Греч. «посылая мысль свободы своей». Сирийское слово hipa, буквально означающее стремительный поток воды, передано в греческом переводе словом eleutheria — «свобода». 828 Греч. «во исполнение естественного желания, присущего душе: оно есть добродетель, которая без блага не взращивается». 829 Греч. «И называется она ревностью, ибо она есть движет, возбуждает, возжигает и укрепляет человека время от времени». 830 Греч. «дабы всегда предавал он на смерть душу свою». 831 Букв. «встречал силы мятежника», т. е. диавола. Греч. «и отвечал отступнической силе». 832 Т.е. добродетели. 833 Ср. Евагрий. Главы дополн. 10 (изд. Frankenberg, 430). 834 Греч. «Ибо добродетель называется законом Божиим». 835 Греч. «двумя способами». 836 Греч. «двумя способами». 837 Букв. «жара ее и бдительности». 838 Греч. «А именно, пробуждение и воспламенение ее происходит, когда в человеке возникнет некий страх». 839 По чтению Bodleian syr.e.7, «о котором они говорят». 840 Греч. «наподобие херувимов». Ср. Быт.3:24. В Пешитте речь идет о «херувиме» (в единственном числе), тогда как в еврейской Библии и в Септуагинте — о «херувимах» (во мн. ч.). Отсюда разночтение между сир. и греч. текстом преп. Исаака. 841 Греч. текст здесь имеет лакуну, в результате чего фраза теряет связность: «И страх этот когда бывает, из–за чего усомнился он в Промысле Божием в вере своей». 842 Греч. «о подвизающихся за добродетель». 843 Греч. «и посещает их». 844 Пс.33:16. 845 Или «цель Господня». Греч. «держава Господня» (в соответствии с чтением Септуагинты). 846 Пс.24:14 (Пешитта). 847 На этом кончается цитата из псалма в греч. переводе преп. Исаака. Следующая фраза отсутствует. 848 Пс.90:10–12 (с сокращениями). 849 Здесь кончается фраза в греч. тексте. 850 Греч. «второй способ». 851 Греч. «Ибо насколько возрастает в душе вожделение, настолько же воспламеняется и тот пес, который есть естественная ревность о добродетели». 852 Греч. «Первая же причина охлаждения ее». 853 Букв. «некий помысел уверенности (дерзости)». Греч. «некий помысел превозношения и дерзости». 854

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Часть вторая Отделение первое От призвания Авраама до исхода Евреев из Египта В священном Писании есть три места, по которым определяют пространство времени от призвания Авраама до исхода евреев из Египта. Первое место в книге Исхода 12:40. Обитания сынов израилевых, еже обиташа в земли египетстий и в земли ханаани сии отцы их, лет четыреста тридесять. И бысть по четырех стех и тридесяти летех изыде вся сила Господня из земли египетския в нощи. По этому чтению, первым пределом 430 лет полагается, очевидно. не изшествие семейства Иакова из земли ханаанской в Египет, а изшествие родоначальника народа еврейского – Авраама из Халдеи в землю ханаанскую, ибо говорится ясно: обитания сынов израилевых, еже обиташа – не в земле египетской только, – но в земли египетстей и в земли ханаани. Но в еврейском тексте это место читается иначе: обитания сынов израилевых, еже обиташа во Египте, лет четыреста тридесять. По этому чтению, первым пределом 430 лет полагается изшествие семейства Иакова из земли ханаанской в Египет. От такого различия в чтении еврейского текста и LXX произошло двоякое мнение о продолжении сего периода. Некоторые 156 говорят, что в одном Египте евреи пребывали 430 лет, и потом, прибавляя к сему числу 215 лет от исхода Авраама из Харрана до входа Иакова во Египет, полагают в этом периоде около 645 лет. Другие утверждают 157 , что 430 лет прошло от самого призвания Авраама до исхода евреев из Египта. Какое же чтение подлинное? В пользу чтения LXX говорят: 1) текст самаританский, 2) Иосиф Флавий 158 , 3) перевод сирский, 4) Талмуд, по древнейшим кодексам еврейского текста 159 ; по сему-то многие из самих евреев, согласно с LXX, считают 430 от призвания Авраама до исхода из Египта, на прим. Бен-Герсон, раввин Соломон и другие 160 . В защиту еврейского текста выставляют: 1) «В ватиканском списке пропущены слова: отцы их». Но в нем находятся главные слова: в земли Ханаани. Впрочем, мы уже заметили, что ватиканский список, носящий ныне явные следы намеренного повреждения, не имеет той достоверности, какая принадлежит списку александрийскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

г) Наконец, последнее место, которое хотят поставить в противоречие с теми, в которых Пасха и праздник опресноков полагаются от 14 до 21 Авива: обитания же сынов Израилевых, еже обиташа в земли Египетстей и в земли Ханаани, сии, и отцы их, лет четыреста тридесять; и бысть по четырех стех и тридесяти летех изыде вся сила Господня от земли Египетския в нощи, с подлинника, как мы заметили, в тот же самый день, beezem hajom. ( Исх. 12:40–41 ). Мнение писателя этого места, говорит один из защитников противоречия в сказаниях Пятокнижия о времени празднования праздников Пасхи и опресноков (Гитциг), мнение писателя этого места не оставляет никакого места сомнению и никакому двоякому толкованию его. Писатель говорит: «в тот же самый день», в который исполнилось 430 лет пребывания Евреев в Египте, следовательно, в первый день 431-го года Евреи вышли из Египта, значит, в первый день нового года, ко­торый начинался месяцем Авивом и, следовательно, в первый день этого месяца; и, следовательно, время Пасхи и праздника опресноков падает на этот день, а не на 14-й или 15. Скажем на это замечание одно. Когда говорится, что в тот самый день, когда совершилось 430 л. пребывания Евреев в Египте, они вышли из него: то этим а) указывается собственно не на день первый следующего года, а на последний предъидущего, и б) собственно – на день, в который Евреи взошли в Египет или тот день, с которого начинается счет 430 лет. А кто укажет этот день – первый ли он или 14-й Авива? Скорее – последний, потому, что по ясным указаниям, исход Евреев совершился в 14-й день. Если кто-нибудь говорит: семь лет спустя по вступлении моем в должность, в этот самый день случилось то-то: кто под этим днем будет понимать первый день нового года или первый день первого месяца нового года? В отношении к нашему вопросу, если бы в книге Бытия было сказано, что счет 430 лет начат с первого числа Авива, тогда еще в рассматриваемом месте можно бы разуметь под тем же самым днем первый день Авива; но этого не сказано, по какому же праву мы будем этот день считать первым по исполнении 430 л. от пребывания Евреев в Египте? Не с таким ли же правом будем считать таковым днем 14 день Авива? Право на это последнее гораздо большее: потому что в приведенных выше яснейших местах днем исхода Евреев и с тем вместе празднования Пасхи полагается 14-й день Авива.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/p...

2108 г. Исаак, когда ему было 60 лет, родил Исава и Иакова, патриархов идумейского и израильского народов соответственно, и жил после их рождения ещё 120 лет. В те времена первым в Аргосе правил Инах, 50 лет. Его дочерью была Ио, которую египтяне почитают под именем Изиды. 2238 г. Иаков, когда ему было 130 лет, спустился в Египет в числе 70 душ. В те времена Аписом, царём Аргоса, в Египте был основан Мемфис. А Спартоном, сыном аргосского царя Форонея, была основана Спарта. 2453 г. Времени же, в которое сыны Израилевы пребывали в Египте, было 430 лет, по прошествии которых всё воинство Господне в тот же день ушло из земли Египетской, как свидетельствует книга Исхода; хронографы же считают общее число этих лет от 75-го года рождения Авраама, когда он пришёл в землю обетованную, следуя изданию 70 толковников, которое говорит: «Времени же, в которое сыны Израилевы пребывали в Египте и в земле Ханаанской, как они сами, так и их отцы, было 430 лет. То, что этому по необходимости надо следовать, показывает и истинное предание евреев, которое говорит, что Кааф, сын Левия, который, как известно, родился в земле Ханаана, жил 133 года, сын его Амра, отец Моисея, жил 137 лет, а самому Моисею во время исхода из Египта было 80 лет. Ибо несомненно, что иначе общее число 430 лет просто не могло бы исполниться. С их переводом согласен также апостол, когда говорит: «Аврааму даны были обетования и семени его; не сказано «и потомкам», как бы о многих, но как об одном; «и семени твоему», которое есть Христос. Я говорю то, что завета, утверждённого Богом, закон, явившийся спустя 430 лет, не отменяет и не уничтожает обетования отцов». 2493 г. Моисей правит в пустыне выведенным из Египта народом Израилевым 40 лет, из которых в первый год он поставил шатер Господу и, завершив работу за семь месяцев, возвёл его в первый день первого месяца второго года. «До этого времени, – как упоминает Евсевий, – пять книг Моисея охватывают, согласно толкованию 70 старцев, деяния 3730 лет». А о том, сколько лет это времени содержит истинное предание евреев, упоминает в первой книге против грамматика Аппиона Иосиф: «У нас нет бесчисленного множества книг, к тому же расходящихся между собой, но есть только 22 книги, которые охватывают историю всех времён и по справедливости считаются боговдохновенными. Из них пять принадлежат Моисею и включают в себя законы жизни и историю человеческого рода до времени самого Моисея. Этот период охватывает чуть менее 3000 лет».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

С. 427. Профершпилился — проиграл (нем. verspielen — проигрывать). 241 С. 427. …аббат Сийес в своем знаменитом памфлете, что буржуа — это всё. — Речь идет о Эммануэле Жозефе Сийесе (1748–1836), деятеле французской буржуазной революции. В январе 1789 г. вышла его брошюра под названием «Что такое третье сословие?», в которой содержался этот ставший крылатой фразой афоризм. До революции Сийес был аббатом. 242 С. 427. …провозгласили вскоре после него: Liberté, égalité, fraternité. — Речь идет о лозунгах французской буржуазной революции XVIII b. 243 С. 430. Любите друг друга, и всё сие вам приложится. — Источником этого афоризма послужили библейские тексты. Ср.: «Сия есть заповедь моя, да любите друг друга, как я возлюбил вас» (Евангелие от Иоанна, гл. 15, ст. 12); «Ищите же прежде царства божия и правды его, и это всё приложится вам» (Евангелие от Матфея, гл. 6, ст. 33). 244 С. 430. …«Каждый для всех и все для каждого» — из одной всем известной книжки. — На титульном листе книги французского утописта Этьена Кабе (1788–1856) «Путешествие в Икарию» (1840) среди других лозунгов-эпиграфов значилось: «Tous pour chacun. Chacun pour tous» (Все для каждого. Каждый для всех). См.: Voyage en Icarie/Par M. Cabet. Paris, 1848. 245 C. 430. …потянули основателя братства Кабета к суду. — В 1847 г. Кабе купил в Америке землю и, переселив туда несколько сот французских рабочих, основал братство. В результате возникших раздоров Кабе был обвинен некоторыми членами братства, вернувшимися во Францию, в мошенничестве. Будучи заочно осужденным, Кабе приехал в Париж и добился пересмотра дела, закончившегося в 1851 г. полным его оправданием. 246 С. 430. Фурьеристы, говорят, взяли свои последние девятьсот тысяч франков из своего капитала… — Речь идет о фаланстерианской колонии «La Réunion» («Объединение»), основанной главой французских фурьеристов Виктором Консидераном (1808–1893) в Америке в штате Техас. Колония прекратила свое существование из-за разрушений, которым она подверглась во время гражданской войны 1861–1865 гг. 247

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Историческая ситуация. Причиной созыва Собора было учение Нестория (с 428 занимавшего кафедру К-поля), тесно связанное с антиохийской христологией (см. ст. Несторианство). Отказ Нестория называть Приснодеву Марию Богородицей (Θεοτκος) стал причиной споров поначалу в К-поле, а затем и на всем востоке империи. Особенную остроту ситуация приобрела после вмешательства свт. Кирилла Александрийского, неоднократно отмечавшего как в своих письмах к Несторию, так и в др. работах еретический образ его высказываний и обратившего внимание папы св. Келестина на новую ересь. Догматический спор осложнялся церковно-политическим соперничеством между К-польской и Александрийской кафедрами. Римская Церковь, следуя традиц. линии на поддержку Александрии в борьбе против ереси, на своем Соборе (авг. 430) осудила учение Нестория и поручила свт. Кириллу довести до его сведения решение: в 10-дневный срок после получения соборного определения Несторий должен был отречься от ереси, в противном случае он будет низложен (ACO. T. 1. Vol. 2. P. 12; ДВС. Т. 1. С. 172). В дополнение к этому Собор в Александрии (нояб. 430) утвердил особое послание к Несторию (Το Σωτρος) (ACO. T. 1. Vol. 1 (1). P. 33-42; ДВС. Т. 1. С. 191-199), составленное свт. Кириллом, в к-ром в форме 12 анафематизмов высказывалось правосл. учение о воплощении Бога Слова. Этот документ у мн. представителей антиохийской школы (см. ст. Богословские школы древней Церкви) по причине нек-рой терминологической неопределенности богословского языка возбудил подозрения в принадлежности его автора к ереси аполлинарианства. Упреждая своих догматических противников, Несторий потребовал от императора созыва Вселенского Собора для разрешения возникшего спора. Имп. Феодосий II указом (сакрой от 19 нояб. 430, текст: ACO. T. 1. Vol. 1 (1). P. 114-116; ДВС. Т. 1. С. 210-211) назначил Собор в г. Эфесе на Пятидесятницу (7 июня 431). Император предписывал, чтобы из каждой провинции империи на Собор прибыл митрополит «с немногими епископами». Особые приглашения были направлены выдающимся церковным деятелям на Востоке и Западе: Акакию, еп. Веррийскому, прп. Симеону Столпнику и блж. Августину (уже скончавшемуся в авг. 430) (CPG, N 8653; ACO. T. 1. Vol. 1 (1). P. 112). За порядком на Соборе император поручил следить комиту Кандидиану с условием, чтобы он «не вмешивался в исследование о догматах»; в его обязанности входило не допускать беспорядков в городе и не отпускать участников до окончания Собора (ACO. T. 1. Vol. 1 (1). P. 120; ДВС. Т. 1. С. 213).

http://sedmitza.ru/text/758843.html

Вследствие этого Кирилл около начала ноября 430 г. 3324 составил в Александрии собор и от его имени написал epistola synodica к Несторию 3325 . Это послание гласило, что учение Нестория – ересь и затем сообщало ему двенадцать анафематизм, которые Несторий в течение определенного времени должен был подписать, если не желал быть отлученным от церкви. С особым посольством грамоты Кирилла и Целестина были отправлены в Константинополь и вручены Несторию в воскресенье 3326 , 6 декабря 430 г. 3327 Одновременно с этим Кирилл с препроводительной запиской 3328 переслал послания Целестина Иоанну антиохийскому и Ювеналию иерусалимскому. Возложенная на Кирилла Римом миссия чрезвычайно увеличила его самосознание. Он возложил на свою голову митру, подобную римским епископам, и велел титуловать себя «вселенским судьей», каковой титул перешел и к его преемникам 3329 . При таких обстоятельствах Кирилл мог бы сказать, что он достиг своей цели, если бы ему удалось обвинением Нестория в ереси отпарировать при дворе возведенные на него самого жалобы. Это ему однако не удалось. Ход вещей мы проследить не в состоянии, но наверное можно сказать, что поучительное послание Кирилла при дворе нашло неблагоприятный прием 3330 и что поступившие против Кирилла жалобы в Константинополе не были сочтены клеветой. Желая восторжествовать над своим врагом, бывший в милости у двора, Несторий летом 430 г., возбудил вопрос о созвании вселенского собора 3331 . Дату, когда впервые возникла мысль о соборе, нельзя точно установить. Если верить Несторию 3332 , на предстоящем соборе рядом с возбужденными против Кирилла жалобами и догматическим спорным вопросом между ним и Несторием имелось в виду обсуждение еще aliae res ecclesiasticae» 3333 . Будучи твердо уверен в своей ортодоксии, Несторий в расчете на помощь благоволившего к нему императора открыто выступил против своего смертного врага. По-видимому, он опасался, что во всех отношениях дискретированный Кирилл не явится на собор 3334 . Отсюда, когда император Феодосий сакрой от 19 ноября 430 г. назначил на Троицу 431 г. вселенский собор в Ефесе 3335 , то в высоко немилостивом послании к Кириллу 3336 , ни сколько не скрывая своего неудовольствия на его поведение в догматическом споре, он особенно напирал на то, что это его, Кирилла, обязанность не уклоняться от суда собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

(Petav. de doctr. tempor. lib. 9. с. 11.). В подтверждение 430-летнего пребывания евреев в Египте можно указать на родословную Ефрема до Иисуса Навина ( 1Пар. 7:23–37 .). Здесь исчисляется десять родов. Если Ефрем, как вероятно, был лет 80 при рождении Варии, а Иисус Навин при исходе 30 лет, то (полагая в роде 40 лет) выдет от переселения евреев в Египет до исхода 430 лет. Возращение семейства Иакова в целый народ го­раздо удобнее объясняется, когда мы допустим 430 л. пре­бывания евреев в Египте; ибо еще до рождения Моисея, то есть почти за 100 лет до исхода, многочисленность евреев страшила египтян. Слова апостола Павла в послании к Галатам ( Гал. 3:17 .):я говорю то, что прежде утвержденного Богом о Христе завета, закон, данный спустя че­тыреста тридцать лет, не отменяет,– не заставляют необходимо считать время от первого обетования о Христе, данного Аврааму, так как апостол говорит вообще об обетах и притом о тех, которые содержали предсказание о семени Авраама, и в первом обетовании не упоминалось о сем. По сему можно считать время и от повторения сего обетования, данного Иакову перед его переселением в Еги­пет. Таким образом, и слова апостола Павла будут новым подтверждением 430-летнего пребывания евреев в Египте. 15 Еще Шампольон разобрал надписи гипогеев Бени-Гиссана. Прусская экспедиция в Египте сделала снимок с кар­тины изображающей приход семитического семейства. Изображение ее приложено и к египетской истории Бругша, стр. 62. 19 Переселение евреев в Египет при гиксах признают из новейших Герен, Винер, Берто, Ленгерке, Кнобель, Евальд, Бругш, Курц и Бунзен. Только Бунзен прибытие Иосифа в Египет относит за 1000 лет ранее (2775 л.), ко времени Сезостриса, которого он признает за одно лицо с Сезоргезеном I (Узертезеном Бругша):так как Геродот ему приписывает введение подати за землю. Иные думают, что гиксы были изгнаны из Египта прежде переселения евреев в Египет, и даже прежде путешествия туда Авраама (Скалигер, Морегам, Перизоний и др.), или что они вторг­лись уже после исхода евреев (Биньоль, Розенмиллер, Летрон и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskiy...

Свят. Кирилл хотел было созвать Собор, чтобы осудить ересь Нестория и разорвать общение с Константинопольской Церковью, но вместо этого он написал Несторию увещательное послание, отличавшееся кротостью. Тот ответил грозным посланием и затем обратился за поддержкой к папе римскому. В 430 году свят. Кирилл написал, второе послание к Несторию, в котором изложил православное учение о воплощении и о двух естествах в едином Лице Иисуса Христа. Не находя поддержки со стороны светской власти, свят. Кирилл обратился за помощью к папе Целестину . Тот уполномочил александрийского архиепископа действовать от его имени в качестве папского «местоблюстителя». Здесь, конечно, нельзя не заметить враждебности Рима к Константинополю и сочувствие Александрийской кафедре св. апостола Марка, ученика св. апостола Петра. И все же о Нестории в Риме судили не только со слов свят. Кирилла. Сборник проповедей Нестория был передан для разбора преп. Иоанну Кассиану Римлянину . Его заключение оказалось резко антинесторианским. В результате, в августе 430 года папа созвал в Риме Собор, осудивший учение Нестория. По отношению же к самому Несторию было решено испробовать увещание. Для этой цели Собором было поручено свят. Кириллу в третий раз обратиться к Несторию. В октябре 430 года в Александрии был созван Поместный Собор, на котором постановили послать Несторию последнее предупреждение. Собором была принята предложенная свят. Кириллом форма отречения от ереси для Нестория, в виде 12-ти анафематизмов (глав). В ноябре 430 года решения Собора и анафематизмы были переданы Несторию. Несторий переслал анафематизмы свят. Кирилла архиеп. Иоанну Антиохийскому. Тот поручил их разобрать Андрею Самосатскому и блаж. Феодориту Кирскому , которые отнеслись к ним отрицательно, заподозрив свят. Кирилла в аполлинаризме. На сочинение блаж. Феодорита по поводу 12-ти глав, свят. Кирилл дал впоследствии ответ под названием «Защита 12-ти анафематизмов». Так как Церковь волновалась распрями, то император Феодосий в 431 году согласился на созыв Вселенского Собора в Ефесе. Собор открылся без архиеп. Иоанна Антиохийского, предупредившего, чтобы в случае задержки его не ждали. Председательствовал на Соборе свят. Кирилл. Несторий отказался прийти на Собор со своими семью-восемью сторонниками-епископами. Тогда Собор приступил к заочному разбору дела Нестория. Было одобрено второе послание свят. Кирилла к Несторию, и анафематствован ответ Нестория свят. Кириллу. Собор низложил и самого Нестория. Акт Собора был подписан 197-ю участниками. Императору донесли о якобы незаконных действиях Собора, и Собор был приостановлен. Через пять дней в Ефес прибыл архиеп. Иоанн Антиохийский со своими епископами. Он поддержал Нестория и составил с ним лжесобор, низложивший святителей Кирилла и Мемнона Ефесского.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

[ Стих 17. Бывый по летех четыреста и тридесятих Закон. Здесь находят хронологическую неточность в показании числа лет, прошедших от установления Завета при Аврааме до вручении Закона Моисею. Но эта неточность относится к тексту еврейскому и латинскому, а не к греческому переводу 70-ти. Известно, что в книге Исход ( Исх.12:40 ) время пребывания израильтян в Египте, по тексту еврейскому, определяется в 430 лет. Если сюда присоединить 130 лет жизни Иакова до прихода его в Египет ( Быт.47:9 ), 60 лет жизни Исаака до рождения Иакова ( Быт.25:26 ),и один год от установления Завета ( Быт.17:1 ) до рождения Исаака ( Быт.21:5 ) то время, протекшее от установления Завета до вручения Моисею Закона, будет 621-й год – цифра, не оправдываемая никакими данными. И потому правильным будет, согласно с показанием апостола, следовать в этом счислении греческому переводу 70-ти и нашему славянскому. В этом переводе читается: обитания сынов Израилевых, еже обиташа в земли египетстей, и в земли Ханаани, сии и отцы их, лет четыреста тридесять ( Исх.12:40 ), то есть период 430 обнимает собой не одно время пребывания евреев в Египте, а заключает ещё и время странствования патриархов Авраама, Исаака и Иакова в земле Ханаанской, со времени переселения Авраама из Халдеи ( Быт.12:4 ); так что за вычетом из 430-ти лет того времени, которое прошло от этого переселения из Халдеи до переселения в Египет, получится для пребывания евреев в Египте только 215 лет. В пользу этого числа лет говорит то обстоятельство, что между Левием, перешедшим в Египет с Иаковом и Моисеем, выведшим евреев из Египта, было только два лица, Кааф и Амрам ( Исх.6:16–20 ), и последний был женат на дочери Левия Иаоведе, то есть на своей тётке ( Чис.26:59 ). Самаританский текст, таргум бен-Ионафана и Иосиф Флавий (Древн., 2:15.2), считают согласно с переводом 70-ти и, таким образом, подтверждают счисление апостола Павла. И после этого можно только задаваться вопросом: считал ли апостол Павел 430 лет от прихода Авраама в землю Ханаанскую, или от утверждения Завета; в последнем случае хронологическая неточность будет в 24-х годах; в первом же случае – никакой].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010