Патриарший, ныне синодальный дом 1. Церковь двунадесяти апостолов Здание, находящееся вблизи Успенского собора, на северной стороне его, с церковью двунадесяти апостолов, Мироварною Палатою и комнатами конторы Святейшего Синода было некогда жилищем Всероссийских Патриархов. Оно построено было в 1656 году Патриархом Никоном . Предшественники Никона, прежние Патриархи, жили в соседственных с нынешним дворцом палатах, из которых и теперь еще одна известна под именем Патриаршей. В коридоре, подле Патриаршей палаты, написаны на стенах Патриархи. Эти палаты для Никона казались недостаточными. Поэтому он, с дозволения Царя Алексея Михайловича, устроил для себя дом, который ныне называется Синодальным. В этом здании занимает самое видное место церковь 12-ти Апостолов. Сюда выходили Патриархи на служение в будничные дни и праздники, кроме больших, торжественных, в которые они отправляли Божественную службу в Успенском соборе. В церкви 12-ти Апостолов находятся замечательные иконы: а) Образ спаса Нерукотворенного, который был написан на стене над бывшими Патриаршими воротами. Во время перестройки кирпичи, на коих написан этот образ, упали с высоты, но лик Спасителя, написанный на них, чудесным образом сохранился и доселе существует. б) Другой образ Черниговской Божией Матери, список с подлинной чудотворной иконы, написанной в XVIIcmoлehmuu при Патриархе Никоне . в) Храмовая икона св. 12-ти Апостолов, современная построению самого храма. Она написана была с иконы, находящейся в Патриаршей церкви в Константинополе. г) Икона апп. Петра и Павла, весьма замечательная, как по живописи, так и по древности. Она написана была, как видно, в XII или XIII в., по всей вероятности, в Греции. Эта икона представляет собою двухстворчатый складень, на одной половине коего написан ап. Пётр, а на другой – Павел, с частицею мощей его. Эта икона прислана была, по преданию, из Рима от папы в дар императору Петру I-мy, который пожертвовал её в Патриаршую церковь . На северо-западной стороне церкви 12-ти Апостолов находится дом Всероссийских Патриархов; вверху сохранились их келии. Они представляют собой самое скромное помещение: три малые комнаты – передняя, зал и кабинет – составляли жилище Московских Первосвятителей. В зале сохранился портрет Патриарха Адриана, современный ему, и другой – Патриарха Никона , писанный впоследствии. В кабинете, или молельной комнате Патриархов, было некогда окно, которое выходило на церковь апостола Филиппа, оно теперь заложено. Пред ним Патриарх в обыкновенные дни слушал Божественную службу. Эти келии в настоящее время служат помещением для синодального ризничего. Прочие же келии, находящиеся в нижнем этаже Патриаршего здании, заняты служащею при Синодальной 12-ти Апостолов церкви братией и чиновниками Московской Святейшего Синода Конторы. 9 2. Патриаршая Ризница

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

14-е Святого Апостола Филиппа, из 12-ти Св. ап. Филиппа не должно смешивать с другим ап. Филиппом, который принадлежит 70-ти, был первоначально диаконом ( Деян.6:5 ), потом епископом; имел четырех дщерей, кои были пророчицы ( Деян.21:8, 9 ); проповедовал Евангелие и творил чудеса в Самарии, крестил вельможу Ефиопской царицы Кандакии ( Деян.8 ). Память Ап. Филиппа из 70-ти совершается в 11-й день октября. Филипп же, Апостол из 12-ти, родился в Галилейском городе Вифсаиде (дом ловцов), откуда произошли и Ап. Петр и Андрей; юность свою провел в изучении закона и пророков; особенно занимали его те места Писания, которые предсказывали скорое пришествие Мессии. Ревностный к свободе своего отечества, угнетаемого Римлянами, Филипп пламенно желал скорейшего явления обетовавшего Царя Израилева. Филипп провождал брачную жизнь, которая, по замечанию св. Златоуста, не препятствовала ему постоянно и внимательно размышлять об Утехе Израиля – обетованном Мессии ( Ин.1:45 ), и имел у себя трех дочерей. Услышав о св. Иоанне Крестителе, о его строгой жизни и его проповеди , ревнитель благочестия – Филипп покинул отчизну и дом родительский и сделался одним из ближайших учеников Иоанновых. С восторгом узнал ее от св. Предтечи, что чаемый Мессия уже пришел. В Апостольство призван был Филипп Самим Господом на другой день последования за Ним Петра и Андрея. Господь после крещения и сорокадневного поста в Иорданской пустыне, намереваясь идти из Иудеи в Галилею, встретился с Филиппом и сказал ему: гряди по Мне ( Ин.1:43 ). Филипп безмолвно последовал за Господом, и с этой минуты сделался неотлучным последователем и ревностнейшим учеником Господа. По призвании своем Филипп тотчас привел к Иисусу Христу друга своего и, по мнению некоторых, прежнего своего учителя Нафанаила, который, увидев Спасителя, первый исповедал Его Сыном Божиим, Царем Израилевым ( Ин.1:45–49 ). Спустя три дня после сего Филипп был на браке в Кане Галилейской, где сотвори начаток знамением Иисус и яви славу Свою: и вероваша в Него ученицы Его ( Ин.2:2–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Извлечены архимандритом Порфирием Успенским : 1) Из рукописного греческого Синаксаря, составленного неким Петром во второй половине десятого века, и переписанного в 1249 году монахом и чтецом Ионою;(принадлежит А.Порфирию.) 2) Из церковноживописных древностей Елпия Ромея; (греческая рукопись 12 века в парижской императорской библиотеке под 296. Список с неё из Парижа прислан А.Порфирию.) 3) Из непечатного греческого Синаксаря, с сентября по март, написанного во второй половине 12 века; (принадлежит А. Порфирию.) 4) Из такого же Синаксаря, написанного в 1414 году монахом Антонием, и хранящегося в Каирской патриаршей библиотеке; 5) Из печатного Синаксаря, составленного Никодимом святогорцом , и изданного в Венеции в 1819 году; 6) Из русского списка с подлинника, принадлежащего А. Порфирию. (Список с подлинника есть описание внешнего вида святых, составленное не по книгам, а по иконам. Составитель такого подлинника смотрел на изображения на иконе, и как они написаны тут красками, так он описывал их словами на бумаге; например: на иконе святой написан с длинною бородою и с проседью на голове, и в рукописном подлиннике поставлена заметка, что у него борода длинная, а на голове проседь). Месяц сентябрь – 1 дня. Иисус Навин скончался в мире ста десяти лет. (Из Синаксаря 1249 года). Итак изображай его глубоким старцем. – 3 дня. Св. мученица Василисса, девяти лет от роду, была брошена в огонь, но спасена Божьею силою, и молитвою своею извела воду из камня, и напившись её предала душу свою Богу. (Из Синаксаря 1249 года). В греческом Синаксаре 12 века прибавлено: «св. мученица Василисса, нашедши камень, стала на нём, и как только помолилась, камень источил воду...». В Русском Списке с подлинника верно сказано о ней: «сея 9 лет пострадала за Христа... под ногами её камень (скала). Из-под камня течет вода». – 17 дня. Святые мученицы, Вера, Надежда, Любовь , скончались, первая 12-ти лет от роду, вторая 10-ти, третья 9-ти лет. (Из Синакс. 12 века). – 24 дня. Св. первомученица Фекла скончалась 90 лет. (Из Синаксаря 12 века).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Чернавино. Церковь Василия Великого. Церковь Василия Кесарийского Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Василия Кесарийского построена в 1686 г. на фундаменте церкви XIII в. Напротив Староладожской крепости на противоположном берегу Волхова расположена деревня Чернавино. В жалованной грамоте 1555 года на этом месте упоминается монастырь. В монастыре тогда было две церкви - деревянная «на каменной подошве» Благовещенская, каменная Василия Кесарийского и деревянная колокольня «на восьми столбах». В 1686г. обветшавшую церковь разобрали, а на ее фундаменте, на деньги дворянина Тихона Ивановича Бестужева построили новый храм. Стены храма сложены из плит. У западного фасада пристроено крыльцо, с южной стороны расположен небольшой Благовещенский придел с открытой папертью. Главный придел и трапезная покрыты двускатной крышей. Небольшая главка венчает глухой барабан. Западный портал и окна украшены фигурными обрамлениями из кирпича. Монастырь был упразднен во время екатерининских реформ в 1764 году. После этого церковь стала приходской. В советское время церковь закрыли, в здании устроили сельский клуб. В 2004г. храм закрепили за женской монашеской общиной. В 2006г. проводились реставрационные работы по восстановлению фасадов: поверхность заново оштукатурена и покрыта современными материалами. Работы проводила компания «Лапин Энтерпрайз». По статье в журнале «Вода живая» 1 2008г. Село Васильевское в 160-ти верстах от Петербурга, в 12-ти от Новой Ладоги; в четверти версты от правого берега Волхова, на высоте 20-ти сажень над рекою. Оно расположено против мужского Староладожского монастыря. Так как на месте погоста было когда: то Валаамское подворье, под именем Васильевского монастыря, то можно полагать, что первыми обитателями здешнего места были валаамские иноки, спасшиеся сюда при разорении их обители в конце 16-го века. Это подтверждает синодик, хранившийся некогда в здешней церкви, а потом взятый на Валаам. До 1857 года здесь была деревянная церковь Преображения, построенная, как значится на доске, хранившейся в церкви, в 7192 (1684) году при Феодоре Алексеевиче, патриархе Иоакиме и митрополите новгородском Корнилии. А надпись на деревянном кресте, стоявшем в алтаре этой церкви, свидетельствует, что крест водружен «в церкви Боголепного Преображения 7190 (1682) года, генваря в 8-й день».

http://sobory.ru/article/?object=00555

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Акафист святителю Спиридону, Тримифунтскому чудотворцу 25 декабря Православная Церковь чествует память одного из самых удивительных своих святых – Святителя Спиридона, Тримифунтского Чудотворца. Родиною дивного Спиридона был остров Кипр. Сын простых родителей и сам простодушный, смиренный и добродетельный, он с детства был пастырем овец, а пришедши в возраст, сочетался законным браком и имел детей. Он вел чистую и богоугодную жизнь. Подражая – Давиду в кротости, Иакову – в сердечной простоте и Аврааму – в любви к странникам. Прожив немного лет в супружестве, жена его умерла, и он еще безпрепятственнее и усерднее стал служить Богу добрыми делами, тратя весь свой достаток на принятие странников и пропитание нищих; этим он, живя в миру, так благоугодил Богу, что удостоился от Него дара чудотворения: он исцелял неизлечимые болезни и одним словом изгонял бесов. За это Спиридон был поставлен епископом города Тримифунта в царствование Императора Константина Великого и сына его Констанция. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/     Акафист святителю Спиридону, Тримифунтскому чудотворцу Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 12-214-1277) Кондак 1 Препрославленный от Господа святителю и чудотворче Спиридоне! Ныне всечестную память твою празднующе, яко много могущему споспешествовати нам о прославльшем тя Христе, умильно вопием ти: избави нас от всяких бед и зол, да с благодарением зовем ти: Радуйся, Спиридоне, предивный чудотворче! Икос 1 От юности украшенный всеми добродетельми, житием своим Ангелом подражавый, ты, святителю Спиридоне, воистинну показался еси друг Христов; мы же, зряще тя, небеснаго человека и земнаго ангела, со благоговением умильно вопием ти: Радуйся, уме, созерцаяй тайны Пресвятыя Троицы; радуйся, обогативыйся Духа пресветлым осиянием.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Ящины. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Село Ящины, от Твери 140 верст, от Вышнего Волочка 12 верст. Церковь Никольская, построена в 1850 году, деревянная, престол один Святителя Николая. Церковные документы: опись 1852 года, метрики с 1852 года, исповедальные с 1840 года, план на землю. В 1901 году служили: Священник Алексей Георгиевич Малеин 26-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1895 года, священником с 1897 года, состоял законоучителем церковно-приходской школы. Диакон Петр Арсеньевич Сербский 33-х лет, в служении с 1885 года, диаконом с 1897 года, состоял учителем пения в церковно-приходской школе. Псаломщик Петр Тимофеевич Синев 57-ми лет, в должности с 1865 года. Церковный староста крестьянин Ксенофонт Кондратьев, в должности с 1899 года. Прихожан в селе Ящинах, в деревнях: Шепелькине, Сысоеве, Вадоножке, Нивке, Джгулеве, Грядах, Гудобине, Василеве, Подсосонье, Старом, Гудобинке, Рогу, Никольской, Речьке, Зашишевье, Филине - 281 двор (847 мужчин, 955 женщин). В 1915 году служили: Священник Михаил Шевелев 30-ти лет, из 5-го класса семинарии, на службе 8 лет, в Никольском храме 5 лет. Штатный диакон Александр Воскресенский 44-х лет, на службе 21 год, в Никольском храме 3 года. Исполняющий должность псаломщика Евгений Шеметов 20-ти лет, на службе 2 года. Прихожан в деревнях: Шепелькино, Вадоножье, Ожгулево, Нивка, Гряды, Гудобино 1-е, Василево, Подсосонье, Старое, Гудобино 2-е, Рог, Никольское, Речка, Зашишевье, Филино - 713 мужчин, 817 женщин; старообрядцев - 6 мужчин, 5 женщин. К сей церкви приписана Тихвинская церковь (в 6 верстах), деревянная, построена в 1873 году, престол один Тихвинской Божией Матери. В приходе села Ящин находилось три часовни: 1) в деревне Старом, Святого Великомученика Димитрия Солунского, построена издавна, деревянная; 2) в деревне Филине, Успения Божией Матери, построена издавна, деревянная; 3) в деревне Зашишевье, Преображения Господня, построена издавна, деревянная.

http://sobory.ru/article/?object=50498

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  4.0 из  5) Предыдущий Следующий 14. Воспоминание Страстей Господних Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Мы продолжаем обсуждать возможность и способы самостоятельного совершения богослужебных последований. Сегодня мы поговорим о том, что в плане богослужения можно сделать дома в Вел. Пятницу — день, когда мы вспоминаем страдания Христовы и смерть Его ради нас и нашего ради спасения. Самая известная и трогательная служба этих дней — « Последование Страстей Христовых с чтением «12-ти Евангелий ». Это последование появилось в Иерусалимской Церкви IV века, в связи с совершением всенощного бдения (с вечера Четверга до утра Великой Пятницы), представлявшее собой скорбное шествие со свечами по всем местам от Гефсимании до Креста . На каждом таком месте делалась остановка с чтением соответствующих отрывков из Евангелия и пением гимнов. До сих пор в Иерусалиме так же все и совершалось. Как будет в этом году посмотрим. Но уверен, что сейчас вас больше интересует другой вопрос : А что делать нам в виду того, что в храмы доступ ограничен, а где-то и вовсе перекрыт? 1 вариант: Самый простой вариант — присоединиться к трансляции богослужения в прямом эфире. 2 вариант: Но можно совершить службу и самостоятельно . - Как это сделать? - Давайте исходить из реальности: « Последование Страстей Христовых», именуемое в просторечии “Чтением 12-ти Евангелий” самостоятельно совершить смогут далеко не все. Для этого нужны не только тексты, но и умение ими пользоваться, да и чин Утрени (на котором совершается это последование) мы с вами еще не разбирали. А вот службу «Часа» во всяких вариантах ее исполнения мы разбирали подробно на 6ом занятии. Если исходить из того, что Евангелие в первые дни Страстной читалось на Часах, то следуя этому же принципу можно на них же прочитать и 12 отрывков из всех четырех Евангелий , согласно Уставу (разбив их на смысловые части) или прочитать одно евангелие от Иоанна , начав со слов “Ныне прославися Сын Человеческий ( Ин. 13 ;31).

http://azbyka.ru/video/14-vospominanie-s...

Предисловие В Патриаршей (ныне синодальной) библиотеке между Славинскими рукописями хранится замечательный сборник памятников древней духовной литературы, на который еще не обращено полного внимания и который известен очень немногим из просвещенных любителей древностей. Это четии-минеи, собранные священником Иоанном Милютиным, жившим в половине 17 века. Он был священником в Троицком Сергиевом посаде при Христорождественской церкви. По благочестивой ревности своей к духовному просвещению этот пастырь церкви, подобно Макарию митрополиту, возымел благое намерение собрать жития Святых, чтимых греческой и русской церковью, и сочинения духовных писателей, который были ему известны, и все ото поместить в 12-ти книгах по числу 12-ти месяцев. Восемь лет трудился Милютин со своими детьми (1646–1654 г.) в собрании и описывании житий Святых и различных сочинений с древних рукописных четии-миней, не исключая и печатных прологов и из других древних рукописей Троицкого монастыря, как нередко отмечал сам он в начале житий, и как видно из сравнения его четии-миней с четии-минеями митрополита Макария и с прологом 1643 года. В послесловии, приложенном в конце сентябрьской четии-минеи, так говорит автор о своем замечательном труде: «Аз грешный и недостойный священнического чина Иоанн, по реклом Милютин, егда ново бывшу ми в дому Живоначальной Троицы и российских Чудотворцев Сергия и Никона и изволившу Богу и служащу ми в церкве Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, служки слободы, Богом начинающу и человеком совершающу, повелевшу ми писати дватнадесять книг миней-четиих трема чадом моим отроческого возраста, с ними же иногда и самому моему худолюдству, Богом помогающу, отчасти потруждатися, поспешения ради скорым писанием и первоучным их. Писах же с монастырских миней-четиих. Почах же писати в лето 7164 (1646), Генваря в 15-й день и скончах 162-го (1654).» «Аще худым письмом писал, но добрым разумом прочитай. Аз многогрешный и недостойный священнического чина Иоанн молился Богу, 12-ть миней-четиих почав написати, егда же начах писати, тогда же пода Бог милость Свою и скончать. Аще и много трудов с юнейшими чады положих, но Бог от нас милости Своей не отвратих, (sic) временно поработах, но им же велит Бог сими книгами владеть вечно уготовах, аще кому и не угодно будет, но Создатель Бог видит и нас грешных помянет.»

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Послание Апостола Иакова Сведения о писателе В евангельской истории известны три лица с именем Иакова. Иаков, сын Заведея, один из двенадцати апостолов и брат Иоанну Богослову; другой Иаков, сын Алфея, брат другому апостолу из 12-ти, евангелисту Матфею, иначе Левию, также сыну Алфееву ( Мф. 10:2–3 , ср. Мк. 2:14 ); и еще Иаков, так называемый брат Божий, один из семидесяти Апостолов, имевший братьями Иосию, Иуду и Симона ( Мф. 13:55 ; Мк. 6:3 ). За ним же еще утвердилось название меньшего, вероятно в отличие от других, носивших его же имя, но бывших в числе 12-ти Апостолов ( Мк. 15:40 ). Что не первый Иаков был писателем послания, заключают из того, что сей первомученник Апостол очень рано, именно около 44 года по Р. Хр., был усекнут мечем по повелению царя Ирода ( Деян. 12:2 ). К этому времени, конечно, не успело еще распространиться и укрепиться христианство в малоазийских областях настолько, чтобы могла открыться нужда даже в окружном туда послании. А что не Алфеев Иаков был писателем послания, заключают из того, что ему, как известно из предания, выпал жребий апостольства в языческой среде, а «чуждому пастырской заботы о христианах из Иудеев, рассеянных по всем местам под небом, ему не было и повода писать к ним» (Еписк. Алексий. См. Чет. Мин. 9 окт.). Итак, писателем послания является третий Иаков, брат Божий, знаменитый представитель церкви Иерусалимской, удостоившийся нарочитого и особого явления ему воскресшего Спасителя ( 1Кор. 15:7 ), считавшийся столпом веры евангельской наряду с Апостолом Иоанном и Петром ( Гал. 1:19, 2:9 ) и вместе с ними бывший главнодействующим лицом на соборе апостольском ( Деян. 15:13 и след.) 4 . Первоначальное назначение послания Лица, к которым первоначально назначено было послание Св. Иакова, обозначаются самим писателем в первом стихе сего послания: то были «двенадцать колен, находящиеся в рассеянии». Под ними, конечно, нужно разуметь новообращенных христиан иудейской национальности, живших по разным азиатским областям. Великое множество таковых лиц приходило в Иерусалим на годовые праздники, но не мало из них постоянно жило в этой священной столице ветхозаветной религии и находилось под непосредственным руководством и наставлением Св. Ап. Иакова ( Деян. 2:5, 9 и след.). Повод к написанию послания

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Скачать epub pdf 13. Св. апостол Матфий Св. апостол Матфий происходил из племени Иудова и родился в иудейском городе Вифлееме. С ранних лет он начал учиться Закону Божию в Иерусалиме. Учителем Матфия был св. Симеон Богоприимец. Он научил Матфия познанию Закона Божия и добродетельной жизни. Воспитанный таким святым мужем, Матфий вел богоугодную жизнь и, подобно учителю своему, с нетерпением ожидал «утешения Израилева» ( Лк.2:25 ). Христос явил Себя открыто миру, стал учить народ и творить чудеса, и Матфий последовал за Ним. Матфий веровал, что учение Христа – учение не человеческое, что чудеса Его – действие силы Божией, что Сам Он – великий посланник Божий. Видя внутренние движения Матфия, Господь избрал его сначала в ученики, а потом и в апостолы. Матфий был одним из 70-ти меньших апостолов, которых Господь избрал вскоре после избрания 12 верховных апостолов ( Лк.10:1 ). Таким образом Матфий везде сопутствовал Господу, слушал божественное учение Его и видел Его дивные чудеса, был свидетелем славного служения Господа роду человеческому, начиная от крещения Его от Иоанна до дня вознесения на небо ( Деян.1:21–23 ). После вознесения Господа на небо Матфий был причислен к лику 12-ти апостолов вместо отпадшего из числа их Иуды-предателя. Однажды, когда собрание верующих было особенно многолюдно, св. апостол Петр стал посреди учеников и обратился с такими словами к собранию верующих: Братия,– говорил он, – надобно было исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, сделавшемся вождем тех, которые наложили руки на Иисуса. Он был в числе нас, и ему предназначено было проходить то же служение; но ему захотелось приобрести землю ценою, добытою неправдою, – и когда он упал вниз чревом, пролились все внутренности его. И это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так как земля та на отечественном их наречии названа «акелдама», что значит – «земля крови». Между тем, в книге псалмов, после заклятий: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем ( Пс.68:26 ), написано еще: достоинство его да приимет другой ( Пс.106:8 ). Итак, надобно, чтобы один из бывших с нами во все то время, когда обращался с нами Господь Иисус, начиная с крещения Иоаннова до вознесения Его от нас, с нами вместе был свидетелем об Его Воскресении». Тогда поставили для избрания двоих апостолов из семидесяти – Иосифа и Матфия. Все верующие обратились с усердной молитвой к Господу. «Господи, сердцеведче всех, – молились они, – покажи, кого из этих двух избрал Ты принять жребий служения этого и апостольства, от которого отпал Иуда»… Бросили жребий, и выпал жребий Матфию. И был причислен он к лику одиннадцати апостолов ( Деян.1:15–26 ). Это избрание вскоре утвердил Господь ниспосланием Духа Святого, нисшедшего на св. Матфия, как и на прочих 11 апостолов, и даровавшего ему равную с ними благодать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010