Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Гуго ван дер Гус. Поклонение волхвов. Около 1470. Алтарь Монфорте. Картинная галерея, Берлин Поклонение волхвов: какие неожиданные повороты делали художники, изображая Рождество 18 мин., 08.01.2023 Вот волхвы были одного возраста, а потом вдруг… один отрастил бороду, а другой и совсем постарел! Вот они выглядели как чужеземцы, а тут вдруг… нарядились как местные, да еще и короны надели! Что же случилось? Ведь евангельский сюжет тот же, а изображения совсем разные. Разбираемся, как и о чем великие художники разговаривали с современными им зрителями через один из самых распространенных сюжетов в европейской живописи — «Поклонение волхвов». Самое начало: первые века Искусство говорит о Рождестве Христовом и в том числе о поклонении волхвов уже в первые века, когда христианство в Римской империи было еще под запретом: уже среди изображений в римских катакомбах мы встречаем фреску, легко опознаваемую именно как «Поклонение волхвов». Поклонение волхвов. III–IV bb. Греческая капелла, катакомбы Присциллы, Рим Причем сразу в привычной для нас иконографии: трое волхвов один за другим подходят, неся в руках дары, к восседающей на троне Богородице с Младенцем на руках. Хотя фреска сохранилась не очень хорошо, но и силуэтов вполне достаточно, чтобы увидеть все эти детали. Евангелие от Мафея рассказывает нам о поклонении волхвов в начале 2-й главы: Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском… Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.

http://foma.ru/poklonenie-volhvov-kakie-...

В центральном медальоне в пейзаже изображен Добрый Пастырь с заблудшей овцой на плечах, рядом - пасущиеся овцы; несколько других аналогичных изображений помещено на стенах и в аркосолиях. Эти росписи выполнены умело, хотя их иконографическая программа довольно проста. В кубикуле Коронования в катакомбах Претекстата (1-я пол. III в.; Bisconti. L " apparato figurativo. 1997) в своде также помещено изображение Доброго Пастыря в окружении мотивов с античной космологической символикой (времена года, косули, павлины, утки, цветы). Однако на стенах имеются лаконично представленные композиции из НЗ: «Христос и самарянка», «Воскрешение Лазаря», «Исцеление кровоточивой» и нетипичное для столь раннего времени «Коронование терновым венцом». Если в росписи кубикулы Коронования присутствует элементарное нарративное начало, то в др. ранних росписях преобладает символическое. Таков образ Богородицы с пророком в своде карьера (arenarium) в катакомбах Присциллы. Согласно данным последних реставрационных работ ( Bisconti. La Madonna di Priscilla. 1996), фреска датируется 3-м или 4-м десятилетием III в. и представляет собой наиболее раннее изображение Богородицы в истории христианского искусства: сидящая Богородица держит на руках Младенца, рядом стоит пророк (Валаам или Исаия), указывающий на звезду. Эта простейшая композиция в предельно лаконичной форме иллюстрирует одно из центральных положений христианского учения - догмат о Боговоплощении - и акцентирует связь ВЗ и НЗ. Неск. десятилетиями позже в соседней кубикуле были написаны сцены, вероятно раскрывающие и развивающие смысл этого изображения: «Благовещение» на фоне богатого растительного орнамента, а также «Воскрешение Лазаря» и история Ионы. Богоматерь с Младенцем и прор. Исаия в катакомбах Присциллы. 20–30-е гг. III в. Богоматерь с Младенцем и прор. Исаия в катакомбах Присциллы. 20–30-е гг. III в. Среди ранних росписей К. особо выделяется богатством сюжетов и смысловой наполненностью программа капелл Таинств в катакомбах св. Каллиста (2-я четв.

http://pravenc.ru/text/1681353.html

М. скорее всего был погребен не в катакомбах Каллиста, где по традиции хоронили Римских епископов, а в катакомбах Присциллы на Соляной дороге. Возможно, это было связано с гонением: катакомбы Каллиста, известные рим. властям как важнейшее христ. кладбище, могли быть закрыты для христиан в соответствии с 1-м эдиктом императоров Диоклетиана и Максимиана ( Picard. 1969. P. 733-736; Spera L. Les tombes des papes//Dossiers d " Archéologie. Dijon, 2000. N 255: Rome de Constantin à Charlemagne. P. 52-53). Об усыпальнице М. впервые упоминается в Liber Pontificalis: епископ был похоронен «в кубикуле, который сохранился до сего дня... в крипте рядом с телом св. Кресцентиона» (LP. T. 1. P. LXXIV, XCIX, CCIX, 72, 162). О гробнице мч. Кресцентиона говорится в неск. паломнических итинерариях VII в., но только в соч. «О гробницах св. мучеников в окрестностях города Рима» среди святых, похороненных в катакомбах Присциллы, назван М. (Itineraria et alia geographica. Turnhout, 1965. P. 320. (CCSL; 175)). Помещения к северо-западу от ипогея Ацилиев, служившие усыпальницей мч. Кресцентиона, идентифицированы благодаря паломническим граффити и упоминанию в эпитафии (ICUR. N. S. T. 9. N 24853-24854, 25165), но локализация гробницы М. остается под вопросом. По мнению О. Марукки, епископ был похоронен в самом большом кубикуле ипогея Ацилиев ( Marucchi. 1907). Однако большинство исследователей полагают, что погребение М. находилось в одном из 2 кубикулов усыпальницы Кресцентиона. В этом помещении находится единственная гробница в аркосолии, в к-рой мог быть захоронен либо М., либо мученик. Среди фресок на стенах кубикула - изображение 3 отроков, к-рые отказываются поклониться идолу Навуходоносора (1-я пол. IV в.); этот сюжет мог быть связан с воспоминаниями о действительном или мнимом отступничестве М. ( Tolotti. 1970. P. 283-301; см.: Pohlkamp. 2008. S. 267-268; Amore. 2013. P. 60, 67). Однако Дюшен осторожно высказал сомнение в том, что М. и Марцеллин, гробницу которого почитали в катакомбах Присциллы,- одно лицо (об этом сообщается только в Liber Pontificalis - см.: LP. T. 1. P. 163; Caspar. 1930. S. 99). В пользу отождествления Марцеллина, похороненного в катакомбах, с М. косвенно свидетельствует тот факт, что при папе Сильвестре I на поверхности земли над ипогеем Ацилиев была построена небольшая базилика, ставшая папской усыпальницей (в частности, там был похоронен Маркелл I, умерший в изгнании).

http://pravenc.ru/text/2562328.html

неоднородны, к.-л. четкие принципы и линии развития проследить трудно. Как правило, в них сопоставляются элементы, одни из которых восходят к греко-римской изобразительной традиции, другие создаются на основе текстов Свящ. Писания. Постепенно лаконичные ранние изображения обогащаются деталями. Один из примеров тому - росписи кубикулы Велаты в катакомбах Присциллы вокруг образа Христа Доброго Пастыря в своде композиции, с циклом библейских сотериологических сюжетов и историей жизни усопшей. В Греческой капелле в катакомбах Присциллы идея возрождения к новой жизни представлена в комплексе сюжетов, соединяющем античную космологию, Свящ. Писание и богословское осмысление таинств. Принципы построения живописного ансамбля и основные черты художественного языка ранних росписей К. продолжают позднеантичные традиции. В некоторых росписях прослеживается идущая от I-II вв. традиция представления многофигурных сцен на фоне пейзажа или архитектуры, с высокой точкой зрения (напр., в гипогее Аврелиев). Однако в большинстве росписей III в. преобладают четкие геометрические структуры с мелкими сюжетными и декоративными мотивами, представленными на больших белых полях в лаконичном виде в соответствии с основными тенденциями в рим. монументальной живописи III в. Иногда художники ограничиваются лишь несколькими пятнами краски, что придает живописи почти иероглифический характер. Такое упрощение, с одной стороны, ведет к обеднению иконографического репертуара, но с другой - усиливает значимость избранных сюжетов. Таковы образы Богородицы с пророком в катакомбах Присциллы, сцены в капеллах Таинств и крипте Лукины и др. Со 2-й пол. III в. в живописи К. начинают более последовательно применяться и другие приемы, как известные из богатого опыта античной религиозной живописи, так и возникающие из специфических особенностей христианского мировоззрения. Наиболее выразительные из них - укрупнение фигур главных героев и проецирование на передний план фигур, представленных фронтально или в схематично обозначенном, оторванном от конкретной реальности действии, пребывающих вне времени, пространства и связей друг с другом.

http://pravenc.ru/text/1681353.html

Надгробие Бинкентии с изображениями корзины, голубки и хризмы из катакомб св. Себастиана Надгробие Бинкентии с изображениями корзины, голубки и хризмы из катакомб св. Себастиана Tituli первых епископов Рима включают их имена и (не всегда) греч. слово πσκοπος (в единственном случае оно было дано на латыни), но не дату. Все древнейшие tituli собраны внутри или вблизи «кладбища (крипты) пап» в катакомбах св. Каллиста и еще Де Росси соотнес их с известными из письменных источников III в. датами смерти епископов: Урбана (230), Антера (235), Понтиана (236), Фабиана (250), Корнелия (253), Лукия (254), Евтихиана (283) и Гаия (296). Нач. III в. датируют и многочисленные надписи, собранные Де Росси в древнейшей части катакомб Присциллы; нельзя с уверенностью утверждать, что они христианские (возможно, в нач. III в. христ. вербальные формулы еще не устоялись), но нек-рые tituli несут характерные для христиан слова и выражения (Pax, Pax tecum in d(omino), Pax tibi, in pace, In deo, Vivas, Vivas in deo), свойственные им обращение «брат» (ΑΔΕΛΘΕ, от греч. δελφς) или имена (Павел, Тимофей, Агапит, Петр, Стефан, Паулина). Большинство надписей выполнено по-гречески (или реже на латыни, но греч. буквами). Из терминов погребального обряда чаще всего можно видеть нейтральное «posita est» (погребена); «deposita»/«depositus» (захоронена); «dormit» (покоится); как исключение - «απδυσα» (греч. вариант лат. reddidit - «отдал душу (Богу)»). По одному разу встречаются слова выражения надежды на воскресение и на поминальную трапезу (но необходимой для поминовения даты смерти на большинстве панелей нет). Надгробие Кирика, изображенного в позе оранта, из катакомб св. Себастиана Надгробие Кирика, изображенного в позе оранта, из катакомб св. Себастиана Особо ценное свидетельство существования обряда почитания усопших христиан в доконстантиновскую эпоху - граффити-моления на стене триклия (зал для трапезы или отдыха) в катакомбах св. Себастиана. Собиравшиеся для поминальных трапез в годовщину смерти родственники и единоверцы обращают их в основном к апостолам Петру и Павлу.

http://pravenc.ru/text/1681353.html

Иногда в основных коридорах делали небольшие боковые комнаты – кубикулы, обычно служившие фамильными склепами или местами захоронения наиболее почитаемых мучеников и пап. Изредка встречаются в катакомбах могилы, выдолбленные прямо в полу кубикулов и даже проходов. Людей, занимавшихся выкапыванием катакомб и содержанием их в порядке, христиане называли фоссорами. Их портреты часто встречаются на стенах — фоссоров изображали с инструментами их ремесла: кирками, лопатами и масляными лампами. Руководили фоссорами люди, специально назначаемые римским епископом. Большинство катакомб названы именно в честь этих управляющих, как, например, катакомбы Сан-Каллисто, названные так в честь протодиакона Каллиста, по поручению общины руководившего созданием подземных захоронений в I или II веке. По образцу древних хранителей гробниц современные работники катакомб также называются фоссорами. Они проводят дальнейшие раскопки и являются проводниками по недоступным обычным туристам неосвещенным коридорам, составляющим большую часть катакомб. Мозаика из храма св. Прасседы (II век) с изображением свв. Агнессы, Присциллы (слева), Прасседы (справа) «Да внидут во ад живи» Отчасти из-за того, что христианские обряды часто совершались в подземных кладбищах, в I — II веках среди римского плебса ходили слухи, что христиане издеваются над трупами, закапывают живьем младенцев и т. д. Сплетни распускались с молчаливого согласия властей, искавших козла отпущения, на которого можно было бы свалить все социальные проблемы. На стенах катакомб св. Каллиста по сей день сохранилась выцарапанная кем-то надпись: «Какие горькие времена, мы не можем совершать в безопасности таинств и даже молиться в наших пещерах!» В катакомбах хоронили не только бедняков и рабов, не имевших фамильного склепа, но и жертв гонений, мучеников и даже епископов Рима. Именно отсюда произошел обычай служить Литургию на мощах святых. В катакомбах св. Каллиста похоронено девять пап и неисчислимое число мучеников, среди них — особо почитаемая итальянцами святая Цецилия ( II — III века). Дочь благородных родителей, она с юных лет уверовала во Христа и носила под пышными одеждами власяницу. Цецилия обратила к Богу своего жениха, молодого патриция Валерия, и еще множество римлян, за что и была приговорена к смерти. Мощи св. Цецилии были обретены в 1599 году, после чего скульптор Стефано Мадерно создал ее знаменитую статую, которая сейчас находится в церкви Санта-Чечилия-ин-Трастевере.

http://pravmir.ru/rim-podzemnyj/

Важное направление исследований последних лет – изучение топографии Рима и его окрестностей 1481 , рассмотрение катакомб в широком контексте исторического развития загородных кладбищенских зон, тех глубоких трансформаций, которые происходили при переходе от античности к Средним векам в результате активного христианского строительства монументальных базилик – центров культа и паломничества 1482 . В особенности интересна территория, расположенная к юго–востоку от Рима, между дорогами Аппиевой («царица дорог», ведущая на юг, а оттуда – морским путем на Восток, в Малую Азию и Палестину) и Ардеатинской 1483 . Хронология самих катакомб, как и их живописи, является трудной проблемой 1484 . Прямые и бесспорные указания на дату захоронений очень редки. Что касается надписей, они многократно «мигрировали» со своих первоначальных мест. Иногда родственники усопшего помещали монету в сырой известковый раствор, на котором закреплялась доска или черепица, закрывавшая погребение. Монета дает точную дату, но, во–первых, такие находки единичны, а во-вторых, они могут датировать только конкретное погребение или небольшой соседний участок, но не всю катакомбу, состоявшую из множества разновременных участков. В настоящее время, после долгих дискуссий, которые еще не закончены, самые древние христианские росписи датируются временем ок. 230 г. Во 2–й половине 4 в. сложилась развитая иконография, сходная с той, которая существовала и в монументальной живописи: Христос во славе, окруженный апостолами Петром и Павлом, и мучениками, Богоматерь с Младенцем (древнейший пример – в катакомбе Присциллы) и др. Для уточнения дат живописи используются также технические и технологические данные, полученные в ходе реставрационных работ. Упомянем только известнейшее изображение Мадонны с Младенцем из катакомбы Присциллы, считающееся самым древним в христианском искусстве (сейчас его относят к 40–м годам 3 в.) 1485 . Старая апологетическая традиция относила его ко 2 в. (именно старые точки зрения приведены в книге Преосвященного Порфирия, который часто говорит о памятниках «апостольского века»). Одна из задач изучения развития подземных кладбищ – выявление и датировка самых древних участков 1486 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После того как в XIV в. интерес паломников к К. ослаб, они были окончательно заброшены. Тем не менее сведения о К. сохранялись в популярных итинерариях, т. н. мирабилиях (Mirabilia urbis Romae), к-рые переписывали до XIV-XV вв. и позже (в К. иногда спускались и ранние гуманисты, напр. Франческо Петрарка). Но подлинный интерес к К. возник только в Новое время, с зарождением в XV-XVI вв. христ. археологии. Строительство, устройство, функционирование Генетически К. родственны ипогеям (сравнительно небольшим камерам для погребений, получившим широкое распространение в Средиземноморье с глубокой древности) и скальным гробницам со стенными нишами (они использовались в Иудее с эпохи Ирода). Представление о зависимости христ. К. от иудейских устарело - в Риме они появились примерно в одно время с иудейскими, а на Св. земле К. (Бейт-Шеарим) восходят к рим. образцам. В Риме насчитывают до 60 подземных погребальных комплексов - К. и ипогеев, ходы (галереи, проходы - ambulacra) и залы (cubicula) к-рых тянутся под землей на глубине от 7 до 19 м на мн. километры в неск. уровней (до 4 в одном комплексе), соединенных лестницами. Световой колодец в катакомбах Присциллы Световой колодец в катакомбах Присциллы Устройство К. зависит от строительной традиции и особенностей породы. Мягкий вулканический туф Рима (поццолана) хорошо подходил для строительства узких проходов-галерей с плоскими нишами вдоль стен. К. врезали либо в склон холма (катакомбы св. Валентина), либо в плоскую скалу, ступенчато углубляя шахту до необходимого уровня (катакомбы св. Каллиста). Мн. протяженные, с большим числом захоронений К. идут от языческих ипогеев II в., к-рые расширили и соединили проходами (катакомбы Домитиллы), другие включают пустоты старых цистерн и каменоломен. В Неаполе (район Санита) К.- прямые, длинные и широкие «улицы» с внезапными «площадями»; в Александрии они развивались от входной ротонды и включали залы для трапез (известны и в рим. языческой архитектуре); на Мальте К. имели специальные каменные круглые столы для совершения обряда поминовения усопших.

http://pravenc.ru/text/1681353.html

В Риме 2 марта в седьмой раз празднуется «День катакомб» в честь первой христианской общины в городе Пройдут бесплатные экскурсии с молитвами и проповедями   РИМ. Вечный Город 2 марта в седьмой раз отпразднует «День катакомб» в честь первой христианской общины в городе, когда пройдут бесплатные экскурсии с молитвами и проповедями, сообщает catholicnewsagency. Многие местные и приезжие христиане и туристы готовятся посетить в этот день римские катакомбы, где будут проходить бесплатные экскурсий с гидами, молитвы, благочестивые чтения и проповеди. Пресс-релиз Папской комиссии по священной археологии (спонсора праздника) гласит, что тема Дня катакомб этого года – «от поминовения к молитве». Папская комиссия по священной археологии была учреждена папой Римским Пием IX в 1852 году с целью «заботы о древних священных погребениях ради их сбережения и для дальнейших исследований», а также для «охраны старейших памятных вещей ранних веков христианства, выдающихся памятников и почитаемых древних базилик в Риме». «Папа Римский выразил пожелание посвятить этот год молитве, – сообщает пресс-релиз. – Предстоящее празднование вносит свой вклад в наш подготовительный путь к юбилею 2025 года. Посещение катакомб дает каждому христианину возможность прикоснуться к свидетельствам жизни, служения и духовного восхождения первой христианской общины Римской. Эти свидетельства напоминают нам о наших единоверцах, их судьбах и великих исторических событиях, оставивших чрезвычайно значительные и важные следы в истории веры и определивших наше настоящее. Наша духовная связь с ними оживляет в душе глубинные воспоминания, они подкрепляются непосредственным восприятием и переживанием их духовных поисков. Эта связь не может не вызывать глубокие размышления и молитвы, обращенные к Господу, Богу жизни и Спасителю, а также к мученикам и свидетелям истинности веры Христовой, чьи великие примеры и подвиги заступничества поддерживают нас в нынешнем нашем путешествии». У посетителей будет возможность увидеть множество древних символов и святынь, «взывающих к молитве», таких как келья Велаты 3-го века в катакомбах Присциллы, а также произведения наивного раннего христианского искусства, изображающие сцены из Ветхого и Нового Заветов.

http://sedmitza.ru/text/10366995.html

Приехав в Рим, Вильперт участвует в раскопках катакомб, сотрудничает в Bulletino di Archeologia Cristiana и в немецкой Энциклопедии христианских древностей, которую издавал Краус. Главная тема его исследований – раннехристианская иконография. Впервые он поставил грандиозную цель издать полные своды всех раннехристианских памятников Рима: живописи катакомб, мозаик и фресок церквей, саркофагов. Этой цели Вильперт следовал неуклонно. В 1903 г. ученый опубликовал капитальный корпус документации «Живопись римских катакомб» на итальянском и немецком языках 1798 , в 1916 г. – 4-томный труд «Римские мозаики и живопись церковных сооружений с IV по XIII век» 1799 . Завершающим стало пятитомное издание «Древние христианские саркофаги» (1929–1936), где собраны сведения о саркофагах всего западного мира и множестве фрагментов, рассеянных по разным хранилищам 1800 . Вильперт разработал собственную систему хронологии на основе изучения реалий (прически, костюмы и т.п.) в сопоставлении с таким надежным источником, как монеты. На склоне лет ученый издал книгу, которая была обзором всей его деятельности 1801 . Общее число его научных трудов достигает 200 1802 . Вильперт остался в истории науки как энергичный борец за ценности римской школы. Прежде всего, он вел борьбу против протестантского взгляда на раннехристианскую культуру. Однако и среди католиков в других странах тоже были люди иных, чем он, взглядов. С Вильпертом были решительно несогласны и представители русской науки, в особенности это касается оценки роли христианского Востока в формировании искусства. Русские ученые критиковали Вильперта, в частности, за то, что он рассматривает произведения искусства только с точки зрения религиозной догмы, едва обращая внимание на вопросы художественной формы. Действительно, у него были другие цели. Первая программная монография Вильперта, «Принципиальные вопросы христианской археологии» 1803 , была направлена против идей немецких археологов-протестантов, которые постоянно подчеркивали роль античной языческой традиции в раннехристианской религиозной жизни. Вильперт давал живописи катакомб слишком ранние датировки (I–II вв.), некоторые сюжеты, спорные или «нейтральные» (и языческие, и христианские, в зависимости от контекста), он интерпретировал как чисто христианские, догматические и литургические. Сцены заупокойной трапезы (символические или реалистические?), нередкие в подземных росписях, например сюжет «преломление хлеба» в Греческой часовне катакомбы св. Присциллы, он объяснял как древнейшее изображение евхаристической Жертвы 1804 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010