В Зугдидском историко-этнографическом гос. музее Грузии, расположенном в дворцовом комплексе мегрельских владетельных князей (мтаваров) Дадиани (основан в апр. 1921 А. Чантурия; совр. экспозиция превышает 41 тыс. единиц), хранятся мн. святыни ГПЦ, изъятые в 1923-1936 гг., в период советизации, у различных груз. церквей и монастырей. Среди них - риза Пресв. Богородицы (из мон-ря Хоби), мощи и частицы мощей мн. святых, в т. ч. св. Иоанна Крестителя, вмч. Георгия, мц. Марины, мч. Квирике и др.; позолоченная нагрудная икона (XII в.) царицы Бордохан - матери царицы св. Тамары ; деталь чеканной рипиды (золото, серебро) груз. царя Георгия I (1014-1027); икона-триптих вмч. Георгия с изображением ктитора Кириле Жуанидзе (XVI в.); чеканные: икона Христа Вседержителя с клеймами (золото, серебро; с. Корцхели), деталь иконы с изображением святой (золото, серебро; с. Джгали, XII в.), иконы великомучеников Димитрия Солунского и Георгия (серебро; XV-XVI вв.), Пресв. Богородицы с клеймами (золото, серебро, Цаиши XVII в.), вмч. Георгия XVII в. (золото, серебро) и 1818 г. (серебро), Распятие с предстоящими (золото; Цаиши, XVII в.) и др. 2(15) июля в Зугдиди ежегодно отмечается Влахерноба - престольный праздник в честь Влахернской церкви и в честь ризы Пресв. Богородицы. Ризу крестным ходом переносят из музея в церковь, где служится литургия. Ист.: Ламберти Арканджело. Описание Колхиды, называемой теперь Мингрелией/Ред.: Л. Асатиани; пер.: А. Чкония. Тбилиси, 1938. Лит.: Каландия Г. Святыни, связанные с именем Пресв. Богородицы, и Грузия. Тбилиси, 1999 (на груз. яз.); Бераия Л. Риза Пресв. Богородицы и святые мощи, хранимые в Зугдидском ист. музее. Зугдиди, 2000 (на груз. яз.); она же. Сокровища Мегрелии X-XIX вв.: Надписи на крестах и иконах. Тбилиси, 2000 (на груз. яз.); Каландия Г., Бераия Л., Караия И. Сокровища Дадиановского дворца: Кат. Тбилиси, 2003 (на груз. и франц. языках); Шенгелия А. Сокровище Цаишской кафедры. Зугдиди-Цаиши, 2001 (на груз. яз.). Г. Гугушвили Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/200109.html

В 1697 году на Ильин день под начальством Якова Буша полк отправился по Волге в Дмитриевск. Летопись доносит до нас и имя первого священника Дмитриевска: " Митрополит же Казанский благословил в путь с ними священника Тимофея Никифорова со всем причтом, даны им были три казенных колокола доброго звона, книги и святые иконы " . Летопись передает нам бытовую картину проводов полка из Казани ярко и с необыкновенным юмором: " полковник и воевода Буш с людьми просили протопопа со священниками, чтобы они, облачившись в лучшие ризы, взяли с мощами честный крест, чудотворную явленную икону Казанской Божией Матери и, отслужив на стругах молебен Спасителю, Божией Матери и св. вмч. Димитрию, проводили их в путь. Архимандрит воспретил выносить из церкви явленную икону, а вместо нее позволил взять местную икону Божией Матери, списанную с чудотворной. По окончании молебна все духовенство приглашено было под шатер, в котором был воевода и все чиновные люди. Стали просить их отобедать и выпить с ними виноградного вина, а между тем дали знать всем своим людям и строго приказали, что как в первые раз из пушки выпалят были к отплытию готовы. А второй раз выпалят, то спускали бы своих сродников на берег. В третий раз выпалят, то поднимали бы якоря и плыли потихоньку. Духовенство о сей хитрости ничего не знало и когда отплыли от Казани уже далеко, стали просить полковника, чтобы приказал перевести их с иконами и со всею утварью на берег. Полковник приказал одних священнослужителей перевезти на берег, а иконы и всю утварь оставить у себя: Благополучно прибыв в новопостроенный город Дмитриевск 26 октября (по старому стилю) 8 ноября (по новому) 1697 г., отслужили молебен " . Дмитриевск при своем основании имел две уникальные святыни: икону Димитрия Солунского, которая когда-то принесена в Казань стрелецким полком как покровительница и заступница, и список с чудотворной иконы Казанской Божией Матери - одна из самых почитаемых святынь в России. Летопись упоминает, что первая церковь, заложенная в Дмитриевске, была в честь Казанской иконы Божией Матери. Находилась она на высоком левом берегу Камышинки и была деревянной. Строительство ее не было закончено. Произошли события, из-за которых город стали строить на новом месте. Как отмечает летопись, икона Димитрия Солунского спасла город от разорения и указала новое место для его строительства.

http://sobory.ru/article/?object=36662

После второй мировой войны монастырь пришел в запустение и в 1946 г. был заселен женской монашеской общиной во главе с игум. Христонимфой (Карцоной). После этого началось восстановление монастыря, в 1957 г. над главным входом был сооружен парекклисион Всех святых, а в 1962 г. в купольной постройке вост. корпуса - парекклисион Успения Пресв. Богородицы. Благоустроены монастырские подворья с церквами Вознесения Господня (1952) и вмч. Димитрия Солунского. В 1967 г. Л. приобрел еще одно подворье - обитель свт. Николая Чудотворца «Карьяс» (с 1994 муж. мон-рь). В 1955-1965 гг. в Л. действовала ткацкая школа для девочек. Согласно «Кодике» игум. Иосифа (Кораллиса) (после 1851), собор был расписан в 1649 г. Однако граффито с датой «4 ноября 1611 года» указывает на то, что фрески были выполнены в нач. XVII в. Возможно, художниками были Димитрий Какавас и его ученики или Димитрий Мосхос с братом Георгием. Деревянный резной иконостас включает неск. образов высокого художественного качества, к-рые имеют точные даты: «Христос Вседержитель на троне с символами евангелистов», «Вознесение Господне», «Страстная» икона Божией Матери, «Св. Иоанн Предтеча со сценами жития» (все 1639 г.), «Христос на престоле, с предстоящими Богоматерью и вмц. Екатериной» (1641). На проскинитарии помещена икона «Преображение Господне» XVI в. В «Истории монастыря Лукус» (1833) игум. Констанций (Кораллис) пишет, что в 1826 г. сгорели многие хранившиеся в мон-ре редкие рукописи. Визант. реликвии также были утрачены. В мощевике, подаренном имп. Елизаветой Петровной, содержатся частица Честного Креста, камни от Голгофы, Гроба Господня, колонны бичевания и гробницы Божией Матери, частицы мощей святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, великомучеников Георгия Победоносца, Феодора Стратилата и Меркурия, св. Параскевы и мц. Агафии. Другой ковчежец включает частицы мощей великомучеников Димитрия Солунского и Пантелеимона, бессребреников Космы и Дамиана, свт. Нектария Эгинского, прп. Ксении и др. святых. В наст. время в Л. подвизается 9 монахинь, игумения - Нектария (Либераки) (Δπτυχα. 2016. Σ. 720). Они занимаются ковроткачеством, вышивкой, иконописанием, изготовлением ладана и свечей, огородничеством.

http://pravenc.ru/text/2110881.html

Третья замечательная, чтимая икона преп. Сергия Радонежского чудотворца, писанная в 1717 году на медной доске. Когда, как и от кого поступила икона в церковь неизвестно. На главном престоле хранился серебряный, вызлащенный крест, в который были вложены частицы камня от гроба Господня и частицы мощей св. Ионы и Мемнона. В связи с ростом православного населения в Харькове, Дмитриевская церковь стала тесной. Большинство прихожан давно выказывали желание, насколько возможно, расширить храм. В 1888 г. было принято окончательное решение и началось строительство нового храма. По плану, составленному профессором Харьковского Технологического института М.И. Ловцовым, «через пристройку и перенесение приделов ближе к главному алтарю, расширением главной церкви и пристроек с обеих сторон к колокольне прибавилось помещение более чем на 800 человек. Вместе с этим, наружному фасаду церкви и колокольни придан более благолепный и красивый вид». Современник строительства художник В.П. Карпов писал: «Этот храм можно назвать лучшим храмом в Харькове». Стены и купол внутри храма были расписаны, иконостас и киоты позолочены, огромные окна делали храм внутри светлым и величественным. В 20-х годах XX столетия храм обезглавили, снесли колокольню, уничтожили росписи и превратили его в кинотеатр «Спорт» на улице Полтавский Шлях. Ибрагимова А.Р., Дюкарев В.П. Твой Храм. - X.: Факт, 2005 Дмитриевская церковь построена в 1808 г., а приделы к ней – в 1842 г., старанием прихожан; реставрирована в 1893 г. Каменная, трехпрестольная: главный – во имя св. вмч. Димитрия Солунского, с правой стороны - в честь Смоленской иконы Божией Матери и с левой – во имя преп. Сергия Радонежского. Земли усадебной и пахотной не имеется. Прихожан муж. пола 960 душ, жен. пола 944 души. Неприкосновенного капитала церкви – 1850 руб., капитал причта 11 365 руб. Причта по штату положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика, жалования причту не положено. Помещения у священников собственные, а диакон и псаломщики живут в церковном доме, устроенном в церковной ограде.

http://sobory.ru/article/?object=04215

Стб. 411). В 1192 г. «заложен бысть град Суждаль и срублен бысть того же лета», а 4 июня 1193 г. Всеволод «заложи... детинець в граде Володимери» (Там же. Стб. 409-411). Эти события вряд ли могли произойти без благословения архиерея. 1 мая 1196 г. И. заложил во Владимире каменную надвратную ц. Иоакима и Анны, 3 нояб. она была освящена епископом. В 90-х гг. XII в. во Владимире шло строительство Димитрия Солунского великомученика собора - домового храма княжеской семьи. 2 янв. 1197 г. в соборе были помещены принесенная из Солуни «дска гробная» с раки вмч. Димитрия и сорочка святого. В 1200 г., «при блаженом епископе Иоане», вел. кн. Всеволод Юрьевич заложил во владимирском Княгинином в честь Успения Пресвятой Богородицы женском монастыре Успенскую ц., 9 сент. 1202 г. И. освятил ее, 19 марта 1206 г. епископ отпевал в ней вел. кнг. св. Марию Шварновну . В 1211 г., во время пожара, в Ростове сгорело 15 церквей, на епископском дворе от ц. св. Иоанна Предтечи уцелела только находившаяся в храме икона вмч. Феодора Тирона. В 1211/12 г. И. был участником собрания, созванного вел. кн. Всеволодом Юрьевичем в широком составе (присутствовали бояре всех городов Ростово-Суздальской земли, духовенство, купцы, «дворяне» и «вси люди»), на котором вел. князь завещал стольный г. Владимир и старейшинство среди собственных детей кн. Георгию, а не старшему сыну Константину, противившемуся планам отца разделить Владимирское княжество между сыновьями и собиравшемуся после кончины вел. князя унаследовать все города вел. княжества. 15 апр. 1212 г. И. возглавил отпевание вел. кн. Всеволода Юрьевича в Успенском соборе Владимира. После смерти Всеволода Юрьевича вел. князем Владимирским стал Георгий Всеволодович, но Константин Всеволодович с этим не смирился, и между братьями началась война. По-видимому, И. принадлежал к числу противников кн. Георгия, вслед. чего епископ в 1214 г. был изгнан с кафедры. Согласно Лаврентьевской летописи (отразившей в данном случае ростовское летописание), в 1214 г. «Иоан, епископ Суждальскыи, отписася епископьи всея земля Ростовьскыя и пострижеся в черньце в монастыри в Боголюбомь» (Там же.

http://pravenc.ru/text/468951.html

Расположение церкви на центральной площади города при советской власти было источником опасности для ее существования. Уже в 1920 г. городской комитет коммунального хозяйства при Нижгорсовете запросил НКП о сносе Благовещенской церкви. Заведующий Главнаукой при НКП ответил 10 апреля 1920 г., что «Главнаука не препятствует» сносу храма при условии «тщательной фиксации обмерами и фотографиями под руководством музея». Однако храм чудом просуществовал до 1929 г., когда вместе с Алексеевской церковью был приговорен к сносу, чтобы расчистить место для парадов и демонстраций. Поначалу, по совету Главнауки, переделали церковь «под гражданский тип строения», и Нижгубисполком решением от 4 апреля 1929 г. отдал здание храма под клуб инвалидов. Но, по настоянию Горсовета, 8 апреля 1930 г. было принято решение церковь снести как «стесняющую движение». Снос церкви был завершен 18 августа 1930 г., площадь была перепланирована. Сейчас на месте храма – памятник Кузьме Минину. http://www.gorbibl.nnov.ru/tserkvi На месте Благовещенского собора с XIV ст. стояла деревянная церковь во имя св. вмч. Димитрия Солунского с приделом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, построенная в 1378 г. вел. князем нижегородским Димитрием Константиновичем. Об этой церкви после много радел преосв. Тихон, бывший уроженец нижегородский, по тому отношению к ней, что при ней погребены были его родители. Когда в 1696 г. она пришла в совершенную ветхость, он, бывши тогда митрополитом Сарским и Подонским, построил вместо деревянной обветшавшей церкви каменный Благовещенский собор, который им и освящен был 8 октября 1697 г. и снабжен был многими вещами из церковной утвари. Когда в большой пожар 1715 г. этот собор сильно обгорел, он и возобновил его, бывши в то время уже Казанским митрополитом. В XIX ст. собор был неоднократно (в 1831 и 1866 гг.) переделываем, так что почти совершенно утратил свой первоначальный вид. В Благовещенском соборе три престола: главный – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и придельные в трапезе: правый – во имя св. Димитрия Солунского, а левый – во имя Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого и св. муч. Власия. Из икон в этом соборе замечательны: икона Спасителя, украшенная сребропозлащенным высокой работы венцом и гривною; Благовещения Пресвятой Богородицы – обе эти иконы были еще в старой деревянной Димитриевской церкви; Боголюбская икона Божией Матери, старинная, греческого письма; апост. и еванг. Иоанна Богослова, новой академической работы, дар нижегородской губернской гимназии.

http://sobory.ru/article/?object=28326

Был передан Омской епархии в 1989 году. Ныне Казачий Никольский собор восстановлен. Николаевская казачья церковь, престолов три: главный - св. и чудотворца Николая, приделы: правый - во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, левый - во имя вмч. и Победоносца Георгия; каменная, построена в 1838 г. иждивением Сибирского казачьего войска и старанием войсковых командиров. Освящена в 1840 г., прочна и вместительна. Имеется чтимая икона – список с чудотворной иконы Козельщанской Божией Матери. Считается собором сибирских казаков и поэтому в ней хранится знамя покорителя Сибири Ермака Тимофеевича. Кроме крестного хода, установленного для всего города в память избавления от холеры в 1892 г., других крестных ходов нет. При сей церкви три поселка: Захламинский в 7 верстах, Новый и Черемуховский в 14 верстах от города. В первом поселке - церковь во имя вмч. Димитрия Солунского, в Новом - часовня во имя апостолов Петра и Павла, в Черемуховском - во имя Казанской Божией Матери. Церковных домов пять: в четырех помещается причт, а пятый дом ветхий и предполагается к продаже на снос. Земли у причта 226 десятин 100 саж., частью этой земли причт пользуется для сенокошения и часть отдана в аренду Управлению Западно-Сибирской ж/д для выемки песка. Жителями станицы Омской отмежевано в пользу церкви 300 десятин с тем, чтобы доход с оной поступал на ремонт дома, в котором помещается старший священник; земля эта приносит дохода 150 руб. в год. Старшему священнику положено жалования 360 руб. в год, младшему - 280 руб., диакону – 200 руб., двум псаломщикам по 120 руб. каждому из войсковых сумм. Причтового капитала 7 902 руб. 88 коп., процентов получается 292 руб. в год; церковного - 21 967 руб. 15 коп., процентов получается 834 руб. в год. Братских доходов в течении года до 3000 руб. При церкви есть женская одноклассная церковно-приходская школа, в которой обучается 43 девочки; школа содержится на счет церкви и помещается за неимением собственного здания в доме казака Конст. Федорова. Количество прихожан: православных муж.

http://sobory.ru/article/?object=00023

Согласно этой легенде, она была написана «святыми Апостоли по Вознесении Господни в 15 лето в Гефсимании, идеже гроб пресвятыя Богородицы», в 453 г. имп. Львом I перенесена из Иерусалима в к-польский мон-рь Богородицы Пиги, где с ее заступничеством связывали победу над скифами, а во времена имп. Ираклия ее поместили в храме Богородицы во Влахернах, где хранилась почитаемая реликвия - риза (мафорий) Богоматери. Там икона пребывала до времени правления имп. Льва VI Мудрого (886-912), а в 898 г. «ради нахождения Российских людей, принесена в Херсонь», где крестился киевский кн. Владимир Святославич и откуда он перенес ее в Новгород. Г. и. находилась в новгородском Софийском соборе до 2-й пол. XVI в. В Москву ее перенесли по воле царя Иоанна Грозного, по-видимому в 1572 г. Для Софийского собора выполнили с нее список (НГОМЗ), на к-рый, как это нередко делали с особо чтимыми иконами, был переложен древний басменный оклад (30-50-е гг. XII в., НГОМЗ), «а по полем… на окладе выбиваны святые». В московском Успенском соборе Г. и. была помещена, так же как и в Софийском, в крайней юж. части местного ряда иконостаса, справа от входа в придел вмч. Димитрия Солунского. В 1652 г., при устройстве раки митр. Филиппа II (Колычева), икону переместили на зап. сторону юго-зап. столпа, а после ее поновления в 1701 г. и устройства для нее в 1702 г. нового, драгоценного оклада с апостолами, мучениками и архангелами на полях (стб. 869-871) - на зап. сторону юго-вост. столпа. В 1812 г. икона вместе с драгоценным окладом была похищена. На место древней иконы (с 1813 по 1815) поместили список с нее, выполненный, вероятно также Кириллом Улановым, во время поновления древнего образа в 1701 г. и находившийся прежде в дворцовой ц. Рождества Богородицы на Сенях. Этот список, созданный, «ровно как в Успенском соборе», в серебряном окладе ( Малиновский А. Ф. Обозрение Москвы. М., 1992. С. 48), в 1733 г. был завещан имп. Анне Иоанновне бывшим подьячим приказа Большой казны Осипом Титовым Бортниковым. В 1854 г., после разборки пристолпных иконостасов, эту икону поместили у юж.

http://pravenc.ru/text/164925.html

В Д. с. «доска гробная» стала храмовым образом. Икона была помещена либо у юго-вост. столпа, либо в юж. части алтарной преграды. После 1380 г. (вероятно, в 1390-1400) по повелению кн. Димитрия Донского ее перенесли в Успенский собор Московского Кремля (ныне там же, под записью 1701 г. Кирилла Уланова). Др., находящейся в Д. с. святыней, была «сорочка» - часть одежды или ткани покрова с тела мученика, возможно с его шитым образом. Если эта частица была достаточно мала, то оправой для нее мог служить ковчежец в виде храма, находящийся ныне в Оружейной палате Московского Кремля. Возможно, в храме были и др. изображения вмч. Димитрия. В 1218 г. Полоцкий еп. Владимир «принесе» вел. кн. Константину Всеволодовичу «етеру часть от Страстии от Господень... и мощи святаго Логина мученика, сотника святей его руце обе, и мощи святыя Марья Магдалыни» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 441). Торжественным крестным ходом реликвии были перенесены в Д. с. Об их дальнейшей судьбе ничего не известно. В 1194-1196 гг. Д. с. (вместе с дворцом князя и Успенским собором с двором епископа) был окружен стеной детинца, занимавшего значительную территорию в юго-зап. части Печернего (Среднего) города. С утратой Владимиром политической самостоятельности, а собором - княжеского статуса место княжеского двора занял воеводский двор, затем - провинциальная канцелярия. В 1238 г. Д. с. пережил татар. разорение, однако еще в нач. XVI в. числился великокняжеским. Сохранилась жалованная грамота 1515 г. (ГВСМЗ), данная Василием III Иоанновичем соборному причту: «Се яз князь великий Василей Иванович всеа Русии пожаловал есми своих попов, что служат у моей у соборной церкви у Дмитрия святого в Володимере, внутри города, на моем дворе…» Во время пожара 1536 г. сгорела вся кровля Д. с. Ремонт был проведен после поездки (1552) в Казань Иоанна Грозного, по дороге посетившего Владимир. По данным писцовой книги 1625/26 г. храм находился просто «в городе» (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. 71. Л. 1). В грамоте сер. XVI в. царя Иоанна IV Васильевича о порядке поминания «владимирских» князей и владык попам и диаконам Д. с. предписывалось служить вместе со всем городским духовенством: «...петь вечерня, да всенощное, да обедням служить соборне» 23 нояб., на память св. блгв. кн. Александра Невского, «18 панихид по князех и по владыках правити» в Успенском соборе и особо «пети панихида» во владимирском Георгиевском монастыре «по князе Федоре Ярославиче» ( Шилов. 1910. С. 65, 68).

http://pravenc.ru/text/178253.html

До сер. XVIII в. все постройки В. м. были деревянными. 16 окт. 1771 г. Ростовский еп. Афанасий (Волховский) освятил в обители первый каменный храм - одноглавый Троицкий собор с приделами во имя преподобных Сергия и Никона Радонежских (юж.) и святителей Александрийских Афанасия и Кирилла (сев.). С запада к собору над папертью была пристроена трехъярусная колокольня. В 1784-1785 гг. у сев. стены собора был возведен теплый каменный Никольский храм (прежняя деревянная Никольская ц. «по вынесении из нее святого антиминса» в 1784 была продана «на обжиг кирпича»). В 1800 г. напротив зап. входа в собор был выстроен двухэтажный настоятельский каменный корпус (перестроен в 1847), в 1828 г.- одноэтажное здание братских келий (перестроено в 1897). Пожар 26 сент. 1824 г. уничтожил крышу и часть иконостаса Никольской ц., все хозяйственные постройки. Вскоре попечением еп. Августина (Сахарова) и ростовского купца М. М. Плешанова по проекту ярославского архитектора П. Я. Панькова было начато возведение каменного Введенского храма. 27 мая 1828 г. состоялась закладка храма, 7 окт. освящен главный престол, в следующем году освящены приделы: во имя ап. Иоанна Богослова (сев.) и во имя прор. Илии (юж.). Иконостас исполнил московский резчик М. М. Ермолаев, иконы написал ярославский мастер Н. Антонов, позже ростовский худож. Н. Д. Гладков расписал стены храма. В 1840 г. для Введенской ц. Плешанов заказал 11 серебряных риз на иконы, в 1845 г. пожертвовал иконы свт. Николая и прп. Феодора Студита. В 1854 г. неизвестным благотворителем в Троицкий собор мон-ря была передана написанная в ТСЛ икона прп. Сергия с частицей мощей преподобного, а также частицами мощей вмч. Димитрия Солунского, Иоанна и Никиты, свт. Новгородских, прп. Макария Калязинского. В 1848-1852 гг. В. м. был обнесен каменной оградой с 4 башнями, в 1867 г. над св. вратами в юж. стене иеродиак. Меркурий написал на железном листе картину «Явление отроку Варфоломею ангела Божия» с надписью: «На сем месте явился ангел Господень во образе инока отроку Варфоломею, иже и бысть Сергий, чудотворец Радонежский».

http://pravenc.ru/text/154305.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010