С. 15-144; Berger K. Jesus. Münch., 2004; Леонов В., свящ. Бог во плоти: Святоотеческое учение о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа. М., 2005; Кирилл (Говорун), архим. К истории термина «воипостасное»//Леонтий Византийский: Сб. исслед. 2006. С. 655-665; Грильмайер А. Христос в христианском предании//Там же. С. 459-552; Иустин (Попович), прп. Собр. творений. М., 2006. Т. 2, 3; Ларше Ж.-К. О письмах св. Максима// Максим Исповедник, прп. Письма/Пер.: Е. Начинкин; сост.: Г. И. Беневич. СПб., 2007; Ратцингер Й. [Бенедикт XVI, папа Римский]. Иисус из Назарета: Теология. Христианство: Пер. с нем. СПб., 2009. Э. П. Б. Иконография Свидетельства о первых изображениях И. Х. Иисус Христос вручает св. Убрус Анании. Миниатюра из " Повести о Нерукотворном образе " . 1374 г. (б-ка Пирпонта Моргана, Нью-Йорк. MS. 499) Иисус Христос вручает св. Убрус Анании. Миниатюра из " Повести о Нерукотворном образе " . 1374 г. (б-ка Пирпонта Моргана, Нью-Йорк. MS. 499) О необходимости изображений И. Х. для жизни христианина, для познания Бога прп. Иоанн Дамаскин писал: «…через посредство иконной живописи мы созерцаем изображение телесного Его вида, и чудес, и страданий Его… И почитаем и кланяемся телесному виду Его. А созерцая телесный вид Его, мы восходим, насколько это возможно, к созерцанию и славы Его Божества» ( Ioan. Damasc. De imag. 3. 12//PG. 94. Col. 1336). Изображения И. Х. от I в. не сохранились. Однако, по свидетельству отцов VII Вселенского Собора, «предание делать живописные изображения существовало еще во времена апостольской проповеди» (ДВС. Т. 4. с. 440). Согласно церковному Преданию, первая икона Спасителя появилась еще во времена Его земной жизни. Это Нерукотворный образ И. Х., история к-рого связана с царем Осроены Авгарем V бар Ману Уккамой (см. ст. Авгарь ). Евагрий Схоластик в «Церковной истории» пишет, что эту «нерукотворную икону... не руки людей создали» ( Evagr. Schol. Hist. eccl. IV 27). В 944 г. визант. имп. Роман I Лакапин выменял Нерукотворный образ на 200 пленных мусульман и его торжественно перенесли из столицы Осроены Эдессы в К-поль, где поместили в Фаросском храме Большого имп.

http://pravenc.ru/text/293939.html

29 зол.); 17. образ Богоматери Смоленския, на коей риза сребрённая, венцы на Богоматери и Предвечном Младенце среброзолочённые с камнями; на Богоматери убрус низан по фольге мелким жемчугом (сребра 4 ½ фунта); 18. образ Воскресения Христова с праздниками четвертной, риза сребряная, чеканная (весу 52 зол.); 19. два образа четвертные Ахтырския Богоматери, на коей венец среброзолочённый, а риза сребрённая, и Тихвинския Богоматери венец и риза сребрённые (сребра 92 зол.); 20. образ Казанския Богоматери с праздниками в киоте; на ней венец и риза среброзолочённые (весу 26 зол.); убрус низан мелким жемчугом; 21. образ именуемый «Не рыдай мене Мати», венцы на Богоматери и на Младенце среброзолочённые, оклад сребрённый, убрус и риза низаны мелким жемчугом (сребра 14 зол.); 22. образ Богоматери всем скорбящим радосте в киоте, на ней и на Предвечном Младенце венцы среброзолочённые с коронами чеканные (весу 12 зол.); убрус и риза низаны мелким жемчугом с половинчатыми зёрнами и с разноцветными камнями; 23. образ распятия Господня в двух венцах среброзолочённых и поясе (весу 10 зол.); 24. образ Богоматери Боголюбския, риза и венец среброзолочённые, чеканные, так же и на Спасителе венец сребрённый, а по полям оклад среброзолочённый, убрус низан мелким жемчугом с половинчатыми зёрнами и разными камнями; на разных святых 13 венчиков среброзолочённых (весу во всём 18 зол.); 25. образ Богоматери Живоносного Источника, на коей риза и венец среброзолочённые, а поля сребрённые до половины (весу 18 зол.); 26. образ Знамения Божия Матери, и при ней по сторонам в клеймах Ахтырския Богоматери и Трёхручицы, на них и на Предвечном Младенце венцы сребрённые вверху Успение, а внизу образ Печерския Богоматери (сребра 50 зол.); 27. образ Казанския Богоматери в киоте, на коей венец и риза сребряные, чеканные (весу 1 ¼ фунт.); 28. образ Казанския Богоматери; на ней венец сребряный чеканный; убрус низан по красному атласу разными простыми камешками (серебра 1 фунт. 52 зол.); 29. образ в киоте Св. Митрофана Воронежского , на коем венец среброзолочённый, чеканный, а поля сребрённые (весу 1 ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Эпизоду, в к-ром рассказывается о грехе Анании и Сапфиры, предшествует упоминание о левите, примкнувшем к христ. общине и подавшем пример бескорыстного отказа от собственного имущества в ее пользу (ср.: Деян 4. 36-37). История Анании и Сапфиры позволяет ответить на вопрос о том, был ли отказ от имущества непременным условием вступления в общину: судя по всему, не был. В то же время сокрытие части вырученных от продажи имущества средств воспринималось как преступление против Бога. Это иллюстрируется рассказом о семейной паре, Анании и Сапфире, утаившей часть прибыли от продажи своего имущества. Узнав об этом, П. сказал: «Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу. Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это. И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили». То же происходит и с Сапфирой (Деян 5. 1-11). Вопрос, к-рый П. задает Анании, свидетельствует о том, что ни отказ от имущества, ни внесение в общую копилку полной суммы не были обязательными требованиями. Продав имущество, Анания получил деньги, к-рые также были его собственностью: он не был обязан приносить их к ногам апостолов. Грех Анании и Сапфиры заключался не в том, что они решили пожертвовать не полную сумму вырученных денег, а в том, что они по взаимному сговору пытались обмануть апостолов. История Анании и Сапфиры свидетельствует о бескомпромиссности П. в вопросах, касающихся основ христ. жизни. Эта бескомпромиссность отражает общее мироощущение раннехрист. общины. Весь мир воспринимался как поле битвы между правдой Божией и сатанинской ложью (ср.: Ин 8. 44). Сознательная ложь однозначно воспринималась как предательство по отношению к правде Божией. Этим обусловлена строгость наказания, примененного по отношению к Анании и Сапфире.

http://pravenc.ru/text/2580090.html

И елики члены возможе собрати, положи оны во гробе и по обычаю христианскому почте тыя надгробным пением и погребе их на месте ономь, идеже скончашася тии за древлеотеческое благочестие, души же их помяну сладкопесненною церковнаго чина панахидою и со всеми всем воспе блаженную вечную память. Темже, благочестивии слышателие, воспомните любовь любезнаго вашего Иоанна, елицы тоземственною любовию к нему сосвязаннии, елицы единопустынным обитанием с ним древле тако в Европе, яко во Асии соводворившиися и елицы сродною жалостию сраставшийся. Вси всеусердно всеусердною молитвою помолим Господа Бога, да подаст ему место покоя и радости со иже с ним скончавшимися. Нам же зде обуреваемым в страстнемь жития сего суетнаго море да даст тишину незыблему и невлаему 1838 , да возможем свободитися от грехов и страстей, свободивше же ся, да сподобимся удобейше 1839 с миром отити в будущий безпечалный век, еже буди нам получити о том самом Господе нашем, емуже слава во веки веком. Аминь. Слово похвальное преподобному Александру Свирскому «Яко многосветлая звезда в странах руских возсиял еси, отче». Словеса сия писана в кондаке преподобнаго Александра Древний зографов некий 1840 живописным художеством притворне на удивление зрящим на дсце написав нечто, убрусом 1841 покровено, живописным художеством и на торжище изнес, постави. Взирающии же приницаху 1842 , образ некий мняще убрусом покровен, от уподобления истины не разумевше, моляху открыти убрус и писанное тем явити, ведяще 1843 зографа онаго изящнейша в художестве живописательства и желающе дивнаго изображения живописательством очеса и ум насладити и подивитися. Тойжде, видев тако прилежно убеждающыя отъяти убрус и познав притворства его не разумевшыя, обаче да не прелесть некая возмнится или смех безгоден 1844 приимет зрящыя, самем повеле убрус отъяти и видети. Но егда припадше, хотяху открыти и зряще, яко не емлется убрус, абие вси едва не без духа Быша, абие вси дивящеся живописательству, едва не оцепенеша и паче прилежнейше зографа онаго моляще поведати, аще убрус поистине являемое или живописательство толико чюдное, яко уподоблением истины сравняющееся.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

за правым клиросом образ Спасителя, седящего на троне с предстоящими пред Ним Богоматерию и двумя Архангелами; ризы и венцы сребрённые, одежда на Спасителе и три венца позлащены (весу 9 фунтов); 6. за левым клиросом образ Просительной Богоматери, на коей ризы и венец среброзолочённые, чеканные, в венце четыре сердолика, одна финисса, а вверху изумруд, осыпанный 10 яхонтами; убрус низан по алому атласу мелким жемчугом с простыми камешками (сребра 8 фунт.); 7. над царскими вратами образ Спасителя, за стеклом, на коем риза и венец сребрённые, чеканные (весу 2 ½ фунт.); 8. образ Тихона Амафуитского и Алексея Божия Человека, на коих два венца среброзолочённые (весу в них 15 зол.); 9. в трапезе над красными дверьми нерукотворённый образ Спасителя за стеклом, на коем ризы и венец сребрённые (весу 2 фунта 10 зол.); 10. по правую сторону царских врат образ Живоначальной Троицы, в трёх венцах среброзолочённых (весу 24 зол.); 11. образ Смоленской Богоматери в резном иконостасе с 12 праздниками, на коей риза и венец сребропозолочённые, чеканные, убрус низан мелким жемчугом с разными простыми камнями (сребра 24 зол.); 12. образ Казанския Божия Матери, на коей риза золотой материи, венец среброзолочённый (весом 10 зол.); убрус низан мелким жемчугом с простыми камешками; 13. образ Иоанна Богослова в киоте, на коем риза сребряная, чеканная, венцы среброзолочённые (весу 83 зол.); 14. образ Казанския Богоматери в створах, Николая Чудотворца и Иоанна Воина, на них венцы среброзолочённые, риза сребряная, а убрус низан мелким жемчугом с разными простыми камешками, в створах на разных святых 14 венчиков, из коих 10 сребряные (сребра во всём 70 зол.); 15. над западными дверьми образ коронования Богоматери в киоте, на коем три венца и корона сребряные, чеканные (весу 12 зол.); 16. по левую сторону образ Благовещения Богоматери, на ней венец сребрённый золочённый; в венце три камня; убрус низан средним жемчугом, в коем три камня, риза шитая по малиновому бархату, местами мелким жемчугом; вверху образ Господа Саваофа и Архангела Гавриила, на первом венец сребрённый, а на втором среброзолочённый, риза сребряная, чеканная, оклад такой же (сребра во всём 4 фун.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

В трапезе над красными вратами: 1. образ Смоленския Божия Матери в створах, на ней венец и цата, так же на Предвечном Младенце и оклад среброзолочённые, в венцах и цате 8 камней разноцветных, убрус и риза низаны мелким жемчугом; вверху Живоначальная Троица; на разных святых ризы сребрённые (весу 1 ф. и 7 зол.); 2. по правую сторону образ Богоматери, на ней венец среброзолочённый, чеканный, убрус и риза низаны по алому атласу мелким жемчугом, половинчатыми зёрнами и разными камнями, на предстоящих святых венцы шиты золотом, а ризы бусом и мелким жемчугом с разными камнями, оклад сребрённый (весу 1 ф. 8 зол.); 3. образ Богоматери всем скорбящим на радость, на ней риза, венец, а также на Спасителе венец и поля сребрённые, убрус низан мелким жемчугом (весу 35 зол.); 4. образ Смоленския Богоматери, на ней и на Предвечном Младенце венцы среброзолочённые, убрус и наручня низаны мелким жемчугом с половинным бусом с разноцветными камнями среди наручня камень (сребра 20 зол.); 5. образ Богоматери Иверския, на ней и на Предвечном Младенце венец и риза шиты золотом, а оклад сребром, убрус низак мелким жемчугом с половинчатыми зёрнами по малиновому бархату; 6. старинный образ Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, на нём венец среброзолочённый резной, в венце пять камней разноцветных, поля и оклад сребрённые (весу 34 зол.); 7. над западными дверьми образ Св. Николая Чудотворца в створах, на нём венец, поля и оклад, на створах оклад и на святых 18 маленьких венчиков сребрённых (весу 17 зол.); 8. по левую сторону образ Похвалы Богородицы, на ней венец и риза среброзолочённые, чеканные, на Эммануиле венец и риза такие же (весу 1 ф. 2 зол.); 9. образ Св. Николая Чудотворца с чудесами Его, на нём венец и риза сребрённые (весу 76 зол.); 10. образ Благовещения Богородицы, на ней и на Архангеле венцы сребреброзолочённые (весу 14 зол.); 11. образ Боголюбския Богоматери, на ней венец и риза среброзолочённые, а также и венчик на Спасителе (весу 8 зол.); 12. образ Св. Димитрия Ростовского Чудотворца, на коем венец среброзолочённый (весу 8 зол.). При сём приделе два подсвечника медные, одно паникадило медное малое о трёх ярусах и 12 больших и малых медных лампад.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Воздухи средина камки белой, обложена красною камкою, кресты сетки серебреной с золотом. Воздухи средина объери голубой, опушка тафты красной. Плащеница шита по штофу красному золотом и серебром, вкруг обложена позументом золотым. Крестообразная пелена, которою покрывают потир по красной земле шита золотом и серебром. Налойных три пелены разных материев камчатых, на них кресты позументу золотого. В пределах: Тихвинской Богородицы по правую сторону, образ Спасителев, на нем венец и цата серебреная. Подле оного два образа Казанской Богородицы, на обоих венцы и цата серебреные, убрусы низаные жемчужные. Образ троеручицы Богородицы, венцы серебреные, убрус и подбородок вынизан жемчугом, другой подбородок шит золотом. По левую сторону образ Тихвинской Пресвятой Богородицы, венец серебреный, убрус низаной жемчугом. Подле оного образ Одигитрии Богородицы, венец серебреный, цата шита золотом, подбородок шит золотом. Сверх Царских дверей иконостас, два пояса позлощены. Во Святом алтаре: На престоле одежда камчатая красная ветхая. Крест на престоле серебреный. Евангелие напрестольное в средине Образ Спасителев; Евангелисты серебреные. За престолом образ Знамения Пресвятой Богородицы венцы серебреные. На жертвеннике сосуды серебреные. В пределе же Святого Великомученика Федора Стратилата: По правую сторону образ Николая Чудотворца резной. По левую сторону образ Страстной Богородицы, венец серебреный, цата и убрус шиты золотом. Во Святом алтаре: На престоле одежда камчатая красная. Евангелие напрестольное крыто бархатом зеленым, в середине образ Спасителев и Евангелисты медные. За престолом образ Тихфинской Пресвятой Богородицы в окладе венец серебреный. На жертвеннике сосуды оловянные. В трапезе Святые образа: Первой Одегитрии Смоленской Богородицы, венец серебреный, цата и подбородок шиты золотом. Второй образ Одегитрии же Богородицы венец серебреный цата и подбородок шиты золотом. Третий образ Казанской Богородицы, венец и подбородок серебреный, убрус низан жемчугом. Четвертый образ всех скорбящих радость, венец небольшой серебреный, убрус и подбородок низан жемчугом.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

2) Икона Божией Матери Владимирской – письма XVI века; убрус и ожерельице среднего жемчуга, – венец с короною, цата и оклад серебряные, вызолочены; на полях лики нескольких святых. 3) Икона Казанския Божия Матери; на ней риза, поля и венец с короною серебряные, чеканные, вызолочены; убрус жемчужный, запонка в нём золотая с алмазными искрами; ожерельице жемчужное с зелёными камешками. У Предвечного младенца ожерельице жемчужное с алмазными искрами. 4) Икона Знамения Божией Матери; на ней убрус и ожерельице низаны жемчугом; венец Божией Матери с короною и венчик Предвечного младенца с окладом серебряные, чеканные, позолочены. На полях иконы 22 изображения ангелов, пророков и иных святых. Письмо поновлено и относится к XVIII веку. 5) Икона Божией Матери Знамения; на ней риза серебряная, кованая, вызолочена; венец с короною гладкий золотой, низан крупным жемчугом с разноцветными камнями; между запонками алмазные искры; убрус с алмазными искрами; зарукавье жемчужное с алмазными искрами; у Предвечного младенца венец гладкий золотой. Письмо на иконе XVII века. 6) Икона Владимирской Божией Матери; на ней венец и поля серебряные, чеканные, вызолочены, – убрус низан жемчугом с зелёными камнями. 7) Икона Владимирской Божией Матери; на ней венец и цаты серебряные, золочёны, – поля серебряные ж, золочёны. 8) Икона Владимирской Божией Матери; на ней риза и поля серебряные, вызолочены, – венец вышит жемчугом. 9) Икона Знамения Божией Матери; на ней риза, венцы и поля серебряные, чеканные; венец Спасителя низан жемчугом. 10) Икона Живоносного Источника; на ней поля и венчик серебряные. Особенно замечательны и хороши на венчике финифтяные украшения. IV. Колокольня каменная, особо от церкви. В переписных книгах 1653 года пишется о ней так: «колокольница каменная о 4 столпех выбелена, связи брусяныя, на столпех два ряда брусяных, да 4 ряда осмерику брусянаго с подпорами, на осмерике шатёр, на шатре глава обита чешуёю. На колокольнице колокол благовестный большой, под ним средних колоколов 3, да зазвонных 2; во всех весу 38 пудов 6 гривенок, кг] да в прошлом 7161 (1652) году куплен большой колокол благовестной, весу в нём 52 пуда». кг] В 1701 году слит колокол во 105 пудов, а в 1770 году старанием игуменьи Арсении слит колокол в 111 пудов. 818 кг] Каменная же колокольня, которая существует ныне, построена в 1681 году, причём связного железа куплено было 20 пудов. В 1701 году по указу императора Петра ¼ доля из весу колоколов была отвезена на пушечный двор в Москву, и отвезён был колокол в 52 пуда, а на лишние в нём 7 пудов было сдано с пушечного двора в монастырь два колокола. В 1868 году старанием игуменьи Максимиллы и вкладом московского купца и почётного гражданина Бориса В. Глинского слит был колокол в 309 пудов. 062 кг] Прочие здания в монастыре

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

15 августа 944 года Нерукотворный Образ был доставлен во Влахернский храм, оттуда — в храм «Фарос». 16 августа он был внесён в Константинопольский храм Премудрости Божьей. После чествований и поклонений Нерукотворному Образу, его возвратили в Фарос. В память об этих событиях Церковью был установлен особый Праздник. Он отмечается ежегодно 16 (29) августа. Со временем Святой Убрус был утрачен. Согласно наиболее распространённому мнению, он был похищен из Фароса по разграблении Константинополя крестоносцами в 1204 году и направлен в Венецию на корабле. До Венеции судно так и не дошло: затонуло в Мраморном море. Вместе с судном пошёл на дно и Убрус. По одному частному преданию, Нерукотворный Образ в Мраморном море не тонул. В XIV веке Иоанн Палеолог передал его генуэзцам в знак признательности за помощь в освобождении некоторых земель от владычества сарацин. Так икона попала в Европу. Правда, впоследствии выяснилось, что образ, выдаваемый за оригинальный Святой Убрус, принадлежит более позднему письму. Согласно другому преданию, тоже частному, Нерукотворный Образ Спасителя путём сложных перипетий попал на территорию Грузии. Раньше этот образ выставлялся для поклонения. Однако, и он оказался рукотворным. Что такое Плат Вероники? Почитаемый в Православной Церкви Святой Убрус не следует путать с известным на Западе Платом Вероники. Принципиальным отличием этой иконы является то, что Христос представлен на ней в терновом венце. Согласно преданию Западной Церкви, происхождение этой иконы связано со следующим преданием. Вероника была той кровоточивой женой, которую исцелил Господь ( Мф.9:20-22 ). Она сопровождала Его во время шествия на Голгофу, к месту Его последних страданий и жертвенной смерти. Сочувствуя и желая хоть как-то помочь Своему исцелителю, она подала Ему плат, чтобы Он смог стереть с лица капли пота и крови. В знак благодарности Спаситель вернул этот плат с чудесно проявившемся на нём отпечатком Своего лица. В другом варианте истории о происхождении плата сообщается, что Вероника, желая иметь при себе образ Христа, попросила написать его Евангелиста Луку. Но все его попытки не увенчались успехом. Тогда Господь, зная о её желании, Сам пришёл к ней на вечерю, умылся и приложил плат к лицу, после чего на нём и отобразился Его святой лик.

http://azbyka.ru/ubrus

е. с учением о внутреннем убеждении человека в своей святости или о самосовершенстве. 118 С отрывками из этих писем можно познакомиться у Smevens’a I, 60, у Преосв. Иоанна, вып. I, стр. 38, 39. 120 Мы разумеем смерть одного из самых первых методистов Моргана, который подвигами самоистязания довёл себя до болезни и, говорили, до смерти. Смотр. Southey I, 65, 66; о следствии его смерти и значения для кружка Jacoby I, 32. 124 В период 1729–1735 методисты основали несколько школ (Stevens I, 59); из них мы знаем только 2 – в Георгине и Оксфорде. Подробности о них у Преосв. Иоанна. Вып. I, 36, 37 стр. 127 Далее мы будем стараться обращать внимание на факты, где высказывались дурные стороны методистов. 131 По словам Southey I, 50, 51 и Jacoby I, 32, Морган был всеобщим любимцем за свой мягкий характер: смерть его неприятна, как всем товарищам по университету, так в частности и методистам. Первые причину смерти видели в подвигах Моргана, которым он отдавался с ревностью самого настоящего аскета, а главными затейщиками во всём этом были методисты. О смерти Моргана у Southey I, 65, 66. 132 Об этом говорит между прочим Преосв. Иоанн в Чтениях в обществе любит. духовного просвещения 1875 г. IV кн. 374 стр. 135 Из пунктов акта, привед. у Преосв. Иоанна, видно, что Джон Весли вносил новости в совершение таинства причащения, крещения, – а также в совершение обряда погребения, в книгу псалмов и Common Prayer Book. См. вып. I, стр. 43, 44. 137 Чарльз Весли, близко стоявший к гернгутианам и особенно чтивший Белера, который был главным руководителем его духовной жизни после возвращения в Англию, принуждён был сказать о гернгутианах: «Я не вижу одного пункта, в котором они могли бы согласиться со мной». См. Southey I, 304. 138 Впрочем решительно утверждать совершенно нельзя, что Уайтфилд был под влиянием гернгутианства: кальвинизм первого препятствовал ему сойтись со вторым. 140 Рассказы эти повторяются биографами Джона Весли со слов его дневника, который в значительной части своей посвящён этому перевороту.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010