В границах Охридского диоцеза церковные деятели греч. происхождения в определенной степени учитывали духовные потребности болг. паствы. Это способствовало лучшему сохранению в рамках Охридской архиепископии слав. культуры по сравнению с Вост. Болгарией, непосредственно подчиненной К-польскому Патриарху, и обеспечило впосл. ее возрождение (отсюда у болг. книжников XII-XIII вв. возникло представление о Македонии как колыбели слав. письменности и христианства в Болгарии). С переходом в сер. XI в. архиепископского стола к грекам и эллинизацией социальных верхов общества происходит постепенное, но заметное снижение статуса слав. культуры и богослужения до уровня приходских церквей и малых обителей ( Флоря, Турилов, Иванов. С. 123-135). Это не коснулось почитания византийцами местных слав. святых. Так, архиеп. Феофилактом Охридским (1090-1108) созданы Житие Тивериопольских мучеников, пространное Житие Климента Охридского и служба ему. Георгием Скилицей написано Житие Иоанна Рыльского и целый цикл служб ему (ок. 1180). Димитрию Хоматиану приписывается установление празднования святых Седмочисленников (равноапостольных Мефодия, Кирилла и их пяти учеников), им также составлены краткое Житие и служба Клименту Охридскому. Церковь в эпоху 2-го Болгарского царства (1187-1396) Тырновская архиепископия Церковь вмч. Димитрия Солунского в Велико-Тырнове. 1187 г. Церковь вмч. Димитрия Солунского в Велико-Тырнове. 1187 г. Осенью 1185 (или 1186) г. в Болгарии вспыхнуло антивизант. восстание, к-рое возглавили местные боляре братья Петр и Асень. Его центром стала сильная крепость Тырнов. 26 окт. 1185 г. там собралось множество людей на освящение ц. вмч. Димитрия Солунского. По сообщению Никиты Хониата, разнесся слух о том, что чудотворная икона св. Димитрия из разграбленной в 1185 г. норманнами Фессалоники теперь находится в Тырнове. Это было воспринято как свидетельство особого покровительства вмч. Димитрия болгарам и вдохновило восставших ( Nicetae Choniatae. Historia. 1975. S. 371). Воссоздание болг. государственности в рамках 2-го Болгарского Царства со столицей в Тырнове имело следствием восстановление автокефалии Болгарской Церкви. Сведения об учреждении новой епископии в Тырнове во время восстания содержатся в письме Димитрия Хоматиана Василию Педиадиту, митр. Керкирскому, и в Синодальном акте Охридской архиепископии 1218 (или 1219) г. ( Pitra. Analecta Sacra. Vol. 7. Col. 43-44, 563-570). Осенью 1186 (или 1187) г. в новопостроенной церкви, где находилась икона вмч. Димитрия, болг. вожди заставили 3 визант. иерархов (Видинского митрополита и 2 неизвестных архиереев) рукоположить во епископа иерея (или иеромонаха) Василия, к-рый венчал на царство Петра Асеня. Фактически в центре восставшей территории появилась новая, независимая епархия.

http://pravenc.ru/text/149675.html

XIV в., возможно на Афоне. Вместе с последней было переведено и краткое изложение чудес Д. С. Отдельные повести из циклов чудес Д. С. (об их составе и источниках см.: Тъпкова-Заимова. 1982. С. 144-153), такие как Чудо о Пребуде и Чудо об ангелах, пришедших к гробнице великомученика (вероятно, вместе с вступлением к Собранию I и Похвальным словом архиеп. Иоанна) были переведены отдельно от жития, возможно, еще в X в. в Болгарии (Д. Е. Афиногенов полагает, что этот перевод был выполнен для Руси в К-поле в XII в. в составе комплекта студийских дометафрастовских Миней Четьих - см.: Новгородское переводное четье-минейное собрание: Происхождение, состав, греч. оригинал//Abhandlungen zu den Grossen Lesemenäen des Metropoliten Makarij: Kodikologische, Miszellanologische und Textologische Untersuchungen. Freiburg i. Br., 2006. Bd. 2. S. 261-283). Перевод сохранился только в рус. списках XV-XVII вв., преимущественно в составе Миней Четьих (старший - РГБ. Вол. 591, Л. 274-288, посл. четв. XV в.), во 2-й четв. XVI в. в Новгороде включен в ВМЧ, в октябрьском томе которых и опубликован (ВМЧ. Окт. Стб. 1924-1944). Необыкновенно популярное на Руси Чудо о 2 девицах, попавших в плен к сарацинам, греч. источник к-рого не найден ( Тъпкова-Заимова. 1982. С. 152), известное в списках XIV в. и вошедшее в Пролог, принадлежит, вероятно к числу древнерус. переводов домонг. периода (см.: Соболевский А. И. История рус. лит. языка. Л., 1980. С. 146). Редакция Чудес XIII в. фессалоникийского хартофилакса Иоанна Ставракия, включающая 28 чудес и переведенная на славянский не позднее сер. XV в. (возможно, на Афоне или в Сербии), представлена только 2 южнослав. ресавскими списками в составе уже упомянутых сборников Владислава Грамматика ( Христова. Опис. С. 86, 122) и не получила известности на Руси. Вмч. Димитрий Солунский. Икона. Кон. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Вмч. Димитрий Солунский. Икона. Кон. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Великомученики Георгий Победоносец и Димитрий Солунский. Роспись ц.

http://pravenc.ru/text/Димитрий ...

Появление на Руси изображений «Чуда о царе Калояне», видимо, было обусловлено распространением житийных икон святого. Кроме того, в 1466 г. на внутренней стороне Фроловских (Спасских) ворот Московского Кремля была установлена каменная статуя Д. С. (ПСРЛ. Т. 23. М., 2004. С. 158), очевидно, напоминавшая исполненную в 1464 г. для этих же ворот скульптурную композицию «Чудо вмч. Георгия о змие». На житийных иконах кон. XV-XVI в. (напр., икона из с. Гуменец, Ростовский музей; икона из Борисоглебской ц. Новгорода, НГОМЗ) одно из клейм посвящено гибели царя Калояна. С 1-й пол. XVI в. эта сцена часто занимает средник житийной иконы Д. С., как, напр., на одной из самых ранних рус. икон на этот сюжет (1-я пол. XVI в., НИАМЗ). В этом произведении уже присутствуют характерные черты рус. иконографии сюжета: в отличие от балканских произведений, царь представлен на коне, в царском венце на голове, Д. С. восседает на черном коне, к нему подлетает ангел с мученическим венцом. Эта иконография, сформировавшаяся и распространившаяся под воздействием аналогичных изображений «Чуда вмч. Георгия о змие», встречается как в средниках житийных образов, так и на отдельных иконах (иконы 1-й пол. XVI в. из дер. Вахонькино Кадуйского р-на Вологодской обл., ЧерМО; кон. XVI в. из Музея икон в Рекклингхаузене; 2-й пол. XVI в. из собрания А. В. Морозова; 1-й пол. XVII в. из церкви Новинской жен. тюрьмы; нач. XVII в. из собрания С. П. Рябушинского - все в ГТГ; сер. XVII в. из Свято-Духовской ц. в Каргополе, КИАМЗ; житийный образ кон. XVI в. из ц. Казанской иконы Божией Матери в Калуге, Калужский художественный музей); пример сопоставления сцен «Чудо вмч. Димитрия» и «Чудо вмч. Георгия о змие» - житийная икона рубежа XVI и XVII вв. из ц. вмч. Георгия на Площадке в Костроме (ГТГ), где сцена с Д. С. помещена в левом верхнем углу средника. Уже с XVI в. встречаются случаи непонимания или переосмысления сюжета: Калоян может именоваться царем Максимианом (икона кон. XVI в. из частного собрания в Скандинавии; см.: Kjellin H. Ryska ikoner i Svensk och Norsk ägo. Stockholm, 1956. Ill. 174), «богатырем Люем», т. е. Лием (икона кон. XVI в. из Кирилло-Танищевской ц. Кадуйского р-на, ЧерМО), «царем Люем» (икона XVII в., там же) и даже Мамаем (икона XVIII в., МСПЦ) в память о победе рус. войск во главе с кн. Димитрием Донским (соименным святому) над татарами в битве на Куликовом поле (1380). Вероятно, заказчики и создатели мн. рус. икон Д. С. не помнили о чудесном избавлении Фессалоники от царя Калояна и воспринимали сюжет как изображение события из рус. истории или как сцену, свидетельствующую о торжестве святого над силами зла в лице императора и гладиатора-язычника или татар. военачальника.

http://pravenc.ru/text/Димитрий ...

Дмитровский Погост. Церковь Димитрия Солунского. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. По преданию, первоначально храм во имя святого великомученика Димитрия Солунского основан во времена великого князя Московского Димитрия Донского. Нынешнюю церковь вместо упоминаемой в XVII в. в архивных источниках церкви Димитрия Солунского, с приделами Троицким и Казанским, завершили в 1864 г. В 1871 г. Димитровскую церковь расширили. В 1874 г. построена колокольня, соединенная с церковью крытой папертью. В 1882 г. стены расписал крестьянин И.Я. Коровин из села Солотчи, выпускник Санкт-Петербургской Академии художеств. В храме имелись почитаемая икона Нерукотворного Спаса, напрестольный крест с мощами великомученика Димитрия Солунского, Евангелие, изданное при Патриархе Никоне; Служебник, изданный в 1658 г.; колокол, отлитый во времена Патриарха Ермогена. Осенью 1937 г. храм закрыли и устроили в нем склад. Убранство церкви оставалось на своих местах. В 1946 г. в храме установили снятые ранее кресты и богослужение возобновилось. В хрущевские времена храм подвергся повторному закрытию, был осквернен. Разрушили колокольню (самую высокую в округе), уничтожили все росписи, все убранство. После перепланирования в здании разместился сельский клуб с библиотекой, которые находились там до 1986 г. Первый молебен после открытия храма для верующих был отслужен 14 августа 1990 г. Великим постом 1991 г. в храме начала совершаться Божественная литургия. Община восстанавливает храм в его первозданной красоте. К Пасхе 2003 г. установили колокола. С сайта: http://www.mepar.ru/ Церковь Димитрия Солунского с боковыми престолами во имя Живоначальной Троицы и Казанской иконы Божией Матери была построена в 1853-1864 гг. вместо прежней, документально известной с XVII в. В 1871-1874 гг. церковь была расширена, к 1877 г. выстроена колокольня. Храм, увенчанный купольной ротондой, выстроен в стиле позднего классицизма с элементами зарождающегося " русского " стиля. В 1882 г. стены храма были расписаны художником И.Я.Коровиным, уроженцем с.Солотча Рязанской губернии и выпускника Петербургской Академии художеств. В церкви находилось много святынь: почитаемая икона Нерукотворного Спаса, надпрестольный крест с мощами вмч.Димитрия Солунского, старинное Евангелие.

http://sobory.ru/article/?object=04832

Германов сборник от 1358/1359 г.: Изслед. и изд. на текста. София, 2006. С. 365-386; Попов А. Н. Библиографические материалы. 20//ЧОИДР. 1889. Кн. 3. С. 25-33), а также в Минеях Четьих и многочисленных сборниках XV-XVII вв., включено в состав ВМЧ (Окт. Стб. 1883-1891). Известна и др. редакция перевода этого «Мученичества», отличающаяся большей близостью к греч. тексту,- в рус. пергаменном сборнике РГБ. Беляев. 54, нач. XV в. ( Творогов. Древнерусские четьи сборники. С. 206-207). Вероятно, в сер.- 2-й пол. XIV в. в Болгарии или в К-поле был сделан перевод Passio prima Д. С. (BHG, N 496, известный по славяно-молдав. списку XV в. из б-ки румын. мон-ря Драгомирна, 1789 ( Hannick. Maximos Holobolos. S. 128. 75), и Жития, написанного прп. Симеоном Метафрастом. Последний содержится в 2 сборниках Владислава Грамматика - минейном Торжественнике (Панегирике) 1478-1479 гг. (Болгария. Б-ка Рильского мон-ря, 4/8 - Ibid. 76) и в рукописи 80-х гг. XV в., почти целиком состоящей из сочинений, посвященных Д. С. (РНБ. Вяз. Q. 279 - Христова Б. Опис на ръкописите на Владислав Граматик. Вел. Търново, 1996). В сборнике Драгомирна 1789) наряду с Passio prima находится еще одно переводное «Мученичество» Д. С. (нач.: «В времена же Максимиана мучителя...»), текстология которого остается неисследованной ( Hannick. Maximos Holobolos. S. 127. 73). Все эти переводы XIV в.- в отличие от древнейших - получили, насколько можно судить, лишь локальное распространение и не были известны на Руси. Вмч. Димитрий Солунский. Икона на фасаде кафоликона мон-ря Ксиропотам на Афоне. XII в. Вмч. Димитрий Солунский. Икона на фасаде кафоликона мон-ря Ксиропотам на Афоне. XII в. Вмч. Димитрий Солунский. Икона. 2-я пол. XII в. (мон-рь Ксенофонт на Афоне) Краткое Житие Д. С. переведено не позднее сер. XII в. в К-поле или на Руси в составе Пролога Константина, еп. Мокисийского, др. редакция (в составе Стишного Пролога и корпуса проложных чтений в Минеях служебных) дважды или трижды переводилась юж. славянами в 1-й пол.

http://pravenc.ru/text/Димитрий ...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Пантелеимон Целитель, вмч. Описания иконы Пантелеимон Целитель, вмч. - житие Святой великомученик и целитель Пантелеимон (память 27 июля по старому стилю) Святой великомученик и целитель Пантелеимон родился в Вифинии (Малая Азия) в городе Никомидия в семье знатного язычника Евсторгия и был назван Пантолеоном (что значит «по всему лев»), так как родители желали видеть его мужественным и бесстрашным юношей. Мать, святая Еввула (память 30 марта), воспитывала мальчика в христианской вере, но рано окончила свою земную жизнь. Тогда отец отдал Пантолеона в языческую школу, а затем обучал его медицинскому искусству у знаменитого в Никомидии врача Евфросина. Отличаясь красноречием, хорошим поведением и необыкновенной красотой, юный Пантолеон был представлен императору Максимиану (284—305), который захотел оставить его придворным врачом. В это время в Никомидии тайно проживали священномученики пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ, уцелевшие после сожжения 20 тысяч христиан (память 28 декабря) в Никомидийской церкви в 303 году и страданий священномученика Анфима ([...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. К этому разделу приложены файлы (2). Изображения иконы Пантелеимон Целитель, вмч. Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Афон. XV.] Вмч. Пантелеимон. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 9201.jpg:   Размер: 424x1200, 0.51 MPix, 85 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (212) , (12) . Описание: [Болгария. 1842.] Вмч. Пантелеимон с житием. Николай Сотириади из Константинополя. Икона. Болгария. 1842 г. Региональный Исторический музей. Варна. Болгария. Файл 9205.jpg:   Размер: 1198x1800, 2.16 MPix, 316 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (1009) , (50) . Описание: [Москва. 2002] Вмч. Пантелеимон с житием. Н. Попель. Икона. Москва. 2002 г. Храм вмч. Димитрия Солунского. Поселок Восточное. Московская обл. Файл 9207.jpg:   Размер: 1223x1800, 2.2 MPix, 315 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (1019) , (47) .

http://pravicon.com/icon-2660

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА СОБОР ВО ВЛАДИМИРЕ построен в 90-х гг. XII в. как дворцовая церковь владимирского кн. Всеволода (Димитрия) Большое Гнездо , памятник владимиро-суздальского белокаменного зодчества. История собора Комиссионный список Новгородской I летописи, сообщая о постройках Всеволода в перечне «А се князи русьстии», устанавливает - без упоминания о годах строительства - их последовательность: было устроено 4 верха Успенского собора, «потом Всеволод постави церковь камену на своем дворе святого Дмитрия в свое имя. И потом Всеволод постави монастырь Рожество святыя Богородици…» (Новгородская 1-я летопись... С. 468). Год постройки Д. с. указан в Летописце владимирского Успенского собора (известен в составе сборников XVII-XVIII вв., хранившихся в соборе): «В лето 6699-е великий князь Димитрий Всеволод постави на своем дворе церковь каменну во имя великомученика Димитрия и верх ея позлати» ( Шилов. 1910. С. 58). Собор во имя вмч. Димитрия Солунского Собор во имя вмч. Димитрия Солунского Однако Д. с. в наст. время принято датировать иначе. Лаврентьевская летопись, сообщая о пожаре, случившемся 23 июня 6701 (1193) г. во Владимире, когда «города половина погоре, и княж двор… избавлен бысть от пожара», не упоминает о Д. с., что дает основание предполагать, что собора еще не было; его закладка приурочена к рождению 25 окт. 6702 (1194) г. у кн. Всеволода сына Владимира, в крещении Димитрия. Окончанием строительства считается принесение и постановка в соборе 10 янв. 6705 г. (1197/98) византийской иконы вмч. Димитрия. Посвящение кн. Всеволодом собора своему небесному патрону («в свое имя») делает излишней привязку к рождению его сына. Поэтому дата 1191 г. представляется более вероятной, причем употребление летописцем владимирского собора слова «постави» говорит не о закладке, а об окончании строительства, т. е. Д. с. мог быть заложен не позднее 1187/88 г. Дворцовый княжеский храм, ставший по окончании строительства реликварием общехрист. святыни - иконы («доски гробной») вмч. Димитрия, должен был следовать в храмоздательных планах кн. Всеволода за обновлением после пожара главного храма княжества - Успения Пресв. Богородицы собора во Владимире , где хранилась др. визант. святыня - Владимирская икона Божией Матери .

http://pravenc.ru/text/178253.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Пантелеимон Целитель, вмч. Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Афон. XV.] Вмч. Пантелеимон. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 9201.jpg:   Размер: 424x1200, 0.51 MPix, 85 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (212) , (12) . Описание: [Болгария. 1842.] Вмч. Пантелеимон с житием. Николай Сотириади из Константинополя. Икона. Болгария. 1842 г. Региональный Исторический музей. Варна. Болгария. Файл 9205.jpg:   Размер: 1198x1800, 2.16 MPix, 316 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (1009) , (50) . Описание: [Москва. 2002] Вмч. Пантелеимон с житием. Н. Попель. Икона. Москва. 2002 г. Храм вмч. Димитрия Солунского. Поселок Восточное. Московская обл. Файл 9207.jpg:   Размер: 1223x1800, 2.2 MPix, 315 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (1019) , (47) . Описание: [Москва, ХХв.] Икона святого великомученика и целителя Пантелеимона, для храма св. мц. Татианы при МГУ. (c caйmf иконописца Петра Нефедова) Файл 11820.jpg:   Размер: 1846x2577, 4.76 MPix, 2948 Kb. Дата: 2010-12-13, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (261) , (9) . Описание: [Начало XIII века ] Единственная житийная икона св. Пантелеймона византийского времени (Saint Catherine " s Monastery, Mount Sinai) Файл 11821.jpg:   Размер: 2000x2768, 5.54 MPix, 1388 Kb. Дата: 2010-12-13, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (341) , (10) . Описание: Икона " Св. Пантелеймон " со сценами жития. Дерево, левкас, сусальное серебро, темпера. 54х45х1,5 см. Россия, первая половина XIX в. Файл 14245.jpg:   Размер: 821x1000, 0.82 MPix, 763 Kb. Дата: 2011-10-30, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (196) , (8) . Описание: Святой великомученик Пантелеимон Свято-Пантелеимонов монастырь, Афон (Святая гора Афон) Чудотворная икона из Свято-Пантелеимоновского собора.

http://pravicon.com/icon-2660-photo

Несмотря на византийскую программу росписей, следы западного влияния присутствуют во фресках ц. Преображения Господня (1296 или 1310) в с. Пирьи и ц. равноап. Феклы (кон. XIII - нач. XIV в.) близ с. Айия-Текла. Эти церкви расписаны одной и той же артелью художников. Др. артель, по мнению М. Эммануил, украсила фресками церкви вмч. Димитрия Солунского (кон. XIII в.) в с. Хания, Успения Пресв. Богородицы (кон. XIII - нач. XIV в.) в Оксилитосе, вмч. Димитрия Солунского (1303) в с. Макрихори, свт. Николая Чудотворца (ок. 1300) в с. Пиргос и свт. Николая Чудотворца (1304) близ Оксилитоса. Из других храмов с византийскими фресками наибольший интерес представляют церкви прав. Анны (с 2 слоями росписей XIV в., позднейший из к-рых датируется 1370) в Оксилитосе, Пресв. Богородицы Одигитрии (1311) в с. Спильес, Успения Пресв. Богородицы, или Панагица (1393), в Аливери. В окрестностях Каристоса находятся: близ с. Каливия крестово-купольная 4-столпная ц. св. Таксиархов XII в., сложенная из местного туфа; недалеко от с. Аэтос - заброшенный монастырь вмч. Георгия «ту Мавру», основанный в 1260 г. на месте раннехристианской базилики, о чем свидетельствуют сохранившиеся фрагменты (совр. здание кафоликона построено в 1768). В 6 км от Аливери расположена ц. вмч. Димитрия Солунского («Красная церковь») (кон. XIV в.). Святые и реликвии, особо чтимые в митрополии В окрестностях Кими почитаются покровители виноградарства мч. Трифон, исп. Михаил Синадский и прп. Серафим († 1602; пам. греч. 6 мая), основатель монастыря на горе Домбос в горном массиве Геликон (Эликона). В митрополичьем соборе в Кими хранятся мощи прп. Никодима Святогорца , прп. Иоанна Кукузеля и прп. Акакия Нового Кавсокаливита († 1730), подаренные афонским монастырем Великая Лавра. Чтимая икона Божией Матери Лиауцанисса, или Лиауцианисса (Λιαουτσνισσα, Λιαουτσινισσα), находящаяся в ц. Успения Пресв. Богородицы в Кими, была принесена волнами к побережью Эвбеи в местности Мавра-Литарья. Жители видели ночью свет от чудотворного образа Божией Матери, но когда днем они начинали поиски, икона удалялась от берега.

http://pravenc.ru/text/1681057.html

Сфера применения иконографии Димитрия Солунского воина была весьма обширной. Однако, как и в случае с образом Димитрия Солунского-мученика, чаще всего это были групповые изображения св. воинов, подобные образам на миниатюре из Псалтири Василия II. Таковы, напр., икона свт. Николая Чудотворца (1-я пол. XI в., монастырь вмц. Екатерины на Синае) - Димитрий Солунский по пояс, на поле иконы в паре с вмч. Георгием, над Феодором и Прокопием; костяной триптих с изображением 40 мучеников Севастийских в среднике и 8 св. воинов на створках (XI в., ГЭ) - Димитрий Солунский рядом с вмч. Меркурием; эмалевая икона арх. Михаила (XI в., сокровищница Сан-Марко в Венеции) - на полях изображены 8 св. воинов, в т. ч. представленные на одной пластине Димитрий Солунский и мч. Нестор. В произведениях такого типа Димитрий Солунский предстает как член небесного воинства, в состав которого входят также Севастийские мученики и арх. Михаил. Та же идея нашла отражение в памятниках, где св. воины представлены вдвоем или втроем, напр. на камее с фигурами великомучеников Георгия и Димитрия Солунского, венчаемых Христом (X-XI вв., Кабинет медалей Национальной б-ки, Париж); сланцевая икона великомученников Георгия и Димитрия Солунского. (XI-XII вв., ГЭ) - святые показаны в повороте друг к другу; на стеатитовой иконе великомучеников Феодора, Георгия и Димитрия Солунского (XII в., Национальный музей-заповедник «Херсонес Таврический») и на иконе тех же святых (XII в., ГЭ) - на обеих Димитрий Солунский с воздетым обнаженным мечом. Изображение приготовленного для боя меча в памятниках средневизант. времени могла получить неск. иную трактовку: на сланцевой иконе великомученников Георгия и Димитрия Солунского из ГЭ, а также на дне серпентинового литургического сосуда из сокровищницы Сан-Марко (XII в.) мученик представлен вынимающим меч из ножен или вкладывающим в ножны. Редкий для средневизант. эпохи пример отдельной иконы Димитрия Солунского воина - небольшой мозаичный образ с поясным изображением святого (2-я пол. XII в., монастырь вмц. Екатерины на Синае).

http://sedmitza.ru/text/514958.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010