Этот праздник вполне уместен, хотя Апулей и иронизировал по поводу непомерных расходов на одну из свадеб, праздновавшихся в Риме (на нее потратили 50 тысяч сестерциев). Христиане, разумеется, устраивали более скромные свадебные пиры. Мы ничего не знаем о литургической стороне бракосочетания, хотя вполне вероятно, что епископ или его представитель приглашались на брачный пир. Возможно, что община участвовала в празднестве, по крайней мере, из числа ее членов были свидетели — в ту эпоху братья–христиане еще не были многочисленны и их тесно связывали религиозные и общественные отношения. «Деяния Фомы» представляют нам апостола, молящегося вместе с новобрачными в их доме . Климент утверждает, что в Александрии пресвитер осуществлял возложение рук на новобрачных . Изображения на саркофагах и декор кубков иллюстрируют христианизацию обряда бракосочетания: новобрачных коронует сам Иисус Христос, он же присутствует при сложении ладоней новобрачными, которые тем самым соединяются с Евангелием . На фреске в катакомбе Присциллы, возможно, изображено надевание невестой покрова . Бракосочетание для христианина являлось продолжением дела Творения, а дети были благом для родителей. Правда, Климент уточняет: хорошие дети Юстин и Аристид утверждали, что браки заключаются христианами исключительно для производства на свет потомства, тем самым устанавливая правила и ограничения для половой жизни супругов. Церковь боролась с «крайностями»: как с теми, кто отвергал брак и половую жизнь вообще, так и со сторонниками половой распущенности, какие встречались в большом количестве в портовых городах Средиземноморья . Климент в своем моральном трактате «Педагог» решительно ополчается против проституции и педерастии. Однако и половую жизнь в супружестве он регламентирует со столькими оговорками, что современный комментатор не без юмора задается вопросом: когда же, наконец, этот моралист из Александрии допускает любовные объятия? «Имеющие право вступать в брак нуждаются в педагоге, который научил бы их, что не следует откликаться на таинственный зов природы в течение дня: например, нельзя совокупляться по возвращении из церкви или с рынка; нельзя на заре, когда поют петухи, в час молитвы, чтения или полезных дел, исполняемых в течение дня; нельзя вечером после ужина и благодарственной молитвы за полученные блага — в этот час подобает покой» .

http://predanie.ru/book/216352-povsednev...

Благовещение Пресвятой Богородицы в памятниках иконографии, преимущественно византийской и русской Источник Период древнехристианский не представляет ни одного несомненно ясного изображения Благовещения Пресвятой Богородицы. Предполагаемое изображение Благовещения на фресках катакомб Домитиллы оказалось, по тщательном обследовании его Вильцертом, изображением «трех отроков в огненной пещи» 1 ; другое фресковое изображение в катакомбах Присциллы III века – предмет спорный: здесь на своде IV кубикулы изображена сидящая в кресле женщина, в тунике, паллиуме и головном покрове, в смиренной позе – с понуренной головой и опущенными долу взорами; пред ней молодой человек, одетый в тунику и паллиум; он обращается к ней с речью, выраженной главным образом посредством жеста простертой руки. Первые издатели этого памятника Бозио и Аринги не дали никакого объяснения изображенной здесь сцене 2 . Боттари изъяснил ее предположительно в смысле Благовещения, предоставив точное определение сюжета людям ученейшим 3 , также и Кваст – ученый издатель Аженкура 4 . Положительно в смысле Благовещения изъясняют эту сцену де-Росси 5 , Мартиньи 6 , Рого де-Флери 7 , Гарруччи 8 , де-Вааль 9 , Крауз 10 , Грилльвитцер 11 , Лиль 12 и др. Новейшие протестантские ученые оспаривают это мнение и видят в рассматриваемом изображении просто сцену семейного характера: таково мнение Виктора Шульце 13 и Гаха 14 . Чтобы оценить эти мнения, для этого нет никакой необходимости разбирать отдельно соображения каждого из названных авторов, тем более, что они довольно однообразны; достаточно избрать по одному представителю с той и с другой стороны: наиболее решительным защитником первого мнения является Гарруччи, второго – В.Шульце. «Я, – говорит Гарруччи, – нисколько не сомневаюсь в том, что здесь представлено благовестие Арх. Гавриила: формы ангела, его одежды и даже манера их одевания представляют то же самое, что в изображении Арх. Рафаила в катакомбах Фразона и Сатурника. Жест Архангела прямо как бы говорит: «Spiritus Sanctus superveniet in te et virtus Altissimi obumbrabit tibi» 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Ирмос (именуемый в наст. время неправильно 1-м тропарем) воскресных тропарей на блаженнах посвящен теме покаяния и прощения разбойника, распятого одесную Спасителя, что обусловлено начальной фразой:       (слова разбойника - Лк 23. 42), поставленной перед стихами заповедей блаженств. Тропари на блаженнах посвящены Распятию и Воскресению, освобождению Адама, женам-мироносицам и апостолам; иногда и в них присутствует тема разбойников, распятых вместе со Христом (напр., во 2-м тропаре 1-го гласа:              ; в 5-м тропаре 5-го гласа:                ). Нек-рые из песнопений воскресных служб стали мелодико-ритмическими образцами-самоподобнами для составления др. песнопений: 1-я стихира на хвалитех 8-го гласа            , 3-я стихира на хвалитех 6-го гласа            , 1-й седален по 1-м стихословии 1-го гласа       и др. О В. И. Х. часто говорится и в евхологических текстах, особенно в текстах Божественной литургии: все анафоры так или иначе упоминают Страсти и Воскресение Господа (напр., в анафоре литургии свт. Иоанна Златоуста:            ); согласно принятому в наст. время в правосл. Церкви чину, сразу после Причащения священнослужители читают неск. песнопений пасхального последования ( «Воскресение Христово видевше» ; ирмос и тропарь 9-й песни канона), исповедуя этим, что сподобились приобщиться к Телу и Крови Воскресшего Спасителя. А. А. Лукашевич Иконография Сошествие во ад. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Сер. IX в. (ГИМ. Греч. 129. Л. 63 об.) Сошествие во ад. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Сер. IX в. (ГИМ. Греч. 129. Л. 63 об.) Отличается длительной по сравнению с др. праздничными иконами историей формирования. Особенностью ее развития является то, что ее лит. основа, сложившаяся в ранний период, не претерпела существенных изменений, а изображение на протяжении III-XVII вв. видоизменялось. Тексты Свящ. Писания, святоотеческие творения, гимнография, а также апокрифы, лежащие в основе изображения В. И. Х., развивали одну и ту же тему победы воскресшего Христа над адом и смертью. Однако создание иконографии таинственного события, очевидцев к-рого на земле не было, представляло сложную задачу. В связи с тем что в Евангелиях нет описания В. И. Х., в раннехрист. искусстве оно изображалось символически через прообразы, содержащиеся в ВЗ, напр. в знамениях прор. Ионы (Мф 12. 40; 16. 4). Многочисленные композиции на эту тему известны с III в. Они сохранились в росписях катакомб III-IV вв. (Присциллы, Петра и Марцеллина, Претекстата, Майского кладбища, Джордани), в мозаиках собора св. Феодора в Аквилее (IV в.), на рельефах саркофагов. Подобная композиция встречается и в искусстве более позднего времени. Так, на миниатюре Хлудовской Псалтири (ГИМ. Греч. 129. Л. 157, сер. IX в.) изображение Ионы во чреве кита иллюстрирует текст: «Из чрева адова вопль мой, услышал еси глас мой».

http://pravenc.ru/text/155304.html

Одно из древнейших изображений Богородицы с Младенцем находится в катакомбах св. Присциллы (II век). На нем изображен пророк Исайя, он указывает на Марию: именно в ней исполнится великое пророчество. У Божией Матери на руках Младенец, обращенный лицом к зрителю, Он немного напоминает барочные портреты. Его глаза открыты, Он смотрит на нас. Он ощущает тепло материнской груди, как псалмопевец в присутствии Бога (Пс 130). Над Марией сияет звезда, на которой можно различить 12 лучей: ее Сын – отрасль и полнота 12 колен Израилевых. К этому древнему символу, в частности, восходит изображение Богоматери «Звезда Пресветлая». Традиционно встреча ангела и Марии изображается либо у колодца, либо в доме. Колодец – исключительно значимое место, здесь совершаются судьбоносные встречи, заключаются браки, союзы, это символ жизни и плодородия. Апокрифические Евангелия рассказывают, что Мария приходит почерпнуть воды, она видит ангела, но не слышит его слов. Затем она возвращается в дом, здесь она и видит, и слышит ангела. Само это место уже в древности стало местом паломничества. Благовещение. XIV век. Охрид На многих иконах Мария находится в доме, ангел приходит в тот момент, когда она прядет нить для завесы храма. Апокрифические Евангелия сообщают, что Мария была избрана среди прочих девушек, ей было доверено выткать храмовую завесу. Этот символ выражает простую реальность: если в доме появляется завеса, значит, он становится чьим-то жилищем, здесь отныне кто-то живет. Работа над завесой означает приготовление утробы, которая примет Христа. Благовещение. Мозаики Санта Мария Маджоре. 5 век Иногда над Марией можно видеть красную завесу и сошествие Святого Духа в виде голубя (этот образ заимствован из эпизода Крещения Господня), как на иконе XIV века из Охрида. Здесь ангел уже изображен с крыльями. Его тело выражает волнение, он едва приземлился и как будто еще не вполне отдышался. Мария восседает на царском троне, она – Госпожа, Царица. На некоторых изображениях, например, в соборе Святого Марка в Венеции, можно видеть за прядением нити Еву. Таким образом, Мария предстает как Новая Ева, обетованная Матерь (Быт 3), соработница Бога. Иногда можно видеть, что нить протянута к ее груди, к тому месту, где ткется плоть Христа. В ней исполняются древние обетования и рождается новый мир. Мозаика Каваллини. Санта Мария Трастевере, 1291 г.

http://blog.predanie.ru/article/iskusstv...

28 . Святой Стефан, епископ Рима, во время гонений Валериана, принял мученическую смерть вместе с другими христианами. Он совершал Божественную литургию в катакомбах. Когда римские солдаты обнаружили их убежище, они ворвались внутрь с обнаженными мечами… Там они увидели, как святой Стефан служит. Какая-то страшная сила остановила их и лишила дара речи до окончания Божественной литургии. Как только богослужение закончилось, они схватили святого Стефана, бросили его на землю и обезглавили вместе с другими христианами 81 . 29 . Преемником святого Стефана был святой Сикст. И он, преследуемый тем же императором, спустился в катакомбы Претекстата и там совершал богослужения. Он был предан, схвачен и осужден на муки перед жертвенником, у которого его схватили. Вместе со святым Сикстом был схвачен и его архидиакон, блаженный великомученик Лаврентий, которого язычники сожгли заживо на раскаленной решетке. Сохранились его слова, обращенные к палачам, которым те удивились и уверовали во Христа. Он им сказал: «Я уже поджарился с этого боку, переверните меня на другой»! 82 Самые известные катакомбы находятся в Риме, и, конечно, это катакомбы святой Присциллы и святой Агнессы. В катакомбах святой Агнессы находится множество греческих надписей и литургических текстов, из которых ясно, что литургическим языком в этом залитом кровью Риме был, преимущественно, греческий. В этих катакомбах мы повсюду видим символические образы, архиерейские престолы, примитивные крещальни, много лампад и другой утвари… и все они окроплены алой кровью святых мучеников. Археолог Padre Marchi, которого называют «Колумбом катакомб», насчитал от 6 до 7 миллионов могил мучеников. Христиане этой эпохи с риском для собственной жизни приходили в катакомбы, в то время как мы, сегодняшние христиане, хотя не существует никакой опасности, не ходим в Церковь , или ленимся, а если и идем, то приходим с холодными сердцами. Чтобы наши сердца снова согрелись священным пламенем, которое горело в сердцах тех христиан, необходимо истинное покаяние, сокрушение и слезы. Нам необходимо изменить жизнь. Оставить мирское сознание и стать более последовательными в наших обязательствах перед Святым Триединым Богом и ближними. Мы должны так исповедовать нашу веру, чтобы наша жизнь говорила о ней и служила примером остальным.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Во мн. катакомбах эти работы были проведены при папе Дамасе I (366-384) (см., напр.: Styger P. Römische Martyrergrüfte. B., 1935). Над могилами М. нередко устанавливали алтари. В Liber Pontificalis практика совершения Евхаристии на гробницах М. приписывается еп. (папе) Феликсу I (269-274) (LP. T. 1. P. 158), но достоверные сведения об этом обычае относятся лишь к IV в. Так, по свидетельству блж. Иеронима, алтари находились над могилами апостолов Петра и Павла ( Hieron. Contr. Vigil. I 8); Пруденций описал алтарь над могилой мч. Ипполита в римских катакомбах ( Prudent. Perist. 11. 171-174). Амвросий Медиоланский поместил обретенные им мощи М. под алтарем, на котором совершалась Евхаристия ( Ambros. Ep. 77 (22). 13). Один из таких алтарей был обнаружен в небольшой базилике мч. Александра на Номентанской дороге в Риме, раскопанной в 1854 г. Переднюю стенку алтаря, сооруженного, вероятно, в нач. V в., образовывала резная мраморная трансенна с отверстием, через к-рое можно было заглянуть в могилу М. Кубикула Льва в катакомбах Коммодиллы, Рим. 375–380 гг. Время появления изображений М. трудно установить. Среди росписей рим. катакомб есть фигуры орантов, к-рых можно идентифицировать как М., однако твердых оснований для этого не существует. Идеи мученичества предположительно прослеживаются в раннехрист. иконографии ВЗ, напр., в изображениях прор. Даниила со львами и Вавилонских отроков (среди древнейших образцов, созданных ранее IV в.,- росписи в рим. катакомбах Домитиллы, Каллиста и Присциллы), однако существуют и др. трактовки этих сюжетов ( Jensen R. M. Understanding Early Christian Art. L.; N. Y., 2000. P. 79-84, 171-178). Хотя в письменных источниках упоминания об изображениях святых присутствуют уже в нач. IV в. (речь идет в первую очередь об апостолах Петре и Павле - Euseb. Hist. eccl. VII 18. 4; Aug. De consensu evangelistarum. I 10), прямые указания на картины или росписи со сценами страданий М. встречаются лишь с посл. четв. IV в. ( Greg. Nyss. De S. Theodoro//PG. 46.

http://pravenc.ru/text/2564422.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Риме после реставрации открылись христианские Катакомбы Присциллы 20.11.2013 Известные Катакомбы Присциллы, служившие во II–V веках местом захоронения христиан, открылись в Риме после пяти лет реставрации. Также вместе с катакомбами для посетителей открылся созданный при них музей, в котором выставлены восстановленные реставраторами фрагменты мраморных саркофагов. Дополнительной опцией, созданной для тех, кто не может посетить Рим, стал виртуальный тур по катакомбам, доступный через сервис Google Maps. Точная дата возведения Катакомб Присциллы неизвестна. Археологи относят их появление ко II-V векам по Р.Х. Общая протяженность туннелей, использовавшихся для захоронения первых христиан, составляет около 13 километров. Отмечается, что для восстановления поврежденных фресок использовалось лазерное оборудование. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 20.11.2013 19:55:31

http://drevo-info.ru/news/16262.html

1984). Однако высказывались и сомнения в правомерности такой трактовки ( McKinnon. 2000). Согласно Liber Pontificalis, К. занимал кафедру 8 лет 10 месяцев и 17 дней. Похоронен в базилике св. Сильвестра, построенной в IV в. над катакомбами Присциллы на Соляной дороге, рядом с гробницами Римских епископов Марцелла I, Сильвестра I и Сириция ( Picard. 1969. P. 738-740, 743). О гробнице К. упоминается в римских итинерариях VII в. (Itineraria et alia geographica. Turnhout, 1965. P. 306, 320, 326. (CCSL; 175)). В стихотворной эпитафии говорится, что К. занимал «апостольский престол» 10 лет, пользуясь всеобщим уважением; его тело было предано земле, а душа вознеслась ко Христу (Inscriptiones Christianae Urbis Romae. N. S. R., 1985. T. 9. N 24833). В послании папы Римского Адриана I (772-795) к имп. Карлу Великому о священных изображениях упоминаются росписи на тему Эфесского Собора, выполненные по указанию К. в его усыпальнице (MGH. Epp. T. 5. P. 50). В IX в. базилика св. Сильвестра пришла в упадок и впосл. разрушилась, ее остатки были обнаружены в 1890 г. Дж. Б. Де Росси ; в 1907 г. храм был реконструирован ( Cupit ò C. Il territorio tra la via Salaria, l " Aniene, il Tevere e la via «Salaria vetus»: Municipio II. R., 2007. P. 51-52). По указанию папы Римского Пасхалия I (817-824) останки К. вместе с мощами мн. др. святых были перенесены в ц. Санта-Прасседе (LP. T. 2. P. 63-64). Память К. указана в средневек. дополнениях к Мартирологам Адона Вьеннского и Узуарда ( Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 19082. P. 472; PL. 123. Col. 909-917) под 6, 7 или 8 апр. День памяти заимствован из Liber Pontificalis, где погребение К. ошибочно датировано 6 апр. В XVI в. кард. Цезарь Бароний внес память К. (6 апр.) в Римский Мартиролог. В наст. время поминовение К. в Римском Мартирологе указано под 27 июля, в календаре РПЦ - под 8 апр. Соч.: PL. 50. Col. 417-558; CPL, N 1650-1654; Jaff é . RPR. T. 1. P. 55-57. Ист.: LP. T. 1. P. 88, 230-231; Concilia Africae A. 345 - A. 525/Ed. C. Munier. Turnhout, 1974. P. 164-172, 266. (CCSL; 259); Gesta de nomine Apiarii//EOMIA. T. 1. Fasc. 2. Pt. 3. P. 560-624; ACO. T. 1. Vol. 1. Pars 3. P. 5-9; Pars 5. P. 10-12; Vol. 2. P. 5-27, 88-101; Vol. 5. P. 182; ActaSS. Apr. T. 1. P. 543-547; MartRom. Comment. P. 127; SynCP. Col. 592-593.

http://pravenc.ru/text/1684145.html

Ангелы принимают непосредственное участие в богослужении: «                  » (стихира на литии вечерни Воздвижения Креста Господня); молятся за людей Богу: «                              » (седален по 2-м стихословии 8 нояб.); к ангелам обращаются с просьбой о заступничестве перед Господом: «                      » (стихира на Господи воззвах малой вечерни 8 нояб.), «                    » (1-е прошение литии), «                      » (припев на великом повечерии) и проч. Монашество называется ангельским образом (см. Схима ); это сопоставление пронизывает все последования постригов, поэтому преподобные в богослужебной поэзии метафорически сопоставляются с ангелами: «                    » (тропарь 8-й песни канона утрени Общей службы преподобному). Ангелам уподобляются и священнослужители: «служащие Господу земные иереи подобны мысленным служительным чинам бесплотных и вышних сил» (Герман, свт. Сказание. 6). Люди, достигшие святости, получали дар видения ангелов: «                    » (стихира на стиховне службы прп. Серафима Саровского). Чрезвычайно широко употребляются в богослужении песни, воспетые ангелами Богу («ангельские песни»): «      » (Ис 6. 3) и «                      » (Лк 2. 14). 1-я («трисвятая песнь») употребляется или непосредственно - в анафорах большинства литургий (см. Sanctus ), в гимне «Тебе, Бога, хвалим» , в троичных песнях утрени и полунощницы,- или в форме трисвятого («                »), к-рое читается или поется во время почти всех служб правосл. Церкви; 2-я песнь служит начальным стихом утрени и литургии, входит в состав утреннего славословия (см. Великое славословие , Слава в вышних Богу ). Обе песни часто цитируются в гимнографических текстах. А. Ю. Никифорова Иконография В раннехрист. искусстве известно неск. типов иконографии ангелов, восходящих к античным образам крылатых гениев, эротов, Ники. Одно из самых ранних изображений ангела представлено в сцене Благовещения в катакомбах Присциллы в Риме, сер. III в.- юноша в белой тунике и паллиуме, бескрылый. В IV в. подобный тип ангела, изображаемого без крыльев, довольно устойчив и встречается в росписях катакомб на библейские сюжеты: «Явление трех Ангелов Аврааму», «Явление ангела Валааму» и «Видение лествицы Иакову» в катакомбах на Виа Латина в Риме, сер. IV в.; «Товия и Ангел» в катакомбах на Виньо Массимо, сер. IV в.; также в сцене небесной Трапезы в гробнице Винсента и Вибии на Виа Аппия в Риме, нач. IV в., и на саркофаге в ц. Сан-Себастьяно в Риме, IV в. (на последнем ангел - средовек с бородой).

http://pravenc.ru/text/115092.html

Изображение иконы Добрый Пастырь #17319 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Добрый Пастырь #17319 Эта страничка относится к разделу   Икона Господа Добрый Пастырь Скачать или распечатать изображение 17319.jpg 355x361, 0.13 MPix, 36 Kb. 3x3.1cm @ 300DPI (4.5x4.6cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 5 (285) , (11) . в этом году (за прошлые годы с 2012-05-29) Происхождение изображения: Загружено 2012-05-29 участником [ oldsailor ]. Описание: Христос - добрый пастырь. Росписи в катакомбах Присциллыю Рим. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Господа Добрый Пастырь " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-17319

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010