Закрыть itemscope itemtype="" > Архиепископ Антоний (Храповицкий) и Харьковская епархия в апреле - декабре 1917 г. 28.10.2010 771 Время на чтение 6 минут О событиях, происходивших в Харьковской епархии в условиях революционных изменений 1917 г., даже специалистам известно пока немного. Это, безусловно, обедняет представление об истории России. Особенно, если учесть, что Харьков по численности населения занимал 8-е место в Российской Империи. В границах же сегодняшней Украины это был город с самым высоким процентом людей, назвавших русский язык родным. По переписи 1897 г. 89,1% составляли русские: 63,17% - великороссы и 25,92% - малороссы с.13.]. Перед Февральской революцией 1917 г. в Харьковской епархии православного населения было почти 3 млн. чел., 1063 церкви (2522 чел. духовенства, из них 93% выпускники духовных академий или семинарий), 12 монастырей (3092 чел.) л.27, 13]. В данном кратком очерке на основании архивных материалов главное внимание будет уделено некоторым тенденциям в жизни Харьковской епархии в апреле - декабре 1917 г. После Февральской революции 1917 г. комиссаром духовных дел в Харькове стал присяжный поверенный В.И. Рапп (его помощником - священник Владимир Шаповалов), а затем присланный Киевской украинской Церковной Радой урядник Корнильев л.1]. Антиправославные силы, революционеры всех мастей прежде всего хотели удалить из Харькова правящего архиепископа Антония (Храповицкого), авторитетного иерарха и известного богослова, который открыто высказывал своё отрицательное отношение к революционным событиям. 16 апреля 1917 г. в Благовещенском соборе часть прихожан потребовала удаления архиерея из епархии. Комиссар духовных дел приказал архиепископу Антонию покинуть Харьков в трёхдневный срок. Однако под давлением верующего народа, этот срок увеличили до 5-ти дней и позволили оставаться в пределах губернии до решения Св. Синода с.427]. Владыка Антоний подал прошение на покой и отбыл в Святогорский монастырь своей епархии. Однако революционные губернские власти не разрешили ему пребывание в пределах Харьковской губернии. 15 мая 1917 г. по постановлению Св. Синода он отправился на покой в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. Временное управление епархией было поручено первому викарию - епископу Старобельскому Феодору (Лебедеву).

http://ruskline.ru/analitika/2010/10/29/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Иуда в Сретенском монастыре Что хотели сказать зрителю создатели программы «Пешком» на телеканале «Культура»? 21.12.2019 10865 Время на чтение 3 минуты На сайте Сретенского монастыря 15 декабря появилась новость : «На телеканале " Культура " в программе " Пешком " рассказали о Сретенском монастыре». Новость составлена не без некоторого горделивого подтекста. Оно и понятно, любому православному журналисту приятно, когда о твоих трудах (имеется в виду пресс-служба монастыря) рассказывается в центральных СМИ. Рассказ Михаила Жебрака, автора программы «Пешком», о Сретенском монастыре, в самом деле, интересен и увлекателен, в нём подробно рассказывается о старинном монастыре и знаменитой семинарии. Однако авторы фильма не нашли ничего лучшего как сопроводить программу ... выдержками из повести Леонида Андреева «Иуда Искариот» (соответственно на 6, 16 и 23 минуте программы). Что не просто вызывает недоумение, а сводит на нет всю позитивную реакцию на программу. Это даже не ложка дёгтя, а ложка яда в бочонок мёда... Причём, с формальной точки зрения Леонид Андреев не имеет никакого отношения к Сретенской обители, так что авторы или продюсеры программы руководствовались какими-то иными смыслами (совершенно непонятными!), вставляя этот провокационный текст в программу. А у неискушённого зрителя может создаться впечатление, что великая русская литература ничего больше не создала на тему Христа и христианства. Ещё б ольшую провокационность программе придаёт тот факт, что отрывки из скандального произведения Андреева соседствуют с темой новомучеников (первая вставка) и перемежаются со святыми иконами и храмами монастыря. Выглядит дико, когда в саду православного монастыря светский человек зачитывает текст о том, как Иуда нежно любил Христа и поэтому предал его... Как известно, Леонид Андреев поддержал и революцию 1905 года и февральскую революцию 1917 год. В своём творчестве на религиозную тему он транслировал иудо-каиническую традицию, связанную с попытками оправдания предателя Иуды, якобы предавшего Христа из любви к Нему. Об этом в своё время писали и глава Синодальной Богослужебной комиссии, доктор богословия митрополит Константин (Горянов) в статье «Св. Иоанн Кронштадтский и Георгий Гапон» своей книги « 100-летие первой русской революции », и насельник Сретенского монастыря архимандрит Иов (Гумеров) « Ни лобзания ти дам, яко Иуда », и доктор исторических наук протодиакон Владимир Василик « Евангелие от Иуды: оправдание для предателя ».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/21/iu...

Закрыть itemscope itemtype="" > Русский двигатель для американской ракеты Как отечественные моторостроители завоевали заокеанский рынок 04.08.2007 591 Время на чтение 12 минут Научно-производственное объединение " Энергомаш " (Химки), сообщил Интерфакс, готовится подписать в сентябре соглашение на поставку в США второй партии ракетных двигателей РД-180. Контракт предусматривает поставку 53 таких " движков " с последующим опционом еще 16-ти. А первая партия в количестве 41 двигателя из контрактных пятидесяти в Соединенные Штаты уже отправлена. Они используются за океаном на ракетах-носителях " Атлас-3 " и " Атлас-5 " для выведения на земные орбиты космических аппаратов. Первый пуск американской ракеты с русским двигателем состоялся еще в 2002 году... Эта информация напомнила автору этих строк историю двенадцатилетней давности, свидетелем которой ему, тогда корреспонденту одной из центральных газет, довелось быть. БОРЬБА " НАНАЙСКИХ МАЛЬЧИКОВ " Ничего подобного до той поры еще не случалось. Две российские оборонные фирмы в союзе со своими американскими партнерами боролись за право оказаться победителем в объявленном в США конкурсе по выбору новой ракеты для программы космических исследований. На кону стояло ни много ни мало два миллиарда долларов перспективного заказа и несколько лет полной загрузки предприятия. Игра, как говорили ее участники, стоила свеч. Тем более в условиях, когда российская оборонка фактически лежала в руинах и спасти ее в то время могли только зарубежные заказы. С одной стороны, от России выступало известное на тот момент только специалистам по причине недавней секретности ОАО Самарский научно-технический комплекс имени Николая Кузнецова (СНТК). С другой - знаменитая космическая " держава " из подмосковных Химок - НПО " Энергомаш " имени Валентина Глушко. И свел их в борьбе тендер, объявленный американской компанией Lochead Martin Astronautics (LMA), по выбору двигателя первой ступени для модернизируемой космической ракеты Atlas 2AR. В конкурсе участвовали жидкостные ракетные двигатели (ЖРД) НК-33 с тягой 154 тонны от Самарского НТК, его представляла в тендере американская фирма General Corporation Aerojet (GCA), и РД-180 с тягой 370 тонн от " Энергомаша " , которую продвигала не менее известная корпорация Pratt and Whitney. Причем НК-33 прибыл за океан на стендовые испытания в натурном виде, а РД-180 - только в качестве эскизного проекта.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Книга «Числа» § 88. Название книги в еврейской и греческой Библиях. – В древности у Евреев эта книга, как и другие Моисеевы книги, называлась по первому слову книги: Вайдаббер – «и глагола». По масоретскому же чтению в нынешних изданиях евр. Библии она называется: Бе-мидбар – «в пустыни», каковое название взято из первого стиха и прилично книге, в которой говорится об обстоятельствах странствования Евреев в пустыни аравийской. В греческой Библии она называется: Απιθμο – «числа»; потому что в начальных главах книги описываются разные счисления народа, левитов и первенцев. LXX озаглавили книгу по древнему раввинскому наименованию ее: сефер миспарим – «книга исчислений». § 89. Время, место и цель написания. – Книга Числ написана в конце сороков года странствования Израильтян (Вт.1:3), в стане у Иордана на полях Моавитских ( Чис.36:13 ). Она написана в память и поучение будущим родам (Вт.8:2) о трудном и много-искусительном пути, ведущем в землю обетования (а для нас в царство небесное), и о необходимости безусловной покорности воле Божией для достижения благ в царстве Божием. § 90. Разделение на части и обозрение содержания книги Числ. – Общее содержание книги Числ состоит в описании событий и законов, случившихся и данных при Моисее в течение почти тридцати девяти лет, от второго года по исхода Евреев из Египта до одиннадцатого месяца сорокового года (Вт.1:3). Все это содержание можно разделить на три части: первая часть, от гл. I до X, 10, содержит в себе описание приготовления при Синае в дальнейший путь; вторая, от гл. X, 11 до XXI. содержит описание обстоятельств пути от Синая до стана у Иордана на полях Моавитских, наконец третья часть, от XXII до XXXVI, содержит описание обстоятельств, бывших во время стоянки у Иордана на полях Моавитских, и приготовления к вступлению в землю Ханаанскую. 1. а) В первой части книги, во-первых, описывается внешнее дисциплинарное и военное благоустройство народа по коленам в стане и на пути (гл. I–IV). – Для сего, по повелению Божию, Моисей и Аарон с двенадцатою указанными Богом начальниками колен сделали, в первый день второго месяца второго года по исходе из Египта, по заранее составленным родословным спискам поголовное исчисление и как бы смотр всех Израильтян 12-ти колен «от двадцати лет и выше, всех годных для войны».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Начальная история монашества А.В.Карташев. Вселенские соборы//II Вселенский собор в Константинополе 381 г.(оглавление) Β эпоху великих догматических споров монашество, его благочестие и его массы играли выдающуюся роль. Необходимо в этой связи дать краткие сведения ο возникновении и распространении монашества на Востоке. Связь христианских форм аскезы с дохристианскими еще ждет своего исследователя, и в частности бурный расцвет аскезы именно в Египте. Облегающие долину Нила пустыни как бы нежданно-негаданно вдруг с III в. привлекли к себе особое внимание как бы внецерковными формами христианства. Аскетизм в религиях Востока — явление всеобщее и исконное. Как личный подвиг в среде самих «12-ти,» аскеза специфически выделяет ап. Иоанна-девственника и Павла, бегущего «от скорби мира сего» в одиночество странствующего апостола. Посвящение себя служению церкви именно в безбрачной и организованной форме, по-видимому, сложилось прежде всего в среде женщин-диаконис и их окружающих и им помогающих девственниц. Когда родившийся в половине III в. основоположник пустынного жительства Антоний по смерти родителей покидал свое родовое городское жительство, он сдал свою младшую сестру уже в готовое сложившееся девичье общежитие — «парфенон.» Преподобный Антоний родился (251) в Среднем Египте, в Ираклеополе. Он был копт по крови и языку, из бедняков. He проходил школы, был неграмотен и не владел греческим языком. Когда по смерти родителей (ок. 270 г.) Антоний устремляется из города в пустыню и сдает сестру в женский монастырь — явно, что он не новаторствует, a притягивается к уже существующему, не им изобретенному пустынножительству. Антоний начал одинокую жизнь сначала y себя дома, потом нашел недалеко пустую гробницу, т.е. пещерку, и продержался в ней около 15 лет, не порывая связи со своими односельчанами. Завязал он и новые связи с собратьями, еще раньше его уже практиковавшими пустынножительство. Закалившись в этом образе жизни, преимущественно в лишении себя хлеба насущного, Артоний с левого берега Нила переправляется на правый (ок. 285 г.) и углубляется в пустынногорную местность, к развалинам крепости Писпир (теперь Дер-Ел-Меймун). Тут был водный источник. A насчет хлеба он условился со своими односельчанами, чтобы ему приносили некий запас на полгода. Этой «окаменелостью» он и довольствовался. С берегов Нила Антоний приносил сухие прутья водорослей (камышей) и плел из них рогожки. A затем, конечно, сбывал их плывущим вниз лодочникам, везущим товары на городские рынки.

http://sedmitza.ru/lib/text/435113/

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 30, 2001 Аппоний, или Апоний (лат. Apponius или Aponius) — один из самых малоизвестных и малоизученных латинских церковных писателей начала V в. Перу этого автора принадлежит весьма объемное сочинение под названием “Толкование на Песнь песней в 12-ти книгах” (Expositio in canticum canticorum, libri XII). Скудные биографические сведения об Аппонии черпаются главным образом из тех косвенных данных, которые содержатся в его собственном произведении. Единственным независимым источником является заключительный колофон булонской рукописи 1-й половины VIII в. (Boulogne-sur-Mer. Bibl. Municip. 74 (82)), содержащей сокращенную версию “Толкования” Аппония, сделанную в это время неким Бургиндой. В этом колофоне Бургинда называет Аппония Святым аввой (аббатом): Apponii sancti abbatis. Из этого замечания можно заключить, что Аппоний по всей видимости был настоятелем небольшого монастыря, что подтверждается и тем фактом, что он уделяет много внимания проблемам аскетического богословия и с особой похвалой отзывается о тех библейских персонажах (пророки Илия, Елисей, Иоанн Креститель), которые всегда рассматривались как прообразы монахов. Принадлежность Аппония к аскетическим кругам — пожалуй, единственный факт, не вызывающий сомнения и принятый всеми современными авторами. С полной уверенностью можно говорить и о том, что община Аппония находилась в Италии, однако сложно установить ее местонахождение более конкретно. В начале нашего века Й. Витте полагал, что Аппоний жил в Риме или его окрестностях, современные авторы Б.  де  Врежиль и Л. Нейран более склоняются к Северной Италии. Последняя точка зрения кажется предпочтительнее на основании ряда косвенных фактов, которые имеют место в “Толковании на Песнь песней”: 1) Аппоний употребляет старолатинский перевод Псалтири в ее североиталийской версии; 2) ряд тринитарных формул, встречающихся у Аппония, оказываются близки к Зенону Веронскому (северо ­ита ­­лий­скому писателю IV в., полемизировавшему с арианами); 3) наконец, христологическая терминология Аппония имеет гораздо больше общего с позднейшей североиталийской богословской традиций (Петр Хрисолог, епископ Равеннский; † после 449 г.), нежели с римской (святитель Лев Великий, папа Римский; †462 г.).

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Житие праведного Иоанна Русского Житие праведного Иоанна Русского День памяти: 28 мая/9 июня Текст читает: Народный артист России Е.А.Киндинов Содержание аудиокниги соответствует текстовой версии Жития праведного Иоанна Русского Житие праведного Иоанна Русского Подобает нам славить и восхвалять с благодарностью многомилостивого Господа зато, что Он удостоил нас и в настоящее время искушений и испытаний среди окружающего нас неверия, атеизма и богоборчества познакомиться с новыми, малоизвестными нам или вообще неизвестными святыми. Это заставляет молчать нечестивых, которые в оправдание своего отступления от веры твердят, будто в наше время нет больше святых, будто изменились наша вера и Глава ее – Христос, о Котором пишет святой Апостол Павел: «Христос вчера, и сегодня, и во веки Тот же» (Евр.13:8). Кроме древних святых, преподобных, святителей и мучеников, есть у нас и сонм новых святых, большинство из которых – мученики. Своим свидетельством и мученичеством они укрепили веру и украсили новыми венцами нашу Православную Церковь, которая одна осталась неизменной и непоколебимой со времен Апостолов, напоминая нам о словах пророка Аггея: «Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего» (Агг.2:9). Как на нашей многострадальной родине воссияло великое множество новых мучеников после октябрьского переворота, так и в Греции, и на земле Древней Византии явилось много новых мучеников и исповедников веры после завоевания Византийской империи турками. Один из них – святой Иоанн Русский, мощи которого покоятся в местечке Неопрокопион на острове Эвбея в Греции. Само имя этого святого говорит о том, что он не грек, а русский, хотя прославился среди греков. Иоанн по происхождению своему малоросс. Он родился около 1690 года от благочестивых православных родителей. В юные годы он стал солдатом императора Петра I. В неудачной турецкой войне 1711 года (сам царь чуть не погиб от рук турок) в числе других Иоанн попал в плен. Вероятно, он был захвачен в плен в битве за освобождение Азова и переправлен в Константинополь. Иоанн оказался в руках татарских союзников турок. Татары продали юношу оттоманскому начальнику конницы, некоему Аге, родом из Прокопиона в Малой Азии, в 12-ти часах пути от Кесарии Каппадокийской (по-турецки Прокопион называется теперь Уркюб). Этот Ага взял своего нового раба к себе в деревню.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Житие преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского Житие преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского День памяти: 30 марта/12 апреля Текст читает: Народный артист России Б.Г.Плотников Содержание аудиокниги отличается от текстовой версии Жития преподобного Иоанна Лествичника Житие преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого «Лествицей», поэтому преподобный и получил прозвание Лествичника. О происхождении преподобного Иоанна почти не сохранилось сведений. Существует предание, что он родился около 570 года и был сыном святых Ксенофонта и Марии, память которых празднуется Церковью 26 января. Шестнадцати лет отрок Иоанн пришел в Синайский монастырь. Наставником и руководителем преподобного стал авва Мартирий. После четырех лет пребывания на Синае святой Иоанн Лествичник был пострижен в иночество. Один из присутствовавших при постриге, авва Стратигий, предсказал, что он станет великим светильником Церкви Христовой. В течение 19-ти лет преподобный Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу. После смерти аввы Мартирия преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах. Не случайно в «Лествице» преподобный Иоанн так говорит о слезах покаяния: «Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние». Сильна и действенна была его святая молитва, об этом свидетельствует пример из жития угодника Божия. У преподобного Иоанна был ученик, инок Моисей. Однажды наставник приказал своему ученику наносить в сад земли для грядок. Исполняя послушание, инок Моисей из-за сильного летнего зноя прилег отдохнуть под тенью большого утеса. Преподобный Иоанн Лествичник находился в это время в своей келлии и отдыхал после молитвенного труда. Внезапно ему явился муж почтенного вида и, разбудив святого подвижника, с упреком сказал: «Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, а Моисей находится в опасности?» Преподобный Иоанн тотчас пробудился и стал молиться за своего ученика. Когда его ученик возвратился вечером, преподобный спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Инок ответил: «Нет, но я подвергся большой опасности. Меня едва не раздавил большой обломок камня, оторвавшийся от утеса, под которым я в полдень уснул. К счастью, мне представилось во сне, что ты зовешь меня, я вскочил и бросился бежать, а в это время с шумом упал огромный камень на то самое место, с которого я убежал...»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Сам отец протоиерей Добровольский мне давно известный человек и по его собственным письмам ко мне, и по рассказам присоединенных им прусских выходцев, которые поселились близ него на жительство, также близ Варшавы. Об них он имел достойное пастырю попечение, и все оставались ему всегда благодарны не только за добрые советы, но и за его заботы об них по житейским делам во время их перехода из Пруссии в Российские владения. А те лица, о которых он пишет теперь в своем отчете – все или близкие мои приятели и духовные, если можно так сказать, воспитанники, или же близкие знакомые. А именно: Симеон Иваныч Шарковский, или, как его по просторечию звали, Семен Шара, с самого приезда моего в Пруссию, был моим попечителем и покровителем и собеседником. Он весьма начитанный человек; разделял мои все убеждения, даже и о правоте св. церкви. Упоминаемое о. Добровольским «большое семейство прекрасных русских людей» в Войсунах, фамилии которых он не назвал, – это Красовские, из самых близких моих приятелей, особенно Артемий, хороший мастер по плотничным работам: с его помощью я строил женский монастырь, от мужского верстах в пятнадцати. Тихон Крымов моего друга и благодетеля Никифора Крымова отец, и не только мой ближайший знакомый, но и благодетель. Борисевич, своим примером так много способствовавший обращению прочих старообрядцев, и в мое время любил читать и беседовать о религиозных вопросах, – ко мне он обращался всегда за книгами. Знаю и Филиппа, в доме которого о. Добровольский благословил новоприсоединенным собираться на молитву: отец его почти каждый праздник бывал у меня. Престарелые монахини, присоединенные о. Добровольским, жили в устроенной мною женской обители, – и при мне одной из них было уже за семьдесят лет: обе старицы добрые, трудолюбивые. И Зиновия, о начитанности которой о. Добровольский отзывается с такою похвалою, жила в женской же обители: в Пруссию отец привез ее лет 12-ти. И тогда, в мое время, она показывала большое старание ведать писание. Сам я редко ездил в женскую обитель; но бывало, к моему приезду, Зиновия всегда приготовит множество вопросов от св. Писания и от книг отеческих, чтобы предложить мне на решение, и у нас происходили беседы. Так видите, все лица, о которых упоминает о. Иоанн в своем отчете, не только мне знакомые, но и близкие. Как же было не порадоваться мне, что Господь привел их во святую свою церковь !

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Скачать epub pdf Содержание Последние дни земной жизни Спасителя Взятие Иисуса Христа под стражу Суд над Господом у первосвященников Господь Иисус Христос на суде у Пилата Крестный путь Господа Смерть Христова Богослужения Страстной недели Служба 12-ти Евангелий Приложение. Канон Утрени Великой Субботы     Центральным событием в истории человечества является пришествие в мир Господа нашего Иисуса Христа, а главнейшим делом – Его добровольное страдание и смерть на кресте, завершившаяся славным Воскресением из мертвых. Богослужения Страстной седмицы имеют целью оживить в сознании богомольцев значение крестного подвига Христова, чтобы мы глубже почувствовали величие Его любви к нам и, в свою очередь, сильнее старались любить Его. Поэтому все то, что в Ветхом Завете только предизображает, а в Новом Завете прямо относится к крестному подвигу Спасителя, святая Церковь раскрывает перед духовным взором молящихся в трогательных богослужениях предпасхальной недели, которую также называют Страстной из-за страданий Спасителя. Каждая служба этой седмицы уникальна в своих Евангельских воспоминаниях, в своих мелодиях, молитвах и священных обрядах. И здесь Церковь приобщает верующих к великому духовному богатству, не только в его внутреннем содержании – но и в его внешнем оформлении. Эти богослужения создавались и совершенствовались на протяжении веков трудом многих талантливых церковных писателей, поэтов и композиторов. В этой брошюре мы расскажем о событиях последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа, объясним главнейшие моменты Страстных богослужений и приведем тексты некоторых песнопений с параллельным переводом на русский язык. Последние дни земной жизни Спасителя Совершив Тайную вечерю и причастив Своих учеников, Господь Иисус Христос пошел с ними в Гефсиманский сад. Это было в четверг вечером, за день до иудейского праздника Пасхи. Уютный Гефсиманский сад, густо усаженный оливковыми деревьями, некогда принадлежал праотцу Спасителя, царю Давиду. Находясь на западном склоне Елеонской горы, сад возвышался над Иерусалимом, и с него открывался живописный вид на Храм и окружающие его великолепные постройки. Когда Господь посещал Иерусалим, Он неизменно собирался со Своими учениками в Гефсиманском саду. Зная это, Иуда, один из апостолов (который покинул Тайную вечерю, чтобы предать Спасителя) решил именно сюда привести стражу, чтобы они могли здесь арестовать Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010