Закрыть itemscope itemtype="" > Обыденное, историческое и сакральное восприятие образа Николая II 04.08.2008 368 Время на чтение 7 минут Личное восприятие В названии статьи неслучайно присутствует слово «образ». Именно это слово и является ключевым для данного текста. Очень часто мы воспринимаем того или иного человека через его образ, воспроизводимый в нашем сознании. Образ Николая II - это не только икона св. царственного страстотерпца, но и всё его бытийное существование до и после событий девяностолетней давности (июля 1918 года). Автор этой статьи имел свой личный опыт восприятия образа Николая II. В детстве у нас дома стояла икона святых царственных страстотерпцев (в Русской Православной Церкви Заграницей канонизация царской семьи состоялась в 1981 году). Тогда мне казалось странным и дивным, что последний российский император почитается в народе святым. Уже с юности мне стало очевидно, что в истории России есть два периода: святой и богоборческий. Этому осознанию способствовало и впечатление детской души от внимательного просмотра полотна И.С.Глазунова «Вечная Россия». Затем следовал 2000 год. Произошло прославление Николая II и его семьи на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви. Семинары и лекции на историческом факультете (2002 год), посвященные эпохе Николая II, конечно же, позволили критически взглянуть на образ святого, умозрительно приблизиться к контексту самого революционного периода, заключавшего в себе насильственную ломку старых форм жизни, идеологические коллизии и идейные пертурбации. Наконец, впечатления от поездки в Екатеринбург, участие в «царских днях» (Екатеринбург 14-20 июля 2008 года) позволили автору статьи непосредственно воспринять образ Николая Александровича не только умозрительно, но и пропустить этот образ через сердце. Посещение Храма на Крови (Всех русских святых), моление возле расстрельной комнаты в том же храме; посещение Ганиной ямы, монастыря в честь святых царственных страстотерпцев; шествие в крестом ходе от Храма на Крови до Ганиной ямы (22 км.); просмотр фильма «Николай II: сорванный триумф» - не оставили равнодушным. Итак, опыт сакрально-исторического восприятия образа Николая II у автора этих строк имеется.

http://ruskline.ru/analitika/2008/08/04/...

ИКОНА По той мере, как ты начинаешь молиться духом и истиной перед святой иконой, например, Спасителя, по той мере к иконе привлекается дух того, кто изображен на иконе, так что если вера твоя в присутствии лица, написанного на иконе, дошла до того, что ты видишь живым то лицо, то оно действительно благодатью своею бывает тут. Пример – чудотворные иконы, говорившие, источавшие слезы, кровь и проч.; потому именно все они смотрят необыкновенно живо и выразительно. Что невозможного для Бога, Который может оживотворить камень и образовать из него человека? – Так же чудесно Он может сделать это с живописным образом. «Все возможно верующему» ( Мк. 9:23 ), и к верующему чудесно сходит Вышний. Соединяется же Он со знамением Креста Животворящего и чудодействует (1). Иконы Спасителя во всяком доме православном изображают Его вездеприсутствие, Его владычество на всяком месте, а образ святых – соприсутствие или близость к нам святых по благодати Божией, как членов единого тела Церкви, соединенных под единым Главою, Христом (1). Если я молюсь Богу моему с сердечной, живой, совершенной верой, тогда я близок не только к Нему, как сын к Отцу, живущему в одном с ним доме, но и ко всем премирным силам небесным, ко всем святым, царствующим на небесах, и они ничем не дальше от меня, как мои иконы, перед которыми я молюсь. Потому прекрасное у нас обыкновение иметь в своих домах иконы Господа, Пречистой Его Матери, Архангелов, Ангела Хранителя и святых и молиться перед ними: близость их к нашему взору телесному означает еще большую близость их взору душевному, вооруженному верой несомненной (1). Поклоняясь иконам, я, во-первых, почитаю в них Бога, родившего безначально Сына – Образ Свой живой, который бесконечной мысли Бога Отца дал вещественное бытие, сотворив миры и всех тварей, бывших в мысли Божией, и человека, сотворенного по образу и по подобию Божию; во-вторых, я почитаю образ Бога воплощенного; в-третьих, уважаю сам себя, свой образ бессмертного богоподобного человека, призванного быть причастником божественного естества едино с Господом, храм Духа Святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЙ Прп. Макарий Жабынский. Икона из Знаменской ц. Макариева Жабынского мон-ря. Нач. XXI в. Прп. Макарий Жабынский. Икона из Знаменской ц. Макариева Жабынского мон-ря. Нач. XXI в. (1539 (?) - 22.01. 1623 или 1622, Жабынский мон-рь), прп. (пам. 22 янв. и 22 сент.- в Соборе Тульских святых), Жабынский, основатель (?) и настоятель Макариева Жабынского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужского монастыря . «Книга глаголемая Описание о российских святых» упоминает М. как основателя Жабынской пуст.: «Преподобный священноинок Макарий начальник Жабынскаго монастыря Введения Пресвятыя Богородицы, Белевский новый чудотворец, преставися в лето 7130 месяца генваря в 22 день» (Описание о российских святых. С. 230). В нек-рых списках «Книги глаголемой...» и в «Перечнях всех российских чудотворцев» указан 7131 (1623) как год преставления святого (РНБ. ОЛДП. Q. 862. Л. 119, XVIII в.; Мих. Q. 532. Л. 232, XVIII в.- ЭК ИРЛИ (ПД)). Согласно жалованной грамоте царя Феодора Иоанновича , мон-рь был основан старцем Онуфрием в 1585 г. на Жабынском городище, относившемся в то время к Дворцовому ведомству (текст грамоты опубл.: Леонид (Кавелин). 1865. С. 5-6). Свое название местность получила по имени прежнего владельца - Жабыни Селехова ( Антонов. 2002. С. 30, 33). Царская грамота за скрепою белёвских писцов Н. Г. Ржевского «съ товарищи» содержала повеление: «А старцу Анофрию на том городищи храм воздвигнуть Введения Пресвятыя Богородицы и монастырь строить». В монастырском синодике сер. XVII в. в числе первых был записан род Ржевских, отдельно - род окольничего И. И. Ржевского, а далее следовал «род священноинока Макария» ( Леонид (Кавелин). 1865. С. 95). В челобитной царю Петру I Алексеевичу от 1 янв. 1721 г. игум. Жабынской пуст. Тихон (1707-1722) сообщал: «...на Оке реке, на устьи речки Жабынки, еще изстари, да из старых валовых писцов, построена бысть пустынь Жабынь, в которой церковь изстари Введения Пресвятыя Богородицы, Макариева строения...

http://pravenc.ru/text/2561292.html

Скачать epub pdf Житие преподобного отца нашего Алипия Печерского Память 17 августа Преподобный отец наш Алипий Печерский явил себя подражателем святому Евангелисту Луке , ибо служил Господу, сотворившему нас по образу и подобию Своему ( Быт.1:26 ), подобно оному Луке, а именно: он не только изображал чудодейственно лики святых на иконах, но и воплощал в душе своей их добродетели; кроме того был дивным врачом; благочестное житие его представляется нам в таком виде: В княжение благоверного князя киевского Всеволода Ярославича 5123 , при игумене преподобном Никоне, по устроению Божию и по совету преподобных отцов Антония и Феодосия , чудесно явившихся в Константинополе в десятый год по своем преставлении, – прибыли для украшения святой печерской церкви греческие иконописцы; этим-то иконописцам и был отдан блаженный Алипий своими родителями в обучение живописному искусству. Святой Алипий был очевидцем того дивного чуда, о котором повествуется в сказании о церкви печерской, именно: когда иконописцы украшали живописью алтарь, то в нем сама собою изобразилась икона Пресвятой Богородицы: при этом икона сия просветилась и блистала ярче солнца: потом из уст Пресвятой Богородицы вылетел голубь, который, полетав долгое время (по церкви), влетел в уста Спасителя, изображенного на иконе, находившейся в верхней части церкви. – Тогда-то обучался сей блаженный Алипий, помогая своим учителям; и он кроме того прекрасно живописал в душе своей, ибо благодать Пресвятого Духа пребывала в той церкви печерской. Когда упомянутые иконописцы окончили свое дело и украсили иконами святую церковь , украшен был и Алипий преподобным игуменом Никоном чудным образом святого ангельского иноческого чина. И начал святой Алипий обучаться искусству изображать в душе своей добродетели святых, будучи уже обучен искусству изображал вещественно (на иконах) их лики. Святой Алипий был настолько искусен в своем деле, что, по благодати Божией, видимым изображением на иконе воспроизводил как бы самый духовный образ добродетелей; ибо обучался искусству иконописному не ради стяжания богатства, но ради стяжания добродетелей; он постоянно трудился, живописуя иконы для игумена, для братии и для всех нуждавшихся, ничего не взимая за труд свой.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Протоиерей Михаил Зазвонов: Уже известны первые случаи исцеления В Москве отслужат молебен перед чудотворной иконой «Пояс Пресвятой Богородицы» 17.03.2015 2097 Время на чтение 6 минут 22 марта, в воскресенье, с 11.00 до 17.00 в храме Всех святых в земле Российской просиявших, расположенном в районе Москвы Новокосино, верующие смогут помолиться перед уникальной святынейиконой «Пояс Пресвятой Богородицы», перед которой в 11.00 будет отслужен молебен о даровании детей и благополучии беременности. Организаторами выступили Фонд святого Всехвального апостола Андрея Первозванного, Центр национальной славы и подворье Патриарха Московского и всея Руси - храм Всех святых в земле Российской просиявших. Судьба иконы удивительна. В декабре 2011 года икона, написанная на Святой Горе Афон, прибыла в Россию вместе с одной из величайших христианских святынь – Честным Поясом Пресвятой Богородицы, который впервые за всю историю своего пребывания на Святой Горе покинул Афон. В 15-ти регионах России Поясу Богородицы и иконе поклонились около трех миллионов россиян. Многие молились у святыни об исцелении от своих болезней и бесплодия и получили просимое. 25 января 2015 года эта икона впервые была доставлена в Новокосинский храм, где ей поклонилось около пяти тысяч человек. По словам настоятеля храма протоиерея Михаила Зазвонова, в тот день в храме негде было яблоку упасть, было ощущение, что Пасха пришла раньше. «Многие просто не смогли поместиться в храме и молились на улице. А очередь желающих приложиться к святыне не иссякала до самого вечера, – рассказывает отец Михаил. – Уже известны первые случаи исцеления от онкологического заболевания и бесплодия после молитв перед этой святыней. Забеременела супруга одного диакона, которая более двух лет не могла зачать ребенка, не смотря на все усилия врачей помочь ей. Другая женщина, у которой диагностировали онкологию внутренних органов, пришла перед химиотерапией за благословением. Мы с ней помолились у иконы, она приложилась к ней. Ей стало сразу спокойно. На следующий день ей сделали дополнительный анализ и сняли диагноз».

http://ruskline.ru/news_rl/2015/03/17/pr...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2023-01-27 10:21:55 Владелец: marinakova Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Вот икона - Обручение вмц.Екатерины. А на предоставленной Вами иконе - Венчание вмц.Екатерины! Извините, я не умею помещать в созданный чат, чтобы Вам было удобнее почувствовать разницу.. Попытки опознаний [ 2023-01-28 01:17:56 ] qwerty : Обручение Св. Екатерины. Россия 40-е гг. 19 в. Заключив мистический брак с Христом, Св. Екатерина приняла до смерти обет безбрачия, послужив образцом для всех монахинь, Невест Христовых. Редчайший сюжет в православной иконографии. http://pravicon.com/image-13895 http://pravicon.com/image-21662 http://pravicon.com/image-22635 http://pravicon.com/image-28083 [ 2023-01-28 12:48:33 ] marinakova : Дверти! Благодарю за ответ. Я здесь поместила образ Обручения вмц.Екатерины, чтобы сергей (предыдущее опознование) увидел разницу между Обручением и Венчанием. Ни кн. Ольга, ни царица Елена не были Венчаны со Спасителем, как со своим Женихом, и обручены, конечно, тоже не были. В тропаре единомученице есть слова, где они " сраспинаются и спогребаются... " обращаяь к Своему Жениху. Именно поэтому ( и в тропаре вмц Екатерине тоже об этом подругому говорится) и я решила определить икону Сергея, как Венчание Екатерины вмц. Обручение - описалась. Там же всё написано. Может внешне по канону она и похожа на РАП Ольгу, как привыкли изображать её в России в княжеской шапочке, но здесь венец. И он о многом говорит. Есть Венчание Богородицы, знаем, о том, что у всех монахинь жених только Небесный, но про обручение в житии есть только у Екатерины. Вот и получается, что она стоит рядом со своим Женихом, а чтобы нам было понятнее - держит распятие. Нет изображения церковных принадлежностей, но здесь упор на заказчицу. Икона большого размера и похоже, что была ростовая. (как предположение - Когда церковь разрушили, решили сохранить и спрятать в таком уменьшенном виде). Обручение Екатерины встречается не часто, а вот Венчание - я сама вижу в первый раз. Но многие иконы могут сами о себе рассказать. РАП Елена нашла крест, на котором был распят Спаситель, может и подошло бы, но она со Спасителем не венчана, повторяюсь для себя.

http://pravicon.com/unknown-3183

Короцко. Короцкий Тихонов монастырь. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Церковь (Собор) Владимирской иконы Божией Матери находится на территории Короцкого Тихонова монастыря и являлся главным храмом обители. С 1865 г. по 1871 г. было окончательно достроено и отделано каменное здание келий для жительства сестер, в середине этого здания сооружен великолепный каменный двухпрестольный соборный храм с пятью главами, увенчанными вызолоченными крестами и особой главой над алтарем. С западной стороны к храму примыкала колокольня со шпилем и с 12 колоколами. 1-2 октября 1871 г. совершилось торжественное освящение этой церкви. Главный престол собора был освящен в честь иконы Владимирской Божией Матери, а южный - во имя святого Тихона. Внутри Владимирский собор был расписан богатейшей стенной живописью, четырехъярусный резной иконостас был выполнен из дубового и орехового дерева, над царскими вратами находилась храмовая икона Владимирской Богоматери. В северной стороне собора под высокою резною сенью (навесом) в особым образом устроенном сооружении (раке) находилась кипарисная гробница с частицами мощей святого Тихона, принесенными в дар в Короцкую обитель из Задонского монастыря. В южной стороне храма, в киоте(застекленном шкафчике) хранилась келейная икона " Распятие Господне " , известная потому событию, что в 1770 г. святитель, углубившись в ее созерцание, видел, как с иконы, с самого креста сходил к нему Христос, весь израненный и окровавленный. Пред этим образом теплилась неугасимая лампада. В западной части церкви, вверху, были устроены хоры для певчих инокинь. К нашему времени полностью изменился внешний вид зданий: исчезли колокольня, купола церквей, неузнаваемо перестроен Владимирский собор, разделен на два этажа храм Всех святых, закрашена вся настенная живопись обеих церквей. В аварийном состоянии находится участок каменной стены и три сохранившиеся башенки, разобраны святые въездные ворота, почти все деревянные строения обители снесены. Архитектурный облик ансамбля Короцкого монастыря второй половины XIX века полностью утрачен. Будет ли когда-нибудь восстановлена иноческая жизнь в монастырском, а ныне одном из больничных здании, сказать трудно. Но уже сейчас можно было бы восстановить церковь во имя великомученицы Варвары и Всех святых, расположенную на территории психиатрической лечебницы и использующуюся в настоящее время под больничный склад. Этот храм мог бы стать приходским и был бы дорог всем православным христианам как память о существовавшем когда-то на берегу Короцкого озера монастыря во имя святого Тихона Задонского.

http://sobory.ru/article/?object=17695

Костромские святыни – Феодоровская икона Божией Матери в Успенском соборе и Нерукотворенный образ Христа Спасителя в Спасо-Запрудненском храме Источник Религиозно-нравственное чтение от Феодоровско-Сергиевского братства 14 ноября 1910 года в зале городской думы. I Общее мощное заступление и попечение Ходатаицы за верующих Божией Матери, преимущественно же чрез святые иконы Ее. Особенная ценность для города Костромы Феодоровской иконы Богоматери – в ряду чудотворных Ее икон. Чудесное явление этой иконы костромскому князю Василию Ярославичу. Принесение явленной иконы в город Кострому. Признание этой иконы жителями Городца за свою чудотворную икону так называемую Одигитрию. Время явления этой иконы костромскому князю Василию. Построение в честь ее деревянного храма и каменного Успенского соборного храма с приделом во имя великомученика Феодора Стратилата. Первоначальный вид и последовавшие обновления и украшения чудотворной иконы. Празднества в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Призывание этой иконы в частные дома города и крестные ходы с ней. Хождение с этой же иконой в городе Галиче и других городах. Чудеса и исцеления от чудотворной Феодоровской иконы По непреложному верованию Церкви Христовой всех времен, Пресвятая Мария, Матерь Господа нашего Иисуса Христа, по успении Своем удостоена вознесения на небо, и святая Церковь чтит и прославляет Ее превыше херувимов и серафимов и всех святых, угодивших Богу в Ветхом и Новом Завете. Божия Матерь выну предстоит престолу Всевышнего, являясь постоянно Молитвенницей и Ходатаицей за верующих пред Сыном и Богом, и чудно и благотворно обнаруживается на земле мощное заступление Богоматери пред милосердием Сына и Господа Бога. В древних летописях Православной Церкви и в писаниях достоверных мужей позднейших времен, в святых обителях и многочисленных храмах, воздвигнутых в честь и славу Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы, сколько имеется знаков великой Ее благости и могущества, сколько разнообразных чудесных доказательств Матерней любви Ее к роду человеческому! Известны непосредственные явления Божией Матери, например в константинопольском Влахернском храме в 910 году, когда Она осенила Своим покровом весь мир, также явления Ее отдельным лицам, как то – преподобному Роману так называемому Сладкопевцу, преподобным Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому и другим. Но более всего Пресвятая Богородица проявляет Свое невидимое присутствие среди верующих и оказывает заступление и попечение о благосостоянии их и всего христианского царства чрез изображения Ее или святые иконы, и никаких икон других угодников Божиих не прославлено столько чудотворениями, сколько прославлено икон Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Пречистое. Церковь Троицы Живоначальной на Аристовом погосте. Успенская церковь на Аристовом погосте Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Согласно историческим данным, на этом месте по благословению митрополита Петра (XIV в.) был построен деревянный женский Пречистенский монастырь, отсюда название деревни Пречистое. В XVII веке, во время нашествия поляков, последней игуменье этого монастыря - Евдокии удалось скрыться, а обитель была сожжена. Именем этой игуменьи названо селение Авдотьино. Троицкий храм в Аристовом Погосте был построен на средства прихожан в 1822 году в стиле классицизма. Колокольня была достроена в 1830 году. Это время и считается датой окончания строительства храма. В этом же году прошло первое богослужение. Со дня основания до настоящего времени в храме богослужения не прекращались. В церкви есть еще два придела - Всех Святых и Успения Пресвятой Богородицы. Здесь хранится особо чтимая икона Казанской Божией Матери (XVI в.). 16 апреля 1999 г. в день прославления иконы Божией Матери " Живоносный источник " в Троицком храме замироточили иконы: преподобного Серафима Саровского, Иверская икона Божией Матери, Пророка Божия Илии и Воскресения Христова. По преданию, здесь с XIV в. по благословению свт.Петра Митрополита был основан Пречистенский женский монастырь, разоренный в Смутное время и давший название селу. Документально церковь впервые упоминается в писцовых книгах с начала XVII в. " Церковь Успения на Аристовом погосте в Кошелевом стану на реке Вздериноге " . Существующая каменная церковь Живоначальной Троицы с приделами Всех Святых и Успения Пресвятой Богородицы была построена в 1822-1830-х гг. на средства прихожан. Храм в стиле позднего классицизма состоит из ротонды с боковыми двухколонными портиками дорического ордера, большой полуциркульной алтарной апсиды, трапезной со скругленными углами и трехъярусной, с полуярусом, колокольни. В советское время церковь не закрывалась. Имеется чтимый образ Казанской Божией Матери, написанный в XVI в.

http://sobory.ru/article/?object=06012

Протоиерей Александр Салтыков: Мы живем в прекрасное время! (+Видео) Одна праведная женщина, в страшном смятении, бывшем здесь, тихонько унесла Казанскую икону Божией Матери, которая была нам возвращена через много десятков лет. Это стало напоминанием — незаметным, но существенным. Закрытие храма было моментом страшного горя, искушения, несчастья — всех арестовали – настоятеля, святого Гавриила Меликесского, а икона спаслась и пришла к нам, чтобы мы видели, что Бог нас не оставляет, и все восстанавливает. 19 августа, 2013 Одна праведная женщина, в страшном смятении, бывшем здесь, тихонько унесла Казанскую икону Божией Матери, которая была нам возвращена через много десятков лет. Это стало напоминанием — незаметным, но существенным. Закрытие храма было моментом страшного горя, искушения, несчастья — всех арестовали – настоятеля, святого Гавриила Меликесского, а икона спаслась и пришла к нам, чтобы мы видели, что Бог нас не оставляет, и все восстанавливает. Предлагаем вашему вниманию проповедь настоятеля храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерея Александра Салтыкова в праздник Преображения Господня , 19 августа 2013 года. Поздравляю вас с праздником Преображения Господня! Этот день причислен к величайшим праздникам Церкви, которые мы называем Двунадесятыми, таким, как Рождество Христово, Сретение, Троица и других. Эти события земной жизни Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы происходили перед лицом всего народа, но не все — Рождество Христово и Рождество Богородицы не могли быть публичными — это домашние события. Преображение также не имело характера всеобщности – только три ученика видели это явление, предназначенное для прославления Христа во всем мире. Уже древние писатели говорили, что, хотя это событие случилось на горе, на всеобщем обозрении, но видели его только три ученика. Божественный свет не всегда и везде может быть доступен людям. Господь открывает Свой свет только тогда и там, где это угодно Ему. Свое учение Господь распространил по всему миру и в этом спасительном учении говорится о Фаворском свете. Этот свет человеческая душа принимает во время Крещения, и на Божественной Евхаристии, во время причащения Святых Христовых Тайн. В таинствах Церкви каждый принимает этот незримый Божественный свет. В день, когда воспоминается это чудо, и мы ждем Преображения, просим, чтобы Господь его совершил, и верим, что оно таинственно совершается, то это чудо совершается в каждой душе. Каждая  молящаяся душа это чудо приемлет не явно. Поэтому так важно в этот день причаститься Святых Христовых Тайн.

http://pravmir.ru/protoierej-aleksandr-s...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010