Памятники раннего христианства дают нам следующий материал. В " Дидахи " об агапах нет ничего. В послании святого Игнатия слово " агапа " (в разных формах) встречается 28 раз. И если в известных текстах это следует понимать скорее в смысле благотворительной деятельности [ 16 ], то это не является исключительным значением этого слова. То, что " агапы " поставлены в связь с крещением и Евхаристией и что их нельзя совершать без участия епископа, показывает, что они имели значение богослужебное, а не только благотворительное. Весьма интересна фреска II века, открытая в Риме в 1893 году в катакомбах святой Присциллы и изображающая агапу, совершаемую за столом в присутствии семи лиц. Леклерк в своей статье приводит ряд интересных записей на нескольких таких памятниках (столах для совершения вечери) в Северной Африке. Тертуллиан дает такое описание агапы: " Садятся за стол не иначе, как помолившись Богу; едят столько, сколько нужно для утоления голода; пьют, как пристойно людям, строго соблюдающим воздержание и трезвость; насыщаются так, что той же ночью могут возносить молитвы Богу; беседуют, зная, что Бог все слышит. По омовении рук и зажжении светильников каждый приглашается петь хвалебные песни Богу, извлеченные из Священного Писания или кем-либо сочиненные... " [ 17 ] Отмечаем обряд внесения светильников. Объяснения этому дадут нам другие памятники. Харизматический характер этих собраний еще чувствуется у Тертуллиана. Достойно замечания и то, что отсутствует упоминание о Евхаристии. Леклерк считает, что она уже перенесена на утро [ 18 ]. Во всяком случае, она от них отличается [ 19 ]. По канонам Ипполита (каноны 32-35), епископ председательствует на агапах, совершающихся до наступления темноты. Поются псалмы, как и у Тертуллиана. Оглашенные не остаются до конца, что заставляет думать о том, что к агапам у Ипполита присоединяется и евхаристическая часть. Любопытно, что раздается так называемый " хлеб заклинания " (ρτος ξορκισμο). Вероятно, это какой-то благословленный хлеб, " евлогия " , может быть, освященный на Литургии, совершённой в тот же день или несколько дней раньше [ 20 ]. Может быть, это прообраз будущего антидора?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

29. МАРЦЕЛЛИН Римские Папы. Список 29. МАРЦЕЛЛИН. 296—304 (?). Правление Марцеллина приходится на последние годы религиозного мира, который предшествовал волне гонений на христиан, начавшихся по приказу Диоклетиана в 303 г. с целью уничтожить христианство на всей территории Римской империи. Конец III в. был, как мы уже отмечали, периодом энергичной экспансии христианства. Выросли церкви на Востоке, в Африке, в Испании и Галлии. Развивались христианские философия и культ. Знаменательно, что в тот период наименее заметным было развитие римской церкви. О деятельности ее епископов остались лишь очень скупые сведения. Христианство в Риме было разъединено. Все еще действовали общины сторонников Маркиона, также группы приверженцев Новациана. Возрастало влияние манихейства и поклонников Митры, нередко рекрутировавшихся из бывших христиан. Римские епископы не проявляли в этот период большого интереса к развитию христианства в других регионах империи. Мы, например, не знаем, какова была реакция Марцеллина или его преемника на решения известного синода в Эльвире (ок. 300 г.), на котором несколько десятков епископов из Испании — сторонников ригоризма — постановили обязать духовенство соблюдать целибат. Неизвестно также, погиб ли Марцеллин мученической смертью во время террора, развязанного императором Диоклетианом. Из враждебных Риму источников известно, что в IV в. против епископа Марцеллина было выдвинуто обвинение в том, что он изменил христианской вере, передал властям священные книги и объявил о своей лояльности к императору. В катакомбах Присциллы найдены следы могилы Марцеллина, которая была окружена почитанием, что противоречит приведенному выше обвинению. В конце III — начале IV в. в надписях на стенах христианских кладбищ рядом с именем римских епископов впервые появляется титул «папа». Возможно, это объясняется стремлением отличить таким образом законных руководителей римской христианской общины от «еретических» епископов. Из книги: Ян Веруш Ковальский. Папы и папство. М.: Издат. политической литературы. 1991 г. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/lib/text/441893/

59-62; Cazelles H. Patriarches//DBS. 1966. T. 7. P. 81-156; Weidmann H. Die Patriarchen und ihre Religion im Lichte der Forschung seit J. Wellhausen. Gött., 1968. (FRLANT; 98); Lord J. R. Abraham: A Study in Ancient Jewish and Christian Interpretation. Duke, 1968; Clements R. Abraham//ThWAT. Bd. 1. S. 53-62; Светлов Э. [Мень А. ] Магизм и единобожие. Брюссель, 1971. Т. 2. С. 171-193; Thompson T. L. Historisity of the Patriarchal Narratives: The Quest for the Historical Abraham. B.; N.Y., 1974. (BZAW; 133); Martin-Achard R. Abraham I: Im Alten Testament//TRE. Bd. 1. S. 364-372 [библиогр.]; Berger K. Abraham II: Im Frühjudentum und Neuen Testament//Idem. S. 372-382 [библиогр.]; Leineweber W. Die Patriarchen im Licht der archäologischen Entdeckungen: Die krit. Darstellung einer Forschungsrichtung. B., 1980; Betz O. Abraam//EWNT. Bd. 1; Roldanus J. L " héritage d " Abraham d " après Irénée//Text and Testimony: Essays on New Testament and Apocryphal literature in honour of A. F. J. Klijn/Ed. Baarda T., Hilhorst A., et al. Kampen, 1988. P. 212-224; Berton R. Abraham est " il un modèle? L " opinion des Pères dans les premiers siècles de l " Èglise//Bull. de littérature ecclésiastique. 1996. T. 97. P. 349-373; Kundert L. Die Opferung/Bindung Isaaks. Neukirchen-Vluyn, 1998. Bd. 1: Gen 22, 1-19 im Alten Testament, im Frühjudentum und im Neuen Testament. (WMANT; 78) [библиогр.]; Joest Chr. Abraham als Glaubensvorbild in den Pachomianerschriften//ZAW. 1999. Bd. 90, 1/2. S. 98-122; M ü ller P. Unser Vater Abraham: Die Abrahamrezeption im Neuen Testament - im Spiegel der neueren Literatur//Berliner theol. Ztschr. 1999. Bd. 16. S. 132-143. . Сюжет жертвоприношения А. (Быт 22), символизирующий новозаветную жертву, получил широкое распространение в раннехрист. искусстве; одно из наиболее ранних изображений находится в росписи синагоги в Дура-Европос , ок. 250 г. Этот сюжет встречается в росписях катакомб (Присциллы, II в.; Каллиста, 1-я пол. III в.; Петра и Марцеллина, 2-я пол. III - 1-я пол.

http://pravenc.ru/text/62850.html

С археологической точки зрения отметим, что в то время не придавали значения кладбищам, лежавшим на поверхности около церквей, их не изучали вместе с архитектурным контекстом. Лишь позже установили, что первые христиане в основном хоронили на поверхности, под открытым небом, а подземные галереи высекали тогда, когда не хватало места на обычных кладбищах 1764 . Ученики и последователи де Росси. В Риме прямыми учениками де Росси были Мариано Армеллини (1852–1896) 1765 , Энрико Стивенсон (1854–1898) 1766 и, самым известным, уже упоминавшийся Орацио Марукки 1767 . Уроженец Рима, Марукки изучал египетские древности, историю, агиографию, эпиграфику и топографию языческого и раннехристианского Рима. Он был директором Египетского музея Ватикана и директором Латеранского музея, скриптором Ватиканской библиотеки, секретарем Папской римской академии археологии и секретарем Комиссии по священной археологии, возглавлял кафедру топографии римских кладбищ в университете La Sapienza, был профессором христианской археологии в Коллегии св. Ансельма и членом многих итальянских и зарубежных научных обществ, автором около 500 научных работ 1768 . Вместе с де Росси Марукки участвовал в раскопках крипты св. Цецилии в катакомбе Сан Каллисто (1869), провел значительные работы в катакомбах св. Домициллы, св. Агнесы, св. Присциллы, изучал большое подземное кладбище мучеников Марцеллина и Петра на виа Лабикана, катакомбу Коммодиллы и другие римские памятники, а также катакомбы в Неаполе, Милане, Северной Африке, христианские памятники Палестрины. Главным талантом Марукки была популяризация научного знания, он писал много, легко, быстро. Отметим, что сам де Росси не написал ни одного учебника; именно Марукки открыл эпоху написания учебных пособий по христианской археологии и эпиграфике, которая длилась весь XX век 1769 : сейчас создана обширная «мануалистика», разнообразных учебников существует не менее двух десятков, на разных языках, в последние годы они издаются и в странах Восточной Европы. Вокруг де Росси сформировалось международное сообщество ученых, годами работавших и живших в Риме или часто туда приезжавших. Некоторые из них – во Франции, Германии, Австрии (Австро-Венгерская империя той эпохи), – основали национальные научные направления христианской археологии. Среди его коллег в Германии – Теодор Моммзен 1770 , во Франции – Александр-Жозеф Мартиньи, автор Словаря христианских древностей и издатель французской версии «Бюллетеня христианской археологии» (Bulletin d’Archéologie Crémienne), в Хорватии – о. Фране Булич.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Весьма интересна фреска II века, открытая в Риме в 1893 году в катакомбах святой Присциллы и изображающая агапу, совершаемую за столом в присутствии семи лиц. Леклерк в своей статье приводит ряд интересных записей на нескольких таких памятниках (столах для совершения вечери) в Северной Африке. Тертуллиан дает такое описание агапы: " Садятся за стол не иначе, как помолившись Богу; едят столько, сколько нужно для утоления голода; пьют, как пристойно людям, строго соблюдающим воздержание и трезвость; насыщаются так, что той же ночью могут возносить молитвы Богу; беседуют, зная, что Бог все слышит. По омовении рук и зажжении светильников каждый приглашается петь хвалебные песни Богу, извлеченные из Священного Писания или кем-либо сочиненные... " Отмечаем обряд внесения светильников. Объяснения этому дадут нам другие памятники. Харизматический характер этих собраний еще чувствуется у Тертуллиана. Достойно замечания и то, что отсутствует упоминание о Евхаристии. Леклерк считает, что она уже перенесена на утро Во всяком случае, она от них отличается По канонам Ипполита (каноны 32-35), епископ председательствует на агапах, совершающихся до наступления темноты. Поются псалмы, как и у Тертуллиана. Оглашенные не остаются до конца, что заставляет думать о том, что к агапам у Ипполита присоединяется и евхаристическая часть. Любопытно, что раздается так называемый " хлеб заклинания " (ρτος ξορκισμο). Вероятно, это какой-то благословленный хлеб, " евлогия " , может быть, освященный на Литургии, совершённой в тот же день или несколько дней раньше Может быть, это прообраз будущего антидора? Соборы позднейшего времени регулируют вопрос об агапах (Гангрский, правило II), говорят об участии клириков в них (Лаодик., прав. 27) и запрещают совершать агапы в базиликах (Лаодик., пр. 28; 3 Карфаген., пр. 30). Из слов блаженного Августина можно заключить, что Моника ходила в Милане на поминальные трапезы, агапы и что это не нравилось святому Амвросию из-за сходства этого обычая с языческими " parentalia " [паренталии (поминальное празднество в честь покойных родственников у римлян)].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

Политику имп. Феодосия I по укреплению позиций правосл. христианства как гос. религии продолжили его преемники, подтвердив изданные им религ. законы (CTh. XVI 10. 13) и дополнив их постановлениями об отмене языческих праздничных дней (395) (CTh. XVI 8. 22), о лишении служителей языческих культов гражданских прав и личной неприкосновенности (396) (CTh. XVI 10. 14), об уничтожении сельских святилищ (399) (CTh. XVI 10. 16). Закрытые городские храмы и их имущество переходили в собственность гос-ва, поэтому их запрещалось уничтожать, но в 407 г. было издано распоряжение о передаче языческих, донатистских, манихейских и присциллианских храмовых зданий правосл. Церкви; соблюдение закона должны были контролировать местные правосл. епископы (CTh. XVI 5. 43; 10. 19). В дальнейшем подобные законы издавались реже, они касались частных лиц, не принявших христ. веру (напр., запрет служить в армии, занимать адм. и судебные должности - CTh. XVI 10. 21). В 423 г. в К-поле императором были изданы постановления о строгом применении законов против «тех язычников, которые еще существуют, хотя... полагаем, что таковых уже не осталось» (CTh. XVI 10. 22-23). В вост. части Римской империи законы против язычников издавались и позднее, но на Западе сложная политическая ситуация препятствовала принятию строгих мер. Мц. Агния. Мозаика катакомб св. Панфила в Риме. V в. В IV в. в большинстве городов И. возникли епископские кафедры. Важным источником сведений о существовании кафедр являются акты Соборов, в которых принимали участие италийские епископы. Так, в совещании, посвященном донатистской схизме, к-рое в 313 г. проходило в Риме под рук. Римского еп. Мильтиада , участвовали 19 епископов, в основном из италийских городов. Оптат Милевский перечисляет епископов Аримина (ныне Римини), Беневента, Капуи, Квинциана (ныне Скуинцано), Медиолана, Остии, Пизы, Пренесте (ныне Палестрина), Сены (ныне Сиена), Таррацины (ныне Террачина), Трёх Гостиниц (небольшой город на Аппиевой дороге, в 18 км от Рима), Урсина (вероятно, Урбина (ныне Урбино)), Флоренции и Форума Клавдия (ныне сел.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

На стенах - история прор. Ионы, «Жертвоприношение Авраама» и «Три отрока в пещи огненной». В люнете, в глубине камеры, в 3 сценах представлен жизненный путь женщины, похороненной в этой кубикуле. В 1-м эпизоде изображено ее бракосочетание, совершаемое престарелым пресвитером. Во 2-м она держит на руках маленького ребенка (нек-рые исследователи ранее ошибочно идентифицировали эту фреску как изображение Богородицы с Младенцем Христом). Третье изображение, помещенное в центре люнета и выделенное по масштабу, представляет ее отходящей на небеса, с покрывалом на голове и с широко распростертыми воздетыми руками, словно она воспевает хвалу Господу или олицетворяет блаженство инобытия. Соединение этих эпизодов из земной жизни покойной с библейскими образами и символами рая в своде придает ансамблю символический смысл. Он очевиден в центральном образе оранты, представленной на абстрактном белом фоне. Широкая одежда скрывает формы тела. Поза, жест и выражение лица предельно лаконичны и выразительны: руки с укрупненными кистями подняты, большие глаза с отрешенным, вдохновенным взглядом возведены ввысь, рот полуоткрыт, будто женщина произносит слова молитвы. Отказ от изображения материально-конкретных деталей и концентрация на передаче духовного состояния станут основой христ. искусства на протяжении всего средневековья. Оранта из катакомб Присциллы - один из наиболее ранних примеров нового типа художественного образа. Изображения усопших в росписях III в. обычно абстрактны и условны. Представленные, как правило, в позах орантов, они являются обобщенным, идеальным образом души, пребывающей в райском блаженстве и не имеющей возраста, пола и к.-л. признаков индивидуальности ( Bisconti. 1980): лицам придается отстраненное или вдохновенное выражение; молитвенные позы; фигуры, не имеющие объема и веса, словно парят в абстрактном пространстве белого фона или выплывают из его бесконечной глубины; их окружают символы рая - цветы, птицы, крылатые гении. Иконографические программы ранних росписей К.

http://pravenc.ru/text/1681353.html

и проповедовавшего в катакомбах св. Себастиана; его друга, «отца церковной истории», кард. Цезаря Барония , автора «Церковных анналов»; Баронию принадлежит ставшее впосл. традиционным название «подземный Рим» (subterranea civitas, Roma sotteranea), появление которого связано с открытием 31 мая 1578 г. на Нов. Соляной дороге (Виа-Салария-Нуова (Виа-Анапо)) небольшого семейного кладбища (т. н. Сатасотва anonima - долгое время неверно идентифицировались как катакомбы Присциллы, Остриано или Джордани) с росписями на сюжеты из ВЗ и НЗ: «Прор. Даниил во рву львином», «Добрый Пастырь», «Крещение Господне» и др. Это открытие стало весомым аргументом в споре с протестантами, отрицавшими значение образов. Росписи К. позволили Римско-католической Церкви обосновать необходимость использованияизображений и продемонстрировать их истоки. Духовная ценность христ. образов была подтверждена на Тридентском Соборе (1563). Росписи К. привлекались как свидетельства почитания ранними христианами Богоматери; заупокойных служб и литургий с причастием по католич. обряду; подвигов мучеников. К. вновь стали источником мощей для католич. мира (в 1678 папа Климент Х установил контроль за их переносом и ввел должность хранителя священных останков, до XIX в. малоэффективную). В XVI в. росписи К. начали изучать и копировать антикварии Альфонсо Чакконио и Филипп де Винь (см. подробный список ранних исследователей в кн.: Rossi. 1864. Vol. 1. P. 2 ff.). Наиболее последовательным и увлеченным был Антонио Бозио (1573-1629); он открыл входы в 30 К. (в т. ч. в катакомбы Домитиллы и катакомбы иудеев на Номентанской дороге). В вышедшем после его смерти 4-томном издании «Подземный Рим» (1615-1629, 1632), которое подверглось существенному редактированию в Ватикане, были заложены основы метода рим. католич. школы, утверждавшей примат письменных источников. Главной целью Бозио было не научное исследование, а раскрытие духовного смысла памятников ранней Церкви, он изучал К. как важное свидетельство «Церкви мучеников».

http://pravenc.ru/text/1681353.html

Памятники раннего христианства дают нам следующий материал. В «Дидахи» об агапах нет ничего. В послании св. Игнатия слово «агапа» (в разных формах) встречается 28 раз. И, если в известных текстах это следует понимать, скорее, в смысле благотворительной деятельности 70 , то это не является исключительным значением этого слова. То, что «агапы» поставлены в связь с крещением и Евхаристией, и что их нельзя совершать без участия епископа, показывает, что они имели значение богослужебное, а вовсе не только одной благотворительной деятельности. Весьма интересна фреска II века, открытая в Риме в 1893 году в катакомбах св. Присциллы и изображающая агапу, совершаемую за столом в присутствии семи лиц. Леклерк в своей статье приводит ряд интересных записей на нескольких таких памятниках (столах для совершения вечери) в Северной Африке. Тертуллиан дает такое описание агапы: «Садятся за стол не иначе, как помолившись Богу; едят столько, сколько нужно для утоления голода; пьют, как пристойно людям, строго соблюдающим воздержание и трезвость: насыщаются так, что той же ночью могут возносить молитвы Богу; беседуют, зная, что Бог всё слышит. По омовении рук и зажжении светильников, каждый приглашается петь хвалебные песни Богу, извлеченные из Св. Писания или кем-либо сочиненные...» 71 . Отмечаем обряд внесения светильников. Объяснения этому дадут нам другие памятники. Харизматический характер этих собраний еще чувствуется у Тертуллиана . Достойно замечания и то, что отсутствует упоминание о Евхаристии. Леклерк считает, что она уже перенесена на утро 72 . Во всяком случае, она от них отличается 73 . По канонам Ипполита (каноны 32–35), епископ председательствует на агапах, совершающихся до наступления темноты. Поются псалмы, как и у Тертуллиана . Оглашенные не остаются до конца, что заставляет думать о том, что к агапам у Ипполита присоединяется и евхаристическая часть. Любопытно, что раздается так называемый «хлеб заклинания» (ρτος ξορκισμο). Вероятно, это какой-то благословленный хлеб, «евлогия», может быть, освященный на предшествовавшей Литургии в тот ли день или несколькими днями раньше 74 . Может быть, это прообраз будущего антидора?

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/e...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Римские катакомбы 4 мин., 09.08.2019 В 1578 году итальянский археолог Антонио Босио обнаружил в Риме древние христианские катакомбы. Впоследствии, в окрестностях Рима, катакомб было открыто несколько десятков. Говорят, общая длина их коридоров составляет более 500 километров. Самые древние датируются 107 годом, а вовсе не первым веком, как думают доверчивые читатели романа Сенкевича «Камо грядеши». Христиан в Риме хоть и не жаловали, но репрессиям подвергали с большими перерывами. Иногда их на долгие годы оставляли в покое, потом вдруг снова хватали, сажали в тюрьмы, пытали, казнили. Потом опять все на несколько лет стихало. Римские катакомбы — античные подземные захоронения. Фото peet-astn Император Троян на вопрос правителя Вифании Плиния Младшего как поступать с христианами, ответил, что разыскивать их и следить за ними не надо, но если на них донесут — наказывать. Так что меру гонений и их продолжительность часто определяли характер и личные убеждения правителей провинций. Бывало, что в Риме христиане жили спокойно, а в Африке или Галии их жестоко преследовали, и наоборот. Иногда, спасаясь от преследований, они бежали из одной провинции в другую, иногда скрывались в катакомбах. Катакомбы святой Домитиллы в Риме После смерти императора Валериана I христиан в Риме больше двадцати лет никто не трогал, и у них было время обустроить жизнь своей общины. Город был разделен на 46 приходов, каждый со своей церковью, священником, диаконом и клиром. Они помогали бедным, посещали больных, поучали новообращенных, собирали на все это деньги. Язычники приходили послушать проповеди, участвовали в открытой для них части богослужений. Но все это было возможно лишь потому, что большинство церквей находилось в частных домах богатых людей. Гробница святой Присциллы в Риме Как умудрялись христиане собираться для молитвы, не вызывая подозрений? Да просто, по обычаю, богатые римляне по утрам принимали посетителей — клиентов, вестников с письмами из провинций, торговцев невольниками, вольноотпущенных, друзей. Все они свободно заходили во внутренний двор, кто-то шел во внутренние комнаты, кто-то, передав то, что ему было нужно, слугам, уходил, не повидав хозяина. Так что входить поутру в дом и выходить из него, можно было не возбуждая подозрения и любопытства.

http://foma.ru/xristianskie-katakombyi.h...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010