LXXXVI. Поучение, сказанное за литургией при посещении мужского Черемисского монастыря 90 . О значении праздника Вознесения Господня в деле нашего спасения Ныне святая Церковь воспоминает Вознесение Господа нашего Иисуса Христа на небо, и для христиан это событие составляет один из великих праздников. В жизни Христа Спасителя все события велики и важны; но воспоминаемое ныне событие велико и важно по преимуществу. Этим событием, последовавшим в 40-й день по воскресении Господа из мертвых, окончательно завершилось дело спасения рода человеческого, почему и празднование этого события сопричислено св. церковью в кругу 12-ти великих христианских праздников. Но не одним только вознесением Своим на небо Господь наш Иисус Христос совершил дело нашего спасения! Он соделал его всей совокупностью событий земной Своей жизни. Он совершил наше спасение и воплощением, и рождением, и Своими страданиями, и Своею крестной смертью, а затем Своим погребением, воскресением из мертвых и преславным вознесением на небо, и наконец сошествием Св. Духа на апостолов. По воскресении Своем из мертвых, Христос Спаситель в продолжение 40 дней неоднократно являлся ученикам Своим, научая их тайнам царствия Божия, это тем тайнам, без усвоения и принятия которых нельзя спастись, тайнам, заключенным теперь в церкви Божией и в которых невидимо и таинственно действует Бог Дух Святой. Так, в самый день воскресения, Он явился женам мироносицам, двум ученикам, шедшим в Еммаус, и всем вместе в одно время являлся Он ученикам на море Тивериадском, в другое – Он явился на одной из Галилейских гор более пятистам верующим и, наконец, в день вознесения, Он явился всем ученикам Своим вместе, среди которых в это время находилась и Матерь Божия, Пречистая Дева Мария. Ученики на этот раз, по случаю приближения праздника Пятидесятницы, были в Иерусалиме и находились в одном доме. Здесь явился им Господь наш Иисус Христос и сказал: «Я пошлю обетование Отца Моего на вас, вы же оставайтесь в г. Иерусалиме, пока не облечетесь силой свыше. Ибо Иоанн крестил вас водой, а вы чрез несколько дней будете крещены Духом Святым». Слова эти поразили учеников; их сердца затрепетали от радости, им подумалось, что еще несколько дней и славное царство Израиля будет восстановлено. И вот они столпились около Учителя, со всех сторон, послышался вопрос: не в сие ли время, Господи, Ты восстановишь царство Израиля? Господь остановил их любопытство, и отвлек их мысли от временных расчетов. «Не ваше дело, – сказал Он, – знать времена или сроки, которые Отец предоставил Своей власти: но вы получите силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Моими свидетелями во Иерусалиме и во всей Иудеи и в Самарии и даже до последнего края земли».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

архимандрит Леонид (Кавелин) Содержание I. Письмо Высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Московского II. Письмо лечившего старца медика, к одному из скитских братий     Печатать позволяется с тем, чтобы по напечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров сей книги. Сентября 22 дня, 1860 года. Цензор, архимандрит Порфирий Блажени мертвии, умирающии о Господе. Ей, почиют от трудов своих ( Откр. 14:13 ). Иже сотворит и научит сей велий наречется в царствии небесном ( Мф. 5:19 ). 7-го сентября, в 7 часов утра 1 1, после 12-ти дневной тяжкой болезни, мирно предал дух свой в руци Божии один из наиболее известных русскому православному народу современных нам подвижников благочестия, имя которого с благоговением повторялось в самых отдаленных краях России, а духовная деятельность простиралась далеко за пределом той пустынной обители и тесной кельи, в которой проводил он сокровенную свою в Боге жизнь. Многие из пользовавшихся духовными наставлениями Старца обращаются к нам словесно и письменно с просьбою сообщить им подробности о последних днях жизни и кончине их и нашего отца и наставника; сии неискусные строки служат ответом на их благочестивое желание. 23-го августа. Старец присутствовал, на монастырской гостинице, при блаженной кончине одной из преданных ему жен, болярыни Марии 2 2, матери одного ученика его; прослезившись Старец назвал эту тихую, наподобие угашенной свечи, кончину «преподобническою», промолвив: «Я считаю себя счастливым, что Бог сподобил меня видеть кончину праведную!» 3 3 25-го августа, накануне празднования явления чудотворной иконы Владимирской Божией Матери, Старец, который особенно чтил эту икону, как и его духовный друг и спостник иеросхимонах Леонид, по ежегодному своему обычаю, отправил в честь ее, в своей келье, с несколькими из приближенных учеников, всенощное бдение, и отошел ко сну в здравом состоянии духа и тела, преподав обычное благословение ученикам, которые разошлись с миром по своим келиям, не имея по-видимому никаких причин ожидать той скорби, которую породил им находящий день.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Главное из его творений – Казанский (в честь Казанской иконы Божией Матери) собор на Невском проспекте в Петербурге (1801 – 1811 гг.). Ни один из проектов, в том числе выполненных иностранцами, высочайшего утверждения не получил. Воронихин участия в конкурсе не принимал, но проект разработал, и именно его утвердил император Александр I. Это была эпоха «ампира» («Александровского классицизма», по-иному – «позднего классицизма») с широким использованием ордерной архитектуры. Казанский собор стал едва ли не лучшим образцом этой эпохи. Сложность задачи состояла в том, что по церковному канону главный фасад и центральный вход должны быть обращены на запад, в то время как на главную магистраль города Невский проспект выходит северная боковая сторона. Воронихин изобретательно решил эту задачу. Расположив здание в глубине проспекта, он окружил его полуциркульной колоннадой из 96-ти изящных колонн коринфского ордера, создал площадь перед ней и превратил сравнительно небольшое по размерам здание в величественный храм. (Противоположный пример: гигантский Исаакиевский собор О. Монферрана, талантливого инженера, но посредственного архитектора, из-за неудачных пропорций, перегруженности фасада декором и скульптурами с близкого расстояния не производит впечатления грандиозности.) Казанский собор, благодаря красоте и местоположению, надолго стал главным собором Петербурга. Как водится, находились и злопыхатели, которые не могли равнодушно видеть, как человек из низов добился славы и признания. Они распускали слухи о том, что проект заимствован то у В. Баженова, то у Ч. Камерона. К чести А.Н. Воронихина, он на эти слухи не реагировал и продолжал строить. Ещё одно его выдающееся произведение – здание Горного института на Васильевском острове у набережной Невы (1806 – 1811). По центру фасада автор разместил портик с 12-ю массивными колоннами дорического ордера. Минимум архитектурных деталей, аскетизм (если такое слово можно применить к «ампиру») и, в то же время, статная мощь превратили двухэтажное здание в символ суровой и мужественной профессии горного инженера.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/06/ve...

Светлое. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Владимирская церковь Карта и ближайшие объекты Из книги «Памятники церковных древностей» из истории Нижегородской епархии: «Семёновский уезд, 1-й Благочиннический округ, село Святицы, церковь деревянная в честь Владимирской Божьей матери построена в 1879 г. однопрестольная». В документах Семёновского уисполкома сохранилась анкета, составленная 18 марта 1930 года священником Святицкой церкви Василием Алексеевичем Введенским, где им собственноручно сделана запись: «состою священником при церкви с 1897 года». На тот момент ему было 58 лет. К сожалению, описание первой церкви не обнаружено. А вот построенная вместо неё в 1910-1911 г.г. деревянная выглядела так: «Здание церкви деревянное на каменном фундаменте… 9-ти главая… Выстроена вновь в 1910-1911 г.г. вместо сгоревшей, и вещи приобретаются вновь путём пожертвований… … Иконостас четырёхъярусный, в нижнем ярусе две иконы в былой оправе, остальные без риз… Икон с украшением не имеется. Колоколов шесть – вылиты из меди, олова и железа… Имущество: престольных облачений – 2, дарохранительница меднопозолоченна – 1, евангелие – 3 в окладе бархатном с медной оправой, крестов непрестольных – 2, один медный, другой – позолоченный, паникадила медные в 36, 18 и 6 свечей, подсвечники из белой жести – 10, ризы12, сосуды медно-позолоченные – 2, церковные блюда – 2, венцы – одна пара, богослужебных книг – 24». В советский период, после издания декрета ВЦИК от 23.01.1918 года об отделении церкви от государства, Владимирская церковь в селе Святицы разделила участь многих себе подобных в Российском государстве. Отдел по отделению церкви от государства, созданный при Семёновском уисполкоме, сразу взял на учёт все церкви и монастыри уезда, их движимое и недвижимое имущество. Были затребованы описи церковного имущества и домашней утвари церковных домов, изъяты и переданы в нотариальный отдел все метрические книги, а со священников взяты обязательства никакой записи о рождении, браке и смерти не производить. Позднее, согласно декрету ВЦИК от 16.02.1922 года и соответствующему распоряжению Нижегородской губернской комиссии, были изъяты из храмов золотые и серебряные монеты, много церковной утвари из драгоценных металлов. 

http://sobory.ru/article/?object=15112

1869 г. Апреля 23 д. Общество ревнителей Православия и благотворителей в Северо-Западном Крае было открыто, но только лишь 14-го сентября того же года оно имело первое общее собрание членов. В этом торжественном собрании, в присутствии Литовского архиепископа 877 , произведены были выборы в члены совета и между 10-ю избранными лицами к удивлению, не оказалось имени г Спичакова, главного виновника и деятеля при образовании Общества. Это, как слышно было, очень опечалило его, и он едва ли тотчас же не оставил это Общество. 15-го числа, известный автор многих книг церковно-исторического содержания граф Мих. Влад. Толстой 878 , препровождая ко мне экземпляр 3-й книги своих Рассказов из Истории Русской Церкви», писал мне: «Прилагая экземпляр третьей кииги моих «Рассказов из Истории Русской Церкви» покорнейше прошу ваше преосвященство принять его на память об авторе, глубоко чтущем вас и искренно вам преланном. Тут же вложена и 2-я книга, не дошедшая до вас прошедшею весною. Глубокою скорбию поразила всех нас кончина нашего великого и приснопамятного Святителя. Для меня особенно прискорбно было то, что я не мог отдать последнего долга почившему, как бы желал. В самый день выноса тела в Чудов монастырь я занемог и пролежал две недели: не был ни при отпевании, ни при погребении в Лавре. Не знаем, кто будет преемником почившего о Господе старца. Я спрашивал об этом обер-прокурора Св. Синода 879 , постившего меня во время болезни, но он отозвался незнанием. Впрочем, весьма хвалил преосвящ. Димитрия Херсонского 880 и Антония Казанского 881 . Не один ли, из иих?». В ответ на это я писал графу от 19-го числа: «Спешу принести вашему сиятельству искреннюю благодарность за ваш приятный для меня дар. Усердно желаю, чтобы Господь помог вам довершить начатый вами столь полезный труд, во славу его пресвятого имени и в, назидание чад православиой церкви. Скорбь Москвы о лишении великого ее архипастыря есть скорбь не только целой России, но и всего Православного, Востока». Я был, можно сказать свидетелем зарождения «Рассказов из Истории Русской Церкви» Графа М. В. Толстого . В 1860–1861 г. напечатаны были в Москве даровитою писательницею Г-жею Бахметевой «Избранные Жития святых, кратко изложенные по руководству Четиих-Миней, по месяцам, в 12-ти книжках». Сочинение это подало Графу мысль составить и напечатать в таком же роде Жития собственно Русских Святых. Раз летом, – это было, кажется, в 1863 или 64 г., – я приезжаю утром к Графу Толстому, который в это время жил в собственном доме за Пресненскими прудами, и между разговорами он сообщил мне, что он начал писать Рассказы о Русских святых по примеру «Избранных житий святых» Бахметевой. Рассказы эти, начиная с св. Владимира, писатель-Граф начал помещать с 1865 г. в Душеполезном Чтении и довел их до XVIII столетия. Рассказы очень обстоятельные и написаны легким и приятным языком 882 .

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

1 В подлиннике: καργιας — сердца, вм. κοιλας , как читается в Библии. 2 В подлиннике: τιμωσιν — почитают, вм. μιμονται , как читается в Библии. 3 Прибавленные слова: «имя Его и» — читаются в некоторых списках Апокалипсиса. 4 По переводу 70 толковников. 5 В подлиннике: οκνωα , выражение заимствованное из посланий св. Апостолов Петра, 2Пет.1и Павла, 2Кор.5:1. 6 Приведенные слова о происхождении душ человеческих нет нужды объяснять так, будто св. Мефодий следовал учению философа Платона и Оригена о предсуществовании душ, как объясняли некоторые (Migne, p.53 и 222. Jahnii указ. соч.), но они могут означать тоже, что содержится в словах Премудрого: «дух возвратится к Богу, который дал его»: 7 По переводу 70 толковников. 8 Слова подлинника: πρεσβτατος των αινων και πρωτος των Αρχαγγελων могут быть переведены: «старейший из эонов и первый из Архангелов», как переводят некоторые (см. Migne, p.67). Если же действительно таков смысл этого места, то здесь нельзя не видеть одного из тех искажений настоящего сочинения св. Мефодия Арианами, о которых говорит Фотий в Bibl. cod. CCXXXVII, p.950—963. 9 Изложенное мнение св. отца о воплощении Слова Божия в Адама не будет представляться столь странным, как думают некоторые (см. Migne, p.66), если под Адамом разуметь человеческую природу, перешедшую от Адама ко всем его потомкам и обратно простирающуюся от потомков до первого праотца. 10 Под «Пасхою» здесь разумеются дни воспоминания страданий Христовых, ближайшие к празднику Пасхи, и в особенности великая суббота. 11 С Еврейского: Balal, смешивать. 12 Ολεσικαρποι . Одисс. X,510. 13 С Еврейского: Ziwah, заповедь, и Zijun, знак, памятник. 14 По переводу 70-ти толковников. 15 По переводу 70 толковников. 16 По переводу 70 толковников. 17 Экзаметр, составленный применительно к ст.47 так называемых Золотых стихов Пифагора. 18 Выражения этого места о лице И. Христа подавали некоторым повод думать, что здесь содержатся Арианские мысли, вставленные еретиками впоследствии времени (см. Migne, p.124 и 231); но, при правильном разумении как этих выражений, так и приведенного текста Св. Писания, здесь может и не заключаться ничего противного православному учению, хотя надобно прибавить, что св. Мефодий, писавший прежде Арианской ереси и 1-го Вселенского Собора, не мог быть слишком точен в выражениях догматических.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3658...

   Подлинность этого сочинения не подлежит никакому сомнению. Евсевий в числе сочинений Иустина приписывает ему разговор против иудеев, показывает содержание его и приводит из него слова в том виде, как они находятся в дошедшем до нас разговоре с Трифоном (Ц. Ист. IV, 18). Вот свидетельство церковного историка: «Иустин также написал разговор против иудеев, который был у него в городе Ефесе с Трифоном, знаменитейшим между тогдашними евреями. В этом разговоре он рассказывает, каким образом Божественная благодать обратила его к учению Веры, с какою ревностью он прежде занимался философским предметами и с каким горячим усердием искал истины. Повествует также об иудеях, что они строили козни против учения Христова, и доказывает это Трифону в следующих словах: «Вы не только не раскаялась в своих злых дедах, но еще тогда избравши некоторых людей из Иерусалима, послали их во всю землю разглашать, что появилась безбожная ересь христиан, и распространять те клеветы против нас, которые обыкновенно повторяют все не знающие нас. Таким образом, вы виновны не только в собственной несправедливости, но и в несправедливости вообще всех людей» . Пишет Иустин и о том, что дары пророческие сияли в церкви и в его время ; упоминает и об откровении Иоанна и ясно говорит, что оно принадлежит этому апостолу . Приводит также некоторые пророческие изречения и обличает Трифона в том, что иудеи изгладили их из Писания . «Свидетельство Евсевия подтверждается указаниями, содержащимися в самом разговоре, и его теснейшим внутренним родством с апологиями, принадлежащими Иустину. Писатель разговора называет себя самарянином, говорит, что до обращения к христианской Вере он был последователем Платоновой философии, и указывает на апологетическое сочинение, прежде написанное и представленное римскому императору (Разг. гл. 2,120. ср. и апол. 26 и 2 ап. 12): черты, которые идут к лицу Иустина мученика. К этому присоединяется сходство между разговором и апологиями Иустина не только в слоге и апологетических приемах и доказательствах, но и в некоторых особенных чертах, свидетельствующих о тождестве их писателя; таковы напр. а) Евангелия и в разговоре и в апологиях называются πομνημονεματατνποστλων (памятными записками апостолов), чего нет у других церковных писателей; b) цитаты ветхозаветных и новозаветных изречений, нередко уклоняющиеся от текста 70 толковников и канонических Евангелий, сходны в апологиях и в разговоре . Возражение против подлинности разговора Иустина с Трифоном, основанное на том, что в нем некоторые цитаты из Ветхого Завета уклоняются от текста 70 толковников и приводятся согласию с переводами Феодотиона и Симмаха, живших позже Иустина, устраняется объяснениями ученых (Креднера и Земиша), что Иустин имел в руках текст 70-ти, несколько переработанный христианскою рукою, и что экземплярами такого текста пользовались в своих трудах и Феодотион и Симмах .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Георгий, Задонский затворник (Память 25 мая) Георгий, затворник Задонского Богородицкого монастыря, родился в 1789 году в Вологде, в дворянской семье Машуриных. у вдовы, только что перед тем потерявшей супруга; он был убит возвращаясь вечером домой злодеями, которые поджидали другого, а по ошибке ранили его. Почти бездыханного Машурина принесли домой, и он скончался на руках супруги, напутствованный в жизнь вечную. Чрез год по его смерти родные стали склонять вдову к новому супружеству, но она отвечала им: «Вы видите, что Промыслу Божию угодно было взять у меня мужа, и дать сына. Все мои заботы должны быть обращены на него». Купив близ кладбища домик, вдова занялась воспитанием сына и дочери, которая была на 2 года старше его. Она водила их в церковь , приучала к молитве. Когда 12-ти лет девочка умерла, мать еще чаще стала ходить с Георгием в церковь . Она приучала его стоять благоговейно, и, вернувшись домой, спрашивала, что было на литургии читано из Евангелия и Апостола. Если из его ответа выходило, что он был невнимателен, она в наказание заставляла класть его земные поклоны. Вот как вспоминает он о поре своего детства в одном из своих писем: «Любил я и тогда уклоняться от шума людской молвы. Меня увлекала и пленяла глубокая тишина. Приятно занимали меня виды татарских гор и долин (в Вологде) и по ним быстро струящиеся ручьи. Сладко беседовала со мной природа и питала все мои чувства. И что только я видел пленяющего меня, то всегда снимал на бумагу карандашом. Когда пришло время учиться, и к мальчику приглашены были наставники, мать неотступно наблюдала за учением, сознавая перед Богом, как велика ответственность за него. Учился он хорошо. Ум его зрел, качества души развивались. Как и мать его, он не любил шумного общества, предпочитал уединение; избегая игр и забав с товарищами, он читал священные и духовные книги. Вернувшись из храма, он любил размышлять о Боге. 18 лет от роду Георгий поступил юнкером в полк. В первый раз его отпускала от себя мать и точно чувствовала, что на земле его больше не увидит: действительно, она вскоре затем умерла.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Глава 5. Келейная жизнь старца о. Леонида и общий взгляд на его старчествование, или учительство, с благими последствиями Изложив по возможности отличительные свойства и высокие дарования духовные старца иеромонаха Леонида, вернее же сказать – некую часть их, коснемся далее его келейной жизни и затем бросим общий взгляд на его старчествование в Оптиной Пустыни, или учительство, с его благими последствиями. Жизнь старца о. Леонида текла правильно и безукоризненно, и если отличалась от обычной монастырской жизни, то разве чрезмерными трудами в служении ближним. Вот его келейная жизнь. В два часа по полуночи начиналось у Старца с учениками утреннее правило. Читались утренние молитвы, затем и вся полунощница, двенадцать избранных псалмов, канон дневному святому, с поучением из Пролога, и первый час. – Дневной канон неизменно читал келейник Старца о. Макарий (Грузинов). Третий и шестой часы с изобразительными читались отдельно во время ранней обедни. Вечернее правило, состоявшее из девятого часа и двенадцати избранных псалмов с тремя канонами – Спасителю, Божией Матери и св. Ангелу-хранителю, и одним по дню акафистом, – отправлялось в те же часы, что и в монастыре вечерня. Старец выслушивал это правило у себя в келлии. Наконец после вечерней скитской трапезы прочитывались – повечерие, вечерние молитвы, две главы из Апостола и одна глава из Евангелия. – На отпустах своих келейных молитвословий Старец всегда поминал и имя преп. Александра Свирского , в обители которого прожил около 12-ти лет и к которому имел великое благоговение. В келлии Старца имелась и большая икона сего угодника Божия, написанная на холсте в рост, пред которой и совершались келейные правила. Подобная сей была в келлии Старца и другая икона св. Ангела-хранителя; а между этими иконами стояла Владимирская икона Божией Матери – благословение схимонаха Феодора. На последнее вечернее правило, пред отхождением ко сну, а кстати и для откровения помыслов, собирались скитские братия в келлию к Старцу. Пришедшие с летних работ, подкрепивши себя незатейливой вечерней трапезой, сидели на полу и отдыхали в чаянии пищи духовной.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Н.И. Большаков Начало прославления о. Иоанна. Христолюбивая раба Божия Параскева Ивановна Ковригина. Празднование 25-летия и 35-летия священства БЫТЬ может, долго-долго бы еще пришлось этому великому светильнику гореть под спудом, по его глубокому смирению, к невыразимому прискорбию всех, требующих и жаждущих его святых, Господу угодных молитв и помощи, – если бы не послана была Самим Всевидцем путеводная звезда, указавшая место, где возгорался этот, давно и многими искомый, вожделенный светильник и молитвенник. – И звезда эта явилась в лице ни кого другого, как худородной, в Бозе почившей старицы – девственницы Параскевы Ивановны Ковригиной, вся жизнь которой, сызмала до самой смерти, преисполнена была духовных назиданий и прекрасных примеров и в то же время проникнута духом строгого подвижничества. Параскева Ивановна Ковригина родилась 14 октября 1816 года, в Костромской губернии, Чухломского уезда, Глазуново-Бушневской волости, Соборовского прихода, села Тушевино, в деревне Фалагино, отстоящей от города Галича в 12-ти верстах. Вся семья состояла из благочестивых родителей Ивана Ивановича и Иулиании Филимоновны, четырех сыновей – Иоанна, Косьмы, Иулиана и Андрея, и двух дочерей – Ксении и Параскевы. Все они были крепостными людьми князя Долгорукова. Самая младшая из семьи, дочь Параскева, хотя от природы и не наделенная особенною красотою телесною, измлада отличалась выдающеюся красотою душевною: была смиренна, кротка и молчалива, отверзая уста свои лишь на разумные речи – для славы Божией или же в минуты сожаления о чужом горе. Родителям своим она была покорна и весьма дорожила их благословением. С 18-тилетнего возраста она уже вела в доме все хозяйство; рисковала принимать странников и странниц, хотя ее родным это весьма не нравилось, и они ей за то часто досаждали. Она же, любя золотое молчание, сносила все попреки безропотно, делясь своею долею с другими, так что из дому никто не уходил не наделенным, хотя чем-нибудь. Приобретая своим уживчивым, кротким и добрым характером общую любовь и уважение окружающих, она нимало не превозносилась пред другими и старалась быть всегда незамеченной. Но симпатичность, открытый и светлый взгляд, беспримерная скромность, соединенная с нежностью обращения – не могли укрыться от зорких и пытливых глаз мужчин, из которых весьма многие считали для себя гордостью и великою честью быть ее женихом и искали ее руки; почему отец, во избежание насильного замужества за крепостного, выкупил ее на свободу, вовсе не подозревая, что таилось и взлелеяно было на душе у его дочери Параскевы, мысли и чувства которой всецело были поглощены спасением своей души и приобретением вечного Жениха – Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010