С 1-й пол. 20-х гг. XVII в. Н. жил в с. Лыскове (ныне город Нижегородской обл.) у свящ. Анании, дом к-рого был одним из центров формировавшегося движения боголюбцев (ревнителей благочестия). Сын Анании свт. Иларион впосл. стал Суздальским митрополитом, шурин Илариона Павел был рукоположен во епископа Коломенского. Близ Лыскова располагался Макариев Желтоводский во имя Святой Троицы монастырь , восстановленный в 20-х гг. XVII в. при поддержке царской семьи, к-рая особо почитала прп. Макария Желтоводского (по молитвам к преподобному был освобожден из польск. плена патриарх Филарет). Жители Лыскова всячески содействовали возрождению обители, Н. был деятельным участником этого процесса: род Н. записан в помяннике обители. Мн. ревнители благочестия были связаны с Желтоводским мон-рем. В 1-й пол. 20-х гг. XVII в. послушником там был буд. патриарх Московский и всея Руси Никон (Минов) , приходивший к свящ. Анании для духовных бесед. В доме Анании буд. патриарх мог познакомиться с Н. В Желтоводской обители подвизался Иларион , впосл. митр. рязанский и Муромский, его там навещал буд. учитель старообрядчества Аввакум Петров, бывавший также и в Лыскове. В синодик Желтоводского мон-ря был вписан род протопопа московского Благовещенского собора Стефана Вонифатьева . (По предположению Н. В. Понырко, в лысковском кружке свящ. Анании произошло знакомство Стефана Вонифатьева с Н.) Ревнителей благочестия в 20-30-х гг. XVII в. объединяло стремление к обновлению и улучшению церковной и гражданской жизни в России после Смутного времени. Н. стал одним из лидеров движения при его возникновении. Боголюбцы ставили своей целью исправление жизни и нравственности народа через более глубокое его воцерковление. Для этого признавалось необходимым в первую очередь исправить и упорядочить церковную жизнь: ревнители восставали против порочного поведения духовенства, особенно против пьянства, выступали за насаждение публичной проповеди, «единогласия» в богослужении (отсутствие одновременного чтения или пения за богослужением неск. частей службы). В народной жизни ревнители осуждали грубые обычаи (особенно матерную брань), пьянство, суеверия, языческие увеселения.

http://pravenc.ru/text/2565072.html

История Анании и Сапфиры позволяет ответить на важный вопрос: был ли отказ от имущества непременным условием вступления в общину? Судя по тому, как она изложена у Луки, не был. В то же время сокрытие части вырученных от продажи имущества средств воспринималось как преступление против Бога: Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов. Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу. Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это. И, встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили. Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся. Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько. Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери, погребавшие мужа твоего: и тебя вынесут. Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее. И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это ( Деян. 5:1–11 ). Вопрос, который Петр задает Анании, свидетельствует о том, что ни отказ от имущества, ни внесение в общую копилку полной суммы не были обязательным требованием. Проданное имущество находилось у Анании в собственности: он мог его не продавать и продолжать им пользоваться. Продав его, он получил деньги, которые также были его собственностью: он не был обязан приносить их к ногам апостолов. Пожертвования имели добровольный, а не принудительный характер, и эта мысль явно прослеживается в вопросе Петра. Грех Анании и Сапфиры заключался не в том, что они решили пожертвовать не полную сумму вырученных денег, а в том, что они по взаимному сговору пытались обмануть апостолов. Автор книги Деяний не указывает, какова была полная сумма и какой процент от нее они решили пожертвовать на общину. Но это и не имеет значения. Грехом Анании и Сапфиры была ложь, и именно она вызвала негодование Петра. Ложь, к тому же, была публичной, поскольку бюджет общины, очевидно, был прозрачным и суммы пожертвований становились известны всем ее членам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Глава 5 Встория Анании и Сапфиры, утаивших часть денег за проданное имение (стихи 1-11). Чудеса, совершившиеся Апостолами и новое гонение синедриона на Апостолов: заключение их в темницу, освобождение их ангелом, проповедь во храме, ответ перед синедрионом, совет Гамалиила и отпуск Апостолов на свободу после нанесенного им бесчестия (стихи 12-42). История Анании и Сапфиры (5:1-11). После похвального примера Варнавы, Дееписатель приводит противоположный пример нравственного падения в этом идеальном первохристианском обществе. Некоторые муж и жена, по имени, Анания и Сапфира, продав имение, утаили из вырученной от продажи цены и лишь некоторую часть принесли в общую кассу к Апостолам, сказав, что принесенное ими - все, что было выручено за проданное (видно из стиха 8-го). В этом поступке выразилось не только их своекорыстие, но и намеренная, сознательная ложь, а главное - фарисейское лицемерие. Они хотели представиться такими же самоотверженными, как и другие, не будучи таковыми. Это было первое темное пятно на светлом фоне святого общества первых христиан, а потому такой поступок не мог остаться без самого строгого наказания на вразумление всем. Св. Ап. Петр узнал об этой лжи, без сомнения, по наитию исполнявшего его Духа Святого и прямо указал Анании на совершенный им грех, назвав его делом отца лжи - сатаны: " Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому? " Действие сатаны на Ананию св. Петр выражает почти в тех же словах, как Евангелист Иоанн действие сатаны на Иуду предателя (Иоан. 12:6). Из этого уже видна опасность поступка Анании и Сапфиры для всего первохристианского общества, если бы это действие не было обнаружено св. Петром и не прекращено в самом начале решительным искоренением зла из среды первых христиан. " Чем ты владел, не твое ли было? " спрашивает Апостол Ананию. Очевидно, что обобществление имущества отнюдь не было принудительным и внешне обязательным, но вполне добровольным. Грех Анании был именно в совершенном им обмане - в том, что часть вырученной им за продажу имения суммы он хотел представить, как всю сумму.

http://sedmitza.ru/lib/text/430520/

Но Господь сказал Анании: «иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое пред народами и царями и сынами Израилевыми. И я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое». Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: «брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился св. Духа, и тотчас как бы чешуя отпала от глаз Савла и вдруг он прозрел и крестился» ( Дeяh. IX, 10–18 ). Ап. Павел в речи своей, произнесенной в Иерусалиме, (в 62 г.) пред иудеями в свою защиту так отзывается об Анании: «Анания муж благочестивый по закону, одобряемый всеми иудеями, живущими в Дамаске» ( Дeяh. XXII, 12 )… Без сомнения, Анания был наставником Савла (Павла) в новом спасительном его пути и, вероятно, содействовал спасению жизни вел. апостола ( 2Kop. XI, 32 и Дeяh. IX, 23–24 ). Св. Анания в церков. службе называется первым «учеником Иисуса Христа, слушавшим Его божественное учение», – что указывает на призвание его Самим Господом, называется также свидетелем и Самовидцем Его чудес; можно думать, что Анания возвратился из Иерусалима в Дамаск после крестной смерти Спасителя… В той же службе (I отд.) Анания называется «пастырем верным, стражем Нового Завета, Божеств, проповедником», и др., что указывает на положение его, среди других верующих, как представителя церкви. Церк. предание Анании приписывает просвещение Дамаска, где и был первым епископом (в службе: назван иерархом, Архиереем), но в списке 70 апостолов Анания считается епископом Елевферополя, но там был на святительской кафедре – св. Иосия-Иуст (см. выше 7). Апостольские труды св. Анания закончил мученическою кончиною; он по повелению игемона Лукиана за распространение христианства был побит камнями, но ученики Анании тайно перенесли его тело в Дамаск и с честью похоронили. Св. Анания считается покровителем Дамаска (стихиры на стиховне). В каком году пострадал св. Анания – неизвестно. Путешественникам и доныне в Дамаске показывают дом св. Анании (Олесницкий, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Однако вряд ли с этим можно согласиться. Судя по всему, речь в патриаршей грамоте идет о событиях более ранних, чем 1374 г. Для подобного вывода у нас имеются несколько оснований. Прежде всего, нам неизвестны случаи, когда поставленный митрополитом епископ управлял своей епархией не самостоятельно, а в качестве митрополичьего экзарха. Между тем, у нас есть косвенные подтверждения того, что до 1374 г. Нижний Новгород в церковном отношении действительно управлялся от имени митрополита. Об этом говорят известие летописца о пребывании митрополита Алексея в Нижнем Новгороде в 1370 г. 424 , а также то, что русские летописи на протяжении целого десятилетия, в промежуток между смертью суздальского епископа Алексея в 1364 г. и поставлением Дионисия в 1374 г., не называют ни одного суздальского епископа, хотя известия о событиях церковной жизни во владениях суздальских князей встречаются у летописца регулярно. (Из церковных известий во владениях суздальских князей в 1364–1374 гг. упоминаются: смерть и похороны в нижегородской церкви св. Спаса князя Андрея Константиновича 2 июня 1365 г.; женитьба 18 января 1366 г. великого князя Дмитрия Московского на дочери суздальского князя Дмитрия Константиновича; гибель монахов в монастыре св. Лазаря в Городце от грома 23 июля 1367 г.; пожар соборной церкви св. Михаила в Городце и церкви св. Михаила в Суздале от молнии 11 апреля 1368 г.; восстановление князем Борисом Константиновичем Суздальским сгоревшей соборной церкви св. Михаила летом 1370 г.; строительство каменной церкви св. Николы князем Дмитрием Константиновичем в Нижнем Новгороде летом 1371 г.; чудо с колоколом у церкви св. Спаса в Нижнем Новгороде летом 1372 г. 425 ). Наконец, обращает на себя внимание, что патриарх Антоний, обращаясь к суздальскому архиепископу Евфросину, применительно к его предшественнику на суздальской кафедре употребляет термин «твой монах», хотя в Константинополе было известно, что Дионисий являлся суздальским владыкой 426 . Вероятно, вскоре после знакомства с Сергием Дионисий получил сан архимандрита и стал руководителем нижегородского духовенства. Чтобы предупредить возможное недовольство нижегородской паствы фактическим уничтожением суздальской епархии, митрополит Алексей направил вместе с Сергием в Нижний Новгород «поучение жителям нижегородских и Городецких пределов». Оно дошло до нас в единственном списке рубежа XIV–XV вв. в одной из рукописей московского Чудова монастыря 427 . В нем митрополит Алексей, обращаясь к «игуменомъ, попомъ и диаконом и всем правовернымъ христианомъ всего предела Новгородского и Городецкого», призывал их подчиниться непосредственной власти митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Великий Новгород. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Церковь Спаса на Ильине улице Карта и ближайшие объекты Церковь Спаса на Ильине улице построена в 1374 г. Единственный храм, несомненно расписанный Феофаном Греком. Филиал музея. Церковь Спаса на Ильине улице постороена в 1374 году. По планировке, общему объемному решению она близка к церкви Федора Стратилата на Ручью, но полати сделаны в виде двух замкнутых камер по углам, соединенных деревянным переходом (автор реставрации Л.М. Шуляк). Отличительная черта церкви - все стены, барабан, апсида заполнены декоративными элементами - арочки, нишки, пояски треугольных впадинок, вставные каменные скульптурные кресты причудливых форм. Впервые использован декоративный прием из трех окон и двух ниш, объединенных многолопастной бровкой. Церковь знаменита фресками, исполненными известным византийским живописцем Фелфаном Греком. Они производят сильнейшее впечатление как по прорисовке так и по цвету. Поражает смелость композиции, отточенность форм, монументальность. Живопись монохромна, построена на сочетании различных оттенков красно-коричневых тонов. Для Феофана Грека характерна манера письма короткими энергичными мазками. Рельефность создается наложением белил. Отсутствует детализация Художник работает обобщенно. Живопись плоскостная, условная. Роспись сохранилась не полностью, в основном в северо-западной камере, на хорах, на куполе, в алтаре и в западной части церкви под хорами. По книге Кушнир И.И. Архитектура Новгорода. - Л.: Стройиздат, Ленингр. отделение, 1991. Церковь Спаса на Ильине построили в 1374 году жители улицы и боярин Василий Данилович в память новгородцев, павших во время неудачного военного похода на Торжок. Архитектура храма - итог длительного поиска новых направлений в зодчестве, происходивших в 14 веке. Русские Святыни. Ю.Г. Иванов Смоленск. 2005. Построенная в 1374 году на месте более древней деревянной, эта церковь - классический образец новгородской архитектуры 14 века. Это небольшой однокупольный храм, стены которого украшены разнообразными арочками, нишками, поясками, фигурными обрамлениями оконных премов, закладными крестами замысловатых форм (они ставились горожанами во исполнение различных обетов или в благодарность за чудо прямо в стены каменных церквей при их строительстве). Значение храма подчеркивается тем, что стоит он на Ильиной, главной улице всей Торговой стороны. В 14-15 веках московские митрополиты, посещая Новгород, первую остановку делали именно в церкви Спаса на Ильине, где их встречало местное духовенство. Здесь гости облачались в подобающие ризы и лишь затем продолжали путь к Софийскому собору.

http://sobory.ru/article/?object=00321

1950. С. 401; Кучкин. 2002. С. 109). Прохоров, не связывая приезд патриарших послов с реформированием Троицкого монастыря, показал, что в летописи сказано о послах Георгии Пердике и Иоанне Докиане, прибывших на Русь в марте 1376 г. ( Прохоров. 1978. С. 49; по мнению Кучкина, послы из К-поля оказались в Москве не ранее нач. 1377 г.- Кучкин. 1992. С. 81-82). Мнения Клосса и Кучкина оспорил К. А. Аверьянов, к-рый датировал введение общежития в Троицком мон-ре 1374 г., когда на Русь приезжал в качестве патриаршего посланника буд. митрополит, свт. Киприан ( Аверьянов. 2006. С. 198-221; ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 116). Сохранившийся нательный золотой крест, к-рый, по преданию, считается «филофеевским», содержит частицы мучеников Литовских Антония , Иоанна и Евстафия , канонизированных К-польским патриархатом в 1374 г. Следов., реформа не могла начаться раньше. Однако, вероятнее всего, еще до 1374 г. Троицкий мон-рь стал общежительным. Этим годом в летописи точно датировано основание Высоцкого серпуховского в честь Зачатия Пресвятой Богородицы мужского монастыря . Его игуменом стал инок Троицкой обители прп. Афанасий Высоцкий (Старший). Высоцкий мон-рь, как сообщает летописец, был сразу основан как общежительный. Сложно представить, чтобы монах, никогда прежде не живший в киновии (если допустить, что Троицкий мон-рь в 1374 был особножительным), мог ее возглавить. Возможно, прп. Афанасий застал очень краткий период общежительства в Троицкой обители и потому, не имея должного опыта, был вынужден обратиться за разъяснениями по поводу общежительного устава к митр. Киприану: известны ответы митрополита на вопросы Афанасия Высоцкого, написанные в 1380-1382 гг. (опубл.: РИБ. Т. 6. Стб. 243-270; обоснование датировки см.: Флоря Б. Н. Киприан, свт., митр. Киевский и всея Руси//ПЭ. Т. 33. С. 632; по мнению Клосса, ответы были написаны в 1378 - Клосс. 1998. С. 48-49. Примеч. 40). Возникновение ряда обителей связано с именем митр. Алексия. Святитель был поставлен на рус. митрополию в 1354 г.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

б) Но так как у самих составителей иконописных подлинников часто встречаются грубые ошибки в исторических показаниях от недостатка исторического образования их, как между прочим увидим сие ниже в исследовании о времени кончины иконописцев Даниила и Андрея: то это же самое могло случиться и здесь; именно: первым составителем подлинника мог быть в XVII веке поставлен год кончины Андроника 6982 (1474). Есть тому и основание: в некоторых древних актах встречается имя игумена Андроника, который в 1472 г. июня 2-го был свидетелем завещания Александра Белеутова в Москве. 171 Равным образом единогласное ошибочное показание как в Книге глаголемой о российских святых, так и в подлинниках иконописцев указывает более на ошибку оригинала. Во всяком случае так как истина одна, а ошибок против нее может быть много и от весьма различных причин, то мы не решаемся признать год кончины святого Андроника 1374 только по исправлению вследствие догадок за несомненный. И это тем более, что святый Иосиф Волоколамский, также один из ближайших и древнейших писателей в отношении к обители Андроника, переписывавшийся с андрониковским архимандритом Митрофаном около 1500 г. и, без сомнения, посещавший в Москве Андроников монастырь, говорить в своей духовной грамоте (10-й), что с блаженным Андроником жили ученики его Даниил иконописец и ученик сего последнего Андрей, умершие, как увидим после, около 1427 года. Если предположить, что преподобный Андроник скончался в 1374 году, а они поступили в число братства до кончины его за 5 лет и младшему из них Андрею было не более 15, 172 а учителю его Даниилу не более 25 лет: то иконописцу Андрею Рублеву при кончине Андроника было в 1427 году 73 года, а Даниилу 83 года, между тем они в житиях преподобных Сергия и Никона хотя и представляются седовласыми старцами, но еще были совершенно способны к иконописным занятиям, требующим смелости и довольной крепости сил при расписывании стен, столпов и сводов в церквах. Так как свидетельство святого Иосифа Волоколамского о Данииле и Андрее дает им, особенно же Даниилу, большую старость, если признать годом кончины Андроника 1374; так как, с другой стороны, в сборнике Анфимовом, переписанном в 1404 году при игуменстве Саввы, монастырь называется уже Андрониковым, какая честь дается и давалась обыкновенно основателям монастырей не вдруг и после их блаженной кончины: то естественнее, кажется, предположить, что преставление его последовало в средний промежуток времени между 1374 и 1404 годами. Во всяком же случае святый Андроник преставился 13-го июня не раньше 1374 и не позже 1404 года. 173 О времени преставления святого Саввы

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

190 Ср. Diehl L’eglise et les mosaiques du couvent de Saint-Luc eu Phocide: автор обычно проверяет визант. мозаики подлинником и впадает в ошибки, например, на стр. 66, полагая, что византийцы иногда изображали Богоматерь на коленях перед яслями И. X. С большой осторожностью проверка эта допущена в соч. Iconographie der Taufe Christi. Von D-r Strzygowsky (cf. S. 24); напротив, Гах в своей статье об изображениях благовещения Пресв. Богородицы (Zaitschr. f. kirchl. Wissenschaft, 1885, S. 442) сближает подлинник с минологием Василия II u дaжe называет его типиконом(!). Рого де Флери (La S. Viegre) также ставит подлинник в ряд памятников X в. Проф. Бенрат относит его к VIII-XI вв. (Theol. Stud. u. Kritik, 1886, II H, S. 245). 193 Еп. Порфирий, Письма о Панселине. Труд. Киевск Дух. Акад., 1867, 10–11. Ср. суждения об этом предмете П. Керамевса и Байе: Notes sur le peintre byzant. Manuel Pansélinos Revue archéologique, 1884, Mai-Juin, p. 325 etc. 194 Издан Ю.Д. Филимоновым в Сборнике Общ. древне-русск. искусства, при моск. публ. Музее, 1873 г. 195 Копия, сделанная около 1829 г. (см. запись на л. 236 об.) со старого списка московского происхождения. Список этот написан был после 1697 г, как видно из ссылки его на записку путешествия графа Б.П. Шереметева 1697 г. (о Нерукотворн. образе, л. 208). 196 Сведения о подлинниках находятся в разных сочинениях И.П. Сахарова, Ф.И. Буслаева , Ю.Д. Филимонова, В.А. Прохорова; наиболее подробные в ст. т. Григорова «Русский иконописный подлинник», Записки Императ. русск. археол. общ., т. III, вып. I, нов. серия, 1887. 197 Издан при Худож. промышл. музее, Москва, 1869, В «Христ. древностях» Прохорова (1862–1864 гг.) издана часть другого лицевого подлинника; несколько миниатюр лицевого подлинника Ф.И. Буслаева издано в «Очерках русск. народ., слов. и иск.», II, стр. 390. 198 Л. 5: «а кто будет похищати (сию книгу) от дому Пресв. Богородицы и чудотворца Антония сему судит Бог и воздаст по делом его». 199 Л. 343: «в сей тетради два перевода о тебе радуется выразумети довелось, потому что разнесены, или по статьям лежа положены».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Британская империя рождается в чреде бесконечных морских сражений с католической Испанией (вернее - грабежей испанских торговых судов, на которые английская корона предоставляла пиратам лицензии - каперские патенты). Таким образом, морской разбой и работорговля лежат в основаниях Британской империи. Что ж, все империи начинаются с разбоя и грабежей. Однако затем они переходят к цивилизационной миссии. Но Британская империя - империя нового типа. Её интересует прежде всего прибыль, и потому её цивилизационная миссия своеобразна. Империя лишь в минимальной степени приобщает туземцев к культуре. Вместо этого в перл творения возводится культ белого человека как человеческого бога. Следуя канонам пуританизма (Доктриной предопределения) Британская колониальная империя возводит между белым и аборигеном непроходимую пропасть. А на место цивилизационной миссии ставится откровенный грабёж и высасывание ресурсов. Британская Империя начинается разбоем и заканчивается разбоем. В этом смысле символична фигура одного из самых удачливых английских каперов Генри Моргана. В 1663 Морган начинал с пиратских налетов на Ямайку. А окончил карьеру крупным плантатором, мировым судьей и вице-губернатором отбитой у испанцев Ямайки. В истории возвышения Моргана как в капле воды отражена вся история Британской империи. А если правда, что, как утверждают, банкирский клан американских Морганов ведет свою родословную от этого знаменитого пирата - то и всего современного мира в целом. Войны «нового типа» ведут между собой Голландия и Англия, и обе вместе - с Португалией за азиатскую торговлю и, прежде всего, за Индию. В отличие от прошлых войн - за веру, идею, и, наконец, землю, это новые войны - войны за прибыль, не за территорию даже, а за рынки. И ведут их не столько государства, сколько частные акционерные фирмы - английская и голландская Ост-Индские компании. Ост-Индийская компания, этот «Великий олигарх», обладающий собственной армией, правом сбора налогов и чеканки монеты, первая транснациональная корпорация-государство (company-state) - икона и провозвестник современных транснациональных корпораций, символ власти капитала над государствами и народами.

http://ruskline.ru/opp/2023/11/14/rozhde...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010