преображения Господня, где образ «Всех скорбящих Радосте»?» Когда она приложилась к иконе, совершилось чудо исцеления. Почему Божия Матерь избрала эту женщину для прославления святыни, которая самим своим именованием до скончания века (и чем ближе к концу истории, тем больше) будет символизировать главную тайну христианства? Несомненно, за ее особые скорби и за ее любовь ко Господу. Этот праздник связан и с судьбой святого царя-страстотерпца и его семьи, и всех новых мучеников и исповедников Церкви Русской. Светлый луч Промысла Божия из семнадцатого века достигает знаменательного семнадцатого года. Икона «Всех скорбящих Радосте» обращена ко всему скорбному крестному пути России. Празднование ее совершается в особенный день — 6 ноября по новому стилю, в канун октябрьского переворота, крушения православной монархии и убиения последнего русского царя. «Радуйся, в скорбных обстояниях на помощь нас предваряющая», — молимся мы. Накануне великой катастрофы Матерь Божия являет Свой чудотворный образ. Прежде чем миллионы людей погрузятся в страшную скорбь, Церкви будет дано узнать, что эти страдания они разделят вместе со всеми святыми, от века просиявшими, вместе с Божией Матерью, с Господом. Эти скорби могут быть утешены только тем утешением, которое дается Самим Утешителем, Христом и Пречистой Его Материю. Их может утешить только Тот, Кто взял на Себя все скорби людей, и «вместо предлежащей Ему радости претерпел Крест» (Евр. 12, 2). И душа Его была «прискорбна до смерти» из-за того, что совершается в мире. Их может утешить только Та, Которая приняла скорбь Своего Божественного Сына как Свою собственную скорбь, когда оружие скорби прошло Ее Пречистую душу, и Она стала духовной Матерью всех нас. Божия Матерь потому Радость всех скорбящих, что Она более всех возлюбила Господа. Всею мыслию, всем сердцем Своим, всею крепостию Своею. Ее ходатайство за нас, как и ходатайство всех святых, научившихся от Нее, отличается этой непостижимой любовью ко Господу и к другим людям.

http://moral.ru/radoste/

Непрославленные исповедники Собор новомучеников и исповедников Российских. Икона, написанная в Ново-Тихвинском монастыре «Опять поминальный приблизился час, я вижу, я слышу, я чувствую вас…» – эти строки ахматовского «Реквиема» сегодня, в день празднования всех Новомучеников и Исповедников Российских, как-то особенно тревожат душу. В памяти всплывают голоса, лица людей, с которыми мне, как члену епархиальной комиссии по канонизации святых, приходилось в своей жизни встречаться и разговаривать о том страшном времени, когда за маленький нательный крестик можно было лишиться карьеры, свободы, а то и самой жизни… За несколько лет работы перед нашей комиссией предстали сотни исповеднических судеб – многие из них теперь называются житиями. Но много в нашем архиве и таких жизненных историй, которые пока нельзя отправить в Синодальную комиссию, чаще всего из-за нехватки сведений о подвижнике, но которые также говорят о христианском подвиге веры и верности. Эти лежащие под спудом небольшие истории не менее дороги нам, чем жития уже прославленных святых. Некоторые из них мне хотелось бы сегодня рассказать. «Для меня Господь превыше всего» Магдалина Даниловна Качалкова, жительница Екатеринбурга, была духовным чадом отца Константина (Шипунова) – известного старца середины прошлого столетия. Комиссия занималась сбором сведений об этом уральском подвижнике, и мы опрашивали всех, кто был с ним близко знаком. С любовью вспоминая о духовном отце, Магдалина невольно рассказала нам и о своем подвиге. Мы записали ее рассказ: «Это было в 1967 году. Мой младший сын Саша учился в четвертом классе. Мы жили в новой квартире, я только что устроилась работать на камвольный комбинат. И вот однажды пришла к нам домой учительница моего сына и говорит, что до нее дошли слухи, будто бы я вожу детей в церковь. Я не стала отрицать. Тогда учительница обратилась к Саше с льстивыми словами: «Сашенька, когда мать будет тебя звать в церковь, ты ко мне беги. Я дам вам с Андрюшей (ее сын) денег, и вы пойдете в кино. Тебе ведь не нравится в церкви? Там ладаном пахнет, там одни старухи, там такой тяжелый воздух. Ведь не нравится, правда, Сашенька?» А он так серьезно, так спокойно отвечает: «Нет, мне в церкви нравится». Тогда она, как львица, на него накинулась: «Да что тебе там нравится?!» А он опять серьезно и спокойно ответил: «А я сам не знаю, но что-то мне в церкви нравится». Учительница тогда замолчала, притихла. Она думала, что я насильно детей вожу в церковь. Уходя, она сказала: «Я тогда пойду к вам на работу и всех на ноги поставлю».

http://pravoslavie.ru/3987.html

Баклановская, урочище. Печенгская Спасская мужская пустынь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно не ранее 1620. Год утраты:Не установлен. Адрес: Вологодская обл., Тарногский р-н, ур. Баклановская Координаты: 60.811236, 43.850593 Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты «Символом Севера» назвал этот храм Александр Кузнецов, известный краевед.В 1960 году на церковь, как объект культурного наследия, был составлен паспорт: «…церковь рубленая, обшита тесом. В плане восьмерик на четверике, увенчанная небольшим шатриком с главой. Одна апсида пятигранная с бочкой и главой со сводчатым потолком. Шатрик покрыт тесом. Колокольня заканчивается шпилеобразным шатриком с миниатюрной главкой. Над папертью деревянная восьмигранная колокольня. Церковь на подклете…». О строительстве церкви ходят легенды. Одна гласит, что храм был построен в начале XVII века сбежавшими в глухие северные леса участниками восстания Болотникова. Согласно второй, храм построен из стоявшего здесь ранее на скитских выселках храма. Одно известно точно – на речке Печенге существовал монастырь, основанный в 1621 году старцем Филаретом с «братьею». Сгорел храм, стоявший в тот момент в опустевшей в начале 1970-ых годов местности, в 1978 году. Пьянкова Н. С. " Исчезающие храмы Тарноги " Местоположение В «Толковом словаре русского языка» слово пустынь объясняется так - небольшой монастырь в труднодоступной местности. Печенгская Спасская пустынь находилась на правом берегу реки Печеньга (приток Кокшеньги) у озерка, в настоящее время – урочище на озере Монастырское Тарногского района Вологодской области. В «Церковно-историческом атласе Вологодской области знак Всехсвятской церкви (том 2 лист 34 шифр 9-19) «съехал» в урочище Горская, правильно - урочище Баклановская через реку от Горской, как и сказано в таблицах 1, 2, 3 (том 1 стр. 83, 145, 249). Возникновение пустыни Основатель пустыни – монах Матфей. Неизвестно, откуда пришел старец в эти места. Николай Иванович Суворов (вологодский краевед, годы жизни 1816-1896) предполагал, что Печенгская пустынь основана иноками Грязовецкого Печенгского монастыря. Скорей всего, старец Матфей был выходцем из Соловецкого монастыря. Соловецкий монастырь имел на Кокшеньге (так называлась местность по берегам реки Кокшеньга) земельные владения - вотчину. В 1619 году построил инок Матфей в глухом лесу часовню Преображения Господня и Всех Святых, поэтому и пустынь в документах, приведенных в «Актах Холмогорской и Устюжской епархии» называется Спасской или Всехсвятской, чаще – Спасской. Святыня Печенгской пустыни – чудотворная икона Преображения Господня и Всех Святых. К 1621 году Матфей уже скончался, владельцами пустыни были верхкокшенгские вкладчики (лица, жертвующие в монастырь денежные средства или материальные ценности). Это был тот случай, когда местные жители заинтересованы в существовании поблизости монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=53874

Богородичное. Богородичный женский скит Святогорской Лавры. Карта и ближайшие объекты Село Богородичное живописно расположилось в ложбине, между меловых гор, недалеко от Святогорского монастыря, вверх от него по Донцу, среди возвышающихся вдоль берега реки Святых Гор. Местность Богородичного изобилует археологическими памятниками. В окрестностях села исследователями выявлены следы древних поселений различных эпох и культур. На территории Святых Гор археологами обнаружены 5 городищ Хазарского каганата (салтово-маяцкая археологическая культура VIII–X в.в.): Царино (у с. Маяки), Сидорово, Святогорское, Теплинское и в с. Татьяновка. Два из них — Теплинское и Святогорское — расположены в непосредственной близости от с. Богородичное. Через нынешнее с. Богородичное в XVI–XVII вв. проходила посольская дорога из Цареборисова с переправой через Северский Донец в сторону горы Млынковой. Народное предание сохранило рассказ о том, что икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» была чудесно обретена в начале XVIII века на поверхности воды одного из сельских колодцев. С этого времени возникшее здесь селение стало именоваться Богородичное. В 1847 г. на средства действительного тайного советника Александра Михайловича Потемкина в с. Богородичное была построена каменная церковь в честь образа Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В «Справочной книге для Харьковской епархии», изданной И. Самойловичем в 1904 г., находятся следующие сведения об этой церкви: «…Земли усадебной около 3 десятин, пахотной и сенокосной — 33 десятины. Неприкосновенного капитала 300 р., процентами пользуется причт. Прихожан мужского пола — 1528, женского пола — 1312. Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. Жалование [годовое. — Сост.] священника — 141 р. 12 к., псаломщика — 35 р. 28 к., диакон жалования не получает. Причт помещается в церковных домах… Земская, воскресная и две церковно-приходские школы… Священник Василий Федоров, 64 года. Окончил семинарию во 2 разряде. Священник с 1859 г., на настоящем месте с 1903 г. Последняя награда — наперсный крест в 1898 г. Диакон Феодосий Кириченко, 56 лет. Из среднего отделения духовной семинарии. Псаломщик и диакон с 1885 г., на настоящем месте с 1897 г. Проходит должность учителя воскресной школы. Псаломщик Максим Григоревич, 58 лет. Из 2 кл. духовного училища. Псаломщик с 1860 г., на настоящем месте с 1879 г. Церковный староста — крестьянин Назарий Будняк с 1903 г.».

http://sobory.ru/article/?object=45952

Беззаконие узаконивается. И ничего не помогает. Они протестуют, машут руками, поднимают плакаты, а ничего сделать не могут. Потому что сатана побеждается постом и молитвой. Надо молиться. Только кулаками (кулаки иногда тоже бывают нужны), протестами и наукой не победишь врага рода человеческого. Предлагаем вашему вниманию проповедь настоятеля храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерея Александра Салтыкова в праздник Владимирской иконы  Божией Матери, 3 июня 2013 года. Дорогие братья и сестры! Сегодня мы вспоминаем избавление Москвы от татарского набега, совершенного в день святых равноапостольных Константина и Елены в 1421 году. В этот древний праздник по нашим грехам, в частности по невнимательности сторожевых полков у степной границы, крымские татары подошли к Москве и попытались ее захватить. Между тем, со времени окончательного низвержения татарского ига прошло уже 40 лет. Русское государство быстро росло и крепло. Но в то же самое время развивалось движение, которое называлось ересь жидовствующих. Между этими вещами не прямой связи, но тем не менее, какая-то связь есть, ведь это несчастье происходило по грехам. Когда начался набег, то защиты не было. Народ собрался под стенами города. Положение было безнадежно, войска не было. Но народ молился и одной благочестивой старице было видение, что Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский молятся Спасителю. В этом видении Владимирская Икона Божией Матери уходит из города, а святые молятся, чтобы Богородица помиловала народ. Тогда люди решили молиться Владимирской иконе Божией Матери, как молились во время нашествия Тамерлана в 1395 году, что было для всех памятно. После народного молебна враг ушел! С тех пор было установлено новое празднование Владимирской иконы в этот день. Но это произошло в день святых Константина и Елены. Люди это увидели и поняли, что Господь спас православное царство. Этим была явлена связь между Русским и Византийским царствами, потому что Русское царство является как бы продолжением Византийского, которое было оплотом православия. Но за грехи оно пало. Люди перестали ходить в Церковь и молиться, установилось равнодушие к вере. Поэтому пришли турки и все забрали. Но это происходило постепенно: шаг за шагом. И хотя люди все это видели, они все равно не хотели молиться. Никакие страшные несчастья и поражения не могли заставить людей молиться.

http://pravmir.ru/protoierej-aleksandr-s...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010