Смоленск. Церковь Георгия Победоносца (Верхне-Георгиевская). Верхне-Георгиевская церковь Карта и ближайшие объекты Деревянный Георгиевский (Верхне-Георгиевский) храм был построен здесь в 1784 году. Каменный храм в честь великомученика Георгия Победоносца с приделами во имя Всех Святых и Святого Духа построен в 1810 году на средства купца Стефана Ивановича Сафроненкова. В 1812 году храм разграблен и поврежден французами. После ремонтных работ Богослужение возобновлено в 1820 году. Во второй половине XIX века был кладбищенским и приписным к Нижне-Никольскому, затем в 1896 году обращен в приходской со своим причтом. С начала XIX века рядом с храмом размещается военный госпиталь, действующий до сих пор. В советский период в Георгиевском храме размещался склад. В 1993 году руины храма возвращены епархии. В 1994-1998 годах велись реставрационные работы на фасадах и в интерьере храма. Является памятником архитектуры классицизма. Одноэтажная, двухсветная, одноглавая, трехчастная. Полукруглая апсида и небольшая трапезная невысокие, колокольня состоит из трех четвериков. Украшают фасады треугольные фронтончики над высокими окнами, круглые окна в тимпанах фронтонов четверика, трехчетвертные колонны, фланкирующие порталы на южном и северном фасадах. Внутри храм перекрыт лотковым сводом на тромпах. Храм расположен на улице Толмачева. Материал с сайта Администрации Смоленской области Если подняться со стороны железнодорожного вокзала по улице Фрунзе, а на Толмачева повернуть налево, то во дворе среди жилых построек на пригорке перед нами откроется вид на красивое здание эпохи классицизма – храм святого великомученика Георгия. Его история берет свое начало в 1784 году, когда на этом месте впервые появился деревянный храм святого Георгия Победоносца. Каменный храм в честь великомученика Георгия с приделами во имя Всех святых и Святого Духа был построен в 1810 году стараниями купца Стефана Ивановича Сафроненкова. Во время Отечественной войны 1812 года, когда русские войска из последних сил удерживали Смоленск, в ночь с 5 на 6 августа 1812 года к храму была принесена из Благовещенской церкви надвратная чудотворная икона Божьей Матери Одигитрии. Всю ночь перед ней служились молебны, а затем 6 августа икона была передана в 3-ю артиллерийскую бригаду полковника В.А. Глухова и всю кампанию 1812 года вдохновляла воинов на ратный подвиг. После занятия города французскими мародерами церковь была разграблена и повреждена. Восстановили ее только к 1820 году на средства купца В. Луковникова, с этого же времени начались и богослужения. А вскоре рядом с храмом был устроен военный госпиталь, который действует до сих пор.

http://sobory.ru/article/?object=04118

I. Просопография церковная Извлечения из рукописей о внешнем виде Иисуса Христа и пречистой Его Матери, святых, и царей присутствовавших на святых вселенских соборах. Некоторые историки говорят, что у Спасителя волосы были волинсты и редки. Φασ τινς τν στορικν, τι τ ολον κα λιγτριχον σχμα π το Σωτρος οκειατερν στιν. Кедрин. Христос бяше красен добротою паче всех сынов человеческих. Высота бяше тела шесть стоп. совершен. Русы имея власы не велми хусты, паче оубо до брады висяща. Брови имущи черны велми наклонен. Очи же его веселы, якоже и праотца его Давида сказает образ, глаголя: «чёрмень помалу» и ноздрьма сличень. Надрус брадою. долгы имеа власы николиже стрижены, и мало наклонен выею, не велми прост (прям). Русь (?) имеа возраст телесный. Лице не велми кругло имеа, якоже и мати его. Чист и разумен нравом и кротостию, ко всякому человеку безгневен, и по всему материна обычаа приобщашеся. Из сборника на бумаге in 4° minor, в библиотеке Афонохиландарского монастыря, 17 века. Богоматерь малоглаголива, скоропослушлива, блогоиименита, не дерзновенна ко всякому человеку, якоже и дивитися всему разуму и глаголаниио ея. Возрастом же бяше средняа. Друзии же глаголют, яко паче средняа. Руса, желтовласа. Очима чермна, благозрачна. Брови черны. Руцы долзи. Круговатном. лицем. Долгы персты имящи. Блогодати Божия и красоты исполнена, и помыслы непостыдна и непремена. И смирение непреложно имяще. Одежды темнозрачны любящи ношаше: свидетельствует святый покров ея. Из того же сборника. Святый архидиакон Стефан был высок ростом, и волосы имел золотисторусые. Λγος στορικς το Νικτα. В соборном храме Афоно-Кастамонитского монастыря на правой, передней колонне, поддерживающей купол, утверждена древняя икона св. архидиакона Стефана, принесенная из Иерусалима в царствование Константина Мономаха (1042–1054 г). Она описана мною так: «Волосы, золотисторусы, в вид тернового венца Христова (Corona Christi). Темя голо. Брови правильны. Глаза приятны. Нос тонок, прям и длинен. Усы и бородка едва показались. Цвет лица – цвет пшеничного зерна с отливом алым. Живопись хороша и располает к молитве. Икона велика.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Введение Помянух дни древние, и поучахся ( Пс.142:5 ). 1 . Великими и высоко знаменательными чертами запечатлена история православной церкви Христовой на Волыни. 1 Современная, по своему происхождению, первоначальному просвещению славян, еще от времен святых и равноапостольных Кирилла и Мефодия, она в течении многих веков жила и развивалась под влиянием самых разнообразных условий и обстоятельств религиозных, политических и гражданских. И чего она не пережила в это время? – И тяжелые смуты княжеских усобиц удельного времени, и жестокое иго татарское, и невыносимые преследования со стороны поляков, латинян и униатов. Мечом, кровью и терпением непоколебимым, почти непрестанно берегли наши предки свою национальность, свою родную православную веру, до новых светлых дней, воссиявших для западнорусского края в лице благополучно ныне царствующего, Богохранимого, великого государя, царя-освободителя нашего, императора Александра Николаевича. За то Господь милосердый никогда не переставал являть земле Волынской самые живые, ощутительные знаки своего Божественного благоволения и промышления во всех исторических её судьбах и положениях. Как и другие древнейшие и знаменитейшие области земли русской, и земля Волынская издревле славилась обилием даров духовных, открываемых то в прославлении чудотворных икон, то в явлении благодатных источников, то в подаянии высшей, небесной помощи в трудных обстоятельствах жизни и т.п. Взгляните на одни горы Почаевские. Там в Божественном величии, и доселе сияет чудесами дивная икона Божией Матери, и при ней цельбоносная стопа, от лет древних источающая благодатную воду всем с верою почерпающим оную. 2 Здесь же чудесным и страшным явлением своим Матерь Божия подала некогда свою пренебесную помощь обители Почаевской, во время брани Збаражской от нашествия и обложения татарского (1675 года) и т.п. 3 А сколько других благодатных и цельбоносных святых икон рассеяно на всем протяжении земли Волынской, каковы, например, чудотворная икона Божией Матери Зимнинской (в селе Зимном около Владимира-Волынского), святителя Николая в селе Западинцах (Старо-константиновского уезда), Спасителя Боремельского в местечке Боремле, (Дубенского уезда), Пресвятой Богородицы Житомирской (в городе Житомире), Тригорской (в Тригорском монастыре), Зогоровской (в Зогоровском монастыре), преподобного Онуфрия Любарского (в местечке Любаре Новоград-Волынского уезда) и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Сегодня память святых отцов VII Вселенского Собора, которые утвердили истину иконопочитания как печать всех тайн веры, как печать Боговоплощения. Через чудотворные образы нам является благодатное присутствие Господа нашего, Божией Матери и многих святых. В наши дни, когда война против Бога и человека достигает последних пределов, Господь дает нам утешение в виде многих мироточивых икон, некоторые из которых благоухают. Иверская икона Божией Матери, явленная в 1982 году православному испанцу Иосифу, принявшему мученическую смерть за хранение этой святыни, заполняла миром всю Православную Церковь. Благоуханная мироточивая икона царя Hukoлaя II показывала нам славу царственных страстотерпцев. Благоухание духовное, как говорит слово Божие, — это «запах живительный на жизнь» (2 Кор. 2, 16). Как сказал преподобный Иустин Сербский, не так давно прославленный Церковью, благоухание, исходящее от икон, дается нам для того, чтобы мы знали, что каждая душа человеческая благоухает Богом и смердит грехом. И только, говорит он, перстом Своим коснется Господь души человеческой, как она источает из себя благоухание. Все мы призваны быть этим благоуханием — образами Божиими, которыми мы являемся, но которые помрачаются от греха. Сатана ненавидит эти образы, он хочет погубить их, чтобы человек перестал быть человеком. Для чего Бог стал человеком? Чтобы человек мог стать человеком. Чтобы человек мог обрести свое человеческое достоинство, подлинную сияющую красоту нетленной вечной жизни, исходящей от Первообраза — от Господа нашего Иисуса Христа. Живя в мире, растленном грехом, среди распада смерти мы должны приобщаться благоуханию нетленной жизни, которое дает нам силы устоять в любых испытаниях. Для этого нужно научиться самому главному, что составляет достоинство человека — милосердию. Сегодня в Евангелии Господь говорит об исцелении сына Наинской вдовы. У врат города Наин, расположенного неподалеку от города Капернаума, Господь, идя со множеством народа, всегда сопровождающего Его, встречает другой людской поток — похоронную процессию. Он видит женщину, которая пребывает в страшном горе, потому что недавно она потеряла своего мужа, а теперь хоронит единственного сына.

http://moral.ru/vii/

Поучение о поклонении святым иконам («Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже») Так торжественно поет Божественная Православная Кафолическая Церковь . Неповинная Авелева кровь, православные слушатели, вопияла некогда великим гласом к Богу, как говорил Каину Сам Всемогущий Господь: «Голос крови брата твоего вопиет ко Мне» ( Быт. 4:10 ). Имеет свой глас и неповинно пролитая кровь многих мучеников, пострадавших в нашей Православной Церкви за святые иконы. Имеет она свой глас, но не какой-либо иной, а следующий: «Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже». Присоединимся и мы, православные, и все сыны Восточной Церкви, к этому кровному гласу святых мучеников. Будем так же готовы страдать и проливать свою кровь за святые иконы, и воспоем все согласно: «Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже». Что же скажешь на это ты, семиглавый змей иконоборной ереси, отрицающий святые иконы? Слышу, слышу, порождение ехидны, что ты говоришь. Ты отрыгаешь из твоих богомерзких уст неисцелимый аспидов яд, называющий нас, православных, идолопоклонниками, а святые иконы называющий идолами. (Обманула себя сама неправда). Прежде всего я спрошу, аспид ядовитый: что такое идол, что такое святая икона и какая разница между идолом и иконой? Неужели не знаешь ты этого, мерзкий учитель в Израиле? Образ, или икона, – это изображение и подобие действительной вещи, которая или есть, или была, или будет. Если кто изображает Святую Троицу в виде трех Ангелов, так это было в действительности, когда Ангелы явились Аврааму у Мамврийского дуба ( Быт. 18:1 ). Если кто изображает Бога Отца в виде некоего пречестного старца, так это было в действительности, когда пророк Даниил и пророк Исайя видели «Ветхого днями, сидящего на престоле высоком и превознесенном. Вокруг Него стояли Серафимы» ( Дан. 7:9 ; Ис. 6:1–2 ). Изображает ли кто Бога Сына, рожденного, жившего с людьми, «страдавша и погребенна, и воскресшаго в третий день по Писанием, и восшедшаго на небеса и седяща одесную Отца, и паки грядущаго со славою судити живых и мертвых», так ведь все это в действительности было, есть и будет. Изображает ли кто Бога Духа Святого в виде голубя, так и это было в действительности, когда явился Святой Дух «в виде голубине» (см. тропарь Крещению). То же нужно сказать и обо всех прочих святых иконах, которые всегда соответствуют своим первообразам и всегда являются изображением и подобием истинных вещей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Преподобный Ефрем Сирин: житие, икона Подобно апостолам, святой не имел ничего. Днем он боролся c голодом, а ночью со сном. И его действия, и его слова были облечены в святое Христово смирение. Преподобный Ефрем получил от Господа дар сердечного сокрушения и постоянных слез, так что даже в лике святых он прославляется особым именованием – учитель сокрушения. 10 февраля, 2012 Подобно апостолам, святой не имел ничего. Днем он боролся c голодом, а ночью со сном. И его действия, и его слова были облечены в святое Христово смирение. Преподобный Ефрем получил от Господа дар сердечного сокрушения и постоянных слез, так что даже в лике святых он прославляется особым именованием – учитель сокрушения. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви — суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской — 27 янв.; в Церкви Востока — пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей)) Преподобный Ефрем Сирин: икона Эта сияющая звезда Церкви явилась на Востоке в далеком Нисибине, в Месопотамии, около 306 года. Отец преподобного Ефрема был языческим жрецом. Он выгнал сына из родного дома за сочувствие христианской вере. Тогда юношу принял святой епископ Иаков (память 13 января) и наставил его в любви к добродетелям и постоянному усердному размышлению над словом Божиим. Изучение Священного Писания зажгло в преподобном Ефреме огонь, заставлявший его презирать суету и заботы мира сего и возноситься душой к наслаждению небесными блаженствами. Вера и упование на Господа, неколебимые, как гора Сион, сделали его жизнь достойной восхищения. Преподобный Ефрем Сирин обладал такой чистотой тела и души, которые превосходили возможности человеческой природы. Они позволяли ему быть владыкой всех движений своего духа, и ни один дурной помысел не появлялся даже на самом дне его души. В конце жизни преподобный Ефрем признавался, что никогда ни о ком не говорил плохо и никогда c его уст не слетало необдуманного слова. Подобно апостолам, святой не имел ничего. Днем он боролся c голодом, а ночью со сном.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-efrem-siri...

Троицко-Александроневский храм, воздвигнутый, с высочайшего соизволения Государя Императора Александра II, в Новоалександровской слободе г. Рязани, в память чудесного спасения жизни его 2-го апреля 1879 года Предисловие Предлагаемая книга благосклонному вниманию читателей имеет общий интерес, Троицко-Александроневский храм, по своему историческому значению, есть пока единственный храм в России. Как памятник живой веры и горячего патриотизма, он заслуживает глубокого внимания. Религиозное воодушевление и неподдельный патриотизм строителей представляют собою много утешительного и поучительного. Те нужды, среди которых воздвигался храм, – безденежье и отсутствие видимых средств на столь громадную постройку, – дают много ободряющего для всех усердных строителей храмов Божиих и указывают верный путь к отысканию средств. Вообще, история построения храма наглядно рисует пред взором читателя силу веры и могущество патриотизма русского народа, под влиянием которых преодолеваются непреодолимые препятствия. Что же касается формальной постановки ведения всего дела постройки, то она может служить наглядным руководством для тех, кому предстоит нужда в построении храма. Подробности условий и счетов разных подрядчиков имеют интерес в будущем, когда по существующим ценам станут судить о состоянии современной жизни. Но самый главный интерес предлагаемой книги заключается в том, что в ней наглядно объяснены все религиозные обряды, касающиеся христианских храмов, начиная с закладки и оканчивая освящением их. Русский народ мало знаком с этими обрядами, а еще менее понимает их. А между тем, в них-то и раскрывается все значение и необходимость христианских храмов и устанавливается правильный взгляд на них и содержимое в них, что особенно важно в настоящее время, в виду появления многих сект, отрицающих священное значение храмов. Описание внутреннего устройства храма и особенно иконостаса может служить для пастырей образчиком разумного составления иконостасов. Этот отдел следовало бы поставить полнее, именно – так, чтобы каждая икона, находящаяся в иконостасе, могла служить уроком для молящегося; следовало бы представить характерно-выдающиеся черты каждого святого, икона которого вошла в состав иконостаса, так чтобы молящийся мог научиться подвигам добродетели от каждого святого, изображенного на иконе; но такою подробностью мы боялись увеличить объем книги, что считаем неудобным пока в виду особенных соображений. Тем не менее мы надеемся, что нашею мыслью воспользуются другие пастыри и дадут своим прихожанам такое руководство. Русский простой народ усердно посещает храм Божий, но он мало знаком с жизнью святых, изображаемых в храмах. А эта-то жизнь святых служит самым лучшим руководством в религиозно-нравственном воспитании народа. В образец такого знакомства мы представили в своей книге жизнь св. благоверного князя Александра Невского и житие преподобного Феоктиста, спостника Евфимия Великого.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/h...

ЦВ 1-2 (374-375) январь 2008 /  Памятные даты 2008 года 900 лет со дня прославления преподобного Феодосия Печерского 900 лет назад был прославлен в лике святых Русской Православной Церкви преподобный Феодосий Печерский, преемник основателя Киево-Печерской лавры прп. Антония. Когда число сподвижников прп. Антония возросло до 12, он удалился на соседнюю гору, вырыл там пещеру и стал подвизаться в затворе, а братия избрала игуменом Феодосия. И он начал устройство общежития по уставу цареградского Студийского монастыря: все имущество у братии было общим; время проводилось в непрестанных трудах; труды разделялись по силе каждого игуменом; каждое дело начиналось молитвой и благословением старшего; помыслы открывались игумену, который был истинным руководителем всех ко спасению. Основанная прп. Антонием и устроенная прп. Феодосием Киево-Печерская обитель сделалась образцом для других монастырей и имела огромное значение для развития Русской Церкви. Из ее стен вышли знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели. Из святителей — пострижеников Киево-Печерской обители наиболее известны святые Леонтий и Исаия — епископы Ростовские, епископ Новгородский Нифонт, просветитель вятичей прп. Кукша, писатели прп. Нестор Летописец и Симон. Преподобный Феодосий отошел ко Господу в 1074 году. Он был погребен в выкопанной им пещере, в которой уединялся во время поста. Мощи подвижника были обретены нетленными в 1091 году. К лику святых прп. Феодосий был причислен в 1108 году. Киево-Печерская лавра, колыбель русского монашества, после многих лет запустения при советской власти возродилась в 1988 году.   625 лет со дня явления Тихвинской иконы Божией Матери Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, была написана святым апостолом и евангелистом Лукой. В V веке она была перенесена из Иерусалима в Константинополь, где для нее был построен Влахернский храм. В 1383 году, за 70 лет до взятия турками Константинополя, икона исчезла из храма и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера.

http://e-vestnik.ru/news/pamyatnye_daty_...

День Всех святых: Каждый может стать святым В старину «Плох тот казак, который не хочет стать атаманом». А я скажу: плох тот христианин, который в своей жизни не стремится к святости, не стремится стать святым! 29 июня, 2013 В старину «Плох тот казак, который не хочет стать атаманом». А я скажу: плох тот христианин, который в своей жизни не стремится к святости, не стремится стать святым! Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие о Христе братья и сестры! Протоиерей Борис Старк Сегодня мы справляем память всех святых, которые в Церкви Божией с самых первых ее дней и до нынешнего дня. Сегодня мы переворачиваем последнюю страницу книги, именуемой Цветная триодь, в которой изложены богослужения праздников от дня Святой Пасхи и по день Всех святых. Святая Церковь в предпостный и постный период перед нами картины, призывавшие нас к умилению, к покаянию… Перед нами прошли образы кающихся грешников: мытаря , блудного сына , Марии Египетской ; учителей Ефрема Сирина, Андрея Критского, Иоанна Лествичника и других. Затем величественная и страшная картина страданий Христовых, голгофская жертва , смерть Господа нашего Иисуса Христа на Кресте голгофском, и затем наступил праздничный период Пасхи… С Воскресения Христова начинаются праздники, которые заканчиваются сегодня… И мы должны были воскресать со Христом, затем вспоминать о явлениях мироносицам, апостолам, апостолу Фоме, потом мы были свидетелями вознесения Господня и в горнице соприсутствовали апостолам, когда Дух Святой снизошел на них в виде огненных языков и таким образом положил основание Церкви Божией на земле. И вот ныне мы заканчиваем этот праздничный период, вспоминая всех святых, в этой Церкви просиявших… Икона Всех святых Какая же связь между великими праздниками Христовыми и всеми святыми? Почему сегодня наша мысль обращается ко всем святым? Да потому, дорогие братья и сестры, что угодники Божии являются свидетелями того, что голгофская жертва Христа не была ВТУНЕ, что Господь, Своей Кровью, Своими страданиями искупив грехи людей, дал возможность человеку вернуться в рай, потерянный Адамом! Господь Своими страданиями и Своим воскресением из мертвых дал возможность КАЖДОМУ человеку стать святым! И вот эти угодники Божии, которых мы прославляем сегодня, свидетелями того, что КАЖДЫЙ человек МОЖЕТ стать святым.

http://pravmir.ru/kazhdyj-mozhet-stat-sv...

9 мучеников Кизических: житие, икона, молитва Чем прославили свою земную жизнь эти святые 11 мая, 2018 Чем прославили свою земную жизнь эти святые Содержание статьи 12 мая — день памяти 9 мучеников Кизических. Чем прославили свою земную жизнь эти святые? В Малой Азии, на берегу Дарданельского пролива, отделяющего Азию от Европы, существовал древний город Кизик. Христианство в нем начало распространяться после проповедей святого апостола Павла, и он был уже освящен светом христианства. Но многие, опасаясь гонений, держали свою веру в тайне. Игемоны, посланные для того, чтобы принуждать всех к язычеству, подвергали непокорных пыткам и мучениям. В III веке христианство в этом городе попиралось и преследовалось, потому что в городе процветало язычество. Многие христиане бежали и скитались по горам и пустыням. Житие 9 мучеников Кизических Истинные, глубоко верующие христиане не желали отказываться от своей веры во Христа. Под страхом смерти они проповедовали Слово Божие, чтобы утвердить христианство в этом языческом регионе. Были такими проповедниками и будущие мученики Кизические. Они были молодыми и пожилыми, исходили из разных городов, занимались разными ремеслами, среди них были воины и клирики, они занимали разное положение в обществе, но всех их объединила горячая вера во Христа. Они громко славили Господа и без страха обличали язычество и идолов, за что были схвачены, долго и жестоко мучимы, но даже за обещание свободы они не отреклись от своей веры. Своим мучителям они продолжали говорить о суетности идолопоклонства и укоряли их в нечестии. 9 мучеников Кизических смиренно склонили головы пред мечом своих мучителей. Их погребли недалеко от города. Они остались тверды в своей вере, как гора Сион. Когда христианство все же победило язычество, во время правления Константина Великого, в 324 году, христиане обрели нетленные мощи 9 мучеников Кизических, чтобы упокоить их во храме. Этот храм был построен в память об их подвиге за веру во Христа. Мощи 9 мучеников Кизических излучали удивительную благодатную силу, благодаря которой исцелялись тяжелобольные, душевнобольные обретали разум, а последние язычники — веру. Один известный в городе муж, страдавший водянкой, исцелился от всех болезней, прикоснувшись к раке святых 9 мучеников Кизических. Благочестие процветало в Кизике.

http://pravmir.ru/9-muchenikov-kizichesk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010