Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поклонение волхвов. 1510 г. (Прадо. Мадрид) [голл. Bosch] Иероним (ок. 1450, Хертогенбос,- 1516, там же), нидерланд. художник. Первые уроки живописи получил в мастерской отца, худож. Антониса ван Акена, впосл. обучался в городах Харлеме и Делфте. В 1480 г. вернулся в Хертогенбос; к тому же году относится первое документальное свидетельство о Б. как живописце. В 1481 г. женился на Алейт Гойартс; с 1486 г. член благотворительного Братства Богоматери, для капеллы к-рого создал алтарный образ (не сохр.). К раннему периоду (1475-1500) относятся произведения на евангельские сюжеты («Поклонение волхвов», 1480-1485, Художественный музей. Филадельфия; «Христос перед народом», 1480-1482, Штеделевский худож. ин-т. Франкфурт-на-Майне) и жанровые картины морально-дидактического характера («Шарлатан», 1480-1485, Городской музей. Сен-Жермен-ан-Ле; «Удаление камня глупости», 1485-1488, Музей Прадо. Мадрид). В центре богословской программы работы «Семь смертных грехов» (ок. 1480-1490, Музей Прадо. Мадрид) - идея Всевидящего Ока, к-рая подчеркнута композиционно (форма тондо) и надписью: «Берегись, берегись, Бог видит». Б. изобразил 7 клейм, иллюстрирующих каждый из смертных грехов, по сторонам - медальоны («Смерть», «Второе пришествие Христа», «Рай» и «Ад»), в центре - образ Христа-страстотерпца. Сцены, иллюстрирующие человеческие пороки, отличает характерный для художника Сев. Возрождения интерес к бытовым деталям, т. о. иллюстрации человеческих страстей у Б. не отвлеченно аллегоричны, а конкретны. В основе работы «Корабль дураков» (1490-1495, Лувр. Париж), являющей обобщенный образ человеческой глупости, возможно, лежит одноименное сочинение (1494) С. Бранта. Особую роль Б. отводит пейзажным фонам, характеризуя мир через контраст ренессансной красоты природы и уродливости человеческого греха. Очевидно, Б. был адептом религ. движения devotio moderna (новое благочестие), что объясняет критическое отношение к офиц. Церкви, нашедшее отражение в его живописи.

http://pravenc.ru/text/153253.html

Зачем папа Римский вспомнил православного императора? Мануил II Палеолог с семейством. Труды Дионисия Ареопагита. Париж, Лувр 12 сентября в Регенсбургском университете папа Римский Бенедикт XVI выступил с лекцией, посвященной историческому исследованию исламского экстремизма и джихада. При этом он процитировал высказывание православного византийского императора Мануила II Палеолога: «Покажите мне, что нового принес Мухаммед, и вы найдете злые и бесчеловечные вещи, такие как приказы мечом нести веру, которую он проповедовал». Перед тем как привести эти слова, папа дважды оговорился, что это всего лишь цитата. Но это его не спасло. Сразу же, будто повинуясь взмаху невидимой дирижерской палочки, раздался хор возмущений и угроз со стороны мусульман. Сомалийский шейх Абубакар Хассан Малин призвал мусульман всего мира «выследить и убить» папу Бенедикта XVI. «Кто бы ни оскорблял нашего пророка Мухаммеда, тот должен быть убит на месте ближайшим мусульманином», – сказал шейх Малин, видный религиозный деятель в столице Сомали. «Мы обращаемся ко всем исламским общинам мира с просьбой отомстить пустому критикану, называющему себя папой Римским», – добавил он. Иракская сунитская организация «Совет моджахедов шуры», убившая ранее сотрудников российского посольства в Багдаде, призвала объявить джихад западным странам из-за регенсбургской речи папы Римского. «Мы предупреждаем поклоняющегося кресту: ты и Запад будете разбиты, как это произошло в Ираке, Афганистане и Чечне. Мы сломаем крест и выльем вино. С помощью Всевышнего мы завоюем Рим. Мы перережем им горло, а их деньги и дети станут трофеем моджахедов», – говорится в заявлении, опубликованном на одном из мусульманских интернет-сайтов. Иракская группа «Армия Муджахидина» в аналогичном сообщении заявила: «Мы клянемся, что мы уничтожим их крест в сердце Рима… и что их Ватикан будет поражен и папа Римский будет его оплакивать». Еще одна иракская группировка, «Ансар ас-Сунна», предупредила христиан: «Наши мечи будут грозить вам, пока вы не вернетесь в лоно ислама – истинной веры».

http://pravoslavie.ru/593.html

«Стела царя Меши» или, как по-другому именуется этот уникальный памятник, «Моавитский камень», была обнаружена немецким священником-миссионером из Эльзаса Фридрихом Кляйном во время его путешествий по земле библейского Моава в августе 1868 года в Дибане (древний Дивон). Надо заметить, что только отважный путешественник мог решиться на посещение восточного побережья Мертвого моря, которое в тот период было небезопасно для европейцев из-за разбоя бедуинов. Пастор Ф. Кляйн принял решение выкупить черный базальтовый камень, который наполовину находился в земле. Но местные жители запросили высокую цену. Миссионер смог только срисовать несколько строк, на неизвестном ему языке. В Иерусалиме пастор Ф. Кляйн знакомится с 20-летним драгоманом французского консульства Шарлем Клермон-Ганно. Недавний выпускник факультета восточных языков Коллеж де Франс (вводный курс древнееврейской эпиграфики и библейской критики ему преподавал Эрнест Ренан) узнал в срисованных пастором буквах финикийский алфавит. Год спустя, в октябре 1869 г. араб-христианин Салим-аль-Карим передает Ш. Клермон-Ганно небольшой фрагмент (8 строк), списанный с оригинала стелы. В декабре 1869 г., предварительно обучив араба Якуба Каравака технике эстампажа, Ш. Клермон-Ганно отправляет его в Дибон для снятия слепка со всей стелы. Якубу Караваку действительно удалось выполнить задание, но во время возвращения в Иерусалим на него и его спутников напали разгневанные бедуины с целью отнять эстампаж стелы. Отбившись, раненый Якуб всё же привез в Иерусалим сделанный им слепок, правда, расколотый на 7 частей и значительно деформированный. Заручившись поддержкой французского консульства Ш. Клермон-Ганно начинает переговоры с бедуинами по поводу покупки всего памятника. Но бедуинов насторожило пристальное внимание, какое европейцы проявляли к их камню. Прошел слух, что внутри камня находятся сокровища. Недолго думая бедуины развели вокруг стелы костер, а затем облили раскаленный камень холодной водой. Базальтовый камень раскололся на множество мелких частей. Вскоре Ш. Клермон-Ганно всё же выкупит у бедуинов для Лувра два больших фрагмента и около двадцати осколков. Некоторые части приобретут британское научное общество Palestine Exploration Fund и немецкий исследователь профессор Шлотман (Deutsche Morgenländische Geselleschaft). Позднее эти фрагменты будут также переданы в Лувр (Париж, Франция). 6 Можно предположить, что остальные части разрушенной стелы осели в частных коллекциях.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kamenny...

Какими были уроки? Мы не воспитываем взрослых, а получилось, что воспитываем. Девочка в пижаме села к компьютеру. Говорим: «Это же глупо. Пойди, оденься нормально. Ты пришла на урок». А сзади папа в семейных трусах начинает их прикрывать.  Цифровое неравенство было огромное, и мы выдавали компьютеры прямо домой. Если ребята [в одной семье] во втором классе и в десятом учатся — чтобы они не мешали друг другу. Мамы тоже могут быть на дистанте.  Сейчас миллиарды вкладываются в ликвидацию цифрового неравенства. Есть регионы, где сельские школы — там родители на телеге, на лошади подвозили [ребенка] к вышке МТС, он залезал, принимал сигнал, а вечером сдавал все свои работы. Это никуда не годно.  Глупо отрицать онлайн. Это возможность любому ребенку в селе войти в Лувр, в Эрмитаж и посмотреть. Это замечательно, этого раньше не было.  Из ЕГЭ убрали «угадайку» Почему я был против ЕГЭ как гуманитарий? Когда 15 лет или 14 лет назад, когда это вводилось, там был вопрос по литературе — это не фейк: «Любил ли Онегин Татьяну?» Ответы: да, любил; нет, не любил; когда как. Правильный ответ был: когда как. Это вызывало вообще оторопь и горький смех.  Сейчас ЕГЭ усовершенствован. Из него ушла «угадайка». Теперь в этом экзамене есть эссе. Для того чтобы написать это эссе по истории, надо представлять себе, что Шекспир и Иван Грозный — это современники. Что мушкетеры, гвардейцы кардинала и царь Алексей Михайлович Тишайший — это тоже современники. Там вы можете приводить документы и различные точки зрения, вы не обязаны примыкать к какой-то из них — есть такая, а есть такая.  В ЕГЭ все больше заданий, на которые невозможно натаскать. Эссе, о которых я говорил, повышенная математика, где нужно проявить нестандартное мышление, если поступаешь в физтех, конечно.  Не получится в последний момент натаскаться. «Быть на стороне ребенка, но не потакать» — …Родитель всегда должен быть на стороне своего ребенка. Но не фанатеть.  Есть такая вещь, как буллинг, травля. Он был всегда и будет. Те, кто утверждают, что при советской власти его не было, лгут. Вспомните фильм «Чучело». Еще раньше была книга «Повелитель мух». 

http://pravmir.ru/odnazhdy-malchik-iz-ko...

Л. Зиккель считал, что во время проживания у Фантино Петриньяни (ок. 1596) для Джироламо Виттриче были написаны картины «Кающаяся Мария Магдалина», «Отдых на пути в Египет» (обе - Галерея Дория-Памфили, Рим) и «Гадалка» (Лувр, Париж; Капитолийские музеи, Рим), в к-рых отразился процесс становления стиля К. ( Sickel. 2009/2010. P. 6, 32). На полотне «Кающаяся Мария Магдалина» святая представлена как плачущая юная простолюдинка, сидящая на низком стуле в пустой комнате. Отречение от суетности мира обозначено включением в картину натюрморта: сосуд с благовониями и сброшенные драгоценности. Выделенное светом тесное пространство вокруг Марии Магдалины окружено неизмеримым по протяженности мраком, абстрагирующим место действия. Этот прием позволил одновременно показать самоуглубленность святой и ее одиночество в противостоянии миру. Св. Екатерина Александрийская. 1598 г. (Музей Тиссен-Борнемисса, Мадрид) Св. Екатерина Александрийская. 1598 г. (Музей Тиссен-Борнемисса, Мадрид) Новый этап в развитии стиля К.- создание картины «Отдых на пути в Египет», к-рая отличается светлой интонацией повествования, уравновешенностью композиции, использованием традиционных иконографических цветов. В евангельском сюжете подчеркнуто лирическое начало, что близко к ломбардской традиции XVI в. К. эстетизирует обыденность, придает ей приподнятое звучание, вводя в картину фигуру музицирующего ангела, укрупненно изображая складки драпировок и разрывая пространство между ближним и дальним планами. По-разному К. использовал освещение. Свет, льющийся из невидимого источника параллельно холсту, играет одухотворяющую, а не формообразующую роль; он выхватывает части предметов (драпировку ангела, лики Девы Марии и Младенца) произвольно, в тенях превращая формы в силуэты. Дальний план с обобщенным видом римских окрестностей озарен иным, нейтральным светом. Там царит холодная осень, зыбкая ширь природы предстает как фон индивидуального бытия. Юдифь и Олоферн. Ок. 1600 г. (Палаццо Барберини, Рим) Юдифь и Олоферн.

http://pravenc.ru/text/1470379.html

Он сбивчиво и очень взволнованно начал рассказывать свою историю. Раннее детство он практически не помнил: бегал, задравши хвост, по грядкам, за что его гоняли тряпкой. Кормился с огорода. Это из самых его ранних детских воспоминаний. Потом вспоминает себя уже гуляющим по набережной Невы и заискивающе улыбающимся прохожим. Иногда кто-нибудь погладит по загривку, даст печенюшку, он похрюкает благодарно. Но это редко. Жилось в основном впроголодь. Ночевал под открытым небом. И однажды очень сильно простудился, после страшного осеннего ливня. Потом вспоминает себя уже лежащим в кукольной кроватке, накрытым одеялом. Над ним – заботливо склоненное лицо. Девушка с прямым пробором. Увидела, что он открыл глаза, – сразу засияла. И начала сразу говорить: фразу по-русски, потом повторяет по-французски. И так весь день. Он оказался очень способным. Через неделю уже на бытовом уровне сносно изъяснялся с ней на двух языках. Ее звали Ариной. Работала в Русском музее. Очень интересовалась историей искусства. Дома - шкафы, набитые книгами. И еще постоянно таскала целыми рюкзаками. То подарят ей, то купит недорого. Вот и ему все стала пересказывать: и про Русский музей, и про Лувр, и про музей Прадо, про Пинакотеку, про Британский музей, – и все на двух языках. Он поправился за неделю. Кормили его хорошо. Спал он вволю. Утром завтрак, потом в постель. Арина подоткнет одеяльце, побежит на работу. В обед – соседка приходит, накормит его. Вечером – опять Арина. В выходные так – красота! Завтрак, обед, полдник и ужин – все Арина приносит. Накормит его завтраком и бежит на службу в свой храм, Пуфик подремлет часа три, она уже придет и сразу обед готовит. Ну а потом, когда он поправился, стали по городу гулять, и в речном трамвайчике, и на ручках у Арины, и за ручку. Идут, а она все рассказывает и рассказывает. Не мудрено, что он многое запомнил, даже и наизусть. Потом как начнет гостям арининым рассказывать, – все просто диву даются. «Надо же, – говорят, – какой эрудированный поросенок!» Арина хотела его и в бассейн с собой устроить, но ему врач не выдал справку. У него паспорта не было. Но дома гимнастикой они занимались (а я и заметил, что поросенок был довольно подтянутый, не зря он и фитнес преподавать вызывался).

http://azbyka.ru/detforum/ubs/molodoj-ne...

Когда поездка Мануила на запад была решена, его племянник Иоанн согласился во время отсутствия императора взять на себя управление государством. В конце 1399 г. Мануил и Бусико, в сопровождении свиты и духовных и светских лиц, покинули столицу, направляясь морем в Венецию. 904 Положение республики св. Марка в вопросе об оказании помощи Византии было довольно затруднительно. Крупные торговые интересы на Востоке заставляли Венецию смотреть на новую появившуюся там силу турок не только с точки зрения христианского государства, но и с точки зрения своих коммерческих выгод. Поэтому иногда она даже заключала договоры с Баязидом. Уже одно это не позволяло Венеции выступить прямо и открыто на защиту падавшей Византийской империи. Кроме того, торговое соперничество с Генуей на том же Востоке и отношение Венеции к другим итальянским государствам также отвлекали ее силы от интересов Мануила. Однако, как Венеция, так и другие итальянские города, которые посетил Мануил, встретили его с почетом и чувством живейшего участия. Видался ли император с папой, – точно неизвестно. Во всяком случае, когда Мануил покидал Италию, ободренный обещаниями Венеции, миланского герцога, буллами папы и планируя посещение наиболее крупных центров Западной Европы, Парижа и Лондона, он еще верил в важность и спасительность своей далекой поездки. Император приезжал во Францию в трудное и интересное время: это была эпоха Столетней войны, т.е. борьбы ее с Англией. Существовавшее во время приезда Мануила перемирие между обеими странами могло быть в любой момент нарушено. Внутри Франции шла ожесточенная полемика и настоящая борьба между авиньонским папой и парижским университетом, приведшая к умалению папской власти в стране и признанию единственного авторитета в церковных делах за королем. Наконец, сам король Карл VI был подвержен частым припадкам сумасшествия. В Париже Мануилу была приготовлена торжественная встреча и богато убранное помещение в замке Лувр. Присутствовавший при въезде в Париж императора один француз описывает его внешность: будучи среднего роста и крепкого телосложения, с длинной, уже сильно поседевшей бородой, Мануил имел черты лица, внушавшие уважение, и представлял собой человека, достойного, по мнению французов, быть императором. 905

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

На мой взгляд, это во многом связано с проблемами в области развития российского образования. Безусловно, наша образовательная система не должна существовать в изоляции от мирового образовательного сообщества. Однако «Болонский процесс» в нашей стране проходил в форме «красногвардейской атаки» на образование без учета специфики страны, советского опыта в образовании, традиций отечественной школы. Мы ни экономически, ни организационно не были готовы к тому, чтобы 100% высших учебных заведений перевести на рельсы «Болонского процесса». Отмечу, что и в западных странах, таких как Германия и Франция к болонской системе перешли от 60 до 70% образовательных учреждений. В Германии при этом Приложение об особой позиции по отношению к Болонскому процессу занимают три тома, мы его приняли безоговорочно. На Западе широкие действительно демократические права в решении всех вопросов предоставлены самим университетам. В нашей стране подготовка специалистов, в том числе специалистов, готовых к экспертной деятельности, в настоящий момент существенно затрудена, что является серьезным препятствием на пути реализации обозначенных президентом задач. Не могут же нынешние бакалавры давать профессиональные экспертные оценки. Как в свое время заметил ректор МГК В.П. Садовничий, по уровню своего образования они ближе к лаборантам, чем к специалистам. В трудах ученых Петровской академии наук и искусств системно представлены соответствующая научная аргументация. В частности, речь идет о монографии известного в нашей стране, да в мире ученого А.И.Субетто «Качество непрерывного образования в Российской Федерации. Состояние. Тенденции. Проблемы. Прогнозы». Академики ПАНИ уделяют огромное внимание проблемам культуры. Действительными членами ПАНИ являются Александра Пахмутова, Василий Лановой, Владислав Чернушенко, Татьяна Доронина, Константин Плужников, Ольга Григорьева, Сергей Журавлев и многие другие. Активно работает Отделение Театра и Музыки ПАНИ и отделение художников, жив описи, скульптуры и архитектуры. Наши художники представили сегодня выставку картин, посвященных войне и блокадной тематике. ПАНИ с беспокойством отмечает неудовлетворительное состояние музейного дела в западных странах. Воинствующий модернизм и постмодернизм с ориентацией на войну против памяти и традиций вытесняют из общего культурного пространства шедевры классических живописи, музыки и балета, и это – повсеместный процесс. Присутствующий здесь профессор А.М. Прилуцкий посетил недавно Лувр и с возмущением говорит о том, что весь первый этаж отдан безвкусице постмодернизма с большим уклоном в сторону порнографии. К сожалению, это все больше проявляется и у нас, и сегодня данной проблеме будут посвящены несколько докладов в секциях. Об этом будут говорить на секциях известные деятели культуры А.Ф. Полозов, Л.М. Грабко и др.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/27/gu...

Теперь вообразите себе эту громадную продолговатую залу, освещенную сумеречным светом январского дня, заполоненную пестрой и шумной толпой, которая плывет по течению вдоль стен и вертится вокруг семи столбов, и вы получите смутное представление о той картине, любопытные подробности которой мы попытаемся обрисовать точнее. Несомненно, если бы Равальяк не убил Генриха IV, не было бы и документов о деле Равальяка, хранившихся в канцелярии Дворца правосудия; не было бы и сообщников Равальяка, заинтересованных в исчезновении этих документов; значит, не было бы и поджигателей, которым, за неимением лучшего средства, пришлось сжечь канцелярию, чтобы сжечь документы, и сжечь Дворец правосудия, чтобы сжечь канцелярию; следовательно, не было бы и пожара 1618 года. Все еще высился бы старинный Дворец с его старинной залой, и я мог бы сказать читателю: «Пойдите, полюбуйтесь на нее»; таким образом, мы были бы избавлены: я – от описания этой залы, а читатель от чтения сего посредственного описания. Это подтверждает новую истину, что последствия великих событий неисчислимы. Весьма возможно, впрочем, что у Равальяка никаких сообщников не было, а если, случайно, они у него и оказались, то могли быть совершенно непричастны к пожару 1618 года. Существуют еще два других весьма правдоподобных объяснения. Во-первых, огромная пылающая звезда, шириною в фут, длиною в локоть, свалившаяся, как всем известно, с неба 7 марта после полуночи на крышу Дворца правосудия; во-вторых, четверостишие Теофиля: Да, шутка скверная была, Когда сама богиня Права, Съев пряных кушаний немало, Себе все небо обожгла. Но, как бы ни думать об этом тройном – политическом, метеорологическом и поэтическом – толковании, прискорбный факт пожара остается несомненным. По милости этой катастрофы, в особенности по милости всевозможных последовательных реставраций, уничтоживших то, что пощадило пламя, немногое уцелело ныне от этой первой обители королей Франции, от этого Дворца, более древнего, чем Лувр, настолько древнего уже в царствование короля Филиппа Красивого, что в нем искали следов великолепных построек, воздвигнутых королем Робером и описанных Эльгальдусом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=132...

«Гутия, дракона горы, врага богов, унесшего в горы царство Сумира, наполнившего Сумир враждой, похитившего у супруга супругу и у родителей их детей... Энлиль, царь стран, послал Утухегаля, сильного мужа, царя Урука, царя четырех стран, царя, слово которого не имеет равного, сокрушить имя его (т. е. Гутия). Он отправился к своей госпоже Иннине и помолился ей: «О владычица, львица битвы, прекрасная видом в странах, Энлиль послал меня восстановить царство Сумира и его независимость, будь мне помощница»... Тирикан, царь Гутия, изрек: «никто не вышел против меня». Он овладел всем Тигром до берега моря, до Нижнего Сумира»... Далее повествуется о жертвоприношениях царя в храмах Эреха и других городов и воззваниях к жителям о своем посланничестве. Наконец, после поражения «Тирикан убежал один пешком». Его возница убежал в Дубрум. Жители Дубрума, зная, что Утухегаль – царь, которому Энлиль дал силу, не оказали ему помощи... Тирикан пал к его ногам, а он поставил на него свою ногу. Вероятно, в это же время опять достигают некоторой самостоятельности городские области и исаки, и лучше других известный нам Лагаш выдвигает в это время (XXV в.) знаменитого Гудеа, который всегда называет себя тоже исаком. Чей он был вассал, мы не знаем, сам он всегда называет своими царями местных богов-(напр.: «Гудеа, исак Лагаша, Нингиреу, своему царю»), но неоднократно перечисляет дары, посылаемые, как дань, какому-то лугалю и царице; это были золотые слитки, изделия из драгоценных металлов, парадные постели и т. п. Вероятно, этими владыками были Гутии, которые в это время уже упрочились на севере настолько, что могли получать корабли товаров из Южного Сумира. Гудеа оставил нам множество надписей и удивительных памятников скульптуры. Следуя благочестивому обычаю сумерийцев, Гудеа ставил в храме и во дворце свои, названные знаменательными именами, сидящие диоритовые статуи, украшающие теперь Лувр. Они поражают тщательной отделкой, но доказывают, что мастера еще не всегда могли справиться с пропорциями.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010